В истории российского нотариата можно выделить следующие этапы его законодательного оформления

Обновлено: 17.05.2024

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.

Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к времени Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции назывались "нотариусами" (notarii) от слова "notta" что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.

История российского нотариата довольно богата и разнообразна и начинается с XVI века. Многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах. Роль нотариата в установлении права собственности и свидетельствовании важнейших событий в истории человечества была чрезвычайно важна с древнейших времен. До нас дошли сведения, что в 1492 году Христофора Колумба в мореплавании сопровождал королевский нотариус Эсковедо, который составил акт об открытии Колумбом Америки и таким образом официально засвидетельствовал этот исторический факт.

Развитие нотариата в России можно условно разделить на несколько этапов: первый из которых начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Более точная дата их появления не дошла до нас. Они представляли собой своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на "площадь" осуществлялось указом царя, собственно, в этом и заключался контроль за их деятельностью вначале. Желающий быть площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а вся корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения им ущерба от своей деятельности. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства ожесточался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими, "чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала" Царь Федор Иоаннович издал в 1597 году указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в холопьем приказе.

Что такое справка? Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. Так контроль со стороны государства за деятельностью площадных подьячих стал фактическим. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса схожи.

Второй этап охватывает период с 1649 года по 1866-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.

Следующий период начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского "Декрета о земле", который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

В XVII и XVIII веках нотариальное дело в России претерпело множественные изменения. В 1699 году крепостные дела были переданы в ведение ратуш, но проявленные их чиновниками абсолютная некомпетентность и взяточничество заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в ведение площадных подьячих. В XVIII веке нотариальные дела неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судам, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.

Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром 11 в 1866 году Положения о нотариальной части как развитие судебной реформы 1864 года. В России возникли две обособленные части нотариальных учреждений. Это крепостная и собственно нотариальная части.

Особое внимание государство уделяло крепостной части, и это определялось признанием "особой важности актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и отношение к государству". Все совершенные крепостным порядком сделки являлись бесспорными, при соблюдении всех правил о вводе во владение сделка признавалась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществляли административные органы.

В конце прошлого века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:

  • публичные (городовые) нотариусы;
  • биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
  • узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
  • при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников, и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.

Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не было, особой регламентации закон не содержал, но все лица, исполняющие нотариальные обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право- и дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге. У каждого нотариуса или маклера была своя книга и печать. Далее вы увидите, что и сейчас нотариус следует этим правилам.

После революции 1917 года, декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действующие до этого времени судебные установления, и хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до этого времени институт нотариата, он перестал существовать.

Нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, отделы социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различные административные органы.

Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 года в декрете о суде №2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, и в случае их отсутствия лицами их заменяющими.

В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами.

4 октября 1922 года было принято Положение о государственном нотариате, которое завершило создание нотариата в России после 1917 года как самостоятельных государственных учреждений.

19 июля 1973 года был принят закон о государственном нотариате в СССР.

В период с октября 1922 года по июль 1973 года был принят ряд положений и нормативных актов, касающихся системы нотариата в СССР и РСФСР.

Закон от 19 июля 1973 года содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР "О государственном нотариате" от 1 ноября 1974 года.

В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата.

11 февраля 1993 года принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате".

Сущность реформы нотариата и законодательства о нотариате заключается в том, что отныне в одном экономическом пространстве будут работать два нотариуса: один в государственной конторе, другой - в частной. Разница между ними лишь в том, что первый, передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, будет взимать тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом.

Основные этапы развития нотариата в России. Принципы деятельности на современном этапе. Полномочия органов, входящих в систему нотариата. Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами. Система нотариальных палат, их функции.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.01.2012
Размер файла 11,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • План
    • Введение
    • Основные этапы развития нотариата в России
    • Заключение
    • Использованная литература

    Понятие "нотариат" лексически происходит от латинского слова "nota", в переводе означающего "знак". В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и следует образование слов "notarius" -- нотариус, -- и "notarialis" -- нотариальный. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал определение дореволюционного нотариата как "учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц" (т. II, кн. Ill, с. 764).

    В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией и законодательством РФ относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В этой связи исполнение специфических функций возложено на нотариусов -- специально уполномоченных должностных лиц, от имени Российской Федерации совершающих предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организации иностранных государств, а также лиц без гражданства.

    Таким образом, нормативное определение нотариата характеризует этот правовой институт как систему государственных органов и должностных лиц, на которых законодательством РФ возложена обязанность по совершению предусмотренных нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов и исполняемых в целях обеспечения зашиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций.

    Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Суть деятельности нотариальных органов состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и их закреплением установленной юридической форме. В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством РФ и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий. С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату; деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными. Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о материальном (в частности, гражданском) праве. Так, если по поводу имущества, оставшегося после умершего, возникает спор между наследниками, то он подлежит разрешению в суде, причем суд не связан свидетельством нотариального органа о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество.

    Деятельность нотариата имеет правовой характер. Нотариусы совершают нотариальные действия на основании закона и в порядке, установленном законом. Следовательно, совершаемые нотариальные действия влекут правовые последствия. При осуществлении своей деятельности органы нотариата вступают в правоотношения с заинтересованными лицами. При наличии определенных условий нотариус обязан совершить действия, составляющие его компетенцию, а обратившиеся к нему лица вправе требовать совершения указанных действий. С другой стороны нотариус имеет право требовать от заинтересованных лиц предъявления необходимых справок и документов об их личности или правовом статусе, праводееспособности и деликтос-пособности, а также требовать их личной явки в место совершения нотариального действия. Участвующие в нотариальном действии лица обязаны выполнять требования нотариуса, так как их невыполнение влечет правомерный отказ нотариуса в совершении нотариальных действий.

    Деятельность нотариата основывается на принципах, закрепленных в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариальных органов. К этим принципам относятся:

    законность нотариальной деятельности, означающая обязанность нотариуса точно и неукоснительно следовать предписаниям норм законодательства РФ;

    охрана интересов физических и юридических лиц, заинтересованных в совершении нотариальных действий;

    ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Федерации;

    соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.

    Важное значение для деятельности нотариуса имеют процессуальные нормы, обеспечивающие правильное и быстрое разрешение дела. Строгое соблюдение заранее предусмотренных и установленных законодательством РФ правил совершения нотариальных действий обеспечивает законность и порядок деятельности нотариальных органов.

    Основные этапы развития нотариата в России

    нотариат россия развитие

    Нормативное закрепление организационных основ нотариата и правил совершения нотариальных действий в СССР берет свое начало с "Положение о государственном нотариате РСФСР", которое было принято Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 года и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов (после политических событий конца октября 1917 года, свержения монархии и прихода к власти большевиков нотариат как правовой институт был ликвидирован: Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры, заложив основы "нового" советского суда. Несмотря на то, что в декрете прямо не говорилось об упразднении нотариата, нотариальные конторы практически прекратили свою деятельность, а позднее постановлениями местных Советов они были ликвидированы и совершение нотариальных действий было возложено на отделы местных Советов). Указанное положение предусматривало создание государственных нотариальных контор во всех крупных городах и населенных пунктах страны. Позднее неоднократно принимались нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность, вносившие изменения в порядок организации нотариата и расширявшие круг полномочий нотариусов: в 1923, 1926, 1940, 1947 и 1965 годах. В 19 июля 1973 года на шестой сессии Верховного Совета СССР был принят Закон СССР "О государственном нотариате", учитывавший изменения общественного развития государства и содержавший нормы о задачах и организации нотариальных органов, принципах их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении, законодательства СССР к иностранным гражданам. Указанный закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающихся экономических и иных общественных отношений. На основе закона, устанавливавшего лишь общие правила совершения нотариальных действий, 2 августа 1974 года был принят Закон РСФСР "О государственном нотариате", а позднее разработана и утверждена "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР" и "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов".

    После распада СССР в России в порядке правопреемства продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более поздними законодательными актами РФ и имеющие юридическую силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Поэтому до 1993 года в России существовала только государственная система нотариальных органов -- государственные нотариальные конторы. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", которые вступили в силу 11 марта 1993 года и коренным образом изменили организационную основу построения нотариата в России, законодательно закрепив создание института "свободного" нотариата. Необходимость введения системы "свободного" нотариата была вызвана объективными закономерностями развития общества. главная из которых состояла в обеспечении охраны формирующейся частной собственности как одного из основных конституционных прав граждан и организаций, создании условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог бы осуществлять весь комплекс прав, составляющих этот важный правовой институт. Принятие Основ было закономерным следствием движения общества к рыночным отношениям в экономике государства. Об этом свидетельствует и опыт Латинского нотариата, который отдал предпочтение частному нотариату.

    Как отмечалось ранее, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов федерации. Основами обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами.

    Заключение

    Нотариат в России на современном этапе представляет собой систему органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами и иными нормативно-правовыми актами РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия. Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции Российской Федерации, министерствами юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управлениями юстиции субъектов Российской Федерации, а кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    Читайте также: