Кто ответственный за горячую воду в городе

Обновлено: 02.07.2024

Отключение горячей и холодной воды происходит по нескольким причинам, одна из которых – долги по оплате коммунальных услуг. Современная ситуация такова, что у граждан появляется всё больше оснований попасть в разряд неплатёжеспособных жильцов. Поэтому вопрос о полномочиях коммунальщиков и должников является актуальным.

Имеют ли право ТСЖ или УК на отключение водоснабжения в квартире за долги?

Жильцы квартир, обеспеченных коммунальными услугами, согласно ч. 1 статьи 153 ЖК РФ, обязаны оплачивать счета в установленный срок. Согласно ч. 1 статьи 155 ЖК РФ, услуги оплачиваются до 10 числа текущего месяца, если общим собранием не установлены иные сроки, которых следует придерживаться.

В случае грубых нарушений срока выплат, к должникам могут применяться меры воздействия в виде отключения коммунальных услуг. Они регулируются:

  • Ч. 14 статьи 155 ЖК РФ.
  • П. 114 Постановления Правительства (ПП) № 354 от 06.05.11 г.
  • Нормами СанПин 2.1.2.2645-10. .

К злостным неплательщикам жильцы начнут относиться в прошествии двухмесячного срока, который отсчитывается со дня погашения очередного платежа. С этого момента могут последовать не только штрафы, но и отключение некоторых коммуникаций.

Горячее

Такая мера воздействия на должников как прекращение подачи горячей воды в приоритете, так как она не является жизненно необходимым ресурсом. Действия по её перекрытию являются законными, если оплата за услугу не производилась полностью в течение двух месяцев. При условии, что должник не стремится добросовестно решить вопрос о реструктуризации долга и отсрочке его погашения.

Решение суда для прекращения горячего водоснабжения не требуется. Главное, чтобы надлежащим образом было проведено уведомление должника, с соблюдением сроков и процедурных норм.

Холодное

Холодное водоснабжение не может прекращаться даже после надлежащего уведомления должника, в том числе, если он попал в категорию злостных неплательщиков. Это обусловлено нормами СанПиН и положениями п. 119 ПП № 354, которые устанавливают запрет на отключение услуги в случаях:

  • опасности для процессов жизнеобеспечения и здоровья должника;
  • опасности нарушения санитарных условий;
  • дискомфорта для других жильцов.

Выключение холодной воды может стать причиной распространения грязи и неприятного запаха из квартиры должника, что повлияет на добросовестных плательщиков. Это правило распространяется только на отключение в многоквартирном доме (МКД), в частном секторе эти правила не действуют.

Пошаговая инструкция проведения процедуры

Прежде чем отключать коммуникации, к должникам применяется ряд мер, способных выступить предупреждением, и мотивировать его оплатить полученные квитанции. Первая допустимая мера, это начисление пени. Каждый день просрочки платежа допускает начисления пени:

  • в период с 31 по 90 день взимается 1/1300 ставки рефинансирования;
  • по истечении 90 дней, ставка увеличивается до 1/130.

Начисление пени создаёт прецедент накопления долговых обязательств. Следующим шагом будет уведомление должника, с последующим прекращением подачи горячей воды.

Алгоритм законных действий ЖКХ, которые требуется применить к должнику при отключении коммуникаций, указан в п. 119 ПП № 354. Он состоит из следующих обязательных действий:

  1. Поставщик составляет официальное уведомление о появлении долга, указывая его сумму.
  2. Здесь же уведомляет о необходимости его погашения в установленный срок и предупреждает о допустимости отключения воды в случае неуплаты.
  3. Если долг частично или полностью не погашен, то проводится ограничение поставки горячей воды, с последующим прекращением.
  4. Если технически невозможно ограничить её подачу, воду перекрывают без предварительного ограничения.

Ограничение подачи горячей воды действует в течение одного календарного месяца, далее её поставка прекращается.

Прекращение поставки горячей воды может проводиться несколькими способами:

  • путём установления заглушки в трубе водопровода;
  • путём заваривания трубы водоотвода, ведущего в квартиру должника;
  • установлением специальной заглушки из подвала МКД.

Все работы по прекращению поступления горячей воды проводятся за счёт должника. Их стоимость приобщается к сумме общего долга. Перекрытие воды должно сопровождаться опломбировкой источника водоснабжения, во избежание самовольного налаживания подачи воды. После отключения и опломбировки следует составить акт отключения услуги.

Так как целью поставщика является взыскание денежных средств, то прекращение поставок услуг выступает лишь промежуточной мерой. В дальнейшем, если деньги на счёт компании не поступят, она вправе обратиться в суд за взысканием полной суммы долга по счетам, с учётом начисления пени и расходов на технические работы по прекращению услуги. Получение решения суда позволяет взыскать полную сумму долговых обязательств через Службу судебных приставов.

Уведомление должника

К уведомлению задолжавшего потребителя нужно подойти крайне серьёзно, так как малейшее процедурное нарушение может привести к тому, что отключение будет признано незаконным. Процедура уведомления имеет обязательные критерии, которых следует придерживаться:

  • своевременность;
  • письменная форма;
  • наличие подписи уполномоченного лица и печати компании;
  • подтверждаемость факта уведомления.

Должник должен уведомляться специальным документом, полученным им под роспись, не позднее, чем за 30 календарных дней до даты приостановки или прекращения подачи воды. Кроме этого, он должен быть уведомлён за 3 дня до отключения услуги.

В тексте документа должны быть внесены обязательные сведения:

  • сведения об исполнителе и отправителе;
  • сведения о получателе должнике;
  • факт возникновения долга за поставку воды (другие услуги), с указанием суммы;
  • допустимость приостановки или прекращения водоснабжения;
  • обязательность погашения долга;
  • число, до которого следует рассчитаться с поставщиком услуг.

В заключение должна быть поставлена:

  1. подпись руководителя компании;
  2. дата составления;
  3. круглая печать.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

У оператора почтового отделения обязательно нужно получить опись вложения, чтобы в дальнейшем подтвердить, что отправлено уведомление должнику.

Юридическую силу имеет только уведомление, составленное надлежащей организацией. Согласно положениям, указанным в п. 2 Постановления № 354, такой организацией может выступить:

  • ресурсоснабжающая компания;
  • ТСЖ;
  • УК.

Второе уведомление может производиться простым почтовым отправлением, по телефону или устно. Оно выступает напоминанием о вступлении в силу положений, указанных в первичном уведомлении.

Что делать, если законно отключили водоснабжение?

После того как отключили воду в квартире, нужно в первую очередь полностью оплатить долг. Когда вся сумма, или её существенная часть выплачена, нужно с квитанциями обратиться в уполномоченную организацию, отключившую воду. Здесь требуется:

  1. написать на имя руководителя заявление о подключении воды;
  2. указать в заявлении, что долг за воду погашен;
  3. поставить собственноручную подпись и дату подачи заявления;
  4. приложить к заявлению копии квитанций об оплате долга;
  5. зарегистрировать заявление в общем отделе УК, или у делопроизводителя.

На этом основании коммунальщики восстановят подачу горячей воды. Ни при каких условиях недопустимо самостоятельно налаживать водоснабжение, даже если долги погашены, а коммунальные службы медлят с подключением.

Если процедура самостоятельного подключения воды пройдёт благополучно, то самодеятельность бывшего должника ограничится административным штрафом по статье 7.19 КоАП РФ. А в случае нарушений, причинённых неумелыми действиями, приведшими к выводу системы водоснабжения из строя, или к затоплению жильцов, дополнительно будут взысканы средства на погашение причинённого ущерба.

То же касается случаев, когда должник считает, что воду отключили незаконно. Самостоятельно вмешиваться в этот процесс, подключая водоснабжение, ни в коем случае нельзя. Чтобы урегулировать вопрос с незаконным прекращением подачи воды, нужно действовать по установленному алгоритму.

Если уплата долга представляется невозможной, нужно обратиться в компанию с заявлением на имя руководителя. В нём следует указать причину просрочки платежа, а также изъявить просьбу о реструктуризации долга. После того как будет заключен договор по условиям оплаты долга частями, коммуникации могут быть восстановлены. Следует погашать долги, одновременно внося текущие платежи, иначе долг вновь накопится и достигнет критического объёма.

Можно ли предъявить претензию, если незаконно отрезали от коммуникаций?

Незаконным отключение воды можно считать в следующих случаях:

  • если долг за воду меньше, чем за 2 месяца;
  • когда после уведомления должник погасил весь долг или его существенную часть;
  • если отрезали поступление холодной воды;
  • при ненадлежащем уведомлении;
  • в связи с иными причинами, когда отключение было проведено неправомерно.

К другим причинам могут относиться сложные жизненные обстоятельства, когда семья оказалась временно неплатёжеспособной. Об этом следует сообщить руководству компании, с просьбой отменить отключение услуги и гарантировать погашение долга. Такими причинами могут быть:

  • подушевой доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие работы у одного из членов семьи;
  • невыдача заработка работодателем;
  • большое число иждивенцев;
  • один из родителей (или оба) нетрудоспособен.

Если недобросовестное или халатное отношение к вопросу обеспечения водой со стороны ресурсоснабжающей или управляющей компании налицо – нужно писать жалобу.

Куда обращаться?

Вначале заявление подаётся в управляющую компанию. Оно должно быть рассмотрено в течение 3 дней, на основании п. 34 Постановления Правительства от 15.05.13 г. № 416. Если за это время УК не подключит воду, следует подавать жалобу.

  • в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ);
  • в Роспотребнадзор;
  • в прокуратуру.

По факту подачи жалобы будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения – ГЖИ или Роспотребнадзор дадут рекомендации подключить воду. А прокуратура вправе возбудить судебное разбирательство.

К жалобе следует приложить копию заявления, поданного в компанию, ответственную за отключение воды.

Как составить жалобу?

Специального стандарта для составления жалоб не предусмотрено. Поэтому для её написания используется форма заявления:

Сроки рассмотрения

Претензионная жалоба в уполномоченных инстанциях рассматривается в два этапа. Вначале решается вопрос о принятии документа в производство. На это решение отводится 5 дней. Если претензия принята к дальнейшему рассмотрению, ответ по факту проверки должен быть получен в течение 30 дней. Сроки рассмотрения устанавливаются на основании статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.06 г.

Но это не означает, что жильцам следует ожидать подключения воды в течение месяца. После начала проверки контролирующей инстанцией, компания может подключить воду сразу же.

Могут ли вынести отказ по обращению?

Контролирующая инстанция может дать по факту рассмотрения жалобы как положительный, так и отрицательный ответ. Отказ от принятия жалобы в производство может последовать в случаях, когда:

  • жалоба оформлена или написана неверно;
  • не было предварительного обращения в УК;
  • нет оснований считать отключение воды незаконным.

Если документ принят в производство и по факту незаконных действий была проведена проверка, то отказ может последовать только в том случае, если компания доказала, что действовала в отношении должника согласно нормам закона.

Ответ на жалобу должен быть предоставлен:

  • в письменном виде;
  • с указанием причин отказа;
  • с указанием норм статей закона, которыми руководствовалось учреждение, принимая отрицательное решение;
  • с подписями исполнителя и руководителя, скреплёнными печатью.

При получении отказа существует два последующих варианта действий:

  • срочно оплатить долги и на этом основании требовать подключения воды;
  • подать исковое заявление в суд.

Иск в суд подаётся по месту расположения МКД. Срок подачи – 10 дней со дня вынесения отрицательного решения инстанцией, рассматривающей жалобу.

Плановое отключение горячей воды в летний период уже давно стало для нашей страны неприятной, но привычной традицией. Это обосновывается тем, что необходимо проверить исправность, устранить неполадки в системе водоснабжения, и в целом подготовить её к зимнему периоду. Читайте наши статьи о том, как можно узнать, с какого числа не будет горячей и когда ее включат, какие нормативы периода профилактических работ, а также к кому и как обращаться с жалобой.

Ответственность УК или ТСЖ при неправомерных действиях

Если контролирующая инстанция признает незаконность прекращения водоснабжения, то к юридическому лицу, принявшему неправомерное решение, будут применены меры административного воздействия. Они опираются на нормы статьи 19.1 КоАП РФ.

Сумма штрафа составит:

  • 500-1 000 рублей для должностного лица;
  • 5 000-10 000 рублей для юридического лица.

За причинение ущерба лицу, которому была отключена вода, на основании статей 150 и 151 ГК РФ, может взыскиваться соразмерная компенсация. Если действия будут квалифицироваться как самоуправство, наказание руководителя, или иного уполномоченного лица, может быть следующим:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере полугодового дохода;
  • принудительные работы до 200 часов.

Независимо от ответственности, которая была вменена должностному лицу или управляющей компании, долги за воду требуется погасить в полном объёме.

Если долг за воду составляет сумму трёхмесячных выплат, эту услугу могут отключить. Допускается только отключение горячей воды, холодную воду в МКД отключать нельзя. После оплаты нужно написать заявление в УК, а если водоснабжение отключено незаконно, можно подать жалобу или исковое заявление в суд.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Порядок отключения горячей воды

В любом городе нашей страны в летний период отключение горячей воды стало уже почти традиционным.

Удивительно, но большинство людей не волнует, что в их дома не поступает теплая или холодная вода.

Жильцы считают приемлемым, что в какое-либо время суток ее поступление приостановлено. Это вызывает множество неудобств, поэтому существуют нормативные акты, содержащие продолжительность прекращения ГСВ.

Законодательное регулирование вопроса

Под понятием “горячее водоснабжение” подразумевают поступление воды повышенной температуры в жилые и производственные помещения для осуществления отопительной функции и обеспечения хозяйственных надобностей.

ГВС может быть централизованным и местным. В первом случае воду выдают из котельной или второго контура охлаждения электростанций, которую в последующем распределяют по жилым и общественным зданиям. Местное обеспечение ГВС устанавливается для 1 или некоторого числа домов. Оно рассчитано на малое расстояние: десятки метров. Воду нагревают за счет котлов небольшого объема путем электрического или газового обогрева.

Существуют законодательные акты, благодаря которым осуществляется контролирование прекращения снабжения жильцов горячей водой. К ним относятся следующие:

Законы про отключение горячего водоснабжения

  • Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г. В них сказано, что при проведении в летнее время ремонта на каких-либо системах теплопотребления, отключение ГВС осуществляется единовременным образом. Их продолжительность при прекращении обеспечения услуги составляет 14 дней. Исполнитель, отвечающий за обеспечение коммунальных услуг, вправе устанавливать для каждого случая свою длительность ремонта.
  • Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПин 2.14.2496-09 №20 от 7 апреля 2009г). В них указывается, что проведение планового профилактического ремонта с прекращением ГВС не может продолжаться свыше 14 дней.

Однако такие организации, имеющие статус повышенной эпидемической значимости (медицинские структуры, дом-интернат, школы и детские сады), во время выполнения ежегодных работ горячую воду получают из личных резервных источников. Это обязательно предусматривается еще на этапе создания проекта.

Основные причины

В летнее время ГВС отменяется из-за выполнения каких-либо ремонтных или профилактических работ на ТЭЦ или на самих трубопроводах. Обычно проверяют трубы и тепломагистрали на предмет повреждений: на испытуемый участок подается вода под высоким давлением. Таким способом фиксируется наличие или отсутствие потерь.

Зачем отключают горячую воду летом

Перед отключением организация предупреждает жильцов, направив им уведомление о начале вынужденных перебоев с обеспечением горячей воды. Если такого оповещения не поступило, скорее всего произошла поломка на ТЭЦ или распределительной системе, отчего экстренно приостановили подачу горячей воды.

Продолжительность

  • 8 часов в сумме на протяжении 1 мес., на четыре часа разового отключения, а при образовании аварийных нарушений на тупиковой магистрали – на одни сутки подряд.
  • Согласно СанПин 2.14.2496-09 от 7 апреля 2009 № 20: ежегодно во время ремонта или профилактических работ на ТЭЦ или трубопроводах прекращение обеспечения ГВС не должно составлять свыше 14 дней.

Исходя из указанного, исполнитель вправе отключить поступление горячей воды в летнее время на продолжительность не свыше 2 недель!

На сколько отключают горячую воду

Кроме того, п.49 Порядка гласит, что плановое отключение ГВС происходит после обязательного письменного оповещения жильцов не позже 10 рабочих дней до прекращения подачи горячего водоснабжения.

Как узнать о планируемом прекращении подачи по конкретному адресу

При отключении без предупреждения

Что делать, если отключили горячую воду без предупреждения

Если ГВС было приостановлено без какого-либо оповещения вне графика или на большее количество дней, первым делом стоит расспросить управляющую компанию и аварийно-диспетчерскую службу. Эти структуры отвечают за фиксирование обращений и предоставляют необходимую жильцам информацию. Стоит отметить, что подобное отключение могло произойти из-за непредвиденных поломок, стихийного бедствия или другого нарушения нормальной работы сети.

Однако бывают такие случаи, когда горячая вода не соответствует необходимым показаниям: появляется теплая или холодная либо из крана идет жидкость ржавого цвета, а ЖКХ игнорирует ваши жалобы. Тогда жильцы могут обратиться с претензиями в департамент ЖКХ, администрацию, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, жилищный комитет либо прокуратуру района или области.

Учитывая ситуацию, человек, обратившийся в суд, может получить выплату компенсации за незаконное и непредвиденное прекращение подачи ГВС.

Ответственность за нарушение порядка

Если выполнение обязанностей по подаче горячей воды происходит неудовлетворительно, на организацию, предоставляющую свои услуги, можно пожаловаться. Однако кто именно ответственен за несоблюдение норм? Чтобы ответить на вопрос, нужно определить конкретную организацию.

Она зависит от того, как именно управляется здание, поэтому таких структур несколько:

За отсутствие надлежащего обеспечения жильцов горячей водой возможные последствия указаны в ст.7.23 КоАП РФ. В ней содержится информация, что в случае нарушения исполнителем оказания необходимого качества или продолжительности обеспечения жителей коммунальными услугами, взимается административный штраф на должные лица в сумме 500-1000 рублей, а на юридические – от 5000 до 10000 рублей.

Из-за осуществления летом ежегодного ремонта на ТЭЦ или на самих трубопроводах подача жильцам горячей воды в это время прекращается. Законодательство четко устанавливает длительность данных работ. При несоблюдении норм в предоставлении коммунальной услуги собственники не только не оплачивают горячее водоснабжение, но и могут претендовать на компенсационные выплаты с организации в виде административного штрафа и пеней.

О сроке прекращения подачи горячего водоснабжения смотрите в следующем видеосюжете:

Горячее водоснабжение жилых домов - это снабжение их горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома или жилого дома, а также в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Отношения в сфере горячего водоснабжения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Забор воды из водного объекта регулируется водным законодательством.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Горячее водоснабжение жилых домов включает приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения гарантирующей организацией, определенной решением органа местного самоуправления поселения или городского округа. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Общие правила осуществления горячего водоснабжения устанавливает статья 7 главы 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирных и частных жилых домах осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила).

Условия предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Объем потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса для горячего водоснабжения определяется по показаниям индивидуального или общего квартирного прибора учета.

При отсутствии индивидуального прибора учета расхода горячей воды объем коммунального ресурса определяется исходя из норматива потребления горячего водоснабжения и количества граждан, постоянно и временно проживающих в такой квартире.

Расчетный объем потребления горячей воды для особых случаев определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 Правил, а при отсутствии таких данных определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре горячего водоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства РФ о водоснабжении.

Приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение объем горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибором учета, определяется по формуле 12, а в не оборудованном общедомовым прибором учета - по формуле 15 Приложения 2 к Правилам.

Требования к качеству коммунальных услуг для горячего водоснабжения определены в Приложении 1 к Правилам:

    Бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года
      Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги:

    Давление в системах горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).

    Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.

    Тарифы на горячую воду

    С 1 января 2022 года российские новостройки могут в обязательном порядке перейти на закрытую систему теплоснабжения. Этот порядок предусматривает законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме. Что после этого будет с открытыми системами, когда горячая вода в квартиры поступает с ТЭЦ, конденсационной.

    Механизм привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

    По поручению Генпрокурора Игоря Краснова по всей стране прошли проверки тарифов на горячее и холодное водоснабжение для населения, включая подогрев воды.

    Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

    В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. Обслуживанием электросчетчиков в местах общего пользования (на лестничных клетках и площадках) должна заниматься организация, имеющая их на своем балансе. Это может быть ЖЭК, ТСЖ, электроснабжающая организация и т.д.

    Решение этого вопроса зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления своим домом. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

    Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

    В монографии подвергнуты конструктивно-критическому анализу организационные основы современной практики энерго- и ресурсосбережения в территориально-хозяйственных системах, ядром которых выступают находящиеся в тесной взаимосвязи капитальное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. В дискуссионной форме рассматриваются научно-прикладная проблематика этой области общественной практики.

    Учебное пособие подготовлено для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по специальностям и рабочим профессиям укрупненной группы "Техника и технологии строительства", в частности получающих профессию "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства".

    Если все жильцы МКД перешли на "прямые" договоры с ресурсоснабжающей организацией (РСО), а отдельного договора между управляющей компанией и РСО нет, то и в этом случае РСО отвечает за качество ресурсов лишь до границ общего имущества многоквартирного дома. И если температура горячей воды в этой точке составляет +65°C, то обязанности РСО как исполнителя коммунальной услуги выполнены, а требования СанПиН 2.1.4.2496-09 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) – исполнены.

    Ранее жилинспекция провела проверку по жалобам жильцов многоквартирного дома на холодную "горячую" воду. Действительно, на момент проверки температура горячей воды в точках водозабора составила +41,8°C и +57,2°C, при том что санитарные нормы требуют, чтобы она была не ниже 60°С. В такой ситуации следует выдать "горячее" предписание, но вот кому?

    Какова допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в течение одного месяца? Ответ – в "Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Все жильцы в доме перешли на "прямые" договоры, оплачивают горячую воду непосредственно РСО, а между РСО и управляющей МКД организацией договорных отношений нет. Выходит, исполнителем услуги по горячему водоснабжению однозначно является ресурсоснабжающая организация, и ей же, по мнению ГЖИ, следует выдать предписание: обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества и обеспечить подачу нормативной температуры горячей воды в точку водоразбора (по адресу проверенной квартиры) не ниже +60°С.

    Попытка оспорить предписание, поначалу, была неудачной: арбитражный суд счел, что – поскольку РСО является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников названного МКД, – то пусть и обеспечит такую температуру поставляемого ресурса на границе ввода в дом, чтобы в конечном итоге потребитель получил горячую воду температурой не ниже +60°С. То есть РСО нужно подогревать ресурс еще сильнее – чтобы с учетом остывания и внутридомовых потерь жители все равно получили бы действительно горячую воду.

    Однако апелляционная и кассационная инстанции отменили и решение первой инстанции, и само спорное предписание:

    • РСО – согласно ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса и п. 21 Правил № 354 – отвечает за поставки своих ресурсов надлежащего качества лишь до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией;
    • иного в спорном случае не установлено – ни в договорах с потребителями, ни договором между РСО и УК (его просто нет);
    • поставка горячей воды исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, причем с установленной нормативной температурой;
    • однако, это можно обеспечить лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества МКД – инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя. Но ни в компетенцию, ни в функции РСО при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества МКД, и РСО не может нести бремя негативных последствий за содержание общего имущества МКД в состоянии, не обеспечивающем доставку горячей воды до потребителя;
    • зато лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в МКД (то есть управляющая компания), в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в МКД на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (п. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
    • РСО обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 65,0°С. Следовательно, исполнителем коммунальной услуги в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354, обязанность по поставке коммунального ресурса с установленной нормативной температурой выполнена надлежащим образом;
    • притом не доказано, что для доставки горячей воды с установленной нормативной температурой непосредственно потребителю необходимо уже на границу эксплуатационной принадлежности поставлять воду горячее +65,0°С;
    • а значит, предписание неисполнимо и подлежит отмене.

    ВС РФ согласился с тем, что предписание недействительно, так как инженерные системы и оборудование, расположенные внутри МКД и внутри квартиры, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

    Читайте также: