Кто осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета 1 балл

Обновлено: 02.07.2024

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный.

Парламентский контрольосуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

− право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

− право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

− право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

− право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов.

− право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контрольосуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

− право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

− право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

− право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

− право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Реализуется административный контроль следующим образом:

1) Казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

2) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.

3) Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль и аудит юридических лиц – получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

5) Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

6) Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.




Заключение Счетной Палатыпо отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:

− заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;

− заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

− заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов;

Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ,характеризующий различные стороны исполнения бюджета.

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Целями бюджетного анализа являются:

− оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

− обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

− обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

− выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

− обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

− выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

− обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

− обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

− выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

− определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

− выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

− совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

− определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

− определить уровень устойчивости территориального бюджета;

− выявить факторы, воздействующие на финансовой положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

− определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается государственный бюджет

2. Дайте определение бюджета как экономической категории

3. Укажите экономический смысл доходов и расходов бюджета

4. Дайте характеристику бюджетной системы

5. Укажите основы функционирования бюджетной системы РФ

6. Назовите принципы функционирования бюджетной системы РФ

7. Расскажите сущность консолидированного бюджета

8. В чем заключается финансово-бюджетный федерализм и на каких принципах он базируется

9. На каких принципах основываются межбюджетные отношения

10. Дайте определение основных регулирующих доходов территориальных бюджетов

11. Охарактеризуйте роль показателей консолидированных бюджетов

12. Укажите сущность федерального бюджета, его место в бюджетной системе РФ

13. Дайте характеристику налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета

14. Укажите виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета

15. Сущность региональных бюджетов, их место в бюджетной системе РФ

16. Дайте характеристику налоговых и неналоговых расходов региональных бюджетов

17. Укажите основные функциональные расходы региональных бюджетов

18. Покажите сущность местных бюджетов в бюджетной системе РФ

19. Что относится к собственным и регулирующим доходам местных бюджетов

20. Охарактеризуйте расходную часть местных бюджетов

21. Какое место в экономике занимают федеральные внебюджетные фонды, какова их сущность

22. Цели и задачи пенсионного фонда РФ

23. Назовите источники формирования средств пенсионного фонда РФ

24. Укажите направления расходования средств пенсионного фонда РФ

25. Цели и задачи фонда социального страхования РФ

26. Назовите источники формирования средств фонда социального страхования РФ

27. Укажите направления расходования средств фонда социального страхования РФ

28. Цели и задачи федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

29. В чем заключается финансово-бюджетная политика государства

30. Что означает бюджетный процесс

32. Охарактеризуйте процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год

Для контроля исполнения бюджета используют следующие способы:

  • стратегический анализ отклонений;
  • анализ отклонений, направленный на выработку дальнейших управленческих решений, корректировку текущих и инвестиционных бюджетов;
  • анализ отклонений в условиях неопределенности.

В данной статье рассмотрим, как контролировать исполнение бюджета с помощью анализа отклонений в условиях неопределенности. Сделаем это на примере компании сферы интернет-услуг.

В таких условиях накопленная статистика не позволяет делать точные прогнозы.

Нужно оперативно реагировать на отклонения в исполнении бюджета и вносить изменения в годовой бюджет, сохраняя неизменными основные показатели эффективности:

  • загрузка производственных мощностей;
  • занятость персонала;
  • рентабельность;
  • прибыль;
  • платежеспособность.

КОНТРОЛИРУЕМ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Чтобы проконтролировать исполнение бюджета за первое полугодие в компании сферы интернет-услуг, обратимся к таблице.

В условиях неопределенности компания вынуждена актуализировать бюджет ежемесячно.

Доходную часть бюджета мониторят практически ежедневно. Однако внесение изменений в бюджетные показатели не гарантировало его стопроцентное исполнение.

Отклонения по отдельным статьям превышают установленный в компании критический уровень — 15 %.

Важный момент: уровень критичности отклонений каждая компания определяет самостоятельно, исходя из своей специфики, отраслевой принадлежности и требований руководства.

Анализ отклонений доходной части бюджета

В компании запланировали следующие статьи доходов:

  • интернет-услуги физическим лицам;
  • интернет-услуги юридическим лицам;
  • доходы от аренды средств связи, каналов связи;
  • прочие доходы — доходы от реализации имущества.

В полном объеме поступили только доходы от аренды. Это долгосрочные договоры с постоянными платежеспособными арендаторами.

План реализации имущества выполнен на 50 % из-за отсутствия спроса (компания заложила в бюджет реализацию материальных запасов от непрофильной деятельности, заниматься которой в перспективе не планирует).

Поступления от интернет-услуг юридическим лицам ниже запланированных на 2500 тыс. руб., или 22,32 %.

Дело в том, что значительную часть доходов интернет-провайдер рассчитывал получить от нового бизнес-сегмента — предоставления услуг корпоративной связи, услуг организации резервных каналов связи и аренды серверов.

Однако из-за снижения бизнес-активности и неопределенности план продаж юридическим лицам не выполнен, хотя менеджмент компании прикладывал для этого необходимые усилия.

Выручку от услуг физическим лицам планировали в сумме 47 900 тыс. руб., фактически получили 35 600 тыс. руб., что ниже бюджетного показателя на 25,68 %. Это существенное снижение доходов.

Причины потерь:

Согласно условиям акции такие абоненты получают право пользования услугой Интернет три месяца бесплатно.

Компания недополучила выручку в отчетном периоде, однако планируется рост выручки в сегменте физических лиц уже в следующем отчетном периоде.

Направления деятельности, которые не дали запланированного уровня доходности, компания продолжит развивать и будет оказывать им маркетинговую поддержку в следующих периодах.

Во-первых, их развитие позволит диверсифицировать доходы в условиях рисков неплатежеспособности клиентов, высокой конкуренции и неопределенности.

Во-вторых, даже незначительные доходы и низкий уровень рентабельности отдельных направлений позволяют экономить на постоянных расходах (например, зарплата административно-управленческого персонала).

Как видно из таблицы, на начало года компания имела достаточный запас прочности в виде финансовых средств на счетах в банке (3400 тыс. руб.).

На конец полугодия планировали увеличить объем денег до 7000 тыс. руб.

Однако остатки денежных средств на конец отчетного периода оказались на 27,86 % ниже планового уровня и составили 5050 тыс. руб.

В условиях невыполнения бюджета доходов на 15 650 тыс. руб. (23,64 %) это достаточное выполнение бюджетного показателя.

Компания сможет нормально функционировать и выполнять все взятые на себя обязательства в третьем и четвертом квартах текущего года.

Общее снижение доходной части бюджета на 23,64 % выходит за установленные рамки критичности в 15 %.

Анализ исполнения бюджета за первое полугодие, тыс. руб.

Код статьи

Наименование

Бюджет на I п/г с учетом изменений

Поступления финансовых средств за I п/г

Услуги физическим лицам

Услуги юридическим лицам

Доходы от аренды средств связи, каналов связи

Прочие доходы — доходы от реализации имущества

Финансовые средства на счетах в банке (на начало периода)

Читайте также: