Как делать анализ пособия

Обновлено: 30.06.2024

2.Установить количество часов, отведенных на изучение этого раздела.

3.Определить цели и задачи раздела.

4.Определить структуру этого раздела.

5.Изучить содержание раздела.

6.Выделить интеллектуально–познавательный компонент (знания) раздела.

7.Выделить и проанализировать понятийный аппарат раздела.

8.Выделить действенно – практический компонент (умения) анализируемого раздела.

9.Выделить методы и приемы изучения данного раздела.

Задание 2.Изучите Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Какие УМК включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России? Проанализируйте учебники по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и изобразительному искусству по предложенному алгоритму. Сделайте вывод о соответствии учебников современным требованиям к обучению младших школьников.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА

1.Выписать выходные данные, имеющиеся на титульном листе учебника.

2.Определить, как соотносится теоретический материал с положениями науки.

3.Описать структуру учебника.

1).Показать, как реализуются основные функции: а)информационная, б)трансформационная, в)систематизирующая, г)развивающая, д)воспитательная.

2).Выяснить различные способы подачи нового материала в зависимости от характера научных фактов, явлений и особенностей учебной задачи.

3).Аргументировать разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости.

4).Обосновать наличие иллюстративного материала (рисунки, схемы, таблицы, иллюстрации).

а. Проанализировать материал, с помощью которого происходит обучение младших школьников способам деятельности (образцы разборов, образцы рассуждений, способы применения правил).

б. Определить значимость и полезность справочного материала учебников.

в. Отметить наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование специальных умений и навыков.

Практическое занятие № 5

Тема: ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ

Литература

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование).

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

6. Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.

Дополнительная литература

1. Абасов З. Формы обучения – групповая работа //Директор школы. 1998. № 6. С.62-66.

2. Безрукова В.Достоинства и недостатки современного урока.//Директор школы.- 2004.- №1.- С.23; №2.- С.33.

3. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

5. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.

6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.

7. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

8. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

9. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

10. Попова С.В. Мой взгляд на современный урок //Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 70-74.

11. Приступа Т.Н. О типе, структуре и системе уроков //Начальная школа. - 1990. - № 11. - С.54-58.

12. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

13. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114 с.

14. Яковлев М.Н. , Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.- М., 1985.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Подготовьтесь к дискуссии по следующим вопросам:

- каковы существенные признаки урока?

- как определяется тип и вид урока?

- какой урок можно считать проблемным, интегрированным?

- что является главным при планировании урока?

- каковы важнейшие критерии оценки современного урока?

Задание 3. Подготовьте письменный ответ по характеристике типологии уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сформулируйте основные цели и пути их достижения для урока каждого типа, выделите структурные компоненты уроков, составьте алгоритм моделирования данных уроков.

1тип урока - открытия нового знания (ОНЗ).

2тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

3 тип. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

4 тип. Уроки развивающего контроля

5тип урока – урок – исследования (урок творчества)

II. ПРАКТИКУМ

Задание 3. Посетите уроки разных типов в традиционной системе обучения и проанализируйте их по алгоритму. Провести наблюдение урока (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время урока, означающее начало каждого нового вида работы. Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной школе.

Читайте также: