Кто является ответственным за содержание дорожного полотна

Обновлено: 02.07.2024

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ.

Ущерб от ям и выбоин

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.

Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился.

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.

При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.

В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины.

Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.

«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.

Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено.

При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.

Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ.

В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции.

Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.

Когда крыша не включается в общее имущество собственников в МКД

УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме

Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.

Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.

Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет. Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления. К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.

Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД

  1. Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.
  1. Проведена ли проверка и фиксация нарушений в рамках законодательства.

Согласно п. п. 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, а покрытие проезжей части – дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.

Суд сделал заключение, что не всякое повреждение дороги и тротуара может быть признано недостатком в их состоянии и содержании. При этом в силу п. п. 9.1.1, 9.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц осуществляют приборами, включёнными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке.

  • не устанавливал отклонения покрытии дорог и тротуаров от нормативных требований;
  • не использовал какие-либо измерительные приборы, имеющие поверку и сертификат;
  • не проводил фотофиксацию, позволяющую наглядно оценить повреждения дорожного полотна;
  • не описал повреждения.

Суд заключил, что представленные материалы проверки не являются достаточными и не позволяют суду сделать однозначный вывод о наличии в действиях УО факта ненадлежащего состояния элементов благоустройства придомовых территорий. Следовательно, у органа ГЖН нет фактических оснований для принятия предписания.

Документ был признан недействительным. Орган ГЖН подал жалобу в апелляционный суд, но тот не нашёл оснований для изменения решения первой инстанции.

Об обязанности УО обеспечить оплату ЖКУ наличными и без комиссии

УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД

Надзорное ведомство направило жалобу в кассационный суд, указав, что значительность повреждений покрытия дороги свидетельствует о неисполнении УО своих обязанностей на протяжении длительного периода. Недостатки дорожного полотна возможно установить при визуальном осмотре, без проведения замеров специальными измерительными приборами.

Кассационный суд, согласившись с выводами о том, что УО отвечает за содержание придомовой территории, в том числе за проезды и тротуары, занял иную позицию по вопросу доказанности нарушений в действиях компании. Согласно п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.

Спорные проезды и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014. Поэтому проведение замеров повреждённых участков специальными приборами не обязательно. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах.

Размер повреждений покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок устранения таких повреждений. Таким образом, как отметил суд, предписание органа ГЖН выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований и является правомерным. Аналогичная позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу № А42-8286/2019.

Суд кассационной инстанции отменил решения коллег и отказал УО в признании предписания недействительным.

Запомнить

Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.

Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.

Сегодня в разгаре технологического прогресса XXI века существенной проблемой многих городов России является состояние дорог. Количество автомобилей с каждым годом растет, а значит, растет бюджет на строительство и ремонт дорог за счет транспортного налога. Но состояние дорог не всегда соответствует ожидаемому результату. Кто отвечает за дороги в городе, за их состояние и контроль мы разберем подробнее ниже в статье.

Кто отвечает за дороги в городе?

Кто отвечает за дороги в городе?

За все дорожные проблемы и долгое отсутствие реконструкции состояния проезжих частей все хором винят департаменты ГИБДД, ЖКХ или административно – техническую инспекцию. Происходит обвинение местных властей в связи с отсутствием знаний, кто именно несет ответственность за проблемы данного рода.

Важно помнить! В соответствии с законодательством ответственность по состоянию и повреждению дорог полностью лежит на должностных лицах специализированных дорожных организаций. Они в свою очередь производят ремонтные работы и реконструкцию определенных участков дорог по договорам разового или долгосрочного характера.

Кто отвечает за дороги в городе?

Кто отвечает за дороги в городе?

Кто отвечает за дороги в городе?

Максимально допустимые нарушения целостности дорог

Разобравшись в вопросе, кто отвечает за дороги в городе, теперь рассмотрим допустимые нарушения качества и целостности проезжих частей в соответствии с Российским ГОСТ – ом № 50597 – 93:

Максимальная глубина просадок, выбоин и ям не должна превышать 5 см, длина нарушения должна быть не более 15 см, а ширина не должна быть больше 60 см. При несоответствии дорожного покрытия хотя бы по одному нормативу – специальные службы обязаны выставлять дорожные знаки. При наличии повреждения в темное время суток или при условиях недостаточной видимости дорожные службы обязаны оградить яму заграждением в сопровождении с предупредительными сигналами.

Кто отвечает за дороги в городе?

В городских условиях срок устранения повреждения на дороге составляет 5 – 10 суток в зависимости от размера. Дороги федерального уровня или скоростные магистрали должны быть отремонтированы в срок не более 5 дней.

Куда может обратиться гражданин при невыполнении требований по ремонту дорог?

При обнаружении нарушения технического регламента по состоянию автотранспортных дорог любой гражданин может обратиться с жалобой в управление по ремонту и содержанию городских дорог Департамента ЖКХ и благоустройства города.

Ниже приведен список примерных ситуаций, в случае которых обращение в управление возможно:

  • При желании узнать начало и сроки проведения ремонта и реконструкции определенных участков дорог;
  • При обнаружении на объекте дороги угрозы или наличия чрезвычайной ситуации;
  • При обнаружении факта состояния проезжей части в ненадлежащем состоянии;
  • При обнаружении выполнения работ дорожной фирмой не по нормативно – установленным правилам (отсутствуют необходимые дорожные знаки, очередная работа производится в ненадлежащих погодных условиях и прочие ситуации);

Кто отвечает за дороги в городе?

  • При наличии установленных фактов ненадлежащего качества выполненных работ по реконструкции, ремонту или строительству дорог;
  • При обнаружении факта бесхозности проезжей части (не находится в чьей – либо собственности).

При обращении в управление ответ официально в письменном виде на установленном бланке учреждения дается в течение 30 дней (должны быть контактные данные обратившегося).

Органы власти, контролирующие техническое состояние дорог

Городская дорожная инспекция. Организация осуществляет контроль над соблюдением:

  • Проведения земельных, дорожных, ремонтных работ и строительства в соответствии с регламентом;
  • Выездных проверок по контролю над подрядчиками.

В инспекцию необходимо обращаться в связи с обнаружением вопросов о недостаточном содержании дорожных покрытий и разметок, покрытия асфальтом, дворовых территорий и внутриквартальных проезжих дорог.

ГИБДД УВД. Инспекция по дорожной безопасности контролирует состояние дорожно – уличной сети. Любой автолюбитель имеет возможность пожаловаться в инспекцию на:

  • Отсутствие дорожных знаков,
  • Наличие ямы на дороге;
  • Неработоспособное состояние светофора;
  • И прочие нарушения.

Кто отвечает за дороги в городе?

После поступления жалобы составляется акт нарушения, по необходимости делаются фотографии, и выдается предписание с определенным сроком для устранения проблемы. Далее сотрудником ГИБДД проводится контроль исполнения и в случае несоблюдения сроков организация привлекается к ответственности административного характера с повторным предписанием и новыми установленными сроками. При неэффективном результате, информация о несоблюдении своих обязанностей по исполнению предписания направляется в прокуратуру.

Любой гражданин при нарушении собственных прав по части содержания дорог имеет возможность также обратиться в орган прокуратуры по территориальному месту нахождения. Обращение может быть индивидуального или коллективного характера. Письменное обращение рассматривается прокуратурой в течение 30 дней с даты регистрации. Далее производится обязательная проверка, в результате которой появляется возможность обратиться в суд.

Действия при ДТП в связи с ненадлежащим состоянием дорог

Ниже приведена подробная инструкция к действиям гражданина, попавшего в ДТП по причине плохого состояния дорог:

  • Вызвать сотрудников ГИБДД. До приезда инспекции автомобиль не трогать и не сдвигать с места. Необходимо найти свидетелей и записать их контактные данные с адресом проживания и паспортными данными (свидетелями могут быть пассажиры, в том числе родственники);
  • При составлении протокола инспектором, необходимо перепроверить наличие ям и их размеров, а также отсутствие ограждений и необходимых знаков. При отсутствии данных сведений в протоколе, необходимо потребовать занесения необходимых сведений в присутствии понятых. После заполнения всей документации, необходимо потребовать копию протокола.
  • Необходимо зафиксировать дорожные нарушения с помощью видео и фото съемки с желательным указанием даты съемки и времени.
  • При составлении акта необходимо будет приложить имеющиеся фото и видео доказательства.

Важно помнить! Законодательством РФ нормируется проведение экспертизы на подлинность фото и видео съемки. Не стоит забывать зафиксировать в акте показания и данные свидетелей. Подписывать акт должен пострадавший и все заявленные свидетели.

  • В случае дискомфорта по состоянию здоровья водителя и пассажиров после происшествия, необходимо обратиться в поликлинику для установления факта состояния здоровья на текущий момент в задокументированном виде.
  • Инспекторы ГИБДД должны предоставить пострадавшему данные, в чьей ответственности находится участок дороги (организация будет ответчиков при возникновении судебных разбирательств). Если инспекция отказывается предоставить данные, возможно запросить их через местную прокуратуру.
  • Имеет смысл сделать официальное письменное предложение организации – виновнику возместить вред добровольным урегулированием (указать время на раздумье). Сумма ущерба в таком случае рассчитывается специализированной оценочной компанией.
  • При отсутствии реакции на предложение о добровольном урегулировании проблемы, необходимо написать заявление в суд с приложением всех имеющихся документов.

В статье рассказывается:

Нормативы содержания дорог приведены в соответствующих документах, однако некоторые положения фигурируют в смежных ГОСТах, федеральных законах и т. д. В целом, ответственность за состояние автомобильных дорог накладывается на региональные и муниципальные власти.

Помимо регламентов, существуют и вспомогательные системы, которые помогут службам осуществлять контроль за состоянием дорог и вовремя приводить их в должное состояние. В нашей статье мы расскажем о наиболее значимых нормативах содержания, приведем выдержки из различных документов, которые относятся к содержанию дорог и представим систему, отвечающую современным нуждам дорожного хозяйства.

Основные нормативы содержания дорог

Данный стандарт устанавливает максимально допустимые размеры дефектов (выбоин, просадок и т. д.). Предельные длина, ширина и глубина составляют соответственно 15 см, 60 см и 5 см.

Основные нормативы содержания дорог

Основные нормативы содержания дорог

Здесь же регламентируется обязательное соответствие люков смотровых колодцев положениям ГОСТ 3634. В частности, крышка люка не должна смещаться относительно уровня поверхности более чем на 2 см.


Выявленные нарушения должны быть устранены в течение суток с момента обнаружения. Значительно поврежденные элементы люков необходимо сразу же оградить и обозначить требуемыми дорожными знаками. На полную замену разрушенных крышек и решеток отводится максимум 3 часа.

Поврежденные дорожные знаки восстанавливаются или заменяются в течение 3 суток после выявления повреждений. Исключение составляют знаки приоритета (2.1-2.7 ПДД) — на их замену или ремонт отводятся 1 сутки.

Основные нормативы содержания дорог

Статья 12 данного акта, посвященная правам и обязанностям полицейских, гласит:

В документе регламентируются основные требования по обеспечению безопасного дорожного движения в ходе капитального ремонта, строительства и проектирования автодорог. Следить за соблюдением технических регламентов и других нормативных актов при строительстве и реконструкции дорог поручается представителям государственного строительного надзора органов федеральной или региональной исполнительной власти. Уполномоченные лица устанавливают соответствие указанным нормам путем составления заключения на основании законов РФ о градостроительной деятельности.

Требования к дорожной безопасности при ремонте и обслуживании автодорог, установленные настоящим Федеральным законом, заключаются в нижеследующем.

  • Ремонтные и сервисные работы на дорогах Российской Федерации должны выполняться с соблюдением условий для безопасного дорожного движения. Если техническое состояние автодороги соответствует регламентам и нормативам безопасности дорожного движения, составляется акт контрольного осмотра или обследования. Контрольные мероприятия выполняются при участии профильных представителей исполнительной власти.
  • Обеспечивать состояние дорог, соответствующее регламентам и нормативным актам, в ходе обслуживания этих дорог должны сами обслуживающие организации.

Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период

Под содержанием автодорог понимается комплекс мер инженерно-технического характера по регулярному обслуживанию элементов дорожной сети (включая полосу отвода) для поддержания этих элементов в нормативном состоянии на протяжении года и для их восстановления в случае незначительных повреждений или деформаций. Качественные и полноценные сервисные работы способствуют замедлению процесса ухудшения эксплуатационных показателей дороги.

  • снижение переувлажнения земляного дорожного полотна грунтовыми и талыми водами весной;
  • регулярное обслуживание элементов земляного полотна, включая обочины и откосы, а также устранение незначительных нарушений в летнее время;
  • предупреждение осеннего переувлажнения земляного полотна.

Чтобы обеспечивать требуемые эксплуатационные свойства дорожных элементов, указанные работы нужно проводить систематически. В числе таких мероприятий стоит отметить профилирование дорожного покрытия, устранение отдельных ям и общей колейности. В период сухой погоды также проводится обеспыливание.

Летом покрытие автодорог регулярно очищаются от пыли и грязи. Это особо важно делать в неблагоприятную погоду. Для очистки используются металлические щетки, поливочные и подметальные машины. При этом соблюдается технология работ от оси дороги к обочине. Если проезжая часть имеет центральный разделитель, уборка ведется, начиная от левой кромки дорожного покрытия по ходу движения. Следующие проходы техники осуществляются правее с перекрытием предыдущих проходов на 0,25-0,5 м.

Поврежденные участки необходимо подготовить. Для этого выполняются следующие операции:

  • обрубка участков по контуру с заходом на неповрежденные части полотна на 3-5 см (группа ям или выбоин, расположенных рядом друг с другом, объединяется в один участок);
  • удаление старого асфальтобетонного покрытия, очистка и при необходимости просушка поврежденного участка;
  • грунтовка стенок и дна ямы или выбоины с использованием жидкого материала (битум, гудрон, нагретый до 60 градусов Цельсия деготь) исходя из нормы 0,3-0,5 л/кв. м.

Обработанная таким образом выбоина или яма затем заполняется литым асфальтом, щебеночной или гравийной смесью с включением вяжущих и влажных компонентов (ВОМС), асфальтобетонной смесью в горячем, теплом или холодном виде.

Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период

Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период

Для заделки крупных трещин (шириной 5 мм и более) используется мастика, мелкие трещины заделываются битумом и затем минеральным порошковым материалом. Технология устранения крупных трещин следующая: очистка от загрязнений сжатым воздухом, стальной щеткой или металлическими крючками; смачивание участка растворителем на органической основе из расчета 0,1-0,15 л/кв. м с использованием распылителей либо краскопультов; заливка трещины ремонтным материалом.

Поверхность дороги гидрофобизируется (защищается от воздействия влаги). Работы должны выполняться в сухую погоду при температуре +5 градусов Цельсия или выше. В условиях выпадения осадков гидрофобизация должна быть прекращена. При этом уже обработанные участки необходимо накрыть полиэтиленовой пленкой или другими водонепроницаемыми укрывными материалами. Работа может быть продолжена только после полного высыхания дорожного полотна.

Обработанная проезжая часть открывается для дорожного движения как минимум через сутки после окончания гидрофобизации.

Нормативы зимнего содержания дорог

Зимой работы по содержанию дорожных объектов включают в себя защиту проезжей части от снежных заносов, очистку покрытия от снега, устранение скользкости, мероприятия по защите от лавин, устранение наледей и предупреждение их образования. Зимнее обслуживание автодорог выполняется с целью поддержания бесперебойного и безопасного дорожного движения.

Безопасные и качественные дороги: разбираемся с необходимыми составляющими


Порядок работ по содержанию дорог в зимний период должен обеспечивать наилучшие условия для автомобильного движения при наименьших затратах на это содержание. Чтобы выполнить эту задачу, специалисты проводят:

  • профилактику, минимизирующую или не допускающую образование снежных и ледяных отложений на проезжей части (например, обработку полотна противогололедными химикатами);
  • мероприятия, защищающие дорогу от снежных масс и препятствующие образованию гололедных явлений (например, высадка зеленых насаждений против переноса снега во время метелей, защита от лавин и наледей);
  • работы по очистке дорог от снега и льда и по минимизации воздействия этих явлений на дорожное движение (обработка отложений на проезжей части материалами, повышающими коэффициент сцепления шин).

Нормативы зимнего содержания дорог

Нормативы зимнего содержания дорог

Наиболее приоритетными в ходе зимнего обслуживания являются автомагистрали, трассы государственного значения, дороги с постоянным движением общественного транспорта, туристические трассы, дороги специального назначения и пути к постоянно действующим курортам. Автодороги указанных категорий зимой обслуживаются в первую очередь.

Нормативы содержания дорог

Нормативы содержания дорог

*За данный срок принимается период с момента окончания выпадения осадков или прекращения метели до момента завершения указанных работ. Здесь же регламентируется максимальная длительность мероприятий по устранению дорожной скользкости. В таком случае значение указывает на период в часах от момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации.

Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог

Контроль состояния автомобильных дорог: разбираемся с видами и ответственными

  • Надежность
  • Многофункциональность
  • Возможность максимально подробного наблюдения за дорожными объектами благодаря использованию мобильных ИТС, элементов искусственного интеллекта и инструментов прогнозирования
  • Возможность работы в автономном энергорежиме.

Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог

Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог

Компания в перспективе нацелена на обеспечение безопасного и комфортного дорожного движения через внедрение собственных инструментов и технологий. Специалисты тем самым стремятся повышать эффективность производственных процессов. И успешная реализация этой глобальной задачи подтверждается многочисленными положительными отзывами дорожных служб нашей страны.

Плохое состояние дорожного полотна, отсутствие надлежащего освещения зачастую являются причиной дорожно-транспортных происшествий, причинения ущерба автотранспортным средствам, причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В чем причина такого положения дел? Имеют ли граждане право на возмещение ущерба, причинённого некачественным состоянием дорог? Об этом интервью с прокурором г.Нерюнгри, старшим советником юстиции Андреем Орловым.


- Андрей Юрьевич, каково сейчас состояние дорог Нерюнгринского района?

- В весенний период и вначале лета идёт процесс оттайки, дороги освобождаются от снежного покрова, протаивает верхний слой почв, появляются ямы и выбоины. Поэтому состояние дорог оставляет желать лучшего. В настоящих условиях самоизоляции автотранспорта и людей на улице стало меньше, но учитывая климатические особенности нашего региона весной ведутся подготовительные работы, работы по ремонту автомобильных дорог начинаются только в летний период.

- А что понимается под содержанием автомобильных дорог?

В соответствии со ст.3 данного закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.

С сентября 2018 года в России действует обновлённый ГОСТ Р 50597 2017 (утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 номер 1245-ст), регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Так, яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. см. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и чёткие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ устанавливает допустимые глубину и длину колеи - 2 см и 7 метров соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров. Колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

- Кто должен заниматься содержанием автомобильных дорог?

- Согласно федеральному законодательству (номер 257-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К последним относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счёт собственных средств на предоставленных им земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из изложенного следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники, то есть федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе пользующиеся и распоряжающиеся дорогами на основании соответствующих договоров с собственниками.

- Андрей Юрьевич, а из каких источников финансируется содержание автомобильных дорог?

- Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, иных предусмотренных законодательством источников финансирования, а также средств юридических и физических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований соответствующего бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на эти цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Содержание дорог, находящихся в собственности физических или юридических лиц, осуществляется ими за свой счет.

- Какую именно ответственность несёт владелец дороги или обслуживающая организация?

- Ответственность за непринятие мер по организации надлежащего содержания автомобильных дорог установлена ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

- Какие нарушения выявляет прокуратура в этой сфере и как они устраняются?

- Проверки проводятся ежегодно с привлечением подразделения ГИБДД ОМВД, в ходе которых выявляется и пресекается большое количество нарушений, связанных с необеспечением безопасности на автомобильных дорогах. По итогам прошлого года выявлено 175 нарушений, в текущем году уже 114.

К примеру, с начала года на территории города и городских поселений района выявлены такие нарушения как, некачественное содержание дорожного полотна в зимний период (наличие наледи, снежных валов), отсутствие дорожных знаков, предусмотренных требованиями ГОСТ, отсутствие уличного освещения на одной из центральных улиц города, отсутствие светофора на нерегулируемом пешеходном переходе возле детского образовательного учреждения, отсутствие удерживающего барьерного ограждения мостового сооружения через р.Амнуннакта.

По всем фактам прокуратурой города в адрес администраций муниципальных образований внесены представления, по итогам рассмотрения которых виновные должностные лица понесли дисциплинарную ответственность, часть нарушений устранена, по ряду нарушений ведётся работа, а именно заложены денежные средства в бюджеты муниципальных образований, проводятся закупки необходимых технических средств и материалов.

В прошлые годы выявлялись нарушения, связанные с ненадлежащим освещением дорог одного из поселков Нерюнгринского района. В связи с бездействием поселковой администрации прокуратурой города были поданы административные исковые заявления в суд, которые удовлетворены. С учётом того, что для исполнения решения суда требуются значительные финансовые средства в настоящее время решение суда находится на исполнении. Кроме этого, по искам прокуратуры в целях обеспечения безопасности пешеходов в прошлом году на территории города установлены дублирующие дорожные знаки (пешеходный переход). Также по искам прошлых лет производился ремонт дорожного полотна.

Следует отметить, что государственный надзор в области безопасности дорожного движения на территории Нерюнгринского района осуществляет ГИБДД ОМВД. По протоколам должностных лиц указанного подразделения за надлежащее содержание автомобильных дорог виновные лица привлекаются к административной ответственности, ежегодно за данные нарушения составляется около 20 протоколов. Однако и в работе контрольно-надзорных органов бывают недочеты, на что прокуратура также реагирует.

Так, в ГИБДД ОМВД России по Нерюнгринскому району ежегодно вносятся представления за ненадлежащий контроль за устранением нарушений по выданным ранее предписаниям, виновные должностные лица ГИБДД привлекаются к дисциплинарной ответственности.

- Кому сообщать о фактах ненадлежащего содержания дорог?

- В какой срок должны рассматривать такие обращения и что делать в случае бездействия?

В случае отсутствия ответа или бездействия указанных органов необходимо обращаться в прокуратуру района (города).

- Может ли гражданин, автомашине которого вследствие некачественного дорожного полотна причинён ущерб, взыскать его?

- Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Попадание в яму, открытый люк или другие подобные происшествия в силу п.1.2 Правил дорожного движения являются дорожно-транспортным происшествием.

Поэтому оформлять факт повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом ДТП, но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам.

Обязательно сделать фотографии места ДТП с указанием места и времени съемки.

Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр рекомендуется вызвать телеграммой представителей ответственной организации.

Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.

- А с кого именно и как взыскивается этот ущерб?

- Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД. Это может быть, например, местное жилхозяйство. Федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора. А вот незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала.

Если же пострадавший имеет полис КАСКО, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придётся обращаться в суд.

В суде можно потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз, госпошлины.

- А как рассчитывается ущерб? Кто это делает?

- Размер ущерба определяется экспертными учреждением в рамках федерального закона о судебно- экспертной деятельности. Экспертизу проводят как государственные, так и не государственные экспертные учреждения.

- Есть ли примеры взыскания?

- У нас в районе жители не обращались в суд за возмещением ущерба, причинённого автотранспортным средством в результате плохого состояния дорог. В других регионах РФ такая судебная практика существует.

К примеру решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 сентября 2019 г. по делу номер 2-5399/2019 истцом взыскан материальный ущерб и моральный вред причиненный в результате ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна с организации осуществляющей содержание дорог.

В прокуратуру города такие обращения граждан о защите прав в указанной сфере не поступали. В тоже время хочу отметить, что прокуратура в соответствии со ст.45 ГПК РФ может обратиться в суд только в интересах граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут обратиться в суд самостоятельно.

- Что важно знать автовладельцу, если он попал в такую ситуацию?

- Важно знать, что в соответствии с п.10.1. Правил дорожного движения водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Поэтому, если по результатам трассологической экспертизы будет установлено, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и имел техническую возможность избежать аварии, суд может пересмотреть сумму выплаты в меньшую сторону, либо отказать в ней вовсе.

Читайте также: