Что положено в основу системно деятельностного подхода

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Гребенкина Надежда Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Яблочное
Населённый пункт: Холмский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в обучении: опыт, проблемы, перспективы".
Раздел: среднее образование

«Системно-деятельностный подход в обучении:

«Единственный путь, ведущий

Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития

деятельностной. ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности,

готовность к саморазвитию. В соответствии с этим, основным результатом образования

становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как

государственного образовательного стандарта.

образовательного процесса - раскрыть способности ребенка. Необходимо создать такие

условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем

интереснее будет учиться.

Сегодня школа переживает время больших перемен. В условиях массового перехода

на ФГОС выявились проблемы, решение которых позволит обеспечить эффективность

компетентностный подход, системно-деятельностный подход, профилизация, изменения

показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целена -

правленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования

образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами

взаимодействия с миром, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер

научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для

труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной

значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. «Развитие

В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс

нравственной, социально адаптированной.

Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения

становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными

способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является

системно-деятельностный подход (СДП).

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода

понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки

который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является

попыткой объединения этих подходов.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из

ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Система- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

которые образует определенную целостность, единство.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Подход-

совокупность приемов и способов воздействия на кого ( что)-либо или в изучении чего-

либо для получения определенного результата.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором

самостоятельной познавательной деятельности школьника.

мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели( понимания того,

что именно нужно выяснить, освоить) Прежде чем вводить новое знание, надо создать

ситуацию. необходимости его появления.

Смещаются акценты образования.

Это ведет за собой:

-ценностей образования (мотивы),

Поэтому меняются требования соответственно к:

- структуре общих образовательных программ,

- результатам Основной образовательной программы,

- условиям осуществления образовательного процесса.

При системно-деятельностном подходе меняется система оценки. Овладение системой

учебных действий с изучаемым учебным материалом приводит к способности решать учебно-

познавательные и учебно-практические задачи (в отличие от прежней установки на проверку

освоения обязательного минимума содержания образования).

Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода?

СДП обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им

Каковы же основные характеристики СДП?

-Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

-Процесс обучения – всегда творческий.

познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

СДП реализует переход:

-от определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как

-от стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации.

-от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию

учебной деятельности школьником.

Технология СДП является механизмом качественного достижения новых результатов

образования и включает в себя:

-мотивацию к учебной деятельности;

-проблемное объяснение нового знания;

-первичное закрепление во внешней речи;

-самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

-включение нового знания в систему знаний и повторение;

Основными дидактическими принципами СДП являются:

деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в

готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей

учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в

их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат

этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а

Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть

сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-

самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

минимакса заключается

обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и

(государственного стандарта знаний).

психологической

комфортности предполагает

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке

вариативности предполагает

проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и

выбору оптимального варианта.

творчества предполагает

начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта

Системно-деятельностный

Ф ГО С обеспечивает:

-формирование готовности личности в саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

учебно-познавательную

деятельность

образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и

физиологических особенностей учащихся

обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий,

которыми должны владеть учащиеся.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного

технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что

предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения

разных предметных дисциплин.

формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе

социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она

может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать

и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Учитель-не единственное

действующее лицо в классе.

На каких этапах формируются УУД?

-Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.

-Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения

-Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с

самоконтроль и коррекция.

-Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

эффективно решать конкретные задачи урока. Я приведу пример таких методов, которые

используют наши педагоги:

решение нестандартного задания и т.д.). Класс

быстро включается в работу, задается

нужный ритм, обеспечивается рабочий настрой и доброжелательная атмосфера в классе

(учитель Степанова О.С.).

организует обсуждение, в ходе которого формулируются цели и задачи урока, а также

выявляются ожидания и опасения, как учителя, так и учащихся (схематично нарисованное

дерево, на которое в конце урока наклеиваются стикеры. Учитель предлагает учащимся на

стикерах желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются.

сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и

подтвердившиеся опасения. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты,

корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали).

-Примеры из собственной практики (учитель Соколова Т.И.):

реализуетсистемно - деятельностный подход на практических и лабораторных работах и

во внеурочное время при проведении исследований.

Выполнение лабораторных работ:

- работа в малых группах – самоконтроль и сотрудничество;

- работа с инструкцией (план выполнения лабораторной работы);

стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы? Большие надежды на

кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается

не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно

преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку,

спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и

задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить

школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –

необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям,

они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную

доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего

распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед

классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с

изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также

Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребенка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности.

Данный подход лежит в основе образовательных стандартов нового поколения. Его использование ориентировано на формирование нового гражданина, обладающего гражданской идентичностью, творческой ориентацией деятельности, умением использовать творческий подход к решению любых задач.

Согласно системно-деятельностному подходу, образовательный процесс реализуется таким образом, чтобы обучение было нацеленным на развитие и они следовали друг за другом. Иными словами, процесс обучения должен способствовать всестороннему развитию личности учащегося.

После принятия ФГОС нового поколения, системно-деятельностный подход стал основой функционирования образовательной организации любого уровня. Образовательные программы строятся на основе данного подхода.

Сущность данного подхода в современном образовании и воспитании сводится к следующему:

  1. Воспитание рассматривается, как процесс преобразования знаний о ценностях и нормах поведения в практические навыки их применения, в мотивы поведения, установки и личностные ценностные ориентиры социальной жизнедеятельности. Все ценности, которыми обладает культура народа, идеалы должны стать осознанными мотивами социального поведения подрастающего поколения.
  2. Усвоение ребенком нравственных, культурных и иных ценностей, их трансформация может быть реализована только в ходе деятельности. Деятельность лежит в основе принятия ценностей и норм социального поведения. Необходимо создавать специально организованную педагогическую работу, позволяющую создать условия для совместной деятельности педагога и учащихся, коллективной деятельности учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Применение системно-деятельностного подхода в современной образовательной деятельности имеет свою специфику. Она заключается в следующем:

  1. Процесс воспитания не может быть сведен к одному виду деятельности. Он пронизывает весь спектр образовательной деятельности, охватывая процесс обучения, физического воспитания, систему коммуникаций учащихся, спортивную деятельность, досуговые мероприятия, творческие направления деятельности.
  2. Семья и образовательное учреждения утратили свое монопольное право на обучение и воспитание подрастающего поколения. Новые стандарты требуют организации совместной педагогической деятельности семьи и образовательного учреждения, основанной на сотрудничестве и единой направленности воспитательного воздействия.
  3. Отсутствие готовых знаний. Если ранее, обучение основывалось на передаче научных знаний учащимся и их усвоении ими, то теперь происходит передача знаний и формирование практических навыков по самостоятельному поиску информации, совершению открытий, проведению экспериментальной и творческой деятельности, которая направляется и контролируется педагогом.
  4. В основе системно-деятельностного подхода лежит постановка проблемной ситуации, которая активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Постановка проблемы требует выдвижения гипотезы ее разрешения, предложения идей, вариантов ее устранения, приемов поиска определенной информации по данной проблеме, построение схем, моделей, проектов ее решения.

Таким образом, система образования сегодня, ориентирована на личностное развитие каждого учащегося через разные направления деятельности, преобразование своих знаний в личностные ценности и ориентиры социального поведения.

Структура учебного занятия на основании системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании предполагает использование технологии построения учебного занятия, основанной на поэтапной деятельности. Урок реализуется в течение следующих этапов:

Читайте также: