К какому виду толкования норм права относится разъяснение федерального закона депутатами госдумы рф

Обновлено: 17.05.2024

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их наиболее правильной реализации и совершенствования.

Определение понятия толкования правовых норм

Толкование права – это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла правовых норм.

Таким образом, толкование правовой нормы раскрывается посредством двух аспектов – уяснения и разъяснения.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Аспекты толкования правовых норм

Толкование-уяснение представляет собой мыслительный процесс субъекта толкования. Толкование уяснение не получает внешне выраженную форму, т.е. не фиксируется документально, и не является юридически процессуальным действием. Подобное толкование может даваться как должностным лицом, так и рядовым гражданином.

Толкование-разъяснение включает в себя не только мыслительный процесс, но и его внешнее выражение, закрепляемое в специальных актах (актах толкования), которые в сою очередь доводятся либо до конкретных лиц, либо до неопределенного круга лиц. Разъяснение вправе давать только уполномоченные на то органы и должностные лица.

Причины толкования правовых норм

Таким, образом, толкование правовых норм играет значительную роль в юридической науке. До своего применения норма должна быть подвергнута тщательному толкованию.

Виды толкования норм права

Субъектами толкования правовой нормы может любое лицо. В науке существует подробная классификация толкования права по субъектам. Итак, по субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Такое толкование документально выражено в актах толкования и является юридически обязательным для тех, кому оно адресовано.

Толкование данного вида несет за собой определенные последствия. Оно является ориентиром для субъектов правореализации и не предусматривает разночтений.

В рамках официального толкования выделяют следующие его подвиды:

  • нормативное (общее) толкование имеет более широкий круг субъектов и носит общеустановочный характер. Примером нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда, рекомендующие нижестоящим судам придерживаться определенных ориентиров при применении того или иного закона;
  • казуальное (индивидуальное) толкование затрагивает только какой-либо конкретный факт, дело. Оно не общеобязательно, и имеет целью разрешения именно этого уникального случая;
  • аутентичное (авторское) толкование представляет собой толкование государственными органами собственных актов;
  • легальное толкование, т.е. официально разрешенное и делегированное специализированному органу вышестоящей инстанцией. Как правило, это ведомственное толкование;
  • судебное толкование осуществляется судом и, прежде всего, Верховным Судом Российской Федерации и Пленумом Верховного Суда РФ. Особое значение имеет толкование юридических норм Конституционным судом РФ, которое в отдельных случаях может создать судебный прецедент и выступать источником права.

Однако, стоит заметить, что Конституционный Суд РФ не может толковать Конституции и другие нормативные акты по собственной инициативе, а только по письменному запросу соответствующих субъектов (Президент РФ, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, органы законодательной власти субъектов Федерации).

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование производится субъектами. род деятельности которых не является официальным, государственным. Следовательно, данное толкование не имеет какой-либо юридической силы и не влечет никаких правовых последствий.

Оно может выражаться как в устной, так и письменной формах. Неофициальное толкование права делится на:

  • доктринальное (научное) толкование производится учеными, представителями науки. Оно аргументировано, доказательно, обоснованно. Ярким примером доктринально толкования служат ежегодно выпускаемые комментарии к Кодексам. Мнения ученых не обязательны для правоприменителя, но могут оказать существенную помощь юридической практике;
  • профессиональное толкование дается юристами-профессионалами, к числу которых относятся судьи, прокуроры, адвокаты, следователи и пр. Может быть выражено как устно в форме рекомендации, так и письменно – справки, заключения;
  • обыденное толкование представляет собой первичный, житейский уровень интерпретации правовой нормы. Его особенность заключается в том, что оно может ошибочным, неверным, построенным на эмоциях.

Способы толкования правовых норм

Грамматический (филологический) способ толкования предполагает разбор нормы с позиции лексических, стилистических, морфологических требований.

Логическое толкование подразумевает толкование нормы с точки зрения логики. При таком способе толкования исследуется взаимосвязь трех ключевых элементов нормы – гипотезы, диспозиции, санкции; исключаются иносказания, противоречия, анализируются слова и фразы. носящие переносный или двоякий смысл.

Системное толкования означает толкование нормы с точки зрения системного подхода, т.е. норма должна быть истолкована не изолированно, а в комплексе, в контексте с другими нормами, которые регулируют однородные отношения.

Данный способ толкования позволяет выявить и устранить правовые коллизии между предписаниями, найти необходимую норму при применении аналогии закона.

Например, нормативно-правовые акты изданные в СССР, на текущий момент устарели и не имеют юридической силы.

Специально-юридическое толкование имеет целью толкование специализированных терминов и понятий, которыми насыщены нормы.

Данный способ толкования смежен с грамматическим толкованием. Отличие заключается в том, что истолковываются не отдельные слова, выражения и их соединения, а словесные конструкции, понятия, институты.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на выявление целей, которые закладывал в норме законодатель. Как правило, цель уже заложена в самом нормативно-правовом акте в его преамбуле (вступительной части). Однако, так бывает не всегда.

Иногда цель акта вытекает из его содержания, общей направленности, логики. В некоторых случаях, цель нормативно-правового акта становится очевидной из названия главы или раздела.

Функциональное толкование предполагает изучение нормы с позиции сложившейся практики ее применения. С учетом особенностей времени, места и иных условий обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, существенными или нет.

Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает увольнение за аморальное поведение сотрудника, осуществляющего свою деятельность в сфере воспитания. Однако, понятие аморальности со временем претерпело некоторые изменения.

Если ранее использующийся в образовательных учреждениях авторитарный стиль преподавания не подразумевал использование комплиментов, индивидуальных знаков внимания – это могло быть расценено как приставание или заигрывание, то сегодня данные инструменты преподавания вполне приемлемы. Считается, что они служат способом воодушевления, стимулирования учащихся.

Толкование норм по объему подразделяется на три вида:

Буквальное толкование – вид толкования, при котором словесное выражение нормы и ее действительный смысл совпадают.

Например, ст. 44 Уголовного Кодекса РФ устанавливает 13 видов наказаний, которые могут применяться к лицу, совершившему уголовное преступление. Иных видов наказания к лицу применено быть не может.

Ограничительное толкование – вид толкования, который сужает смысл, следуемый из буквального текста толкуемой нормы.

Расширительное толкование – вид толкования, при котором правовой норме придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее буквального текста.

Например, п. 1 ст. 23 Уголовно-процессуального Кодекса РФ предусматривает рассмотрение мировым судьей дел о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества между супругами и иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений.

Таким образом, статья будет толковаться расширительно, так мировой судья может рассматривать и иные дела, возникающие в семейно-правовых отношениях, которые не предусмотрены данной статьей.

Принципы толкования

  • всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
  • закон обратной силы не имеет;
  • что законом не запрещено, то разрешено;
  • чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
  • законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
  • исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
  • позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
  • толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

Вывод

Толкование правовых норм – основополагающее условие их правильного понимания и применения. Без толкования процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Необходимость толкования убедительно подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой, судьбами конкретных людей.

Разъяснение норм права: 1) официальное (легальное): а) аутентическое(авторское); б) делегированное. 2) неофициальное: а) доктринальное; б) профессиональное; в) обыденное.

Официальное (легальное) толкование - это толкование, произведенное тем органом, кот. издал данный акт ( аутентическое), или же, на кот. возложена обязанность толковать законы и другие нормативно -правовые акты (делегированное).

Аутентическое (авторское) толкование дается органом, издавшим толкуемый акт; специального уполномочия на толкование не требуется, ибо оно вытекает из полномочий соответ-го органа.

Делегированное толкование основывается на законе, кот. наделяет соответ-ий орган правом и обязанностью давать толкование актам, изданным другими органами. Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

В РФ официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы гос-ва, Конст-ый суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства и гос-ые комитеты, Верховный суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также соответс-ие органы республик в составе РФ.

Конституция РФ.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляется неуполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного хар-ра.

Оно не порождает обязательных юр-их последствий; его значение определяется авторитетом субъектов, толкующих нормы права, их специальными знаниями и убедительностью формы, в кот. толкование осущест-ся.

а) Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права; оно имеет научный характер и излагается в научных статьях, монографиях, комментариях к законам, устных выступлениях перед населением ученых-правоведов.

б) профессиональное толкование дается юристами-практиками.

в) обыденное толкование дается гражданами, не являющимся специалистами в юриспруденции.

Виды толкования-разъяснения. - в зависимости от сферы актов разъяснения: 1) Нормативное; 2) Казуальное.

Нормативное толкование - это разъяснение смысла нормы права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение, т. е. оно предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно норме права, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.

Казуальное толкование выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к определенным общественным отношениям. Казуальное толкование есть разъяснение применительно к конкретному житейскому случаю. Чаще всего такое толкование норм права дается суд-ми и иными компетентными органами по рассматриваемым и разрешаемым юр-им делам. Казуальное официальное толкование формально обязательно только при рассмотрении конкретного дела. Однако дейст-ое значение такого толкования гораздо шире: эти акты выступают для нижестоящих органов как образцы понимания и применения закона в качестве своеобразных прецедентов толкования.

Любое ограничительное или распространительное толкование имеет место при соблюдении следующих правил: 1) допускается, когда законодатель употребил слово (или выражение), обозначающее на языке, кот. изложена норма права, понятия более широкого или узкого объема по сравнению с объемом того понятия, кот. в действительности имел в виду законодатель при формировании нормы права и кот. вытекает из ее контекста или из контекста нормативного акта. 2) ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы, кот. ограничивает сферу действия общей нормы права, делает из нее изъятия. 3) распространительно толкуются незавершенные перечни ( например и т .д .и т. п.) 4) недопустимо распространительное толкование исчерпывающих законченных перечней (обстоятельств, субъектов), санкций, положений, составляющих исключение из общего правила. 5) недопустимо огранич-ое толкование незаконченных перечней. 6) не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если толкование выходит за ее рамки.

63) Понятие и виды интерпретационных актов.

Результаты официального толкования (интерпретации) закрепляются в соответ-их актах-док-ах, так называемых интерпретационных актах.

Интерпретационный акт - это акт-документ, кот. содержит официальное разъяснение содержания норм права.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самост-го значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в кот. содержатся толкуемые юр-ие нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответст-ми органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

2. По юр-ой значимости различают акты нормативного толкования (общие) и казуального (индивид-ые).

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юр-ая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д. (акты толкования правотворческих органов; акты толкования правопримен-ых органов)

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными (делегированными). Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, кот. на это управомочен, кот-му это право делегировано (разрешено) законом (напр, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права; уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

Французский философ Р. Декарт советовал: "Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений". А его соотечественник Вольтер сказал однажды своему собеседнику: "Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах".

Толкование - древнейший правовой институт. Он является частью более широкого понятия - герменевтики, которая в переводе с греческого означает объяснение, разъяснение, интерпретация какого-либо предмета, явления. В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, художественных произведений, материальных объектов, реликвий, раритетов, других исторических, религиозных и культурных ценностей.

Толкование — это уяснение и разъяснение подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях действия нормы права (договора). Это сложная интеллектуальная деятельность, ко­торая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкова­ния.

Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.

Задача толкования:

    • установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

    Цель толкования:

    При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

    Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга.

    Юридическая деятельность (судебная, прокурорская, следственная, адвокатская и иная), как никакая другая, требует скрупулезной точности, определенности, однозначности.

    Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Народное наблюдение гласит: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".

    Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Так что толкование может быть и предвзятым. Особенно это касается нечетких, двусмысленных законов, которые действительно при желании можно повернуть по-разному, т.е. они допускают множественное толкование, возможность вкладывать в них различный смысл. Подобных случаев в современной юридической практике немало. Толкование носит как объективный, так и субъективный характер.

    Вообще, толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса, о какой бы норме речь ни шла. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Основные причины необходимости толкования норм права:

      • сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);
      • несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);
      • несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);
      • специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
      • неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);
      • действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

    Различают два аспекта толкования:

      1. уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);
      2. разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц ).

      Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению , а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

      При толковании-уяснении оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

      При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц . Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

      Виды толкования права по субъектам, приемам и объему

      Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридиче­ские последствия. Различают

        1. аутентичное (издавшим органом) и
        2. судебное официальное толкование.

        Неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы. Оно не регламентировано законом и осуществляется в сво­бодной форме.

        Виды толкования права по субъектам

        Субъект толкования — это государственные органы и физи­ческие лица, разъясняющие уголовный закон.

        Виды толкования права по субъекту:

          1. легальное - это официальное толкование уголовного закона, которое дает орган, специально на то уполномоченный законом;
          2. судебное - дается судом при применении правовой нормы по конкретному делу. Оно обязатель­но только по этому делу. Разновидностью судебного толкования является толкование, даваемое в постановлениях Пленума Вер­ховного Суда РФ;
          3. научное (доктринальное) - даваемое учеными, практическими работниками в статьях, учебниках, монографиях по проблемам уголовного права, обязательной силы не имеет, но способствует развитию правового сознания, а также может быть использовано при разработке новых законов.

          Виды толкования права по приемам (способам)

          Способ толкования — это совокупность мыслительных опера­ций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте.

          К основным способам толкования относятся:

            1. языковое;
            2. логическое;
            3. систематическое;
            4. специальное юридическое.

            Кроме того, выделяют историческое, телеологическое (целевое), функциональное толкование.

            Языковое толкование предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста.

            Логическое толкование основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического построения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение, умозаключение, закон логики, аксиома и др.

            Систематическое толкование предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права (гипоте­зой, диспозицией, санкцией), между разными нормами права од­ного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах. Поэтому требуется установление места нормы права в системе отрасли или даже в системе права в целом. Главная мыслительная операция здесь — сравнение.

            Специальное юридическое толкование многие ученые по-прежнему отдельно не выделяют, а считают разновидностью систематического толкования. Оно предполагает прежде всего исследование приемов юридической техники, при­меняемых для выражения воли законодателя.

            Виды толкования права по объему

            По объему толкование бывает

              • буквальным,
              • ограничитель­ным и
              • распространительным.

              Буквальное - это толкование в точ­ном соответствии с текстом, оно предполагает совпадение содержа­ния нормы со словесной формулировкой.

              Ограничительным назы­вается толкование, дающее основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального смысла закона (например, по возрасту привлечения к ответственности, хотя в тексте нормы это не указано).

              Распространительное (расширительное) толкование, наобо­рот, придает закону более широкий смысл, когда закон применя­ется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным. Этот вид толкования применяется лишь в исключительных ситуа­циях.

              Юридическое значение толкования-разъяснения зависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное. Официальное толкование — это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным ор­ганом.

              Акты официального толкования обязательны для соот­ветствующих субъектов правоприменения. По сфере такой обязательности положений официально­го толкования оно делится на нормативное и каузальное. Положения нормативного толкования распространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых тол­куемой нормой. Но официально-обязательное для соответству­ющих субъектов правоприменения положение (правило, "нор­му") толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное по­ложение — это всегда лишь правило надлежащего понима­ния уже наличной толкуемой нормы права, а не новая нор­ма права. Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус). По источнику (правовому основанию) такой обязатель­ности обычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное. Однако, как мы увидим ниже, так называемое аутентичное толкование — ввиду отсутствия у него необходимого источника (правового основания) обязатель­ности его положений — вообще неправомерно и ошибочно относить к официальному толкованию. Легальное толкование — это толкование, которое осуще­ствляет специально на это управомоченный законом государ­ственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, орга­нов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Такое толкование обладает общеобязатель­ной юридической силой. В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения но вопросам судеб­ной практики, которые, согласно Конституции РФ (ст.

              126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Подобная трактовка представляется необоснованной, по­скольку сама Конституция РФ не управомочивает эти судеб­ные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толко­вать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматри­вает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толко­вания и носят рекомендательный характер. Наделение их официально-обязательной юридической силой фактически оз­начало бы как признание за соответствующими судебными органами законодательных правомочий, что противоречит принципу разделения властей, так и одновременно отрицание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону. Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкова­ние всеми правоустановительными (правотворческими) государ­ственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции. Эта позиция, включая одобрение соответствующей прак­тики, является господствующей в нашей литературе. Между тем очевидно, что подобная позиция (и породив­шая ее практика) противоречит не только основным началам права и правовой государственности, но и действующему за­конодательству, которое не наделяет правотворческие орга­ны правом осуществлять официально-общеобязательное тол­кование каких-либо нормативных актов (своих или чужих). Аутентичное толкование как продукт и выражение неправо­вой практики государственных органов носит произвольный, самочинный характер и является — в отличие от легального толкования — толкованием нелегальным и неправовым. Это как раз один из тех важных случаев, когда то, что прямо не разрешено законом государственному органу или должност­ному лицу, то ему запрещено; что не легально, то нелегально и антилегально. Но, видимо, в наших условиях всего этого недостаточно и необходим прямой законодательный запрет на занятие государственными органами подобной деятельностью.

              Издание обязательного нормативного акта и осуществле­ние официально-обязательного толкования вообще (своего акта или любого другого) — это две совершенно различные фун­кции, и в условиях разделения властей один орган не должен обладать одновременно этими двумя функциями и двумя соот­ветствующими правомочиями. Обязательное толкование права является по своей сути судебной функцией, и оно должно осуществляться специаль­ной судебной инстанцией (как правило, Конституционным или Верховным судом). Поэтому только легальное судебное толко­вание является правомерным официально-обязательным тол­кованием; признание же других видов официально-обяза- телыюго толкования, в том числе и аутентичного, противо­речит элементарным требованиям права и правовой государ­ственности. Если правотворческий орган считает, что изданный им акт страдает такими недостатками, которые не могут быть преодолены в процессе его реализации и применения (с по­мощью обычных процедур толкования данного акта субъек­тами реализации права), то он должен в установленных за­коном форме и порядке внести в него необходимые поправки и уточнения. Использование же вместо этого безграничных возможностей аутентичного толкования открывает (особенно для различных министерств, ведомств и иных структур ис­полнительной власти) широкий простор для обхода закона и для бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности. Аутентичное толкование ведет к отрицанию правопорядка и законности в стране, к разрушению иерархии источников действующего права, к де­вальвации роли закона и бюрократизации нормативной систе­мы, к откровенной и повсеместной подмене общих требований закона всевозможными ведомственными псевдотолкованиями и конъюнктурными разъяснениями о том, что в стране на са­мом деле является правом с точки зрения соответствующего органа или чиновника, его инструктивных и директивных приказов и писем. К неофициальным толкованиям относятся все толкова­ния, не наделенные законом обязательной юридической силой.

              Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование — это толкование соответствую­щей нормы права любым субъектом на основе его правопони- мания и правосознания. Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающи­мися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юри­дической деятельности). К разновидностям такого профессио­нального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных го­сударственных органов (все так называемое аутентичное тол­кование). Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические коммен­тарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соот­ветствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках. Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкова­ния права. Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторите­том субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих тол­кований.

              Читайте также: