Кто осуществляет авторский надзор в процессе строительства реконструкции капитального ремонта опо

Обновлено: 28.04.2024

Добрый день, может ли осущевствлять авторский надзор проекта прошедшая госэкспертизу на реконструкцию и капитальный ремонт не авторы проекта а сторонняя организация имеющая право по закону осущевствлять авторский надзор.

В соответствии с п.3.1 Постановления Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44:

3.1.Авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

Также в соответствии с Приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр «Об утверждении свода правил „Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений“:

4.1 Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на ее основе, рабочей документации.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторский надзор должен осуществлять именно автор и другие разработчики проекта.

Суды также ссылаются, как правило, на этот документ:

И согласен с коллегой ниже -если сам автор (проектировщик) подтвердит, что он не может осуществлять авторский надзор — то в этом случае можно привлечь иное лицо:

6.1.3 В случае, если лицо, осуществившее разработку проектной документации, подтвердит, что оно не имеет возможности осуществлять авторский надзор за строительством, заказчик вправе привлекать как на выполнение всего комплекса работ по осуществлению авторского надзора, так и по отдельным разделам проекта и видам работ, любых юридических и физических лиц, при условии соответствия таких лиц законодательным требованиям к соответствующему виду деятельности [1].

Но именно должно быть подтверждение от автора, что он не имеет такой возможности.

Здравствуйте. Вопрос несколько неоднозначный ввиду нагромождения правовых норм и их пересечения, но в целом выходит, что авторский надзор по своему объему входит в строительный (т.к. стройнадзор — это проверка строительства на соответствие проекту).

Авторский надзор в соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком и проектной организацией, разработавшей проект. Следовательно, осуществление авторского надзора предполагается силами тех, кто разработал проект, и с ними нужно заключить соответствующий договор.
При этом согласно п. 1 ст. 53 ГрК РФ в процессе строительства проводится еще и строительный контроль, который заключается в том числе в проверке соответствия выполняемых работ проекту. Значит авторский надзор (в общем его смысле) является частью строительного надзора.
В силу ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится застройщиком/заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Если предположить, что проверку на соответствие проекту может осуществлять только его автор — тогда получится ограничение конкуренции и и монополия разработчиков проектов на контроль за их реализацией (к примеру, до реализации проекта его автор лишился допусков или сменил сферу деятельности — что тогда делать заказчику?).

Вот примеры из судебной практики.

Авторский надзор регулирует СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений

Согласно п. 3.1 авторский надзор осуществляет проектировщик.

3.1 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на её основе рабочей документации.

Но, если проектировщик не имеет такой возможности, то авторский надзор может осуществлять любое лицо, соответствующее установленным требованиям.

6.1.3 В случае, если лицо, осуществившее разработку проектной документации, подтвердит, что оно не имеет возможности осуществлять авторский надзор за строительством, заказчик вправе привлекать как на выполнение всего комплекса работ по осуществлению авторского надзора, так и по отдельным разделам проекта и видам работ, любых юридических и физических лиц, при условии соответствия таких лиц законодательным требованиям к соответствующему виду деятельности.

Таким образом, при отказе разработчика проектной документации к этим работам можно привлечь других лиц.

Также согласно п. 4.1 Положения об авторском надзоре с согласия проектировщика к авторскому надзору можно привлечь и лицо, подготовившее рабочую документацию.

4.1 Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации.Заказчик (застройщик, технический заказчик)с согласия разработчика проектной документации вправе привлекать к авторскому надзору лицо, осуществившее подготовку рабочей документации

Авторский надзор — это прежде всего способ реализации автором проекта его исключительного права на реализацию проекта.

Соответственно, по общему правилу (если иное не предусмотрено договором с автором), только автор проекта (и никто другой) имеет право на осуществление авторского надзора за строительством здания или сооружения.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. (п. 2 ст. 1294 ГК РФ)

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. (п. 3 ст. 1294 ГК РФ)

С уважением, Александр Васильев

Добрый день! Наша компания выиграла тендер и выполняет работы по строительству станции водоочистки. Заказчик разместил документацию на проведение аукциона на проведение технического надзора (строительного контроля) для выбора исполнителя работ именно по нашему тендеру. Разъясните, пожалуйста, имеет ли право наша организация проводить технический надзор (строительный контроль) у Подрядчика (то есть у самих себя). В аукционной документации Заказчик ссылается на, что функции технического надзора (строительного контроля) осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. В данном Постановлении написано, что Подрядчик имеет право осуществлять строительный контроль. Обращаясь на Правовед, хотели бы получить квалифицированную консультацию по данному вопросу

Мы являемся строительной организацией. В данный момент строим подводящие газопроводы к индивидуальным домовладениям. Проекты на эти газопроводы разрабатывала другая организация. от нас местный газпром требует что бы в актах скрытых работ и в актах законченного объектом строительства стояли подписи организации которая делала людям проекты. В свою очередь организация которая оказывала услуги по проектированию требует заключения договора авторского надзора стоимостью примерно 10000, а стоимость сметы примерно 50-70тыс. что делать?

Вопрос про авторский надзор в дизайне интерьера. Студией дизайна были разработаны дизайн-проекты интерьера, проекты реализованы под авторским надзором дизайнера. Строительная фирма, выполняющая ремонтно-отделочные работы выложила на сайте фотографии реализованных проектов без указания на то, что проекты были разработаны нашей студией. Имеем ли мы право потребовать удаления фото реализованных проектов с их сайта?

Наша организация разработала и согласовала проект учреждения (гос. учреждения) по заказу и на средства частного Инвестора. Впоследствии Инвестор передал проект муниципальной администрации, которая в свою очередь провела тендер на строительно-монтажные работы и определила подрядчика (строительную организацию). После чего, после вялых переговоров с нашей организацией о заключении договора на авторский надзор за строительством, администрация муниципального образования, являющаяся теперь заказчиком стройки, внезапно заключила договор на авторский надзор с подрядчиком (строительной организацией). Интересует положение об авторском надзоре. Мы считаем, что наши права на проведение авторского надзора нарушены. Как быть?

x_543ff428.jpg

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно - технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства .

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов , указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации).

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осущест вляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .

Порядок осуществления государственного строительного надзора.

Получение копии разрешения на строительство (ч.15 ст. 51 ГрК)

Обращения физических, юридических лиц

Сведения о выполнении строительно - монтажных работ, полученные из других источников

Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора

Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
- акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
- акт сдачи-приемки законченного строительством объекта ( Приложение Г СП 68.13330 )

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно - либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.

Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
- индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
- пробные пуски;
- приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.

При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич и Артем Барсегян рассматривают вопрос о необходимости обеспечения надзора автора проекта и разработчиков проектной документации в процессе строительства опасных производственных объектов, а также рассказывают, кто вправе осуществлять авторский надзор.

Объект строительства попадает под действие Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Обязателен ли авторский надзор при строительстве опасных производственных объектов?

Может ли заказчик заключить договор на осуществление авторского надзора с другим проектным институтом (который не участвовал в разработке проекта строительства)?

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под авторским надзором понимается контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

Понятие авторского надзора раскрывается также в п. 3.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", утвержденного постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44 (далее - Свод правил). Под "авторским надзором" понимается услуга по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемая в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

Как следует из п. 5.1 Практического пособия по организации и осуществлению авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений (утверждено Госстроем РФ) (далее - Пособие), авторский надзор за строительством объекта является одним из видов работ, неразрывно связанных со строящимся объектом, и в соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ осуществляется на основании договора строительного подряда, заключаемого между заказчиком и проектной организацией, разработавшей рабочую документацию.

Если рабочая документация разрабатывалась с привлечением субподрядных организаций, указанный договор заключается с генеральной проектной организацией, которая, в свою очередь, на договорной основе привлекает субподрядные организации.

В п. 4.2 Пособия указано, что необходимость осуществления авторского надзора устанавливается федеральным законодательством или законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По объектам, не оговоренным законодательными и иными нормативными правовыми актами, решение об осуществлении авторского надзора принимается Заказчиком самостоятельно.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Таким образом, закон обязывает проводить авторский надзор за соблюдением проектной документации во всех случаях строительства (расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации, ликвидации) опасного производственного объекта.

Об обязательности авторского надзора в рассматриваемых случаях говорится также в п. 7.4 Свода правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 781), в письме Минрегионразвития РФ от 25.02.2009 N 4882-СМ/08, в п. 5.1 Пособия.

Теперь рассмотрим, кто вправе осуществлять авторский надзор.

Согласно п. 2 ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. При этом автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Юридическое лицо может обладать исключительными правами на произведение (например, на архитектурный проект), но не может признаваться его автором. Из этого следует, что предусмотренным ст. 1294 ГК РФ правом авторского надзора за реализацией проекта обладают только граждане, являющиеся авторами проекта, а не организация, работниками которой подготовлен проект.

Однако следует отличать авторский надзор как право, принадлежащее автору архитектурного проекта в соответствии с ГК РФ, от авторского надзора как услуги, которая оказывается заказчикам (застройщикам) лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, на основании гражданско-правовых договоров с соблюдением административных процедур и правил, установленных подзаконными актами. Такая услуга оказывается, как правило, не лично авторами проекта, что в большинстве случаев на практике невозможно, а разработчиками проектной документации (то есть проектными организациями в лице их представителей). Это следует и из Свода правил, положения которого предусматривают, что услуга по надзору за строительством, как правило, оказывается проектировщиками (организациями) с привлечением авторов проектной документации (п.п. 3.1, 3.5, 4.3 Свода правил).

В п. 5.2 Пособия также указано, что авторский надзор осуществляется, как правило, группой специалистов, формируемой из числа сотрудников генподрядной и субподрядных организаций, принимавших непосредственное участие в разработке соответствующих комплектов рабочей документации. Пунктом 5.1 Пособия разъяснено, что в случае, если авторский надзор осуществляется за строительством опасного производственного объекта, генеральная подрядная организация и субподрядные проектные и изыскательские организации не вправе уклоняться от заключения договора, т.к. обязательность его заключения предусмотрена законом.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что договор авторского надзора должен заключаться с самим проектировщиком.

Вместе с тем, на наш взгляд, законодательство не содержит запрета на привлечение застройщиком (заказчиком) к авторскому надзору лиц, не принимавших участие в разработке проектной документации. В противном случае это сделает практически невозможным осуществление строительного контроля в случае отказа автора проектной документации от участия в реализации проекта и, соответственно, ограничит застройщика (заказчика) проекта в его праве на реализацию проекта (пп. 10 п. 2 ст. 1270, ст. 1294 ГК РФ), поскольку осуществление строительства без проведения авторского надзора в случаях, когда такой надзор является обязательным, повлечет ответственность застройщика либо заказчика за нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ).

Уточняю для ЛНА, т.к. в п. 1 статьи 14.1 ФЗ 116 указана обязанность руководителей и работников, перечисленных в пункте 1 ПП 1365 определенных организаций иметь ДПО.
Для примера разберем стороннюю организацию, осуществляющую техническое перевооружение (полный цикл - разработка документации и производство работ). Данная организация не эксплуатирует свои ОПО, но выполняет работы на ОПО Заказчика, соответственно руководитель и специалисты должны быть аттестованы по промышленной безопасности. А так как например подрядная организация не имеет свою аттестационную комиссию, то она может аттестовать своих специлистов в аттестационной комисси Заказчика. Тут приходит понимание, что на них тоже распостраняются требования вышеперечисленных НТД в части получения ДПО.

Цитата
Дмитрий Платонов написал:
Тут приходит понимание, что на них тоже распостраняются требования вышеперечисленных НТД в части получения ДПО.
Цитата
Квинтэссентор написал:
Только у вас до сих пор нет понимания, кому нужно получать и иметь ДПО

Хорошо! Приведу другой пример!

К нам на ОПО (нефтяной и газовой промышленности) заходит подрядная организация для выполнения работ по реконструкции. Руководитель и специалист, осуществляющий функции строительного контроля подрядной организации не аттестованы по областям Б.2.1.; Б.2.4. Согласно пункту 6 ПП 1365 могут пройти аттестацию по требуемым областям в нашей аттестационной комиссии и приступать к выполнению договорных обязательств, т.к. подпункты (а-б) пункта 2 Положения ПП 1365 требует обязательную аттестацию в области промышленной безопасности.

Выводы:
1. Аттестация определенных категорий работников организаций :

ПП № 1365 от 25 октября 2019 года О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики

"Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики"

а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию , капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации);

б) должностные лица , на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;

1. Работники , в том числе руководители организаций , осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией , капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики

от 25 октября 2019 года N 1365

О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики

1. Определить следующие категории работников , в том числе руководителей организаций , осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Исходя из вышеизложенного, следует, что у указанных работников подрядной организации должно быть дополнительное профессиональное образование.

Авторский надзор гарантирует качественную реализацию проекта на этапе строительства. Он минимизирует риск брака и несоответствий проекту. Решение о необходимости такого контроля принимается на этапе проектно-изыскательных работ.

Для большинства строительных объектов надзор проводится в добровольном порядке. Исключение составляют особо опасные объекты, реконструкции и модернизации объектов культурного наследия.

Кто ведёт авторский надзор

Выполнение авторского надзора может осуществлять проектная компания, которая соответствует требованиям законодательства. Она должна быть членом СРО и иметь в штате специалистов, внесенных в национальный реестр. Если права на проект были переданы заказчику в договоре с автором проекта, то заказчик имеет право заказать услугу авторского надзора в сторонней компании.

Обязательно заключается договор, где прописывается состав работ и ответственность за качество авторского надзора. Если за проведение авторского надзора отвечает юридическое лицо, то ответственные сотрудники, контролирующие объект, должны быть назначены официально приказом организации. Приказ доносится до сведения заказчика, подрядчика-строителя, и до органов, осуществляющих архитектурно-строительный надзор на государственном уровне (если объект относится к особой категории).

Цели и задачи

В частном строительстве авторский надзор осуществляется по инициативе заказчика и является гарантией качества, визуального и нормативного соответствия проекту. Для объектов, находящихся под государственным контролем, авторский надзор нужен в первую очередь, чтобы избежать проблем с вводом в эксплуатацию.

авторский надзор

Цель проектного контроля – гарантировать соответствие возведённого здания или сооружения положениям проекта.

Авторский надзор в процессе строительства решает задачи по контролю:

  • за соблюдением технологии – порядок и способы организации работ должны соответствовать проектным указаниям и СНиПам;
  • за проектными значениями – характеристики объекта не должны быть ниже проектируемых;
  • за поставками – качество материалов, инструментов и оборудования должно подтверждаться сертификатами и соответствовать проектным нормативам;
  • за строительной документацией – исполнительные документы должны отображать реальный ход строительства.

Опционально авторский надзор может решать и другие задачи в зависимости от типа объекта. Состав работ определяется на этапе проектирования.

Чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию, необходимо документально подтвердить, что строительство велось без расхождений с проектом. Авторский надзор даёт гарантию, что непредвиденных сложностей на этом важном этапе не будет.

Процесс организации авторского надзора

  1. Определение состава работ.
  2. Создание графика проверок с учётом плана строительно-монтажных работ.
  3. Заключение договора на услугу авторского надзора.
  4. Назначение ответственных за каждый этап проверок, если надзор осуществляется группой лиц.
  5. Организация доступа проверяющих к объекту.
  6. Ведение журнала, в котором регистрируется каждое посещение объекта, вносятся замечания и указания со ссылками на стандарты, СНиПы, рабочие чертежи.
  7. Регулярная передача результатов проверок заказчику.
  8. Соблюдение застройщиком требований авторского надзора.
  9. Проверка устранения замечаний.
  10. Финальная отчётность – подготовка пакета документов по результату работы.
  11. Сдача-приёмка работ.

авторский надзор строительства

Какими нормативными документами регламентируется

Градостроительный кодекс

Строительство в населённых пунктах ведётся согласно Градостроительному кодексу РФ. Требования к соответствию объекта проектной документации и ответственность за несоблюдение этих требований прописаны в статьях №52 и №55.
Если в процессе строительства потребовались изменения, они должны быть согласованы с проектировщиком. Все корректировки должны быть зафиксированы в проектной документации. При внесении изменений в проекты многоквартирных жилых домов, общественных зданий и сооружений требуется повторное прохождение экспертизы проекта.

Читайте также: