Кто станет наследником лукашенко

Обновлено: 02.07.2024

По страницам белорусских СМИ прокатилась волна негодования по поводу обманутых надежд и пропагандисткой избирательности американцев. Впрочем, настоящим предметом обсуждения стала та часть интервью, которая была посвящена вопросу, когда же наконец первый и пока единственный глава Белоруссии покинет свой пост.

За минувший год Александр Лукашенко весьма часто и всегда по-разному отвечал на этот вопрос: то он говорил, что уйдет, как только нормализуется ситуация в стране и пройдет конституционная реформа, то навскидку называл каких-то малоизвестных широкой публике вероятных преемников.

Российская публика откровенно устала следить за ситуацией в союзном государстве и хочет наконец узнать ответ на вопрос, когда же уйдет Лукашенко и кто будет вместо него.

Александр Лукашенко во время интервью для CNN.

Референдум о снятии ограничений на переизбрание на должность президента граждане Белоруссии организуют вовсе не для того, чтобы, отработав два срока по старому законодательству, он перешел на другое место работы или уехал на дачу заниматься сельским хозяйством. Даже сегодня Лукашенко, отвечая на вопросы, так или иначе касающиеся его будущего ухода, как кажется, воспринимает их как навязчивые и даже оскорбительные, — считает эксперт.

Кто мог быть стать преемником Лукашенко?

Запись интервью для CNN.

На вопрос, готов ли Александр Лукашенко отдать бразды правления в чужие руки (преемника по казахстанскому сценарию), не вмешиваясь в управление страной хотя бы на местном уровне, Станислав Бышок ответил, что никак не готов.

Даже в демократиях проигравшим выборы президентам не всегда легко расставаться со своим постом, что мы видели на примере американских выборов. Что уж говорить о молодых автократических государствах, за плечами которых нет столетий практики конкурентных выборов, сменяемости власти и прочих сдержек с противовесами, — сказал эксперт.

Российский политолог напомнил, что большую часть своей трудовой деятельности Лукашенко был главой РБ, причем он уже в самые первые годы своего правления создал все условия, при которых появление какой-то реальной оппозиции — персональной или партийной — невозможно.

Иван Лизан тоже считает, что сценарий транзита власти в РБ не только не определен, его написания нет даже в планах. По словам эксперта, для Лукашенко предпочтительней абстрактное Всебелорусское народное собрание (ВНС), чем один конкретный преемник.

К построению парламентаризма в РБ я отношусь с большим скепсисом — на это без противодействия уйдёт лет десять, а с ним и того больше. Поиск преемника обернётся другой проблемой: любому, даже самому приемлемому преемнику очень скоро начнёт мешать его предшественник, особенно такой деятельный и экспрессивный, как Александр Григорьевич. Поэтому ставка на ВНС для Лукашенко выглядит наиболее разумной. Но примут ли её белорусы, неясно. Скорее всего, страну ждет дальнейшее углубление раскола между властью и обществом, а также ускорение эмиграции в Польшу, Прибалтику и Россию, — прогнозирует украинский обозреватель.

Избежит ли Белоруссия политического кризиса?

Журналист CNN Мэттью Чанс во время интервью с Александром Лукашенко.

В некоторой параллельной реальности Александр Лукашенко, запустивший процесс демократизации и ушедший с поста президента, мог бы возглавить оппозиционную партию и, критикуя уже новую власть, рассчитывать на значительную поддержку лояльного ему или недовольного политическими изменениями электората. Эта партия могла бы получить неплохие позиции в новом — многопартийном и несимуляционном — парламенте. Здесь вспоминается экс-президент Украины Порошенко, который покидал пост с крайне низким рейтингом, но сейчас и он, и его партия, согласно соцопросам, довольно популярны. Однако Украина — это какая-никакая демократия с постсоветской традицией регулярной смены власти и непредсказуемых выборов всех уровней. В РБ все иначе, — уверен политолог.

Для Белоруссии, по мнению эксперта, пока единственно приемлем другой путь — авторитарный, избранный лидерами многих республик бывшего СССР.

Не-демократиям приходится создавать какие-то дополнительные властные структуры — самопровозглашённые и заточенные более-менее на одного конкретного человека. Всё это мотивируется, разумеется, благими намерениями поддержания стабильности при транзите власти, чтобы страна вдруг при смене президента не распалась на части. Страны, в общем-то, редко распадаются на части после свободных, прозрачных и конкурентных выборов, но, если вы претендуете на звание родины слонов, нужно быть готовым ко всему, — считает Станислав Бышок.

Есть ли у Лукашенко друзья?

Александр Лукашенко с сыном Николаем.

В этом, как считает белорусский политолог, и заключается разница между белорусской и российской властью. Потому, по его мнению, власть в Минске намного более персоналистская, чем в Москве, а следовательно, Лукашенко гораздо сложнее, чем Путину, осуществить мягкий транзит власти.

В понедельник, 27 декабря Конституционная комиссия Белоруссии опубликовала поправки в Основной закон Республики, которые планируется вынести на референдум в будущем году. Документ получился занятным, с массой неожиданных сюжетных поворотов.

Начнём с главного

Пожалуй, основным серьёзным новшеством является конституционное закрепление статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. Правда, функционал у этого органа прописан общо и размыто. Оно должно "определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие". И этим будут заниматься сразу 1200 человек.

Нет, 1200 – это предельное количество, но что-то подсказывает, что оно будет полностью вычерпано. Кто ж откажется позаседать и "поопределять направления развития общества" за казённый счёт. Казённый счёт, правда, будет непрямым. Поскольку все делегаты будут работать, не отрываясь от основной работы, но членам Собрания наверняка обеспечат нефинансовые "вкусняшки". Например, служебные машины. Не за свой же счёт передвигаться уважаемому человеку.

Конкретика по компетенциям Собрания всё-таки есть. Но вот эта самая конкретика откусывает значительные функции нынешнего белорусского парламента. Делегаты Собрания будут:

  • утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Белоруссии;
  • заслушивать премьер-министра о выполнении программы социально-экономического развития Белоруссии;
  • предлагать изменения и дополнения в Конституцию, проведение республиканских референдумов;
  • принимать решение о смещении президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • вводить на территории Белоруссии чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия президента по этим вопросам;
  • утверждать председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и членов Центральной избирательной комиссии;
  • по предложению президента принимать решение о возможности направления военнослужащих за пределы страны.

Про Собрание – туманно

Как видно из вышеперечисленного, ряд полномочий белорусского парламента передают в ведение нового органа. При этом декларируется, что часть полномочий самого президента тоже передаются Собранию, но как-то достаточно номинально. Утверждения судей, избирательной комиссии и т. д. будет происходить по представлению президента. В сущности, меняется только вывеска организации, которая будет утверждать согласованные кандидатуры. Достаточно декоративная поправка. При этом сам парламент останется. Зачем? Ну, потому что. Республика богатая, бюджетных денег на декорации хватает.

Довольно занимательно выглядит, что новая Конституция "исключает военную агрессию со своей территории против других государств". Постойте! А как же "по предложению президента принимает решение о возможности направления военнослужащих за пределы страны"? Белорусские военные будут действовать за пределами республики не агрессивно или что? Или имеется в виду запуск ракет "со своей территории против других государств"? Ну, если что, ракеты может и Россия запустить – абсолютно не нарушая Конституцию Белоруссии, разнести, например, Польшу, если та сильно захочет. А то, что Польша этого очень хочет, абсолютно явно вытекает из её поведения последних лет.

То есть в тексте есть положения, которые вызывают вопросы, и ответы на них повисают в воздухе.

Про президента – конкретно

Совсем другое дело, когда речь заходит о президентской власти и выборах. Тут всё предельно ясно и чётко. Запрещается, например, финансирование выборов иностранными гражданами и организациями, что абсолютно справедливо. Странно, что раньше можно было.

Есть ещё масса разного рода поправок практически на каждой из 50 страниц текста, но самым важным лично для Александра Лукашенко, безусловно, стал пункт о том, что

Президент Беларуси, прекративший исполнение полномочий, не может быть привлечён к ответственности за действия, совершённые на посту.

Если змагары устроят переворот, этот пункт мало чем поможет, но если власть будет передаваться законным путём – то вполне себе индульгенция.

Нужен пример? Да хотя бы соседняя Украина. Там Зеленский уже наисполнял обязанностей так, что нескольким десяткам будущих поколений зеленских не нужно будет исполнять вообще никакие обязанности. Причём не подкопаешься. Этот представитель национального меньшинства унавоживает бюджеты Украины под вывеской "Велике будивнитство" (большая стройка – прим. ЦГ), а если что – обязанности исполнял.

Здоровей видали

Отдельно хочется остановиться на забавном пункте, на который, думается, мало кто обратит внимание даже при изучении текста Конституции наизусть. Статья 45-я нам сообщает, что

… гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счёт государственных средств в порядке, установленном законом.

Троекратное "ура". И вряд ли кто будет спорить, что в братской республике здравоохранение находится в приоритете у власти, чего не скажешь про наших доброхотов от медицины.

Но! Заканчивается этот пункт довольно странным пассажем:

Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья.

То есть в Основном законе на полном серьёзе будет прописана обязанность гражданина принимать меры по "сохранению и укреплению". А это, собственно, что означает? Какие именно меры обязан принимать гражданин Белоруссии? Ходить в бассейн? Или, например, срочно получить QR-код, от всех болезней спасающий? И вот ещё вопрос: а если алкоголик с утра начинает пить горькую, ибо совсем плохо ему, то он заботится о своём здоровье – или, наоборот, утрачивает право на бесплатное лечение?

Довольно странно встречать подобные обороты в тексте, который должен не ставить вопросы, а, наоборот, их снимать.

Жонглирование словами

Ещё один вопрос возникает по поводу нового термина в Конституции "предварительное согласие". Ранее было просто "согласие". Палата представителей теперь должна давать предварительное согласие президенту на:

  • назначение на должность премьер-министра;
  • назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля, председателя и членов правления Национального банка.

Но вот что значит само понятие "предварительное согласие" и чем оно отличается от обычного согласия-утверждения кандидатуры – неизвестно.

Что с того?

После ознакомления с поправками в Конституцию Белоруссии возникает стойкое ощущение, что документ верстался под одного человека, и что этот человек действительно собрался в отставку, как и обещал. Встать во главе нового законодательного органа Всебелорусского народного собрания – вполне себе калибр Александра Лукашенко.

Назвать эту должность на азиатский манер "Отец нации" не наш фасон, а вот председатель президиума Собрания соответствует духу и в скором времени букве закона Белоруссии. Тут главное, чтобы Александр Григорьевич не нарушал договоренности по Союзному государству и интеграции с Россией. А остальное не так уж и важно. Век Тихановской не видать.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Перекроить Конституцию

Надо сказать, что белорусский президент уже трижды менял Конституцию через референдум — в 1995, 1996 и 2004 годах. Конституционный референдум 1996 года едва не закончился для Лукашенко импичментом, и только вмешательство руководства России позволило ему удержаться у власти. Плебисцит 2004 года снял ограничение по числу сроков, на которые Лукашенко может избираться президентом.

Сегодня белорусский лидер имеет весьма широкие полномочия: он издаёт указы, декреты и директивы — документы, имеющие статус законов, а парламент практически по всем вопросам единогласно голосует за. Более того, законодательная ветвь белорусской власти после конституционной реформы 1996 года вообще минимизировала свою активность — так, предыдущий созыв палаты представителей (нижняя палата парламента) за весь срок своей работы внёс всего три законопроекта.

Заявление Лукашенко о необходимости вновь пересмотреть Конституцию подтолкнуло наблюдателей к мысли, что теперь речь пойдёт о закреплении власти уже за семьёй Лукашенко — то есть на власть будет претендовать кто-то из троих его сыновей.

Согласно этому сценарию, в Конституцию должны быть внесены изменения, предполагающие избрание президента не всеобщим голосованием, а парламентом, причём из узкого круга претендентов — самих депутатов. Такая передача власти, по мнению Сергея Скребца, должна состояться в течение ближайшего года-двух.

У Александра Лукашенко три сына: 40-летний Виктор, 36-летний Дмитрий (законные сыновья) и 12-летний Николай (рождён вне брака). По логике политического процесса на роль преемника больше всего подходит Виктор Лукашенко, который курирует все силовые структуры страны. Официально он занимает должности помощника президента Республики Беларусь по национальной безопасности и члена Совета безопасности.

  • Слева направо: Александр Лукашенко, Николай Лукашенко, Дмитрий Лукашенко, Виктор Лукашенко
  • © Пресс-служба президента Белоруссии

С одной стороны, всё последнее время именно младший президентский сын появляется рядом с отцом абсолютно на всех мероприятиях и обязательно сопровождает его в зарубежных поездках. Он в маршальской форме рядом с отцом принимает парад, развозит продукты по домам престарелых — и седой ветеран перед всей страной целует арбуз в руках сына президента.

Азербайджанский сценарий

Белорусская власть не изобретает ничего нового: сценарий передачи президентской власти сыновьям на постсоветском пространстве уже отработан — в Азербайджане. В 2003 году скончавшегося Гейдара Алиева на посту президента страны сменил его сын Ильхам Алиев. Затем, в конце 2005-го незадолго до очередных парламентских выборов несколько высокопоставленных чиновников лишились своих постов и были арестованы по подозрению в подготовке государственного переворота.

В 2008 году Ильхам Алиев был переизбран на второй срок, а в 2013-м — на третий. Пойти на этот шаг ему позволил референдум 2009 года, который снял ограничения на число президентских сроков — точно так же, как белорусский референдум 2004 года.

26 сентября нынешнего года в Азербайджане вновь прошёл плебисцит — по внесению шести новых статей в Конституцию страны и 23 поправок в существующие статьи. Главными вопросами референдума было продление полномочий президента с пяти до семи лет, отмена минимально допустимого возраста для кандидатов на пост главы государства, введение поста вице-президента и другие административные реформы. Подавляющее большинство граждан Азербайджана проголосовали за, так что теперь в стране могут появиться два вице-президента. Чиновник, занимающий пост первого вице-президента, должен заменить главу Азербайджана, если тот потеряет возможность исполнять свои обязанности.

Альтернативный вариант

Между тем, многие аналитики в Москве и Минске полагают, что передача власти действительно готовится — от Лукашенко, но не кому-то из его сыновей. В качестве преемника называют, в частности, экс-главу администрации Лукашенко, а ныне — министра иностранных дел Владимира Макея. В Белоруссии у него имидж достаточно жёсткого управленца, но при этом с выраженной прозападной позицией. Тем не менее широкой публике он мало известен, и именно поэтому, заключают эксперты, нужен механизм избрания президента парламентом.

По информации Болкунца, западные политики уже открыто называют Макея в качестве наиболее удобного преемника Лукашенко.

По мнению Баранчика, Виктор Лукашенко и Владимир Макей — главные претенденты на президентство после Лукашенко-старшего. И если сравнивать их аппаратный вес сегодня, то Владимир Макей легко обойдёт на президентских выборах Виктора Лукашенко.


Режиму удалось достичь многих внутриполитических целей в 2021 году. Теперь он будет пытаться сохранить успехи.

Если Лукашенко удастся укрепить своё положение, белорусское демократическое общество ждут фатальные последствия. Однако строить старую систему с новым обществом невозможно, отмечает в интервью Еврорадио историк Александр Фридман.

Узнали у эксперта, чего ждать в отношениях режима с другими странами, почему для белорусов “лукашизм-2022” будет хуже, чем “лукашизм-2021”, но надеяться на лучшее всё равно стоит.

Переговоры внутри не так важны — кризис стал внешнеполитическим

Хотя тема диалога время от времени всплывает в новостях, она не в белорусском тренде. Даже если гипотетически представить переговоры Лукашенко и демократических сил об отмене санкций в обмен на освобождение политзаключённых, здесь демсилы не могут ни на что повлиять, считает Александр Фридман.


— Белорусский кризис стал внешнеполитическим. Это столкновение между Россией и Западом, которого пытались избежать.

Европейский союз, Америка, Великобритания вводят санкции против Лукашенко не только потому, что продолжаются репрессии. А в первую очередь из-за того, что Лукашенко задел их собственные интересы. Относительно серьёзные санкции стали вводиться лишь после дела Протасевича и в контексте миграционного кризиса.

Какой вывод для себя сделает Лукашенко, исходя из этого? Вывод на поверхности: пока Лукашенко угнетает собственное население, серьёзного внешнего давления не стоит опасаться. Если же он продолжит вредить интересам западных стран, тогда можно серьёзно схлопотать. Это звучит очень грустно, но, к сожалению, так выглядит политическая реальность.

"Консервация" Лукашенко: вскрыть после 2035 года? Эфир с Усовым

Вопрос, сможет ли Лукашенко отойти и заниматься только Беларусью. Мне кажется, не сможет. Ему теперь, на закате политической карьеры, гораздо интереснее быть мировой фигурой, раздавать интервью западным, турецким, арабским каналам. Он наслаждается международным вниманием. Да и России интересно использовать его в качестве одного из элементов своего противостояния с Западом.

Предпосылок для отмены уже действующих санкций нет. Поскольку Лукашенко с внешнеполитической арены уходить не собирается, вредить Западу он, наверное, будет и дальше. Если мы представим вполне вероятный вариант, что А1 будет национализирован, санкции будут ещё более жёсткими.

Если он всё-таки сконцентрируется только на Беларуси, методично превращая страну в европейскую Северную Корею, для белорусского общества это будет абсолютно фатально. В этой ситуации США и ЕС будут продолжать давить на режим и смогут ослабить его. Но не больше.

Поражение в миграционном кризисе


Миграционный кризис затухает, но соседние страны готовятся к тому, что мигранты снова пойдут на границу, отмечает Александр Фридман.

— МВД Латвии сделало заявление, что режим Лукашенко, похоже, перепрофилировался на латвийское направление. Нет активной фазы, но пока не видно, чтобы Лукашенко полностью отказался от этого проекта.

Да, Европейский союз выбил здесь Лукашенко почву из-под ног. Доставлять мигрантов теперь предельно сложно. Но если они [белорусские власти. — Еврорадио] очень захотят этого, то реализуют.

Что касается сбежавшего польского солдата, не думаю, что из этого можно сделать долгосрочную кампанию. Его рассказы — бальзам на душу Лукашенко. Потому что он показывает Польшу в том виде, в котором режим преподносит её в своей пропаганде. Может быть, это месть Польше за поражение в миграционном кризисе, однако в западных СМИ об этом почти не говорят.

Украина может пойти на принцип


В отношениях с Россией и Украиной Лукашенко выбрал откровенно пророссийскую позицию. Это может вынудить украинскую сторону пойти на ужесточение отношений с режимом.

— У Украины очень тяжёлое положение. Ей необходимы поставки белорусского электричества и топлива. Ей крайне сложно с экономической точки зрения и с геополитической тоже полностью разорвать отношения с Беларусью.

Лукашенко на словах хотел бы поехать в Крым, но, думаю, своё тело ему туда придётся отнести. Россия от него не отцепится. Дальше вопрос украинской принципиальности: будут ли они закрывать глаза, попытаются ли сделать вид, что ничего не заметили. Разрыв для Украины будет очень тяжёлым, но, полагаю, Лукашенко поведёт себя таким образом, что у Украины просто не останется вариантов.

Влияние России не стоит переоценивать

Александр Фридман подчёркивает, что белорусские власти и в экономическом, и в политическом плане зависимы от России, но точно оценить степень влияния России на режим невозможно.

— На Западе бытует мнение, что Лукашенко лишь выполняет приказы Путина и играет абсолютно несамостоятельную роль. Но свести сегодняшнего Лукашенко до роли заурядной марионетки сложно. У него не совсем тот характер.

Москве бы хотелось, чтобы было так. Но он всё же пытается брыкаться, хотя возможностей для этого всё меньше.

Что же касается конституционной реформы и того, в какой степени это продвигает Россия, — вопрос спекуляций. Влияние России на конституционные преобразования, которые Лукашенко проводит, с моей точки зрения, преувеличено.

Может быть, им хотелось бы, чтобы в Беларуси было стабильнее. А может, им нужен Лукашенко в сегодняшней агрессивной ипостаси. Когда его можно использовать для какого-то обострения, а потом им прикрыться. Поэтому при любых оценках российского фактора я весьма сдержан.

“Кризис подойдёт к развязке”

События 2022 года определят, может ли в современной Европе существовать режим, который выстроил Лукашенко.


— Белорусский кризис подойдёт к какой-то развязке. Надеюсь, что положительной. Если мы посмотрим на итоги 2021 года, то Лукашенко уничтожил протесты. По крайней мере, внешние их проявления. Внутри страны царит атмосфера страха. Это можно назвать “сталинизмом 2.0”.

В то же время экономическая ситуация кардинально не ухудшилась. Зарплаты, хоть и незначительно, но выросли, ВВП вырос. Во многом внутриполитических целей Лукашенко добился. Хотя все попытки играть на внешнеполитическом поле закончились провалом.

Теперь Лукашенко пытается стабилизировать систему, которую выстраивал весь 2021 год. В следующем году станет окончательно понятно, удастся ли ему это, пройдёт ли референдум без потрясений и волнений. Или же будут новые внешнеполитические вызовы, санкции, давление. Может быть, проснётся какое-то движение в самой Беларуси. Тогда 2022 год может быть годом нового взрыва.

В любом случае события, которые начались ещё летом 2020 года, должны к чему-то прийти.

С одной стороны мы имеем либо совсем чёрный вариант, когда устанавливается репрессивный режим Лукашенко в самом худшем виде. Лукашенко-2021 — это худшее, что было в истории лукашизма. Проблема в том, что может быть хуже.

Если всё стабилизируется, то “лукашизм-2022” превзойдёт “лукашизм-2021”. Мне не кажется, что каток репрессий способен остановиться. У него сидит мысль о том, что остановиться — это сразу вернуться к августу 2020 года.

Читайте также: