Лицензионное соглашение на показ спектакля что это

Обновлено: 09.05.2024

Действующая четвёртая часть Гражданского кодекса прописывает закреплённые законом права обладателей на результаты интеллектуальной деятельности. Подробные, казалось бы, условия и гарантии, предоставляемые законом, создают уверенность в защищённости собственных прав, однако на деле многое из того, что прописано в нормах об авторском праве, зависит от конкретных обстоятельств. И, в первую очередь, от договора, по которому передаются права или часть прав на произведение или произведение составляется по договору авторского заказа.

Чаще всего договоры такого типа заключаются с художниками, сотрудничающими с театрами, выставочными центрами, online-галереями и иными творческими союзами. Именно художники-постановщики в любом сложном произведении имеют объём авторских прав, позволяющий им выступать веским сдерживающим фактором в случае нарушения норм закона. Но это не значит, что любой художник, в частности, театральный, вне зависимости от конкретных обстоятельств, сохраняет за собой все права, предусмотренные Гражданским кодексом. Весь объём имущественных и неимущественных прав, закрепляемых за художником-постановщиком, определяется в договоре, и его статус зависит исключительно от положений такого договора и от его вида, согласно которому автор создаёт или передаёт определённые произведения.

Авторское право, вне зависимости от типа договора, по умолчанию принадлежит художнику, если в соглашении не будет указано, что автор отдаёт все права новому правообладателю. Такое встречается редко, однако в случае полного отказа от всего комплекса своих прав, предоставленного законом, стоит значительно завысить гонорар и помнить о том, что любые претензии, связанные с не упоминанием художника в качестве автора после подписания такого документа ничтожны.

Если художник-постановщик является сотрудником театра и создаёт сценографию спектакля как служебное произведение, он должен помнить, что исключительное право на такое произведение принадлежит театру. Однако закон не запрещает предусмотреть другие условия в договоре между работодателем и автором. Следовательно, если стороны решат, что все права на произведения всё равно остаются у автора, то в договоре необходимо прописать пункты лицензионного соглашения, в которых художник даёт своё согласие на использование его эскизов в спектакле, разрешает запись такой постановки и даёт иные права, за которые получает вознаграждение, в том числе, авторские с платных и бесплатных показов.

Нередки случаи, когда художники-постановщики, заключившие трудовой договор с театром или иным учреждением культуры, требуют гонорар за создание эскизов к новому спектаклю, то есть, помимо установленной заработной платы авторы хотят получить вознаграждение за сценографию, довольно сложный процесс, требующий умственных и творческих усилий. Однако возможно это или нет, можно определить, прочитав трудовой договор и должностную инструкцию. Если, согласно этим документам, в обязанности художника-постановщика входит создание эскизов к спектаклям, получать за такую работу вознаграждение в виде отдельного гонорара нельзя. В этом случае работодатель может решить сложившуюся проблему одним из двух способов, предусмотренных законом: выплатить гонорар в качестве премии (если деньги не бюджетные), по возможности разделив на несколько месяцев, либо изменить условия трудового договора и должностную инструкцию, оставив все полномочия сотрудника, кроме создания сценографии к спектаклям. В этом случае заключение гражданско-правового договора на создание художественных эскизов к спектаклю будет уместным.

Однако вне зависимости от типа договора и условий оплаты, определённых им, художникам и театрам стоит обратить внимание на дополнительные пункты документа, которые гарантируют каждой из сторон права на использование произведения.

Так, если художник хочет использовать фрагменты созданной сценографии или всю её полностью на выставках, биеннале и других мероприятиях, в том числе конкурсах, не получая при этом каждый раз согласие от театра, который в определённых случаях может отказать или затянуть процесс дачи соответствующего разрешения, достаточно указать, что автор имеет на это полное право без дополнительного обсуждения.

А чтобы театр мог беспрепятственно показывать спектакли неограниченное количество раз, в договоре необходимо отдельным пунктом прописать, что художник даёт согласие на показ спектакля с использованием его сценографии на конкретной территории (город, страна, мир), на определённый срок, установленный сторонами.

Если в договоре прописан авторский надзор, то театр обязан организовать условия для такого надзора. Однако художникам стоит помнить, что в случае работы с государственным театром, реализующим государственный бюджет, все расходы, связанные с приездом, проживанием и иными издержками, не входящими в гонорар, с наибольшей вероятностью будут прописаны в общую цену договора и будут выплачиваться в пропорции: 30% предоплата и 70% оплата после подписания акта выполненных работ. Такая процедура связана с невозможностью большинства учреждений культуры прописать в договоре и в документах на закупку издержки, не связанные с оплатой оказываемых услуг. Следовательно, в этом случае художнику-постановщику стоит пойти на уступки и согласиться на такие условия оплаты.

Таким образом, все права и обязанности, определяемые в договоре и не противоречащие закону, имеют юридическую силу и сторонам стоит ответственно подходить к определению каждого пункта, чтобы в будущем не пришлось подписывать дополнительные соглашения и встречаться в суде.

Автор – Валерия Маламура

Вам также может понравиться

Read more about the article Правовые советы зрителям и гостям театра. Юридические тонкости

Правовые советы зрителям и гостям театра. Юридические тонкости

1.1. В соответствии с настоящим Договором ЛИЦЕНЗИАР предоставляет ЛИЦЕНЗИАТУ на условиях простой (неисключительной) лицензии право использования авторской постановки (хореографии) спектакля ___________ (далее – объект интеллектуальной собственности, произведение искусства, Произведение), что означает право ЛИЦЕНЗИАТА осуществлять следующие действия:
- публично исполнять Произведение на сценических и концертных площадках как в составе спектакля, так и в составе театрально-концертных программ и отдельных номеров;
- осуществлять аудио- и видеозаписи репетиций и публичного исполнения Произведения как в составе спектакля, так и в составе театрально-концертных программ в любых целях, в том числе учебных, архивных, информационных, рекламных;
- использовать фотоматериалы или видеоролики записи Произведения в любых целях, в том числе учебных, архивных, информационных, рекламных.
Указанные в абз. 1 п. 1.1. настоящего Договора права предоставляются на срок действия исключительного права на создаваемые объекты авторских прав, указанных в п. 1.1. настоящего Договора.
Действие передаваемых прав не ограничивается территориальными пределами.
1.2. ЛИЦЕНЗИАР настоящим разрешает ЛИЦЕНЗИАТУ осуществлять право использования Произведения, предусмотренное пунктом 1.1. настоящего Договора, самостоятельно собственными силами или силами промоутера или иного партнера.
1.3. Исключительное право на Произведение принадлежит ЛИЦЕНЗИАРУ.
1.4. ЛИЦЕНЗИАТ признает и уважает следующие права Автора – _________________:
- право авторства;
- право на имя.
ЛИЦЕНЗИАТ гарантирует неукоснительное соблюдение исключительных неимущественных неотчуждаемых авторских прав, указанных в абз. 1 п. 1.4. настоящего Договора.

3.1. ЛИЦЕНЗИАР подтверждает и гарантирует ЛИЦЕНЗИАТУ, что является Автором хореографии спектакля _____________ и надлежащим Правообладателем произведений искусства, указанных в п. 1.1. настоящего Договора.
ЛИЦЕНЗИАТ подтверждает и гарантирует ЛИЦЕНЗИАРУ, что его права надлежащим способом оформлены и подтверждены, в соответствии с действующим законодательством РФ.
3.2. В соответствии со статьями 1226 и 1266 ГК РФ, ЛИЦЕНЗИАТ не имеет права вносить какие-либо изменения в Произведение без соответствующего письменного разрешения ЛИЦЕНЗИАРА.

4.1.Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему Договору, обязана возместить убытки, причиненные другой Стороне.
4.2. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, ответственность сторон определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.1. В случае возникновения споров по настоящему Договору или в связи с ним, стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров.
5.2. При невозможности урегулирования указанных разногласий, споры подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции по месту нахождения ответчика.

6.1. Ответственные лица со стороны ЛИЦЕНЗИАТА за надлежащее исполнение условий настоящего договора:
- за своевременность и полноту предоставления сведений о количестве спектаклей, указанных в п. 1.1. настоящего Договора - __________________________________________________________________;
- за своевременность и правильность предоставления сведений о сумме валового сбора от реализации билетов на спектакли, указанные в п. 1.1. настоящего Договора - ____________________________________.
- за своевременность и правильность расчетов по Договору - _____________________________________.
6.2. Договор содержит весь объем соглашений между Сторонами в отношении предмета настоящего Договора, отменяет и делает недействительными все другие обязательства или предложения, которые могли быть приняты или сделаны Сторонами, будь то в устной или письменной форме, до заключения настоящего Договора.
6.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору возможны только по взаимному согласию Сторон и должны быть составлены в письменной форме в качестве приложения к нему, становящихся неотъемлемой частью Договора.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 (Двух) подлинных экземплярах на двух страницах на русском языке, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.
6.5. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие у Сторон с даты первого платного публичного исполнения спектакля, указанного в п. 1.1. Договора, и действует до тех пор, пока одна из Сторон не заявит в письменном виде о его расторжении, но не позднее 30 (Тридцать) дней до даты, с которой настоящий Договор будет считаться расторгнутым.
6.6. Настоящий Договор прекращает свое действие в случае:
- если произведения, составляющие вышеуказанный спектакль, публично не исполнялись в течение 12 (Двенадцати) месяцев с даты его подписания;
- если произведения, составляющие вышеуказанный спектакль, публично не исполнялись в течение 24 (Двадцати четырех) месяцев с даты последнего публичного исполнения.
6.7. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ.

Создание театрального представления – процесс сложный, длительный и коллективный. Без сомнения, при создании спектакля каждый участник процесса вносит в него свой собственный авторский вклад. А, как известно, если есть авторский вклад, то есть и результат интеллектуальной деятельности, и права на такой результат подлежат охране.

Театрально-зрелищные представления в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отнесены к категории сложных объектов.

Сложным объектом, согласно ст.1240 ГК РФ, называют объект, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Наряду с театральными постановками к таким объектам также относятся фильмы, мультимедийные продукты и базы данных. При этом законодательство предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Как уже было сказано, в спектакле используется множество различных охраняемых объектов. Это и музыка, и декорации, и дизайны костюмов, а также другие объекты. Указанная выше норма говорит нам о том, что на все такие объекты у лица, организовавшего создание сложного объекта, должны быть заключены договоры с правообладателями.

Но кого же считать лицом, организовавшим создание сложного объекта? В законодательстве этот вопрос не урегулирован, поэтому пробел пришлось восполнять Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ. В своем совместном Постановлении №5 и №29 от 26 марта 2009 года высшие судебные инстанции указали, что

При этом стоит обратить внимание, что не обязательно это должно быть физическое лицо. Лицом, организовавшим создание сложного объекта, может выступать и продюсерский центр, и театр, и простая коммерческая организация, а также любое физическое лицо – режиссер, продюсер, художественный руководитель, инвестор и т.д.

Стоит отметить, что в законодательстве такой объект как постановка охраняется посредством механизма смежных прав. Этот механизм несколько отличается от охраны исключительного права на объекты авторских прав. Связано это с особенностями самих объектов смежных прав, которые перечислены в ст.1304 ГК РФ, и с тем, что деятельность театрального режиссера не может быть закреплена в какой-либо материальной форме, позволяющей идентичное воспроизведение постановки; поэтому законодатель и закрепил за режиссером лишь права, смежные с авторскими.

Так права режиссеров-постановщиков охраняются по аналогии с правами на исполнения, и сам режиссер приравнивается в ст.1313 ГК РФ к исполнителю.

Однако, на мой взгляд, режиссеры-постановщики могут приравниваться к исполнителям весьма условно. Такие исполнители как артисты и музыканты и называются исполнителями, потому что лично участвуют в представлении, в то время как функция режиссера-постановщика именно в создании спектакля. При этом в документации часто возникает путаница, если один человек выступает и лицом, организовавшим создание сложного объекта, и режиссером.

Итак, режиссер приравнивается к исполнителю и обладает исключительным правом на объект смежных прав – театральную постановку, которая в свою очередь приравнивается к исполнению.

При этом в законодательстве установлено, что при создании постановки должны соблюдаться права лиц, чьи охраняемые объекты (исполнения актеров, музыка, объекты дизайна и т.п.) вошли в состав постановки. На этом моменте я предлагаю подробно остановиться и рассмотреть, какие договоры следует заключать, чтобы с юридической точки зрения постановка была полностью соответствующей требованиям действующего законодательства.

Для начала следует определить, кто именно будет правообладателем. Зачастую бывает так, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, и режиссер – это разные субъекты. Как уже отмечалось, в качестве первого может выступать и организация и физическое лицо.

В этой связи видится разумным заключение договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (театральную постановку) продюсеру. Также возможен и вариант заключения лицензионного договора или договора авторского заказа – это зависит от договоренности сторон.

Заключение такого договора позволит сторонам в будущем избежать конфликтов, связанных с использованием постановки. Нередки случаи перехода режиссеров и целых трупп в другие театры. Имея на руках такой договор с четко определенными правами и обязанностями продюсера и режиссера, многих споров и разногласий удастся избежать.

Следующим важным моментом при оформлении спектакля с юридической точки зрения является заключение договоров со всеми лицами, чьи объекты авторских и смежных прав используются в постановке. В первую очередь это, конечно, артисты. Необходимо подготовить и заключить договоры об отчуждении исключительного права на исполнения (объекты смежных прав), либо лицензионные договоры о предоставлении лицу, организовавшему создание сложного объекта, права их использования. Такие договоры подчиняются общим правилах о договорах об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах.

Аналогичные договоры следует заключить и с авторами музыки, и с декораторами, со сценаристом, с художниками, костюмерами и другими лицами, создающими или предоставляющими для спектакля свои результаты интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить, что для продюсера (или любого другого субъекта, выступающего в роли лица, организовавшего создание сложного объекта) удобнее и выгоднее заключение договоров об отчуждении исключительного права на все перечисленные объекты. Обычно такие договоры предусматривают выплату разового авторского вознаграждения и возможность в дальнейшем распоряжаться объектами по своему усмотрению. При этом в дальнейшем с актерами, например, заключаются именно договоры, предполагающие оплату их труда, но не подразумевающие выплату каких-либо авторских отчислений.

Как видно, правильное юридическое оформление и документальное отражение создания театрально-зрелищного мероприятия процесс достаточно сложный. Авторские права пересекаются со смежными правами, правовой статус режиссера-постановщика может смешиваться со статусом продюсера и т.д. Чтобы совершенно не запутаться во всех этих тонкостях, рекомендуется уже на стадии подготовки к проекту привлекать к работе юриста.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ СОГЛАШЕНИИ

Публичный показ – это любая демонстрация Фильма или его фрагмента с согласия правообладателя на экране с помощью технических средств в публичных местах.

Некоммерческий показ – публичный показ Фильма без взимания с аудитории платы за просмотр.

Территория - территория, указанная в Приложениях к настоящему договору к каждому конкретному Фильму;

Срок – срок действия простой (неисключительной) лицензии на Фильмы, который обозначен в Приложениях к настоящему Договору

Лицензионный договор – договор, по которому Правообладатель предоставляет Пользователю право использование такого Фильма в предусмотренных лицензионным договором пределах.

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Целями реализации данного Соглашения являются:

- популяризация и распространение неигровых фильмов на территории Российской Федерации путем их публичного показа (демонстрации) в Киноклубе;

- повышение уровня культурного развития граждан;

- выравнивание диспропорции в предоставлении культурных услуг населению между различными регионами Российской Федерации;

- актуализация репертуара Киноклуба путем демонстрации ими современных легальньных копий отечественных Фильмов.

1.2. Гильдия предоставляет Киноклубу неисключительные права на некоммерческий показ фильмов, указанных в Приложении к настоящему Соглашению.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Гильдия обязуется:

- копию Прокатного удостоверения Министерства культуры РФ;

- Лицензионный договор на право демонстрации фильмов.

2.1.3. При наличии предоставлять дополнительные рекламные материалы, а также оказывать содействие в организации встреч с авторами демонстрируемых Фильмов.

2.2. Гильдия вправе:

2.2.1. Получать отчёт от Киноклуба о посещаемости с каждого показа в форме заполненной анкеты, включающей дату показа, количество человек, фотоотчёт и иную информацию о показе.

2.2.2. Анонсировать показы Киноклуба на своих информационных ресурсах.

2.2.3. Размещать в начале показа трейлеры (до двух) документальных фильмов из каталога фильмов Гильдии для киноклубов.

2.2.4. Распространять информацию о сотрудничестве с Киноклубом в СМИ.

2.3. Киноклуб обязуется:

2.3.1. Направлять в Гильдию запросы на осуществление показов Фильмов из каталога Гильдии.

2.3.2. Не прерывать Фильм рекламными блоками во время показа, а также до и после.

2.3.4. Осуществить некоммерческий публичный показ Фильма в установленный срок действия лицензии и только по месту нахождения Киноклуба.

2.3.5. Демонстрировать Фильм в последовательности оригинала, согласно предоставленным Гильдией материалам.

2.3.6. Во всех рекламных материалах и анонсах указывать, что показ осуществляется при поддержке Гильдии.

2.3.7. Демонстрировать трейлеры других документальных фильмов из каталога Гильдии, если таковые будут предоставляться в пакете с фильмом показа.

2.3.8. Приложить максимальные усилия по привлечению зрителей для показа Фильма.

2.3.9. Разместить на территории Киноклуба и в любых доступных для зрителей местах Территории афиши Фильмов, предоставленные Гильдией, а также иным доступным способом осуществить анонсирование проводимых показов Фильмов.

2.3.10. Обязуется после осуществления показа предоставить Гильдии отчёт о показе. Отчёт о показе обязательно должен содержать следующую информацию: дату показа, название Фильмов и киноклуба, количество зрителей, и, при возможности, информацию о наличии дискуссии зрителей о Фильмах, отзывы зрителей о показе, фотоотчёт с показа

2.4. Киноклуб вправе:

2.4.1. Выбрать дату и время показа по своему усмотрению, в течение всего срока действия Лицензионного договора.

2.4.2. По согласованию с Гильдией организовать повторный показ Фильма, в рамках срока действия Лицензионного договора.

3. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Гильдия гарантирует, что обладает правами на использование Фильмов.

3.2. В случае изготовления Киноклубом или по его вине незаконных копий Фильмов, Киноклуб самостоятельно возмещает убытки, причинённые Правообладателю.

4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

4.1. Условия настоящего соглашения, приложений к нему и документов по исполнению соглашения конфиденциальны и не подлежат разглашению.

4.2. Стороны принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты, поверенные, правопреемники без предварительного согласия другой стороны не информировали третьих лиц о деталях данного соглашения и приложений к нему.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свое обязательство по настоящему Соглашению, несёт ответственность, если не докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение является последствием одного из следующих обстоятельств: стихийных бедствий, решения высших законодательных и исполнительных органов, войн или военных действий, возникших после заключения договора и препятствующих его исполнению. Если любое из таких обстоятельств непосредственно повлияло на выполнение обязательства в срок, установленный в настоящем соглашении, то этот срок соразмерно отодвигается на время действия соответствующего обстоятельства.

5.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, обязана не позднее 3 (трёх) дней с момента возникновения таковых, в письменной форме уведомить другую сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия или прекращении вышеуказанных обстоятельств.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все возникающие между сторонами из настоящего соглашения или в связи с его исполнением споры стороны будут стремиться разрешить путём непосредственных переговоров.

6.2. Если спорный вопрос не будет урегулирован между сторонами путём переговоров, то он передаётся на разрешение в Арбитражный суд г. Москвы.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.

7.2. Настоящее соглашение может быть расторгнуто по согласию Сторон или в одностороннем порядке по инициативе одной из сторон с предупреждением другой стороны не менее чем за 2 (две) недели.

8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению действительны, если они совершаются в письменной форме, подписываются уполномоченными представителями сторон и являются его неотъемлемой частью.

8.2. Прекращение (окончание срока) действия настоящего соглашения влечёт за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает стороны от ответственности за нарушения соглашения, если таковые имели место при исполнении условий настоящего соглашения.

8.3. Настоящее соглашение изготовлено и подписано в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, причём оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Юридический адрес: 123056, г. Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, комн.46

ИНН 7710365390, КПП 771001001

в ВТБ 24 (ЗАО) г. Москва

Читайте также: