В чем особенности социально правовой социально культурной природы услуги

Обновлено: 02.07.2024

Keywords: social work, cultural and leisure sphere, cultural and recreational activities, social services

АННОТАЦИЯ

Обосновывается необходимость и описываются особенности социальной работы в культурно-досуговой сфере. Анализируются черты культурно-досуговой сферы, определяющие специфику данного направления социальной работы. Выявляются возможности учреждений и организаций социальной сферы по обеспечению доступа к продуктивной культурно-досуговой деятельности.

ABSTRACT

The necessity is justified, and peculiarities of social work in the cultural and leisure sphere are described. Features of the cultural and leisure sphere are analyzed which determine the specifics of this area of social work. Opportunities of institutions and social organizations to ensure access to productive cultural and leisure activities are identified.

Когда говорят о социальной работе, часто имеют в виду оказание помощи в трудных жизненных ситуациях, когда нарушены права личности или не удовлетворяются ее базовые потребности. Однако как профессиональная деятельность она не ограничивается только теми случаями, которые связаны с потерей работы, наличием жилищной проблемы, малообеспеченностью и т.п. Ограничение социальной работы минимизированным набором видов помощи, оказываемых в случае возникновения острых проблем у индивида, семьи или группы характерно для дефицитной модели социальной работы. Однако последняя в достаточной степени себя дискредитировала и не раз подвергалась критике.

Социальная история многих стран и народов неоднократно доказывала и доказывает ущербность идеологии, декларирующей неизбежность и оправданность остаточного принципа при проведении социальной политики, планировании и реализации социальных программ. В настоящее время в научно-профессиональном сообществе в сфере социальной работы сформировалось понимание того факта, что без создания благоприятных социальных условий для развития индивида, без инвестиций в человеческий капитал не сможет нормально развиваться ни одна сфера общества [См. 1, С.46]. В противовес дефицитной модели в понимании сущности социальной работы, институциональная, или системная модель, предлагает широкую программу деятельности по предупреждению возникновения или обострения социальных проблем и деформаций и, в конечном счете, обеспечению социального здоровья всего общества.

Социальная работа в культурно-досуговой сфере является одним из значимых направлений в этой молодой помогающей профессии в нашей стране. Системное понимание различных проблем, возникающих как на индивидуальном, так и на групповом и общесоциальном уровне, предполагает нацеленность социальной помощи на обеспечение полной самореализации личности, включая развитие и реализацию ее духовных потребностей [2]. Излишним будет объяснять, что у представителей всех без исключения социальных групп существуют социально-культурные потребности, нуждающиеся в качественном удовлетворении не меньше, чем какие-либо иные [4]. Вместе с тем, современная социальная практика знает немало примеров, когда они рассматриваются как нечто второстепенное. Не имея возможности останавливаться подробно на данном обстоятельстве, приведем здесь давно известную и много раз проверенную истину о том, что как заметил один французский деятель эпохи Просвещения, если мы не будем строить школы, то нам придется строить тюрьмы. Не развивая в человеке подлинную культуру, духовные качества, нравственный стержень, эстетический вкус и потребность в общении с прекрасным и продуктивном досуге, невозможно обеспечить ни полноценную личность, ни высокий уровень правовой культуры и гражданской ответственности, без которых ни одно общество не будем являться здоровым, прогрессивно развивающимся организмом.

Культурно-досуговая сфера, которая непосредственно обеспечивает удовлетворение социально-культурных потребностей, имеет ряд специфических особенностей, которые должны быть учтены в данном направлении социальной работы. Прежде всего, досуговая деятельность не носит некоего обязательного характера, как профессиональная, в частности, трудовая деятельность. Она отличается свободой выбора тех или иных видов культурно-досуговой деятельности, а сама эта деятельность осуществляется добровольно [3]. В этом заключается один из сложных моментов связанных с тем, что индивид или группа могут не понимать важности участия в данной сфере жизни, или, скажем, не иметь стимулов к участию в досуговой деятельности. Кроме того, данная деятельность опирается на такой ресурс, как свободное время. Тем самым свободное время является необходимым условием и основной культурно-досуговой деятельности. Говоря шире, свободное время граждан является одним из важнейших показателей уровня социального развития общества, его своеобразным социальным капиталом.

Не обладая обязательным характером, деятельность в культурно-досуговой сфере предполагает собственную активность социальных субъектов. Если же подобная активность отсутствует по каким-либо причинам и участие в культурно-досуговой деятельности не обеспечивается, это означает, что необходимо профессиональное вмешательство в лице того или от лица социального института или общественного ресурса (благотворительность, волонтерство и т.д.) для обеспечения доступа в данную сферу и стимулирование участия в ней.

Одним из таких институтов, которые могли бы осуществить подобное вмешательство, является социальная работа, представленная системой социальных служб, социально-ориентированных некоммерческих организаций, работающим в тесном взаимодействии с волонтерским движением, а также предприятиями социально ориентированного бизнеса. Особенности социальной работы в культурно-досуговой сфере, отличающей ее, в частности, от действия институтов образования и культуры, как представляется, заключается в том, что:

  • социальная работа выступает как своего рода социальный менеджмент, который устанавливает и оптимизирует связи между индивидом и культурно-досуговой сферой, помогает клиенту в поиске качественных услуг в данной сфере;
  • социальная работа ставит более широкие цели, нежели указанные институты – а именно: обеспечить стабильное социальное благополучие своих подопечных, помочь защитить права своего клиента и комплексную реализацию его потребностей;
  • обладая специфической профессиональной подготовкой, специалист по социальной работе в процессе организации вовлечения своих клиентов в культурно-досуговую сферу может параллельно диагностировать имеющиеся социальные проблемы, анализировать их и предложить возможное решение;
  • специалист по социальной работе обладает такими организационными, научно-методическими, технологическими и иными ресурсами, которые могут быть недоступны представителям других профессий.

Вместе с тем, отмеченные особенности в деятельности социальных служб и преимущества института социальной работы уже сегодня позволяют утверждать, что, несмотря на имеющееся частичное дублирование, социальная работа выполняет в этой сфере важные функции, обеспечивающие решение актуальных для общества проблем, оказывая неоценимую помощь как представителям различных социальных групп, так и всему обществу в целом.


Список литературы:

1. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: учеб. пособие. – Изд. 3-е, доп. – М.: МГУКИ, 2011. – 199 с.
2. Замиралова Т.А. Социальная работа в сфере культурно-досуговой деятельности // Динамика систем, меха-низмов и машин. – 2012. – №4. – С. 102–104.
3. Зимняя И. Л. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специ-алистов // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1. – М., – 1992.
4. Разжаловец И.И. Досуг молодежи как объект социальной работы // Молодежь и наука: реальность и буду-щее: материалы VIII междунар. научно-практич. конф. – Невинномысск, 2015. – С. 560–562.
5. Романычев И.С. Социокультурные услуги в отделениях дневного пребывания // Отечественный журнал социальной работы. – 2007, – №4. – С. 69–78.

Аннотация: описываются теоретические и ценностные основания социальной работы в культурно-досуговой сфере. Выделяются критерии и проводится классификация видов социальной работы в культурно-досуговой сфере. На основе соотнесения принципов и задач профессиональной работы с потребностями современного общества определяются основные объекты и субъекты социальной работы в данной области.

Ключевые слова: социальная работа, культурно-досуговая сфера, досуг, культурно-досуговая деятельность, социокультурная деятельность, субъекты социальной работы, клиенты социальной работы.

Важным фактором обеспечения стабильности и благополучия общества, предупреждения возникновения и обострения многих социальных проблем признанно стала система социальных служб, составляющая основу современного института социальной работы.

В контексте институциональной (системной) модели социальной работы данный вид деятельности понимается не только как оказание помощи в трудных жизненных ситуациях представителям определенных социальных групп, но делается особый акцент на общесоциальную профилактику возникновения социальных проблем и различных социальных патологий. Системная социальная работа ориентируется на общее социальное оздоровление общества и затрагивает различные сферы жизни и деятельности индивида и социальных групп – экономическую, социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную, сферу семейных отношений, сферы воспитания и образования и другие.

Известно, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в различных формах – как в рамках учреждений культурной сферы, так и за их пределами. Данная система учреждений предполагает, прежде всего, организованные формы досуговой деятельности, в то время как досуг может иметь и неорганизованный, стихийный характер. Помимо этого, досуговая деятельность может быть не институционализирована, то есть осуществляться дома или в других местах, а в некоторых ситуациях и других типах учреждений. Не являются исключением в этой связи и учреждения социальной сферы, которые также могут выступать организаторами и местами осуществления культурно-досуговой деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, можно подразделить социальную работу в культурно-досуговой сфере на несколько видов – в зависимости от места ее осуществления и степени институционализации. Это может быть социальная работа непосредственно в учреждениях культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера – к примеру, с определенными группами или индивидуальными подопечными, которые нуждаются в помощи для получения доступа к этим учреждениям, или в организации, стимулировании к участию в этой деятельности. Помимо этого, возможна деятельность социальных работников по организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях, а также в ее неинституционализированных формах.

Обычно под досугом понимают систему различных видов человеческой деятельности, ориентированной на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемой в свободное время индивида. Вместе с тем, досуг не исчерпывается только процессами рекреации, но и способствует удовлетворению потребностей человека в межличностном общении и различных развлечениях. В общественных науках принято выделять активные формы проведения досуга – деятельностные разновидности, творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. А также пассивные – это пассивное потребление различных культурных мероприятий, потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.) [2].

Таким образом, досуг не исчерпывается исключительно рекреационной функцией. Как отмечают современные исследователи, в своих развитых формах он предстает как социокультурная деятельность, которая предо­ставляет индивиду широкие возможности для проявления инициативы, творчества, самоутверждения, свободы социального поведения. В контексте социальной работы эти качества социокультурной деятельности могут быть положены в основу социокультурной реабилитации, и в частности в досуговую деятельность как одну из форм социокуль­турной реабилитации [1].

В случае институционализированной социальной работы, осуществляемой в рамках тех или иных реабилитационных учреждений, досуг может и должен представлять собой определенную деятельность, выступающую составной частью социотерапевтической среды, созданной в учреждении[3].

Как свидетельствует опыт некоторых реабилитационных центров, в такой ситуации досуг представляет собой не просто заполнение свободного времени. Он предполагает вовлечение клиентов социальных учреждений в разнообразную творческую и развлекающую дея­тельность, побуждение их интересов, мотивов к творчеству во всех его проявлениях. В этом случае досуг как творческий процесс, в который вовлека­ются подопечные, в особенности люди с ограниченными возможностями, расценивается как лечение творчеством [4]. В настоящее время очень широкое распространение получает такая технология социальной работы, как арт-терапия. Она используется во многих социальных территориальных центрах и общеобразовательных учреждениях и способна превратить досуг в средство решения психолого-социальных проблем личности и коррекции поведения [6].

При проведении социальной работы в культурно-досуговой сфере необходимо учитывать, что сама социокультурная деятельность обуслов­лена историко-культурными, национально-этническими, религиозными традициями. Она характери­зуется многообразием форм и видов на базе общекультурных, художественных, позна­вательных, социально-бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов и отражает биологические, социально-психо­логические, индивидуально-коллективные особенности человека [2]. Данные индивидуальные и социальные особенности, разумеется, сказываются на потребности в социальной помощи по организации и обеспечению доступа к культурно-досуговой деятельности. Не все социальные группы и категории населения в одинаковой степени нуждаются в оказании специальной социальной помощи в данной сфере.

Вместе с тем, у представителей всех социальных групп без исключения существуют социально-культурные потребности, нуждающиеся в качественном удовлетворении не меньше, чем какие-либо иные. Человек сможет гармонично развиваться и вести полноценное существование лишь в том случае, когда ни одна группа потребностей не приносится в жертву остальным. Если учесть, что социальная работа имеет своей целью оказание профессиональной помощи субъектам социальных отношений там, где качество социальных связей и социальное благополучие не достигают требуемого уровня, то становится очевидно, что подобная деятельность должна осуществляться и в культурно-досуговой сфере, наряду с другими направлениями социальной работы.

Кто же является клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере? Отвечая на данный вопрос, необходимо учитывать разные характеристики представителей той или иной социальной группы, а именно различный уровень активности, разное количество свободного времени, различные характер и интенсивность социальных связей и, наконец, различную степень потребности в такого рода деятельности. Очевидно, что наиболее вероятными клиентами являются люди пожилого возраста, ввиду наличия у них большего в сравнении с другими социальными группами количества свободного времени. С другой стороны, пожилой возраст связан с прекращением активной трудовой деятельности, что зачастую означает ослабление интенсивности социальных связей и обострение потребности в их поддержании и в общении.

Не менее важными клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере должны стать дети, поскольку в этом возрасте активно происходит социализация, формируется личность и, следовательно, закладываются устойчивые интересы, происходит приобщение к культурным ценностям, усваиваются различные виды досуговой деятельности, формируется будущий стиль жизни, навыки и потребности в активном участии в различных формах социально-культурной деятельности, включая художественное творчество, физкультуру и спорт, активный отдых, туризм.

Особое внимание должно уделяться детям из неблагополучных и педагогически несостоятельных семей. Таких детей необходимо активно вовлекать в институционализированные формы культурно-досуговой деятельности. Специалист по социальной работе как нельзя лучше может помочь ребенку, так как знает его ситуацию, его права, и владеет необходимыми знаниями и навыками, чтобы их защитить. В данной ситуации он может выступать в роли брокера и мобилизатора, обеспечивая доступ детям в учреждения и организации культурно-досуговой сферы[5]. Вовлечение в сферу культурно-досуговой деятельности может служить для детей группы риска средством более успешной социальной адаптации и реабилитации.

Если говорить о субъектах данного вида деятельности, то в настоящее время сложилась целая сеть учреждений и организаций для детей и подростков, деятельность которых прямо или косвенно направлена на организацию и развитие их качественного досуга. К ним относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, широко распространенные в России. Сюда же следует отнести центры психолого-педагогической помощи семье и детям; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной реабилитации для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков и ряд других. Необходимо добавить, что в большом количестве возникают различные негосударственные организации и объединения, такие как семейные центры и клубы, самодеятельные театры, сайты обмена опытом молодых родителей. Специалист, обладающий профессиональным образованием и соответствующей квалификацией, способен оказать действенную помощь этим росткам новых форм социальной жизни.

Читайте также: