Кто отказался от своих учений перед судом инквизиции а после шепотом произнес

Обновлено: 25.06.2024

20 января 1600 года был вынесен смертный приговор Джордано Бруно.

В руках палачей доминиканского ордена Бруно находился с 21 декабря. Инквизиция рассчитывала заставить его подписать отречение от ересей к началу юбилейного года.

Празднование юбилейного года было введено с целью увеличения доходов церкви, укрепления ее международного авторитета и влияния на верующих. Учитывая опыт прошлых юбилеев и протестантскую агитацию в связи с обиранием паломников в Риме, Климент VIII принял ряд мер. Он издал постановления, запрещающие содержателям таверн, притонов и публичных домов чрезмерно повышать цены. Были открыты три больших гостиницы для приема паломников, заготовлено продовольствие, в том числе стада быков, обеспечен подвоз хлеба.

Паломники прибывали в Рим процессиями под предводительством агентов-монахов, бравших на себя заботы о их доставке в Рим и обратно к месту жительства.

Сожжение еретиков входило в число юбилейных церемоний как необходимая и самая торжественная часть ритуала. Рим должен был засвидетельствовать милосердие к кающимся грешникам и грозную беспощадность к упорным еретикам. В данный момент кающиеся грешники были гораздо выгоднее для папской власти. Если бы удалось заставить Бруно выйти на улицу в одежде кающегося грешника, повести его в процессии под ударами бича, а затем выставить напоказ, на позор и поругание в главных церквах, это произвело бы огромное впечатление. Однако 20 января конгрегация инквизиторов узнала от Ипполита Беккариа, что Джордано Бруно непоколебим и категорически отказался подписать отречение и покаяться.

Вот документ, свидетельствующий об этом:

«20 января 1600 г.

В присутствии его святейшества —

Мемориал брата Джордано Бруно, заключенного в святой службе, обращенный к его святейшеству, был вскрыт, но не прочтен.

По поручению светлейших, он совместно с генеральным прокуратором указанного ордена, беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них.

Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы.

Более подробный отчет о заседании 20 января разъясняет, почему инквизиторы отказались от дальнейших попыток сломить волю Джордано Бруно. Новая, более полная редакция решения 20 января передает содержание устного и письменного заявления Бруно.

«Брат Джордано, сын покойного Джованни Бруно из города Нолы, Неаполитанского королевства, рукоположенный из монахов, ордена проповедников и отступник от оного, заключенный в тюрьме святой инквизиции, преданный суду и подвергнутый допросу по еретическим и другим преступлениям, подробно изложенным в актах его дела.

Возбужденный против него, в связи с этими делами, процесс докладывался повторно и неоднократно на конгрегациях указанной святой инквизиции и всесторонне был обсужден. Сегодня был сделан доклад в присутствии святейшего владыки нашего папы отцом-братом Ипполитом Мариа Беккариа, генералом ордена проповедников, о том, что, по поручению указанных господ кардиналов — генеральных инквизиторов, совместно с генеральным прокуратором того же ордена, говорил с указанным братом Ноланцем из того же ордена, заключенным в тюрьме святой службы, и увещевал его признать свою вину, отказаться, клятвенно отречься от еретических положений как заключающихся в его сочинениях, так и выдвинутых им в его собственных показаниях и подтвердить выраженную им ранее готовность сделать это и вернуться в лоно пресвятой матери католической и апостолической римской церкви.

Глава доминиканского ордена Беккариа в своем докладе заявил, что орден отрекается от своего бывшего брата и требует его казни.

Заседание конгрегации происходило в папском дворце. Оно было созвано не для обсуждения дела, а для вынесения папой Климентом VIII торжественного повеления о предании Джордано Бруно смерти на костре. Поэтому представленный Бруно мемориал, вероятно, заключавший в себе те мотивы отказа отречься от ересей, которые Беккариа изложил устно, не был зачитан.

Ответ Джордано Бруно, кратко изложенный Ипполито Беккариа, сводится, по существу, к тому, что Джордано Бруно не подчиняется авторитету церкви и требует, чтобы инквизиторы доказали неправильность его взглядов убедительными доводами.

Климент VIII ответил на это смертным приговором.

Смертный приговор Бруно изложен в пяти документах. Два из них датированы 20 января, один 25 января и два 8 февраля 1600 года. Первые два документа представляют собою разные записи одного и того же кратко изложенного и так же кратко мотивированного постановления конгрегации о передаче Бруно в руки светских властей.

Остальные три документа издаются, обычно вместе, как один, при этом издатели руководятся чисто формальными соображениями: они перепечатывают копию приговора, которая была послана губернатору Рима.

Приводим текст приговора:

Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.

Эти положения были предъявлены тебе 18 января 1599 года в конгрегации прелатов, заседавшей в святой службе, и был предоставлен тебе шестидневный срок для размышления, чтобы затем ты ответил, намерен ли отречься от этих положений, или нет. Затем, 25-го числа того же месяца та же конгрегация вновь заседала в установленном месте, и ты ответил, что готов взять назад свои утверждения, если апостольский престол и его святейшество наш владыка признают эти восемь положений окончательно еретическими, или если его святейшество признает их таковыми, или по наитию святого духа определит их как таковые.

И немедленно же вслед за тем ты представил письменное заявление, обращенное к его святейшеству и к нам, которое, как ты говорил, содержит твои оправдания. И затем, 4 февраля 1599 года, было постановлено снова предъявить тебе указанные восемь положений. И действительно, они были предъявлены тебе 15-го числа того же месяца с тем, чтобы, если ты признаешь их еретическими и пожелаешь отречься, тебя приняли в покаяние. В противном случае тебе было бы предоставлено сорок дней, чтобы покаяться. Ты заявил, что признаешь эти восемь положений еретическими, готов проклясть их и отречься от них в том месте и в то время, когда будет угодно святой службе, и не только от этих положений, но сказал, что готов проявить всяческое послушание относительно других положений, предъявленных тебе раньше.

Но затем ты представил другое заявление, находящееся в делах святой службы, обращенное к его святейшеству и к нам. Из него с совершенной очевидностью обнаруживается, что ты упорно держишься этих своих заблуждений.

10 сентября 1599 года тебе был предоставлен сорокадневный срок для покаяния, после чего с тобою должны были поступить так, как приказывают и повелевают святые каноны.

Несмотря на это, ты не покаялся и упорно держался своих заблуждений и ересей. Посему были уполномочены брат Ипполито Мариа Беккария, генерал, и брат Паоло Исарезио делла Мирандола, прокуратор ордена твоего братства, чтобы они убеждали и увещевали тебя признать свои тягчайшие заблуждения и ереси. Несмотря на это, ты оставался настойчивым, упорным, непреклонным в упомянутых своих лживых и еретических мнениях.

Посему после того как были рассмотрены и обсуждены ведущийся против тебя процесс и собственные твои признания в заблуждениях и ересях, твое упорство и непреклонность, ибо ты отрицал, что они являются заблуждениями и ересями, как и все остальные предметы, подлежащие рассмотрению и обсуждению, — дело твое было сперва поставлено на рассмотрение нашей генеральной конгрегации, происходившей в присутствии его святейшества нашего владыки 20 января сего года, и после голосования и обсуждения мы пришли к нижеследующему приговору.

Призвав имя господа нашего Иисуса Христа и его преславной матери Приснодевы Марии, на основании сего дела и ранее обсуждавшихся в сей святой службе дел, — Джулио Монтеренцио, доктор прав, прокуратор-фискал указанной святой службы, с одной стороны, и ты, вышеназванный брат Джордано Бруно, преступник, состоящий под судом инквизиции, изобличенный, тягчайший, непокаявшийся, непреклонный и упорный, — с другой стороны: в силу этого нашего окончательного приговора согласно совету отцов магистров святого богословия и докторов обоего (гражданского и церковного) права, наших советников, излагаем в письменной форме следующее:

Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаявшийся, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям, как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам. И как такового мы тебя извергаем словесно из духовного сана и объявляем, чтобы ты и в действительности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишен всякого великого и малого церковного сана, в каком бы ни находился доныне, согласно установлениям святых канонов. Ты должен быть отлучен, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непорочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным. Ты должен быть предан светскому суду, и мы предаем тебя суду монсиньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подобающей казнью, причем усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, относящихся к казни над твоею личностью, и да будет она без опасности смерти и членовредительства.

Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели.

Так мы говорим, возвещаем, приговариваем, объявляем, извергаем из сана, приказываем и повелеваем, отлучаем, передаем и молимся, поступая в этом и во всем остальном несравненно более мягким образом, нежели с полным основанием могли бы и должны были бы.

Сие провозглашаем мы, кардиналы генеральные инквизиторы, поименованные ниже.

Текст смертного приговора в том виде, в каком он дошел до нас, вызывает недоумение: в нем отсутствует важнейшее — причины осуждения 3 .

После первых строк о предании Джордано Бруно суду венецианской инквизиции за восемь лет до осуждения имеется пропуск. По-видимому, римская инквизиция перечисляла в не дошедшей до нас части документа обвинения, которые были предъявлены Бруно.

Действительно, тотчас же за утраченным местом в приговоре следует то, о чем говорит Шоппе, — описываются упорство Джордано Бруно и попытки инквизиции принудить его к отречению.

Карта скитаний Бруно

Карта скитаний Бруно

«По своему происхождению Бруно — ноланец, из Неаполитанского королевства, был доминиканцем. Восемнадцати лет он начал сомневаться в таинстве пресуществления, а в дальнейшем стал и вовсе отвергать это таинство.

Вслед за тем он подверг сомнению девство присноблаженной Марии. бежал в Женеву, проведя там два года. Будучи изгнан оттуда, переехал в Лион, затем в Тулузу, далее — в Париж. Здесь он исполнял должность экстраординарного профессора, не желая подчиняться обязательному для ординарных профессоров присутствию на мессе.

В этих книгах он учил самым чудовищным и бессмысленнейшим вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что дух святой не что иное, как душа мира, и именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему повинуются воды и что мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что священное писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого бог сотворил днем раньше.

Христос — не бог, был знаменитым магом и за это по заслугам повешен. а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены.

Однако в конце концов мне пришлось бы до бесконечности перечислять все его чудовищные утверждения, которые он защищал и в книгах и речах.

Путаница и некоторые извращения в биографии о Бруно объясняются тем, что Шоппе передает текст приговора на память, не заботясь о точности.

По-видимому, публично перед народом был оглашен только приговор, без обвинительного заключения. Оно было прочитано в широкой конгрегации кардиналов, где могли присутствовать посторонние лица, в том числе и Шоппе.

Судьбу осужденного разделяли его книги.

Эта формула является образцом чудовищного лицемерия церковников.

Уголовное право XVI века различало два вида казни. В одном случае осужденного живым разрывали на части раскаленными щипцами, отделяя одну часть тела за другой, в другом же случае сжигали.

Приговор был оглашен во дворце кардинала Мадруцци, находившемся на площади Навона, рядом с церковью св. Агнессы. В этом дворце происходили заседания конгрегации инквизиции, а в подвале были расположены тюремные камеры для осужденных на казнь. Здесь произносились смертные приговоры. Церковь св. Агнессы была во время подобных церемоний открыта.

Когда оглашали смертный приговор Джордано Бруно, в церкви св. Агнессы звонил колокол. Джордано Бруно шел в сопровождении палача. Он был в монашеской рясе, с веревкой на шее и держал в руках зажженную свечу. В распахнутых воротах церкви стоял нотарий инквизиции Фламиний Адриан в фиолетовой мантии и четырехугольной шапке — одеянии членов инквизиционного судилища. Его окружали солдаты папской гвардии в испанских шлемах, с аркебузами и громадными двуручными мечами. Кругом теснился народ.

Кардиналы и члены инквизиции стояли на балконе дворца. Когда нотарий закончил чтение приговора, Джордано Бруно поднялся с колен. Палач вырвал из его рук зажженную свечу и погасил в знак того, что жизнь осужденного окончилась. И тогда в зловещей тишине внятно и грозно прозвучали слова, обращенные к инквизиторам:

— Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его.

В смертном приговоре Бруно отсутствуют документы о процедуре проклятия. Сохранилась только ведомость о выплате вознаграждения епископам от 14 марта 1600 года. В ней говорится, что епископ Сидониа получил четыре скуди 7 за обряд отлучения от церкви и проклятия двух еретиков — Чиприано Кручиферо и Джордано Бруно, священников, осужденных и переданных в руки светского правосудия 8 .

Чиприано Кручиферо — личность не известная. Имя его упоминается только в связи с отлучением Джордано Бруно.

Обряд проклятия или церковной смерти осужденных состоялся 8 февраля 1600 года.

Церковь обычно соблюдала церемониальный порядок при выполнении инквизиционных актов. Сперва Климент VIII приказал вынести смертный приговор, затем приговор был составлен и зачитан в конгрегации, далее приговор был прочитан у ворот церкви в присутствии осужденного, потом совершили обряд проклятия и, наконец, выполнено аутодафе. Вероятнее всего, каждый из этих актов происходил в особо назначенные для него дни.

Проклятие Джордано Бруно церковью не было, в собственном смысле слова, действием инквизиции. Выполнение этого обряда поручалось епископу, не входящему в состав инквизиции, и представляло собою двойной акт так называемых депозиции и деградации 9 .

Вот как описывает обряд проклятия Джордано Бруно аббат иезуит Превитти: «Джордано Бруно привели к алтарю тащившие его под руки клирики. На нем были все облачения, которые он получал, соответственно ступеням посвящения, начиная со стихаря послушника и кончая знаками отличия священника. Епископ, совершавший церемонию снятия сана, был в омофоре, белом облачении с кружевами, епитрахили красного цвета и священнической ризе. На голове у него была простая митра. В руках он держал епископский жезл. Приблизившись к алтарю, он сел на передвижную епископскую скамью лицом к светским судьям и народу.

Обряд проклятия и сожжение отражают церковное представление об одержимости еретика дьяволом.

Примечания

6. Y.A. Blunt. The reformation in the church of England, II (1547—1662), 1882, стр. 276.

7. Скуди — монета, содержащая 25—30 гр серебра, т. е. раза в полтора больше, чем серебряный рубль.

8. Выписка из ведомости опубликована в предисловии к первому тому латинских сочинений Бруно.

9. Католическая церковь устанавливала два вида снятия сана: лишение прав (депозиция) и привилегий (деградация). Римская инквизиция приговорила Бруно не только к депозиции, но и к деградации. Бруно был предан осуждению по трем каноническим мотивам: тяжкое преступление, упорство в преступном деянии и безуспешность канонических увещеваний.


История инквизиции в Испании


Основан был Святой отдел расследований еретической греховности (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium) при католической церкви Римским понтификом Иннокентием III в 1215 году. Тогда же он и получил свое неофициальное название – Святая Инквизиция. Существовала она во всех европейских монархиях, где государственной религией был католицизм.

Впервые инквизицию в Испании в 1808 году отменил завоевавший ее Наполеон Бонапарт. Однако в 1814-м, за год до окончательного поражения Франции в Наполеоновских войнах, Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium была восстановлена возвратившимся к власти испанским королем Фердинандом VII.

Король Испании Фердинанд VII / Источник: wikipedia.org

Допрос еретика в зале инквизиции. Гравюра XVII века / Источник: twitter.com

Война и французский плен


До вторжения наполеоновских войск в Испанию в 1808 году Каэтано Антонио Риполь был обыкновенным учителем в одной из церковных школ Валенсии. Во время Пиренейской войны он воевал против французов, однако попал в плен и был интернирован на территорию Франции. Здесь Риполь знакомится с различными новыми теологическими учениями.

Учитель Каэтано Риполь. Рисунок Хулио Ногерры Лопеса, 1932 год / Источник: facebook.com

Особенно испанца заинтересовал деизм – религиозное и философское течение. Течение, которое хоть и согласно с существованием единого Бога-творца, а также наличием в каждом индивидууме божественной сущности – в то же время напрочь отрицает любую религиозную мистику и церковные догматы.

Проникшись идеями деизма и освободившись из французского плена, Каэтано Риполь вернулся в родную Испанию.

Церковь Зачатия в окрестностях Ла-Пунта, где работал учителем Каэтано Риполь / Источник: was.media.com

Учитель призывал детей не произносить молитвы и не креститься. Кроме того, педагог говорил, что в дни постов можно кушать мясо, а спасение души вполне реально получить и без помощи церкви. Естественно, дети все эти слова учителя пересказывали родителям. Необразованные, фанатически преданные католицизму бедняки, были в ужасе от такого учителя. Ведь он не только сам отрицал существующие церковные традиции, но и учил подобной ереси их детей.

Донос, суд и приговор

Католическая церковь города Сольсона (Каталония, Испания) / Источник: 33ways.ru

Последняя жертва Святой Инквизиции


Днем, 26 июля (по некоторым документам 31 июля) 1826 года, Каэтано Риполя, облаченного в черные одежды, в тяжелых кандалах верхом на осле доставили на центральную площадь города. На эшафоте учителю-еретику еще раз было предложено публично отречься от своих убеждений и помириться с Церковью. Гордый Каэтано отказался это сделать и подставил голову под петлю валенсийского палача.

Каэтано Риполь и вход на старую ярмарочную площадь Валенсии, где он был казнен / Источник: dw.com

Испанский учитель Каэтано Антонио Риполь считается последним в истории человеком, который был осужден Католической церковью за ересь. И приговорен за это к смерти. Следовательно, его можно справедливо назвать последней жертвой католической инквизиции.

Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.

1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов

Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение.

На самом деле инквизиторы боролись Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством или гомосексуальностью.

В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.

Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали Goode E., Ben‑Yehuda N. Moral Panics: The Social Construction of Deviance. John Wiley & Sons. 2010 массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.

Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.

В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило Gaskill M. Witchcraft, a very short introduction. Oxford University Press. 2010 от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.

Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках. Изображение: ANELKAOS / Wikimedia Commons

2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки

В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.

В основном инквизиторы были Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.

Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта. Фото: Marie‑Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.

Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.

В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 , что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.

3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей

С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.

В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.

Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.

4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно

Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars , а не невиновности.

Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.

Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.

При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.

Кроме того, инквизиторам запрещалось Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:

  • водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
  • подвешивание на дыбе;
  • растягивание на доске.

Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.

Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 на перекрёстные допросы.

Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл Livivo M. Did Galileo Truly Say, ‘And Yet It Moves’? A Modern Detective Story. Scientific American в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.

Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.

5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение

Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.

Инквизиторы работали Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.

После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.

6. Инквизиторы преследовали учёных

Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.

Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.

Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила Pedersen O. Galileo and the Council of Trent: THe Galileo Affair Revisited. Journal for the History of Astronomy в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.

Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того Giordano Bruno. Stanford Encyclopedia of Philosophy , что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.

Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли Michael Servetus. Britannica испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).

7. Инквизиция существовала только в Средние века

Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят Bornstein D.E. Medieval Christianity. Minneapolis: Fortress Press. 2005 в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.

Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.

Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.

Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась Anderson J.M. Daily Life During the Spanish Inquisition. Greenwood Publishing Group. 2002 в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.

Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация Congregation for the Doctrine of the Faith доктрины веры.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

21 июня инквизиционный трибунал вынес приговор, осуждающий Галилея. На следующий день приговор был оглашен в церкви св. Марии на Минерве. Там же Галилей произнес свое "отречение". Приговор гласил:

"Мы. божией милостию диаконы и кардиналы святой церкви от апостольского престола, наряженные генеральными инквизиторами против всякого еретического развращения, могущего появиться во вселенском христианском обществе.

Так как ты, Галилей, сын флорентийца Винченцо Галилея, имеющий 70 лет от роду, в 1615 г. был обвинен в сем святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением, в том, что ты имел учеников, которым преподавал это учение, в том, что ты по поводу этого учения вел переписку с некоторыми германскими математиками, в том, что ты издал несколько писем о солнечных пятнах, в которых вышеуказанное учение объявлял истинным.

Когда же тебе беспрерывно напоминали о твоем заблуждении, делая тебе возражения на основании св. писания, ты отвечал, что св. писание вне твоего понимания. Наконец, явился на свет экземпляр твоего сочинения, в виде письма к одному из прежних учеников твоих, и ты в нем, следуя бредням Коперника, развивал некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и св. писанию. Вследствие сего сим св. судилищем, желающим оградить людей от вреда и соблазна, которые происходили от твоего поведения и угрожали чистоте святой веры, по приказанию нашего господина и высокопреосвященнейших гг. кардиналов всей верховной и всемирной инквизиции, была подвергнута обсуждению коперникова гипотеза о неподвижности Солнца и движении Земли, и богословы-квалификаторы постановили следующие два положения:

1. Считать Солнце центром Вселенной и стоящим неподвижно есть мнение нелепое, философски ложное и крайне еретическое, ибо оно явно противоречит св. писанию.

2. Считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною есть мнение нелепое, философски ложное и, с богословской точки зрения, также противное духу веры.

Но так как нам угодно было пока поступить с тобою снисходительно, то в св. конгрегации, собравшейся в присутствии господина нашего 25 февраля 1616 г., было решено, чтобы высокопреосвященнейший кардинал Беллармино тебе внушил, чтобы ты вполне отступился от вышеуказанного лжеучения; то же самое тебе было повторено и через комиссария св. судилища, в присутствии нотариуса и свидетелей, под страхом тюремного заключения - впредь не говорить и не писать в пользу осужденной коперниковской системы; затем ты был ею отпущен.

Затем, чтобы окончательно искоренить столь пагубную ересь и чтобы она не проникла в католическую церковь и не наносила ей сильный ущерб, издан был св. конгрегацией индекс-декрет, которым запрещались все книги, трактующие о такого рода учении, ложном и противном божественному писанию.

В прошлом же 1632 г. появилась книга, изданная во Флоренции, заглавие которой доказывает, что ты ее автор. Книга эта называется "Dialogo de Galileo Galilei delle due massimi sistemi del Mondo Tolemaico e Copernicano". Из напечатания этой книги св. конгрегация узнала, что ложное учение о движении Земли с каждым днем все более и более крепнет, вышеназванная книга по тщательном ее рассмотрении обнаружила, что ты явно преступил сделанное тебе внушение и продолжал защищать мнения, уже проклятые и осужденные св. церковью. В сказанной книге ты разными способами ухищряешься представить вопрос не вполне решенным, а мнение Коперника весьма вероятным, но и это есть уже страшное заблуждение, так как никаким образом не может быть вероятным то, что св. церковь окончательно признала ложным и противным св. писанию.

Посему, вызванный сюда по нашему требованию, ты предстал перед св. судилищем и на допросе под присягою признался, что означенная книга сочинена и выпущена в свет тобой. Ты также признался, что писать ее начал лет 10 или 12 назад, уже после сделанного тебе вышеупомянутого внушения, и выпрашивая позволения для издания своего сочинения, ты не предупредил цензоров, что тебе было уже запрещено придерживаться системы Коперника и каким бы то ни было образом распространять ее.

Точно так же ты покаялся, что текст означенного сочинения составлен таким образом, что читатель может скорее поддаться приведенным ложным доводам и стать на стороне ложного учения; при этом ты оправдываешься тем, что, написав сочинение в разговорной форме, ты увлекся желанием придать наибольшую силу доказательств в пользу своих мнений, и говоришь, что и всякий человек, рассуждая о чем-нибудь, тем скорее пристращается к любимому положению, чем труднее его доказать, чем оно неосновательнее, хотя и кажется вероятным.

Наконец, когда тебе был назначен для оправдания приличный срок, ты остановил наше внимание на свидетельстве, выданном тебе преосвященным кардиналом Беллармино по твоей просьбе и, как ты говорил, для защиты тебя от клеветы врагов, распространявших слух, будто ты отрекался от своих убеждений и был наказан св. судилищем;

свидетельство же доказывает, что ты вовсе не отрекался от своих мнений и не был наказан, но что только тебе объявлено постановление св. конгрегации индекса, в котором говорится, что учение о движении Земли и неподвижности Солнца противно св. писанию, а поэтому не может быть ни защищаемо, ни распространяемо.

Так как в этом свидетельстве не было упомянуто о двух пунктах указа, то надо думать, как говорил ты, что в течение 14 или 16 лет ты о них забыл и по этой причине, испрашивая позволение издавать книгу, не упомянул о сделанном тебе внушении. Все это говорится тобой не для извинения в своем заблуждении, но с целью приписать его скорее суетному тщеславию, нежели злому умыслу.

Но это обстоятельство вместо облегчения твоего проступка усилило только твою вину, так как оно подтверждает запрещение тебе держаться учения, противного св. писанию, а ты, однако, дерзнул рассуждать о нем, защищать его и даже представлять его вероятным. Не говорит в твою пользу также и дозволение, искусством и хитростью выманенное, когда ты не сказал ни слова цензору о сделанном тебе внушении.

Читайте также: