Уступка как стиль поведения в конфликте выбирается тогда когда

Обновлено: 07.05.2024

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

  1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
  2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать, что:

Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Пять типов конфликтных личностей

Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Автор: Михаил Анатольевич Гончаров, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова.

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств.

Существует пять основных стилей поведения при конфликте:

- конкуренция или соперничество;

- игнорирование или уклонение.

Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль конкуренции или соперничества – этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

1 – обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

2 – чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

3 – должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

Однако следует сказать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Данный тип поведения присущ людям с активной жизненной позицией и тем, кто предпочитает идти собственным путем. "Чтобы выиграл я, ты должен проиграть". Человек стремится удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека.

Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху как в делах, так и в личной жизни. Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

"Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть". Самый эффективный стиль поведения в конфликте.

Стиль компромисса – суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.

"Чтобы каждый из нас что-либо выиграл, каждый должен что-то проиграть". Недостатком данного стиля поведения является то, что проблемы решаются поверхностно. Используется тогда, когда:

o оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,

o когда устраивает временное решение,

o какие-то уступки помогут сохранить отношения.

Стиль уклонения – реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.

Многие стараются избежать конфликта. "Никто не выигрывает, поэтому я ухожу от него". Люди используют данный стиль поведения в следующих случаях:

o не хотят проиграть,

o нет времени и т.д.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы. "Чтобы ты выиграл, я должен проиграть". Используют тогда, когда нет достаточной власти. Но не рекомендуется использовать тогда, когда человек обижен.

В предупреждении конфликтов важное место занимают как психологические, так и этические факторы. Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, без соблюдения которых невозможно бесконфликтное общение. Среди этих принципов можно было бы назвать, в первую очередь, такие как:

1 - принцип презумпции порядочности партнера по общению;

2 - принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности достоинства субъектов общения;

3 - принцип толерантности и альтруизма;

4 - принцип милосердия;

6 - принцип ненасилия.

Принцип толерантности (терпимости) и альтруизма: несмотря ни на какие благие пожелания, в общении всегда случаются непредвиденные нежелательные ситуации, которые без терпимого отношения к ним необходимо представляют собой реальную возможность возникновения конфликтных ситуаций и даже конфликтов. Принцип толерантности связан со всеми вышеперечисленными принципами, следование ему является своеобразной гарантией, обеспечивающей их выполнение: именно нетерпимость может являться началом разрушения гуманистических ценностей и норм общения. Толерантность самым тесным образом связана с альтруизмом и основана на нем: если человек не подавит в себе эгоистические наклонности, то быть толерантным очень и очень сложно. Терпимость и нужна бывает, как правило, в тот момент, когда требуется противовес, компенсация чьим-то эгоистическим потребностям.

Принцип милосердия в общении выражается в признании человека таким каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды (а они, наверное, есть у каждого человека и всегда). Сострадание основано, прежде всего, на любви, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

2. Законспектируйте (кратко) определение конфликта, типы конфликтов, стили поведения при конфликте, принципы бесконфликтного поведения. К стилям поведения при конфликте самостоятельно приведите примеры из жизни.

10.09.2020

Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и взаимодействия. Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, логикой, психологией и другими дисциплинами. Виды ораторской речи. Типы ораторов.

1. Прочитайте лекционный материал.

В средние века и в новое время продолжается развитие ораторского искусства. В XVI-XIX вв. в Европе появляются учебники риторики на национальных языках. В 60-х гг. ХV в. на Западе и Востоке (Япония) происходит возрождение классической риторики. Возникает особая область филологии – неориторика. Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится, она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.

● Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная (передача информации); для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов и т. д.

● Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав во всем его семантическом богатстве, со всеми прямыми и переносными значениями слов; грамматический строй со сложной и разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь, точнее – литературно-разговорный подстиль. Такие выступления являются частично или полностью своеобразной подготовленной импровизацией (если, конечно, речь не читается) и выражением спонтанной устной речи, с импровизационной, спонтанной манерой изложения.

Роды и виды ораторской речи. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия:

● придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства;

● военное красноречие – обращение полководцев к солдатам;

● народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

● социально-политическое,

● академическое,

● социально-бытовое,

● духовное (церковно-богословское).

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Типы ораторов.

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Качества хорошего оратора.

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

● начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;

● оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,

● важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;

● смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;

● широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;

● умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;

● оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Подготовка речи к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако в риторике существуют общие правила подготовки публичного выступления, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Подготовка публичного выступления, как правило, включает в себя следующие этапы:

1) выбор темы и определение основного содержания выступления;

2) определение цели выступления;

3) составление предварительного плана;

4) поиск и отбор материала;

5) работу над композицией;

6) работу над речевой формой выступления;

7) репетиция выступления;

8) произнесение речи;

9) анализ выступления.

Готовясь к выступлению, следует учитывать общие требования к публичной речи:

1) решительное начало выступления;

3) сдержанную эмоциональность;

7) установление и поддержание контакта с аудиторией;

8) понятность главной мысли;

9) решительный конец.

2. Заданием в одной из практических работ данного курса станет выступление с заранее подготовленной речью. Обдумайте выбор темы. Тема должна быть вам близка и интересна. Продолжительность выступления составит не более пяти минут. Учитывайте это.

2. Составьте план выступления к одной из ваших тем.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.022)

7 конфликтных стратегий

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

В реальной жизни людям достаточно непросто установить истинные причины конфликта. Однако без установления причин невозможно найти условия, способные погасить его. Именно с этой целью конфликтологи изучают причины конфликтов, а также возможности их предупреждения и поведение человека в них. Стратегия, которую выбирает люди, зависит от конкретной конфликтной ситуации.

Для того чтобы выбрать стиль поведения в конфликте, необходимо сначала спрогнозировать развитие конфликта. Именно от того, каким образом будет развиваться конфликт в каждой конкретной ситуации, зависит стиль, выбранный оппонентами для его разрешения. Множество факторов играет важное значение на то, каким способом будет разрешен конфликт. Например, определённую роль играют прежние взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие диалога и взаимопонимания между ними, расхождение целей, мотивации и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стили поведения сторон в конфликте 400 руб.
  • Реферат Стили поведения сторон в конфликте 220 руб.
  • Контрольная работа Стили поведения сторон в конфликте 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конфронтация — хорошая техника психологического консультирования.

На сеансе психологического консультирования позиция одного и того же консультанта может меняться в зависимости от ситуации:

1. Работа на равных. Самая лучшая позиция, но трудно достижимая.

2. Работа с позиции сверху. Работает изначально. Применяется в ситуации детско-родительских отношениях.

3. Работа с позиции снизу. Возможно при моменте отсоединения, при завершении работы с клиентом.

Но иногда работа консультанта и клиента заходит в тупик. В этом случае можно применить т ехнику конфронтации:

Конфронтация – это действия консультанта, не совпадающие с привычным поведением клиента.

Противостояние направлено на противоречивое поведение клиента. Конфронтации подвергается привычный стиль межличностного поведения клиента. Этот стиль поведения воспроизводится и в консультативном контексте. Консультант обращает внимание клиента на его способы избегания обсуждения важных тем. Например: отвечает вопросом на вопрос.

Выделяют три типичных случая конфронтации во время психологического консультирования:

2. Конфронтация позволяет увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле.

3. Эта техника хороша для обращения внимания клиента на его уход от разговора на важные темы.

В использовании конфронтации существуют ограничения:

1. Конфронтация не должна быть средством выражения агрессии.

2. Она для преодоления психологической защиты клиента. Её задача помочь клиенту осознать свои способы защиты. Перед тем как идти на конфронтацию с клиентом, важно понять смысл психологической защиты клиента (от чего защищается и что защищает).

3. Эта техника не должна быть средством самовыражения консультанта перед клиентом. Задача консультанта не победить или поразить клиента своей наблюдательностью, а понять и помочь ему. Неправильное применение конфронтации говорит о том, что консультант решает свои вопросы.

Конфронтация, высказанная с долей сомнения, выглядит более мягко. Например: Если я не ошибаюсь…. Как бы вы объяснили эту ситуацию.

Конфронтация часто воспринимается клиентом как обвинение, если ему не хватает внимания и понимания консультанта.

Психология

Все права защищены © 2020. Использовать материалы сайта только с активной ссылкой!

Характеристика стилей поведения в конфликте

Выделяют следующие стили поведения в конфликте, которые обозначены на ниже расположенной схеме цифрами:

  • Противоборство, а именно конкуренция или конфронтация. Использование данного стиля возможно лишь человеком, который обладает достаточным авторитетом и властью. Он не заинтересован во взаимном сотрудничестве, а желает максимально быстро разрешить имеющийся конфликт и удовлетворить, в первую очередь, свои собственные интересы. Значительная ставка здесь делается на разрешение конфликта именно в свою пользу.
  • Уход, уклонение или избегание. Давность имеет место в тех случаях, когда одна из сторон не обладает достаточными ресурсами для победы, чувствует, что не права, или считает, что причина конфликта недостаточно серьезна. В некоторых случаях подобная стратегия может стать вполне подходящей для разрешения конфликта, например, в тех случаях, когда конфликт может быть разрешен сам собой. Однако данный стиль также предполагает уход от ответственности. Уход также может выразиться в форме ретризма, то есть в форме отказа не только от социальной системы, но и от средств достижения ее целей.
  • Приспособление. Подразумевает вынужденную уступку. Субъект действует совместно с другой стороной, однако при этом не отстаивает собственные интересы. Подобные действия производятся с целью сглаживания конфликта, когда возможно самопожертвование с целью максимально быстрого урегулирования возникшей конфликтной ситуации. Субъект, таким образом, устанавливает атмосферу спокойствия и стабильности, однако конфликт так и остается неразрешенным. Как правило, люди используют данную стратегию в тех случаях, когда важно сохранить добрые отношения с человеком, даже если они будут ущербными, а также у субъекта недостаточно власти и шансов победить.
  • Компромисс. Данный способ используется в том случае, когда стороны пытаются сохранить свои собственные ресурсы, защитить свои интересы, однако вынуждены идти на какие-либо уступки с той целью, чтобы выработать максимально оптимальное для всех решение. Данный способ урегулирования конфликта является наименее болезненным, однако не всегда позволяет учесть интересы сторон в полном объеме.
  • Сотрудничество. Данный стиль оптимален тогда, когда стороны могут отстаивать свои собственные интересы, но вынуждены принимать во внимание цели и мотивы другой стороны, учитывать её желания. Однако данный стиль является наиболее трудным, так как требует от сторон значительных усилий, том числе затрат материальных ресурсов, а в некоторых случаях и привлечения третьих лиц, например, посредников для урегулирования конфликта.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Стили поведения сторон в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Стили поведения сторон в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Управленческие инструменты: 4 принципа конструктивного общения

Слышали ли вы когда-нибудь в свой адрес упреки в неконструктивности? Может быть, сами кого-то упрекали? Как вы понимаете, что вот это конкретное обсуждение не конструктивно, а вот это конструктивно? Если начать думать на эту тему, то тут есть на что потратить пару часов. Эту задачу мы сейчас постараемся облегчить. И в рамках нашей серии статей по управленческим инструментам (ушедшей в отпуск на время новогодних праздников), разберем принципы конструктива, предложенные когда-то Энди Гроувом, одним из основателей компании Intel. Принципы простые, но объясняют довольно много рабочих и не только рабочих конфликтов. И разобравшись с ними вы:

  • Поймете причины поведения своих коллег, руководства и заказчиков в некоторых ситуациях
  • Занесете в свой арсенал несколько простых приемов, которые помогут вам легче договариваться по работе
  • Сможете абсолютно точно объяснить любому коллеге, что он неконструктивен (и в чем именно), если он действительно неконструктивен



То есть, правильная последовательность обсуждения:

  • Решаем проблему в настоящем. Здесь про прошлое не вспоминаем.
  • Думаем, как предотвратить (или отреагировать) проблему в будущем. И на это этапе:
  • Анализируем прошлое

Пример из жизни. Наша хорошая знакомая, назовем ее Таня, рассказывала такой случай. Что-то отломалось у заказчика, и заказчик на утро следующего дня назначил совещание. Куда должна была прибыть Таня (менеджер проекта) и Сергей (технический специалист, который знает про систему все технические подробности, в том числе, почему она поломалась, что произошло, как починили, и какие выводы сделали на будущее). Далее вольный пересказ истории Тани: — Приезжаю к заказчику. Что говорить — непонятно, потому что вчера не успели с Сергеем обсудить. Ну ладно, думаю, сейчас Сергей все равно подъедет и все будет под контролем. На всякий случай, набираю его — телефон вне зоны действия сети. 10 минут до встречи, Сергея нет. Набираю его еще раз — телефон не работает. Начинаю нервничать. 3 минуты до встречи — то же самое. У меня реальная паника. 1 минута — Сергей снимает трубку. Я ору: — Почему ты не берешь трубку. — Вчера дома не нашел зарядку… — Мне что, тебе зарядку подарить. Ору и понимаю, что теряю драгоценное время, когда могла бы срочно выяснить у него, когда он будет и что говорить заказчику…

Ошибка №2. Одну проблему решили, вторую забыли. Начнем с примера.

Пример из жизни. На нашем недавнем московском тренинге один менеджер поделился своей проблемой с удаленным сотрудником: — Понимаете. он у нас отвечает за настройку рабочего окружения. И вот мы наняли нового сотрудника. Он звонит нашему удаленщику с просьбой ему что-то настроить, и тот 4 часа ему объясняет, почему этого сделать нельзя. После этого новый сотрудник в расстроенных чувствах подходит ко мне, и я ему за 5 минут все настраиваю. — А дальше? — А дальше ситуация повторяется с некой периодичностью.

Что в реальности происходит? Менеджер отлично решает возникшую проблему — настроить окружение новому сотруднику. Но после этого забывает заглянуть в будущее и подумать, как сделать так, чтобы таких ситуаций больше не повторялось.



Заметим, что у самого удаленщика нет никаких проблем в этой ситуации. К нему пришел новичок, он его аргументированно послал. И все хорошо. И это является гарантией того, что с его стороны модель не изменится, пока менеджер не поднимет этот вопрос.

Пример из жизни. На одном из тренингов на этапе сбора ожиданий мы обычно спрашиваем всех участников, чего они ждут от этих двух дней и какие вопросы хотят разобрать. Доходит очередь до инженера лет 30 с очень уставшим видом: — Я хотел бы научиться отказываться от проектов. —. Расскажите нам больше… — Понимаете, сейчас я работаю на пятью проектами одновременно. И мне очень тяжело. Я хотел бы, когда мне принесут шестой проект, как-то так ловко от него отказаться, чтобы не взять его себе, и чтобы руководство тоже не обиделось. — А что было, когда вам давали пятый проект? — [после паузы] Я работал над четырьмя… Мне было очень тяжело… Я им говорил, что не потяну…А они сказали, что очень надо… — Ну и как, вы потянули? — Потянул… — Тогда руководство знает, как дать вам и шестой проект…

Довольно часто руководство и заказчики приходят к нам со срочными просьбами о совершении подвига. И на слова “это невозможно” всегда находится аргумент “ребята, очень надо”. После чего, мы обычно беремся за этот воз, не спим ночами и совершаем небольшое чудо (иногда вместе с командой). Выдыхаем и надеемся спокойно поработать дальше. И это не получается. Потому что как эта ситуация выглядит со стороны руководства / заказчика? Приходишь к ребятам, просишь что-то сделать. Они поначалу сопротивляются, говорят, что невозможно, но после аргумента “очень надо” — берут и делают, большие молодцы! Или наоборот, руководство начинает подозревать, что когда вы говорите “невозможно”, то мягко говоря. лукавите. Значит, и дальше надо грузить. Ни один реальный подвиг не должен оставаться не “проданным”. Любой подвиг — это повод для обсуждения с заказчиком подвига (после совершения, когда заказчик находится в приятственном расположении духа, хорошо к вам относится и готов вас слушать): “Как там, все нормально? Так вот, я поэтому и пришел. То, что произошло — это чудо, потому что… Как бы нам так сделать, чтобы это все предусмотреть и в следующий раз вас не подвести?” Зачастую решение одной проблемы создает следующую, которую мы упускаем из виду. И это тоже распространенное нарушение принципа своевременности. 2. Адресность. Когда два сотрудника друг другу в курилке жалуются на начальство: “Блин, опять переезд в новый офис. Сколько можно? Третий раз за год. Заколебали уже…” — это не вполне конструктивно. Потому что, если есть проблема с переездами. то вряд ли они ее между собой у курилке решат. Вот если кто-то после этого разговора, пойдет в кабинет к начальству выяснять, что и как с переездами — вот произошло переключение в конструктив. Принцип адресности говорит о том, что проблему нужно решать с тем, с кем можно ее решить. К нарушению принципа адресности очень часто относится и публичная критика кого бы то ни было. Любая публичная критика большинством людей воспринимается как атака на них лично. Что нужно сделать? Правильно — размазать источник критики. Тогда все зрители с попкорном немедленно увидят, кто прав, а кто нет. И дальше герои обсуждения расчехляют трофейные какашкометы и начинается др-р-рака! Стоит только начать переписку лично с человеком, а еще лучше позвонить ему или прийти вживую поговорить, как градус эмоций спадает в ноль, и проблема решается сама собой. К личной критике люди прислушиваются гораздо, гораздо лучше. И личная критика позволяет сохранять хорошие конструктивные отношения в долгосрочной перспективе. 3. Факты и данные. Иногда люди абсолютно добросовестно не видят проблему, которую вы пришли обсуждать. У всех свой опыт. Например, вы убежденный сторонник гибких методологий разработки. Соответственно, у вас в команде проходят утренние планерки (они же скрам митинги или standup митинги). И вот ваш новый коллега на них постоянно опаздывает. Почему? Он может искренне считать, что это полная ерунда. Потому что до этого он работал 10 лет в других компаниях и других проектах. И они вполне успешно делали проекты без всяких ритуальных планерок. “Это ухудшает командный дух” — отличный аргумент, но в чем это выражается? Что такое командный дух? Это когда заходишь в комнату, а там такой “сильный командный дух” витает в воздухе?! “В чем это выражается?” — сильный вопрос, позволяющий понять, есть в аргументе факты или нет. Факты хороши тем, что с ними не поспоришь. Именно поэтому они убедительны, именно поэтому они и позволяют человеку увидеть и понять, в чем проблема. Аргументы “это лучшие политики Agile”, “это правила нашей компании”, “так завещал Кен Швабер”, кстати говоря, хоть и являются фактами, но не сильно лучше. потому что не показывают, что конкретно не так из-за поведения человека. А такие аргументы, как:

  • “Мы не можем учесть твое мнение, потом уже не раз приходилось переделывать”
  • “Все интересные задачи разбирают до твоего прихода”
  • “Тебе остаются только рутинные”
  • “На рутинных задачах я не могу оценить твой рост”

4. Намерение решить проблему, а не человека. В рамках конструктивного обсуждения мы не ищем виноватых. Наша задача — решить ситуацию. Если по ходу обсуждения возникает ощущение, что человек пытается доказать, что он не виноват, то очень неплохо работает прием ДИССОЦИАЦИИ: “Погоди, я не на тебя наезжаю, но сама ситуация…”

Пример из жизни. У меня двое детей — пацаны 8 и 10 лет. Первая фраза, когда приходишь к ним с конструктивной критикой, очень часто: “Я не виноват”. Со временем, уже вошло в привычку выруливать: “Так я не про виноват, не виноват. Просто как теперь…” и дальше возможны варианты “пойдем играть в футбол, если ботинки мокрые”, “посмотрим фильм, если нам сейчас надо будет убираться” и т… д.

От принципов к практике…

Вот и все четыре принципа. Простые в теории, но постоянно нарушаемые на практике. В качестве небольшого упражнения — можете вспомнить какой-нибудь непростой разговор из своего недавнего прошлого, когда ругались с человеком, и подумать, какие принципы конструктива были там нарушены.

Как вести себя в ситуации бытовой конфронтации?

Можно долго оставлять все как есть, если вы адреналиновый наркоман. Почему бы и нет, у каждого свои способы получения удовольствия.

Но, если вы, как и большинство нормальных людей, не можете жить в постоянном напряжении, то придется искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Противоречия, противостояния между государствами с различным социальным и политическим строем идеологическими концепциями, общественно-политическими движениями, между политическими силами и противоположными принципами.

Смотреть значение Конфронтация в других словарях

Конфронтация Ж.

— 1. Резкое противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, социальных систем и т.п. Толковый словарь Ефремовой

Конфронтация

— -и; ж. [франц. confrontation] Книжн. Противоборство, противостояние (социальных систем, классовых интересов, убеждений и т.п.); столкновение. К. на национальной основе. Политическая к. К. взглядов. Толковый словарь Кузнецова

Конфронтация

— противостояние, противоборство, столкновение. Экономический словарь

Конфронтация

— (лат. con — против и frons (frontis) — лоб, фронт) — противостояние, противоборство, столкновение. Юридический словарь

Конфронтация

— (франц. confrontation очная ставка, сличение) в венерологии обследование лиц, бывших в половом контакте с больным венерической болезнью, проводимое для установления источника заражения. Большой медицинский словарь

Конфронтация

— (франц. confrontation) — противоборство, противопоставление,столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр.,политика конфронтации, военная конфронтация,…….. Большой энциклопедический словарь

Конфронтация

— — противоборство, противопоставление, столкновение систем, интересов, классов, убеждений, партий и государств. Крайняя степень К. — вооруженный конфликт, война. Исторический словарь

Конфронтация

— 1) Противопоставление, столкновение, противостояние мнений, людей или группировок. В таком социально-психологическом смысле термин может употребляться при описании…….. Психологическая энциклопедия

Конфронта́ция

— (франц. confrontation очная ставка, сличение) в венерологии — обследование лиц, бывших в половом контакте с больным венерической болезнью, проводимое для установления источника заражения. Медицинская энциклопедия

Читайте также: