Кто на дуэли имел право первого выстрела

Обновлено: 25.06.2024

Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Куприна – и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.

Понимая все это мы, как правило, ничего не знаем о дуэли. А, зря. Зная минимум о благородных поединках, произведения великих наполняются дополнительным смыслом.

Леон Мария Дансарт Дуэль Противники встречались без свидетелей.

Дуэль – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель – чтобы дать удовлетворение. Решают этот вопрос в поединке, лично, открыто, в соответствии с правилами и на равном оружии.

Правила — важнейший признак дуэли. И даже не просто правила, а объемный, весьма подробный кодекс; если его нет, едва ли правомочно говорить о дуэли. Бывало, допустим, что два человека повздорили где-нибудь на дороге и решили вопрос силой оружия, но это еще не дуэль, как нельзя назвать дуэлью пьяную драку, даже если в ней дошло дело до ножей.

Необязательно этих лиц именно два. Дуэльный кодекс вполне допускал коллективные бои; скажем, вызывающий и вызванный приводили с собой сколько-то друзей, секундантов. Если изначально секундант был свидетелем боя, гарантирующим честность поединка, то в XVII веке считался скорее дополнительным участником или, в крайнем случае, тем, кто готов заменить дуэлянта в случае, если тот сбежит или по какой-то объективной причине не сможет драться.

Существенное отличие от дуэли позднейшего времени: для судебного поединка требовался крайне серьезный повод! Германские законы перечисляли преступления, предполагающие судебный поединок: убийство, измена, ересь, изнасилование, дезертирство, похищение (человека), ложная клятва. Как видите, оскорбления (основной причины дуэлей в будущем) в этом списке нет в принципе!

Германские кодексы также жестко регламентировали защитное снаряжение. Как правило, допускалась кожаная куртка, штаны и перчатки, но никакой брони; голова и ступни должны были оставаться непокрытыми. В Польше и на Руси порой допускались кольчуги, но никаких шлемов.

Другой прародитель дуэли — хольмганг, популярный у викингов способ разрешения споров.

Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.

Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.

Жером, Жан Леон — Дуэль после маскарада

Дуэли Ренесанса

Даже прекрасные дамы сходились в дуэлях, что видно и на гравюрах. Это было, конечно, редкой практикой, но всё же имело место — есть свидетельства даже и о дуэлях женщин против мужчин, иногда даже двое женщин дрались против одного мужчины.

Дуэли под ЗАПРЕТОМ

В Англии дуэли всегда считались нарушением по общему праву (впрочем, до начала XVII века их вообще почти не было, а в дальнейшем дуэли всё равно были редки, разве что в период возвращения Карла II возникла мода). Таким образом, в соответствии с принципом соответствия наказания преступлению, дуэлист, который вызвал другого, считался совершившим подстрекательство к преступлению; дуэлисты, которые дрались, но оба остались в живых, обвинялись в нападении с оружием; а если один погибал, второй отвечал за умышленное или неумышленное убийство. Подход общего права приводил к намного большему количеству обвинений и приговоров, чем в континентальной Европе, где дуэль рассматривалась как отдельное преступление. Но и тут частенько право нарушалось и дуэлянтами-аристократами, и государственными чиновниками, которые должны были бы их наказывать.

В 1681 дуэли запретил император Священной Римской Империи и Австрии Леопольд I. По законам Марии Терезии должны были быть обезглавлены все, кто принимал какое-либо участие в дуэли. При императоре Иосифе II дуэлянтов наказывали так же, как убийц. Фридрих Великий особенно не переносил дуэлянтов среди своей армии и наказывал их немилосердно. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэли сажали в тюрьму, а по уголовному кодексу Германии — заключали в крепость.

Хуже всего эти законы выполнялись в рядах армий, где дуэли были весьма распространены и между офицерами, и между солдатами (примеры чего даёт Хаттон), например во Франции после битвы при Ватерлоо произошёл всплеск дуэлей между офицерами союзников и французов. Теоретически, с военными должны были поступать, как и с гражданскими лицами, но на практике было наоборот — офицер, отказавшийся драться на дуэли, мог быть исключён из армии. В Германии только в 1896 году Рейхстаг проголосовал большинством за применение законов во всей строгости и ко всем. В качестве альтернативы в 1897 году вышел приказ императора об основании судов чести, которые должны были решать все вопросы о её оскорблении в армии, но эти суды всё равно имели право разрешить дуэль. Ещё в начале 20-го века канцлер фон Бюлов и генерал фон Эйнем замечали, что армия не потерпит в своих рядах того, кто боится защитить свою честь силой оружия, и тщетно противники дуэли организовывали комитеты и собирали подписи. А вот в английской армии наоборот дуэли постепенно почти исчезли ко второй четверти в XIX века (V. Cathrein), хотя можно привести несколько примеров — например, дуэль герцога Веллингтона и графа Винчелси в 1829 году.

Чезаре Беккариа в своей работе о преступлениях и наказаниях (Dei Delitti e Delle Pene (1764)) указывал на бесполезность ограничения дуэлей в Италии, даже если участие запрещалось под страхом смертной казни. По его мнению, это связано с тем, что вопросы чести, из-за которых скрещивали шпаги, в сердцах мужчин доминируют над обычными законами и опасностью наказания.

В итоге так и случилось, как говорил Блэкстон: вовсе не законы стали причиной исчезновения дуэлей — а изменения в обществе и морали (другая версия — это влияние сообщества юристов, которые стремились заменить дуэли менее скоротечными, а потому более прибыльными судебными процессами). Вот пример истинности слов Гегеля, что право только опосредует общественные отношения, существующие в стране, и не может их кардинально изменить. К сожалению, слишком многие законодатели этого не понимают.

П.С. Самая странная дуэль случилась во Франции в 1400 году. Один дворянин тайно убил другого и закопал тело, но собака убитого сначала привела людей к могиле, а потом стала набрасываться на убийцу. Решено было устроить суд поединком, и убийца ничего с псом поделать не смог (хотя ему дали для защиту палку), а потому был признан виновным и повешен (The Romance of Duelling in All Times and Countries, Vol. 1, by Andrew Steinmetz, 1868).

Но, несмотря на все запреты, дуэлей меньше не становилось. Наоборот.

Дуэли холодным оружием

Первые дуэльные кодексы, судя по всему, появились в Италии веке этак в XV; и в них уже оговаривается вполне определенное главное оружие — шпага.

Чаще всего шпага в то время не была единственным оружием дуэлянта. В левой руке тоже что-то полагалось держать, например: кинжал, дагу, кулачный (дуэльный) щит или плащ. Техника боя с плащом на левой руке была весьма распространена — им отводили удар и скрывали собственные действия.

Дага — как и шпага, оружие специально для дуэли. У нее узкий клинок, почти как у стилета, но довольно длинный — сантиметров тридцать (а все оружие — около 40-45). Однако чаще дагой, как и любым оружием левой руки в дуэльной технике, не колют, а парируют; удар левой рукой принадлежит к числу редких приемов.

Хотя бы Келюс вспомнил, — сказал он, — о том контрударе, который я показал ему: парировать шпагой и ударить кинжалом.

Вместе с появлением формализованной дуэли начинают появляться и школы фехтования.

На заметку: то, что обычно по-английски называют rapier, — как раз шпага. А рапиру, когда хотят выделить этот класс клинка, называют smallsword. Многочисленные рапиры, например, в играх по D&D — типичная ошибка перевода.

Часто считается, что колющее оружие опаснее рубящего, поскольку напрямую попадает во внутренние органы. В этом есть доля истины, но точнее будет сказать так: дуэли на рубящем оружии реже убивают, однако чаще калечат.

Не забудем и о том, что главнейшие причины смертности на дуэлях той поры — несвоевременное оказание помощи, заражение крови, а также низкая квалификация медиков (французских врачей той поры не случайно высмеивал Мольер — на тот момент корпоративные традиции порядком возобладали над здравым смыслом). Редко противник так-таки бывал убит на месте; но если раненому дать часик полежать на сырой земле, занести грязь в рану, а потом еще (бывало и такое!) врач пропишет кровопускание, шансы на благополучный исход. несколько снижаются.

Еще один претендент на звание первого оружия, для которого появились специальные дуэльные кодексы (как мы помним, кодекс — определяющий признак дуэли), — фламберг. Это чаще всего двуручный или полуторный клинок с волнистым лезвием, который хорошо держал заточку, разрубал доспехи и легкие щиты. Он стоил дорого, но получил огромную популярность у профессиональных бойцов, поскольку давал как следует проявить воинское искусство. Пешие наемники-ландскнехты с его помощью успешно противостояли и тяжелой коннице, и строевой пехоте с пиками или алебардами. Им работают не кистью, а всей рукой, точнее обеими руками, но тем не менее техника боя чрезвычайно изощренная.

Напомню вам, где можно подробнее почитать про Дамские дуэли

Определяющим фактором является пол гусара-персонажа. Пол владельца этого персонажа не имеет значения.

2. Определение оскорбленного лица

  1. Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство или честь.
  • легкие оскорбления, или оскорбления первой степени: оскорбления самолюбия, нарушения вежливости, не затрагивающие чести.
  • тяжелые оскорбления, или оскорбления второй степени: оскорбления чести и достоинства, диффамация.
  • оскорбления действием, или оскорбления третьей степени: реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому. В Гусарском Клубе оскорбление действием может иметь место, например, на маневрах.
  • При одностороннем оскорблении получивший и не ответивший на оскорбление считается оскорбленым.
  • При взаимных оскорблениях одной и той же степени оскорбленным считается получивший оскорбление первым.
  • При взаимных оскорблениях разной степени оскорбленным считается получивший более тяжкое оскорбление.

Если кто-либо из дуэлянтов добровольно уступает противнику выбор оружия, то необходимость в Суде Чести отпадает. Обычно это происходит в случае легкого оскорбления.

Решения Суда Чести обязательны для противников и секундантов, и безапелляционны.

3. Права и обязанности пpотивников

  1. Оскорбленный имеет право выбора оружия: дуэль на смешанном оружии; скриптовая дуэль на пистолетах; скpиптовая дуэль на саблях или шпагах; творческая дуэль на парном оружии; творческая дуэль на свободную тему.

Если оскорбитель принес публичные извинения оскорбленному и оскорбленный признал их достаточными, то удовлетворение дано.

Простое признание оскорбителем своей вины не является достаточным извинением!

4. Секунданты и их обязанности

  1. Каждый из противников должен выбрать себе секунданта.

5. Виды оружия

  1. На дуэлях обычно употребляется оружие трех родов:
    • пистолет;
    • сабля;
    • шпага.

6. Дуэль на смешанном оpужии

  1. Данный вид дуэли хотя и не имеет аналогов в действительности, но зато отличается замечательной пpостотой пpавил, напоминающих детскую считалку "камень, ножницы и бумага".

пистолет сильнее сабли
сабля сильнее палаша
палаш сильнее кинжала
кинжал сильнее пистолета (если вовремя бросить)

Итак, возможны варианты:

Гусар АГусар Б Исход поединка
пистолет сабля гусар Б убит*
сабля палаш гусар Б убит*
палаш кинжал гусар Б убит*
кинжал пистолет гусар Б убит*
пистолет палаш оба гусара ранены
сабля кинжал оба гусара ранены

* - и наоборот, если преимущество в оружии у гусара Б.

Если оба гусара выбрали кинжалы - то оба остались живы, если оба сабли или палаши - ранены, но если оба выбрали пистолеты, то оба убиты наповал.

7. Дуэль на пистолетах

  1. Дуэль на пистолетах бывает следующего вида:
    • в один выстрел;
    • до первого ранения;
    • смертельная дуэль.

При дуэли в один выстрел каждый из противников делает по одному выстрелу, после чего дуэль прекращается.

При дуэли до первого ранения противники обмениваются выстрелами до первого поражения. Если первое поражение нанес стрелявший первым, и его противник в силах стрелять, то он делает ответный выстрел, после чего дуэль прекращается.

При смертельной дуэли противники обмениваются выстрелами до тех пор, пока кто-либо будет не в силах продолжать дуэль по причине смерти или тяжелого ранения. Этот вид дуэли является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить все усилия для того, чтобы отговорить от него противников.

Пеpед каждой паpой выстpелов "бросок монеты" опpеделяет, кто делает первый выстpел в паpе.

  • опытность стрелка. Чем выше звание, тем стрелок опытнее и его меткость выше.
  • возраст стрелка. Чем больше клубный стаж стрелка, тем он старше и его меткость ниже.
  • дистанция выстрела. Чем она выше, тем труднее попасть.
  • опыт участия в дуэлях.
  • определяется факт попадания;
  • определяется место попадания;
  • определяется степень поражения (уменьшение жизненой силы пораженного).

Дистанция менее 20 шагов чрезвычайно опасна! Например, стрелок с меткостью 8 попадает на дистанции в 5 шагов ВСЕГДА. Дуэль на такой дистанции является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить усилия к тому, чтобы по возможности увеличить дистанцию между противниками.

  • голова;
  • правая рука;
  • левая рука;
  • грудь;
  • живот;
  • правая нога;
  • левая нога.

Голова, грудь и живот являются опасными областями поражения.
Ноги и руки - неопасными.
При попадании в опасную область степень поражения увеличивается вдвое.

Попадание в стрелковую руку уменьшает меткость на 2.

при жизненной силе от 1 до 4 - на 1 неделю
при жизненной силе от 5 до 8 - на 5 дней
при жизненной силе от 9 до 12 - на 3 дня

    Перед началом дуэли каждый секундант обязан выяснить стрелковую руку своего подопечного.

Если секунданты не смогли достичь пpедваpительной договоpенности о дистанции стpельбы или о виде дуэли, то в соответствующем меню выбиpается опция AUTO. В этом случае скpипт опpеделяет дистанцию и/или вид дуэли случайным образом.

Пример протокола дуэли:

Стреляются ггг Букин и рр Невструев в декабре 1997 г.
Дуэль до первого ранения на 25 шагах.

8. Дуэль на саблях

    Сабля представляет собой рубящее холодное оружие, имеющее изогнутый стальной клинок с лезвием на выпуклой стороне. Отличие дуэли на саблях от дуэли на пистолетах в том, что имеется возможность парировать удары противника и контратаковать.

  • до первого ранения;
  • смертельная дуэль.

При дуэли до первого ранения противники наносят дpуг дpугу удаpы до первого поражения, после чего дуэль прекращается.

При смертельной дуэли противники наносят дpуг дpугу удаpы до тех пор, пока кто-либо будет не в силах продолжать дуэль по причине смерти или тяжелого ранения. Этот вид дуэли является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить все усилия для того, чтобы отговорить от него противников.

  • определяется, кто атакует;
  • определяется сила атаки и сила защиты;
  • определяется степень поражения (уменьшение жизненой силы пораженного и его мастерства).
  • опытность противников (звание);
  • возраст противников (клубный стаж);
  • преимущество атакующего;
  • опыт участия в дуэлях.

    Перед началом дуэли каждый секундант обязан выяснить боевую руку своего подопечного.

9. Дуэль на шпагах

    Шпага представляет собой колющее холодное оружие, имеющее прямой клинок.

10. Творческая дуэль на свободную тему

  1. Дуэль на свободную тему бывает следующего вида:
    • несмертельная дуэль (дуэль турнирным оружием), при которой проигравший может быть только ранен;
    • смертельная дуэль (дуэль боевым оружием), при которой оба участника могут быть как ранены, так и убиты.

Вид дуэли определяется по взаимной договоренности сторон. При легких оскорблениях рекомендуется дуэль турнирным оружием. Если сторонам не удалось достичь согласия о виде дуэли, решение принимает распорядитель дуэли.

Противник, не приславший работу в сpок, считается убитым в смертельной дуэли и тяжелораненым (10 дней в госпитале) - в дуэли турнирным оружием.

  • оформление работ в едином стиле транслитерации для обеспечения анонимности;
  • выставление работ на анонимное голосование.

Легкораненые направляются в госпиталь на 3 дня, тяжелораненые - на 5 дней.

Исход дуэли для проигравшего:
N - общее количество поданных голосов, N1 - за победителя, N2 - за проигравшего, D - дистанция в шагах.
Разница (N1-N2) <= 3Разница 3 < (N1-N2) <= D/2Разница (N1-N2) > D/2
N2/N > 0.7ЦелЛегкое ранениеТяжелое ранение
0.5 < N2/N < 0.7Легкое ранениеТяжелое ранениеУбит
0.3 < N2/N < 0.5Тяжелое ранениеУбитУбит
N2/N < 0.2УбитУбитУбит

Исход дуэли для победителя:
Разница (N1-N2) <= 3Разница 3 < (N1-N2) <= D/2Разница (N1-N2) > D/2
N1/N > 0.7ЦелЦелЦел
0.5 < N1/N < 0.7Легкое ранениеЦелЦел
0.3 < N1/N < 0.5Тяжелое ранениеЛегкое ранениеЛегкое ранение
N1/N < 0.2УбитУбитУбит

11. Творческая дуэль на парном оружии

  1. При творческой дуэль на парном оружии каждый из участников пишет 2 работы. Одна из них служит "защитой", а другая - "нападением". Для парной дуэли могут использоваться:
  2. эпиграммы (или оды): эпиграмма на себя служит защитой, а на противника - нападением;
  3. буриме: каждый из дуэлянтов присылает 2 пары рифм. Стихотворение на свои рифмы служит защитой, а на рифмы противника - нападением.

  • оформление работ в едином стиле транслитерации для обеспечения анонимности;
  • выставление работ на анонимное голосование.

Турниpное оружиеБоевое оружие
Нападение отбитоНападение слабее защитыНападение слабее защиты
Легкое ранение Нападение сильнее защиты на 0-1.5 балл Нападение сильнее защиты на 0-0.5 балла
Тяжелое ранение Нападение сильнее защиты на 1.5+ балла Нападение сильнее защиты на 0.5-1.5 балл
Убит- Нападение сильнее защиты на 1.5+ балла

  • Голосование 1: нападение участника А против защиты участника Б.
  • Голосование 2: нападение участника Б против защиты участника А.

Главы 1-4 данного Кодекса являются адаптацией "Правил дуэли" Франца фон Болгара, Пер. с нем. Е. Фельдмана. С.-Петербург, 1895; и "Дуэльного Кодекса" В. Дурасова, Град Св. Петpа, 1912.
(По книге Я.А. Гордина "Дуэли и дуэлянты", С.-Петербург, Пушкинский фонд, 1997)

Кодекс пpинят Штабом 8.01.1998.
Последние поправки внесены решением Штаба от 28.01.2008.

“Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя”

“Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому”.

“Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война”.

Что есть дуэль

  1. Цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик;
  3. средство дуэли - смертоносное оружие
  4. для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Об оскорблении и праве оскорбленного

  • легкие - если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности - внешность, манеры, привычки и т. д.. Не являются непреложным основанием для дуэли; более того, самое достойное в таком случае поведение - удачно съязвить в ответ.
  • средней тяжести - если оно соединено с бранью (упрек в мутации, незаконном происхождении; нецензурные выражения, сомнение в чести дамы); тогда оскорбленный может выбрать род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);
  • тяжелые - если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения (предательство, воровство, трусость на поле боя, бесчестное поведение, казнокрадство); в таком случае потерпевший выбирает род оружия и род дуэли.

Оскорбленный теряет право выбора места, оружия, рода дуэли, если его противник извинился, а он не принял извинений.

О роде дуэли

  1. до первой крови.
  2. до тяжелого ранения
  3. до смерти одного из противников.

О вызове

Не допускается: вызов на дуэль начальника подчиненным или старшего младшим по делам, касающимся службы; по личным же обидам, не касающимся службы, допускается вызов подчиненными начальников, офицерами - генералов. Недопустим вызов на дуэль императора, поскольку служба фора императору - постоянная и пожизненная.

  1. лица, опозоренные в общественном мнении;
  2. сумасшедшие;
  3. несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых);
  4. лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины);
  5. должники по отношению к своим кредиторам;
  6. близкие родственники (например, дядя и племянник или дед и внук. Кузены к дуэли уже допускаются);
  7. женщины.

Защищать честь женщины обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник) или тот, кто согласится выступить ее защитником; но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины является ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной сомнительным поведением, не признается право на защиту от оскорблений.

Вызов на дуэль посылается обычно через 24 часа после нанесения оскорбления, ответ - не позже, чем через 24 часа после получения вызова. При этом промедление вызова не считается препятствием к дуэли.

За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз.

О секундантах

1. Каждый из противников выбирает себе секунданта - из зрелых людей, при этом не заинтересованных в деле и не близких родственников (дяди и племянники исключаются, двоюродные братья уже допускаются; то же правило действует и при вызовах на дуэль).

2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться.

3. Обязательным условием дуэли является одинаковое оружие у противников - по длине, отточенности шпаги или сабли.

4.Секунданты обязаны перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия.

5.Дуэльным оружием считается шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон.

Порядок проведения дуэли

1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считается уклонившимся от дуэли.

2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.

3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.

4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.

5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.

6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них.

7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.

9. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

10. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести.

11. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.


На грани нормированности и жестокости (в смысле исхода схватки) в России XVIII века существовала дуэль. Будучи официально запрещенной еще со времен Петра I, она тем не менее долгие десятилетия оставалась частью русской дворянской культуры. Ее не поощряли, за нее наказывали, но одновременно с этим на нее же нередко закрывали глаза. Дворянское сообщество, несмотря на все запреты, не поняло бы и уж тем более не приняло бы обратно дворянина, который отказался бы защищать свою честь на дуэли. Разбираемся, почему ни один уважающий себя дворянин не мог оставить оскорбление без внимания и что отличало дуэль от убийства.

Таким образом, русская дуэль — это ритуал решения конфликтов, который существовал на достаточно ограниченном отрезке русской истории, с середины XVIII до середины XIX века.

Первоначально дуэль рассматривалась как нарушение общественного спокойствия и порядка, самосуд и оскорбление власти, но к XIX веку она превратилась в частное преступление, то есть покушение на жизнь и здоровье конкретного человека. В обществе отношение к ней было разным. Большая часть дворянства воспринимала дуэль как данность, некое наследие, которое не зависит от личного мнения и воли. Она позволяла дворянам почти физически ощутить свою честь, к тому же до определенного времени поддерживала в них чувство ответственности за свои поступки. Ну, а кровожадность дуэли, как правило, осуждалась лишь стариками и женщинами, то есть теми, кто не принимал в ней непосредственного участия.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.


Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

В идеальной ситуации перед дуэлью все участники были равны, однако на практике достигнуть полного равенства было достаточно сложно

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Проводилась дуэль чаще всего за городом, по возможности в безлюдном месте

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий


Условия дуэли были очень жесткими, дуэлянты боролись на краю пропасти — обычно жестокость условий подразумевала обязательный смертельный исход

К тому же, решая конфликт, Печорин с Грушницким нарушили немало правил в ритуале проведения дуэли. Во-первых, Печорин слегка опаздывает на дуэль, желая показать свое истинное отношение к дуэли как к бессмысленному действию, однако его поступок, наоборот, расценивается как трусость и намеренное желание сорвать поединок.

Во-вторых, Грушницкий, поддавшись эмоциям, стреляет в безоружного противника — грубейшее нарушение, поскольку не дает шансов противнику и противоречит дуэльному кодексу, согласно которому дуэль не убийство, а равный поединок. Наконец, Печорин готов простить Грушницкого, несмотря на нарушения и нанесенное ему ранение, и по правилам Грушницкий обязан принять такое перемирие, но вместо этого он подталкивает Печорина к ответному выстрелу и погибает. Дуэль Печорина и Грушницкого не следует традиции, а потому не имела права состояться.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым.

Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

Читайте также: