Кто страхует космические запуски

Обновлено: 30.06.2024

МОСКВА, 24 окт — ПРАЙМ. Ситуация с запусками ракет семейства "Союз" осложнилась после произошедшей 11 октября во время старта аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10", на борту которого был новый экипаж МКС. Как стало известно, страховые компании не хотят страховать риски при запуске новой ракеты с транспортным грузовым кораблем "Прогресс МС-10", запланированном на 18 ноября.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) рассчитывал застраховать пуск на 3,2 млрд рублей, при этом начальная стоимость страховой премии составляла 116 млн рублей. Однако, по данным портала госзакупок, по итогам тендера не было подано ни одной заявки, и его признали несостоявшимся. Если до момента запуска страховщик не будет найден, старт "Союзов" с транспортником "Прогресс" и спутником "Глонасс-М" может не состояться.

Рухнувший "Союз" был застрахован в СК "Согласие". В материалах на портале госзакупок сообщалось, что страховая сумма составляет 4,65 млрд рублей. "Согласие" взяла на себя эти риски за 143,3 млн рублей. Выплата, если ее признают страховым случаем, может стать рекордной, сообщили тогда в компании.

В перестраховании участвовал "Ингосстрах", на который пришлось 25% рисков на общую сумму 1,164 млрд рублей, а также "Альфастрахованиие" и Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) с долей около 800 млн рублей.

ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ

В Кремле прокомментировали ситуацию, заявив, что это дело страховых компаний и госкорпорации "Роскосмос" и выразили надежду, что ситуация будет урегулирована. В "Роскосмосе", в свою очередь, заверили, что речь о переносе сроков запуска не идет, вопрос со страхованием будет решен.

Представители страхового сообщества и эксперты сходятся во мнении, что все дело в слишком низких тарифах для этого вида страхования, особенно с учетом частоты ЧП в отечественной космонавтике. За три аварии, произошедшие с конца 2017 года — утерянные спутники "Метеор" и "Ангосат", а также "Союз-ФГ" — страховые компании выплатят "Роскосмосу" почти 15 млрд рублей.

Сейчас между Роскосмосом и страховщиками есть некоторое недопонимание того, каким должен быть тариф в этом виде страхования, отметил в этой связи замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Евгений Шарапов. "Мы видим, что аварии в космонавтике происходят нередко, поэтому страховщики хотят получить адекватную премию за риск который они, по их мнению, несут. Перестраховщики, без которых в страховании космических полетов не обходится, тоже настаивают на своих условиях", — сказал он.

РНПК, участвующая в перестраховании рисков подобных запусков, тоже не может работать в убыток. По закону они обязаны взять на себя лишь 10% санкционных рисков, все, что больше – по желанию и возможности. Возможно, некоторые договоренности и будут, но в целом любой риск в страховании должен быть оплачен адекватно, полагает эксперт.

По словам президента, председатель правления компании РНПК Николая Галушина, компания после серии космических аварий планирует сократить долю своего участия в отдельных российских запусках и существенно повысить стоимость перестрахования. По мнению Галушина, беспокойство в первую очередь вызывает не сумма убытков, а количество страховых случаев и их причины, которые каждый раз новые.

Ранее президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Павел Шутов также высказал мнение, что авария "Союза" может привести к росту тарифов на всех направлениях космического страхования, не только на страховании пусков.

СТРАХОВЩИКИ НЕ ХОТЯТ РИСКОВАТЬ

До тех пор, пока вопрос с тарифами не урегулирован, страховые компании не готовы брать на себя чрезмерные обязательства. "Мы в целом воздерживаемся от участия в космических рисках, в том числе из-за роста частоты убытков. Кроме того, сбалансировать портфель по данной линии бизнеса только российскими рисками невозможно, для сбалансированного портфеля необходимо участие в общемировых рисках по пускам. Последняя возможность есть только у нескольких компаний", — рассказал директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников.

Круг компаний-энтузиастов, которые участвуют в подобных рисках, в России ограничен. Как правило, основной риск берет фронтирующий страховщик и распределяет его внутри данного круга компаний.

С учетом ухудшения ситуации с контролем риска со стороны страхователя (в т.ч. ухудшение качества) – рынок закономерно отказался от участия в данном риске. Проблемы с качеством продукции не могут не влиять на цену страхования, уверен эксперт.

"Со своей стороны, мы вне зависимости от цены воздерживаемся от участия, поскольку не готовы рисковать капиталом в тех рисках, которые для нас, очевидно, недостаточно контролируемы", — заключил он.


Зачем страховать пассажиров и водителей от несчастного случая на транспорте?

Потому что благодаря страхованию компенсируется ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью пассажиров и водителя в результате ДТП.

А зачем компании страховать космические путешествия?

Предложение страховки для космического полета может показаться безумным бизнес-решением. Количество клиентов невелико, а риск просто астрономический.

По словам эксперта страховой отрасли, в прошлом году индустрия собрала 715 миллионов долларов премий и выплатила 636 миллионов долларов в претензиях. Это небольшая прибыль. Тем не менее, это остается стабильно прибыльным бизнесом. Небольшая группа страховых андеррайтеров по всему миру накопила опыт, который помогает космической отрасли оценивать риски .

Совершенно новый мир рисков

Частные компании сокращают расходы на ракеты-носители и спутники, делая космические путешествия более доступными.

Страхование космической отрасли осуществляется в различных формах, включая страхование оборудования во время транспортировки перед запуском, страхование, покрывающее запуск, и страхование спутников во время их нахождения на орбите.

Спутниковое покрытие, в частности, становится намного сложнее.

На орбите Земли уже есть проблема с космическим мусором, неисправные искусственные объекты и их фрагменты являются опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые. В некоторых случаях, крупные или содержащие на борту опасные (ядерные, токсичные и т. п.) материалы объекты космического мусора могут представлять прямую опасность и для Земли — при их неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании при прохождении плотных слоев атмосферы Земли и выпадении обломков на населённые пункты, промышленные объекты, транспортные коммуникации и т. п .

НОО является наиболее “людной областью”, и компании, включая SpaceX и OneWeb, планируют новые спутниковые созвездия, которые добавят тысячи новых устройств на низкую околоземную орбиту.

Космос огромен, а столкновения редки. Но чем больше аппаратов выводится на орбиту, тем выше вероятность крушения. И риски связаны не только с “мертвыми” объектами на орбите, но и существует опасность столкновениями между активными спутниками.

Спутники могут стоить несколько миллионов долларов. Однако компании, эксплуатирующие крупные спутники связи на геосинхронной орбите, стоимость которых может достигать 1 млрд. долл.США, особенно заинтересованы в защите своих крупных инвестиций от космических “снарядов”.

Оценка рисков столкновения является ключевым элементом деятельности страховщиков. Как и в любой другой области страхования, чем выше риск, тем выше премии.

Кристофер Гиббс, глава space with AmTrust в страховой компании Lloyd’s of London, сказал, что это главная забота для андеррайтеров.

“Это то, о чем мы постоянно говорим”, – сказал Гиббс. И если произойдет больше столкновений, ” страховой рынок отреагирует, и премии, несомненно, возрастут.”

Космическое сообщество в значительной степени стремится решить проблему столкновения. Многие в отрасли выступают за более жесткие стандарты для новых спутников, чтобы гарантировать, что они не станут мертвым объектом на орбите .

Крис Кунстедтер, вице-президент XL Catlin, сказал, что страховщики “участвуют” в ряде этих видов деятельности, но отказался уточнять.

“Все признают, что в их интересах разрабатывать решение этого вопроса”, – сказал он.

История страхования

Не вся страховка космических полетов покрывается частными страховыми компаниями. Правительство США приняло важнейшее решение три десятилетия назад – покрытие сопутствующего ущерба в случае катастрофы во время коммерческого запуска ракеты.

Это страхование не покрывает стоимость ракеты или ценных полезных нагрузок , компании по —прежнему нуждаются в частном страховании, но оно покрывает потенциально катастрофический ущерб, если, скажем, ракета терпит неудачу и падает на населенные пункты. Решение правительства взять на себя этот риск изменило ситуацию.Это был беспроигрышный вариант, сказал Джим Кантрелл , генеральный директор стартапа Vector . Космические полеты больше не считаются слишком рискованными для участия частного сектора. И это дало правительству стимул регулировать пусковую отрасль, чтобы гарантировать, что компании не будут строить безрассудные ракеты.

Новая ракета

Каждая новая ракета, которая выходит на рынок, должна быть тщательно проверена страховщиками и федеральными регуляторами.

В последние годы появились десятки новых ракетных компаний, и некоторые из них начинают выходить на рынок.

Rocket Lab, базирующаяся в США со стартовой площадкой в Новой Зеландии, Vector планирует выйти на орбиту до конца года, Virgin Orbit и Blue Origin планируют дебютировать со своей собственной технологией орбитального запуска в ближайшие месяцы и годы.

Надлежащая оценка риска новичков имеет важное значение для страховщиков. Большинство стартапов, в том числе и Vector, планируют внедрить небольшие недорогие ракеты, которые будут запускать относительно дешевые спутники.

Но с меньшим финансовым риском приходит меньшее вознаграждение для страховщиков.

В то время как глобальная космическая экономика, как ожидается, утроится в течение следующих двух десятилетий, увеличившись до 1 триллиона долларов, страховой сектор вырастет примерно на 14% — с 700 миллионов долларов до 800 миллионов долларов, согласно недавнему докладу Morgan Stanley.


Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Читайте также: