Пособие для младшего медперсонала что нужно знать санитару 1941 год

Обновлено: 02.07.2024

1.1 Проблемы, возникшие перед медициной в начале войны.

1.2 Основные задачи советского здравоохранения в годы ВОВ.

2. Мужество и отвага медицинских работников ………………….…………. 8

2.1 Медицина на службе фронта

2.2. Героические будни медиков в тылу

3. Вклад самарских медицинских работников в достижение Победы в годы

Великой Отечественной войны…………………………………………. …..9

Жестокая и губительная Великая отечественная Война, унесшая десятки и сотен тысяч жизней отразилась на истории всего мира, и стала одним из самых крупных военных конфликтов всех времен и народов. В ней действительно принимали участие практически все жители нашей страны, кто-то воевал и участвовал в жестоких и кровопролитных сражениях с жестоким и многочисленным врагом. А кто-то, не разгибаясь, работал в тылу, создавая новую боевую технику, патроны и оружие, производя продовольствие и отправляя их на передовую, не оставляя себе ровным счетом ничего.

Но, пожалуй, никто не сможет поспорить с тем, что медицинские работники находились в уникальном положении. Под ураганным огнем врага они выносили с поля боя раненых, оказывали помощь, эвакуировали в медсанбаты, отправляли в тыл.

В период Великой Отечественной войны в армии и на флоте находилось более 200 тысяч врачей, свыше 500 тысяч фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов и санитаров, многие из которых погибли в огне боев.

Более того, количество пострадавших и нуждающихся в неотложной помощи было так велико, что врачам и медсестрам приходилось работать и на фронте и в тылу без передышки несколько суток подряд. Их подвиги в военные годы неповторимы.

По истории Великой Отечественной войны написано множество научных исследований, монографий, художественных произведений. Часто, говоря о героизме советских солдат на фронте, о тружениках тыла, мы забываем о тех, кто незримо приближал нашу Победу – о медицинских работниках, врачах, медсестрах.

Тема: Роль медицинских работников в годы Великой Отечественной войны

Цель: раскрыть вклад медицинских работников в Победу над врагом нашей Родины.

1. показать проблемы, возникшие перед советской медициной в начале Великой Отечественной войны.

2. изучить основные задачи советского здравоохранения в годы войны.

3. раскрыть особенности организации медицинской помощи на фронте и в тылу

4. показать вклад медицинских работников города Самары в достижение Великой Победы

Объект исследования: медработники в годы войны

Предмет исследования: деятельность медицинской службы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1.Советская медицина в годы Великой Отечественной войны.

1.1 Проблемы, возникшие перед медициной в начале войны.

С первых дней войны медицинская служба испытывала серьезные трудности, ощущался резкий дефицит в средствах, не хватало кадров. Значительная часть мобилизационных материальных и людских ресурсов здравоохранения, составлявшая 39,9% от всего количества врачей и 35,8% от численности больничных коек, находилась в западных областях Советского Союза и уже в первые дни войны была захвачена наступающими частями противника. Большие потери несла медицинская служба непосредственно на поле боя. Более 80% всех ее санитарных потерь приходилось на рядовой и сержантский состав, то есть на передовое звено, действовавшее на линии фронта.

Враг продолжал стремительно наступать, шли ожесточенные бои. Необходимо было в короткий срок организовать медицинскую помощь на фронте и в тылу.

Перед войной были предприняты меры по укреплению военно-медицинской службы. Однако многое сделать не успели. Медицинская служба не располагала необходимыми медицинскими частями и учреждениями, транспортом, кадрами.

Основное внимание в начале войны руководство медицинской службы было направлено на осуществление быстрейшего развёртывания медицинских частей и учреждений для действующей армии.

Главное военно-санитарное управление Красной Армии (ГВСУ КА) направило на наиболее ответственные участки фронта своих представителей для оказания помощи и руководства формированием и работой медицинских частей и учреждений. Развёртывание медицинской службы, укомплектование действующей армии всем необходимым осуществлялись в тесном контакте и сотрудничестве с Главным военно-санитарным управлением и Наркомздравом СССР.

Одним из трудных вопросов стало укомплектование медицинской службы действующей армии медицинскими кадрами.

К началу войны отмечался значительный некомплект медицинского состава, особенно таких категорий, как врачи-специалисты, и в первую очередь хирурги, операционные сёстры, санитары, санитарные инструкторы. На Западном фронте, например, общий некомплект врачебного состава на 12 июля 1941г. составил 50%.

Летом и осенью 1941 года в городах и поселках, в санаториях и домах отдыха создавались военные госпитали. В первый год войны нужно было переместить около 2000 эвакогоспиталей дальше в тыл. Эту проблему удалось решить успешно.

Отдельно стоит отметить низкую обеспеченность медиков необходимыми инструментами, медикаментами, оборудованием и даже формой, которая мгновенно пропитывалась литрами свежей крови. Многие медсестры добровольно отдавали собственную кровь, спасая тем самым сотни жизней.

Таким образом, в начале войны медицинская служба испытывала серьезные проблемы. В силу указанных причин медицинская служба войскового звена не могла в полной мере самостоятельно решить задачи по оказанию первой помощи раненым на поле боя и своевременному их выносу и эвакуации.

1.2 Задачи здравоохранения в годы ВОВ.

Война, навязанная нам германским фашизмом, принесла неизмеримые бедствия. Гитлеровское нашествие угрожало самому существованию нашей страны, нашего народа, под угрозой уничтожения оказалось все население страны - не только воины на фронтах, но и мирные люди в ближнем и в дальнем тылу. Ликвидировать эту угрозу, не допустить огромных людских потерь было призвано гражданское здравоохранение, действовавшее все годы войны в контакте и тесной взаимосвязи с военно-медицинской службой.

В годы войны главными задачами здравоохранения стали:

1.Помощь раненым и больным войнам;

2.Медицинское обслуживание тружеников тыла;

3.Охрана здоровья детей;

4.Широкие противоэпидемические мероприятия.

Борьба за жизнь раненого начиналась сразу на поле боя. Главной причиной их гибели, помимо несовместимых с жизнью травм­, являлся шок и кровопотеря, поэтому нужно было качественно оказать первую медицинскую помощь. Особое внимание уделялось требованию выноса раненых с оружием, что восстанавливало не только человеческий но и военно-технический потенциал Красной армии. Одной из главных задач Наркомздрава СССР была организация лечения раненных воинов.

В стране была создана широкая сеть эвакуационных госпиталей система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению. Основные элементы системы включали в себя четкое и последовательное оказание раненым и больным медицинской помощи, начиная с первой медицинской на поле боя и заканчивая специализированной в госпитальных базах фронта и тыла страны­­.

Необходимо было заботиться и о здоровье детей. Во время эвакуации из прифронтовых областей вывозили в первую очередь детей. Дети, потерявшие родителей, были взяты под особый контроль, принимались меры по организации детского питания. Это сохранило миллионы детских жизней.

В годы войны в связи с эвакуацией, нехваткой жилья, катастрофическим ухудшением условий жизни, голодом открывала "зеленую улицу" эпидемическим болезням.

Осенью и зимой 1941—1942 гг. врачи начали регистрировать увеличение числа больных сыпным тифом, а также дизентерией, брюшным и возвратным тифом; стране грозил настоящий эпидемический "пожар. На путях движения к фронту создавалась разветвленная сеть санитарно-заградительных барьеров. Под постоянным контролем медиков находились железные дороги.

На крупнейших железнодорожных узлах работали санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты. Проходящие по железным дорогам поезда и эшелоны систематически проверялись на 275 санитарно-контрольных пунктах. Здесь проводили осмотр поездов, вагонов и пассажиров, осуществляли санитарную обработку, изолировали заболевших и лиц с подозрением на заболевание. Санитарную обработку в специальных санпропускниках прошли более 5 млн человек.

Для предупреждения сыпного тифа использовали прививки разработанной проф. М. К. Кронтовской в 1942 г. сыпнотифозной вакциной. Сыпной тиф был главной угрозой. Серьезной угрозой были и другие инфекционные заболевания. Таким образом на фронте и в тылу было сделано очень многое, чтобы организовать помощь раненым воинам, не допустить возникновения эпидемий, сберечь подрастающее поколение, создать службу охраны здоровья рабочих оборонных предприятий, обеспечить население медицинской помощью.

2. Мужество и отвага медицинских работников

2.1 Медицина на службе фронта

Успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, возвращение их в строй и к труду, по своему значению и объему равны выигрышу крупнейших стратегических сражений.

Как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. И первую помощь истекающим кровью оказывали чаще всего под обстрелом.

Тяжелейший труд, в особенности, если учесть, что почти половина санитаров и санинструкторов были женщинами! Несмотря на артиллерийский и минометный обстрел со стороны врага, под треск пулеметов и свист пуль, во время бомбардировок с вражеских самолетов санитар, сандружинница, санинструктор, применяясь к местности и маскируясь, зачастую лежа, оказывали бойцам медицинскую помощь, рискуя своей жизнью. Немало образцов подлинного героизма, бесстрашия и самопожертвования проявили медицинские работники в трудных обстоятельствах, когда речь шла о спасении жизни раненых. Без колебания отдавали они жизнь, если этого требовали интересы раненого, и в любой обстановке, в любых условиях делали все, чтобы спасти раненых. Среди медработников 9 человек повторили подвиг Александра Матросова.

2.2. Героические будни медиков в тылу

Одной из главных задач Наркомздрава СССР была организация лечения раненных воинов. В самом начале войны в стране появились эвакогоспитали, их создавали по принятой в первые дни войны правительственной директиве.

Уже в начале июля 1941 г. медицинская служба имела примерно столько эвакогоспиталей, сколько предусматривалось составленным перед войной планом. А 7 июля 1941 г. Государственный комитет обороны по ходатайству медиков принял решение о создании дополнительных госпиталей, общая вместимость которых более чем в 1,6 раза превышала предвоенный план..

Количество эвакогоспиталей постоянно возрастало: к 1 октября 1941 г. в них насчитывался уже 1 млн мест, а к 1 ноября 1944 г. — почти 2 млн. По постановлению Государственного комитета обороны от 22 сентября 1941 г. обслуживание раненых в тылу возлагалось на гражданских медиков, а на фронте — на военных медиков. Тыловые эвакогоспитали переходили в полное подчинение Наркомздрава СССР, забота о лечении находящихся в них раненых была возложена на гражданских медиков.

Советские медики в годы Великой Отечественной войны творили чудеса, ставя на ноги раненых бойцов. По статистике, из наших госпиталей в строй повторно возвращалось более 70% поступивших на лечение. Для примера: немецким медикам удавалось возвращать в армию лишь около 40% раненых.
3. Вклад самарских медицинских работников в достижение Победы в годы Великой Отечественной войны

В Куйбышеве в годы Великой отечественной войны было открыто 40 госпиталей, лечились здесь десятки тысяч воинов. 24 июня 1941 года в общежитиях Куйбышевского сельскохозяйственного института, расположенных в поселке Усть-Кинельский, в экстренном порядке был создан первый в нашей области эвакогоспиталь № 1653. (см. приложение 2)

В эвакогоспитале № 3999 (см. приложение 3), потерявший в бою ноги летчик Алексей Маресьев лечился и учился ходить на протезах здесь. А потом вернулся в свой полк, начал летать и сбил еще 7 вражеских самолетов. Он стал примером стойкости и мужества для тысяч покалеченных войной солдат. Таким его сделали самарские врачи (см. приложение 3)

Сейчас в санатории имени Чкалова есть памятник сестрам милосердия, они за годы войны вернули в строй 10,5 млн. раненых (см. приложение 4).

4. Помним, чтим, гордимся

Невозможно на словах оценить вклад медицинских работников в дело Победы. На фронте и в тылу было сделано многое, чтобы организовать помощь раненым, сберечь жизнь подрастающему поколению. Благодаря стараниям медицинских работников ни фронт, ни тыл не знали эпидемий.

За годы войны сотни тысяч советских медицинских работников погибло, причем в нашей стране больше, чем в других государствах. (см. приложение 4). До сих пор число погибших и пропавших без вести уточняется. Но светлая память о тех , кто дал нам жить, не должна быть забыта. Самоотверженная деятельность медиков в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена. Более 116000 человек личного состава военно-медицинской службы и 30000 тружеников гражданского здравоохранения в годы войны были награждены орденами и медалями, 42 медицинских работника удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. За достижение отличных результатов во время войны 39 военных госпиталей, 8 медико-санитарных батальонов и ряд других медицинских частей и учреждений награждены орденами. Но высшая оценка подвига советских медиков в годы Великой Отечественной войны - это память потомков, память о людях, живых и тех, чьи жизни были принесены на алтарь Отечества, память о делах, которые они совершили.

В годы Великой Отечественной войны наша медицинская служба понесла серьезные потери. Общие потери составили 210 601 человек, что в десятки раз превышало потери медицинской службы других государств.

Медицинские работники внесли бесценный вклад в победу. На фронте и в тылу, днём и ночью, в неимоверно тяжёлых условиях военных лет они спасали жизни миллионов воинов.

Список литературы

1. Блинский С.А. Героические будни медиков. М.: Медицина, 1980 ;

2. Быков И.Ю. Вклад советской медицины в достижение Победы в Великой Отечественной Войне. Военно-медицинский журнал МО РФ. М.: Красная звезда, 2005 №5 с -86;

3. Гайдар Б. В Роль медиков в Великой Отечественной войне. СПБ.: Медицинский

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Великая Отечественная война: Энциклопедия.- М.: изд.- во Сов.Энц.,1985

6. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. Куйбышевское книжное издательство, Куйбышев, 1998.

Творческая работа " Подвиг медицинских работников в годы Великой Отечественной войны" представлена на XX Международном интеллект - фестивале " Политика вокруг нас". Заняла Третье место.

ВложениеРазмер
meditsyna_v_vov.docx 44.7 КБ
podvig_meditsinskih_rabotnikov_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny_ryzhova_garin.pptx 2.7 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подвиг медицинских работников

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ученица 10а класса

Глава I. Медицина в годы Великой Отечественной войны……………………6

ГлаваII. Мужество и отвага медицинских работников ………………………..8

2.1 История в лицах

2.2. У войны не женское лицо.

Глава III. Медицина Саратовского края в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………….12

Глава IV. Медицина города Балаково в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………….15

На протяжении пяти тысяч лет письменной истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн. Самой кровопролитной была Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная(1941 -1945), в которой наша страна потеряла 27 млн. человеческих жизней.

Все дальше в историю уходят годы, но не тускнеет и не стареет память о событиях военных лет.

Поэтому история войны продолжает оставаться в центре внимания исторической науки, литературы.

Весь народ нашей страны, тогда Советского Союза, боролся за свободу Родины. Не было уголка огромной страны, который остался в стороне. Все советские люди своимибеззаветными подвигами на фронте, трудом в тылу вносили посильный вклад в дело разгрома фашизма.

Их подвиги должны стать достоянием настоящего и последующих поколений. По истории Великой Отечественной войны написано множество научных исследований, монографий, художественных произведений. Часто, говоря о героизме советских солдат на фронте, о тружениках тыла, мы забываем о тех, кто незримо приближал нашу Победу – о медицинских работниках, врачах, медсестрах.

Их подвиги в военные годы неповторимы.

Проследить вклад медицинских работников в победу над врагом нашей Родины.

  1. Показать организацию медицинской помощи в годы Великой Отечественной войны.
  2. Героизм врачей и младшего медперсонала по спасению людей.
  3. Вклад в победу медицинских работников Саратовского края
  4. Формировать потребность помнить и знать историю событий Великой Отечественной войны, понять, что человек – высочайшая ценность.

При работе над темой были использованы и изучены: статья Б.Р. Гайдара Роль медиков в Великой Отечественной войне, книга В.В. Кованова Солдаты бессмертия.

Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Глава I. Медицина в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, несмотря на трудности, самоотверженный труд медицинских работников позволил вернуть в строй 76,9% , и лишь 6,1% бойцам не удалось спасти жизни. [3]

Глава II. Мужество и отвага медицинских работников.

2.1 История в лицах

Успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, возвращение их в строй и к труду, по своему значению и объему равны выигрышу крупнейших стратегических сражений. [4]

Одной из главных специальностей на войне была хирургия. В период войны главная задача хирургов спасать жизнь людей.Особое значение имело создание института главных специалистов фронтов армий, эвакуационных пунктов. В их число входили выдающиеся ученые – медики.

Главным хирургом Красной Армии был академик АН СССР Николай Нилович Бурденко. Под его руководством на фронтах внедрены единые принципы лечения огнестрельных ранений, что способствовало успехам в спасении жизни людей, восстановить здоровье и боеспособность раненых.

Генерал – лейтенант медицинской службы. Главный хирург ВМФ, начальник кафедры госпитальной хирургии Военно–морской медицинской академии Юстин Юлианович Джанелидзе разрабатывал проблемы хирургического лечения и лечебно-эвакуационного обеспечения раненых на флоте.

Главный терапевт Советской Армии, генерал-майор медицинской службы, Мирон Семенович Вовси внес большой вклад в развитие военно-полевой медицины, написал работы об особенностях течения внутренних заболеваний в условиях военного времени.

Главный терапевт ВМФ, заведующий кафедрой Военно-морской медицинской академии, Мясников Александр Леонидович находился в блокадном Ленинграде, неоднократно в действующей флотилии. Под руководством Александра Леонидовича была создана система терапевтической службы флота.

Ученый в области здравоохранения , генерал-полковник медицинской службы, в годы войны начальник главного военно-санитарного управления Красной Армии Смирнов Ефим Иванович развил учение об этапном лечении в эвакуации, которые способствовали возвращению в строй большинства раненых и больных. Внес большой вклад в обеспечение эпидемического благополучия армии.

Большой вклад в развитие военно-полевой хирургии внес профессор Николай Николаевич Еланский.

В годы войны в должности старшего инспектора-хирурга помогал внедрению новейших достижений хирургов, прославился своими работами в области неотложной и военно-полевой хирургии и анестезиологии Юдин Сергей Сергеевич.

С началом Великой Отечественной войны, армейский хирург, главный хирург Волховского, Карельского фронтов Вишневский Александр Александрович разработал и внедрил эффективные методы лечения огнестрельных ран.

Благодаря этим людям были спасены жизни миллионов людей на фронте ив тылу.

2.2.У войны не женское лицо.

Я только раз была в рукопашной

Раз наяву. И тысячу раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

На борьбу с врагом плечом к плечу с мужчинами становились и женщины. Вместо ушедших защищать Родину мужей, отцов и братьев женщины вставали к станкам, садились за руль тракторов и машин, добровольцами шли на фронт.

Фронтовички - медицинские работники о вас хотелось бы рассказать. Вклад женщин - медицинских работников огромен. В Красной армии женщин – медицинских работников было более 100000 человек.

Известны имена двенадцати женщин-медиков, получивших звание Героя Советского Союза. Санитарный инструктор Гноровская Валерия Осиповна; гвардии старший сержант медицинской службы Кащеева Вера Сергеевна; старшина медицинской службы Константинова Ксения Семеновна; гвардии старший сержант Кравец Людмила Степановна;санитарный инструктор – гвардии старший сержант Маресева Зинаида Ивановна; главный старшина медицинской службы Петрова Галина Константиновна; лейтенант медицинской службы Пущина Фаина Андреевна;санитарный инструктор, старший сержант Самсонова Зинаида Александровна; партизанка Троян Надежда Викторовна; санитарный инструктор Цуканова Мария Никитична; санитарный инструктор – гвардии сержант Шкарпетова Мария Савельевна; старшина медицинской службы Щербаченко Мария Захаровна.

Глава III. Медицина Саратовского края в годы Великой Отечественной войны.

Саратовская область не была театром военных действий, но наши земляки, как и весь народ страны, принимал активное участие в разгроме врага, ковал приближение победы в тылу. В предвоенные годы Саратов был крупным центром медицинской науки.

У каждого региона своя история войны. На территории Саратовской области не велись военные действия сухопутных армий. В период битвы на Волге она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. Саратовская область в годы войны стала важнейшей госпитальной базой. Здесь работали талантливые специалисты-медики.

Многие врачи ушли на фронт. Вера Николаевна Комарова, Генриетта Григорьевна Карпель, Антонина Ефимовна Сумовская, Татьяна Александровна Куницына.

Глава IV. Медицина города Балаково в годы Великой Отечественной войны.

Труженики судоремонтного завода тоже оказались причастными к работе медиков, но не в тылу , а на поле боя. На Судоремонтном заводе кроме ремонта судов волжской военной флотилии и производства снарядов, выпускали санитарные волокуши, с помощью которых перевозили раненых на поле боя.

Ответы на вопрос:

Этот вопрос каким-то отдельным законом или трудовым кодексом не регулируется.

У них должны быть должностные инструкции.

В должностных инструкциях и (или) в трудовых договорах должно быть написано что они должны делать (ст. 57 ТК РФ).

Если написано - убирать, то должны убирать.

И это никак не зависит от того есть родственники или нет родственников рядом.

Если конечно также в этих документах какие то исключения не предусмотрены.

В чем я очень сильно сомневаюсь.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) Приложение. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Санитарка

Производит уборку помещений в медицинской организации. Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств. Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи. По указанию палатной медицинской сестры сопровождает больных в лечебно-диагностические кабинеты. Выполняет функции курьера, осуществляет мойку аптечной посуды. Сообщает сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах. Осуществляет подготовку помещения и ванн. Систематически (после каждого больного) осуществляет санитарно-гигиеническую обработку ванны и мочалок. Оказывает помощь больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании. При отсутствии младшей медицинской сестры по уходу за больными получает у сестры-хозяйки нательное и постельное белье и производит его смену. Получает готовую пищу на пищеблоке, проверяет ее по весу и счету. Расписывается в раздаточной ведомости. Производит подогрев пищи. Производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете. Производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой, соблюдая санитарные требования. Систематически производит уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных. Обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой. Своевременно информирует руководство отделения о необходимости ремонта оборудования и инвентаря буфетной.

Таким образом, конечно нужно смотреть на трудовой договор и инструкцию но согласно вышеназванному приказу любой мусор в том числе испражнения должны быть убраны САНИТАРКОЙ.

Дорогая, Елена! Ваш вопрос можно ответить так, что нужно посмотреть должностную инструкцию, наличие которой предусматрено Трудовым кодексом РФ.

Кроме того, существуют определенные стандарты в уходе за больным, учитывающие вышеназванный закон.

ПРИ ЭТОМ, ОТМЕЧУ, ЧТО ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК И КАКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ НУЖНО СОВЕРШИТЬ. ОБЫЧНО, ВО МНОГИХ МЕД. УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАМЕНУ ПАМПЕРСОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МЕДСЕСТРЫ, А УБОРКУ ПОМЕЩЕНИЙ УЖЕ САНИТАРЫ.

В ЛЮБОМ СРУЧАЕ, ВСЕ УТОЧНИТЕ У РАБОТОДАТЕЛЯ, ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ.

да, тут все упирается в должностные инструкции!

У каждого сотрудника больницы есть своя должностная инструкция, где определен ряд обязанностей. В том числе, соблюдение санитарных норма и гигиены тяжело больных. Попросите ознакомиться с ними.

Если больной не в состоянии соблюдать гигиену, то это делает санитарная сестра, и младший медицинский персонал.

Однозначно входит. Но обязанности распределены между санитаром (содержание инвентаря и помещений палат) и младшей медицинской сестрой (обтирание тела и пособие при физиологических отправлениях).

Содержание обязанностей предусмотрено профессиональным стандартом для младшего медициского персонала (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2 н).

В списке трудовых действий для санитара:

Размещение материальных объектов и медицинских отходов на средствах транспортировки

Транспортировка и своевременная доставка материальных объектов и медицинских отходов к месту назначения

Ежедневная влажная и генеральная уборка палат, помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств

В списке необходимых умений:

Производить уборку помещений, в том числе с применением дезинфицирующих и моющих средств

Применять разрешенные для обеззараживания воздуха оборудование и химические средства

Поддерживать санитарное состояние холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов

Использовать моющие и дезинфицирующие средства при дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских отходов

В списке трудовых действия для младшей медицинской сестры по уходу за больными:

Размещение и перемещение пациента в постели

Санитарная обработка, гигиенический уход за тяжелобольными пациентами (умывание, обтирание кожных покровов, полоскание полости рта)

Оказание пособия пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода при физиологических отправлениях

В преддверии 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать невероятные истории людей, которые день за днём приближали освобождение мира от фашизма. Сегодня речь пойдёт о подвиге военных санитарок. "Сестричка, милая, помоги!" – сколько раз слышали эту фразу на фронте молодые девчонки… Сколько раненых они вынесли на себе под шквальным огнём, сколько спасли жизней. Они наравне с солдатами кидались в бой, ходили в атаки, получали тяжёлые ранения и погибали за Родину.

Дефицит санитаров и врачей

С самых первых дней войны вся медицинская служба Советского Союза испытывала серьёзные трудности. Врачей и больничных коек катастрофически не хватало. Немцы наступали, и медикам приходилось в срочном порядке организовывать эвакуацию раненых и больных, разворачивать полевые госпитали.

Самые большие потери медслужба несла непосредственно на поле боя. На фронте требовалось пополнение из врачей и санитаров. Нужно было срочно наладить подготовку ценных специалистов. Были организованы ускоренные курсы медсестёр, на которые брали совсем молодых девчонок, вчерашних школьниц. Помимо медицинских навыков, их обучали и военным знаниям, коих гражданский врачебный состав не имел.

Несмотря на артиллерийский, миномётный обстрел и бомбардировки со стороны врага, бравые хрупкие девчонки, рискуя жизнью, зачастую лёжа оказывали раненым помощь на поле боя. Многим из них не верилось, что когда-нибудь они смогут вернуться к нормальной жизни, выйти замуж и растить детей.

Помню, не хватает бинтов… Такие страшные пулевые ранения! – вспоминала старшина, санинструктор стрелковой роты Софья Адамовна Кунцевич . – С себя всё нижнее разорвала и ребятам говорю: "Давайте снимайте кальсоны, нижние рубашки, у меня люди погибают". Они поснимали, порвали на куски. Я их не стеснялась, вот как будто с братьями, мальчишечкой среди них жила…. После войны как-то пригласили меня в Югославию, я увидела там столько знакомых могил… Там на фотографиях такие молодые лица… Все они в земле… Я там перед каждой могилой на колени становилась…

Форма была пропитана литрами крови

Каждый возвращённый в строй боец – это была маленькая победа. В ряды возвращался уже закалённый в сражениях воин. Часто раненые умирали на поле боя не столько от ран, сколько от кровопотери. Чтобы остановить её, санитаркам требовалось качественно оказать первую помощь. Их форма всегда была пропитана литрами крови, которую невозможно было отстирать. В любой ситуации и в любой обстановке они шли на всё, чтобы помочь раненым и спасти их. Каждый день медсёстры проявляли подлинный героизм и, не думая, жертвовали собой ради других. Худенькие девочки на плащ-палатках, на своих плечах – кто как мог – вытаскивали полуживых бойцов. Особое внимание уделялось выносу раненых с оружием, чтобы оно не досталось врагу.

Под Севском немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я ещё в этот день выносила раненых с их оружием, – рассказывала после войны санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко. – К последнему подползла, а у него рука совсем перебитая. Ему же нужно срочно отрезать руку и перевязать, иначе перевязку не сделать. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка телепалась-телепалась у меня на боку, и они выпали. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала… Бинтую, а раненый: "Скорее, сестра. Я ещё повоюю…" Весь в горячке…

Каждый день совершали невозможное

Приказ наркома обороны СССР за номером 281 от 23 августа 1941 года "О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу" фактически приравнял спасение раненых к боевому подвигу. Отважным санитаркам полагались награды: за вынос 15 раненых – медаль, за 25 – орден, за 80 – орден Ленина.

Но не за награды эти девчонки совершали свой тихий подвиг каждый день. Они точно так же получали ранения и били врага. Известно, что девять санитарок повторили подвиг Александра Матросова, прикрыв собой долгоиграющую огневую точку противника.
Зинаида Васильевна Корж, санинструктор в кавалерийских эскадронах, вспоминала после войны, как, вынося раненого, наткнулась на немцев. Всё решила лишь одна секунда.

Если бы я не успела очередь дать, они бы меня с раненым расстреляли. Так неожиданно всё произошло. Я после боя подошла к ним, они лежали с открытыми глазами. Один, помню, такой красивый, молодой немец. Было жалко, хотя это был фашист, но всё равно страшно. Как-то долго это чувство не покидало и как-то ведь не хочется убивать, понимаете? Кажется, зло, такая ненависть: зачем они пришли на нашу землю, с чем пришли?

Каждый день без сна и отдыха они совершали невозможное. За всю войну на фронте работало более 500 тысяч медицинских сестёр. И каждая из них самоотверженно выполняла свой долг, помогая солдатам, несмотря ни на что.

На войне кто о чём мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я одного хотела – дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная, потому что всегда на коленках ползёшь, да ещё под тяжестью раненого. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти

(Из воспоминаний Софьи Адамовны Кунцевич, старшины, санинструктора стрелковой роты).

Около 90 тысяч молодых и хрупких девчонок-санитарок были убиты. Практически половина получила в ходе войны какие-то ранения. Многие из них стали настоящими героями и были удостоены всевозможных наград. Изо дня в день они подбадривали бойцов и вселяли в них самое главное – веру в жизнь и скорую Победу.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Онлайн-книги

Вопрос профессионального самоопределения – первая жизненная проблема. Программа факультативного курса поможет старшеклассникам сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляет профессия санитара в медучреждениях.

Материал разработан с учётом имеющихся у школьников знаний по СБО, биологии. Изучение программы данного курса расширяет и углубляет знания, умения и навыки обучающихся в оказании первой медицинской помощи, самостоятельного выполнения необходимых видов работ при уходе за больным, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

Создание условий для формирования и развития у воспитанников интеллектуальных и практических умений при выполнении необходимых видов работ ухода за больным;

Воспитание культуры отношения к своему здоровью.

Факультативный курс призван решать следующие задачи:

- формирование у школьников адекватного представления о профессиональной деятельности младшего медицинского работника;

- формирование понятий здоровья и здорового образа жизни;

- формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больным и оказания доврачебной помощи;

- воспитание нравственных качеств личности;

- развитие потребности ведения здорового образа жизни;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни.

Материал программы разработан по принципу усложнения и увеличения объёма знаний. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано расширять знания и укреплять практические навыки детей.

В содержании программы выделены две части:

Большая часть времени отводится практическим занятиям. Главная задача практических занятий – максимальное приближение к реальной жизни.

Выполнение предлагаемой программы способствует подготовке воспитанников к включению в трудовую деятельность работы младшего медицинского персонала, предполагает формирование у них профессионально значимых личностных качеств: логического мышления, внимания, наблюдательности, организаторских способностей, обучение умению общаться с людьми; уделяется большое внимание этике поведения: развитие у учащихся доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному.

В программе предусмотрен учебный материал по охране труда, производственной санитарии и гигиене, трудовому законодательству.

Особое внимание на факультативных занятиях уделяется правилам ухода за больным, профилактике несчастных случаев, оказанию первой доврачебной помощи. Воспитанники получают представление о правильном питании больных, его режиме, гигиенических требованиях, предъявляемых к организации ухода за больными и к младшему медицинскому персоналу, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Школьники знакомятся со структурой современной системы здравоохранения, с внутренним распорядком медицинских учреждений, должностными обязанностями младшего медицинского персонала.

В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы:

- беседы, объяснение материала;

- подготовка и защита рефератов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач, диспуты, заседания круглого стола, конкурсы, выставки плакатов, экскурсии.

Виды деятельности: игровая, проектная, художественно-творческая, познавательная, трудовая.

На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которую вносится необходимая информация, записываются рецепты приготовления настоев, отваров, народные методы лечения, которые можно применить в будущей самостоятельной жизни.

Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала. Чтобы проследить динамику овладения учащимися общетрудовыми и специфическими умениями, выделены основные знания, умения, навыки, которые необходимы при овладении специальностью младшего медицинского персонала. На протяжении всего учебного процесса идёт постоянная оценка их уровня сформированности через тестовые задания, защиту рефератов, контрольные задания.

Итоговый контроль проводится в форме смотра-конкурса, в ходе которого проводится тестирование, выполнение практических заданий по пройденному курсу, КВН с применением викторин.

Заликина Л. Общий уход. – Медицина, 1982.

Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших медицинских сестёр по уходу за больными. Медицина, 1983.

Милич М.В. Ланченко С.Н. Поздняков В.И. Учебное пособие по специальному уходу за больными. – Медицина 1983.

Мухина С.А. Тарновская И.И.Общий уход за больными. – Медицина, 1989.

Петров В.Д. Врач, больной и здоровье.

Перекопская А.Г. Саркисян Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. – Медицина 1972.

Домашняя аптека (справочник).

Читайте также: