Местное самоуправление как элемент гражданского общества право местного самоуправления

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра конституционного, административного и финансового права

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

студентки 2 курса

4 группы дневного отделения

Золотаревой К. Д.

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….

§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………

§2. Основные институты гражданского общества. .

§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..

§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления. . . .

§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Список использованной литературы…………………………………………….

Актуальность темы исследования.

Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.

Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь. Именно в этот период определились основные теоретические и практические проблемы, которые потребовали своего концептуального осмысления: как выделить дела, присущие по своей природе муниципальному управлению и дела, которые передаются государством органам местного самоуправления. Данные проблемы и стали ключевыми в научных дискуссиях представителей различных школ и идейно-политических направлений о месте и роли местного самоуправления в жизни общества.

Научная новизна исследования состоит в разработке и вынесении на защиту следующих положений:

Практическая значимость работы.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария при рассмотрении аспектов взаимоотношений местного самоуправления и гражданского общества. Материалы и выводы работы могут оказаться полезными работникам муниципальных органов власти, а также руководителям общественных организаций.

Целью данной работы является исследование роли и значения института местного самоуправления в становлении гражданского общества в современной России.

Объектом исследования выступает институт местного самоуправления как фактор, способствующий становлению гражданского общества.

Предмет исследования - политико-правовые аспекты взаимосвязи местного самоуправления и других элементов гражданского общества.

В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач:

  • исследование теоретических и методологических проблем становления гражданского общества и местного самоуправления (институциональный анализ);
  • обоснование политико-правовых аспектов взаимоотношений местного самоуправления, публичной власти и гражданского общества;
  • выявление особенностей политики реформирования современной модели местного самоуправления в России.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, вывода (заключения).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна, определяется степень научной разработанности, объект и предмет исследования, его цель и задачи.

В первой главе работы рассмотрено понятие и содержание гражданского общества, его основные институты.

В главе второй рассмотрено местное самоуправление, его понятие, признаки, политико-правовые проблемы взаимодействия с другими институтами гражданского общества.

В заключении приводятся выводы проделанной работы.

Глава 1.Понятие и содержание гражданского общества

§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы

Понятие "гражданское общество" сегодня выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи. Каждая эпоха "открывает" или находит несколько великих истин, с помощью которых объясняет свой мир. И вот одной из таких эпохальных истин стало разграничение гражданского общества и государства 3 .

Можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную. В первом значении оно используется как теоретическая категория. В этом смысле,

гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

В отличие от первой теоретико-аналитической функции, во второй

функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус

нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации

граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания

и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в

обществах, находящихся в состоянии трансформации 5 .

Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для граждан.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества, упомянутых в определениях гражданского общества.
Это наивысшая форма общности:
- с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;
- способная контролировать государство;

- самоуправляться и саморегулироваться;
- имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);
- отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.
- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

- высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
- законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра конституционного, административного и финансового права

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

студентки 2 курса

4 группы дневного отделения

Золотаревой К. Д.

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….

§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………

§2. Основные институты гражданского общества. .

§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..

§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления. . . .

§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Список использованной литературы…………………………………………….

Актуальность темы исследования.

Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.

Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь. Именно в этот период определились основные теоретические и практические проблемы, которые потребовали своего концептуального осмысления: как выделить дела, присущие по своей природе муниципальному управлению и дела, которые передаются государством органам местного самоуправления. Данные проблемы и стали ключевыми в научных дискуссиях представителей различных школ и идейно-политических направлений о месте и роли местного самоуправления в жизни общества.

Научная новизна исследования состоит в разработке и вынесении на защиту следующих положений:

Практическая значимость работы.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария при рассмотрении аспектов взаимоотношений местного самоуправления и гражданского общества. Материалы и выводы работы могут оказаться полезными работникам муниципальных органов власти, а также руководителям общественных организаций.

Целью данной работы является исследование роли и значения института местного самоуправления в становлении гражданского общества в современной России.

Объектом исследования выступает институт местного самоуправления как фактор, способствующий становлению гражданского общества.

Предмет исследования - политико-правовые аспекты взаимосвязи местного самоуправления и других элементов гражданского общества.

В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач:

  • исследование теоретических и методологических проблем становления гражданского общества и местного самоуправления (институциональный анализ);
  • обоснование политико-правовых аспектов взаимоотношений местного самоуправления, публичной власти и гражданского общества;
  • выявление особенностей политики реформирования современной модели местного самоуправления в России.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, вывода (заключения).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна, определяется степень научной разработанности, объект и предмет исследования, его цель и задачи.

В первой главе работы рассмотрено понятие и содержание гражданского общества, его основные институты.

В главе второй рассмотрено местное самоуправление, его понятие, признаки, политико-правовые проблемы взаимодействия с другими институтами гражданского общества.

В заключении приводятся выводы проделанной работы.

Глава 1.Понятие и содержание гражданского общества

§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы

Понятие "гражданское общество" сегодня выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи. Каждая эпоха "открывает" или находит несколько великих истин, с помощью которых объясняет свой мир. И вот одной из таких эпохальных истин стало разграничение гражданского общества и государства 3 .

Можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную. В первом значении оно используется как теоретическая категория. В этом смысле,

гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

В отличие от первой теоретико-аналитической функции, во второй

функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус

нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации

граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания

и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в

обществах, находящихся в состоянии трансформации 5 .

Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для граждан.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества, упомянутых в определениях гражданского общества.
Это наивысшая форма общности:
- с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;
- способная контролировать государство;

- самоуправляться и саморегулироваться;
- имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);
- отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.
- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

- высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
- законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Значимость местного самоуправления в гражданском обществе

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельность решения населением вопросов, имеющих местную значимость, а также вопросов владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Под местным самоуправлением понимают форму народовластия, обеспечивающую в установленных законодательством пределах самостоятельное и ответственное решение гражданами муниципальных образований вопросов, имеющих местную значимость, через непосредственные формы участия или органы муниципального управления.

Основу муниципального управления составляет исторические и иные местные традиции.

Российская система публичной власти рассматривает местное самоуправление как один из основных институтов гражданского общества.

Уровень публичной власти в форме местного самоуправления призван решать совокупность задач благоустройства территорий муниципальных образований, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать правовое просвещение населения, осуществлять помощь малоимущим и нуждающимся слоям населения и прочее.

Численность муниципальных образований на территории Российской Федерации превышает 22000 единиц.

Муниципальное управление оказывает существенное влияние на развитие населения, человека в частности, его ценностной системы и мировоззренческого направления.

К первостепенным задачам муниципального управления относится работа, направленная на изменение психологического содержания населения, формирование у граждан способности к независимому и ответственному решению проблем муниципального образования, формирующих основу совершенствования государственного управления и гражданского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Местное самоуправление охватывает решение разнообразных вопросов экономического, технологического и профессионального содержания.

Значимой проблемой организации местного самоуправления на текущий момент является низкий уровень социальной активности населения муниципальных образований и высокий уровень недоверия граждан к представителям муниципальной власти.

Для большей части населения России характерен перенос проблем социального, личного или экономического содержания на лиц, являющихся представителями власти на муниципальном уровне.

Изучение практики осуществления местного самоуправления свидетельствует о необходимости точного закрепления на уровне законодательства полномочий муниципальных органов управления и разработки конкретных параметров организационных форм муниципального управления. Эффективное решение вопросов организационного, экономического, правового и иного характера на муниципальном уровне требует четкого определения компетенции органов муниципального управления, формирования механизма их ответственности, повышения доступности актов органов муниципального управления для населения, проживающего в муниципальных образованиях, расширения форм участия граждан в осуществлении деятельности органов местного самоуправления.

Несмотря на наличие проблем осуществления местного самоуправления, роль органов муниципального управления растет с течением времени, что обуславливает развитие демократии в системе управления государством на всех уровнях власти.

Следует признать особую значимость муниципального управления в сфере реализации государственных проектов здравоохранения, обеспечения жильем, образования, сельского хозяйства и прочего. Именно на уровне муниципального управления наблюдается наиболее эффективное взаимодействие власти и населения.

При этом, как правило, граждане не осознают всех возможностей местного самоуправления при решении различных проблем жизнедеятельности населения на территории муниципального образования. Этот факт свидетельствует о неполноценности формирования гражданского общества на территории России. Эффективная реализация народовластия требует решения данной проблемы.

На современном этапе развития российского общества полномочия органов муниципального управления закрепляются на уровне федерального законодательства, однако с точки зрения практики осуществления муниципального управления эти полномочия требуют определенного расширения. В 2018 году Президент России В.В. Путин в рамках общероссийского конгресса муниципальных образований обозначил значимость муниципального управлении в процессе формирования благоприятной среды для жизни населения и поддержки предпринимательства, в том числе в форме малого и среднего бизнеса. Главой государства была отмечена преобладающая роль органов муниципального управления в обеспечении решения значимых и многоплановых вопросов развития городских и сельских поселений, вопросов обновления инфраструктуры муниципальных образований.

Проблемы современного муниципального управления в России

Муниципальное управление сталкивается с рядом проблем, решение которых может оказать существенное влияние на эффективность этого управления. К числу таких проблем относятся:

  • во-первых, определение компетенции органов муниципального управления, распределение прав и обязанностей муниципального управления между уровнями местного самоуправления;
  • во-вторых, нестабильность состояния российской экономики, проявляющаяся в падении доходов муниципальных бюджетов и, как следствие, их дефиците;
  • в-третьих, недостаточность средств для решения всех проблем муниципальных образований, зачастую финансируемых по остаточному принципу;
  • в-четвертых, введение практики делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления без предоставления соответствующего финансового обеспечения их реализации.

Наличие муниципального уровня управление является обязательной основой существования демократического строя в Российской Федерации. Государство должно взять на себя обязанность в организации эффективного взаимодействия органов муниципального управления и различных уровней государственного управления.

Читайте также: