Что является источником политико правовой мысли древнего египта

Обновлено: 30.06.2024

.Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами.

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения. Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах.

Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых. Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли.Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-X в.

до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество “дэ” (честность, благодать, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них “дэ” не исчерпается. Признаками утраты “дэ” являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного де, и учреждается новый властный цикл.На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: “ба-дао” – правление, основанное на силе, и “ван-дао” - правление, основанное на честности. Причем, государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения по принципу “старший-младший”.Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец, учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. – официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека.Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”, составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели – “дэ”. Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными (“цзюнь-цзы” – благородные) и подчинены строгим нормам ритуала “ли”: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным.

Благородный чиновник всегда следует справедливости (“дао” – путь, служение) и готов к отставке. “Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий”.Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. “Передаю, а не создаю, – говорил он. – Верю в древность и люблю ее”. Конфуций интерпретировал нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он жил. Примерно так, как следуют учению Конфуция современные китайцы, для которых он – древность и традиция.Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве.Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель.Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство гигантской семье: царь (“сын неба”) – отец, старшие братья – чиновники, младшие – работники. Цель государства и царской власти – общее благо семьи.Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура строится на принципе неравенства людей: “простолюдины”, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “лучшим”, “старшим”. Тем самым обосновывалась аристократическая концепция правления восточного образца. Наряду с нравственностью, Конфуций отмечает большое значение четкой организации и формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту (Конфуций.

Лунь юй, 1962, с. 231-239).Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многие афоризмы Конфуция широко распространены:“Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями, то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд и будут вести себя пристойно”.“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали”.Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном”.“Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяет его в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к завершению правдивостью своих слов”.“Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным”.“Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя”.“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока (Шумеро-Вавилонской цивилизации, Древнего Египта, Индии и Китая).

Рекомендуемая литература

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1997. 736 с.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М: Норма, 2002. 480 с.

Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 624 с.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений6 учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 480 с.

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.

Египетская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. 592 с.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994. 368 с.

2.1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

Мифология – есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

божественный первоисточник власти;

неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого, все земные порядки для древнего общества являются

общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется. Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания;

политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

в основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков.

2.2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Политические и правовые учения Древнего Египта. III-II тыс. до н.э.

Древнеегипетская цивилизация начинает свой отсчет как государственное образование с III тыс. до н.э.

Исторические особенности Древнеегипетской культуры заключаются в том, что:

рано произошло образование централизованного государства;

был хорошо разработан заупокойный культ;

Политические и правовые воззрения Шумеро-Вавилонской культуры. IV-II тыс. до н.э.

Исторические особенности Шумеро-Вавилонской культуры заключаются в том, что:

это первая известная человеческая цивилизация;

в отличие от Египта, заупокойный культ разработан слабо;

не сразу образуется единое централизованное государство, долго сохраняются элементы племенной демократии;

включает в себя два культурно-исторических этапа, которые сохраняют идейную преемственность: Шумеро-аккадская цивилизация; Шумеро-Вавилонская цивилизация.

Шумеро-аккадская культура характеризуется отсутствием единого государства. Главный источник политико-правовых идей - поэма о Гильгамеше, которая содержит все известные легенды из Библии. Это первооснова опыта человечества, здесь представлен образ мира и представления древних о месте человека в этом мире. В поэме о Гильгамеше сохранились свидетельства о существовании институтов первобытной демократии, отмечается важность дел, а не важность бессмертия, осуждается деспотизм правителя

в законах отсутствует деление на публичное и частное право;

наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненное отдельному лицу, наказание назначается судами;

впервые предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона, но только среди равных.

Политические и правовые воззрения Древней Индии. II-I тыс. до н.э.

II тыс. до н.э.- время прихода арийских племен на территорию Индостана.

Исторические особенности Древнеиндийской культуры заключаются в том, что

существовала тесная связь религии и общественного устройства;

правовая мысль формировалась на основе религиозных, священных текстов, поэтому традиционное право Индии не является памятником правовой мысли;

традиционализм придал устойчивый характер политическим и правовым идеям, которые сохранились до сегодняшнего дня.

включает в себя два культурно-исторических периода, которые сохраняют идейную преемственность: ведийский и этап становления идеологии брахманизма;

отдельно стоит период формирования буддийской идеологии.

Эти идеи брахманизма находят свое отражение в многочисленных правовых сборниках дхармасутры и дхармашастры. Они представляли собой конгломерат религиозно-правовых заповедей. Эти сборники создавались не сразу, они не являлись результатом работы светских юристов, их редактировали жрецы.

Буддизм не признает бессмертия души, не считает ее чем-то вечным и неизменным, поэтому не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах. Вечная жизнь с точки зрения буддизма - это бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары- достижение нирваны. Нирвана – это не смерть, а угасание жизненного огня, и всех эмоций, желаний, страстей. Это жизнь в новом качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования богов, но считает, что они также подчинены действию кармы, также не могут избавиться от перевоплощений. Только человек, в отличие от всех, способен искоренить причину перевоплощений и достичь нирваны. Поэтому новая религия в отличие от брахманизма первые обратилась к человеку не как к представителю, какого- либо сословия или касты, а как к личности, способной путем собственных усилий достигнуть совершенства.

Буддизм, в отличие от брахманизма. отвергает традиционно- религиозное толкование дхармы, божественного закона, и предлагает рациональный подход к этому понятию. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон - дхамма. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

Политические и правовые воззрения Китая. II-I тыс. до н.э.

Во II тыс. до н.э появляются первые сведения о древнекитайской цивилизации.

Исторические особенности Древнекитайской культуры заключаются в том, что:

китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Идея закона в древних китайских текстах (писанный закон (фа), почти сливается с понятием наказания (син);

в отличие от Индии, китайская политико-правовая мысль не “питалась” священными текстами. Она рано выделилась в особый предмет, которым занимались специалисты, мудрецы, философы. Связь между Небом и Землей не отрицалась, но в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства;

большую роль играли идеологии конфуцианства и легистов, каждая из них по-своему будет пытаться закрепить в сознании и практике нормы законов, перед которыми равны все подданные императора. Отдельно от этой традиции стоит учение даосов.

Этапы становления китайской политической и правовой мысли:

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 170 стр.
  • Жанр:и стория права, п олитология, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменам, ш паргалкаРедактировать

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой идеологии, ознакомление с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) разнообразны, однако концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).

Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Изучение истории политических и правовых учений актуально, поскольку есть ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, которые обсуждались в предшествующие эпохи, и была выработана система доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений – необходимая часть современного политического и правового сознания.

Сегодня возросло значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.

2. Концепция власти в странах Древнего мира

Самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Миф не подвергался сомнению. С мифами тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Согласно древним мифам, земные порядки трактовались как неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Существующий политико-правовой порядок закреплялся божественным авторитетом. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

В древнеиндийских ведах содержалось два подхода к появлению царской власти: 1) создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); 2) избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

По вере древних евреев, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его верховным царем, от него происходят законы (законодательство Моисея).

По древнекитайскому мифу, только император способен на общение с небесными силами, вся власть сконцентрирована в его личности.

3. Политико-правовая мысль Древнего Египта

Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства – XXX–XXVIII вв. до н. э. – они насильственно объединяются фараоном Нармером.

Теологическая концепция власти была единственно существующей, она доводилась до всего общества чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти.

4. Политико-правовая мысль Древнего Вавилона

Управителями городов и районов страны царь Вавилона назначает своих сановников, наделяя их административными и судебными функциями. По крайней мере, три города – Вавилон, Ниппур и Сиппар имели во времена Хаммурапи автономию и привилегии. Царь и его чиновники не имели права ареста, постоя и принудительных работ в этих городах.

Хаммурапи изобразил свое законодательство как данное Шамашем. Справедливость по Хаммурапи подразумевала божественное деление людей на свободных и бесправных рабов.

5. Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии)

Особое место в пантеоне богов древних персов занимал Митра – бог солнца и солнечного света, который считался небесным покровителем при заключении договоров. Образец справедливого правителя в индоевропейских религиях. Митра изображался в облике быка – победителя сил зла и олицетворения мужества и мощи. Культ Митры пришел в Иран и затем в Индию вместе с иноземными завоевателями и затем распространился в Малой Азии и императорском Риме. У культа Митры много общего с культом Осириса и учением о загробной жизни, соблюдении постов, непорочном зачатии у ранних христиан. В Риме он стал покровителем солдат и воинских подвигов. Реформы Заратуштры в VIII в. до н. э. привели к оттеснению культа Митры на задний план.

Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал – добра (Ахурамазда) и зла (Ариман). Смыслом и целью человеческой жизни считается активная деятельность, борьба против зла и тьмы. По учению Заратуштры победа останется за добром и светом. Государство считается земным воплощением небесного царства Ахурамазды, монарх является служителем Ахурамазды, он должен бороться против зла, насаждать добро, что возможно только при сильной власти (персы склонялись к деспотии), основанной на идеалах любви, прощения, мира и милосердия.

Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе человеком того или иного рода занятий.

6. Законы Ману

В Законах Ману защищаются положения вед и упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и придается особое значение обоснованию руководящего положения брахманов, исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы (универсальной нормы поведения индуса, зависящей от его возраста и варны).

7. Социально-политическое учение брахманизма

В древнеиндийских ведах содержалось два подхода к появлению царской власти: 1) создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); 2) избрание правителя людьми с последующим утверждением богами. В обществе господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами.

мы рассмотрели теории зарождения государственности, государства Древнего мира, государство и право Древних государств.

Сегодня мы начнем рассматривать философские взгляды на устройство государства.

Политические взгляды Древнего Египта

Естественно, политические взгляды нельзя рассматривать в отрыве от текущих реалий, поэтому вкратце будем описывать ситуацию в государстве.

Древний Египет на протяжении тысячелетий представлял собой рабовладельческое общество.

В нем продолжали иметь место существенные пережитки первобытнообщинного строя.

Долго сохранялась сельская община.

Наряду с эксплуатацией рабов происходила и эксплуатация свободных земледельцев и ремесленников, облагаемых повинностями не только в пользу государства, но и в пользу представителей служилой и землевладельческой знати.

Древнее государство Египта было организовано в форме восточной деспотии во главе с обожествляемым фараоном.

Появление в Древнем Египте именно такой формы правления государства объясняется тем, что использование вод реки Нила для искусственного орошения требовало создания сложных ирригационных сооружений, поддержание и усовершенствование которых обеспечивалось в то время политической централизацией.

Активно используя огромные массы рабов, свободных земледельцев и ремесленников, широко применяя внеэкономическое принуждение для получения прибавочного продукта, рабовладельцы использовали и насаждали свою политическую и правовую идеологию.

Птахотеп – один из видных представителей египетской знати, занимавший высокие посты в египетском государстве вплоть до должности визиря (джати) – главы всего административного аппарата.

Птахотеп исходит из необходимости общественного неравенства.

Для него человек, низший по своему положению в обществе, – плохой; высший – ценный, благородный.

Интересная мысль. Если следовать логике, многих наших чиновников можно заносить в списки великих мыслителей современности.

В представлениях Птахотепа о государстве ярко отражаются особенности государственного строя Египта.

Так, с Птахотепом разобрались - типичное мировоззрение властьимущего. На мой взгляд, к философским мировоззрениям о государстве имеет не больше, чем любой современный чиновник.

Интересным научным памятником, отражающим рассматриваемую эпоху в жизни Египта, является наставление царя Ахтоя своему сыну, раскрывающее идеологию верхушки египетского общества в критический для нее момент.

Автор наставления советует придерживаться по отношению к народу суровой, но осторожной государственной политики.

Как он заблуждался. Богатый имеет нужду еще большую, чем бедный. Ну, скажем так, бедного, ставшим богатым не остановить в его стремлении богатеть.

С другой стороны, Ахтой рекомендует не злоупотреблять насилием по отношению к слабым и неимущим и высказывается против несправедливых и суровых наказаний.

Ахтой придает большое значение поддержанию религиозного культа и почитанию покойных правителей: он призывает приносить щедрые жертвы богам, сооружать крепкие памятники, но не разрушать при этом чужих для того, чтобы воздвигнуть свои.

Известно, что в XVIII в. до н.э. в Египте произошло восстание свободной бедноты и рабов, в ходе которого был произведен массовый передел имущества знати и богачей, подверглись разгрому государственные учреждения. Однако восстание было стихийным и потерпело поражение. Ускорило подавление этого восстания вторжение из Азии кочевых племен – гиксосов, утвердивших свое господство в Египте более чем на сто лет.

Свободные бедняки и рабы овладели имуществом богачей и стали обладателями тех богатств, которые раньше принадлежали их угнетателям. Однако нет оснований считать, что в результате восстания было произведено обобществление имущества. Рабство сохранилось и после переворота.

Восстание нанесло удар традиционным представлениям о различии знатных и незнатных среди свободных людей.

Ипувер объясняет происшедшее волей богов и бездействием или неумелой деятельностью царя-правителя. Для него воля последнего – источник всех событий в государстве.

Оно написано богатым человеком, обладавшим широкими полномочиями по управлению государственными делами Египта. Поучение обращено автором к своему сыну. Оно отражает настроения египетской знати в пору начавшегося упадка государства, когда знать была напугана восстаниями рабов и свободных, потрясшими египетское государство, и стремилась предотвратить их в будущем.

Политические мысли Древнего Вавилона

Древний Вавилон, как и древний Египет, представлял собою одно из древнейших государств, формой правления которого была восточная деспотия.

Первоначально в долинах рек Тигр и Евфрат (Двуречье) было несколько небольших государств, начало которых восходит к IV тыс. до н.э. Позднее происходит их политическое объединение под гегемонией одного из городов, приобретающего положение центра страны.

В III тыс. до н.э. такими городами были сначала Аккад, позднее – Ур. В первые столетия II тыс. до н.э. возвышается город Вавилон, который надолго сохраняет значение политического и культурного центра южного Двуречья.

Своего расцвета Вавилонское государство достигает в XVIII в. До н.э., в царствование Хаммурапи, когда страна прочно объединяется под властью царей вавилонской династии.

Политическая и правовая мысль Вавилона насквозь проникнута религиозными представлениями. Боги направляют судьбы людей и народов, они дают им все блага и насылают на них все бедствия, отражают врагов и даруют победы. Из религиозных идей исходят и все представления вавилонской знати о государстве и государственной власти.

Законы Хаммурапи

Восхваление и оправдание неограниченной власти восточного деспота содержится во вводной и заключительной частях законов Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Хаммурапи хочет, чтобы законы, им созданные, оставались навсегда неизменными, и поэтому призывает своих преемников не вносить изменений в них.

В законах отражается стремление увековечить строй вавилонской знати и деспотическое государство.

В нем отражается пресыщение рабовладельца земными радостями и его разочарование в них, неуверенность в их прочности, а наряду с этим за покорностью раба слышится недовольство существующим порядком и сомнение в его устойчивости.

Хозяин раба высказывает одно за другим самые разнообразные и противоречивые желания.

Господин отклоняет намерение участвовать в пиршестве, предпринять охоту, искать утешение в любви. Он не уверен, нужно ли ему искать милостей при дворе царя-правителя. Он сомневается, может ли он полагаться на благодарность людей за оказанные им услуги и рассчитывать на посмертное воздаяние за оказанные им благодеяния.

Царь-правитель изображается в этом диалоге в качестве сурового властелина, на милость которого тщетно рассчитывать.

Считая невозможным или нежелательным какие-либо изменения в устройстве государства, автор убеждает в бесплодности восстания против царя-правителя.

Как видно, политическая мысль властьимущих Древнего Египта и Древнего Вавилона, да и не только их, говорит лишь о стремлении удержать власть любыми способами, преподносят, что существующее положение вещей - от Бога и надо с этим смириться.

Утверждается бесполезность восстаний и переворотов, все равно никто не сможет ничего изменить.

Хотя восстания и перевороты были, но предел мечтаний раба - стать рабовладельцем.

1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока (Шумеро-Вавилонской цивилизации, Древнего Египта, Индии и Китая).

Рекомендуемая литература

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1997. 736 с.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М: Норма, 2002. 480 с.

Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 624 с.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений6 учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 480 с.

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.

Египетская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. 592 с.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994. 368 с.

2.1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

Мифология – есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

божественный первоисточник власти;

неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого, все земные порядки для древнего общества являются

общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется. Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания;

политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

в основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков.

2.2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Политические и правовые учения Древнего Египта. III-II тыс. до н.э.

Древнеегипетская цивилизация начинает свой отсчет как государственное образование с III тыс. до н.э.

Исторические особенности Древнеегипетской культуры заключаются в том, что:

рано произошло образование централизованного государства;

был хорошо разработан заупокойный культ;

Политические и правовые воззрения Шумеро-Вавилонской культуры. IV-II тыс. до н.э.

Исторические особенности Шумеро-Вавилонской культуры заключаются в том, что:

это первая известная человеческая цивилизация;

в отличие от Египта, заупокойный культ разработан слабо;

не сразу образуется единое централизованное государство, долго сохраняются элементы племенной демократии;

включает в себя два культурно-исторических этапа, которые сохраняют идейную преемственность: Шумеро-аккадская цивилизация; Шумеро-Вавилонская цивилизация.

Шумеро-аккадская культура характеризуется отсутствием единого государства. Главный источник политико-правовых идей - поэма о Гильгамеше, которая содержит все известные легенды из Библии. Это первооснова опыта человечества, здесь представлен образ мира и представления древних о месте человека в этом мире. В поэме о Гильгамеше сохранились свидетельства о существовании институтов первобытной демократии, отмечается важность дел, а не важность бессмертия, осуждается деспотизм правителя

в законах отсутствует деление на публичное и частное право;

наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненное отдельному лицу, наказание назначается судами;

впервые предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона, но только среди равных.

Политические и правовые воззрения Древней Индии. II-I тыс. до н.э.

II тыс. до н.э.- время прихода арийских племен на территорию Индостана.

Исторические особенности Древнеиндийской культуры заключаются в том, что

существовала тесная связь религии и общественного устройства;

правовая мысль формировалась на основе религиозных, священных текстов, поэтому традиционное право Индии не является памятником правовой мысли;

традиционализм придал устойчивый характер политическим и правовым идеям, которые сохранились до сегодняшнего дня.

включает в себя два культурно-исторических периода, которые сохраняют идейную преемственность: ведийский и этап становления идеологии брахманизма;

отдельно стоит период формирования буддийской идеологии.

Эти идеи брахманизма находят свое отражение в многочисленных правовых сборниках дхармасутры и дхармашастры. Они представляли собой конгломерат религиозно-правовых заповедей. Эти сборники создавались не сразу, они не являлись результатом работы светских юристов, их редактировали жрецы.

Буддизм не признает бессмертия души, не считает ее чем-то вечным и неизменным, поэтому не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах. Вечная жизнь с точки зрения буддизма - это бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары- достижение нирваны. Нирвана – это не смерть, а угасание жизненного огня, и всех эмоций, желаний, страстей. Это жизнь в новом качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования богов, но считает, что они также подчинены действию кармы, также не могут избавиться от перевоплощений. Только человек, в отличие от всех, способен искоренить причину перевоплощений и достичь нирваны. Поэтому новая религия в отличие от брахманизма первые обратилась к человеку не как к представителю, какого- либо сословия или касты, а как к личности, способной путем собственных усилий достигнуть совершенства.

Буддизм, в отличие от брахманизма. отвергает традиционно- религиозное толкование дхармы, божественного закона, и предлагает рациональный подход к этому понятию. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон - дхамма. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

Политические и правовые воззрения Китая. II-I тыс. до н.э.

Во II тыс. до н.э появляются первые сведения о древнекитайской цивилизации.

Исторические особенности Древнекитайской культуры заключаются в том, что:

китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Идея закона в древних китайских текстах (писанный закон (фа), почти сливается с понятием наказания (син);

в отличие от Индии, китайская политико-правовая мысль не “питалась” священными текстами. Она рано выделилась в особый предмет, которым занимались специалисты, мудрецы, философы. Связь между Небом и Землей не отрицалась, но в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства;

большую роль играли идеологии конфуцианства и легистов, каждая из них по-своему будет пытаться закрепить в сознании и практике нормы законов, перед которыми равны все подданные императора. Отдельно от этой традиции стоит учение даосов.

Этапы становления китайской политической и правовой мысли:

Читайте также: