Кто с твоей точки зрения играет важную роль в профилактике правонарушений

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: статья адресована специалистам, задействованным в оказании социальной помощи семье и детям (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), активно внедряющим в практическую деятельность инновационные методики и технологии, нацеленные на повышение уровня правовой культуры детей и подростков.

Плохой педагог преподносит истину,

хороший – учит её находить.

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. В числе негативных последствий подобных реформ социологи и педагоги называют рост правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, общественности.

Вместе с тем, социальный заказ общества и государства ориентирует систему образования на подготовку молодых граждан, способных к сотрудничеству и конструктивной деятельности; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны; умеющих анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе; знающих свои права и обязанности; законопослушных и обладающих навыками социального поведения.

Соответствующие данным направлениям образовательные задачи, в большинстве своём, реализуются в контексте гражданско-правового воспитания, при этом особая роль отводится его практической составляющей. Процесс формирования правосознания, правомерного поведения, в том числе правовой активности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить молодых граждан грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.

-основанную на реальной или смоделированной ситуации4 в целях анализа причин, выявления проблем, поиска альтернативных решений или предотвращения;

-предусматривающую в процессе реализации принцип обучения от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот (активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретной ситуации или проблемы);

-обучающую действием (усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности группы участников по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей);

-выступающую своеобразным инструментом познавательно-творческой и / или познавательно-исследовательской деятельности, связанной с проектированием и разработкой действий и мероприятий по разрешению или предотвращению проблемной ситуации.

-системно-деятельностный и компетентностный подход (способствуют становлению самостоятельности, продуктивности и субъектности мышления, что в данном случае формирует правовую культуру и компетентность);

-индивидуальный подход к каждому, учёт особенностей и познавательных потребностей (в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение);

-вариативность (предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора);

-прагматизм (восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы);

-успешность в обучении (обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны участников группового обсуждения и решения проблемы).

-описание реальной жизненной ситуации (или ситуаций), содержащей значимую практическую проблему, осмысление которой не только актуализирует имеющийся комплекс знаний, но и требует приобретения новых компетенций в той или иной области;

-набор специально разработанных в учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные), выдаваемых для самостоятельной работы.

Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…

Продолжение и развитие ситуации:

-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.

Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.

Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.

Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?

Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.

Структура кейса: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.

Компания оживилась. Послышались одобрительные возгласы. Из этой же сумки появились пластиковые стаканчики и нехитрая закуска. Степан со знанием дела открыл бутылку и разлил вино по стаканчикам. Подростки загалдели, потирая руки в предвкушении удовольствия. Начался оживлённый разговор.

Неизвестно откуда возле скамейки появилась женщина неопределенного возраста.

– Ой, ребятки! У вас тут праздник?! Что отмечаете? Плесните мне, и я с вами порадуюсь.

– Иди, тётка, куда шла! Ходят тут алкашки всякие.

– Погляди, какие строгие… А сами-то?! Ну, хоть бутылку оставьте.

Ушла. Степан предложил отметить начало учебного года. Подростки взяли стаканчики. Николай, подержав стаканчик в руках, оглянулся на уходящую женщину и поставил его обратно:

Степан: Да чего ты? Ребёнок что ли?

Василий: Да что ты? Такой повод. Надо выпить.

Борис: Стёпа старался, доставал. А ты…

Николай: Вы пейте, на меня не смотрите…

Продолжение и развитие ситуации:

-От имени Николая: Лет через 10 посмотрим, что с каждым из нас будет. Вы очень скоро станете такими же, как эта тётка. Каждый раз, когда вы будете покупать бутылку, я буду откладывать такую же сумму в копилку. Через 10 лет, я думаю, у меня накопится солидная сумма, а у вас возникнуть проблемы со здоровьем, учёбой, общением, семьёй, деньгами.

Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?

Список литературы:

1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 2009. – 211 С.

2. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 2005. – 126 С.

3. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. 2012. № 6. – стр. 36-40.

4. Божович Л.Я. Личность и её формирование в подростковом возрасте Психологический журнал. 2013. № 1. – стр. 46-51.

5. Полат Е.С. Современные педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 368 С.

6. Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и её применение при изучении темы.

8. Тхакохов А.А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой учёный. – 2014. – № 3. – стр. 685-686.

11921 г. – издан первый учебник ситуационных упражнений Мелвина Коупленда (декан Гарвардской бизнес-школы, профессор по маркетингу).

2Преподаватели Гарвардской бизнес-школы, в дополнение к традиционным аудиторным лекциям, впервые организовывали и стали активно применять на практике обсуждение проблемных ситуаций и вариантов их решения.

3Утверждены приказами Минобрнауки России и вступили в силу в период с 2009 г. по 2012 г. (действуют в настоящее время).

Профилактика правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Сегодня мы поговорим на тему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Вы должны хорошо понимать, что у человека есть не только права, но и обязанности и ответственность.

Итак, что же такое правонарушения и преступления и чем они отличаются друг от друга?

Правонарушения и преступления – это противоправные общественно-опасные деяния, причиняющие вред интересам государства, общества и граждан, запрещённые законом под страхом административного и уголовного наказания. Преступления отличаются от правонарушения большей степенью общественной опасности, наличием более тяжёлых последствий и тяжестью наказания. Правонарушения предусмотрены КоАП, а преступления - УК РФ.

По общему правилу ответственность за правонарушения и преступления наступает с 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответственность начинается уже с 14 лет, а именно за:

- насильственные действия сексуального характера

- умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) Например, если в ходе драки сломан нос или челюсть, то это уже причинение вреда здоровью средней тяжести.

- кражи, грабежи, разбои, вымогательства,

Которые, к сожалению, популярны среди нашей молодежи;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- вандализм, когда разрушают памятники и обелиски;

- угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

За совершение преступлений несовершеннолетним назначаются наказания в виде штрафов, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определённый срок.

Во всех случаях совершения подростками правонарушений или преступлений его родителей (законных представителей) привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП за ненадлежащее воспитание.

Судом на виновное лицо или его родителей (законных представителей) возлагается обязанность возместить вред, причинённый здоровью потерпевшего, моральный вред, а в случае порчи имущества – возместить убытки.

Или, например, нередко между подростками случаются драки. В случае причинения даже лёгкого вреда здоровью с виновной стороны может быть в судебном порядке взыскан вред, причинённый здоровью, материальный и моральный вред, судебные издержки.

Так, например, недавно ВС РФ в апелляционном порядке было рассмотрено такое дело по случаю, произошедшему в Уфе. В конечном итоге с родителей виновника взыскали более 100 тыс. рублей.

Или, например, за лесной пожар, произошедший по вине несовершеннолетнего, с его родителей взыскивается ущерб, причинённый лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара. А это порою суммы, исчисляемые в миллионах.

Если же это же хулиганство совершено:

а) с применением предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды,

в) на любом виде транспорта общего пользования.

то это уже преступление и наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ежегодно в республике несовершеннолетними совершается более 400 преступлений. 83% из них составляют преступления против собственности: кражи, угон автомототранспорта, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательства. Объектами преступных посягательств подростков в основном являются деньги, денежные средства на банковских картах, сотовые телефоны, иные личные вещи, велосипеды, автомашины. Все хищения на сумму свыше 2,5 тыс. – являются уголовным преступлением (ст. 158, 158.1 УК РФ)

Так, например, многие подростки не знают, что найдя чужой телефон и присвоив его себе - они совершают кражу, а спивав деньги с банковской карты, привязанной к этому телефону – хищение.

Второй категорией по количеству являются преступления против личности. Как это не прискорбно, но подростками совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и т.д.

Здесь необходимо сказать несколько слов о буллинге.

Буллинг – это травля в школе. К сожалению, явление более распространённое, чем кажется. В прошлом году на учёт поставлено более 1 тыс. пострадавших детей.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, т.е. угрозы, оскорбления, насмешки, шантаж, издёвки, нанесение побоев и т.д., в т.ч. совершаемые в социальных сетях.

Когда вымогают что-либо или пытаются отобрать силой, действия квалифицируются. как вымогательство, хулиганство или мелкое хулиганство.

С эмоциональной травлей труднее, но все равно привлечение к ответственности возможно.

Зачастую начиная и поддерживая травлю подростки не задумываются о том, что стоят на грани преступления. Одно неосторожное движение: толчок¸ подножка и даже просто обидное слово, может повлечь смерть человека.

Подростки, которые позволяют себе такие вещи должны знать, что человек, доведённый до отчаяния (а заметить душевные переживания человека порою невозможно) нередко идут на крайние меры и тогда жертвой преступления может стать сам агрессор. Слышали, наверно, о случаях расстрела в школах.

О том, как в такой ситуации себя вести детям-жертвам, чтобы избавиться от тирании и самим не совершить преступление, я расскажу в следующей лекции о защите прав несовершеннолетних. Главное – не терпеть, а сразу обращаться за помощью к классному руководителю, родителям, завучу, директору, в управление образования, а если ни кто не помогает – смело идите в районную прокуратуру, там точно помогут.

Сейчас очень распространено общение по ватсапу и в социальных сетях. Но с этим тоже следует быть особенно осторожными.

Приведу пример. В прокуратуру города поступила жалоба женщины, в которой она просила привлечь к ответственности другую женщину по факту ее оскорбления в групповом чате в Ватсапе путем высказывания оскорбительных слов, в том числе в нецензурной форме. По постановлению прокуратуры города виновная женщина привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Мировой судья назначил штраф.

И таких заявлений поступает достаточно много. Часто люди оскорбляют других в социальной сети Инстаграм, в Ватсапе. Но теперь вы знаете, что это противозаконно.

Также крайне осторожно нужно быть с перепостами - пересылкой поступающей информации, поскольку законом установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Запрещается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Такие действия признаются экстримистскими проявлениями и за них предусмотрена административная ответственность. Даже хранение фото и видео экстремистских материалов влечёт административную ответственность по ст.20.29 КоАП РФ.

Поэтому, вдруг если по Ватсапу, в Телеграм или других мессенджерах и социальных сетях вы получите по фотографии и видеоролики с нацистской или иной экстремистской символикой или с изображением людей в одежде с экстремисткой символикой, либо фото и видео, содержащие унижение человека и гражданина по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то распространять это дальше нельзя! А человеку, который это прислал надо разъяснить, что он совершает правонарушение.

Вы сейчас старшеклассники, скоро перейдёте в категорию молодёжь. В этом возрасте психология и физиология человека такова, что он склонен к импульсивным, протестным настроениям, крайне негативно относится к запретам, обострено чувство справедливости, нетерпимости к негативным поступкам и т.д. В этот период некоторые ребята сильно восприимчивы к разного рода влиянию и часто встают на протестный путь, примыкают к радикальным или опозиционным движениям, участвуют в незаконных публичных мероприятиях (митингах).

Почему подростки совершают преступления?

До половины всех преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Выпив человек теряет рассудок. Ему кажется, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях, но жизнь показывает, что это не так. Алкоголь отключает разум и человек начинает вести себя и действовать неадекватно.

Помимо разрушительного воздействия наркотиков на организм человека, существуют и правовые последствия потребления наркотиков.

Хранение при себе наркотика для личного потребления и его незаконное потребление без назначения врача влечёт адм ответственностиь в виде штрафа или административного ареста (по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ). За это также в административном порядке штрафуют родителей (законные представители) по ст. 20.22 КоАП РФ.

Будучи наркозависимыми, подростки, как правило, вовлекаются в незаконный оборот (начинают перепродавать, содействовать распространению) наркотических средств и психотропных веществ, что подпадает под действие УК РФ. Ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие деяния в виде лишения свободы до 3 лет, а если изъяты наркотики в крупном размере, то до 15 лет.

Кроме указанного наркозависимый человек уже не может быть полноправным членом общества. Наркоман, который вследствие своего пристрастия ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности по заявлению заинтересованных лиц. Кроме того, это влечёт ограничение прав гражданина на управление транспортным средством, в будущем он не сможет работать учителями, воспитателями, осуществлять медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оборотом оружия, выполнять подводные, подземные, аварийно-спасательные работы и многое другое.

Чтобы вы не оказались в таких обстоятельствах, Вы должны знать что те, кто предлагают вам понюхать, пожевать, покурить, проглатить, выпить или уколоть что-либо - зарабатывают на вас деньги! Хотят обратить вас в зависимость, которая настолько сильна, что подросток незадумываясь убивает самого любимого человека – свою мать, чтобы забрать у неё последние деньги и купить на них наркотик.

Обязательно наберите в интернете последствия употребления наркотиков, посмотрите во что превращаются люди, употребляющие наркотики.

Чтобы жить и радоваться жизни, нужно не наркотики употреблять, а найти своё увлечение и хороших друзей. Надо общаться и дружить с людьми, имеющими правильные жизненные установки.

Что делать, если тебе одиноко и нет друзей? Нужно найти своё увлечение, начать заниматься тем, что тебе действительно интересно, искать информацию кто ещё в городе занимается тем же, попробовать пообщаться с ними. Они однозначно станут твоими друзьями.

Разнообразьте свою жизнь: летом найдите возможность поехать на сплав по реке Ботуме, осенью и зимой – научитесь кататься на коньках, играть в бильярд, в весеннее время, это горные лыжи, сноуборды и т.д. Это все не с 1 раза получается, но потом - приносит огромное удовольствие. Главное не заменяйте живое общение и жизнь сидением в интернете. Этого в жизни вы ещё успеете.

Вторая основная причина совершения подростками преступлений - нужны деньги.

Что бы не становится преступником надо учиться их зарабатывать. Это может быть работа по найму или предпринимательская деятельность. Лучше с детства учиться заниматься бизнесом и в будущем всегда иметь возможность заработать деньги, чем сейчас тратить время на ерунду и в будущем спиться из-за отсутствия работы. Ежегодно в летний период работу для учащихся и молодёжи организует орган занятости. В трудовых правоотношения у несовершеннолетних очень много льгот. Это и неполный рабочий день при полной оплате и отсутствие испытательного срока и т.д.

Третья – нечем заняться, отсутствие досуга.

Я могу привести примеры, конечно, больше для девочек. Сейчас девочки подростки могут учиться тому, что им интересно – мэйкап, маникюр, парикмахерские услуги, выпечка хлеба, кондитерских изделий, вязание, шитье. Если уже сейчас, занимаясь эти как хобби, научиться делать это профессионально, вы уже никогда не останетесь без работы, потому, что эти услуги восстребованы всегда.

Парень, способный построить теплицу, имеющий водительские права, способный настроить или починить компьютер тоже никогда не останется без денег. Но, естественно, это не должно быть вашей основной работой в жизни, надо стремиться осваивать более важные профессии, а те навыки, что я навала будут вашей страховкой.

Почему не стоит совершать административные правонарушения и тем более преступления?

Пока молодые, люди особо не задумываются о последствиях своего поведения. Но в будущем это может принести проблемы не только самому человеку, но и его детям. Например, если вы совершаете серьёзное административное или тем более уголовное преступление вы ставите крест на своей карьере в правоохранительных органах, в т.ч. МВД, ФСБ, прокуратура, и в суде. И не только на своей, но и на карьере ваших будущих детей. Для государства вы на долгое время или навсегда остаётесь правонарушителем или преступником. Вас никогда не возьмут на работу в организацию работающую со сведениями, составляющими государственную тайну и даже в организацию, которая занимается установкой сигнализации. Даже когда истёк срок привлечения к административной ответственности данные об этом факте навсегда остаются в базе данных ИЦ МВД.

Читайте также: