В какие органы управления могут быть обжалованы действия кадастрового инженера

Обновлено: 01.05.2024

Согласно части 2.1. ст.36 Федерального закона от 24.07.2007 г №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" ( часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ), кадастровый инженер на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, без доверенности, вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, в т.ч. при одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав объекта недвижимости.

Систематизируем такие случаи

1. Осуществление кадастрового учета без одновременной регистрации прав:

  • при подготовке межевого плана в целях образования земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является либо собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из которого в результате раздела или объединения образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;
  • при подготовке межевого плана в целях уточнения границ земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка, границы которого уточняются, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное пользование на срок более пяти лет

2. Одновременное осуществление кадастрового учета и регистрации прав :

  • при подготовке акта обследования, если заказчиком кадастровых работ является либо собственник прекратившего существование здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо принявший наследство наследник физического лица, которому до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, либо собственник земельного участка, на котором были расположены указанные объекты недвижимости, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или если его правоспособностъ прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);
  • при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

3. Остается неизменной норма пп. 5 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, существовавшая до вступления в силу изменений, внесенных ФЗ-120 и позволяющая кадастровым инженерам обращаться в Росреестр без доверенности. В указанной норме речь идет об осуществлении ГКУ земельного участка, образованного в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка. Образование участка должно осуществляться кадастровым инженером в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на подачу заявлений в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Состав дополнительных документов, подтверждающих право подачи заявления на ГКУ со стороны кадастрового инженера

  • Договор подряда на выполнение кадастровых работ, содержащий условие о подаче документов в орган регистрации прав кадастровым инженером;
  • Справка с места работы (приказ о приеме на работу) подтверждающая, что кадастровый инженер является работником юридического лица (в случае, если исполнителем работ по договору подряда на выполнение кадастровых работ является юридическое лицо);
  • Документ, свидетельствующий о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласие с содержанием подготовленных по результатам таких работ докуменов (Акт приемки результатов кадастровых работ).

Скромный сервис для формирования идеального договора на кадастровые работы, содержащего исключительные по глубине художественного смысла и юридико-технической аргументации формулировки, необходимые и достаточные для подачи заявления на КУ самим КИ, находится в разделе "Сервисы и аналитика СРО" на главной странице сайта и по ссылке здесь.

Трансляция вебинара

Не вовремя приходят выписки? Не приходят вовсе? Помоги сделать ФГИС ЕГРН лучше

Подать жалобу на неработающий ФГИС ЕГРН

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Пригоряевой Екатерины Петровны и ее защитника Акишева Б.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 05.05.2017 N 5-150-17, решение судьи Тюменского областного суда от 10.07.2017 N 12-112/2017 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 15.01.2018 N 4А-13/2018, состоявшиеся в отношении Пригоряевой Екатерины Петровны (далее - Пригоряева Е.П.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 05.05.2017 N 5-150-17, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 10.07.2017 N 12-112/2017 и постановлением заместителя председателя Тюменского областного суда от 15.01.2018 N 4А-13/2018, кадастровый инженер Пригоряева Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ей административного наказания в виде дисквалификации на срок один год.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Пригоряева Е.П. и ее защитник Акишев Б.М. просят отменить названные акты, вынесенные по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пригоряевой Е.П. к административной ответственности) установлено, что внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Основанием для привлечения кадастрового инженера Пригоряевой Е.П. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что названным лицом 28.12.2016 внесены ложные сведения в межевой план земельного участка N , расположенного в п. города Тюмени.

Между тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Как следует из материалов дела, постановлением Тюменского межрайонного природоохранного прокурора от 05.04.2017 в отношении кадастрового инженера Пригоряевой Е.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела данным постановлением направлены для рассмотрения в Центральный районный суд города Тюмени (л.д. 1 - 5, 30).

Определением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 21.04.2017 дело принято к производству и назначено к рассмотрению (л.д. 91).

В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.35 данного Кодекса.

Абзацем вторым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Кроме того, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 - 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 названного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов (абзац третий части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно абзацу шестому части 3 статьи 23.1 указанного Кодекса в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт "г" пункта 3).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, административное расследование по настоящему делу не проводилось.

Пригоряева Е.П. не является лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации либо муниципальной службы.

Таким образом, условия, предусмотренные абзацами вторым и третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Настоящее дело подлежало рассмотрению мировым судьей.

Данное обстоятельство судья Центрального районного суда города Тюмени оставил без внимания при принятии настоящего дела к производству, рассмотрел данное дело с нарушением правил подсудности, признав Пригоряеву Е.П. виновной в совершении вмененного административного правонарушения.

Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено вышестоящими судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление судьи районного суда.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 05.05.2017 N 5-150-17, решение судьи Тюменского областного суда от 10.07.2017 N 12-112/2017 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 15.01.2018 N 4А-13/2018, состоявшиеся в отношении Пригоряевой Е.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Пригоряевой Е.П. и ее защитника Акишева Б.М. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом положений части 3 названной статьи) для данной категории дел истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 05.05.2017 N 5-150-17, решение судьи Тюменского областного суда от 10.07.2017 N 12-112/2017 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 15.01.2018 N 4А-13/2018, состоявшиеся в отношении Пригоряевой Екатерины Петровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Кадастровая ошибка - это неверные фактические сведения о земельном участке, указанные в официальных документах, попавших в работу.

кадастровая ошибка пример

В единый реестр недвижимости вносится вся информация о земельных участках:

  • площадь;
  • предназначение;
  • точные координаты расположения и поворотных точек;
  • границы с соседними участками и др.

При малейшей неточности в предоставлении этих сведений у владельца земли возникают большие проблемы при операциях с недвижимостью. Кроме этого из-за одной ошибки вся карта оказывается неточной: участки накладываются друг на друга, их площадь и координаты не соответствуют действительности. Единственным выходом из сложившейся ситуации будет исправление кадастровой ошибки. Занимаются этим - только кадастровые инженеры.

Виды неточностей

Существуют два вида неточностей:

  1. Технические. Вариант сведений, внесенных в электронную базу данных, не совпадает с информацией в бумажных документах. В основном такие ошибки возникают из-за человеческого фактора или системных сбоях.
  2. Кадастровые. В этом случае в госреестр были внесены неточные сведения о границах, либо других параметрах земельного надела, которые предоставил владелец участка.

Причины возникновения

Что такое кадастровая ошибка

Причины возникновения кадастровых ошибок следующие:

  • допущена погрешность или халатность в работе геодезистов (неправильно провели измерения, внесли сведения без выезда на местность и т. д.);
  • было использовано устаревшее или неисправное оборудование;
  • неправильно производились расчеты при составлении документации;
  • была применена система координат, отличающаяся от общепринятой, либо неправильно произведена привязка к государственной геодезической сети.

Иногда владельцы намеренно указывают неточные сведения, либо не исправляют, когда обнаружили неточности самостоятельно, поскольку это им выгодно. Но в дальнейшем это может обернуться большими проблемами.

Как выявить ошибку самостоятельно

Как выявить кадастровую ошибку самостоятельно

Обнаружить ошибку может кто угодно:

  • непосредственно владелец участка;
  • арендатор;
  • соседи;
  • сотрудник органа кадастрового учета.

Обычно кадастровая ошибка обнаруживается при проведении операций с недвижимостью, получении уведомлений из налоговой службы.

Наиболее часто неточность обнаруживается владельцами соседних участков, когда они обращаются для уточнения данных. Но лучше не дожидаться подобных случаев, а самостоятельно проверить документацию, получив выписку из ЕГРН и вызвав геодезистов для проведения измерений. Все нюансы ситуации объяснит кадастровый инженер.

Зачем исправлять кадастровые ошибки

Зачем исправлять кадастровые ошибки

Наиболее часто неточности влияют на выплату налогов. При указании меньшей площади участка это рано или поздно обнаружится, тогда владелец будет вынужден доплатить разницу, в большинстве случаев еще и набегает пеня. Если указано, что участок большего размера, чем он есть на самом деле, то естественно, что человек платит больший налог, чем следовало.

При продаже или других операциях с недвижимостью неточность станет причиной невозможности оформления сделки. Она может состояться только после устранения кадастровой ошибки. Если дело будет решаться в судебном порядке, то процесс продажи или оформления земельного участка затянется на долгие месяцы.

За чей счет будет исправление сведений: законодательная база

За чей счет будет исправление сведений

Информации о внесении правок в базы данных ЕГРН представлена в Федеральном законе N 221-ФЗ 24.07.2007.

Основаниями для внесения исправлений в базу данных могут служить:

Ответственность за предоставление недостоверных сведений несет кадастровый инженер, составлявший документацию.

Если будет доказана умышленность действий, ему грозит большой штраф, а также запрет на оказание кадастровых услуг.

Если из-за неточности кому-либо был нанесен значительный ущерб, то нарушение карается уголовной ответственностью (статья 170.2 УК РФ). Наказание может быть следующим:

  • штраф до 500 тыс. рублей;
  • исправительные работы сроком до одного года (ущерб более 9 млн);
  • общественные работы сроком до 360 часов (ущерб 2,5 млн).

Сроки исковой давности устранения кадастровой и технической ошибки

После обнаружения неточности в документах у владельца земельного надела есть ровно один год на возбуждение арбитражного спора. Он должен быть решен до момента подачи иска в суд. В органах кадастрового учета заявление может рассматриваться не менее 30 дней, поэтому не следует устраивать разбирательства с соседями за территорию и затягивать время. Но статья 196 ГК РФ предусматривает увеличение срока исковой давности до трех лет.

До тех пор, пока техническая или кадастровая ошибка будет обнаружена, сроки давности не учитываются. Отсчет начинается только с момента обнаружения.

Сроки исковой давности устранения кадастровой и технической ошибки

Способы исправления зависят от обстоятельств, при которых она была обнаружена. Исправление проходит в порядке, установленном законодательством или по решению суда, если орган кадастрового учета отказал собственнику в постановке на учет или исправлении.

По заявлению собственника

Собственнику необходимо подать заявление по установленной форме в ЕГРН или МФЦ, сделать это можно даже на сайте госуслуг в онлайн режиме. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт выявления неточности: межевой план, результаты геодезической съемки и другие.

Госорган вынести решение в течение 5 рабочих дней. При положительном результате собственник получает исправленные документы, об отрицательном — его вообще не уведомляют. Отрицательное решение владелец надела может обжаловать в судебном порядке.

По инициативе ЕГРН

По решению суда

После вынесения решения, его отправляют в ЕГРН, сотрудники в обязательном порядке должны выполнить все предписания. Если решение по каким-либо причинам не было направлено или его потеряли в процессе пересылки, то собственник недвижимости может самостоятельно предоставить его копию в ЕГРН, к нему также прикладывают заявление об устранении неточности.

Сроки исправления либо указываются в судебном решении, либо определяются в законодательном порядке — не более 5 дней.

Если сотрудники ЕГРН игнорируют сроки, следует получить в суде исполнительный лист и передать его в исполнительную службу. Также можно подать заявление в суд с просьбой оштрафовать государственный орган за невыполнение судебного решения.

Что делать, если собственник не согласен с решением суда или ЕГРН?

В этом случае поможет только обращение к юристу, который специализируется на решении земельных споров. Он укажет возможные пути решения проблемы, если они есть. Нового судебного разбирательства не избежать, поскольку в большинстве случаев ответчиком становится юрлицо (ЕГРН).

Не стоит затягивать с обращением к юристу, поскольку обнаружение неточности в документах может стать причиной расторжения сделки при операциях с недвижимостью.

Список документов для заказа услуги

Список документов для заказа услуги

Кадастровые инженеры, в ходе измерений должны выявить ошибку и зафиксировать ее при составлении заключения. Именно на этом основании правки будут внесены в базы данных. Также заказчику понадобятся следующие документы:

  • заявление по установленной форме (согласно приказу №920 Минэкономразвития);
  • акт согласования (это официальный документ подтверждения того, что владельцы смежных участков согласны с обновленной информацией);
  • заново составленный межевой план (именно он будет внесен в единый государственной реестр недвижимости).

Список документов для исправления кадастровой ошибки

Стоимость

Цена исправления кадастровой ошибки на одном объекте составит от 14 тыс. рублей. Но каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально, поэтому фиксированную стоимость указать невозможно. На формирование цены влияют следующие факторы:

  • количество земельных наделов, которых коснулось внесение неточных сведений в реестр;
  • сложность работ и количество вовлеченных в них специалистов;
  • необходимость проведения измерений (иногда исправление делается на основе имеющихся данных).

Согласование границ земельного участка требуется при возникновении споров между соседями, желании расширить свою территории по тем или иным причинам.

Это важный процесс, который является составной частью межевания (установления границ) и главным инструментом урегулирования земельных вопросов. Она может проводиться как физическими, так и юридическими лицами.

О том, как разрешать подобные споры, поговорим в этом материале.

Причины согласования границ

Конфликты, связанные с межеванием, чаще всего возникают по причине ошибочных данных в документации собственников, которые противоречат действующей кадастровой базе. Сюда относятся:

  • постановка объекта на государственный учет без проведения процедуры земельного межевания;
  • технические ошибки при закреплении местоположения участка, допущенные по невнимательности специалистов;
  • самовольный захват земли без уведомления соседей;
  • несогласованный раздел наследуемого имущества без проведения процедуры межевания;
  • купля-продажа участка без надлежащего оформления.

Процедура согласования границ

Согласование границ надела должно проводиться в соответствии с законодательством и с учетом интересов всех участвующих сторон.

Копии уведомлений стоит сохранить. Они понадобятся при подписании акта согласования границ территории, а также в случае судебного разбирательства.

Процедура может осуществляться путем ведения мирных переговоров либо через суд после оформления и подачи иска лицом, желающим защитить право собственности на свою землю.

Если участники спора пришли к общему решению, они должны составить акт. Подписывает документ каждый из них. Акт дополняется планом межевания границ участка.

Для достижения согласия с соседями необходимо привлечь к процессу как можно больше заинтересованных сторон. Помимо владельцев земельного участка и собственников прилегающих территорий сюда можно отнести представителей местного самоуправления и кадастровых инженеров, которые будут проводить необходимые межевальные работы.

В дальнейшем спор будет решаться в суде с привлечением органов Росреестра, представителей местной администрации.

Незаконные действия при согласовании границ земельного участка

Какие действия законны при согласовании земельного участка?

В соответствии с российским законодательством любые сведения об объекте и его местонахождение должны быть зафиксированы документально. Если они отсутствуют, поскольку, к примеру, определение границ участка проводилось незаконными методами и без составления межевого плана, соседи вправе отказать в выполнении предъявленных требований и могут оспорить их в судебном порядке.

Суд признает план межевания незаконным в случае нарушения порядка уведомления собственников о проведении межевальных работ, при умышленном введении в заблуждение соседей, а также при выявлении подделанных подписей участников на акте.

Кроме того, для доказательства незаконности действий по составлению плана определения земельных границ собственник обязан подготовить все документы с указанием реальных сведений, оформленных в установленном порядке. Для этого должна быть проведена кадастровая работа с восстановлением схемы границ надела.

Самовольный захват земли и оспаривание границ

Если собственником был выявлен факт самовольного захвата участка соседями без какого-либо согласования, необходимо обратиться в местное отделение Росреестра и запросить кадастровый паспорт смежного земельного надела. С привлечением специалистов производятся замеры. Сведения сравнивают с данными из кадастровых паспортов. Результаты предъявляют соседям.

На этом этапе возможно найти компромисс мирным путем. В случае несогласия владелец может подать жалобу в местные органы земельного контроля, в прокуратуру или районный суд.

Если межевание состоялось, однако один из собственников желает оспорить его результаты, он может пойти напрямую в районный суд, предоставив необходимые правоустанавливающие документы.

Судебный орган проверит, насколько информация в свидетельстве собственности соответствует данным из кадастрового паспорта, наличие акта согласования и других необходимых бумаг. В итоге выносится постановление об устранении ошибок в межевании, которое необходимо передать в кадастровую палату. Исправление границ производят в срок, не превышающий 30 дней.

Резюме

Согласование границ надела необходимо в случае возникновения конфликта между соседями, когда кто-то из них хочет расширить свою территорию. Процедура проводится в мирном или судебном порядке и оформляется документально.

Обязательно уведомите собственников прилегающих участков о процедуре, сохраните второй экземпляр уведомления. Он может понадобиться для суда.

Не осуществляйте незаконные действия: не подделывайте подписи соседей и не захватывайте землю самовольно. Эти действия оспорят через суд.

Комментарии

Анна, добрый день! Если от Вас было официальное заявление и предусмотренные законом сроки прошли обращайтесь в суд с заявлением об обжаловании незаконного бездействия государственного органа и понуждении к совершению требуемых действий

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ст. 24 КАС
3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Здравствуйте, Анна, вот инфо с сайта госуслуги,

Срок предоставления услуги при обращении заявителя с ненадлежащее оформленным заявлением на согласование проекта границ земельного участка не должно превышать 25 рабочих дней.Срок выполнения административной процедуры должен составлять не более 3 (трёх) рабочих дней.

По всей видимости Вы имеете ввиду схему расположения земельного участка.

Срок утверждения схемы расположения земельного участка через аукцион составляет 60 дней.

Срок утверждения схемы земельного участка предоставляемого не через аукцион 30 дней.

Вы вправе подать жалобу в прокуратуру и требовать привлечения должностных лиц департамента к административной ответственности.

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа

С уважением! Г.А. Кураев

Анна, может вам это поможет,

В дополнение нормы об административной ответственности на которые можно также ссылаться в обращении в прокуратуру.

Кодекс РФ Об административных правонарушениях

Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вот иск пример, ссылку внизу скину, почитайте

Подпись о согласовании границ смежного участка для межевого плана соседей была взята обманным путем. Как аннулировать эту подпись о согласии.

Доброе утро. Вам необходимо обратиться в суд.

Я провожу межевание участка в СНТ. У меня 4 соседа + дорога. Дорогу подписал председатель и есть подписи 3-х соседей. С 4-м проблема. Собственник умер. Наследники ( 2 человека - брат и сестра дети умершего) в наследство не вступили, собираются вступать. Полгода прошло, больше никто не заявил о наследстве.

Межевание делали у одного кадастрового инженера все участки сразу. Есть общая схема 4-х участков. с которой все согласны, в т.ч. и председатель. Имеет ли право сделать подпись в акте согласования границ председатель с решения общего собрания членов правления СНТ.

Вам может быть интересно

Кадастр — это специальный государственный реестр, в который в обязательном порядке вносится стоимость всех объектов недвижимости. Главным для ее владельцев является то, что именно с внесенной в кадастр суммы назначаются налоги. Достаточно часто собственники считают, что налоги непомерно высоки, а участки и объекты, с которых необходимо уплачивать обязательный сбор, стоят существенно меньше, чем указано.

Категория земли может стать препятствием для строительства. Сельскохозяйственные угодья можно перевести в ИЖС, однако процесс будет трудоемким, а результат зависит не только от решения МФЦ, но и от позиции муниципальных властей. Земли сельхозназначения имеют целый ряд ограничений для собственников. Их использование зависит от градостроительной политики и подразумевает: Использование сельскохозяйственных.

Владелец надела может лишиться права собственности на него по собственной инициативе или по решению суда. В большинстве случаев собственник получает компенсацию за землю и строения, сумма выкупа назначается исходя из рыночной стоимости и других условий. Права собственности на землю могут быть прекращены. Все основания для этого подробно изложены в законодательстве. Перечислим основные причины. С 2008.

Для строительства гаража владельцу машины требуется специальное разрешение от муниципальных властей. Если оно не было получено вовремя, хозяин помещения может попытаться легализовать его. Стандартная процедура состоит из двух этапов: Дальнейшие детали процедуры зависят от того, где находится гараж, и каков правовой статус земли, на которой он был построен. Чаще всего такое строение уже имеет законный.

Для свободного распоряжения гаражом необходимо не просто иметь свидетельство о владении, нужно также оформить землю под ним в собственность. При этом важно соблюдать все юридические формальности, предусмотренные законом. Целесообразность этого шага зависит от того, как владелец собирается впоследствии распоряжаться своим имуществом, а также от правового статуса строения. Приватизация земли может стать.

Читайте также: