Мероприятие что такое право

Обновлено: 02.07.2024

Данная разработка была приурочена к 10 декабря , дню принятия Всеобщей декларации прав человека. Мероприятие проводилось в форме открытого диалога, где освещались ситуации соблюдения или несоблюдения прав человека. Использовались детские рисунки по статьям Всеобщей Декларации. Предлагалась участникам компьютерная игра Кахут, где проверялось знание участников своих прав. Разбирались примеры современной политической жизни.

Дню рождения Всеобщей Декларации прав человека посвящается.

Дата проведения: 12 декабря 2019 года

Категория участников: представители педагогического коллектива, обучающиеся 10-11 классов

Предварительная работа: С обучающимися 10-11 классов на уроках обществознания, с использованием разнообразных форм рассмотрены Международные документы по правам человека, права и обязанности гражданина РФ, гражданство РФ, воинская обязанность и альтернативная служба, права ребенка.

(в актовом зале играет подборка музыкальных произведений о России, на экране проецируется тематическая заставка, стулья расставлены полукругом)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2 : Слово для приветствия предоставляется директору школы, почетному работнику общего образования Виктории Викторовне Застрожиной

(Приветственные слова Виктории Викторовны, пожелание плодотворной работы и конструктивного диалога)

Ведущий 2: Наша встреча посвящена важной для всего человечества дате. Слайд 2

Ведущий: 10 декабря - Всемирный день прав человека.

Ведущий Этот праздн ик был учрежден 4 декабря 1950 Г енеральной ассамблеей ООН.

Ведущий : Почему мы празднуем его именно 10 декабря .

В этот день , в 1948 году в Париже , была принята Всеобщая декларация прав человека . В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культу рные. В ажнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек .

Что такое право? Это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность человека что то делать, осуществлять.

Ведущий: В каждой демократической стране приняты конституции , где закреплены основные права человека и гражданина. Скажите, а когда принята наша Конституция? 12 декабря 1993 принята Конституция РФ .

Они в своих рисунках отразили содержание статей Декларации прав человека. Предлагаем вам, глядя на рисунки детей догадаться, содержание каких статей Декларации они хотели проиллюстрировать . .

1 рисунок слайд 6

1.Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

2 рисунок . с лайд 7

Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

3 рисунок. Слайд 8

Статья 11. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

4 рисунок . Слайд 9

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их;

5 рисунок . Слайд 10

Статья 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Ведущий : Спасибо ребята. Сразу видно творческие люди понимают друг друга с полуслова. Продолжим наш разговор о правах, закрепленных в о Всеобщей Декларации прав человека. Мы приготовили вам сюрприз.

Слайд 11 д ействуем по следу ю щему алгоритму:

Набираем в поисковике телефона

(презентация сворачивается и открывается окно с викториной на сайте кахут . Нажимаем кнопку играть и на окне будет выстраиваться рейтинг играющих)

Ведущий Все готовы? Тогда начинаем. Ваша задача ответить на 15 вопросов викторины . На каждый вопрос отводится 20 секунд.

На слайде вы видите динамический отчет по нашей игре.

(участникам встречи дается четкая инструкция по подключению к игре через личные смартфоны)

Участники отвечают на вопросы онлайн игры

(подведение итогов интерактивной игры, результаты на экране)

Ведущий 1. Мы поздравляем победителей нашей игры . . Вы показали хорошее знание своих прав .

Ведущий 2. А с м ожете свои знании применить на практике? Сможете дать совет в конкретной ситуации, когда нарушаются права человека или в сит уа ции когда человек не знает , как своими правами воспользоваться?

Сейчас вашему вниманию будут представлены правовые ситуации. Выскажите свое мнение и предложите их решение на основе имеющихся у вас знаний закона .

Гражданин В. окончил школу в возрасте 17 лет и поступил в высшее учебное заведение . Вуз имеет аккредитацию и гражданин В . поступил в него на заочное отделение. Затем устроился на работу, желая обеспечивать себя самостоятельно и помогать родителям. Скажите б удет ли ему предоставлена отсрочка от службы в армии .

Решение : Граждане, которые обучаются в университете, имеют все шансы воспользоваться предоставленной отсрочкой. Но касается это только тех учащихся, которые проходят обучение на бюджетной основе или на коммерческой очно, в институте, у которого есть государственная аккредитация. Отсрочка предоставляется в период вплоть до 5 (в мед . и нститутах вплоть до 6) лет, с целью получения уровня магистра – 24 месяца, аспиранта – 36 месяцев.

Ведущий 2 . Не секрет, в нашей школе обучаются представители множества национальностей . Поговорим о праве на гражданство .

Ученик нашей школы столкнулся с проблемой получения гражданства. Он приехал в Россию в 2012 году вместе с родителями, которые не имею т гражданства РФ. Они приехали из Киргизской республики и имею т гражданство этой страны . Как ему получить гражданство России.

Ведущий : решение: Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно…

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник сре дств к с уществованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства ;.

д) владеют русским языком ;.

Ведущий : Спасибо ребята , я думаю вы действительно помогли героям наших историй. А сейчас мы вам предлагаем продолжить разговор о наших правах . Права человека, закрепленные в Декларации пр ав человека являются незыблемыми и неотчуждаемыми . Они нашли воплощение в Конституции РФ .

Рубрика открытый микрофон.

Ведущий . Ситуация 1. Мы поговорим о праве на образование , закрепленном в статье 43 Конституции РФ.

Ведущий: 12 ноября 2019г Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов провел ставшую традиционной Всероссийскую встречу с родителями, в ходе которой рассказал о будущих изменениях в ЕГЭ, ОГЭ, всероссийских проверочных работах, и многом другом, а также дал советы родителям, как лучше организовать обучение своих детей и помочь им подготовиться к экзаменам.

Как вы относитесь к так ому решению сделать экзамен по иностранному язык у обязательным в форме ЕГЭ?

Должен ли сегодня молодой человек свободно владеть иностранным языком , и поможет ли в этом введение обязательного экзамена по иностранному языку?

Ведущий : Актуальны сегодня вопросы подготовки и сдачи государств енной итоговой аттестации , которые также обсуждались на Всероссийской встрече с родителями.

Ведущий. Ситуация 2. Перед экзамен ом вам необходимо будет проходить процедуру досмотра, а именно рамки металлоискателя. В есь экзамен проходит под камерами, выход из аудитории в озможен в сопровождении педагога .

Как вы думаете п равомерно ли это? Имеете ли вы право отказаться от этой процедуры?

Ведущий. А теперь поговорим с вами о статье 30 Конституции РФ. Каждый имеет право на объединение . Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Общественные объединения – добровольные, самодеятельные формирования, в основе которых лежит общность частных интересов граждан . . К современным формам общественных объединений относятся общественные организации и общественные движения. В наше время стало очень популярным движение волонтеров к которому может присоединиться любой неравнодушный человек.

Пятый юбилейный форум, приуроченный к Международному дню добровольцев, который отмечался 5 декабря, объединил более 6,5 тыс. участников из 120 стран .

Ребята а вы согласны с президентом нашей страны. Как вы думаете почему волонтерское движение стало таким актуальным? А вы видите себя в рамках этого движения?

В нашей школы также есть многочисленные участники волонтерского движения. А какие акции в рамках этого движения вы можете предложить для нашего города?

Ведущий: А теперь поговорим о праве на труд которое закреплено в статье 37 Конституции РФ. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Ведущий. Российское законодательство не препятствует стремлению молодых людей заработать на карманные расходы, получить полезный профессиональный опыт.

Какие условия необходимо соблюсти, для трудоустройства? И готовы ли вы сегодня совмещать работу и учебу?

( Справочная информация В ст. 63 ТК РФ прописаны все возможные варианты:

Подростки, не достигшие 14 лет, могут быть привлечены к работе в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Трудовой договор от их имени подписывают родители (опекуны) с разрешения органа опеки.

Работодатель может принимать на работу подростков 14 лет, только если речь идет о легком труде в свободное от обучения время. Трудовой договор подписывается с письменного разрешения одного из родителей (опекуна) и органа опеки.

Подростки в возрасте 15 лет могут уже самостоятельно подписывать трудовой договор с работодателем. Для них сохраняется ограничение на вредные условия труда. При этом работа не должна мешать получению образования.

Для 16-летних сотрудников подобных условий нет, они самостоятельно подписывают трудовой договор.

На все возрастные категории несовершеннолетних сотрудников распространяется одно строгое правило: они не могут работать во вредных и/или опасных условиях, труд не должен причинять вреда их здоровью и нравственному развитию ( ст. 265 ТК РФ). В список должностей, на которые нельзя принимать подростков, входят, например, варщик битума, слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, электромеханик по лифтам, чеканщик и пр. В основном это профессии, связанные с производством и сельским хозяйством. Полный перечень можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 . Действие постановления распространяется как на тех, кто решил поработать параллельно со школой, так и на тех, кто проходит практику или стажировку на предприятии. Если работа предусматривает перенос грузов, то их вес не должен превышать рамки, установленные Постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

Кроме того, работодатель не может принять подростка:

на работу по совместительству (ст.

на материально ответственную должность (ст.

в религиозную организацию (ст.

В деятельности юного сотрудника не может быть командировок, разъездного характера работы и длительных выездов, например, вахты.)

Ведущий : Наша встреча близится к завершению. С пасибо ребята за участие в разговоре о правах человека. Вам понравилось наше мероприятие? Было полезным? Выскажите свое мнение.

Я думаю его необходимо продолжить в следующий раз поговорить уже о обязанностях гражданина.

Ведущий : Возможно у ребят появились вопросы к нашим уважаемым гостям. Или гости хотят задать вопросы участникам сегодняшней встречи. Я думаю нам необходимо продолжить разговор в следующий раз поговорить уже о обязанностях гражданина.

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Дню прав человека

1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.

2. Познакомить их с международными документами о правах человека.

3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.

1. Вступительное слово.

2. Права человека. Что это?

3. Международные документы о правах человека.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.

Оборудование:

Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

Компьютерная презентация к уроку.

Высказывания на плакатах:

Выставка правовой литературы.

1. Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека.

2. Права человека

У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться.

(ООН, Декларация, Конвенция)

Ребята, скажите, а такое слово как право вам знакомо? Давайте подумаем, с какими словами ассоциируется у вас данный термин.

Возможные ответы учащихся.

(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)

Задание Собрать определение. Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность человека осуществлять действия и иметь достойные условия жизни.

Вопрос к классу. Как вы считаете, нужно ли изучать права человека? А скажите зачем?

(Возможные ответы: чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)

Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

3. Международные документы о правах человека.

А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.

5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.

Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:

· все равны перед судом и законом;

· право на свободу;

· право на охрану здоровья;

· право вступать в общественные организации, объединения;

· право на свободу труда;

· право на жилище;

· право на частную собственность;

· право вступать в брак;

· право на образование;

· право на собрание и митинги;

· право избирать и быть избранным.

Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).

Вопросы для обсуждения игры.

– Почему вы оставили именно эти права?

(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.

Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)

А теперь проведем небольшой экскурс в историю . Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).

– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной , так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)

– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)

– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)

– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)

– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)

Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

10 декабря 1948г., 71 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – нарушение прав и свобод целых народов

Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. ” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Произошел ряд исторических преобразований, прежде чем возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. После Второй Мировой Войны, ООН приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Учитель С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.

(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г.

Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)

Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)

1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.

2. Декларация – это рекомендация, провозглашающая основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.

3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.

4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

А теперь давайте поработаем с документами.

У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…

Откройте ст.3 декларации,ст.6 Конвенции о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ и прочитайте

(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)

Вопрос к классу.

Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .

Учитель. Сколько статей содержит декларация?

Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?

Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.

Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?

Ответ. О свободе выражения своего мнения.

Учитель. Сравните ст.25 Декларации, ст.24 Конвенции, ст.41 Конституции РФ. О чем эти статьи?

Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.

Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?

Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.

Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)

Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинтересен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся по шаблону)

Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)

5. Заключение.

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.

ФЕМИДА – правосудие. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Рабочий лист

Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

Название документа

Дата принятия/подписания

Кем принята_____________________________________________________

Структура документа_____________________________________________________

Статья 3 ____________________________________________________________

Статья 19____________________________________________________________

Статья 25____________________________________________________________

Рабочий лист

Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

Название документа

Дата принятия/подписания

Кем принята_____________________________________________________

Структура документа______________________________________________________

Статья 6 ____________________________________________________________

Статья 13____________________________________________________________

Статья 24____________________________________________________________

Рабочий лист

Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

Название документа

Дата принятия/подписания

Кем принята_________________________________________________________

Структура документа_____________________________________________________

Статья 6 ____________________________________________________________

Статья 13____________________________________________________________

Статья 24____________________________________________________________

Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I задание:

На доске вывешены таблички с определениями:

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.
  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

5 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

6 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

7 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах
  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
  3. запрет кататься по перилам.
  4. запрет играть на проезжей части дороги.

9 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

10 задание: “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
  2. Что обязан делать ученик?____________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?__________________________________________
  4. Что такое права?_____________________________________
  5. Что такое обязанности?_______________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:

2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оборудование: проектор, экран, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

-Добрый день, дорогие ребята!

-Мы очень рады видеть вас!

-Давайте поприветствуем друг друга!

-Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

1.Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

2.Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду!

1. Все лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь. А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право!

2. Свободно жить под солнцем и луной И восхищаться красотой земной. Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь.

3. А если причинят мне вред, урон, Поможет Конституция. Закон. Перед законом, совестью равны, Живут народы ни одной страны.

4. Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею.

5. А подрасту – поможет мне держава, Работу выбрать я имею право. Ну, Ну,а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник…

6. Досугу – час, А школе – все внимание. Использую я право - На образование.

7. Права всем детям надо знать, Не только знать и соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.

-Пока вы живете с родителями, они заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить

- Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация – ООН.

- А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека? В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения. А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. Это очень важный документ, где записаны все права людей. Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. В 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу в России.

-Что же такое права, и что мы про них знаем?

1.Только ты на свет родился, право первое твое: Получи, чтоб им гордиться имя личное свое.

2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой. Пользуйтесь вы им, ребята.

3. Есть еще такое право - помнить, думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь, подарить.

4. Я росточком не доволен и пока не так силен, Но не смей мне делать больно - Есть у нас такой закон.

5. Если жар, все тело ломит и совсем не до игры, То позвать врача на помощь тоже право детворы.

7. Подросла, взяла я книжки, и пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

8. Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать. Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

9. Будь ты слабым или сильным, белым, черным - все равно! Ты родился быть счастливым - это право всем дано -

Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7. Имя нам даёт отраду, Дарит счастье и удачу. Потому узнать бы надо, Что же наше имя значит? Перекличка имён. – Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена: Александра – защитница Алина – благородная Алла – лань Анастасия – воскрешённая Андрей – мужественный Дарья – сильная Екатерина – чистая Максим – величайший Мария – желанная Никита – победитель Артём – здоровый Арина – мир Виктория – победа Виктор – победитель Даниил – бог – мой судья Дамиан – покоритель Ольга – святая Руслан – лев Сергей – высокий Софья – мудрая Степан – венец

-Какие права есть у детей? -Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва, У него уже с пелёнок – веские права! Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь просторный добрый дом. Видеть тихий, мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым, И любить, и быть любимым – Он на свете не один Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права. ученик

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть,

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

- Прав герой этого стихотворения? Почему?

Стихотворение "Наши права".

1. В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки –

Все люди на планете.

2. На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

4. Сохранить своё здоровье –

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

5. Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав –

Не дано таких им прав.

6. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

7. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

8. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

- Ребята, а почему человек должен знать свои права? Литературно-правовая викторина

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое право было бы нарушено, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. ( принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать, Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать – Права у всех равны.

- Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

- Дорогие ребята, учеба в школе - одна из главных обязанностей для вас сейчас.

2. На уроке будь старательным, Будь спокойным и. (внимательным).

1.Все пиши, не отставая, Слушай. (не перебивая).

2.Говорите четко, внятно, Чтобы было все. (понятно).

1.Если хочешь отвечать, Надо руку. (поднимать).

2.На математике считают, На перемене. (отдыхают).

1.Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не. (сорока).

2.Если друг стал отвечать, Его не смей. (перебивать).

1.А помочь захочешь другу — Подними спокойно. (руку).

2.Знай: закончился урок, Коль услышал ты. (звонок).

1.Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда. (готовым).

2.Чтоб не тревожились врачи. На переменах не. (кричи)

• Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

• В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

• Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

• В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

• Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

• Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

• В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

• Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

• Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

• Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

• Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

• Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

• Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

-Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное. В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура. Для помощи детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, в школах есть социальные педагоги.

-Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

• Я имею право быть чёрным и белым.

• Я имею право быть ловким и смелым.

• Ты имеешь право иметь своё имя.

• Ты имеешь право быть просто любимым.

• Мы имеем право на всём белом свете.

• Мы имеем право! Мы – дети! -Молодцы!

Вы настоящие умнички и ваши родители, и классные руководители, я уверена, гордятся вами. Мы верим в вас, ведь вы - будущее нашей великой страной.

Читайте также: