Равенство как запрет дискриминации правовой всеобуч рк

Обновлено: 19.05.2024

Равенство — один из главных лозунгов первых демократических революций. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий и являют собой основополагающий принцип института прав и свобод. Все конституции, стоящие на позициях демократического правового государства, закрепляют равенство, одновременно запрещая дискриминацию. С этого начинается изложение всех прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.).

Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Всё граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения. В обществе не должно быть никаких групп или отдельных лиц, за которыми закон признает какие бы то ни было привилегии, исключительные права и льготы. Именно в таком значении принцип равенства получил широкое закрепление в конституциях и законах, судебной практике.

Конституционное право обеспечивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми. Принцип равенства не порождает каких-либо конкретных субъективных прав и обязанностей для людей. Он представляет собой, скорее, правило, обращенное к государству, которое должно противодействовать любой дискриминации граждан со стороны своих органов. Но даже в этом своем значении принцип равенства весьма важен для определения правового статуса гражданина, его взаимоотношений с государственной властью.

Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. Она заключается, в попрании или ограничении его прав по признакам социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, пола, возраста, религии, цвета кожи, политических и иных убеждений, имущественного или иного положения. Дискриминация выступает как отрицание равенства граждан и основных принципов демократического правового государства.

Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека и другие международно-правовые документы запрещают дискриминацию по всем признакам. Такой запрет содержится во всех современных конституциях, в различных законах и правовых обычаях.

В прошлом в ряде стран дискриминация возводилась на уровень государственной политики. Тяжелое наследие дискриминации проявляется и в наше время, хотя чаще она выступает в скрытых формах.

Расовая дискриминация. Формально-юридически она запрещена почти во всех странах. В США это было сделано больше ста лет назад. Однако на практике расовая дискриминация все же не исчезла. Ссылаясь на конституционную свободу слова, расисты проводят пропаганду расовой ненависти. Вместе с неграми на бесправие обречены мексиканцы, индейцы и представители других национальных меньшинств.

Дискриминация женщин и молодежи. Во многих странах мира женщины упорной борьбой добились эмансипации, т. е. уравнения своих прав с мужчинами. Запрет дискриминации включен в конституции и законы ряда стран. В то жевремя в ряде ведущих государств такого запрета в полном объеме все еще нет. Дискриминации подвергается также молодежь. Повсеместно среди молодых людей высок процент безработных (в том числе лиц с дипломами), оплата их труда ниже обычной. Особенно, трудным является положение той молодежи которая испытывает двойную дискриминацию — не только по возрасту, но и по расовому признаку. Дискриминация по религиозному признаку. Несмотря на международно-правовое признание свобода вероисповедания сталкивается с грубыми нарушениями в ряде стран. Дискриминация по религиозным мотивам характерна для государств, основанных на официальной религии (Израиль, государства Арабского Востока).

Другие формы дискриминации. В некоторых многонациональных государствах распространена дискриминация национальных меньшинств. При этом национальная и религиозная формы Дискриминации наслаиваются на социальное неравенство, что усугубляет конфликты.

Люстрация (от лот. lustratio— очищение). В современном конституционном праве так называют узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали непосредственное участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти.

2. Особенности конституционного права Соединенного Королевства

Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, англо-саксонская правовая система, монархическая форма правления - все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта.

Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право и высокую правовую культуру. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.

Особенности конституции Великобритании характеризуются, прежде всего, спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.

Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.

Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с даты принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее, не все статуты признаются частью конституции. Кроме того, конституционные нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву. Следует иметь в виду, что конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

В целом статутное конституционное право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно увеличивается.

Прецедентное право, как источник конституции Великобритании - это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, являющихся обязательными при рассмотрении в будущем аналогичных дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.

Общее право в Англии создано королевскими Вестминстерскими судами. Право справедливости - совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права, т.е. правилам, содержащимся в судебных решениях, должно следовать и в дальнейшем, а также обязательность решений вышестоящих судов для нижестоящих. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны.

Обычное право играет значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.

Доктринальные источники - специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения.

По способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Постепенное напластование многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой - приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.

menu

В отношении Джанет Смит, Грэма Грейди, Дункана Люстиг-Прина и Джона Беккета было проведено расследование. В результате все четверо военнослужащих были уволены из вооруженных сил по причине их гомосексуальной ориентации. Европейский суд постановил, что Соединенному Королевству не удалось обосновать подобную политику и что действия государства, направленные против заявителей, нарушали их права. В.

Благодаря постановлению ЕСПЧ было исключено требование о бесплодии для проведения процедуры по изменению пола хирургическим путем

Суд Турции отказал Y. Y., мужчине-трансгендеру, в разрешении на проведение операции по смене пола по причине того, что заявитель не был бесплоден. Европейский суд заявил, что это законодательное требование не было необходимым. Суд также постановил, что Турция нарушила права человека Y. Y., так как на протяжении многих лет власти отказывались предоставить ему возможность изменить пол.

Однополая пара выиграла дело о дискриминации после отказа в предоставлении медицинской страховки

П. Б. и Й. С. хотели совместно быть застрахованы в рамках медицинской страховки Й. С. для гражданских служащих, однако просьба П. Б. была отклонена, так как он являлся однополым партнером. Европейский суд постановил, что Австрия несправедливо дискриминировала П. Б. и Й. С. до того момента, когда закон о страховании был изменен, чтобы исключить прямое упоминание гетеросексуальных пар.

Нападение со смертельным исходом на женщину и ее сына приводит к продолжающимся реформам по борьбе с насилием в семье

Муж Элизаветы Тальпис годами подвергал ее физическому насилию. Она жаловалась в полицию, но полиция месяцами ничего не предпринимала. Однажды вечером муж Элизаветы набросился на нее с ножом, ранив ее и убив ее сына, который пытался защитить ее. Европейский суд осудил бездействие полиции, что в последующем привело к реформам по борьбе с бытовым насилием в Италии.

Внедрение системы юридической помощи после того, как женщина, страдавшая от бытового насилия, не смогла получить доступ к судам

Д. Эйри хотела добиться юридического оформления раздельного проживания со своим мужем, который, по ее утверждению, был алкоголиком и применял физическое насилие. Однако она не смогла воспользоваться юридической помощью, поскольку она не могла позволить себе оплатить гонорар адвокатам. Европейский суд по правам человека постановил, что из-за отсутствия юридической помощи Д.Эйри была фактический.

Демократия возвращается в Мостар после исторического дела местной жительницы в ЕСПЧ

На протяжении двенадцати лет из-за пробела в праве большинство жителей Мостара, так же как и Ирма Баралия, не могли голосовать или выдвигать свои кандидатуры на местных выборах. Ирма Баралия решила обратиться в Европейский суд по правам человека, который постановил, что неспособность властей Боснии и Герцеговины предоставить заявительнице возможность участвовать в выборах, нарушала ее права. В.

Борьба мужчины приводит к легализации гомосексуализма в Ирландии

Дэвид Норрис страдал приступами страха и депрессии после того, как понял, что любое открытое выражение его гомосексуальности может привести к уголовной ответственности. Страсбургский суд постановил, что криминализация его сексуальной ориентации нарушала его основные права. В 1993 году это привело к полной легализации гомосексуальных отношений между взрослыми людьми на основании ирландского.

Библиотекарша, которую душил и избивал ее партнер, добивается правосудия для жертв домашнего насилия

Лорета Валиулиене сообщила властям о том, что она подверглась нападениям со стороны своего партнера. Однако прокурор не провел надлежащего расследования до тех пор, пока не истек срок давности, и поэтому ее партнер так и не предстал перед судом. Европейский суд постановил, что такая несостоятельность властей нарушала основные права г-жи Валиулене. В Литве был предпринят ряд реформ для борьбы с.

Декриминализация гомосексуализма после того, как архитектор выиграл дело в Страсбурге

На протяжении десятилетий кипрское законодательство рассматривало гомосексуальные отношения между мужчинами как уголовное преступление. Алекос Модинос страдал от стресса и страха уголовного преследования из-за его отношений с другим мужчиной. Европейский суд постановил, что криминализация сексуальной ориентации Алекоса нарушает его основное право на частную жизнь. В 1998 году гомосексуальные.

Человек, преследовавшийся за свою сексуальную ориентацию, выигрывает знаковый судебный процесс, приведший к изменениям законодательства в Северной Ирландии и за ее пределами

С 14 лет Джеффри Даджен испытывал страх, страдания и психологический стресс в связи с тем, что его сексуальность рассматривалась как преступление. В его дом ворвалась полиция, и его подвергли многочасовому допросу. В этом знаковом деле Европейский суд постановил, что соответствующее законодательство нарушало право на частную жизнь. В 1982 году Северная Ирландия легализовала гомосексуальные.

Правосудие для жертвы домашнего насилия в Румынии

Анжелика Балшан, получившая синяки и побои, восемь раз пострадала от нападений со стороны мужа и получила травмы, потребовавшие до десяти дней лечения. Многократно она подавала жалобы в органы власти, но те не предприняли должных шагов для ее защиты. Европейский суд постановил, что г-же Балшан не было предоставлено надлежащей защиты от жестокого обращения. Это решение Суда привело к.

Реформа законов об оружии, после того как полиция застрелила невооруженных людей

Два 21-летних молодых человека сбежали с военной службы, чтобы навестить свою бабушку. Когда туда прибыла военная полиция, эти мужчины не были вооружены и не совершали актов насилия – и не пытались убежать. Тем не менее, их застрелили. Страсбургский суд постановил, что военная полиция использовала явно чрезмерную силу. Это дело и другие привели к изменениям в правилах, установленных властями в.

Отсутствие расследования нападения на поселение рома-цыган привело к реформам на местах

У всех жителей деревни рома-цыган сожгли дома местные жители. Власти были предупреждены, но отказались вмешиваться. После нападения власти не расследовали должным образом эту ситуацию, а суды не обеспечили для пострадавших справедливое судебное разбирательство. По их заявлению в Страсбург была выплачена компенсация и приняты местные программы по борьбе с дискриминацией и изоляцией.

Правовые стандарты были изменены после того, как отцу-гомосексуалисту отказали в опеке над своим сыном

Когда Жоао Сальгейро да Силва Моута развелся, то апелляционный суд предоставил его жене опеку над их дочерью. Решающее значение имело то, что Сальгейро да Силва Моута был гомосексуалистом. Страсбургский суд постановил, что это имело дискриминационный характер, без должного обоснования – а это всё привело к изменению в практике португальских судов.

Улучшение прав на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

У Хорста Цаунеггера была дочь, он развелся с матерью ребенка. Немецкое законодательство ограничивало его возможности получить совместную опеку, поскольку он и мать ребенка не состояли в браке. После того как он выиграл свое дело в Страсбурге, закон был изменен и отцы в положении Х. Цаунеггера получили больше прав.

Реформы после неразумного наказания лицу, отказавшемуся от военной службы по соображениям совести

Иаковос Тлимменос были свидетелем Иеговы. Он отказался проходить военную службу по религиозным основаниям и его приговорили к четырем годам тюремного заключения. После его освобождения ему также помешали работать бухгалтером. Страсбургский суд постановил, что это было неразумно и не оправдано – и равнялось дискриминации по религиозному признаку. В результате были изменены законы.

Справедливые права на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

На основании австрийского законодательства опека над ребенком, родившимся вне брака, автоматически передавалось матери, за редкими исключениями. При этом опека над детьми, родившимися в браке, предоставлялась в соответствии с наилучшими интересами ребенка. В Страсбургском суде г-н Шпорер с успехом аргументировал, что это несправедливо – и дело привело к изменению в австрийском законодательстве.

Реформы, проведенные после того, как полиция не расследовала должным образом расистское нападение

Однажды ночью в деревне Гановце-Филице жители рома-цыгане подверглись избиению бейсбольными битами и арматурой со стороны местных жителей. Страсбургский суд постановил, что власти не расследовали должным образом этот инцидент и не наказали виновных. Дело было вновь открыто, и были осуществлены юридические изменения, которые помогают властям бороться с расистскими преступлениями.

Обеспечение более эффективная защита мирных демонстраций после запрета на проведение акции протеста

Правовая битва приводит к укреплению прав транссексуалов

Правовой всеобуч

Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры - это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры.

Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди учащихся, и педагогов, в том числе среди родителей является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни. Среди учащихся, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого человека, так и для общества. Не обладающий правовой культурой человек легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.

Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом человеке и его семье, но и на государстве.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ ВСЕОБУЧЕ В ГУ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №1

I. Общие положения

  1. Правовой всеобуч - это система правовой пропаганды и правового воспитания учащихся, педагогов, родителей.
  2. Настоящее Положение определяет цели, принципы и порядок проведения правового всеобуча в ШЛ №1.
  3. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование традиции уважения к закону.
  4. Правовой всеобуч решает следующие задачи:

1) осуществление правового обучения, повышение правовой культуры учащихся, педагогов, родителей; юридической осведомленности и знаний законодательных актов, мер ответственности за их нарушения;

2) разъяснение, своевременное доведение требований Конституции Республики Казахстан, законов, приказов Министерств и иных правовых актов до учащихся, педагогов, родителей.

  1. Основными принципами правового всеобуча являются:
  • всеобщность;
  • системность;
  • непрерывность;
  • заинтересованность в получении правовых знаний и обязанность администрации, педагогического коллектива обеспечить реализацию возможности их получения;
  • индивидуальность (учет возрастных особенностей, категории слушателей).

II. Организация правового всеобуча

  1. Администрация школы обеспечивает разработку методических рекомендаций, тематических планов обучения с учетом возрастных особенностей и категорий.
  2. В работе по организации правового всеобуча привлекаются работники юридических служб, государственных комитетов.
  3. Администрации школы осуществляет оформление стенда на правовую тему, классные руководители 1-11 классов - уголков.
  4. Общее руководство и контроль за организацией правового всеобуча, методическое руководство осуществляет администрация школы.

III. Порядок проведения правового всеобуча

  1. Правовой всеобуч предусматривает правовое обучение по следующим группам: первая группа – учащиеся 1-11 классов; вторая группа- родители.

Обеспечение явки слушателей и занятий возлагаются на классных руководителей. Разработка учебно-тематического плана возлагается на администрацию школы, разработка тематических занятий возлагается на руководителя лекторской группы (согласно приказа).

Третья группа – педагоги.

Обеспечение явки слушателей возлагается на администрацию школы.

Разработка учебно-тематического плана, тематических занятий возлагается на администрацию школы.

  1. Правовой всеобуч для учащихся осуществляется путем:
  • проведения еженедельных 15-минутных занятий; лекций, классных часов;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.
  1. Правовой всеобуч для педагогов осуществляется путем:
  • проведения лекций 1 раз в четверть;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • разработка и доведение до пед. коллектива памяток, рекомендаций по принятым нормативным правовым актам;
  • регулярной самостоятельной работы каждого педагога по изучению законодательства Республики Казахстан и практики его применения;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.
  1. Правовой всеобуч для родителей осуществляется путем:
  • проведения лекций 2 раз в год;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • разработка и доведение до родительской общественности памяток, рекомендаций по принятым нормативным правовым актам;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ

В литературе по теории государства и права отдельное внимание традиционно уделяется систематизации права. Так, система права определяется как обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты (Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко).

Критерии деления на отрасли и институты определяется по разнице предмета (совокупность однородных общественных явлений) и метода (набор юридического инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений).

II. Актуальная потребность в согласованности и применении на практике нормативных актов.

В последнее время в Российской Федерации реализуется активное правотворчество в части издания нормативных актов, регулирующих отношения, имеющих своим предметом корректировку прав или обязанностей граждан, связанных с осуществлением массовой вакцинации.

По данному предмету принимается множество актов как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, параллельно вносятся поправки в уже принятые акты, в развитие принимаются локальные акты, что вызывает сложности в их непротиворечивом толковании и применении.

При этом, общей характеристикой метода правого регулирования является декларируемая дискриминация в сочетании с добровольностью.

Таким образом, относительно новый предмет и сложность метода правового регулирования требует изучения и выработки правовых путей систематизации нового корпуса норм объективного права, непосредственно влияющих как на субъективные права, так и на субъективные обязанности, с целью становления и совершенствования института дискриминационного права.

III. Вопросы регулирования и правоприменения.

Уже сейчас требуют анализа и согласования следующие вопросы регулирования в рамках обозначенного института (перечень не является исчерпывающим):

А) Публичное право:

- определение необходимости внесения изменений в Конституцию Российской Федерации;

- определение необходимости принятия специального закона, регулирующего и устанавливающего основы дискриминационного законодательства;

- разграничение предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти по вопросам регулирования;

- выработка единых критериев уголовной и административной ответственности лиц, нарушающих предписания дискриминационного законодательства;

- действие законодательства в отношении иностранных граждан, лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства;

- способы приобретения соответствующего статуса в рамках дискриминационного законодательства, а также документальная и (или) электронная идентификация соответствующих групп лиц.

Б) Частное право:

- личные неимущественные права и их реализация в условиях действия дискриминационного законодательства (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- вещные права и возможность воздействия на них дискриминационного законодательства (ограничения владения, пользования и распоряжения объектами прав применительно к соответствующей группе лиц);

- ограничение правоспособности и дееспособности (в том числе в отношении законных представителей);

- ограничения договорной свободы (в том числе, прав на заключение публичных договоров);

- юридическое значение применения акта дискриминационного права в случаях возникновения признаков несостоятельности, вызванных дискриминацией (мораторий на принудительные действия, включая возбуждение дела о банкротстве, льготные кредитные периоды, субсидиарная ответственность публичного субъекта по долгам дискриминируемого субъекта гражданских отношений, равно как и иных лиц, включая предпринимателей, вовлечённых в соответствующие отношения);

- определение применимых способов защиты соответствующих прав, в том числе в случае ограничения возможностей судебной защиты (включая, применение коллективных (групповых) исков).

Полагаем, что профессиональное обсуждение, выработка единых подходов к регулированию соответствующих отношений как на уровне доктрины, так и на уровне законодателей и правоприменителей всех уровней позволит избежать совершения ошибок и затруднений при регулировании данной сферы общественных отношений.

Читайте также: