Подтверждаются ли законы менделя в семьях с двумя тремя детьми

Обновлено: 30.06.2024

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий из правого вертикального. В точке пересечения всех трех нуклеотидов и находится искомая аминокислота.

1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТЦАЦГТАЦГГГТ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность иРНК, антикодонов тРНК и соответствующую последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

Элементы правильного ответа

1. Сначала необходимо дописать цепь иРНК, синтезируемую на данном фрагменте ДНК:

ДНК Т Ц А Ц Г Т А Ц Г Г Г Т

иРНК А Г У Г Ц А У Г Ц Ц Ц А.

2. Следует соотнести кодоны полученной цепи иРНК с данными таблицы

3. Антикодоны тРНК – УЦА, ЦГУ, АЦГ, ГГУ.

4. Последовательность аминокислот в молекуле белка: сер–ала–цис–про.

2. Даны антикодоны тРНК. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность аминокислот в молекуле белка, кодоны иРНК и триплеты во фрагменте гена, кодирующего этот белок.

Элементы правильного ответа

1. Кодоны иРНК: ЦУУ–ЦГУ–УУУ–УГЦ.

2. Последовательность аминокислот: лей–арг–фен–цис.

3. Триплеты ДНК: ГАА – ГЦА – ААА – АЦГ.

3. Дан фрагмент двухцепочной молекулы ДНК. Воспользовавшись таблицей генетического кода, определите структуру фрагмента белковой молекулы, кодируемой этим участком ДНК.

Элементы правильного ответа

Т.к. иРНК синтезируется всегда только на одной цепи ДНК, которую на письме принято изображать как верхнюю, то:

– иРНК, кодируемая верхней цепью: УУУ–ААА–ЦЦЦ–ГГГ;

– фрагмент белка, кодируемый верхней цепью: фен–лиз–про–гли.

4. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность ТГГЦАГ. Определите последовательность второй цепи и общее число водородных связей между азотистыми основаниями. Ответ поясните.

Элементы правильного ответа

1. Последовательность нуклеотидов во второй цепи АЦЦГТЦ.

2. Общее число водородных связей между азотистыми основаниями равно 16.

3. Между основаниями А и Т образуются две водородные связи. Таких пар в данной цепи ДНК две, следовательно, число связей между ними равно 4. Между основаниями Г и Ц образуются три водородные связи, пар оснований 4, следовательно, связей между ними 12. Всего получается 12+4=16 водородных связей.

5. Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите количество водородных связей между азотистыми основаниями, если известно, что в верхней цепи гена 4 адениловых нуклеотида, 7 тимидиловых, 4 цитозиновых и 5 гуаниновых нуклеотидов.

Элементы правильного ответа

1. Между тимидиловым и адениловым нуклеотидами образуется две водородные связи, всего таких связей 8 + 14 = 22.

2. Между цитозиновым и гуаниновым нуклеотидами образуется три водородные связи, всего таких связей 12 + 15 = 27.

3. Полное число водородных связей 22+27=49.

Вопросы уровня С1

1. Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблема пересадки органов и тканей?

Элементы правильного ответа

1. Каждый организм индивидуален по своим наследственным особенностям, это относится и к строению белков.

2. При пересадке органов и тканей существует угроза их отторжения вследствие несовместимости белков донора и реципиента.

В чем проявляется связь между генами и белками организма?

Что и как кодирует ген?

2. Какие условия необходимы для проявления наследственного признака?

Элементы правильного ответа

1. Нужно, чтобы ген, ответственный за фенотипический признак, был унаследован организмом.

2. Нужно, чтобы ген был либо доминантным, либо рецессивным, но в таком случае находился в гомозиготном состоянии.

Какие условия способствуют изменчивости организма?

Как связаны между собой изменчивость и наследственность?

3. Всегда ли проявляется унаследованный от родителей признак и почему?

Элементы правильного ответа

1. Унаследованные признаки проявляются не всегда, например, признак может быть рецессивным и находиться в гетерозиготном состоянии.

2. Проявление фенотипических признаков зависит от многих факторов (например, пенетрантность и экспрессивность генов), поэтому, несмотря на наличие соответствующих генов, унаследованный признак может и не проявиться.

Какова связь между генотипом и фенотипом организма?

Можно ли по фенотипу организма определить его генотип? Ответ обоснуйте.

4. Почему скрещивание растений гороха, дающих гладкие и морщинистые семена, называется моногибридным?

Элементы правильного ответа

1. Данные растения отличаются друг от друга одним признаком – формой семян.

2. Этот признак контролируется одной парой аллельных генов.

Почему скрещивание растений гороха с желтыми и гладкими семенами с растениями, дающими зеленые и морщинистые семена, называется дигибридным?

Почему в первом поколении при моногибридном скрещивании признак морщинистости семян не проявляется?

5. Как формулируется правило единообразия гибридов первого поколения?

Элементы правильного ответа

1. У гибридов первого поколения проявляется только доминантный признак.

2. Рецессивный признак у этих гибридов подавляется.

Как формулируется первый закон Менделя?

Почему по первому закону Менделя в F2 (потомстве от скрещивания гибридов F1) расщепление примерно равно 3:1?

6. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Менделя?

Элементы правильного ответа

1. Законы Менделя носят статистический характер, т.е. подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке).

2. В реальной жизни у организмов, дающих небольшое количество потомков, встречаются отклонения от законов Менделя, обусловленные статистикой.

3. Возможно неполное доминирование, неаллельные взаимодействия генов.

Подтверждаются ли законы Менделя в семьях с двумя-тремя детьми? Ответ поясните.

Чем можно объяснить, что в одной семье дети наследуют от родителей разные признаки?

7. Мендель совершил свои открытия, проводя эксперименты на растениях гороха. Почему именно это растение оказалось удачным объектом для его экспериментов?

Элементы правильного ответа

1. Горох – растение с ярко выраженными контрастными аллельными признаками.

2. Горох – самоопыляющееся растение, что позволяет экспериментировать с чистыми линиями и проводить искусственное перекрестное опыление.

Какие закономерности лежат в основе расщепления по генотипу и фенотипу при моногибридном скрещивании?

Какие закономерности лежат в основе расщепления по генотипу и фенотипу при дигибридном скрещивании?

В чем заключается суть гипотезы чистоты гамет?

8. Почему не удается получить плодовитое потомство при скрещивании разных видов, например осла и лошади?

Элементы правильного ответа

1. У осла и лошади разные кариотипы (у осла 62 хромосомы, у лошади 64). Хромосомы лошади не гомологичны хромосомам осла.

2. Разные хромосомы в мейозе не конъюгируют друг с другом. Поэтому гибриды – мулы – бесплодны.

Почему количество и нуклеотидный состав хромосом считается видовым признаком организмов?

В чем заключается биологический смысл конъюгации хромосом и кроссинговера?

9. Чем отличается наследование признаков при неполном доминировании от наследования признаков при полном доминировании? Приведите примеры.

Элементы правильного ответа

1. При полном доминировании гетерозиготные особи в фенотипе проявляют доминантный признак (растение с красными цветками ? растение с белыми цветками = растение с красными цветками: АА x аа = Аа ; Аа – красные цветки).

2. При неполном доминировании в гетерозиготном состоянии проявляется промежуточный фенотип (растение с красными цветками ? растение с белыми цветками = растение с розовыми цветками: АА x аа = Аа ; Аа – розовые цветки).

В каких случаях проявляется промежуточный характер наследования?

Можно ли сказать, что явление неполного доминирования опровергает гипотезу чистоты гамет?

10. Постройте решетку Пеннета для дигибридного скрещивания организмов с генотипами ААВb и АaВВ и запишите в нее получившиеся генотипы.

Элементы правильного ответа

Гаметы одного организма – АВ , Аb ; другого – АВ , аВ .

Какие типы гамет дает особь с генотипом СсВbКК ?

Запишите в решетку Пеннета результаты скрещивания гетерозиготных по двум признакам особей.

11. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример.

Элементы правильного ответа

1. Анализирующее скрещивание проводится для установления генотипа определенной особи – выявления у нее рецессивного гена.

2. Для этого скрещивают гомозиготную по рецессивному гену особь с особью, генотип которой неизвестен.

Можно ли по фенотипу установить генотип особи? Ответ поясните.

Как можно точно установить генотип особи?

12. Для каких случаев справедлив закон Моргана и в каких случаях он нарушается?

Элементы правильного ответа

1. Закон справедлив для генов, локализованных в одной хромосоме.

2. Закон нарушается при кроссинговере гомологичных хромосом.

При каких условиях происходит кроссинговер?

Между какими хромосомами кроссинговера не бывает?

В чем причины комбинативной изменчивости?

13. Какие структуры являются носителями цитоплазматической наследственности и почему?

Элементы правильного ответа

1. К этим структурам относятся митохондрии, хлоропласты, клеточный центр.

2. В этих органоидах содержится ДНК.

Существует ли наследственность, передаваемая не через хромосомный аппарат клетки?

Что общего между ядром, митохондриями и хлоропластами?

14. Как определить пол человека, если в распоряжении исследователя есть его клетки?

Элементы правильного ответа

1. Пол определяется по паре половых хромосом, находящихся в ядерных клетках человека.

2. У мужчин эта пара состоит из набора, обозначаемого ХУ , у женщин – ХХ .

Что такое гомо- и гетерогаметность?

Как проявляется сцепленное с полом наследование?

Почему не бывает котов черепаховой окраски?

15. Какие факторы могут увеличить риск наследственных заболеваний человека?

Элементы правильного ответа

1. Близкородственные браки.

2. Возраст женщины, рожающей ребенка (38–42 года).

3. Работа родителей на вредных предприятиях (атомных, химических и др.).

Какие риски увеличения частоты наследственных заболеваний вы можете назвать? Объясните свой выбор.

Как проявляется синдром Дауна и в чем причины этого заболевания?

16. Чем отличаются геномные мутации от генных и хромосомных по своим последствиям?

Элементы правильного ответа

1. Генные мутации затрагивают один из участков гена. Например, может выпасть или замениться один нуклеотид в триплете. Мутация может оказаться нейтральной, а может – вредной или полезной.

2. Хромосомные мутации могут привести к серьезным последствиям для здоровья. Они связаны с перестройкой хромосом.

3. Геномная мутация затрагивает геном. В результате такой мутации меняется количество хромосом в кариотипе. Если к хромосомному набору прибавляется один или несколько гаплоидных наборов, то явление называется полиплоидией. Явление полиплоидии позволяет преодолеть межвидовую стерильность.

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс дисциплины общая биология и цитология Специальность 020101. 65 Химия

Методические указания к практическим занятиям по цитологии, эмбриологии, общей и специальной гистологии для студентов стоматологического факультета Специальность “Стоматология”

. . Проконтролируйте свои знания по таким вопросам: 1. Определение гистологии. 2. Предмет исследований цитологии и гистологии. 3. . лекции и учебнику. Проконтролируйте свои знания по таким вопросам: 1. Цитология. Определение. 2. Уровни организации живого .

Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии

. занятия 2 часа 5. Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на . Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г. 8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов . Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г. 8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов .

Экзаменационные вопросы по ботанике для студентов II курса фармацевтического факультета заочной формы обучения

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БОТАНИКЕ для студентов II курса . фармации. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. Клеточная теория - одно из крупнейших . тканей. Образовательные ткани. Классификация по происхождению и по локализации в теле растения. Особенности .

Руководство к практическим занятиям по акушерству: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Радзинского. М. Гэотар-медиа, 2007. 656 с ил

. Саврова, Ольга Борисовна . Терминологический словарь по цитологии, эмбриологии и общей гистологии / О. Б. Саврова, Еремина . -Медиа, 2009. - 224 с. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А. И. Булгакова ; Под .

Читайте также: