Какую из предложенных обязанностей по отношению к детям берет на себя белорусское государство

Обновлено: 13.05.2024

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Автор: Т. В. Рябцева

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Задание № 6.

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Правовое общество гарантирует, что каждый человек от рождения имеет определённые права и свободы. Причём, независимо от возраста: даже дети имеют гражданские права, что гарантирует им Конституция. Как показывает практика, сегодня можно часто встретить несоблюдение конституционных прав, в том числе и в отношении несовершеннолетних граждан. Причины бывают разными и одна из них – незнание прав маленьких граждан и свобод, которыми они могут он обладать.

Дети

Дети – наше будущее.

Законы о правах ребёнка

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

  1. Здравоохранение.
  2. Основные гарантии. .
  3. Гарантии социальной поддержки детей, оставшихся без родительского попечения.
  4. О равенстве.
  5. О социальной защите в РФ детей-инвалидов и т. д. (инвалиды также могут оформить визу и путешествовать).

Основные законы

Основные законы о правах ребёнка в РФ.

Конвенция о правах детей

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Права ребёнка в РФ

На что имеет право ребёнок в России.

Как государство защищает детей

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

До скольких лет ребёнок считается таковым

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.

Малолетние и несовершеннолетние

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Получение паспорта

По закону РФ 14 лет – срок получения паспорта.

Какие права ребёнку гарантирует действующее законодательство

Всеобщая декларация прав человека, выданная ООН относительно прав ребёнка содержала следующее провозглашение: ввиду того, что физически и умственно дети ещё незрелые, им необходимо гарантировать правовую защиту.

Это поможет обеспечить охрану и заботу от момента зачатия до 18 лет. Чтобы дети могли счастливо жить, были установлены несколько важных принципов, обеспечивающих счастливое детство.

Принципы Декларации

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Принципы Декларации

Принципы Декларации прав ребёнка.

Каждый гражданин РФ с рождения имеет право получить фамилию, имя и отчество. Они могут быть даны как родителями, так и усыновителями. Если у отца и матери фамилии разные, какую из них будет носить их сын или дочь – решают по взаимному согласию. Если родители не смогли договориться, имя и фамилию ребёнку даёт орган опеки и попечительства.

В случае, если родителям не понравилось имя, выбранное ими же или государственной организацией, они вправе заменить фамилию или имя, но до того времени, когда их ребенку исполнится 10 лет. Если дочь или сын старше 10-летнего возраста, то, согласно правовой защите, изменить ребёнку фамилию или имя можно только в том случае, когда он согласен с этим решением.

Социальная защита

Действующим законом несовершеннолетний гражданин обеспечен социальной защитой. Также ему предоставляются благоприятные условия, чтобы имел возможность духовно, нравственно, умственно и физически развиваться, его свобода, достоинство, социальные права и интересы не угнетались другими людьми: главная цель всех законодательных актов Российской Федерации относительно детей – самым лучшим образом обеспечить интересы каждого ребёнка до 18 лет.

Расходы на социальную поддержку

Расходы на социальную сферу РФ.

Семейное право

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Если же ребёнок живет в многодетной семье, уполномоченный по правам ребёнка в субъектах РФ должен позаботиться, чтобы этой семье были предоставлены пособия от государства, чтобы можно было содержать детей.

Просто о главном. Семейное право в РФ. Рекомендуем посмотреть.

Обучение

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Право на образование

Реализация права ребёнка на образование.

Отстаивает государство и право инвалидов на образование: для этого открыты различные образовательные учреждения разного типа.

Права ребёнка на образование

Виды прав, связанных с образованием, следующие. Ребёнок может:

  1. Пройти обучение по ускоренному курсу.
  2. Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  3. Получать дополнительное образование.
  4. Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  5. Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  6. Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.
  7. Реализовать своё желание получить высшее образование.

Расходы на образование

Расходы на образование в РФ.

Медицинское обеспечение

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Затраты на здравоохранение

Затраты на здравоохранение в РФ.

Имущественные права детей

В законе об основных правах ребёнка один из важных пунктов занимает право каждого несовершеннолетнего на собственное имущество. Это касается и жилищных прав детей, и имущества, купленного на личные средства, подаренного или переданного в наследство. Согласно ГК, каждый ребёнок может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Обязанности родителей по содержанию детей

Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.

Размер алиментов регулирует суд, но при этом сумма не может превышать 25% от заработка стороны, выплачивающей элементы. Кроме того, выплачивающая алименты сторона может вносить сумму на счёт в банке, открытый на имя несовершеннолетнего сына или дочери.
О том, какие виды алиментов предусматриваются в законе, смотрите в следующем видеоролике.

По достижении 18 лет, согласно гарантии прав ребёнка в РФ, владелец может использовать средства на обучение или на другие цели.

Права детей-инвалидов

На что может рассчитывать самая уязвимая категория детей? Конституция РФ гарантирует равные права всем гражданам без исключения.

Право на обучение

Согласно Федеральному закону дети с ограниченными возможностями имеют ряд преимуществ перед сверстниками:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.

Инклюзивное образование

Особенности инклюзивного образования.

Право на лечение, реабилитацию и социализацию

Каждый ребёнок-инвалид имеет право на лечение, реабилитацию и социальную адаптацию в обществе. Так на что конкретно могут рассчитывать семьи, в которых воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями?

  • Лечение в медицинских учреждениях и реабилитация;
  • Всё, что нужно для комфортной жизни несовершеннолетнего (кресла-коляски, ортопедическая обувь, литературу для слабовидящих детей и т.д.);
  • Путёвка в санаторий, причём государство обеспечивает бесплатный проезд в оба конца, как самому ребёнку, так и его сопровождающему.
  • Бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Ежемесячные денежные пособия в соответствии с группой инвалидности и принадлежности к региону.

Дети с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями нуждаются во всесторонней заботе.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Гражданин РФ не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о гражданстве ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, не приобретает российское гражданство даже в том случае, если ему не предоставляется гражданство другого государства, при наличии следующих условий:

— его родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства;

— родители не проживают на территории Российской Федерации.

Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. Для изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Вопросам гражданства детей посвящен ряд международных договоров. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. В соответствии со ст. 3 Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией N 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) ребенку с его рождения должно принадлежать право на имя и гражданство.

Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства заключено в Москве 26 февраля 1999 г.

В случае если у одного из родителей, имеющего гражданство обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

Статья 162 СК РФ не определяет особенности установления и оспаривания отцовства при наличии у ребенка двойного гражданства. Видимо, в этом случае есть основания для применения по аналогии п. 3 ст. 156 СК РФ, согласно которому, если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Порядок установления или оспаривания отцовства на территории Российской Федерации определяется законодательством РФ. Органы, рассматривающие данные вопросы, это органы записи актов гражданского состояния — при добровольном признании и суд — в случае принудительного признания или оспаривания отцовства. Если родители проживают за пределами Российской Федерации и хотя бы один из родителей является гражданином Российской Федерации, то в тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства в органах загса, они могут обратиться в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение.

Законодательство разных государств по-разному регулирует правовые отношения между родителями и детьми, в том числе личные неимущественные и имущественные права ребенка, права и обязанности родителей, ответственность за их нарушение и т.д. Так, например, в Тайване лишь в 1997 г. законодательно отменено правило, согласно которому ребенок должен был брать фамилию отца (теперь это решается по усмотрению обоих родителей).

Для определения законодательства, подлежащего применению, необходимо руководствоваться коллизионными привязками. Так, по российскому законодательству к родительским правоотношениям, в том числе алиментным обязательствам, применяются следующие коллизионные привязки:

— в первую очередь — законодательство государства, где родители и дети имеют совместное место жительства;

— во вторую очередь при отсутствии совместного места жительства — законодательство государства, гражданином которого является ребенок;

— кроме того, по требованию истца (например, матери, по заявлению которой взыскиваются алименты) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок ( ст. 163 СК).

Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого указанные лица имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов ( ст. 164 СК).

Взыскание алиментов производится также с алиментоплательщика, выехавшего за пределы Российской Федерации. Взыскание алиментов при выезде должника в иностранное государство на постоянное жительство, работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях определяется Семейным кодексом . Исполнение иностранных судебных решений производится в соответствии с международными договорами о взаимном исполнении судебных актов. Ходатайство о принудительном исполнении на территории Российской Федерации решения иностранного суда может быть предъявлено исходя из характера и особенностей алиментных обязательств в любой период времени, на который присуждены алименты, до совершеннолетия ребенка, что подтверждено и судебной практикой.

Иные коллизионные привязки могут быть предусмотрены международными договорами. Так, согласно ст. 32 Минской конвенции СНГ правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети. По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов. По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению.


21 сентября 2013 г. К. и Ю. поженились и до 2015 г. проживали с сыном в Москве. После 2015 г. Ю. стал регулярно выезжать во Францию, куда был намерен переехать. К. вместе с сыном приезжала к Ю., а летом 2018 г. супруги решили оставить сына у него.

В январе 2019 г. женщина попыталась забрать ребенка, однако Ю. его не отдал. В апреле того же года супруги развелись. После этого К. подала в Гагаринский районный суд г. Москвы иск об определении места жительства ребенка и о взыскании алиментов на его содержание в размере 150 тыс. руб. Она указала, что Ю. фактически удерживает их сына за пределами России.

В свою очередь Ю. подал встречный иск об определении места жительства ребенка и о взыскании алиментов. Он указывал, что с 2015 г. периодически, а с 2 августа 2018 г. постоянно сын проживает с ним на территории Франции, имеет вид на жительство до февраля 2022 г. Также он обратил внимание, что они материально обеспечены, занимают благоустроенную квартиру, собственником которой он является, мальчик обучается в одной из лучших частных школ, изучает несколько иностранных языков, занимается спортом. Подчеркивалось, что у ребенка сложились теплые доверительные отношения с отцом. Возможность общения с матерью Ю. не ограничивает, они встречаются во время ее приездов во Францию, общаются по телефону и интернету.

Тем не менее Гагаринский районный суд посчитал, что не представлено достаточных и убедительных доказательств, свидетельствующих о необходимости разлучения ребенка с матерью, а выбор места его проживания во Франции был волеизъявлением отца без учета мнения матери. Суд частично удовлетворил требование К.: определил место жительства ребенка с ней и взыскал на его содержание около 15 тыс. руб., что составляет размер прожиточного минимума на детей в Москве. Он обязал Ю. выплатить алименты за период с 28 июня 2019 г. и до даты вступления решения в законную силу. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.

Ю. подал кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС отметил, что в силу п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Верховный Суд заметил, что, удовлетворяя исковые требования К., суды сослались на Декларацию прав ребенка 1959 г., указав на то, что малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью, а ответчик не представил доказательств наличия таких обстоятельств. Между тем признание приоритетного права матери воспитывать малолетнего ребенка само по себе не может исключать право отца на его воспитание и возможность определения места жительства такого ребенка с отцом. ВС указал, что нормы международного права исходят из равенства прав и обязанностей родителей по отношению к детям. Равное положение родителей закреплено в п. 1 ст. 61 СК.

Принимая решение об определении места жительства ребенка с матерью, суды не дали надлежащей оценки доказательствам Ю., посчитал ВС. Отец последовательно указывал, что проживание сына с ним будет наиболее полно соответствовать интересам ребенка, поскольку мальчик в большей степени привязан к отцу, нежели к матери. Переезд во Францию был совместным решением, связанным с переменой работы. Отец отмечал, что мальчик полностью адаптирован, его состояние здоровья улучшилось, иммунитет окреп, тогда как в Москве ребенок часто болел; что он привязан к учителям и друзьям, учит русский, английский и французский, посещает спортивные секции. При этом график Ю. позволяет ему заниматься воспитанием сына.

В то же время, указал ВС, в квартире матери ребенок никогда не проживал, а сама квартира – съемная. Органы опеки не беседовали ни с ребенком, ни с его отцом, ни с другими членами семьи. Представитель ответчика заявлял ходатайство о привлечении органа опеки для проведения обследования условий жизни Ю. во Франции, однако суд немотивированно отказал в этом.

Верховный Суд заметил, что апелляция сослалась на фактическое принудительное удержание ребенка за пределами России, указав, что местом его постоянного проживания является Россия. Между тем, как утверждает Ю., стороны выехали во Францию по взаимному согласию. Вопрос о причинах и условиях выезда семьи за пределы России, характере проживания ребенка во Франции судами не устанавливался.

Суд сослался на ст. 12 Конвенции о правах ребенка, согласно которой ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Верховный Суд указал, что, руководствуясь ст. 12 Конвенции о правах ребенка, ст. 57 Семейного кодекса, суду надлежит поставить на обсуждение вопрос о возможности выяснения мнения ребенка с учетом его возраста и степени зрелости в ходе судебного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства, и разрешить спор с учетом установленных обстоятельств и требований закона. ВС отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Однако более важный и интересный аспект в этом деле заключается в том, что Верховный Суд согласился, что нижестоящие суды были обязаны привлечь к участию в деле компетентный орган для проведения обследования условий жизни ребенка, проживающего в другом государстве, отметил Владислав Идамжапов. Он добавил, что, по мнению ВС, это прямая обязанность суда, несмотря на то, что организационно это достаточно сложно осуществить.

В заключение Владислав Идамжапов указал, что ВС проявил объективность, беспристрастность и мудрость при разрешении этого спора, поскольку исходил прежде всего из интересов ребенка.

Читайте также: