Памирцы граждане какой страны

Обновлено: 02.07.2024

Мавлана Хазир Имам будет председателем на церемонии вручения Музыкальной Премии Ага-Хана. В конце этого месяца Мавлана Хазир Имам будет председательствовать на церемонии открытия Музыкальной Премии Ага-Хана в Лиссабоне, Португалия. В период с 29 по 31 марта в Фонде Галуста Гюльбенкяна Музыкальная Премия Ага-Хана будет включать в себя три дня концертов и мероприятий в честь лауреатов в шести областях, признанных Премией. Объявляя награды в марте 2018 года, Хазир Имам сказал: «Музыкальная Преми

Ассалому Алейкум, веродарат яхцинен. Якчояth ёрдамам ба Номи Худо! Открывается сбор для малыша. Абдумамадов Амин Мирзомамадович. 08.06.2008 (10 лет) Гр. Таджикистана. Диагноз : ОСТРЫЙ ЛЕЙКОЗ неуточненного клеточного типа. В январе 2019,после перенесенного "Гриппа" сотояние начало ухудшаться, лежал в Хорогской больнице, Национальном Медицинском центре в Душанбе, откуда родители его выписали по собственной инициативе.т.к. диагноз точный не был поставлен и решили прилететь в Москву для дальнейше

Кулли шаҳрвандони Ҷумҳурии Тоҷикистон ва бахусус сокинони Вилояти Мухтори Бадахшони кӯҳиро (ВМКБ) ба рӯзи барпошавии ВМКБ табрик ва муборакбод мегӯям. Имрӯз Бадахшон ба айси вилояти Худмухтор ба 97 солагӣ расид, ҳанӯз замони импературии Русия ҳудуди Бадахшон дар баробари Аморати Бухоро ва дигари хонигариҳо бевосита ба шоҳигарии рус итоат мекард ва 2 январи соли 1925 Бадахшон ба Иттиҳоди Шӯравӣ ҳамчу Вилояти худмухтор ворид шуд ва баъдан ба ҳайати Ҷумҳурии сотсиалистии Тоҷикистон гузашт. Аз ҳам

ПОЙ ЗАНАНДУ ГАНД КУНАНД..Ё МАРСИЯИ ХОРӮҒИ ХОМӮШ Тасвире аз шаби Соли Нави Хорӯғро дидаму дилам таҳ зад. Аз мардумам ҷашнро гирифтанд, хандаву шодии онҳоро рабуданд, турконаву тозиёна. Шояд Мирзонаботов ин манзараро дида, ба комёбии худ шодӣ кунад. Чунки ин қабил роҳбарони ба хун омада, аз бахту хандаи дигарон ғашашон меояд. Инҳо ба бахти мардум рашк доранд, ҷасорати онҳоро бад мебинанд. Инҳо мехоҳанд мардум барояшон фарши мулоим бошаад, ;болояш роҳ гарданду пой зананду ганд кунанд. Як давлат

Таджикскому бойцу MMA Чоршанбе Чоршанбиеву предъявлены обвинения по двум статьям уголовного кодекса Таджикистана 189 и 307. Статья 189. Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды. Наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Статья 307. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РТ с использованием Интернета. Наказание от 8 до 15 лет лишения свободы. Чоршанбиев был экстрадирован из России в Т

Прогноз погоды на 31 декабря 2021 года. По Горно-Бадахшанской автономной области – Переменная облачность, без осадков. Ветер восточный с переходом на западный 4-9 м/с. Температура: по ЗГБАО ночью 7-12 мороза, местами до 15-20 мороза, днем 1-6 мороза, по ВГБАО ночью 26-31 мороза, местами до 34-39 мороза, в районе Булункуля до 48 мороза, днем 12-17 мороза, местами до 16-21 мороза. По городу Хорог – Переменная облачность, без осадков. Ветер восточный с переходом на западный 4-9 м/с. Температу

БА ЗИДДИ 13 СОКИНИ ХОРУҒ ПАРВАНДАИ ҶИНОЯТӢ КУШОДААНД. Додситонии Вилояти Мухтори Кӯҳистони Бадахшон ба зидди 13 сокини шаҳри Хоруғ, аз ҷумла Шайдо Хушқадамов ва Муяссар Соҳибназаров, дар робита ба эътирозҳои моҳи ноябр парвандаи ҷиноятӣ кушодааст ва аз онҳо хостаанд, ки то анҷоми тафтишот маҳалли зисти худро тарк накунанд. Хуҷамрӣ Пирназаров, як масъули “Комиссияи 44”, ки тазоҳургарони Хоруғ барои музокирот бо мақомот ва назорати иҷрои талабҳояшон интихоб кардаанд, рӯзи 30 декабр ба Радиои Оз

PAMIR DAILY: ЧОРШАНБЕ ЧОРШАНБИЕВА ПРЯМО С АЭРОПОРТА УВЕЗЛИ В ГКНБ Pamir Daily News, независимый новостной портал, освещающий события в Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО), сообщил, что cкандально-известный боец поп-ММА 26-лений уроженец ГБАО Чоршанбе Чоршанбиев был депортирован из России в Таджикистан в ночь на 30 декабря. По словам источников издания, в аэропорту Душанбе Чоршанбиева встретили сотрудники ГКНБ Таджикистана. «В настоящее время, по словам наших источников, Чоршанбиев

Прогноз погоды на 30- декабря 2021 года. По Горно-Бадахшанской автономной области – Переменная облачность, без осадков. Ветер восточный с переходом на западный 4-9 м/с. Температура: по ЗГБАО ночью 7-12 мороза, местами до 15-20 мороза, днем 1-6 мороза, по ВГБАО ночью 26-31 мороза, местами до 34-39 мороза, в районе Булункуля до 48 мороза, днем 12-17 мороза, местами до 16-21 мороза. По городу Хорог – Переменная облачность, без осадков. Ветер восточный 4-9 м/с. Температура: ночью 10-12 мороза, дн

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Но почему же среди земляков,мы памирцы везде памирцы. У таджиков совсем другой закон,а у нас другой. Почему нас все время называют таджиками я не пойму.

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.


Древний народ Памира

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.


Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.


История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.


Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.


Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

asd_00765

a37_0

pakistan10

image

fc8541cf12d6a5b3c1aced9b00fa65bf

Памирцы - загадка Средней Азии. Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира.
Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай.

Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы ?
Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места.
Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии.
Люди европейской внешность - памирцы, одна из загадок Средней Азии.

Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии.

Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.

Это были первые люди с европейской внешностью - памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.

Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм . Также как и узбеки- сунниты.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: ". Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

1492651

Памирцы из северного Афганистана (фото авторские)

1492646

1492649

1322344

1322338

Безымянный

Памирцы из ГБАО.

4556

1321477

100d71872a06

Чеченец ? Нет ! Памирец.

1

139_0153

139_0264

139_7905

139_8325

139_8419

Ну прям чеченки.

139_9121

Надгробие на памирском кладбище.

uuy

Вылитый Дядя Ваня с гаражей ( фото периуда гражданской войны в Таджикистане)


Примерно 20% из 3–3,5 млн мигрантов в Московской агломерации — это выходцы из Таджикистана. Это самая бедная из бывших советских республик Средней Азии. Пятая часть из ее девятимиллионного населения единовременно находится на заработках в России и в меньшей степени — в Казахстане. Отчисления трудовых мигрантов составляют почти половину ВВП республики.

Абдумамад Бекмамадов

Потом Абдумамад вернулся на Памир. Окончил там институт культуры и даже чуть больше года успел поработать актером в театре в Хороге, столице Горного Бадахшана. В 1991-м развалился СССР, а в 1992-м в Таджикистане началась гражданская война. Бадахшан оказался в блокаде, отрезанный от плодородных земель. В области начался голод, людям стало не до театра. Выживали натуральным хозяйством и гуманитарной помощью, которую поставлял в Бадахшан фонд Ага-хана, духовного лидера исмаилитов. Но даже после завершения войны жизнь в горах осталась тяжелой. Экономика лежала в руинах, а земли больше не стало. Тысячи людей отправились за границу. Абдумамад уехал из дома на третий день после рождения своего первенца. Вновь он увидит сына только через пять лет.

Сегодня все мы вдали от родины,
От своих родителей, от детей и от родных,
На чужбине скучаем,
От родителей, от детей и от дома далеки,
В чужой стране мы в разлуке,
Или место ищем, или дорогу, или работу,
Мир неспокойный, везде опасно.

— Спасибо! — сказал улыбающийся Абдумамад со сцены. — Обращайтесь, пожалуйста. Мы сантехники и обои клеим…

Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах.

Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит,
На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других,
Наши красавицы вот так работают в Москве,
Мое сердце, сестренка, обливается кровью,
Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя.
Только ты сама себе можешь помочь,
Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина?

Музыканты, поэты и строители

— А эти тоже, — машет рукой Абдумамад, — кто на стройке, а кто по квартирам ремонт делает.

Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы. А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть.

Карамшо Мамаднасимов

— Они, по-моему, совсем не умеют торговать, — смеется по этому поводу Абдумамад, говоря о своих соотечественниках.

Торговля на Памире действительно никогда не была в почете. Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие. Чаще всего узбеки из Оша. Сейчас руководство диаспоры с завистью смотрит на другие этнические общины, которые, бывает, контролируют целые сектора экономики. Карамшо Мамаднасимов говорит:

Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться. За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации.

Пока сил и возможностей организовать образование для детей по другим предметам не хватает. Например, нет преподавания родного языка, и некоторые дети начинают его забывать. Приоритет отдается русскому и другим главным школьным дисциплинам.

— Мы для себя поставили главную цель — это интеграция наших соотечественников в российское сообщество. Это важнее всего. Это предупреждает потенциальные проблемы, когда люди плохо говорят по-русски, когда у них низкая квалификация. И чем больше эта пропасть, тем больше рисков ненужных проблем. И мы занимаемся с нашими детьми, чтобы они были хорошими, квалифицированными специалистами, чтобы у них было максимум взаимоотношений с российским обществом, чтобы они общались со своими сверстниками, а не варились в собственном соку, — рассказывает Карамшо.

Фактически землячество взяло на себя роль социального государства, поддерживая нуждающихся и слабых. Эта традиция взаимопомощи восходит к общинному наследию памирских кишлаков, где соседи издревле помогали друг другу, вместе заботились о сиротах и вдовах. Значение этой работы особенно выросло во время эпидемии, когда тысячи мигрантов одновременно оказались без работы и средств к существованию.

В итоге памирская диаспора прошла эпидемию с малыми потерями. На 50 тыс. человек было зафиксировано лишь 15 летальных исходов (все они пришлись на пожилых и тяжелобольных людей). Даже бедное и немногочисленное сообщество может добиться многого, если ставка будет сделана на взаимную поддержку и солидарность.

Когда я разговаривал с Абдумамадом, я спросил, не случается ли у памирцев стычек с выходцами из других регионов Таджикистана, с которыми их когда-то разделяли фронты гражданской войны. Он лишь отмахнулся:

— Да какая разница, шугнанец, кулябец, таджик, русский. Здесь мы все рабочий класс.

Читайте также: