Кто ввел понятие уровень притязаний

Обновлено: 02.07.2024

Чем выше стремление к успеху, и чем ниже наши притязания, тем выше самоуважение. Самоуважение принято заменять термином самооценка.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное Куртом Левиным для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным.

Чаще всего для измерения уровня притязаний ис­пользуется экспериментальная процедура, сущность которой за­ключается в том, что испытуемого перед выполнением задания просят объявить уровень цели и, таким образом, заставляют субъекта устанавливать явную цель

Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний).

Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе; вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи.

Обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Выделяют два вида цели: идеальная и реальная. Расхождение между ними составляет некоторую дельту, которая и вызывает напряженность. Приближение реальной цели к идеальной помогает снизить напряжение.
Билет 7. Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. При этом оптимум мотивации не обязательно является средним ее показателем и сильно зависит от сложности задачи.

В 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон показали, что для наилучших результатов наиболее благоприятен средний уровень мотивации.

У крыс они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности.

Ученые в ходе экспериментов на крысах установили, что для успешного обучения крыс в прохождении лабиринта, наиболее благоприятной была средняя интенсивность мотивации.

Было установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором необходимая деятельность выполняется лучше всего для данного субъекта и ситуации.

Закон Йеркса и Додсона:

1) По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.

2) Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Уровень притязаний (УП) – критерий оценки личности, который ввел в психологию Курт Левин (Kurt Lewin), автор теорий о групповой динамике, стремлении к успеху и уклонении от неудач, социальной перцепции. Если кратко, этот показатель в психологической сфере отражает степень сложности целевых задач, которые индивид перед собой ставит.

сложность выбора

Определение

Притязание в психологии – это явление, которое отражает стремление индивида к достижению цели. Причем личность убеждена, что ей хватает знаний, навыков и способностей для осуществления задуманного. Ставя перед собой цели, индивид ориентируется на достижения, которые уже имеют место быть. Достигнутые цели помогают объективно оценивать возможности и способности, чтобы корректировать степень сложности планируемых задач.

Притязания – это такой концепт, который тесно коррелирует с мотивацией, что помогает лучше понять особенности формирования поведенческих реакций индивида под влиянием внешних и внутренних мотивационных стимулов. Притязания отражают степень успешности индивида и одновременно служат стимулом для формирования новых замыслов для исполнения. Уровень притязаний в психологии – это такой показатель, который характеризует личность, что позволяет оценивать ее свойства. Например, УП определяет такие особенности личности:

Уровень притязаний тесно взаимосвязан с самооценкой личности. Например, повысить самооценку можно, если снизить УП или усовершенствовать, модернизировать, улучшить процесс достижения цели, что приведет к повышению результатов деятельности. Этот показатель формируется под влиянием личных ощущений индивида, его субъективных переживаний, возникающих по поводу прошлых неудач и успешных мероприятий.

высокая самооценка

Выделяют адекватный (объективный), заниженный или завышенный показатель компетентности и соответственно претензий. Индивида с завышенным уровнем притязаний называют претенциозным, это значит, что его самомнение завышено, он переоценивает собственные возможности.

Свой собственный уровень претенциозности рассматривается индивидом как концепт, мотивационный стимул самоактуализации – непрерывной реализации талантов, способностей, потенциальных возможностей, стремления стать всем, чем возможно (по А. Маслоу), желания индивида самосовершенствоваться и самостоятельно развиваться.

Уровень притязаний фигурирует во всех направлениях деятельности и сферах жизни, если взаимодействия индивида с внешней средой влияют на определение низкого или высокого социального статуса, на оценку своей личности, на критерии, управляющие самосознанием в этических, социально-экономических, политических вопросах. Коротко УП отождествляется с объемом реализованных замыслов индивида в соответствии со своими потребностями.

Типы поведения в ситуации целевого выбора

Свобода выбора при определении степени сложности планируемых задач приводит к развитию конфликта. Личность стоит перед выбором – понизить или повысить степень сложности. В первом случае поводом и мотивирующим посылом служит повышение вероятности успеха (снижение риска неудачи). Основной мотив во втором случае – возможность достижения максимального (идеального) результата и как следствие объективное повышение самооценки.

Выбор между задачами различной степени сложности осуществляется с учетом прошлого опыта. При успешном завершении намеченного дела уровень притязаний повышается, в случае неудачи – понижается. Смещение показателя влечет за собой постановку более сложных или легких задач относительно первоначального уровня. Иногда наблюдается неадекватное смещение показателя, когда индивид нацелен на более трудные задания после того, как потерпел фиаско.

неудача

Возможна противоположная ситуация, когда ориентация направлена на простые задания после успешного достижения предыдущей цели. Атипичное изменение показателя чаще свидетельствует о необъективной самооценке. Если индивид способен реалистично судить о своих талантах и возможностях, он ориентирован на выполнение посильных заданий и обычно его деятельность приводит к победным результатам. Признаки индивида с адекватным показателем УП:

  • Уверенность в себе.
  • Настойчивость, решительность, целеустремленность.
  • Высокая продуктивность.
  • Критическая оценка своих действий и достижений.

Выделяют ситуативный и общий (личностный) уровень притязаний. Ситуативный относится к победным исходам в определенном виде деятельности, например, в спорте, искусстве, бизнесе. Ситуационный критерий применим при анализе поведения индивида в рамках социальных контактов. Например, когда личность стремится занять определенные позиции в социальной группе – трудовом коллективе, кругу друзей, в семье.

Личностный критерий применим при анализе общей деятельности индивида. В этом случае рассматриваются успешные исходы в рамках многосторонней деятельности, охватывающей многие сферы жизни. Обычно для выполнения поставленных задач индивид задействует нравственные, творческие качества и интеллектуальные способности. Высокий уровень притязаний ассоциируется с высокой оценкой своих способностей.

Например, если индивид предполагает, что его способности проигрывают в сравнении с групповыми усилиями, направленными на решение задачи, его УП опускается ниже группового показателя. И наоборот, при наличии уверенности в своих наивысших способностях в сравнении с совокупными способностями участников группы, УП индивида повышается относительно группового показателя.

успешный человек

На УП индивида может оказывать влияние неосознанная реакция подражания. Человек, следящий за достижениями окружающих, определяет свой уровень притязаний, что впоследствии сказывается на формировании самооценки. В этом случае трансформация УП в основном осуществляется под влиянием достижений лиц, которые имеют авторитет, приобрели высокий статус в социальной группе. Формирование УП непрерывно продолжается по мере получения образования и накопления опыта.

Умение разграничивать реальные и невыполнимые задачи – показатель зрелости личности, наличия сформированных, целостных взглядов и жизненной позиции. Такие люди отличаются уравновешенным характером, придерживаются рациональной тактики целеполагания, выбирают последовательные, логичные, взвешенные стратегии достижения результата.

Невозможность дифференцировать реальные и нереальные задачи приводит к негативным психологическим деформациям личности и вытекающим жизненным последствиям – неудачи в начинаниях, понижение самооценки, депрессия, апатия, социальная дезадаптация и добровольная самоизоляция.

Влияние на личностные свойства

Уровень притязаний характеризуется динамичным развитием. Он может повышаться и понижаться в зависимости от качества выполнения очередного задания. Эмоционально-волевые особенности личности определяют ее поведение в случае неуспеха. Поведенческие реакции на провал индивидуальны. Неуравновешенные люди могут реагировать на поражение бурно, излишне эмоционально, совершая хаотичные, иррациональные действия.

гнев

Другие люди теряют уверенность в себе и в дальнейшем выбирают заниженные цели, чтобы предотвратить повторную неудачу. Интеллектуальные способности индивида влияют на УП. С повышением уровня интеллекта увеличивается УП, что обусловлено реалистичной оценкой собственных возможностей и применением логичного, обоснованного подхода при целеполагании. УП рассматривается многими психологами, как важнейшее индивидуальное свойство личности. С учетом УП выделяют типы личностей:

  1. Предпочитающий рисковать. Высокий УП, который выше уровня достижений (УД).
  2. Перестраховщик. Пониженный УП, который ниже УД.
  3. Адекватный. Характеризуется приблизительно одинаковыми показателями УП и УД.

Существенное расхождение показателей УП и УД свидетельствует о завышенной или заниженной самооценке, неудовлетворительной координации программ действий, недостаточно развитых механизмах саморегуляции. Исследования показывают, что у индивидов, склонных рисковать или перестраховываться, понижена устойчивость к стрессовым воздействиям.

В ходе исследований выяснилось, что многие люди больше стремятся уклониться от поражения, чем преследуют цель – достичь успеха. В этом случае обычно обозначенные для себя задания либо слишком простые, либо чрезмерно трудные. В первом случае риск потерпеть фиаско минимален, во втором – провал можно объяснить незаурядными, большими трудностями, поэтому поражение не отразится на самолюбии и самооценке.

Поднимая планку слишком высоко или опуская ее слишком низко, индивид больше стремится сохранить самоуважение (высокую самооценку), чем реализовывать свой потенциал в каких-либо сферах деятельности. В этом случае прошлые результаты деятельности влияют на местоположение планки опосредованно, незначительно корригируя величину (объем) претензий.

Уровень притязаний личности в психологии – критерий, который позволяет оценивать личные качества индивида, прогнозировать его поведение при целеполагании и в случае неудачного исхода намеченного мероприятия.

Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении проблемы, то есть от уровня притязаний.

Эксперимент Хоппе заключался в следующем. Участникам предлагалась серия от 14 до 18 заданий. Испытуемые знали, что задание тем сложнее, чем выше его порядковый номер, и имели возможность сами выбирать трудность выполняемого задания. По ходу решения заданий они могли менять последовательность их выполнения и, когда сочли бы нужным, закончить работу.

В результате выявилось, что выбор степени трудности задания зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего задания, а само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели.

На основании анализа результатов эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Деятельность прекращается после успеха, если наблюдается нарастание уровня притязаний, который из-за достигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно удовлетворить. То есть если человек решил задание, но чувствует, что более сложное ему не осилить, он, прочтя условие этого последнего задания, принимает решение о прекращении работы.

2. Деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху.

3. Единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности, если неудачи доказали невозможность успеха при более высоком уровне притязаний.

Итак, каждое действие испытуемого получает свой смысл только в свете стремления к более высокой (идеальной) цели.

Три уровня внимания

Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

2.2.3. Прогноз уровня стресса

2.2.3. Прогноз уровня стресса Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального

49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка

49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе

В поисках высшего уровня

В поисках высшего уровня Все, что говорилось до сих пор, можно отнести к любому человеку. У каждого есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже у самого

2.2. Три уровня

2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

Уровень притязаний и самооценка

Уровень притязаний и самооценка Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.Уровень притязаний, свойственный

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности С самооценкой личности тесно связан уровень его притязаний. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка и уровень притязаний Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и

Три уровня сознания

Три уровня сознания Три силы порознь и во взаимодействии определяют качество человеческого существования, жизни. Поэтому важно осознать эти силы.Обыденное сознание, ответственное за мышление* Мысли оформляют реальность.* Мысленно высвобождается изначальная творческая

Психотерапия инструментального уровня

Психотерапия инструментального уровня Что касается модели того, с какими проблемами мы все-таки работаем, напомню, на досоциальной стадии и в рамках инструментальной психотерапии, то и здесь все довольно быстро сложилось и срослось. Потому как я критически рассмотрел

4.5. Снижение уровня самововлеченности

4.5. Снижение уровня самововлеченности Человек склонен усугублять свои ощущения. Происходит это как наложение одного на другое. То есть, когда с вами происходит что-то неприятное, вы тут же вспоминаете предыдущую неприятность и связываете это в цепочку, что лишь

2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение

2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение В ходе последующего развития психологии анализ самоутверждения личности становится научным, строгим, освобождаясь от всякого рода обыденных представлений и умозрительных высказываний. Принципы

Как оторваться от уровня II

Уровень притязаний – это стремление человека к достижению тех целей, которые он, на его взгляд, может достичь. Говоря простыми словами, это набор амбиций. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и самоуверенностью человека. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Теперь разберем подробнее, что такое уровень притязаний, как его определяют в психологии и каким он бывает.

Что такое уровень притязаний

Курт Левин

  • предшествующее достижение – это опыт, результат предыдущего действия;
  • выбор цели, или определение уровня притязаний – это размышления о том, какую цель можно поставить перед собой на основе предыдущего опыта;
  • результат – сравнение уровня ожиданий (поставленной цели) и реального результата, итог может превзойти цель, не дотянуть до нее или совпасть с ней;
  • реакция на результат – при успехе человек поднимает свой уровень притязаний, при неуспехе опускает его.

На практике реакций на результат может быть больше. Например, некоторые люди с заниженной самооценкой даже после успеха, положительной разницей между целью и результатом, продолжают выдвигать заниженные ожидания к себе. А бывает, что после поражения человек ставит перед собой ту же или более высокую цель и делает все возможное, чтобы в этот раз задуманное получилось. Такая разница в поведении связана не только с самооценкой, но и с темпераментом, характером человека.

Таким образом, можно сказать, что уровень притязаний – это в психологии система ожиданий человека относительно самого себя при выполнении какого-либо дела.

В чем он проявляется

В чем проявляется уровень притязаний? В степени трудности задач, которые человек ставит перед собой. Чем больше у человека амбиций, тем сложнее задания он выбирает.

Однако способности и уровень притязаний – это не одно и то же. Не всегда последнее соответствует реальным способностям личности. Когда и почему такое случается? Например, когда человек привык хорошо жить за чужой счет, не привык работать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. У него не хватает навыков и знаний.

Нередко завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых семей, в которых родители давали ребенку все готовое, ничего от него не требовали, баловали. Ребенок вырастает, его потребности остаются теми же, но сам он их удовлетворить не может. Если родители перестанут помогать, то человека ждет разочарование, провалы, переживания.

Таким образом, амбиции отражаются в тех благах, которые человек хочет получить от жизни. Это его запросы относительно профессионального становления, обучения, условий жизни, личной жизни и т.д.

Разновидности уровней притязаний

музыкант играет на гитаре

В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее:

  1. Завышенный уровень притязаний. Возникает на фоне завышенной самооценки и неадекватной Я-концепции (неадекватного самосознания). Пример завышенного уровня притязаний: участники музыкального шоу, которые уверены, что пройдут кастинг, да и вообще претендуют на победу, но по факту только смешат судей и зрителей, потому что совершенно не умеют петь.
  2. Заниженный уровень притязаний. Формируется у людей с комплексом неполноценности, страхами, непроработанными травмами. Например, музыкант, у которого получается виртуозно играть на гитаре, которого периодически приглашают выступить в каком-нибудь клубе, баре и которому друзья, родственники постоянно говорят о том, что ему нужно продвигать себя, не решается пойти на кастинг популярной группы, которая как раз ищет гитариста.

Особенности личности с завышенным или заниженным уровнем притязаний (завышенной или заниженной самооценкой):

  • выбирает слишком сложные или слишком простые цели;
  • избегает конкуренции, соревнований;
  • много тревожится и постоянно пребывает в напряжении;
  • часто ошибается в прогнозах относительно своей деятельности (в худшую или в лучшую сторону соответственно);
  • отказывается анализировать свои действия и результат.

Адекватный уровень притязаний – это стремление человека достигать тех целей, которые реально соответствуют его способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам. Как правило, они чуть выше того, что уже покорилось человеку. Личности с адекватным уровнем притязаний отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, настойчивостью, адекватной самотребовательностью и самокритичностью, высокой продуктивностью.

Пример адекватного уровня притязаний: музыкант хорошо играет и знает это, он уже побеждал на некоторых конкурсах, его часто просят сыграть для души, периодически он за деньги выступает на корпоративах. Он видит объявление о кастинге в популярную группу и решает попробовать свои силы.

Кроме этого, в психологии принято выделять общий и частный тип притязаний. Общий – это амбиции человека в жизни в целом. Частный – это амбиции в одной сфере, например, на работе, в спорте, музыке или чем-то еще. То есть в первом случае речь идет об оценке человеком себя в целом как личности, а во втором – об оценке своих отдельных способностей, качеств, навыков и т.д.

Интересно! По уровню притязаний можно судить о самооценке человека и наоборот. Ставит завышенные, нереалистичные для себя цели – самооценка завышена. Выдвигает заниженные требования – самооценка заниженная.

Что характеризует уровень притязаний человека

Уровень притязаний формируется в процессе деятельности, решения задач и анализа конечного результата. Он характеризуется выбором задач, которые человек ставит перед собой.

Проще говоря, если человеку удается успешно решить какую-то задачу, то в следующий раз он поставит перед собой более сложную цель, то есть его уровень притязаний вырастет. Если же результат деятельности не устроит человека, то он снижает амбиции и в следующий раз берется за что-то более простое. Или же в случае провала человек пробует еще раз решить ту же задачу, но параллельно разбирает причины неудачи и делает работу над ошибками. Большинство людей после неудачи берется за более простые задачи. Эту особенность К. Левин доказал экспериментально.

Как определить свой уровень притязаний

методика Шварцландера

Чтобы определить свой уровень притязаний, можно воспользоваться одной из методик для самодиагностики. Например, обратиться к опроснику В. Гербачевского или воспользоваться методикой Шварцландера. Предлагаю разобрать подробнее последнюю технику.

  1. Испытуемому предлагают предположить, сколько плюсиков он успеет поставить за 10 секунд.
  2. Затем ему выдается бланк, ведущий засекает время, а потом останавливает процесс.
  3. Сравнивается предположительное количество знаков (УП – уровень притязаний) и реальное количество проставленных символов (УД – уровень достижений). Данные заносятся в тот же бланк, где испытуемый ставил плюсы (смотрите таблицу после инструкции).
  4. Еще 3 раза испытуемому предлагают оценить свой результат и предположить, сколько знаков он успеет поставить, а затем засекают время. То есть всего эксперимент повторяется 4 раза. При этом 1, 2 и 4 эксперимент длятся по 10 секунд, а третий – 8 секунд.
  5. Затем считается общий балл уровня притязаний по формуле:

формула уровня притязаний

Образец заполнения бланка:


Размер таблицы – 10х3 см, размер одного квадратика – 1х1 см. Это важно. Рекомендуется проводить эксперимент, используя именно распечатанные варианты бланков.

Трактовка результатов диагностики:

  • от 5 баллов и больше – очень высокий уровень притязаний;
  • от 3 до 4,9 баллов – высокий уровень притязаний;
  • от 1 до 2,99 – адекватный уровень притязаний;
  • от -1,49 до 0,99 баллов – низкий уровень притязаний;
  • от – 1,5 и меньше – очень низкий уровень притязаний.

Если вы считаете, что результатов самодиагностики не достаточно, сомневаетесь в них или не знаете, что делать дальше в случае выявления неадекватного уровня притязаний, то рекомендую обратиться к психологу. Одного сеанса будет достаточно для того, чтобы специалист помог вам определить актуальный уровень амбиций и наметить план работы. В случае с травмами, блоками и другими психологическими проблемами понадобится несколько сеансов. План работы определяется индивидуально.

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

отказ на собеседовании

Примеры завышенного уровня притязаний:

Примеры заниженного уровня притязаний:

Важно! По уровню притязаний можно судить о том, что человек считает возможным и достойным для себя, насколько он ценит и уважает себя.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое уровень притязаний личности и каким он бывает. Почему важно изучать эту тему и работать над своим уровнем притязаний? Потому что от него зависит успех в жизни. Чтобы состояться в профессии, построить личную жизнь, стать счастливым, нужно иметь адекватную самооценку и адекватные амбиции. При завышенных элементах человека ждут бесконечные провалы, разочарования, конфликты. При низких амбициях и заниженной самооценке человек оказывается заложником синдромов отложенной жизни и самозванца или других неприятных и опасных психических состояний.

Может ли измениться уровень притязаний во взрослой жизни? Да. Он может меняться в зависимости от событий в жизни человека, его стрессоустойчивости, общего физического и психического состояния. А также над уровнем притязаний можно работать целенаправленно, осознанно. Если вы понимаете, что у вас он занижен или завышен, то прямо сейчас начните разбираться в причинах и разрабатывать индивидуальный план коррекции.

Читайте также: