Консульское право как подотрасль права внешних сношений

Обновлено: 02.07.2024

Международное право определяет отношения между своими субъектами, которыми по утвержденным нормам являются государства, международные межправительственные организации и прочие акторы мировой политики. Международное взаимодействие между субъектами международного права совершается уполномоченными на то структурами либо официальными представителями, которые от лица страны вправе вести переговоры и достигать международных соглашений. В этих целях в границах другого государства размещаются необходимые органы внешних сношений определенного государства, которые представляют страну на официальном уровне. Их отличия прежде всего в сферах деятельности и служению определенным целям.

Право внешних сношений – симбиоз норм и принципов международного права, определяющих на согласованной общедемократической основе официальные связи и взаимоотношения между игроками международного права, которые определяются и поддерживаются их органами внешних сношений.

Часто внешние сношения государств представляются в широком и узком понятиях. В широком понятии международные сношения – это совокупность внешних связей всех фигур национальной принадлежности, которые функционируют в пределах государства, его органов и уполномоченных лиц, а также всех его физических и юридических лиц. Узкое понятие подразумевает международные сношения, как определенную долю всеобщей системы международных отношений и фигурирование каждого государства на международной арене. Они содержат только официальные отношения, поддерживаемые особыми государственными структурами с другими субъектами международного права мирными способами сообразно общепринятым канонам.

Система права внешних сношений

Система права внешних сношений будучи отраслью международного декларативного права включает следующие разделы:

  • дипломатическое право;
  • дипломатическое право международных организаций;
  • право специальных миссий;
  • консульское право.

Все эти разделы права внешних сношений имеют совместное поле правового регулирования – официальную деятельность государств в межгосударственных взаимодействиях с поддержкой определенных органов. В то же время правовой статус, преимущества и иммунитеты органов внешних сношений не одинаковы в этих четырех сферах.

Регулируют их деятельность разные, но зависящие друг от друга международные договоры – Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Венская конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Органы внешних сношений

Органами внешних сношений называются органы, которые стоят на страже интересов страны и ее граждан в официальных отношениях с иными государствами. Органы внешних сношений реализуют такое представительство почти во всех сферах, но преимущество на политической стороне, а также у сфер экономики и права.

Органы внутри государства, призванные осуществлять внешние сношения подразделяются по характеру полномочий и по способу их формирования на:

  • специализированные, организация которых в основном зависит от существования определенных международных договоров и соглашений, правда их организация происходит также путем формирования актов внутригосударственного права;
  • конституционные, то есть организованные каждым государством отдельно, их существование определено конституцией каждого государства, в которой указан объем их полномочий.

Согласно международному праву, в отсутствии официальных полномочий по своему официальному положению государство представляют президент, монарх император, словом, непосредственно, глава государства, а также глава правительства и министр иностранных дел.

Обязанности и полномочия

Обязанность главы государства – отвечать за повседневное общее политическое управление внешними сношениями и представительство страны на международной арене, что юридически отражено в конституционных нормах определенного государства.

Существуют полномочия исключительной компетенции в сфере внешних сношений у главы государства:

  • прием верительных грамот аккредитованных иностранных послов и посланников других государств;
  • официальное назначение на пост и лишение должности послов и посланников определенного государства в других странах.

Президент или иной глава государства имеет право лично и непосредственно проводить встречи, переписываться и вести переговоры с высшими должностными лицами других стран (дипломатические отношения высшего уровня), в то же время, как упоминалось выше, для всей этой деятельности главе государства не нужны специальные полномочия.

Парламент, как главный представительский орган государства должен проводить общее руководство внешней политикой. Обычно в полномочия различных парламентов входит:

  • решение вопросов войны, мирного сосуществования, изменений границ;
  • ратификация международных договоров;
  • обязанность регулировать затраты на внешнеполитическую деятельность.

Правительство, в то же время:

  • регулирует главные курсы внешней политики страны и вносит определенные предложения на рассмотрение главы государства и парламента;
  • организует реализацию и контроль за принятыми решениями внешнеполитической деятельности государства.

Прямое руководство внешнеполитической работой и дипломатической службой государства реализует правительство посредствам министерства иностранных дел. В то же время ведомство по иностранным делам выполняет повседневную срочную работу в области реализации внешних сношений страны.

Функции и деятельность

Основные функции, осуществляемые министерством иностранных дел:

  • прямое представительство, охрана прав и интересов конкретного государства в международном общении;
  • контроль отношений, прописанных договором либо соглашением дипломатических и консульских взаимодействий между конкретными государствами;
  • обеспечение по поручению собственного правительства связей и отношений, которые дает членство конкретного государства в международных организациях и сотрудничество в работе международных конференций;
  • проведение наблюдения и контроля над работой дипломатических, консульских и иных представительств конкретного государства за границей;
  • обработка информации, приходящей от представительств других государств.

Зарубежные органы внешних сношений страны подразделяются на постоянные и временные:

  • постоянные:
    • дипломатические миссии и посольства государств, аккредитованные в тех странах, с которыми налажены дипломатические отношения;
    • консульские учреждения;
    • длительные представительства постоянных наблюдателей при международных организациях и миссии;
    • представительства торговых отношений;
    • делегации на всевозможных международных конференциях;
    • специальные миссии;
    • объединения наблюдателей на международных форумах;
    • делегации, созданные для участия в деятельности сессий международных организаций и их органов и прочие.

    Субъектами органов внешних сношений, в том числе, могут являться:

    • военные командиры кораблей и частей, которые пребывают за границей и представляют государство флага, однако, в исключительных случаях наделены правом выступать от имени своего государства в области официальных отношений с руководством иностранного государства;
    • пограничные представители, такие как пограничные комиссары и пограничные уполномоченные, назначаемые для урегулирования пограничных инцидентов из числа офицеров пограничных войск, в работе следуют законодательству своего государства и утвержденным международным договорам, в которых сами участвуют и при этом осуществляют необходимую часть внешних сношений своей страны.

    Правовое положение этих представителей вооруженных сил страны по своему правовому положению больше всего схоже со специальными миссиями.

    Нередко для углубления и расширения международного взаимодействия в различных сферах международных отношений появляется необходимость участия во внешних сношениях других органов государства, тех, которые не имеют дипломатических функций по своей природе, однако, их работа напрямую зависит от исполнения поставленных государственных внешнеполитических задач.

    Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

    Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

    Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

    а) дипломатическое право;

    б) право специальных миссий;

    в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;

    г) консульское право.

    Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатическое и консульское право".

    Право внешних сношений включает в себя две подотрасли:

    Дипломатическое право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов.

    Консульское право – это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции права и обязанности.

    Отличия между консульскими учреждениями и посольствами:

    По статусу: дипломатическое представительство является высшим органом, он является таковым и для консульских учреждений;

    По объему отношений: у дипломатических представительств широчайший спектр отношений, а у консульских учреждений конкретные отношения;

    В пространственной сфере: деятельность дипломатического представительства распространяется на всю территорию страны, а деятельность консульства на определенный район;

    По количественному признаку: дипломатическое представительство всегда одно, а вот консульских учреждений может быть несколько;

    Связь с властями пребывания: дипломатическое представительство осуществляет связь через МИД, консульские учреждения общаются через дипломатическое представительство или с местными властями непосредственно.

    Для эффективного функционирования государства как основного субъекта международного права, важное значение играет его внешняя политика, которая представляет собой совокупность методов и средств осуществления внешних функций государства, его общий курс в международных делах.

    В качестве одной из форм ее реализации выступает дипломатическая деятельность специальных органов внешних сношений государств, включающая в себя, в частности, подготовку и заключение международных договоров, дипломатическую переписку, представительство интересов аккредитующего государства в государстве пребывания, участие в работе международных конференций и организаций, официальную публикацию международных актов и документов и т.п[7].

    Однако дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия официальных связей и взаимодействий государств.

    Существенную роль в этом процессе также играют отношения консульские, поддерживаемые специальными учреждениями, создаваемыми отдельными странами за границей. Наряду с вопросами, касающимися непосредственно назначившего их государства, на консульские учреждения возлагается комплекс функций по защите прав и интересов и оказанию содействия находящимся за рубежом гражданам этой страны и ее юридическим лицам.

    Дипломатическая и консульская деятельность государств определяется рамками международного права и регулируется его нормами, образующими в совокупности одну из древнейших отраслей международного публичного права, зародившуюся во времена, когда государства стали посылать друг другу своих представителей (послов) для ведения переговоров и заключения международных соглашений.

    В 60-70-х годах XX века дипломатическое и консульское право получило новое развитие: в этой области были заключены детально разработанные письменные универсальные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года[8], Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года[9], Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года[10] и другие международно-правовые документы, которые являются в настоящее время основными международно-правовыми источниками права внешних сношений государств.

    Тем самым дипломатическое и консульское право, существовавшее ранее как система обычных норм, превратилось в современное время преимущественно в систему нормативных конвенционных предписаний.

    Однако международный обычай по-прежнему сохраняет большое значение в его рамках (например, в области дипломатического протокола).

    В тоже время этой отраслью международного права регулируется не только деятельность посольств или консульств и определяется правовое положение их должностных лиц. К сфере его ответственности относятся также вопросы определения правового положения специальных миссий и делегаций на международных встречах и конференциях, статуса постоянных представительств государств при международных организациях, статуса международных должностных лиц и некоторые другие.

    Указанные причины обусловили необходимость переименования отрасли дипломатического и консульского права в право внешних сношений государств, направленное на регулирование всех разновидностей официальных связей и отношений между государствами и другими субъектами международного права, устанавливаемых и поддерживаемых их органами внешних сношений.

    Применение правовых норм осуществляют органы внешних сношений, к которым отнесены государственные органы, при помощи которых государство осуществляет экономические, политические и правовые связи с другими странами. К ним относятся как внутренние, так и зарубежные органы.

    Внутренние органы внешних сношений подразделяются в свою очередь на органы общей компетенции и специальные. К первым относится глава государства, высший законодательный орган (парламент), правительство, ведомство иностранных дел. К числу специальных органов относятся министерства и ведомства, уполномоченные осуществлять внешние сношения с иностранными субъектами в определенных областях (экономической, технической, культурной и др.) в пределах своей компетенции[13].

    Таким образом, можно отметить, что внешние сношения между государствами осуществляются длительное время, фактически с момента зарождения государственных образований и надлежащее регулирование правоотношений в данной сфере в первую очередь помогает, как правило, избежать международных и локальных конфликтов.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Право внешних сношений — это собой комплекс международно-правовых и внутригосударствен­ных норм, которые регулируют функционирование органов внешних сношений государств, деятельность международных организаций и спе­циальных миссий, а также определяют правовой статус лиц, участвующих в деятельности этих структур. Иначе, это отрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.

    Подотрасли права внешних сношений:

    1. право внутригосударственных органов внешних сношений;
    2. дипломатическое право;
    3. право дипломатического протокола;
    4. консульское право.

    Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов. Например, право внутригосударственных органов внешних сношений включает в себя такие институты, как:

    • глава государства;
    • парламент;
    • правительство;
    • внешнеполитическое ведомство.

    Подотрасль дипломатического права состоит из институтов:

    • дипломатические представительства;
    • дипломатические миссии;
    • постоянные представительства государств при международных организациях и др.

    Основные источники права внешних сношений :

    1. международный договор;
    2. международный обычай.

    В настоящее время главными документами права внешних сношений являются:

    • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
    • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
    • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.

    Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., которая действует и поныне).

    Принципы права внешних сношений:

    1. Принцип суверенного равенства (все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками тех или иных договоров).
    2. Принцип невмешательства (государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав).
    3. Принцип сотрудничества (международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН).

    Международное право и дипломатия

    Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений.

    Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия , под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом.

    Основные средства дипломатии:

    1. дипломатические переговоры;
    2. дипломатическая переписка;
    3. участие в работе международных организаций и конференций;
    4. подготовка и заключение международных договоров;
    5. деятельность постоянных представительств государства за рубежом;
    6. официальное издание международных документов.

    Дипломатическое право — подотрасль права внешних сношений,совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений.

    Источниками дипломатического права являются:

    • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
    • Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;
    • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;
    • некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.

    Система органов внешних сношений

    Система органов внешних сношений состоит из:
    1) постоянных органов:

    КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - сис­те­ма прин­ципов и норм, оп­ре­де­ляю­щих по­ря­док кон­суль­ских сно­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми, ста­тус кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ний и их пер­со­на­ла, дея­тель­ность, при­ви­ле­гии, им­му­ни­те­ты и от­вет­ст­вен­ность.

    Основными ис­точ­ни­ка­ми консульского права яв­ля­ют­ся: уни­вер­саль­ные кон­вен­ции - Вен­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских сно­ше­ни­ях (1963 год), Кон­вен­ция о пре­дот­вра­ще­нии и на­ка­за­нии пре­сту­п­ле­ний про­тив лиц, поль­зую­щих­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, в т. ч. ди­пло­ма­тич. аген­тов (1973 год); ре­гио­наль­ные кон­вен­ции - Ев­ропейская кон­вен­ция о кон­суль­ских функ­ци­ях (1967 год), Га­ван­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских чи­нов­ни­ках (1928 год), Ка­ра­кас­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских функ­ци­ях (1911 год) и др.; дву­сто­рон­ние кон­вен­ции по кон­суль­ским во­про­сам (РФ име­ет та­кие кон­вен­ции бо­лее чем со 130 стра­на­ми); национальное за­ко­но­да­тель­ст­во; нор­мы ме­ж­ду­нар. обыч­но­го пра­ва.

    Кон­суль­ские от­но­ше­ния ус­та­нав­ли­ва­лись ме­ж­ду на­ро­да­ми с древ­них вре­мён. Пер­вые при­зна­ки за­ро­ж­де­ния ин­сти­ту­та кон­су­лов поя­ви­лись в ра­бо­вла­дельческую эпо­ху, что бы­ло свя­за­но с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли и мо­ре­пла­ва­ния. В Древ­ней Гре­ции ино­стран­цы для за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов вы­би­ра­ли за­щит­ни­ков из чис­ла жи­те­лей го­су­дар­ст­ва-го­ро­да (про­ке­нов). В Древ­нем Ри­ме ана­ло­гич­ную роль вна­ча­ле вы­пол­ня­ли па­тро­ны, за­тем пре­то­ры. В XI-XIV веках поя­ви­лись ко­ди­фи­ци­рованные нор­ма­тив­ные ак­ты, в ко­то­рых из­ла­га­лись пра­ва и обя­зан­но­сти кон­су­лов (напр., Таб­ли­цы Амаль­фи, Оле­рон­ские пра­ви­ла). В 1820 году в Рос­сии был при­нят Кон­суль­ский ус­тав.

    Ус­та­нов­ле­ние кон­суль­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по вза­им­но­му со­гла­сию и оформ­ля­ет­ся пу­тём под­пи­са­ния кон­суль­ской кон­вен­ции.

    Кон­суль­ские функ­ции вы­пол­ня­ют­ся кон­суль­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми (ге­не­раль­ное кон­суль­ст­во, кон­суль­ст­во, ви­це-кон­суль­ст­во или кон­суль­ское агент­ст­во). Они мо­гут вы­пол­нять­ся так­же ди­пло­ма­ти­че­ски­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми (в них, как пра­ви­ло, име­ют­ся кон­суль­ские от­де­лы). Пред­став­ляе­мое го­су­дар­ст­во снаб­жа­ет гла­ву кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния до­ку­мен­том, имею­щим фор­му па­тен­та или по­доб­но­го ему ак­та (кон­суль­ский па­тент), в ко­то­ром ука­зы­ва­ют­ся его пол­ное имя и фа­ми­лия, ка­те­го­рия или класс, кон­суль­ский ок­руг и ме­сто­на­хо­ж­де­ние кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния.

    Го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния вы­да­ёт гла­ве кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния эк­зе­к­ва­ту­ру - раз­ре­ше­ние на вы­пол­не­ние кон­су­лом функ­ций в оп­ре­де­лён­ном для не­го кон­суль­ском ок­ру­ге на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния. При осо­бых об­стоя­тель­ст­вах, с со­гла­сия го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния, кон­суль­ское долж­но­ст­ное ли­цо мо­жет вы­пол­нять функ­ции за пре­де­ла­ми сво­его кон­суль­ско­го ок­ру­га.

    Основными кон­суль­ски­ми функ­ция­ми яв­ля­ют­ся: за­щи­та в го­су­дар­ст­ве пре­бы­ва­ния ин­те­ре­сов пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва, его гра­ж­дан и юри­дич. лиц в пре­делах, до­пус­кае­мых ме­ж­ду­нар. пра­вом; со­дей­ст­вие раз­ви­тию тор­го­вых, эко­но­мческих, куль­тур­ных и на­уч­ных свя­зей ме­ж­ду пред­став­ляе­мым го­су­дар­ст­вом и го­су­дар­ст­вом пре­бы­ва­ния, а так­же со­дей­ст­вие раз­ви­тию дру­же­ст­вен­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми ины­ми пу­тя­ми; вы­да­ча пас­пор­тов и про­езд­ных до­ку­мен­тов гра­ж­да­нам пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва и виз или со­от­вет­ст­вую­щих до­ку­мен­тов ли­цам, же­лаю­щим по­ехать в пред­став­ляе­мое го­су­дар­ст­во; вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей но­та­риу­са, ре­ги­ст­ра­то­ра ак­тов гражд. со­стоя­ния и др. по­доб­ных обя­зан­но­стей, а так­же не­ко­то­рых функ­ций администратичного ха­рак­те­ра, при ус­ло­вии, что в этом слу­чае ни­что не про­ти­во­ре­чит за­ко­нам и пра­ви­лам го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния; пе­ре­да­ча су­деб­ных и не­су­деб­ных до­ку­мен­тов или ис­пол­не­ние су­деб­ных по­ру­че­ний для су­дов пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щи­ми ме­ж­ду­народными со­гла­ше­ния­ми или, при от­сут­ст­вии та­ких со­гла­ше­ний, в лю­бом ином по­ряд­ке, не про­ти­во­ре­ча­щем за­ко­нам и пра­ви­лам го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния; осу­ще­ст­в­ле­ние пре­ду­смат­ри­вае­мых за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва прав над­зо­ра и ин­спек­ции в от­но­ше­нии су­дов, имею­щих на­цио­наль­ность пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва, и са­мо­лё­тов, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных в этом го­су­дар­ст­ве, а так­же в от­но­ше­нии их эки­па­жа; ока­за­ние по­мо­щи су­дам и са­мо­лё­там и их эки­па­жу, при­ня­тие за­яв­ле­ний от­но­си­тель­но пла­ва­ния су­дов, ос­мотр и оформ­ле­ние су­до­вых до­ку­мен­тов, а так­же рас­сле­до­ва­ние лю­бых про­ис­ше­ст­вий, имев­ших ме­сто в пу­ти. Кон­суль­ские уч­ре­ж­де­ния вы­пол­ня­ют и иные функ­ции, ко­то­рые не за­пре­ща­ют­ся за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния или про­тив вы­пол­не­ния ко­то­рых го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния не име­ет воз­ра­же­ний.

    Го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния долж­но пре­дос­тав­лять все воз­мож­но­сти для вы­пол­не­ния функ­ций кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния. Кон­суль­ские по­ме­ще­ния не­при­кос­но­вен­ны. Вла­сти го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния не мо­гут всту­пать в ту часть кон­суль­ских по­ме­ще­ний, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ис­клю­чи­тель­но для ра­бо­ты кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, ина­че как с со­гла­сия гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, на­зна­чен­но­го им ли­ца или гла­вы ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва. Со­гла­сие гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния мо­жет пред­по­ла­гать­ся в слу­чае по­жа­ра или другого сти­хий­но­го бед­ст­вия. Кон­суль­ские по­ме­ще­ния, пред­ме­ты их об­ста­нов­ки, иму­ще­ст­во кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, а так­же его сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния поль­зу­ют­ся им­му­ни­те­том от лю­бых ви­дов ре­к­ви­зи­ции; кон­суль­ские по­ме­ще­ния и ре­зи­ден­ция штат­но­го гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния ос­во­бо­ж­да­ют­ся от всех на­ло­гов, сбо­ров и по­шлин, за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой пла­ту за кон­крет­ные ви­ды об­слу­жи­ва­ния (напр., за ком­му­наль­ные ус­лу­ги); кон­суль­ские ар­хи­вы и до­ку­мен­ты не­при­кос­но­вен­ны в лю­бое вре­мя и не­за­ви­си­мо от их ме­сто­на­хо­ж­де­ния.

    Официальная кор­рес­пон­ден­ция кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния не­при­кос­но­вен­на. Кон­суль­ская ва­ли­за не под­ле­жит ни вскры­тию, ни за­дер­жа­нию. Од­на­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда ком­пе­тент­ные вла­сти го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния име­ют серь­ёз­ные ос­но­ва­ния по­ла­гать, что в ва­ли­зе со­дер­жит­ся что-то дру­гое, кро­ме кор­рес­пон­ден­ции, до­ку­мен­тов или пред­ме­тов, пред­наз­на­чен­ных ис­клю­чи­тель­но для официального поль­зо­ва­ния, они мо­гут по­тре­бо­вать, что­бы ва­ли­за бы­ла вскры­та в их при­сут­ст­вии упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва. В том слу­чае, ес­ли вла­сти пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва от­ка­жут­ся вы­пол­нить это тре­бо­ва­ние, ва­ли­за воз­вра­ща­ет­ся в ме­сто от­прав­ле­ния.

    Кон­суль­ские долж­но­ст­ные ли­ца не под­ле­жат аре­сту или пред­ва­рительному за­клю­че­нию ина­че как на ос­но­ва­нии по­ста­нов­ле­ний ком­пе­тент­ных су­деб­ных вла­стей в слу­чае со­вер­ше­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний. Кон­суль­ские долж­но­ст­ные ли­ца и кон­суль­ские слу­жа­щие не под­ле­жат юрис­дик­ции су­деб­ных или администратинвых ор­га­нов го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния в от­но­ше­нии дей­ст­вий, со­вер­шае­мых ими при вы­пол­не­нии кон­суль­ских функ­ций.

    В Российской Фе­де­ра­ции ста­тус и функ­ции российских кон­су­лов за ру­бе­жом оп­ре­де­ля­ют­ся Кон­суль­ским ус­та­вом СССР (1976 год) и др.

    Читайте также: