Кто входил в первую гильдию регулярных граждан

Обновлено: 30.06.2024

Купе́ческая ги́льдия — основная форма организации людей, занятых торговлей.

Родственные понятия: в нем. Zunft, Hanse — цех, уния.

Содержание

История

За купечеством закреплялись предпочтительные права на занятие торгово-промысловой деятельностью. В 1709 году всем торгующим и промышленным людям было вменено в обязанность приписываться к городским посадам, в противном случае им запрещалось заниматься торговлей и промыслами. В 1723 году крестьяне и разночинцы, имевшие лавочную торговлю и промыслы на сумму более 500 рублей, были обложены, как и купечество, 40-алтынной подушной податью, при этом им предписывалось записываться в посады.

До гильдейской реформы 1775 года деление на гильдии производилось по имущественному принципу. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. В небольших и малоразвитых в торгово-промышленном отношении городах устанавливался более низкий имущественный ценз для записи в гильдии.

До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Многие из купцов высших гильдий не вели торговли из-за недостаточности капитала, а купцы третьей гильдии занимались ремёслами, мелкой торговлей или работали по найму. Например, в сибирских городах в 1764—1766 лишь около 40 % купцов реально занимались торговлей.

После проведения гильдейской реформы 1775 года купечество было разделено на три гильдии сообразно размеру объявляемого капитала. При этом минимум капитала, необходимого для записи в третью гильдию, был установлен на уровне 500 рублей, во вторую — одной тысячи рублей, первую — десяти тысяч рублей. К величине объявляемых капиталов привязывался и размер взимаемого в казну гильдейского сбора, установленного в сумме 1 % от величины объявляемого капитала. Численность купечества сильно сократилась — в купечество записались 27 тысяч человек, что составляло 12,2 % от дореформенной численности.

Минимальные размеры объявляемого капитала увеличивались:

Годы 1775 1785 1794 1807
Первая гильдия, рублей 10 000 10 000 16 000 50 000
Вторая гильдия, рублей 1 000 5 000 8 000 20 000
Третья гильдия, рублей 500 1 000 2 000 8 000

Таблица: капитал, необходимый для записи в гильдию.

Манифест о купечестве от 1 января 1807 года установил монополию купцов первой гильдии на кяхтинскую торговлю. После этого в Сибири значительно выросло число купцов первой гильдии за счёт перехода в высшую гильдию занимавшихся внешнеторговыми операциями купцов второй и третьей гильдий.

После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов.

Годы 1775 1797 1810 1812 1821
Гильдейский сбор 1 % 1,25 % 1,75 % 4,75 % 5,225 %

Таблица: ставки гильдейских сборов купеческих капиталов.

Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. Указом Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года главам купеческих семей разрешалось записывать в свой капитал только детей и внуков, братья могли числиться в одном капитале только в том случае, если они объявляли наследственный капитал, с которого был уплачен в законном порядке налог за перевод наследства. В случаях, когда нахождение в общем капитале признавалось незаконным, предписывалось каждому из братьев объявить капитал раздельно, а при неспособности внести гильдейский сбор — переходить в мещанство.

После реформы 1824 года налогообложение купцов было переведено на серебро в 1839 году, и практически не изменялось до 1863 года.

Петр I

Петр I

В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства. Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного. По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:

  • Сибирская;
  • Азовская;
  • Казанская;
  • Архангельская;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также Ингерманландская и Московская губерния.

Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.

Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.

Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.

При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса. Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.

Создание бурмистерской палаты

Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов. Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей. Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.

Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряных дел мастера и иконописцы;
  • живописцы;
  • шкиперы купеческих судов;
  • аптекари;
  • доктора;
  • купцы;
  • банкиры.

Ко второй гильдии регулярных граждан относились:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • столяры;
  • ремесленники.

Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.

Итоги городской реформы Петра I

В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.

Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.

Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)

Схема: городская реформа Петра I

Схема: городская реформа Петра I

Схема: система органов управления при Петра I

Система органов управления при Петре I

Система органов управления при Петре I

Читайте также: