Какие принципы международного права сформулировал гуго гроций

Обновлено: 04.07.2024

В Орлеане Гроций изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатской практикой. В 1601 году он был назначен историографом Голландской республики, в 1607 году – генерал-фискалом, с 1613 года служил в Роттердаме.

В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов (1565 – 1609 гг.) республика Нидерланды (республика соединенных провинций) добилась независимости, власть в ней стала принадлежать торговой буржуазии. Между группами буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть. Принявший участие в этой борьбе Гроций был заключен в тюрьму сторонниками враждебной группировки, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика ХIII. После неудачной попытки вернуться снова на родину он по предложению шведского Канцлера перешел на службу к Стокгольскому двору и был назначен Шведским послом в Париже (1634 г.). В 1645 г. Гуго Гроций вышел в отставку и в том же году умер.

Творчество Гуго Гроция относится на период, когда, во-первых, Нидерландская революция победила и Нидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась 30-летняя война в Европе 1618 – 1648 гг., в результате чего в Европе образовалось 350 государств по Вестфальскому мирному договору. Все это определило творчество мыслителя.

Исходный пункт учения о праве Гроция – природа человека, социальные качества людей, а не божественные. Гроций делит право на право:

Естественное право – предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

· воздержись от присвоения чужого;

· верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении;

возмести выгоду за пользование чужой вещью;

· возмести ущерб, причиненный по твоей вине;

· воздай людям заслуженное наказание.

Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь, подразделяется на две ветви:

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как естественное состояние. В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сначала движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

Такие естественные качества людей, как общительность (люди тянутся к людям), разум (люди могут договориться и общаться между собой) побудили заключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основе договора людей.

Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами.


Признакам государства является верховная, суверенная власть, к атрибутам которой относится:

· издание законов (как в области религиозной, так и светской);

· назначение должностных лиц и руководства их деятельностью;

вопросы войны и мира;

· заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и правам того или иного народа. Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса как о носителе верховной власти, так и о формах правления.

Каждая существенная форма правления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику, имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом.

До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций внес ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

Гроций юридическими доводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа. Поскольку при заключении общественного договора люди, вряд ли, возложили на себя суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть, необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц. Кроме того, народ, заключая этот договор, не мог дать право государю вести истребительную войну. Если монарх ведет такую войну то, он не выполняет условия общественного договора, и подданные вправе считать общественный договор расторгнутым.

Гроций оправдывает также сопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть. Народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужым имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций обязаны к возмещению за содеянное. Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребления имущества враждебного народа и т.д. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но, тем не менее, уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права Нового времени. Ему принадлежит введение социальной аксиомы – человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежития. Эта аксиома противоречила исторической практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius ) или Гуго де Гроот (нидерл. Hugo de Groot или Huig de Groot; 10 апреля 1583, Дельфт — 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.

Содержание

Юность

Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца де Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Оверсхи. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.

Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Университет Лейдена, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший) [1] , Жозеф Жюст Скалигер и Рудольф Снеллиус [2] .

В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601 году. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.

De Indis и Mare Liberum

381px-Grotius de jure 1631.jpg

Арминианский спор, арест, изгнание

Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительно продвинулся в политической карьере, став постоянным советником Олденбаневелта в 1605 году, и потом Генеральным адвокатом [3] казны (в некоторых источниках — генерального казначея) Голландии, Зеландии и Фрисландии в 1605 году, и потом ратпенсионарием [4] Роттердама (эквивалент мэра) в 1613 году. В 1608 году он женился на Марии ван Рейгерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности; в Стенфордской энциклопедии сказано, что у них было 3 дочери и 4 сына). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость, которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни.

Лишь через 18 месяцев, в 1621 г., ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Подробности сам великий юрист излагает в стихотворении, обращённом к сундуку с книгами, в котором его вынесли из заточения. Затем в одежде каменщика он пересёк французскую границу. В сегодняшних Нидерландах Голландский Национальный Музей и музей Принсенхоф в Дельфте заявляют о том, что именно в их коллекции находится этот книжный сундук.

Гроция хорошо встретили в Париже, где у него оставались знакомства, он был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал свои лучшие труды.

О правде Христианской Религии

De Jure Belli ac Pacis

Время жизни Гуго Гроция пришлось на период Восьмидесятилетней войны между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) между католиками и протестантами Европы. Неудивительно, что Гроций был глубоко обеспокоен вопросами конфликта между государствами и религиями. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и оконченный в изгнании в Париже (1623—1625 гг.), был важным вкладом во избежание и ограничение таких конфликтов. Гроций писал:

Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие дает всем свободу совершать любые преступления.

Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 г. он выдержал 77 изданий, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках.

Последние годы

Интересные факты

Гроций здесь Гуго лежит, батавов изгнанник и узник,
Твой, корона великая шведов, верный посол.

Гуго Гроций – латинский вариант имени и фамилии нидерландского политика, правоведа и писателя Гуго де Гроута (Hugo de Groot).

Биография

Гуго де Гроут появился на свет 10 апреля 1583 года в городе Делфт (Delft) в семействе обеспеченного и высокообразованного Яна де Гроота (Jan de Groot) и Алиды ван Оверсхи (Alida van Overschie). Известно, что дед Гуго по отцовской линии происходил из немецких дворян, бабушка-голландка, носившая фамилию Гроот, была родом из Франкфурта-на-Майне (Frankfurt am Main), а отец имел возможность окончить университет в Лейдене (Leiden).

По возвращении в Нидерланды Гуго начинает адвокатскую деятельность и одновременно занимается научными исследованиями.

Гуго Гроций пользовался уважением при дипломате Йохане ван Олденбарневелте, быстро поднимался по служебной лестнице, получив в 1605 году назначение личного советника Олденбарневелта. Следующие посты – генеральный адвокат-казначей Нидерландов и их колониальных владений. С 1613 года Гуго назначен мэром Роттердама (Rotterdam).

Успехам в карьере сопутствует счастливая личная жизнь. Он обвенчался в 1608 году с Марией ван Рейгерсберген (Maria van Reigersberg). У них родилось 8 детей, четверо из них умерли в детстве. Жена поддерживала его в сложные годы, была опорой всей семьи.

Международное право

Изучение международного права привлекало Гроция и ранее, но серьезным его исследованием он занимается с 1604 года, когда начал принимать участие в судебных заседаниях по обвинению нидерландских купцов в захвате корабля, принадлежавшего Португалии.

Гуго Гроций

Гуго Гроция назначили в качестве защитника с голландской стороны.

Теория естественного права

Взгляды Гроция вызывали бурные споры международного характера: например, Англия утверждала, что морские просторы нужно поделить так же, как и сушу, и поэтому морская территория вокруг островов Британии должны быть строго под контролем Англии.

Гроций углубляется и в философию военных действий, анализируя ее причины.

Философия

Гуго оказался включенным в философско-религиозную полемику, которая была очень острой среди представителей различных протестантских движений в Нидерландах.

Представители власти в Голландии, лидером среди которых тогда был Олденбарневелт, не устраивали гонений на последователей Арминия, а Гуго Гроцию было поручено составить текст эдикта, разъясняющего позицию государства.

В 1613 году появилась книга Гроция о церкви и государстве.

Гроций в ней утверждал, что для стабильного существования государства необходима вера в Бога, но при этом не существенно, какую именно систему религиозных убеждений разделяет тот или иной гражданин. Однако эдикт произвел не примиряющее действие, а привел к возникновению вооруженных конфликтов, которые урегулировали государственные войска. В 1618 году учение арминианства подвергнуто критике как еретическое на заседании Синода в Дордрехте (Dordrecht). Олденбарневелта судили и казнили, а Гроция заключили в тюрьму цитадели Лувестейн (Het loevestein) на реке Маас (Maas) без возможности помилования.

В 1621 году Гроций, благодаря изобретательности его супруги, бежит из темницы, спрятавшись в ящик с личной библиотекой, переодевается бедным каменотесом, переходит границу с Францией, оправляется в Париж просить защиты и помощи. Людовик XIII лично назначает Гроцию денежное пособие. В дальнейшем в столице Франции будут написаны самые знаменитые его работы.

Философско-правовая концепция

Свои взгляды он раскрывает, опираясь на идеи предшественников – идеологов международного права XVI века, профессоров Саламанкского университета, которых он называет своими учителями и наставниками:

  • Франсиско де Виттория (Francisco de Vittoria);
  • Франсиско Суареса (Francisco Suarez).

Политико-правовое учение

  • В части I философ анализирует причины войн, размышляя о природной и военной справедливости, разделяя все крупные и мелкие вооруженные конфликты на справедливые и несправедливые;
  • В части II Гроций выделяет справедливые причины для развязывания военных действия, среди которых потребность в самообороне, возмещение нанесенного ущерба и наказание за несправедливые действия;
  • В части III мыслитель предлагает правила ведения войн и пути прекращения войн на Земле.

Книга стала такой популярной, что в течение 150 лет была переведена на несколько европейских языков и издана 77 раз по-французски, по-немецки, по-английски, по-испански и др.

На идеи, изложенные Гроцием, опираются юристы последующих веков.

Цитаты

  1. Уверен, что необходимо соблюдение права народов во время военных конфликтов и в мирное время…
  2. Меня ужасает, что в христианском мире применяется вооружение по самым малейшим поводам и люди не помнят об уважении друг к другу и к Богу…
  3. Неуважение права, Бога и человека, как безумие, толкает человека на развязывание международных вооруженных конфликтов…

Дипломатическая служба

Гроций очень хотел возвратиться в Нидерланды, но ему было отказано, так как он не отрекся от своих убеждений, которые были причиной ареста, и не стал публично признаваться в своей неправоте. Поэтому, приехав в Роттердам в 1631 году, он не имеет ни малейшего шанса остаться на родной земле и едет в Гамбург, затем с 1634 по 1645 годы выполняет функции шведского посланника во Франции.

В 1645 году он отправился в Стокгольм подать в отставку и на обратном пути попал в шторм в Балтийском море. Гроция выбросило на берег у города Росток, где 28 августа 1645 года он умер.

Памятник Гуго Гроцию

Похоронен знаменитый правовед и философ в Новой Церкви (Nieuwe Kerk) в родном городе Дельфт.

Основные достижения

Гроция называют основоположником договорной теории происхождения государства, представляющего собой союз, заключаемый по доброй воле во имя всеобщего блага и ненарушения всеобщих прав, во имя спокойствия и мирного существования. Задача государственной власти – контролировать ненарушение этих прав и защищать гражданские права и свободы.

Высшая форма власти – суверенитет, когда волеизъявление правителя может изменить исключительно он сам или его преемник.

Идеи Гроция вошли в формулировки Устава Организации Объединенных Наций и до сих пор актуальны в международной политике и в деятельности всемирных организаций, в разработке соглашений между государствами и других нормативно-правовых актов.

10 апреля 1583 года родился великий голландский юрист Гуго Гроций, основоположник международного права. Его судьба похожа на остросюжетный роман.

Чудо Голландии

Гуго Гроций или, как называли его на родине, Гуго де Гроот с восьми лет писал стихи на латыни, а в одиннадцать стал студентом Лейденского университета.

Арну ван Хален. Юный Гуго Гроций между 1710 и 1719. commons.wikimedia.org.jpg

Сундук-спаситель

В заключении Гуго Гроций много читает. Благо, лейденский профессор Эрпениус регулярно и почти беспрепятственно отправляет ему нужные книги.

Георг Гиллис Хаанен. Гуго Гроций в Лувестейне х. м..jpg

Михаэль ван Миревельт. Портрет Марии ван Рейгерсберген ок. 1640. commons.m.wikimedia.org.jpg

Согласно другой версии легенды, в сундуке хранилась личная библиотека учёного, которой ему дозволялось пользоваться в заточении и которая стала его спасительным тайником. Заботливая супруга загодя проделала в сундуке отверстия для воздуха и во время визитов в тюрьму репетировала побег, запирая Гуго и садясь на крышку — чтобы выработать привычку к неудобному положению. Когда он освоился в позе эмбриона, стоически высиживая в ящике по два часа кряду, Мария пожаловалась начальству, будто не может видеть научных занятий мужа, отнимающих его последние силы, и попросила разрешения забрать все книги.

Симон Фокке. Гуго Гроций залезает в ящик с книгами1. jpg

Ещё одна гравюра Фокке представляет трогательное рукопожатие супругов перед бегством. Гуго уже залезает в сундук, с нежностью глядя на свою преданную Марию. Рядом ожидают очереди друзья-книги. Раскрытый фолиант с изображением семейных гербов Гроотов и Рейгерсбергенов символизирует крепость супружества.

Симон Фокке. Гуго Гроций прощается с женой перед побегом из Лувестейна.jpg

А вот встреча узника с женой и дочерью Корнелией в тюрьме за день до побега. Даже в такой ситуации учёный не расстается с книгой, попутно беседуя с родными. Возле сундука стоят готовые к загрузке тома.

Рейнир Винкелес. Гуго Гроций с женой и дочерью.jpg

Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций.jpg

Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций убегает из замка Лувестейн, 1837−1897. (Wikimedia Commons)

Луи Риккье. Гуго Гроций выходит из книжного сундука..jpg

Луи Риккье. Гуго Гроций выходит из книжного сундука, в котором бежал из замка Луве-стейн, 1826. (marikenpad.nl)

Бессмертие легенды

В настоящее время музей Принсенхоф в Делфте и амстердамский Рейксмузеум одновременно заявляют, что в их коллекциях находится тот самый достопамятный сундук. Впрочем, в том же самом уверяют и в замке Лувестейн.

Книжный сундук Гуго Гроция в замке Лувестейн..jpg

Кристиан Якоб Шулинг. История побега Гуго Гроция из замка Лувестейн 1820-1838.jpg

10 апреля 1583 года родился великий голландский юрист Гуго Гроций, основоположник международного права. Его судьба похожа на остросюжетный роман.

Чудо Голландии

Гуго Гроций или, как называли его на родине, Гуго де Гроот с восьми лет писал стихи на латыни, а в одиннадцать стал студентом Лейденского университета.

Арну ван Хален. Юный Гуго Гроций между 1710 и 1719. commons.wikimedia.org.jpg

Сундук-спаситель

В заключении Гуго Гроций много читает. Благо, лейденский профессор Эрпениус регулярно и почти беспрепятственно отправляет ему нужные книги.

Георг Гиллис Хаанен. Гуго Гроций в Лувестейне х. м..jpg

Михаэль ван Миревельт. Портрет Марии ван Рейгерсберген ок. 1640. commons.m.wikimedia.org.jpg

Согласно другой версии легенды, в сундуке хранилась личная библиотека учёного, которой ему дозволялось пользоваться в заточении и которая стала его спасительным тайником. Заботливая супруга загодя проделала в сундуке отверстия для воздуха и во время визитов в тюрьму репетировала побег, запирая Гуго и садясь на крышку — чтобы выработать привычку к неудобному положению. Когда он освоился в позе эмбриона, стоически высиживая в ящике по два часа кряду, Мария пожаловалась начальству, будто не может видеть научных занятий мужа, отнимающих его последние силы, и попросила разрешения забрать все книги.

Симон Фокке. Гуго Гроций залезает в ящик с книгами1. jpg

Ещё одна гравюра Фокке представляет трогательное рукопожатие супругов перед бегством. Гуго уже залезает в сундук, с нежностью глядя на свою преданную Марию. Рядом ожидают очереди друзья-книги. Раскрытый фолиант с изображением семейных гербов Гроотов и Рейгерсбергенов символизирует крепость супружества.

Симон Фокке. Гуго Гроций прощается с женой перед побегом из Лувестейна.jpg

А вот встреча узника с женой и дочерью Корнелией в тюрьме за день до побега. Даже в такой ситуации учёный не расстается с книгой, попутно беседуя с родными. Возле сундука стоят готовые к загрузке тома.

Рейнир Винкелес. Гуго Гроций с женой и дочерью.jpg

Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций.jpg

Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций убегает из замка Лувестейн, 1837−1897. (Wikimedia Commons)

Луи Риккье. Гуго Гроций выходит из книжного сундука..jpg

Луи Риккье. Гуго Гроций выходит из книжного сундука, в котором бежал из замка Луве-стейн, 1826. (marikenpad.nl)

Бессмертие легенды

В настоящее время музей Принсенхоф в Делфте и амстердамский Рейксмузеум одновременно заявляют, что в их коллекциях находится тот самый достопамятный сундук. Впрочем, в том же самом уверяют и в замке Лувестейн.

Книжный сундук Гуго Гроция в замке Лувестейн..jpg

Кристиан Якоб Шулинг. История побега Гуго Гроция из замка Лувестейн 1820-1838.jpg

Читайте также: