Обязана ли туристическая фирма проверять подлинность и правильность оформления загранпаспортов

Обновлено: 02.07.2024

ЧТО КОНТРОЛИРУЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?
Роспотребнадзор действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. В соответствии с ним Роспотребнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Иначе говоря, внимание Роспотребнадзора отнюдь не ограничивается контролем за тем, как турфирмы соблюдают законодательство о защите прав потребителей, а также положения специальных актов, которыми регламентирована туристская деятельность.

Проверки Роспотребнадзора носят плановый и внеплановый характер. В последнем случае поводом для проверки могут послужить, к примеру, жалобы недовольных туристов, факты заболеваний или несчастных случаев с путешественниками.

Кроме того, причиной внеплановых проверок может стать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, скажем угроза распространения опасных инфекционных заболеваний. Так, недавние факты заболеваний вирусом гриппа A (H1N1) российских туристов, в частности несовершеннолетних, вернувшихся из зарубежных поездок, обусловили ряд внеплановых проверок турфирм со стороны Роспотребнадзора.

Немного статистики
В 2008 году Роспотребнадзор проверил 2149 субъектов туристской деятельности, среди которых было выявлено 1551 нарушитель (более половины!). Такие данные приведены в письме Роспотребнадзора от 7 августа 2009 г. № 01/11347-9-32. В нем также отмечено, что по обращениям граждан проверки проводились в каждом четвертом случае от общего числа проверок. При этом доводы заявителей подтвердились в 69 процентах случаев.КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ?
Надо сказать, что помимо осуществления контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзор ведет активную информационную работу, направленную на разъяснение позиции данного ведомства по тем или иным вопросам. Как правило, такая позиция фиксируется в его письмах.

Говоря о специфике деятельности турфирм, помимо уже названного письма Роспотребнадзора № 01/11347-9-32 следует также выделить письмо от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32. В нем описаны наиболее частые нарушения, допускаемые турфирмами.

Однако из писем Роспотребнадзора следует, что основная масса нарушений относится к тем обстоятельствам, которые зависят от самой турфирмы. Проанализируем их.

Условия договоров с туристами
Роспотребнадзор обращает внимание на то, что договоры, заключаемые турагентами от своего имени, должны содержать дополнительные положения, отнесенные к существенным условиям статьей 10.1 закона о туризме и пунктом 14 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Отсутствие хотя бы одного из существенных условий договора, к примеру реестрового номера туроператора, является нарушением права потребителя на получение необходимой информации. А это административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за него составляет: для руководителей – 500 – 1000 руб., для турфирмы – 5000 – 10 000 руб.

Заключая договор с турфирмой, клиенту обычно приходится подписывать тот вариант договора, который разработан в фирме. Изменить или дополнить этот шаблон договора клиент не может. Причем, как отмечает Роспотребнадзор, довольно часто турфирма включает в договор условия, ущемляющие права потребителей. Типичный пример: в договоре предусмотрено, что в случае его расторжения туроператор удерживает с клиента фиксированную сумму, в том числе в процентном отношении к цене услуги. Однако, по мнению Роспотребнадзора, такие условия договоров следует рассматривать как ущемляющие установленные законом права потребителя и соответственно подпадающие под нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф по данной статье составит: для руководителей – 1000 – 2000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб.

Цена турпродукта
Если в договоре не указана общая цена турпродукта, это еще не является нарушением. Ведь неотъемлемой частью договора является туристская путевка, которая должна содержать такую цену. А вот если в договоре не указана цена турпродукта и при этом отсутствует туристская путевка, то это уже может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вообще, как напоминает Роспотребнадзор, согласно статьям 1 и 10 закона о туризме, туристская путевка является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта. Поэтому реализация турпродукта обязательно должна оформляться туристской путевкой. Иначе виновника могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кого могут наказать, если нет путевки
По мнению Роспотребнадзора, к административной ответственности за реализацию гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки могут быть привлечены только туроператоры, которые в силу статьи 9 закона о туризме обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех составляющих комплексной услуги по туристскому обслуживанию, в том числе реализацию туристского продукта. Турагенты под данное наказание не подпадают, поскольку реализация туристского продукта не является для них самостоятельной услугой, оказываемой потребителям.Предоставление туристу информации
Статья 10 закона о туризме и пункт 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта требуют, чтобы потребителю предоставили полную и достоверную информацию о потребительских свойствах турпродукта. Это информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (местонахождении средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

При этом, как указывает Роспотребнадзор, в определенных случаях и с учетом последствий заблуждения потребителя непредоставление данной информации или предоставление недостоверной информации об указанных потребительских свойствах туристского продукта может повлечь привлечение турфирмы к ответственности по статье 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составит: для руководителей – 1000 – 2000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб.

Кроме того, с учетом участившихся несчастных случаев с туристами, связанных с экстремальными видами спорта и путешествия, Роспотребнадзор обращает внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 закона о защите прав потребителей и пунктом 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя.

Другими словами, потребитель, совершающий тур, связанный с экстремальными видами спорта и туризма, как в России, так и за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией о том, с какими трудностями и опасностями ему предстоит столкнуться. Данная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами.

Также туроператор должен информировать клиента об обстоятельствах, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания некоторых услуг. Нарушение этого правила может повлечь административную ответственность виновного лица, установленную частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наличие книги отзывов и предложений
В соответствии с пунктом 6 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию. Отсутствие такой книги или отказ в ее предоставлении потребителю может рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию об исполнителе (туроператоре или турагенте).

Специальное обучение работников турфирмы
До сих пор мы рассматривали примеры нарушений, которые относятся к нарушениям закона о защите прав потребителей и закона о туризме. Однако существуют и примеры нарушений турфирмами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

По мнению Роспотребнадзора, работники туристических фирм, не обладающие специальными познаниями (не прошедшие специального обучения), не могут проинформировать туристов надлежащим образом. Иначе говоря, в штате турагентов и туроператоров должны быть работники, специально подготовленные и по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ответственность
В противном случае контролеры могут оштрафовать турфирму по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Штраф составляет: для руководителей – 500 – 1000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).Отметим, что уже имеется практика привлечения к административной ответственности турфирм, у которых не было в штате работников, прошедших специальное гигиеническое обучение, в том числе по вопросам профилактики заболеваний. Более того, позиция Роспотребнадзора, привлекающего турфирмы к ответственности, находит поддержку и у арбитражных судов, логика которых сводится к тому, что обеспечить туриста необходимой информацией может только специально подготовленный работник турфирмы.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №1, январь 2009 г.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

6.7. В туристскую фирму обратился клиент с просьбой организовать поездку на Кипр для супружеской пары с ребенком шести лет. После того как он предъявил паспорта, сотрудники туристской фирмы заказали для него в гостинице двухместный номер с дополнительной кроватью для ребенка. И вдруг, на следующий день после предполагаемого вылета, он приходит вновь и требует возмещения стоимости поездки. Выясняется, что его не про пустили пограничники, поскольку в паспорт не была вклеена фотография ребенка.

Но согласно договору с клиентом фирма не несет ответственности за подлинность его загранпаспорта и прохождение им паспортного контроля. Поэтому сотрудники посчитали, что их вины здесь нет. Клиент решил подать на фирму в суд. Прав ли он?

6.8. Перечислите и охарактеризуйте четыре вида приглашения за границу.

6.9. Какие виды виз существуют?

6.10. Можно ли для получения визы использовать приглашение, полученное по факсу или по электронной почте?

6.11. Нужна ли нотариально заверенная доверенность от родителей, если несовершеннолетний ребенок выезжает за границу с руководителем группы? В случае выезда с одним из родителей?

6.12. Какие вопросы могут задать в консульстве США и какие документы необходимо представить во время собеседования для получения туристской визы?

6.13. Обязана ли туристская фирма отвечать за ненадлежащее оформление визы?

6.14. Обязана ли туристская фирма проверять подлинность и правильность оформления загранпаспортов?

На пожелание туриста не зависеть от сбора группы ему заявили, что в Шереметьево достаточно ксерокопии, а сама виза понадобится при таможенном контроле на Крите. Так ли это?

Должен ли турист требовать обязательного присутствия представителя туроператора с оригиналом групповой визы или надеяться на боязнь двух семей потерять свои деньги?

6.16. Возвращаются ли загранпаспорта с истекшим сроком действия гражданам, обратившимся для получения нового загранпаспорта?

6.17. Во время летних каникул студентка Лена решила отдохнуть в Южной Корее. Для этого она оформила туристскую визу сроком на три месяца. Вскоре после приезда в Корею она познакомилась с менеджером крупной компании, который предложил ей полгода поработать в ресторане официанткой. Девушка согласилась, тем более что кореец пообещал решить все проблемы, связанные с продлением визы. Время шло, Лена работала, менеджер регулярно привозил ей заработную плату, а на вопрос девушки, когда он возьмет у нее паспорт и продлит визу, работодатель отвечал, что еще успеет.

Пробыв в Корее пять месяцев, Лена решила вернуться в Россию, о чем сообщила менеджеру. После этого связь с ним оборвалась. Таким образом, девушка пробыла в Корее два месяца нелегально. Документов, подтверждающих ее работу в ресторане, нет.

Что делать Лене? Каким образом она сможет вернуться в Россию? Несет ли ответственность туристская фирма за невозвращение туристки в период действия визы?

7. Таможенные формальности

А впереди шмонали уругвайца,

Который контрабанду провозил.

7.1. Учитываются ли несовершеннолетние дети в норме вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с правилами перемещения физическими лицами наличной иностранной валюты через границу Российской Федерации.

Шаг 2. Рассмотрите возможные варианты пересечения несовершеннолетними детьми границы Российской Федерации (самостоятельно, с родителями, с сопровождающими лицами).

Шаг 3. Назовите и объясните особенности перемещения валюты несовершеннолетними детьми при всех вариантах пересечения границы Российской Федерации.

7.2. Какое количество золотых изделий можно беспошлинно ввезти на территорию России?

8. Элементы туристской инфраструктуры

В общественном парижском туалете

есть надписи на русском языке.

8.1. Проанализируйте публикации в периодических туристских изданиях и составьте сезонный рейтинг российских и зарубежных объектов туристской инфраструктуры.

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Составьте библиографический список изданий туристской направленности. Постарайтесь, чтобы их число превысило 10.

Шаг 2. Разработайте методику анализа и представления результатов вашего микроисследования.

Шаг 3. Сделайте выводы о целесообразности зимнего и летнего отдыха на конкретных объектах туристской инфраструктуры. Для этого представьте себя туристом, а затем менеджером туристской фирмы. Сравните результаты.

8.2. В Америке, Италии и других странах двери индивидуальных кабинок общественных туалетов, в отличие от России, открываются внутрь. Каковы причины этих различий?

9. Страхование в туризме

Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо теплое, ибо можешь ли ты знать, что случится в атмосфере?

9.1. Если у туриста есть международная медицинская страховка, может ли он исключить из стоимости путевки оплату медицинской страховки, предлагаемой фирмой?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с правилами страхования туристов, выезжающих за рубеж.

Шаг 2. Ответьте на вопрос задачи.

Шаг 3. Перечислите проблемы, которые могут возникнуть у туриста и туристской фирмы, если они примут ваш ответ (любой) как руководство к действию.

9.2. Если турист оплачивает страховку в офисе туристской фирмы, должен ли он в случае наступления страхового события предъявлять претензии за неполученную или полученную в ненадлежащем объеме помощь по страховке туристскому предприятию? Несет ли туристская фирма в этом случае солидарную ответственность?

9.3. Отправляя ребенка на год на учебу в Великобританию, Анатолий решил застраховать его от СПИДа и от коровьего бешенства. Но во всех страховых агентствах ему отказали, да еще сообщили, что, например, СПИД вообще не относится к страховым случаям. Вот от гриппа – пожалуйста! А между тем в Лондоне, например, страхуют даже от непорочного зачатия и от изнасилования инопланетянами.

Почему российские страховщики пренебрегают указанными видами страхования?

Читайте также: