Как развивать креативность у детей методическое пособие для учителя начальных классов

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, т. к. именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности.

Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих научных исследований, практической деятельности, приобретенного опыта. Несомненно, что любой адекватный вклад в развитие творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты. Существующее современное направление развития творческого потенциала учащихся через применение методов ТРИЗ-педагогики является очень интересным направлением исследования на всех уровнях образовательного процесса.

Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал, креативность, развитие системного мышления, система МФТМ-ТРИЗ, структура урока.

В жизни от нас часто требуется креативный подход в различных ситуациях. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда. Часто утверждают, что креативности, творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Вопрос о развитии творческих способностей детей интересует педагогическую общественность, педагогическую науку и психологию постоянно. И это понятно. Государство испытывает потребность в личности нового типа, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить оригинальное, нестандартное решение проблем. Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее существующего продукта. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003) Развитие учащегося, как личности, как субъекта деятельности, является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:

- оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;

- семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения);

- образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

Важно отметить тот факт, что получить качественные положительные результаты любой деятельности возможно, если работа по развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно, Об этом в своих работах пишут М. М. Зиновкина, П. М. Горев, В. В. Утемов, анализируя педагогическую систему Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развитии творческих способностей учащихся и студентов, имеющая одной из своих подсистем НФТМ-ТРИЗ в школе, схема которой представлена на рис 1.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы – старая это задача или новая. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия,но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это личностная ориентация, которая предусматривает развитие творческих способностей учеников в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения и мышления процесс длительный, и чтобы добиться удовлетворительных результатов начинать надо с детских лет. Младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления и развития творческой активности, ввиду того, что в этот период ребенок наиболее чувствителен к поглощению всего нового, он активен во всех видах деятельности и любознателен по своей природе. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие разработано для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и педагогов - психологов, как современный подход к образовательному процессу, обеспечивающий эффективную реализацию ФГОС, для занятий с детьми младшего школьного возраста.

бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина

ж.-д. ст. Клявлино м.р. Клявлинский Самарской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(для педагогов дополнительного образования,

учителей начальных классов и педагогов-психологов)

Автор-составитель:

Фомина Наталья Константиновна

педагог дополнительного образования

Аннотация. Данное методическое пособие разработано для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и педагогов - психологов, как современный подход к образовательному процессу, обеспечивающий эффективную реализацию ФГОС, для занятий с детьми младшего школьного возраста.

Пособие включает в себя:

Теоретическую модель педагогической деятельности по развитию творческого мышления младших школьников в учреждении дополнительного образования детей.

Систему педагогической деятельности по развитию творческого мышления младших школьников, которая включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных блока:

Рекомендации для педагогов дополнительного образования по развитию творческого мышления младших школьников в учреждении дополнительного образования детей.

Тест Дж.Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный).

Теоретическая модель педагогической деятельности по развитию творческого мышления младших школьников в учреждениях дополнительного образования детей




Цель: Создание условий для развития творческого мышления младших школьников

Педагоги дополнительного образования




Принципы: трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, от простого к сложному, индивидуального воздействия, креативности, самостоятельности, социального научения, проблематизации, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода







Подходы: средовой подход – развитие совершается в процессе обучения и воспитания; индивидуальный подход – конкретизация общих целей воспитания в соответствии с индивидуальными качествами учащихся.

Этапы: диагностико-прогностический, проектировочный, организационно-реализационный, аналитико-оценочный.





Самостоятельная деятельность младших школьников

Деятельность младших школьников совместно со взрослыми и в детских коллективах






- Творческое самовыражение в различных видах деятельности

- Расширение интереса детей

- Реализация и развитие творческих возможностей

- Учебная, исследовательская, творческая деятельность;

- Творческая, экспериментальная, учебная, деятельность;

Методы и формы педагогической деятельности

Методы: личностно-ориентированного обучения, проб и ошибок, социального взаимодействия, игровая терапия, ТРИЗ, мозговой штурм.

Формы работы: творческие, исследовательские игры, экспериментирование, продуктивная творческая деятельность, театрально-музыкальная деятельность, кукольный театр, учебная деятельность в объединениях по интересам (экология, краеведение, филология, история, астрономия), тренинговые упражнения, атр-терапия, сказкотерапия.

Развитие творческого мышления младших школьников



Система педагогической деятельности по развитию творческого мышления младших школьников

Цель: развитие творческого мышления детей в УДОД





Родители и дети

Педагоги дополнительного образовании, дети




Интеграция педагогом и психологическое сопровождение деятельности педагогов дополнительного образования в организации различных видов деятельности детей и работа с родителями





Направления педагогической деятельности

Блок III Организация самостоятельной деятельности детей в УДОД

Блок II Работа с детьми и родителями

Блок I Работа с педагогами и организация деятельности детей

1.Создание благоприятные условия психологического микроклимата в детских объединениях.

2. Предоставление ребенку возможности для творческого самовыражения.

3. Психолого-педагогическое сопровождение творческих мероприятий

1Организация межлич-ностного общения в совместных досуговых мероприятиях. 2. Прививать интерес детей и родителей к совместным мероприятиям в УДОД 3. Обучение родителей организации творческой деятельности детей в семье

1.Обучение ПДО использованию в соей работе инновационных методов и средств 2..Способствовать само-образованию ПДО и расширению творческих видов деятельности

3. Развивать совместную творческую деятель-ность педагогов, роди-телей и детей.

4. Стимулировать учас-тие педагогов и детей в фестивалях, конкурсах, выставках

Круглый стол; родительские конференции, открытые занятия, совместные мероприятия; консультации со специалистами УДОД.

Семинары, мастер-классы. Методы личностно-ориенти-рованного обучении, метод проб и ошибок, метод социального взаимо-действия, методы игровой терапии.

Игры; творческие занятия; творческие конкурсы, фестивали, выставки.


Развитие у детей воображения, креативности, фантазии,­ умений успешного и нестандартного решения проблемных ситуаций в деятельности под руководством взрослых и самостоятельно

Субъекты педагогической деятельности: педагоги дополнительного образования, младшие школьники, педагог-психолог. Целью данной системы является развитие творческого мышления детей через широкий спектр организации разнообразных видов деятельности: учебная деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, творческая деятельность, музыкально-театральная деятельность. Инициаторами и координаторами деятельности являются педагоги дополнительного образования, которые организуют деятельность детей в соответствии со своим направлением работы.

Праздники, выставки, конкурсы

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски, образы, а умело, поставленные вопросы заставляют их анализировать, думать, делать обобщения и выводы. Очень важно участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей бурю эмоций, обостряет за родителей чувства гордости, которые участвуют в театрализованных постановках.

Занятие 1. На данном занятии, каждому участнику давались карточки с изображением различных животных. Они по очереди должны были изобразить этого животного и спеть его песню, а все остальные отгадывали кто это.

Занятие 2. На этом занятии детям предлагалось угадывать мелодии из известных сказок, мультфильмов, кинофильмов. Музыка и развитие творческого мышления неразрывно связано. Музыкальные занятия помогают детям развить свои музыкальные и хореографические способности, что необходимо именно в младшем школьном возрасте.

Занятие 3. На этом занятии герои известных сказок предлагали детям спеть их любимую песню, используя караоке и исполнить танец.

Итоговые мероприятия, такие как праздники, выставки, конкурсы и т.д. позволяют не только продемонстрировать детям и педагогам свои достижения, но и являются достаточно важным стимулом для дальнейшего развития творческих способностей и творческого мышления детей и педагогов. Эти мероприятия всегда яркое событие в жизни каждого ребенка, которое наполнено необычными глубокими и радостными впечатлениями. Но праздник будет вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители. Сценарии наших праздников составлены так, что родители являются их участниками. Для детей это положительный пример общения и отдыха.

С целью решения данных задач используются такие формы как круглый стол, родительские конференции, открытые занятия, совместные мероприятия; консультации со специалистами УДОД. Развитие творческого мышления младших школьников осуществляется в процессе организация межличностного общения, решении различных творческих задач в совместных досуговых мероприятиях.

Мероприятия совместно с детьми

Задачи: сплочение группы, снятие тревожности, улучшение эмоционального фона.

Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.

Педагог предлагает родителям закрыть глаза и представить себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствовать запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например пение птиц или что-нибудь еще. Посмотрите, какие прекрасные цветы растут вокруг вас, на каждом из них живет чье-то имя. Посмотрите внимательнее и попробуйте увидеть тот цветок, на котором живет ваше имя. Возьмите его в руки, понюхайте, рассмотрите повнимательнее. Подержите его в руках, запомните, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Вспомните, какого цвета был ваш цветок.

Сейчас, нарисуйте этим цветом все, что захочется, затем нарисуйте свое имя и поместите его на цветок, на котором оно живет. Молча, передавайте свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваш рисунок не вернется опять к вам. Теперь вы видите, какая кропотливая работа проводится с вашими детьми на занятиях. Расскажите, трудно ли было изображать свое имя?

Семинар-консультация «Роль семьи в творческом развитии ребенка направлена на: расширение знаний родителей о творческом мышлении детей, а также на развитие его творческих способностей; интеллекта; приобщение к культуре, через организацию досуга в семье.

Читайте также: