Родоначальник философии права как систематизированного научно философского знания

Обновлено: 28.06.2024

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII – середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие её представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали большое влияние на философскую мысль в целом и на философско-правовую в частности.

С их именами связана глубокая философская разработка проблем права, государства, закона. Не случайно, что их концепции считаются классикой философии права и рассматриваются многими исследователями в виде общетеоретической основы философии права как научной дисциплины. Значительное место в философско-правовых учениях данного периода занимают также историческая школа и правовая концепция марксизма.

Учение И. Канта о праве и государстве опирается на трансцендентальную философию и непосредственно связано с противопоставлением области теоретического и практического разума.

Практический разум – это область нравственных долженствований. Всё кантовское учение о праве и морали предстаёт как учение о социальных регуляторах, о должном и недолжном, социальных отношениях и вообще человеческих действиях.

Сфере теоретического разума соответствует естественный закон, сфере же практического – закон свободы.

Истоки идеи должного (как нравственной, так и правовой), по И. Канту, следует искать не во внешнем мире, не в сфере опыта, а во внутреннем мире субъекта. В этом и заключалось основное требование принципа субъективности применительно к сфере нравственности и права.

Императив в его понимании – это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определённого вида. Все императивы И. Кант подразделяет на две группы – гипотетические и категорические, которые характеризуют разные стороны человеческого духа.

Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетических императивов, И. Кант квалифицирует не как моральные, а как легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом, не противоречащие его интересам и задачам развития цивилизованных отношений.

Применительно к правовой тематике принцип гипотетической императивности достаточно точно мог бы характеризовать регулятивную природу норм позитивного права. Легальные поступки, соответствующие нормам позитивного права, – это поступки, представляющие собой действия, формально совпадающие с требованиями закона. При этом мотивы их могут быть самыми разными, в том числе имморальными.

Категорический императив – это, безусловное, нравственное предписание о должном поведении человека как разумного существа, обладающего свободной волей. Исполнение этого предписания является совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли в результате этого человек для себя пользу или нет.

Первая формулировка категорического императива подразумевает требование того, чтобы человек как разумное существо поступал в соответствии с его требованиями из уважения к самому закону, из сознания своего долга; вторая – требование того, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нём не средство для достижения своих целей, но только самостоятельную, абсолютную самоценность. Эта формулировка – исходный постулат кантовской философии о ценности личности, идеи о человеке как цели самой по себе, как высшей ценности. То есть человека, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти.

Для И. Канта категорический императив – это нравственный закон. Он не навязан человеку извне, но находится в нём самом. В качестве закона он обладает следующими качествами: объективностью, абсолютностью, необходимостью, универсальностью. В качестве такового он запрещает делать людям то, что, став всеобщим правилом поведения, привело бы к разрушению основ цивилизованного общежития.

Методологическая проработка И. Кантом проблемы категорического императива имеет огромную ценность для обоснования сущности естественного права. Идея категорической императивности естественно-правовых норм позволяет обосновать их безусловную повелительность для общественного и индивидуального правосознания. Она доказывает, что их адресатом являются все, без исключения, субъекты правоотношений. Перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых требований все равны, поскольку эти требования доводят до людей содержание всеобщего нравственного закона.

И вот тут важно подчеркнуть, что, по И. Канту, решение сложной проблемы, связанной со свободой и антагонизмом среди людей, состоит в определении и сохранении границ свободы. По этой причине необходимо, чтобы произвол каждого лица был поставлен в обществе в определённые границы с тем, чтобы никто не мог нарушить свободу других. Лишь при этом условии свобода согласуется сама с собой. Эту задачу, с точки зрения И. Канта, и выполняет право.

Для осуществления указанных требований всеобщего правового закона необходимо, чтобы существовали какие-то реальные гарантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определённой принудительной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требования, препятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Без этого право было бы бессильно, а категорический императив в форме всеобщего закона права не имел бы безусловного значения и не препятствовал правонарушениям. Вот почему всякое право должно выступать как принудительное право.

И. Кант делит право на естественное и положительное. Естественное право, считает он, по своему происхождению априорно – существует до всякого опыта и базируется на требованиях разума. Иными словами, по И. Канту, естественное право – это право, каким оно должно быть согласно требованиям практического разума.

Положительное право – лишь исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Отсюда можно сделать вывод, что правовая теория И. Канта – это теория естественного права, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума.

И. Кант также различает право в широком смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и в силу этого основаны на справедливости и на крайней необходимости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).

1) свобода каждого члена общества как человека;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.

Моральная автономия предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.

Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.

Гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.

Вершина классической немецкой философии – Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831). Он является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Г. Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошёл в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

Истокиправа, утверждал Г. Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для неё характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа. Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права.

Г. Гегель подразделяет диалектическое развитие духа на три ступени:

1) субъективный дух (антропология, философия духа и психология);

2) объективный дух (право, моральность, нравственность);

3) абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия).

Идея свободы пронизывает всю эту триаду, поэтому Г. Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

Само право, согласно триаде, существует в трёх ипостасях:

1) идея права, которая проявляется как свобода воли;

2) особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства;

3) позитивное право – как закон.

Предметом философского рассмотрения права Г. Гегель считал только первую его ипостась, то есть идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени:

1) абстрактное право (тезис);

2) мораль (антитезис);

3) социальная этика, нравственность (синтез).

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Г. Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесённого индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Г. Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Социальная этика (нравственность) у Г. Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развёртывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей.

В семье, считал Г. Гегель, всё пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе. Брак – институт, основанный на разуме, к которому влюблённость не имеет отношения.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде:

1) отношения государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция);

2) отношения государства с другими государствами;

3) переход государства в мировую историю.

Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность.

В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей, поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Г. Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн.

В синтезе переходагосударства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определённых рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.

Читайте также: