Курсовая русская правда как источник древнерусского права

Обновлено: 16.05.2024

Становление светского права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.

Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в., оно внесло изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре.

Объект исследования - общественно-правовые отношения, регулируемые источниками древнерусского права.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие различные сферы жизнедеятельности Древней Руси

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение источников древнерусского права и их общая характеристика.

- изучить этапы становления древнерусского права;

- дать общую характеристику источников древнерусского права;

- рассмотреть Русскую Правду как основной источник древнерусского права;

- выявить основные черты гражданского, вещного, наследственного, семейного права;

- исследовать уголовное право, суд и процесс в древнерусском государстве.

Вопросам исследования источников древнерусского права посвящали свои труды такие ученые как, Кудимов А.В., Шафиев М.М., Черниловский З.М., Чибиряев С.А., Чистяков О.И. и другие.

При написании работы были использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции, формальной логики, системный, технико-юридический и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Становление древнерусского права и общая характеристика

источников древнерусского права

По мнению Портнова В.П., право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Источником права в этот период было, прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права 1 .

Третий источник древнерусского права – право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.

Русская Правда — это древнейший правовой сборник Киевской Руси, датированный 1016 годом.

Она является основным письменным источником русского права. Происхождение ранней части документа связано с князем Ярославом Мудрым. Написанная на древнерусском языке Русская Правда легла в основу русского законодательства и сохраняла значение до XVI века.

Первооткрывателем Русской Правды для науки стал историк В. Н. Татищев, обнаруживший в 1737 году ее Краткую редакцию.

В Русской Правде содержатся нормы процессуального, уголовного, наследственного, семейного и обязательственного права.

Русская Правда является источником для изучения правовых, экономических и социальных отношений в Древнерусском государстве.

Текстология

Архетип Русской Правды не сохранился. Имеются лишь поздние списки в составе сборников и летописей. Обычно списки Русской Правды соседствуют с правовыми церковными текстами.

Списки Русской Правды объединены в три редакции:

  • Краткая Русская Правда;
  • Пространная Русская Правда;
  • Сокращённая Русская Правда.

Лишь два из всех списков Краткой редакции являются аутентичными – Комиссионный (Археографический) и Академический, входящие в состав Новгородской первой летописи младшего извода. Остальные списки сделаны с этих двух в XVIII—XIX веках. Новгородская первая летопись младшего извода содержит под 1016 годом рассказ о борьбе Ярослава Мудрого и Святополка. Ярослав после победы сел княжить в Киеве, а помогавших ему новгородцев наградил деньгами и даровал им грамоту. Затем в летописи приведится текст Краткой Правды.

Пространная редакция известна в более чем 100 списках XIII—XV веков в составе Мерила Праведного, Кормчих книг и других сборников, а также летописей. В заголовке стоит имя Ярослава Владимировича. Древнейший известный список Пространной редакции есть в составе Синодальной Кормчей книги конца XIII века. Самый исправный список в составе Троицкого списка Мерила Праведного XIV века.

Готовые работы на аналогичную тему

Сокращённая редакция известна в двух списках Кормчих книг XVII века.

Происхождение

Спорным остается вопрос о времени создания древнейшей части Русской Правды. Большинство исследователей Древнейшую Правду связывают с Ярославом Мудрым. Период создания Древнейшей Правды — 30-е годы XI века. Постепенно нормы Русской Правды были кодифицированы князьями на основе устного обычного права восточных славян с включением элементов византийского права.

Состав Русской Правды

В состав Краткой редакции входят следующие части:

  • Древнейшая Правда или Правда Ярослава (статьи 1—18), 1016 год или 1030-е годы;
  • Правда Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода) (статьи 19—41), относится к 1072 году;
  • Покон вирный (статья 42) определял порядок кормления вирников (собиравших виры княжеских слуг), 1020-е годы;
  • Урок мостникам (статья 43) регулировал оплату труда мостников,1030-е годы.

В Краткую редакцию включены 43 статьи. Первая часть (Правда Ярослава) сохранила обычай кровной мести, хотя и ограничила его ближайшими родственниками, отсутствие дифференциации размеров штрафов в зависимости от статуса потерпевшего. В Правде Ярославичей отразилось развитие правовых отношений: включены повышенные штрафы за убийство привилегированных членов общества. Много статей посвящено защите княжеских людей и княжеского хозяйства. Наказаниями являются денежные штрафы, за тяжкие преступления допускается расправа.

Пространная редакция, включающая 121 статью, составлена из двух частей — Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Большинство исследователей полагают, что Пространная Правда основана на тексте Краткой с внесением изменений и дополнений, в том числе принятых во время княжения в Киеве Владимира Мономаха. Существует мнение, что к Уставу Владимира Мономаха следует относить только статью 53, в которой упоминается князь. По мнению Я. Н. Щапова, с XIII века Русскую Правду использовали в Новгороде в церковном суде по светским делам. В Пространной редакции отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии землевладельцев, зависимое положение закупов, смердов и холопов. Нормы свидетельствуют о дальнейшем развитии княжеского и боярского землевладений, уделено много внимания охране прав собственности. О социальной дифференциации свидетельствует размер виры, связанный со статусом жертвы. Статья 2 содержит запрет кровной мести.

Устав Владимира Всеволодовича, принятый после 1113 года, посвящён долговым нормам и положению свободных людей, попавших в зависимость после взятия купы — закупов. Уставом ограничивался произвол кредиторов, определялся процент по кредиту и запрещалось обращение закупов в рабство.

Сокращённая редакция содержит 50 статей. Большинство исследователей полагают, что она относится к позднему периоду, к XVI—XVII векам, и является сокращением из Пространной. А. А. Зимин считал, что она составлена путём сокращения Пространной редакции для приспособления к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. М. Н. Тихомиров полагал, что Сокращённая Правда сложилась в Московском княжестве в конце XV века после присоединения территории Великой Перми. Связь с регионом нашла отражение в денежном счёте текста.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

Номер зачетной книжки 2008 / 146
Автор курсовой работы: Е. А. Архишина, группа 106, з/ o
Руководитель курсовой работы: к.и.н., профессор Букин С. М,
Саранск

преступление и наказание, суд и процесс……………………………………10
2.1. Правовое положение отдельных групп населения………………………10

2.3 Суд и процесс……………………………………………………………….17

Структурируя цель работы, можно выделить ряд задач:

· характеристика правового положения отдельных групп населения;

Хочется добавить, что изучение процесса права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико- практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития права в сущности.

К числу норм обычного Права, зафиксированных в Русской Правде, относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом – вирой; в отличии от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена.

К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, размерах пожалований за службу и т. д.

За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г . Были установлены предельные размеры процентов на долг.

Холоп — наиболее бесправный субъект права [8] . Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля).

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Первичная форма наказания в Древней Руси — месть, осуществляемая потерпевшим и его ближними. Сначала она был, крайне неравномерна, так как определялась степенью разгневанного чувства и силами пострадавших. Позднее месть начинает подвергаться различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер. Ограничения мести сводятся: к сокращению числа преступлений, за которые допускается месть, установлению срока, в течение которого можно мстить, сужению круга мстителей.

Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесняется системой выкупов.

Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести. Упрочившись, выкупы слагаются в довольно сложную систему правил. Размеры выкупа, определяемые сначала соглашением сторон, постепенно фиксируются соответственно причиненным ущербам. Вмешательство общественной власти в систему выкупа влечет за собой установление штрафов и в пользу власти, и в пользу пострадавших. Так возникают: вира — штраф за убийство, поступающий в пользу князя; плата за голову, головщизна или головничество, поступающая в пользу родственников убитого; продажа — штраф за другие правонарушения, кроме убийства и увечья (за увечье взималось полувирье), также взимаемый в пользу князя.

Из других наказаний, применявшихся в Древней Руси, стоит назвать также наказание кнутом и даже применение в особых случаях членовредительских наказаний.

1. ограждение общества от преступников путем их истребления или изувечения, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений (например, виновным в подделках отсекали пальцы) или изъятием преступников из общественной среды (тюрьма, ссылка);

2. устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью наказании за совершаемые преступные деяния;

3. извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника — конфискация, денежные пени и эксплуатация труда преступников со времени введения каторжных работ при Петре.

Порядок заключения договоров был простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобития, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели. Есть сведения о существовании и письменной формы заключения договоров о недвижимости.

В наследовании отмечались различия в зависимости от принадлежности человека к той или иной ступени иерархической лестницы. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследство делилось поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. Так, великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершали и регистрировали в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния — рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.

2.3 Суд и процесс


Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик [11] . Одновременно в Х-Х I вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068г. и 1113г.

Рипуарская правда (VI – VIII вв.) признает акт дарения. Порядок передачи имущества должен был происходить через посредника при свидетелях, свободных людях. Однако правда стремилась всячески ограничить этот акт.

В Древней Руси договор дарения не имел столь сложной процедуры. Можно предположить, что он практически не имел места, или происходил без свидетелей и без определенных условий.

Семейное право по варварским правдам сохраняло общинно-родовые традиции. Брак заключался только с разрешения родителей. Жена после свадьбы переходила под власть мужа. После смерти мужа, вдова оставалась под покровительством семьи мужа.

Естественно, церковь наложила отпечаток на семейный уклад Древней Руси. С принятием единой веры были запрещены все старые пережитки, устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. Брак совершали и регистрировали в церкви.

Франкские правды выделяли полусвободных, привилегированных и рабов. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники – антрустионы (новая знать) – обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. Совершенно бесправными были рабы. Раб приравнивался к вещи. Нельзя было заключать сделки с рабами. За смерть или телесные повреждения, причиненные рабу, следовало выплатить компенсацию. Рипуарская правда упоминает о существование разрядов внутри свободных.

Носителем правовых норм и субъектом права в Саксонской правде (во всяком случаи в первой ее части) выступает нобили, т.е. знатные. Вергельд и штрафы применяются к нобилям, а у свободных вергельд не указан. Пеня за ранение лита в 12 раз меньше, чем за штраф за ранение нобиля.

Весьма интересной фигурой был лит. Лит находится в материальной зависимости от господина, но стоимость лита (100 солидов) говорит о том, что лит не может быть приравнен к рабу, так как он имеет право не только заключать сделки, но и возбуждать по ним иски [13] . Причем нигде не упоминается необходимость разрешения господина. Возможно, лит сидел на чужом участке и платил натуральный взнос.

На Руси также существовали приближенные люди к князю. Просторная редакция упоминает о тиуне (княжеский или боярский приказчик, управитель), тиун огнищный (домоуправитель), конюшенный; за убийство одного из них нужно было выплатить 80 гривен. Убийство княжеского отрока или повара платы была 40 гривен. А убийство ремесленника, смерда-общинника обошлось бы в 12 гривен. На лицо социальные различия между этими людьми. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых. Свободными были смерды-общинники. В отличие от варварских государств в Древней Руси существовало много промежуточных форм между свободными и полностью зависимыми.

И на Руси, и в варварских государствах самым распространенным преступлением была кража. На Руси наиболее тяжким видом татьбы было конокрадство из-за высокой значимости коней. В отличие от варварских правд в Русской Правде не было различения на разбой и грабеж. Варварские правды предусматривали качество и количество украденного, из закрытого или открытого помещения было украдено, со взломом или нет, в сговоре или нет.

Ни «Русская Правда2, ни варварские не выделяли физических и юридических лиц. Не существовало государственных преступлений. Причинение вреда правителю лишь наказывалось более суровым наказанием.

Ко времени создания правды и на Руси, и в варварских государствах уже сформировалась церковь, которая занимает особое место в государственном устройстве. Естественно, что церковные преступления карались большими штрафами и суровыми наказаниями.

Отдельны статьи были посвящены движимому имуществу. Скот мог быть проверен в течение нескольких дней на ряд недостатков (у коровы нет молока, вол не тянет и т.п.). Скоту было посвящено довольно много статей. Были стать о колодце, изгороди, все эти стать регулировали неприкосновенность частной собственности.

Интересно сословное построение общества, где основную массу составляли свободные крестьяне-общинники, а меньшую часть занимал привилегированный слой. Общество, в котором главенствующее положение занимали самые состоятельные и приближенные к правителю. Именно они были отмечены законом, как личности, которым позволено много, а против которых нельзя сделать практически ничего. И именно они обладали всей полнотой прав. Самыми бесправными и притесняемыми были рабы, которые в обществе считались вещью. Вещью, которую можно было беспрепятственно продать или купить.

В уголовном праве сильное влияние ощущается от церкви. Церковь стремиться ограничить, упразднить кровную месть, как пережиток язычества. Кровная месть заменяется штрафами. Штрафы, согласно законам, шли не только в пользу потерпевших, но и отправлялись в казну и становились ощутимым дополнением к государственным средствам.

Право встает на качественно новый уровень в отличие от предшествующего законодательного закрепления обычного права. Источником законов становится государственная правовая практика. Конечно, нельзя сравнивать описанные законы с современными кодексами, но ведь это только начало письменного закрепления права.

Подводя итог работе, стоит подчеркнуть, что сборники законов стали лишь началом развития письменного права и заложили основной фундамент для совершенствования права.



Список используемых источников
1. Большой юридический словарь Волосов М. Е., Додонов В. Н., Капинус Н. И., Капинус О. С., Крутских В. Е., Мишустина Е. А., Панов В. П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С. П. Инфра-М, 2006г. 954с.

2. 1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г. 534с.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. Политиздат. 1953г. 375с.

4. Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в западной Европе. – М.: Высшая школа, 1970г. 224с.

6. Зимин А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973г. 328с

7. Из ранней истории шведского народа и государства /Под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999г. 336с.

8. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996г. 448с.

9. История государства и права СССР: Учебник, Ч.1/ Под ред. Титова Ю.П., М., 1988. 543с.

10. Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. – М.: Наука, 1977г. 280с.

11. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М. 1995г. 362с.

12. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1.– М.: Российское педагогическое агентство, 1997г. 288с.

13. Неусыхин А. И. Проблема европейского феодализма. – М.: Наука, 1974г. 539с.

14. Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе. – М.: Академия наук СССР, 1956г. 422с.

15. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. – М.: Тон- Приор, 1999г. 528с.

16. Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г. 439с.

18. Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. М. 1988г. 296с.

19. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М. 1987г. 372с.

20. Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: Юрист, 2005. – 768с.

21. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство Московского Университета. 1953г.324с.

22. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990г.954с.

23. Чельцов Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб. 1995г. 673с.

24. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. – М.: Зерцало, 2002г. 400с.

25. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950г. 324с.

26. Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. М. 1984г 563с.

[3] См.: Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. – М.: Зерцало, 2002. с.95


[5] См.: Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство Московского Университета. 1953г.с. 643


[9] См.: Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990г.с. 83


[12] См.: Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996г. с.184


[13] См.: Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе. – М.: Академия наук СССР, 1956г. с. 256


[14] Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. – М.: Наука, 1977г. с.274

Русская Правда является драгоценнейшим источником по истории феодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается комплекс юридических документов 11-12 вв., отразивший сложность русской социальной жизни и ее эволюции.

Глава I. Система наказаний. Система наказаний в Русской Правде показывает, что в Древнерусском государстве существовали еще пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную месть, институт, типичный для эпохи, когда не существует государства, берущего на себя функцию наказания за преступления. Впрочем, в статье о кровной мести уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат (в том числе двоюродный) и племянник. Тем самым ставится предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи. Ограничение показывает пережиточный характер кровной мести в первой половине 11 в. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а взамен нее введен денежный штраф за убийство (вира), который в зависимости от социального положения убитого дифференцировался в широких пределах: от 80 до 5 гривен.

К этому взгляду на вервь примкнули и К.Н.Бестужев-Рюмин[2], и А.Я.Ефименко[3], и Г.Ф.Блюменфельд[4].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость

Но ведь документы кое-что и прямо говорят о верви, не давая, однако, ни одного намека на наличие кровного родства среди членов верви.

Наступление феодала на общину, победа над нею и процесс внутренней ее эволюции видны также и в том, что из недр общины уже выделились отдельные неимущие элементы, вынужденные искать работы и защиты у феодала. Это – рядовичи, закупы, вдачи, изгои, о которых специально речь будет идти впереди.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Итак, едва ли может остаться какое-либо сомнение в том, что восточное славянство, как и все другие народы мира, пережило одни и те же этапы в своем развитии. Восточному славянству известен период родового бесклассового строя, сменившегося строем общинно-соседским, иначе господством сельской общины, не устранившим и большой семьи.

В древнейших дошедших до нас русских письменных памятниках мы видим уже классовое общество, имеющее за собой солидное прошлое.

В.Д.Греков путем долгих исследований попытался подвести главнейшие итоги наблюдений над историей смердов:

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

1. Смерды есть основная масса русского народа, из которой в процессе классообразования выделились другие классы русского общества.

2. С появлением господствующих классов смерды оказались внизу общественной лестнице.

3. Источники Киевского периода истории Руси застают их организованными в община.

4. Победа феодальных отношений внесла в жизнь смердов очень важные изменения и прежде всего разбила смердов на две части: а) смердов-общинников, независимых от частных владельцев, и б) смердов, попавших под власть частных владельцев.

5. Процесс внутреннего расслоения в общине привел часть смердов к необходимости покинуть общину и искать заработка на стороне. Таким путем у землевладельцев появились новые кадры рабочего населения за смердьей среды.

6. Независимые смерды продолжали существовать, несмотря на систематическое наступление на общину привилегированных землевладельцев-феодалов.

7. Независимые смерды попадали под власть власть феодалов путем внеэкономического принуждения (захват населения и земли, пожалование от государства).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

8. Правовое положение зависимых смердов не поддается точному определению. Во всяком случае есть основание считать в своих правах сильно ограниченными.

9. Форма их эксплуатации определяется условиями жизни смерда: если он живет непосредственно в барской усадьбе, он работает на барщине и входит в состав челяди; если он живет вдали от усадьбы, он платит ренту продуктами.

10. В 13-14 вв. весьма энергично растет рента продуктами в связи с расширением землевладения феодалов, увлечением количества их подданных и превращением вотчины в сеньерию.

Русская Правда рисует тяжелое положение холопов, которые были полностью бесправны. Холоп, ударивший свободного, если даже господин уплатил за него штраф, мог быть при встрече убит обиженным, а в более позднее время – жестоко наказан телесно. Холоп не имел право свидетельствовать на суде. Беглого холопа, естественно, наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались на тех, кто поможет беглому, указав путь или хотя бы накормив. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Если обратиться к литературе послереволю-ционной, то на первое место, несомненно, надо поставить работу С.В.Юшкова. Имеется в виду глава

С.В.Юшков выдвинул мысль о том, что при неких условиях произошло сближение холопов с зависимыми смердами (С.В.Юшков независимых смердов не признает).

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость

Вообще, вопрос о закупах – один из самых беспокойных вопросов. О закупничестве много писали, много спорили, спорят и сейчас.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

В.О.Ключевский при определении закупничества тоже нагромоздил немало юридических признаков: закуп у него и закладень, и арендатор земли, и заемщик денег.9

Итак, по В.Д.Грекову, рядович ни в коем случае не раб. Это, по московской терминологии, один из видов серебреничества. Мы знаем все условия существования рядовичей, но летописи дают на основание думать, что их приниженное и тяжелое положение в момент обострения классовых отношений в связи с усилением наступления землевладельцев на общину определило их позицию в народных движениях 11-12 вв. и особенно ярко проявившихся в 1113 г., после чего в Киев был призван Владимир Мономах.

Глава VII. Изгои. Также по одному разу в Краткой и Пространной Правдах упоминается изгой. Речь идет о человеке, лишившемся своего социального статуса. Так, князьями — изгоя называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои Русской Правды, видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Читайте также: