Какая тенденция образования характеризуется описанием обеспечение образовательного пространства

Обновлено: 19.04.2024

Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство

1. Образование как социальное явление

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

2. Образование как социокультурный феномен

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

3. Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образовательной системы являются:

цели и содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; система управления образовательным процессом; образовательная среда; результаты образования (уровень, качество).

Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:

• соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

• единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

• гуманизация и фундаментализация содержания образования.

4. Современное мировое образовательное пространство

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Современное развитие российского общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее. Инновации[38] в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[39].

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:

¦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);

¦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;

¦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

5. Свойства современного образования

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, а это означает изменение задач, стоящих перед педагогами, методов и приемов работы учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, что в свою очередь ведет к пересмотру целей, содержания и технологий образования.

Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.

Дифференциация[40] – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например группированием учащихся по признаку их успеваемости, разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. В 1980—90 гг. была разработана концепция дифференциации образования в средней общеобразовательной школе.

Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.

Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой использования разных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Непрерывность образования в Советском Союзе с 1970 г. была провозглашена как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством.

6. Образовательная система России

Одной из функций любого государства вне зависимости от его государственного устройства является функция обеспечения образования населения.

В настоящий момент в Российской Федерации действует Закон об образовании (1992 г., изменения и дополнения – 1996 г.), который регламентирует функционирование российской образовательной системы.

Российская образовательная система – это, прежде всего, сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования (рис. 20). По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

• негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций). Российская модель образования зарекомендовала себя в мире как одна из самых лучших. Для нее характерной чертой является неразрывная связь с глубокой фундаментальной наукой.

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образова­тельного уровня. Все страны объединяет понимание, что современное образова­ние должно стать международным, школьное и университетское образование приобретают черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социаль­но-экономической формации, создается поликультурная среда.

Мировое образовательное пространство объединяет наци­ональные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и

задач, своему качественному со­стоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся еди­ном организме при наличии в каждой образовательной системе

Мировой организм есть непрерывное целое.

глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаи­модействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интегра­ционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить За­падная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х гг. в западноевропейских странах.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их инте­грационные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — гене­ратор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республи­ка Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппи­ны и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требо­ваний к качеству обучения и подготовке кадров.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграци­онные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказы­вается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Запад­ной Европы.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции обра­зовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, не­большие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

К концу XX в. выделяются регионы, в которых по ряду экономических, поли­тических, социальных причин нарушается последовательность образователь­ных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские стра­ны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX в.

Первая тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на пе­реход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотруд­ничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий парт­нерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом обра­зовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся на­циональных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэто­му пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования междуна­родной образовательной среды, наднациональным по характеру знании и при­общению человека к мировым ценностям.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса разви­тия мирового образовательного пространства. Данная организация разрабаты­вает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регио­нального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентиро­вана на:

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области обра­зования, науки и культуры;

• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каж­дый год.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные мо­дели.

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в струк­туре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональ­ный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт, университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа — лицей, колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторан­тура.

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отече­ственной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в миро­вое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университе­тах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая си­стема организации высшего образования обеспечивает более широкую мобиль­ность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского об­разования новые специальности.

Вторая тенденция — это мощное обогащение вузов современными информа­ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция — это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на са­мофинансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, обра­зовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управ­ления.

К определению образовательного пространства можно также подойти с более формальной (неформальной) точки зрения. Если взять за основу понятия образовательной услуги и образовательной информации, то можно определить образовательное пространство как пространство, в котором предоставляются образовательные услуги. Образовательные услуги возможны только при наличии различных источников таких услуг и их потребителей. Таким образом, мы можем говорить о потоках образовательной информации и образовательных услуг в обществе, которое является соответствующим каналом передачи этих услуг и информации. Набор соответствующих источников, потребителей и каналов передачи дает представление об образовательном пространстве и определяет его.

Свойства обычного пространства включают абсолютность и относительность, конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, однородность и неоднородность. Некоторые из них можно рассмотреть в контексте образования. Специфика пространственно-временных отношений в микро-, макро- и мегамирах, в различных формах движения материи представляет значительный интерес для физики. Также правомерен подход к образовательному пространству с позиций разных масштабов.

Формирование представлений об образовательном пространстве по отношению к некоторым другим пространствам стало возможным в связи с информатизацией и компьютеризацией общества, в частности, в связи с большим взаимодействием между различными образовательными системами, проявляющимся в увеличении информационных потоков, обмене студентами, преподавателями и т.д.. Только взаимодействие способно породить и раскрыть соответствующие восприятия и специфику системы, ее актуальность, ее локализацию в пространстве.

Образовательное пространство, его виды и субъекты - Концепция образовательного пространства

Концепция образовательного пространства

Концепция образовательного пространства объединяет две основные идеи: идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает определенную образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие всех возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий. Из всего этого можно сделать вывод, что образовательное пространство — это определенная форма передачи социального опыта от поколения к поколению. Эта передача опыта происходит на уровне, который выходит за рамки естественного и происходит без специально организованных процессов обучения и воспитания, то есть на уровне, который не усиливается специальными воздействиями на субъектов воспитания.

Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов этой инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура определяет размер и другие топологические характеристики образовательного пространства.

Образовательное пространство рассматривается как сложная, развивающаяся система, как динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений.

Подход к предметно-развивающей среде как к источнику развития личности имеет давнюю педагогическую традицию, восходящую к работам Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Дистервега, К.Д. Ушинского и других основоположников классической педагогики. В этих работах подчеркивается важность использования возможностей окружающего мира и внешних обстоятельств для этой цели в процессе воспитания самостоятельного обучения на протяжении всей жизни. Влияние образовательной среды на личность было предметом рассмотрения в трудах и практике неклассической педагогики: прагматическая педагогика Дж. Дьюи, предметный метод обучения В.П. Вахтерова, вальдорфская педагогика Р. Штайнера и др.

В работах Л.А. Боденко, С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и других образовательная среда выступает как объект воздействия образовательной системы. Общим для этих авторов является идея о том, что в образовательной среде существует набор возможностей для развития по определенному образцу, выделение и анализ компонентного состава среды, ее неоднородности и теоретическое обоснование возможности типологии образовательных сред. В образовательной среде выделяют информационную, пространственную и профессиональную, а также психолого-педагогическую составляющие.

Проблемы образовательной среды

Обобщая разработки современных отечественных исследователей по проблемам образовательной среды, можно сделать вывод, что общим подходом для них является понимание образовательной среды как совокупности факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы образовательных учреждений. В широком смысле образовательная среда — это объект деятельности, связанный с целью образования в целом и содержанием педагогического процесса как производной от общего содержания образования, его социально ценной культурной направленности. Так, образовательная среда интерпретируется в многочисленных публикациях Б.М. Бим-Бада, В.П. Беспалько, В.Д. Шадрикова и др.

Окружающая среда воспринимается человеком только тогда, когда она оказывает непосредственное влияние на его жизнь. Изменения в окружающей среде накладывают определенные ограничения на деятельность человеческого сообщества и в значительной степени определяют пределы его существования.

Содержание образовательного пространства характеризуется взаимодействием студента с образовательной средой. Ряд исследователей выделяют природные, социальные и культурные компоненты в образовательной среде. В образовательном пространстве личность имеет возможность взаимодействовать с каждым из перечисленных компонентов образовательной среды. В этом случае образовательное пространство рисуется как пространство особого рода, место, включающее личность и среду в процесс их взаимодействия, результатом которого становится рост индивидуальной культуры (в самом широком смысле этого слова) студента.

Опыт взаимопреобразования, взаимовлияния человека и природы, опосредованный в образовательном пространстве, не может быть сведен только к теоретической составляющей, но обязательно должен включать процессуальную, аксиологическую и творческую составляющую. Из этого следует, что для того, чтобы полностью реализовать процесс культурного перевода, необходимо взаимодействовать с социальными и природными объектами. Это означает неизбежное включение природных объектов, явлений и процессов в концепцию образовательного пространства.

Образовательное пространство формируют социальные образовательные учреждения; природные объекты, обладающие образовательным потенциалом; средства массовой коммуникации; ориентированная на образование общественность; преобладающие в данный момент времени образовательные теории и концепции; социально-психологические стереотипы людей, регулирующие их поведение по отношению к образованию. Образовательное пространство — более широкое и сложное понятие, чем образовательная система.

Мир двадцать первого века так мало похож на мир середины или начала двадцатого века. Трансляция культуры исключительно через особую деятельность новых поколений в рамках специально организованных учреждений все больше уходит в прошлое. Возрастает роль других видов коммуникаторов, которые ранее не использовались для этих целей и не рассматривались как трансляторы культуры. Это относится к таким явлениям нашей действительности, как субкультуры, Интернет, массовая коммуникация, средства искусства (музыка, кино, видео) и т.д.

Новые образования

Состояние современной образовательной сферы и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий и создания соответствующей информационно-образовательной среды. Создание качественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды в основном рассматривается как достаточно сложная техническая задача, решение которой позволит радикально модернизировать технологическую базу системы образования и перейти к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Однако нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды — это не только технический вопрос. Для его создания, развития и поддержания необходимо в полной мере использовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В этом контексте необходимо также учитывать педагогические проблемы, связанные с функционированием современных информационно-образовательных сред.

В широком смысле образовательная среда — это подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств и ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности. Анализ многочисленных определений в педагогической литературе свидетельствует о том, что это совокупность (скорее, система) информационных, технических и педагогико-методических подсистем, целенаправленно обеспечивающих процесс обучения и его участников. Образовательная среда функционирует не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Информационно-образовательная среда — это педагогическая система нового уровня. Можно сказать, что информационно-образовательная среда — это педагогическая система плюс ее обеспечение, то есть материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая подсистемы.

Тематическая учебная среда образовательного учреждения

Предметная среда обучения понимается как совокупность статичных объектов, образующих элементы обстановки класса, наглядные пособия и так далее. В несколько расширенном плане предметная часть образовательной среды трактуется как включающая сами помещения, условия учебной деятельности и т.д., а пространственная часть образовательной среды объединяет объекты пространственного и предметного выбора. и пространственно-объектная часть образовательной среды, объединяющая объекты пространственного и предметного выбора, в частности, объекты двигательной, сенсорной, манипулятивной, познавательной, игровой и художественной деятельности учащихся. Материально-вещественные параметры культурной среды образовательных учреждений подразумевают — дизайн и учебные пространства, классы, мастерские, рекреационные зоны и так далее.

Систематизация образовательной среды, которая разрабатывается вне рамок экологического подхода, носит несколько обособленный характер. Здесь используются понятия материально-технической базы школы, педагогического оборудования и учебных пособий.

Высокотехнологичная образовательная среда учебных заведений, конечно, является лишь подсистемой всей системы среды образовательного процесса, которая включает в себя другие не менее важные компоненты. В то же время техника и технологии оказали и продолжают оказывать большое влияние на ход общественного развития, предписывая процессы индустриализации и постиндустриализации, а также способы организации и осуществления образовательной деятельности.

Технологический прогресс в образовании привел к поистине революционным изменениям в образовании. Использование этих технологических качеств способствовало переходу от чисто устной формы передачи знаний к форме образования, основанной на грамотности, которая позволяла учащимся участвовать в дискуссиях в качестве равноправных партнеров, самостоятельно усваивая учебный материал, что способствовало появлению творческого мышления. Вторая образовательная революция была вызвана появлением публичных библиотек, лабораторий и лекционных залов, что привело к созданию кооперативных форм взаимодействия между учеными и студентами в рамках новых социокультурных форм образования — университетов и колледжей.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками третьей образовательной революции, которая обусловлена развитием и применением микропроцессоров и телекоммуникаций в образовании. Возможности, предоставляемые новейшими технологиями, весьма значительны и могут радикально изменить характер образовательной деятельности. Среди последствий таких инноваций эксперты указывают не только на появление новых способов работы с информацией, но и на модификацию форм и инновационных структур образования, таких как виртуальные университеты, конференции, семинары и лаборатории.

Эти обстоятельства обосновывают тезис о том, что новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, обеспечивающие учебный процесс, обладают эффектом нерасчлененного метода. Кроме того, они содержат возможности, которые существенно меняют структуру образовательной среды и систему ее связей с другими социальными структурами.

Таким образом, субъекты образования, то есть учитель и учащиеся, составляющие социально-психоантропологический компонент целостной образовательной среды, определяют ее ведущие качества. Это связано с тем, что они являются непосредственными участниками и исполнителями фундаментальных образовательных процессов: Обучение, преподавание, воспитание, взросление, социализация и т.д. Процессы проектирования, производства и маркетинга высокотехнологичных образовательных сред относительно автономны с точки зрения образования, обслуживания, обеспечения и оснащения. Согласно законам менеджмента, деятельность по созданию высокотехнологичной образовательной среды должна находиться в кооперативной связи с образовательной деятельностью и способствовать достижению основных образовательных целей, чтобы быть эффективной.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Динамично протекающая интеграция мирового пространства в условиях его открытости, преодолевая дифференциации образовательных систем различных стран, все явственнее проявляет современные тенденции глобализации, унификации, информатизации и стандартизации качества образования (Л.А. Беляева). Открытое общество востребовало и сделало реальным открытое образовательное пространство, под которым подразумевается, устойчивая совокупность образовательных связей между государствами и внутри них, ставящая перед личностью обучаемого проблему вхождения в него в качестве социального актора (К.Поппер), осваивающего его потенциал.

Глобализация образования, стимулируемая высоким уровнем развития мирового сообщества, динамичными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями, устойчивым развитием образовательных систем, ведет к созданию единого образовательного пространства, более всего пока европейского, требует выработки новых стратегических ориентиров развития образования в современном и будущем мире. Сфера образования, вносящая вклад в развитие человеческого фактора, является важнейшим общественным благом глобального масштаба. Образование является эффективным средством повышения качества жизни, преодоления бедности и нетолерантности, достижения устойчивого развития личности и общества на основе увеличивающейся ответственности человека за жизнь. Никогда ранее не стояла так остро проблема воспитания толерантного сознания, как в настоящее время. Глобализация мировых проблем, императив выживания актуализировали нравственные качества человека, общественного интеллекта, бытия и духа, с одной стороны, и дальнейшее освоение человечеством демократического, гуманистического идеала, реальная свобода для многих людей, с другой, потребовали радикального изменения ментальности, связанной с его толерантностью. Это подтверждается фактом установления в 1995 г. Международного Дня толерантности.

В этом отношении расхождения отечественной системы образования с западной оказались весьма существенными. И если в последнее время российские студенты получили возможность выбора уровней обучения, то речь идет о пяти уровнях - бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, что существенно увеличивает длительность обучения. Отечественное образование с трудом постигает смысл бакалавриата и магистратуры, хотя их практика началась с середины 90-х г. прошлого века, отличаясь от западных вузов сроками обучения (3 +2) и (4+2), направленностью образования и функциями выпускников. Фундаментальная общенаучная подготовка (которой всегда гордились советские вузы) сочеталась с профильным профессиональным образованием, начинавшимся практически с момента поступления, с первого курса обучения. Такая усложненная архитектура многоуровневости, пришла в явное противоречие с жизнью и концепцией непрерывности образования. Несмотря на это продолжает усиленно муссироваться идея опасности снижения уровня обученности, усреднения требований, предъявляемых к студентам и выпускникам. Не снимая проблемы качества образования, все же стоит подчеркнуть, что эффективность образования, его личностный и социальный смысл в современных условиях требуют уменьшения сроков обучения, но увеличения его качества на путях инновационных технологий.

И если мысль о том, что учитель перестает быть учителем, если он не учится сам (К.Д. Ушинский), не нова, то в настоящее время это особенно актуально в связи с новыми тенденциями в образовании. Крайним проявлением некомпетентного подхода в образовании является профессиональный маргинализм (Е.П.Ермолаева, С.А. Минюрова), который характеризуется несоответствием специалиста профессиональной идентичности. Формальная причастность человека к профессии вступает в противоречие с ее ценностями на рефлексивном и поведенческом уровнях. Если специалист перестает повышать свой профессиональный уровень, квалификацию, то он не просто отстает от самого себя, от коллег, но становится источником неблагополучия социальной сферы, связанном с обесцениванием им собственной профессиональной деятельности. Говорить о тяжелых последствиях профессионального маргинализма в образовании, значит ставить вопросы исследования этого феномена в современных условиях динамично протекающих социокультурных трансформациях.

Между тем, современные люди, и особенно подрастающие поколения оказались в обществе более демократичном и все более гуманизирующемся. Перед ними открылись, с одной стороны, небывалые для предшествующих поколений пути социализации, возможности физического, психического и социального развития, востребования природных задатков, самореализации в огромном и прекрасном мире природы, людей и культуры, познания мира и себя, беспредельного самосовершенствования, проявления в творчестве, созидании. Эти достоинства современной эпохи успешно реализуются многими, что подтверждено исследованиями психологов, социологов, педагогов. Подобное не было свойственно предшествующим поколениям, потому что не было тех потенциальных перспектив полноценного развития и самосовершенствования, не было столь распространенным образование, не были доступны книги, радио, телевидение, компьютерные сети.

С другой стороны, в прошлом не было столько подстерегающей опасности рано деградировать, не успев даже осмотреться в окружающем мире, его колоссальных возможностях и истинных ценностях, не приобретя истинно человеческого качества - социальной и личностной рефлексии. Современная цивилизация добавила быстроменяющиеся факторы, которые усиливают рассогласование человека со средой, прежде всего, природной. И если еще добавить, что школьники и студенты не учатся видеть проблему релаксации, овладевать надежными, неразрушительными средствами канализации негативных эмоций, приведения себя в равновесие, восстановления своего психического и физического здоровья, то придется признать факт: молодежь овладевает ими стихийно. И на первом месте среди них: курение, алкоголь, наркотики, ранний, онтогенетически не свойственный подростку, секс, лекарства, теле-аудио-видео-компьтерные средства.

Имеет ли к этому отношение образование и как оно связано с воспитанием? Обучаясь в школе и вузе в основном предметным знаниям и умениям, в содержании которых не поднимаются жизненные подросток, девушка, юноша теряют годы вне личностных проблем, имеющих первостепенное для них жизненное значение. Такими они выходят из школы, создают собственные семьи, где также не видят этих проблем, тем более не умеют их решать. И образование не берет на себя подобные проблемы, понимая, что условия жизни часто не способствуют облагораживанию молодых.

Читайте также: