Фио застрахованного что это

Обновлено: 02.07.2024

Страховка единого образца бессрочная, но в конкретных ситуациях требует обращения к страховщику. Если персональные данные изменились, то полис ОМС нужно будет переоформить в связи с тем, что работники медицинских учреждений не смогут проверить информацию и записать человека к врачу.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Что такое полис ОМС и для чего он нужен?

Полис обязательного медицинского страхования является документом, который подтверждает факт того, что у человека есть страховка и он может рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.

По полису ОМС можно не только получить бесплатное лечение, но и бесплатные лекарства.

Обязательна ли замена полиса ОМС при смене фамилии?

Человек должен быть сам заинтересован в обновлении данных в такой ситуации. В противном случае предоставление медицинских препаратов и бесплатного обслуживания медицинским персоналом в государственных больницах и медицинских пунктах выполняться не будет.

Закон №326 ФЗ обязывает застрахованное лицо сообщать об изменении ФИО и о регистрации места пребывания.

Не стоит затягивать со временем при смене полиса ОМС. В законе прописан период, за который нужно успеть сменить данные. В разделе сказано, что для переоформления выделяется 1 календарный месяц.

Что необходимо, чтобы поменять полис ОМС?

Заменить ОМС при смене фамилии может сам заявитель или же представитель, действующий на основе доверенности.

Необходимые документы

При обращении к страховщику для замены полиса ОМС, заявитель должен предоставить ему:

  • новый паспорт РФ (с новой фамилией);
  • документ, на основе которого происходит замена ОМС;
  • СНИЛС.

Когда для замены полиса обращается представитель по доверенности, ему разрешено предъявить копии документов, заверенные в нотариальном порядке.

Образец заявления

Заменить полис можно в офисе страховой организации, заполнив заявление по специальному образцу. В момент электронного обращения есть установленная схема, форму которой также можно распечатать. Здесь следует указать:

  • к кому обращается человек;
  • кто именно обращается;
  • указать требования;
  • причины замены;
  • старые и новые данные.

Заполнить заявление можно от руки или напечатать на компьютере. Оно должно быть написано без каких-либо ошибок, так как их наличие автоматически делает документ непригодным.

Куда обращаться, чтобы поменять полис?

Заменить полис можно несколькими способами. Рассмотрим их более подробно.

Замена полиса через Госуслуги

Независимо от того, будет ли субъект обращаться за новой страховкой лично в страховую организацию, оформление полиса ОМС через Госуслуги требует предоставления определенного перечня документов, которые являются обязательными. Иначе в заключении соглашения будет отказано.

При оформлении документа подается заявка, срок которой 30 суток. На этот период гражданин получает временное свидетельство ОМС, подтверждающее обращение и факт отсутствия постоянного полиса на руках. Только в этом случае он сможет получить медицинские услуги с дальнейшим возмещением их цены от страховой организации.

Чтобы оформить полис ОМС через Госуслуги, необходимы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • подтверждение статуса, который дает право обращаться за оформлением страховки;
  • страховой номер лицевого счета;
  • СНИЛС.

Замена полиса через страховую компанию

Заменить полис ОМС через организацию страховщика просто, достаточно посетить его офис в приемные часы. При себе иметь:

  • новый паспорт;
  • свидетельство о браке, разводе или смене фамилии;
  • СНИЛС;
  • бланк заявления на замену.

Если получить новый полис сразу невозможно, то будет выдан временный полис на один месяц. Если вы хотите сменить компанию страховщика по собственной инициативе, то можете это сделать до 1 ноября текущего года.

Замена полиса через МФЦ

В МФЦ принимают людей строго по записи или по электронной очереди. Записаться на прием можно через сайт МФЦ или по телефону горячей линии. Граждане, при обращении в МФЦ для замены полиса ОМС, должны предоставить такие же документы, как и при обращении в страховую компанию.

Приносить с собой копии документов не нужно: работники организации сами сделают сканы всех документов.

По результатам приема заявления и документов, сотрудники МФЦ выдадут гражданину временное свидетельство ОМС, сроком на 1 месяц, пока не готов настоящий документ.

Замена онлайн на сайте страховщика

Такой способ может быть осуществлен, если страховая организация предоставляет эту возможность. Чтобы уточнить информацию, необходимо попасть на сайт компании и зайти в нужный раздел. Кроме этого, на сайте страховщика можно отследить готовность нового документа ОМС.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Проще всего позвонить в страховую компанию и узнать о наличии такой возможности.

Замена полиса ребенку

Обязательное медицинское страхование детей со дня их рождения и сроком на 1 месяц производится той страховой компанией, в которой застрахованы их матери.

По истечение этого срока и до достижения ребенком совершеннолетнего возраста, на него оформляется полис ОМС, выбранный его родителем.

Куда обращаться

Чтобы оформить документ несовершеннолетнему ребенку, его родитель должен обратиться в страховую организацию с заявлением и пакетом документов.

Что иметь при себе

Для детей до 14 лет следует предоставить документы:

  • документ о рождении;
  • СНИЛС;
  • паспорт одного из родителей.

Для детей в возрасте от 14 лет и старше:

  • паспорт ребенка;
  • СНИЛС;
  • паспорт одного из родителей.

Если полис оформляют близкие родственники, то дополнительно нужно предоставить доверенность и паспорт официального представителя.

Замена полиса ОМС при смене фамилии не по месту прописки

Законом разрешена замена полиса не по месту прописки при смене фамилии. Каждый гражданин может обратиться в страховую фирму не своего региона. Это касается и тех случаев, когда человек поменял адрес регистрации, переехав в другой город.

При смене места жительства стоит все же предупредить страховую компанию об этом в течение 30 дней. При этом поменять полис в связи со сменой личных данных в новом регионе можно и в другой страховой организации.

Сроки оформления

Страховое свидетельство выдается бесплатно и после подачи документов необходимо подождать один месяц. О том, что свидетельство готово, известит СК. Бывает так, что процесс затягивается на полтора месяца. В это время можно спокойно использовать временный документ.

Если страховщик просит заплатить небольшой взнос за оформление полиса ОМС, то следует сообщить об этом в контролирующие органы, так как это нарушение закона. Если вам нужна помощь юридического характера, то вы всегда можете обратиться в чат к нашему онлайн-консультанту или позвонить по бесплатному номеру: 8 (495) 877-46-44.

Какой период действия полиса

Узнать срок действия свидетельства можно, посмотрев в сам документ. В новых образцах нет ограничения по этому параметру.

Свидетельство старого образца не является поводом получения отказа в предоставлении медицинских услуг, но лучше его заменить на новое. В противном случае в больницах могут появиться проблемы с оформлением документов.

Временное свидетельство

Временный документ не отличается от постоянного по своим возможностям. На всей территории России любой, у кого есть временный документ, может пользоваться бесплатными медицинскими услугами.

  • прикрепиться к поликлинике;
  • получить стоматологические услуги;
  • записаться на прием к врачу;
  • записать ребенка в школу или в детский сад.

Основное расхождение — срок действия временного свидетельства, который составляет 30 дней.

На временном свидетельстве нет штрих кода, поэтому записаться на прием к врачу через интернет не получится.

Стоимость переоформления

При смене полиса ОМС ничего платить не нужно. На замену уйдет в среднем 2 недели времени, в зависимости от загруженности страховой организации. После получения документа на руки следует проверить правильность всех прописанных данных. Если будет указана недостоверная информация, то полис ОМС считается недействительным.

Возможные трудности

Обращаться за медицинской помощью человек должен только в те учреждения, которые сотрудничают с системой ОМС. Это государственные и некоторые частные поликлиники.

Если человек обратиться за помощью в поликлинику, которая не сотрудничает с СК по программе ОМС, то полис ему не потребуется. За услуги придется платить из собственного кармана.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Не могут получить полис ОМС и зарубежные граждане, которые временно находятся в России, за исключением официально трудящихся на ее территории.

Можно ли проверить действительность полиса ОМС по фамилии?

Если на момент проверки не оказалось полиса на руках, а срок его действия необходимо срочно узнать, можно использовать проверку по ФИО.

На портале регионального фонда ОМС вместо номера нужно ввести свои ФИО и данные паспорта, или же свидетельства о рождении.

Итогом будут сведения о страховой организации и дате получения свидетельства. Если никакой информации нет, то это означает, что документ недействителен и требуется его замена.

Не все подобные фонды предоставляют такую возможность проверки свидетельства ОМС по паспортным данным и фамилии застрахованного лица.

Проверять действительность полисов ОМС нужно только на официальных сайтах территориальных фондов ОМС, чтобы обезопасить себя от мошенников.

Заключение

Полис ОМС выдается человеку после заключения договора с медицинской страховой компанией. Этот документ доказывает право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий.

Если у вас возникают вопросы или вам нужна помощь, вы всегда можете обратиться в чат к нашему онлайн-консультанту или позвонить по бесплатному номеру: 8 800 350-84-13 добавочный 231.

Кто такой страхователь, страховщик, застрахованный и выгодоприобретатель? Разбираемся в понятиях

Заключая договор страхования, клиенты часто путаются в основных понятиях: страхователь, страховщик, застрахованный. Конечно же, представитель любой страховой компании должен объяснить роль каждой из сторон договора, но если вы хотите самостоятельно повысить уровень собственной финансовой грамотности, предлагаем вместе с нами разобраться в этих понятиях заранее.

Стороны – участники договора страхования

Стандартный договор страхования заключается только в письменной форме в присутствии двух основных сторон-участников: страхователя и страховщика.

Страховщик – это страховая компания (юридическое лицо), которая оказывает услуги страхования рисков. То есть это участник сделки, который продает страховку по заранее оговоренной цене (это страховая премия), а взамен дает гарантию возместить убытки застрахованного при наступлении страхового случая. Все страховщики действуют на основании лицензии.

В обязанности страховщиков входит следующее:

  1. Оценка страховых рисков . То есть представитель страховой компании по заранее разработанным критериям оценивает объект или субъект страхования, и принимает решение – оформлять или не оформлять страховой продукт с учетом рисков для самой компании. К примеру, если страховку хочет оформить человек, работающий в травмоопасной сфере или с явными опасными для жизни заболеваниями, тогда для него условия страховки будут более жесткими и менее привлекательными, чем для клиента с идеальным здоровьем и безопасной работой.
  2. Прием страховых премий (платежей). Компания составляет индивидуальный договор или оформляет сертификат, номер которого, закрепляется за страхователем, и принимает в счет оплаты своих услуг страховую премию, закрепленную соглашением. Это позволяет пополнить фонд страховой компании для покрытия убытков застрахованных лиц.
  3. Оценка убытков при наступлении страхового случая. Особенно это актуально при страховании конкретного объекта – к примеру, машины. Страховщик оценивает размер убытка после попадания автомобиля в ДТП с помощью компетентных организаций (мастерских) и принимает решение о возможности предоставления выплаты на покрытие заявленного ущерба.
  4. Производят выплаты по страховым случаям (страховые суммы), при их возникновении.
  5. Инвестируют имеющиеся средства. Чтобы получать дополнительный доход, которым можно покрыть заявленные в договоре страховые выплаты, компания инвестирует имеющиеся средства в выгодные корпоративные облигации и государственные ценные бумаги. За счет этого происходит формирование основной доли фонда страховой компании.

Страхователь – это юридическое или физическое лицо, покупающее страховой полис и являющееся вторым основным участником в процессе заключения страхового договора.

Страхователь имеет право:

  • принимать решение о покупке страхового продукта;
  • выбирать сумму взноса и премии (соглашаться или не соглашаться на объявленные страховщиком суммы);
  • расширять или уменьшать список застрахованных рисков;
  • назначать застрахованное лицо и выгодоприобретателя;
  • принимать решение о прекращении страхового договора ранее заявленного срока.

При этом страхователь несет определенную ответственность перед компанией:

  • своевременное внесение платежей;
  • информирование об изменениях, влияющих на возможность возникновения страхового риска;
  • оповещение о наступлении страхового случая.

Другие участники договора страхования

Как правило, при личном страховании страхователь попутно является застрахованным и выгодоприобретателем. Однако страхователь может принять решение, что в договоре страхования будет прописано другое лицо в качестве застрахованного и выгодоприобретателя.

Застрахованный – это лицо, на кого оформляется страховой полис. То есть, это человек, чьи риски в дальнейшем будет покрывать страховая компания при наступлении страхового случая. Именно его страховая рассматривает при оценке возможных рисков. Застрахованный может сам быть страхователем, а также выступать выгодоприобретателем.

Выгодоприобретатель – это лицо либо несколько лиц, в пользу которых выплачивается страховка. То есть это лицо, которое при возникновении страхового случая получит страховую выплату. Им может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Его в любой момент могут заменить по заявлению страхователя.

Права и обязанности застрахованного

По медицинской страховке застрахованный может свободно использовать услуги бесплатного медицинского обслуживания в рамках выбранного страхового полиса, причем выбор медицинского учреждения и специалиста тоже остается за застрахованным.

При этом он должен заранее оформить договор со страховой на обслуживание в той или иной клинике и предоставить сам полис, дающий право на бесплатное получение медицинских услуг, во время обращения в медицинское учреждение.

Если речь идет о пенсионном страховании, то застрахованный может контролировать собственные накопления и правильность передачи персональных данных в ПФР. Но после 2014 года ему придется самостоятельно заключить договор с Пенсионным фондом и получить соответствующий документ. А также он обязуется своевременно предоставлять измененные данные по своему делу в ПФР.

Личное страхование позволяет застрахованному быть уверенным, что при наступлении страхового случая он сможет рассчитывать на компенсацию затрат на лечение, или наследники, в случае смерти застрахованного, смогут получить страховку.

Права и обязанности и выгодоприобретателя

Что же касается прав выгодоприобретателя, то они сводятся к возможности получить компенсацию или отказаться от нее, а также право ознакомиться с условиями страхового соглашения.

При этом выгодоприобретатель должен своевременно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая и избегать ситуаций, когда страховые риски увеличиваются.

Примеры сторон в договоре страхования

  1. Когда страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель – это одно и то же лицо.

Владимир обратился в страховую для оформления полиса для себя на случай утери им трудоспособности. При наступлении страхового случая именно Владимир получит компенсацию от страховой.

Муж страхует свою жену на случай ее смерти, а выгодоприобретателями назначаются их совместные дети. При этом четко прописываются условия смерти. Как правило, варианты несчастного случая не входят в список рисков, чтобы не допускать умышленных действий с любой из сторон участников соглашения.

Выводы

Как видим, все довольно просто: страховщик – это сама страховая компания, страхователь – тот, кто оформляет и оплачивает страховку, застрахованный – тот, чьи риски страхуются, а выгодоприобретатель – тот, кто в итоге получит компенсацию. Зная эти понятия, вы не запутаетесь при заполнении страховой анкеты, и точно будете знать кого в какую строку вписать.

При первом официальном устройстве на работу гражданину РФ присваивается уникальный номер СНИЛС. В подтверждение выдается зеленая карточка, которая вследствие утери или порчи может быть заменена. Код же остается прежним на протяжении всей жизни. Сегодня мы рассмотрим, что можно узнать по СНИЛСу о человеке и когда этот номер может пригодиться.

СНИЛС: что это такое

Прежде всего СНИЛС используется для идентификации в системе страхования ПФР. С помощью этого номера фонд проверяет пенсионные начисления, которые поступают на имя гражданина. Необходим он и для предоставления социальных или медицинских услуг.

В дальнейшем СНИЛС должен стать универсальным документом, который сможет заменить в социальной системе Российской Федерации ИНН, студенческий билет и даже проездные документы

Сегодня получить номер могут не только трудоустроенные граждане, но и безработные лица, дети.

Способы узнать номер СНИЛС

Многих интересует, можно ли узнать уникальный номер через интернет. Официально сделать это нельзя, потому что информация относится к разряду конфиденциальной и поэтому не выдаётся в сети даже по данным паспорта. Однако существует один хитрый приём, как можно получить данные СНИЛС в режиме онлайн.

Конечно, кнопки, которая позволит быстро узнать номер, там не будет. Выбрать нужно услугу с расширенным извещением о состоянии индивидуального лицевого счета. Вместе с различными сведениями вам должны прислать и номер СНИЛС. Отметим, что в этом случае вся получаемая информация будет привязана к фамилии.

Если вы официально трудоустроены, то можно обратиться к своему работодателю. Помогут узнать уникальный номер СНИЛС сотрудники кадрового отдела или бухгалтерии. В вашем личном деле должна быть копия зеленой карточки.

Еще один способ – посетить ближайшее отделение ПФ. Не забудьте взять с собой паспорт. При личном обращении заявителя и наличии у него удостоверения личности сотрудники фонда дают сведения о номере СНИЛС.

Какая информация доступна по номеру СНИЛС

Чтобы обеспечить гражданину максимальную безопасность, для получения сведений требуется не только номер СНИЛС, но и дата регистрации в Пенсионном фонде. Все эти данные есть на зеленой ламинированной карточке. Если её нет на руках, то получить эту информацию можно двумя способами:

Лишь по одному номеру СНИЛС доступно немного информации. В большинстве случаев требуется еще паспортные данные. Однако есть несколько случаев, когда будет достаточно только номера:

Многих может интересовать вопрос, можно ли узнать ФИО физического лица по страховому номеру. Такие сведения получить по СНИЛС могут только сотрудники правоохранительных органов и Пенсионного фонда.

По индивидуальному одиннадцатизначному коду можно выяснить свой трудовой стаж. Пригодится ламинированная карточка и для того, чтобы узнать размер пенсии. Если по каким-то причинам вы утеряли реквизиты негосударственного пенсионного фонда, с которым заключили договор, то для восстановления информации также понадобится индивидуальный код.

На вопрос, можно ли по номеру СНИЛС узнать ИНН и паспортные данные, ответ однозначный: нет. Сведений, указанных в ламинированной карточке, недостаточно для выдачи такой конфиденциальной информации.

Состояние лицевого счета в ПФР

Состояние лицевого счета в ПФР

Сведения о начислениях, которые работодатель производит на расчетный счет в государственном или негосударственном пенсионном фонде, являются конфиденциальными. Владелец счета имеет право на эту информацию. Подтверждением такого права является номер СНИЛС. Узнать о состоянии счета можно двумя способами:

Социальные услуги

Для поддержки как всех граждан Российской Федерации, так и отдельных категорий государством выделяются денежные средства на предоставление социальных услуг. В их перечень, например, входит обязательное медицинское страхование (ОМС).

Чтобы бесплатно воспользоваться услугами медицинского учреждения, нужно предоставить номер полиса ОМС. СНИЛС станет полезным в случае утери документа.

Размер пенсии гражданина РФ напрямую зависит от общей продолжительности официального трудоустройства. В России право на получение трудовой пенсии имеют лица, достигшие 55 или 60 лет.

К этому времени необходимо иметь минимум семь лет страхового стажа, подтвержденного документально. Эта цифра продолжает расти, к 2024 году минимальный стаж будет составлять 15 лет.

Для проверки количества учтенных рабочих лет и взносов потребуется уникальный код СНИЛС. Получить эти сведения можно несколькими способами. Самый простой – обратиться в отделение Пенсионного фона по месту регистрации. Уполномоченному сотруднику необходимо будет предоставить паспорт и СНИЛС. Проверить трудовой стаж можно и подав онлайн-заявку. В этом случае также не обойтись без уникального страхового номера.

Задолженность

Проверка наличия долговых обязательств не составит труда и на Портале государственных услуг. Чтобы попасть в Личный кабинет, нужно знать номер СНИЛС и пароль.

После входа вам станет доступна информация о налоговой, судебной, коммунальной задолженности и по штрафам ГИБДД. Отметим, что для регистрации на ресурсе нужны не только уникальный код и пароль, но и паспортные данные и ИНН.

Пенсионные накопления

Чтобы проверить пенсионные накопления, не обязательно идти в отделение ПФР по месту регистрации и даже фактического проживания: можно обратиться в любое. Для осуществления проверки потребуется два документа: паспорт гражданина РФ и СНИЛС. Иностранные граждане могут предъявить другое удостоверение личности, например, загранпаспорт. Обратитесь с этими документами к уполномоченному сотруднику ПФР, и он сделает подробную выписку по счету.

Можно ли найти человека, зная номер СНИЛС

Все персональные данные застрахованных лиц хранятся в архиве Пенсионного фонда России. По этой причине теоретически найти человека, зная его уникальный код, можно. Однако, в соответствии с законодательством РФ, персональные данные являются конфиденциальной информацией, которая не подлежит разглашению и распространению. Таким образом, осуществить поиск физического лица по номеру СНИЛС возможно только для работника ПФР.

Если вы потеряли знакомого или родственника, но вам известен его уникальный код, обратиться с просьбой о поиске лучше в правоохранительные органы. По официальному запросу работники полиции могут получить все необходимые сведения у ПФР на законных основаниях

Иногда в интернете можно попасть на статьи, где якобы описано, как можно найти человека по СНИЛС. Но не стоит даже тратить свое время на предложенные способы. Легальных методов получить подобную информацию не существует. Персональные данные не могут быть переданы третьему лицу ни при каких обстоятельствах.

Некоторые государственные организации проводят проверку информации, необходимой заявителю, и выдают нужные данные. Однако легально имеют право проверить по СНИЛС человека только сотрудники ПФР.

Возможные действия мошенников

Возможные действия мошенников

С помощью СНИЛС мошенники могут узнать о финансовых накоплениях как в ПФР, так и в НПФ. Однако получить средства злоумышленник сможет, только если найдет способ заполучить банковскую карточку человека и убедить его перевести деньги в негосударственный пенсионный фонд.

Обычно схема построена так, чтобы граждане добровольно перечисляли средства на другой счет. Номер страхового свидетельства в этом случае нужен только для того, чтобы разузнать, какая сумма есть на подлинном счете.

Злоумышленники пытаются манипулировать людьми, давая изначально ложную, запугивающую информацию. Формируются фиктивные агентства, которые предлагают вакансии. Для получения работы требуется перейти в НПФ, за это обещается высокий процент.

Чтобы не стать жертвой мошенничества, внимательно читайте документы, которые подписываете, если вы решили обратиться в НПФ. Никому не сообщайте свой номер СНИЛС, кроме сотрудников пенсионного фонда или полиции. Не называйте свои персональные данные по телефону. Проводите операции с пенсионными средствами только на сайте Госуслуги или официальном сайте ПФР. Не храните код от банковской карты вместе с картой.

В заключение

Уникальный страховой номер присваивается человеку один раз и на всю жизнь. С его помощью можно контролировать движение средств на накопительном пенсионном счете.

Кроме того, СНИЛС может понадобиться и для получения другой информации, услуг. Однако, зная уникальный код, вы не сможете найти человека или разузнать его персональные данные. Такие полномочия есть только у сотрудников Пенсионного фонда. Разглашение конфиденциальной информации запрещено законом.

В уходящем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) произошли серьезные изменения. С некоторыми из них граждане столкнулись уже в этом году, часть решений вступит в силу только в следующем. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напомнил о пяти главных событиях в системе ОМС, которые стоит знать каждому гражданину.

Новые условия для федеральных медицинских учреждений

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, контроль качества медицинской помощи и защита прав пациентов медицинских организаций федерального уровня должны были стать прерогативой ФФОМС.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

"Однако, в соответствии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, на протяжении всего нынешнего года пациенты федеральных медучреждений оставались без планового контроля качества оказанной им помощи со стороны ФФОМС, поскольку экспертиза качества медицинской помощи в ФМУ начнет осуществляться только с 2022 года", - отметили во ВСС.

В то же время интересы пациентов региональных медицинских учреждений (а это подавляющее большинство больниц и поликлиник) по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. По данным ВСС, с января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений со стороны медиков. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

Страховые компании по прямому поручению ФФОМС все же продолжают работать с жалобами пациентов федеральных клиник. Однако, как отмечают в ВСС, реальные возможности страховых компаний по восстановлению и защите прав пациентов федеральных медучреждений ограничены, так как между ФМУ и страховыми компаниями не заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи.

Углубленная диспансеризация после перенесенного коронавируса

С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные "постковидные" осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19. При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

Автоматическое информирование через госуслуги

С 1 июля 2022 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медицинской помощи, предоставленной застрахованному гражданину и его несовершеннолетним детям.

Можно будет в подробностях увидеть, какую помощь и когда человек получал амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации. Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, несмотря на то, что для него все услуги были бесплатны. Также будут доступны результаты контрольно-экспертных мероприятий страховой компании (информация о характере нарушений при оказании медицинской помощи).

Как пояснил эксперт ВСС Сергей Шкитин, при необходимости разъяснений выявленных нарушений и при обнаружении "приписок" гражданин может обратиться в свою страховую компанию.

Цифровой полис

Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

Смена страховой компании

Сейчас при смене региона проживания или пребывания, если гражданин не обратился с заявлением о выборе новой страховой компании, он будет застрахован в той же страховой, что и ранее. В случае если в регионе нового места жительства отсутствует филиал его прежней страховой компании, то выбор новой компании будет осуществляться рандомно территориальным фондом ОМС.

Фото: Сергей Михеев

С 2024 года у застрахованного гражданина больше не будет обязанности сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию - все обновления будут автоматизированы. Это связано с тем, что необходимая информация о гражданине (изменение ФИО, места жительства или временного пребывания) регулярно будет обновляться в Едином регистре сведений о населении.

Шкитин напомнил, что выбор страховой компании все же остается важным правом граждан, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть качество клиентского сервиса и экспертного контроля. В подавляющем большинстве регионов России можно выбрать медицинского страховщика из трех-четырех компаний.

"Уровень защиты прав застрахованных - это показатель, характеризующий эффективность рассмотрения жалоб и консультаций застрахованных граждан, полноту их информационного сопровождения при маршрутизации неотложных и плановых больных, например пациентов с новообразованиями или пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Наличие здоровой конкуренции за застрахованного для страхового сообщества является отличной мотивацией для развития принципов пациентоориентированности страховщиков", - отметил Шкитин.

Правовое основание понятия

Согласно ст. 927 ГК РФ ФЗ№ 14 от 26 января 1996 г. и ст. 1 ФЗ№ 40 от 25 апреля 2002 г., страхователем называют лицо, приобретающее страховку любого типа. На определение не влияют способы оплаты и заключения договора. Заявителем в 2020 году автоматически считается тот, кто выступает инициатором покупки услуг страховых компаний.

СПРАВКА! Страхователь и страховщик — это покупатель и продавец страховки в России. Клиентом может быть как компания, так и физическое лицо. А в роли продавца выступают только юридические лица, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности.


Отличие страхователя от других субъектов страхования

  1. Страхователь — лицо, добровольно или в силу необходимости заключающее соглашение со страховой компанией и приобретающее полис;
  2. Страховщик — юридическое лицо, продающее финансовую защиту, сопровождающее сделки, обеспечивающее выплату материального возмещения при наступлении оговоренных в договоре случаев;
  3. Застрахованный — субъект, в отношении которого заключен договор.

СПРАВКА! Застрахованное лицо вправе отказаться от услуг страховой компании, поставив в известность инициатора и продавца. После официальной регистрации отказа страховка будет аннулирована.

В страховых делах фигурируют еще два понятия — выгодоприобретатель и собственник. Выгодоприобретателем является тот, кто получает материальное возмещение в предусмотренных договором случаях. Собственником считается лицо, владеющее застрахованными активами. Клиент страховой компании не всегда собственник, поэтому он может не быть выгодоприобретателем.

Кто может быть страхователем?

Им могут быть только полностью дееспособные совершеннолетние лица. Согласно законодательству, заключать сделки со страховыми компаниями имеют право граждане, достигшие 18 лет к моменту подписания договора. Лица 14−17 лет считаются лишь частично дееспособными и могут действовать только с письменного разрешения родителей или опекунов.

  • документы, удостоверяющие личность;
  • дополнительные бумаги и справки в зависимости от характера объекта: кредитный договор, документы на имущество, технические паспорта, заключения оценщика и другие.

Также в роли страхователя могут выступать лица, действующие от имени собственников объектов страхования. Обязательное условие — наличие документов, подтверждающих полномочия.

Клиентами страховых компаний могут быть и граждане других государств, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Иностранцы наделены такими же правами и обязанностями в вопросах страхования, что и россияне.

Юридические лица тоже могут обращаться в страховые компании в случае перестрахования, а также с целью финансовой защиты имущества и сотрудников предприятий. Договоры с ними заключаются на тех же основаниях, что с физическими лицами.


Нормативные права и обязанности страхователя

При заключении договора стороны принимают условия сделки. Законодательство не предусматривает конкретных нюансов, поэтому страховые компании могут составить свой перечень прав и обязанностей клиентов. Однако существуют позиции, которые всегда остаются неизменными.

  • запрашивать информацию по своему делу в бумажном или электронном варианте;
  • досрочно расторгать договор;
  • обращаться в суд в спорных ситуациях со страховщиком;
  • привлекать независимых экспертов;
  • получать компенсацию при наступлении страхового случая.
  • вовремя оплачивать стоимость полиса;
  • уведомлять компанию об изменении цены застрахованного объекта;
  • соглашаться на экспертную оценку;
  • соблюдать порядок обращения за страховкой.

В договоре можно указать дополнительные права и обязанности сторон. Каждый из этих пунктов должен соблюдаться наравне с основными.

СПРАВКА! Полный перечень обязательных прав и обязанностей можно узнать в финансовой организации еще до заключения договора.

Примеры схем страхования

Большинство схем предполагает, что страхователь одновременно является выгодоприобретателем и собственником. Человек, заключающий договор со страховой компанией от своего имени и оплачивающий ее услуги, имеет право получать возмещение при наступлении страхового случая.

Есть и вторая схема, когда лицо оплачивает полис от имени собственника объекта страхования. В таком случае этот гражданин не является выгодоприобретателем — им будет собственник.

А возможна другая ситуация. Пример: кредитор может добровольно застраховать финансовые риски. Следовательно, он выступит в роли инициатора договора и выгодоприобретателя. Если кредитор не получит от заемщика оплаты по кредиту, то сможет перекрыть финансовые издержки за счет страховой выплаты.

Крайне редко встречается схема, где роли достаются трем разным людям или компаниям. Это бывает в случаях, когда закон предусматривает ограничения на получение собственником суммы страхового возмещения и выгодоприобретателем становится другое лицо.


Заключение

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что независимо от условий договора, его субъекты остаются неизменными. Однако прежде чем соглашаться на сделку со страховыми компаниями в 2020 году, необходимо изучить права и обязанности сторон относительно интересующего вида сотрудничества.

Читайте также: