Что нового в борьбе с коррупцией

Обновлено: 02.07.2024

Хищение 700 млн рублей на Северном флоте — капля в море российской коррупции


Чиновники РФ кладут в карманы миллиарды, а в Китае - являются с повинной

Новая крупная история о коррупции в сфере госзакупок всплыла на поверхность российского информационного поля. Но скоро она забудется, как и многочисленные подобные эпизоды, показывающие масштаб и системность воровства в российском государстве.

Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы исследования выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков. Вряд ли все, кто давал взятки были искренними, а это значит, что практически везде при госзакупках присутствует воровство. И это несмотря на многократную переделку закона о госзакупках, на изменения процедур конкурсов и другие антикоррупционные меры.

Нередко говорят и пишут о том, что борьба с коррупцией в Китае — это лишь способ устранения политических оппонентов или бизнес-конкурентов. Утверждается, что коррупция в Китае куда масштабнее российской, что она — якобы плоть от плоти китайского национального характера и она неискоренима. Что касается масштабов, то здесь следует учесть, что объем китайской экономики в десять раз больше российской. Исходя из этого и надо сравнивать.

Но давайте обратимся к фактам. Прежде всего, необходимо отметить, что наказание за коррупцию в КНР куда строже, чем в России. Даже за покушение на взятку там можно лишиться карьеры, собственности, попасть в тюрьму на долгие годы. Фигурантам нашего дела о хищения на Северном флоте в Китае скорее всего грозила бы смертная казнь или пожизненное заключение. Причем китайское антикоррупционное законодательство ужесточается год от года. В КНР невозможно стать фигурантом дела о крупной коррупции, но не только не попасть в тюрьму, а и остаться при своих, как это у нас не раз бывало. Исключения касаются только полностью раскаявшихся, вернувших наворованное и сотрудничавших со следствием.

Первое было посвящено экс-главе горкома КПК города Тайюань (центр провинции Шаньси) Шен Вейчену, который был осужден судом на пожизненное заключение за взятки в размере 95,42 млн юаней (около 14,5 млн долларов). Естественно (в соответствии с китайским законодательством), все его имущество конфисковано, а сам он лишен политических прав. Газета написала, что суд учел чистосердечное признание Шена, раскаяние, его готовность сотрудничать со следствием и максимально возместить ущерб. Поэтому смертную казнь ему заменили на пожизненное заключение.

Важная деталь: расследование касалось работы Шена с 1992-го по 2014-й в качестве начальника спорткомитета провинции, главы городского комитета партии и замдиректора Центрального управления по общественным коммуникациям. Это особенность нынешней антикоррупционной кампании, проводимой Си Цзиньпином: срок давности для взяточников отменен.

Но ЦКПД лишь изучала первичные факты. Следом к этой работе привлекались спецслужбы, а затем при наличии веских оснований дело передавалось в суд. Беспартийными взяточниками ЦКПД, как правило, не занимается, они — прерогатива спецслужб. Но в обоих вариантах все происходит очень обстоятельно. В случае с Тан Ли досудебное расследование длилось полтора года. Затем еще 9 месяцев в деталях разбирался суд. При осуждении коррупционера на смертную казнь, как правило, дается отсрочка исполнения приговора на два года — на случай выявления оправдательных моментов.

Этапом в борьбе с коррупцией стал 2018 год, когда были внесены очередные поправки в Конституцию и антикоррупционные законы, а также был создан новый орган — Национальная надзорная комиссия. Тогда Верховная народная прокуратура отчиталась по уголовным делам против 120 бывших высокопоставленных чиновников на уровне министерств и выше, в том числе против Чжоу Юнкана (бывший министр общественной безопасности КНР, бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК).

После очередного ужесточения законодательства и усиления борьбы с коррупцией в 2018 году у тысяч чиновников и бизнесменов появилось жгучее желание добровольно повиниться за взятки. С тех пор в Китае 42 тысячи чиновников добровольно сдались компетентным органам Китая, прося наказать за коррупцию.

Но самое зримое достижение в борьбе с коррупцией — динамичный рост экономики Китая, которая неуклонно движется к мировому доминированию. Китай ускоряет и расширяет реализацию крупнейших в мире инфраструктурных проектов: дороги, мосты, стадионы, целые города там строятся быстро и с минимальными затратами. Ракеты исправно летают в космос, проектируются самые современные самолеты, транспортные средства будущего, вложения в науку и технологии дают все возрастающий вклад в ВВП. И это напрямую отражается на повышении уровня жизни людей. Средняя зарплата в Китае давно превысила российскую., Поднебесная избавилась от бедности по критериям ООН. Страна развивается, несмотря ни на какие внешние и внутренние обстоятельства.

Президент утвердил новый Национальный план противодействия коррупции

Взятки биткоинами отследят и отберут

Цифровые новинки

В новом плане впервые появился блок задач по пресечению коррупции с помощью IT-технологий. В частности, до лета 2024 года Генпрокуратура должна придумать, как выявлять взятки цифровой валютой, например биткоинами. В том числе ведомство должно определить, как арестовывать такие активы и возвращать потерпевшим или обращать в доход государства. Минфину предстоит разработать порядок проверки достоверности данных, которые предоставляют госслужащие, о владении цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Следственный комитет должен ежегодно отчитываться о новых формах коррупции, связанных с использованием цифровых технологий.


Ещё одно поручение, связанное с электронными технологиями, адресовано Минцифры — оно должно разработать программу, позволяющую проводить мероприятия по борьбе с коррупцией в удалённом режиме. Программа должна иметь защиту, чтобы участники видеовстреч могли обсуждать персональные данные и другую информацию ограниченного доступа.

Контролировать будут тщательнее

Есть в плане и поручение МВД и другим компетентным органам позаботиться, чтобы деньги, выделенные из бюджета на борьбу с эпидемией COVID-19, не тратили на другие цели. Особое внимание президент просит уделить фактам предоставления аффилированным коммерческим компаниям неправомерных преимуществ.

К концу этого года президент ждёт предложений от Правительства о том, как детализировать данные о доходах, расходах и имуществе чиновников. Также кабмин должен рассмотреть вопрос о проверке достоверности деклараций при смене места службы или назначении на другую должность.

Документ обозначает курс на более тщательное проведение антикоррупционных проверок. Для этого кабмину поручено обдумать, нужно ли дать право губернаторам привлекать полицию к проверкам местных чиновников и депутатов. Ещё один вопрос, который ставит президент: стоит ли дать право руководителям антикоррупционных органов обращаться в ходе проверок в банки и к операторам систем, выпускающих цифровые финансовые активы, а также в налоговые органы и Росреестр? Из национального плана следует, что проверяющим могут дать право уточнять данные о чиновниках в загсах, бюро кредитных историй и у брокеров.

Ведомствам также поручено рассмотреть вопрос о том, чтобы ввести антикоррупционные проверки в полном объёме для муниципальных служащих.

Минцифры поручено создать платформу для приёма и автоматической обработки деклараций чиновников в электронном виде.

Личный интерес исключается

В предыдущем плане по борьбе с коррупцией президент уделил много внимания совершенствованию норм, касающихся конфликта интересов. Новый план развивает эту линию, хотя акцент сделан на личной заинтересованности.


Для исполнителей госзакупок также могут ввести обязанность сообщать о гражданах и компаниях, в отношении которых у них может быть личная заинтересованность. Ещё одно предложение, относящееся к сфере госзакупок: установить ещё одно условие контракта, согласно которому стороны должны дать обязательство не допускать действий, способных привести к нарушению антикоррупционных стандартов.

Кроме того, на депутатов региональных парламентов планируется распространить все антикоррупционные ограничения, которые сейчас возложены на госслужащих.

Наказание для госслужащих

Минюсту предлагается разработать поправки в статью УК РФ о незаконном участии в предпринимательской деятельности, дабы установить квалифицирующий признак участия в ней госслужащего. Вероятно, для чиновников наказание может стать строже.

Также ведомство должно устранить недоразумение в УК РФ: сегодня за обещание стать посредником в коррупционной схеме наказывают строже, чем за уже выполненную услугу такого рода.

До конца 2023 года президент будет ждать инициатив о запрете устраиваться на федеральную госслужбу людям, которые были освобождены от уголовной ответственности за взятку с назначением судебного штрафа. Согласно УК РФ, такое снисхождение проявляют к тем, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести и возместил причинённый ущерб. Также президент просит Генпрокуратуру поделиться соображениями о том, стоит ли запретить руководство госучреждениями и унитарными предприятиями людям с неснятой судимостью за взяточничество.

В президентском плане предлагается ввести временный запрет по назначению на госдолжности тех людей, которые были уволены с госслужбы из-за пренебрежения антикоррупционными нормами.

Генпрокуратуре вместе со Следственным комитетом предлагается обдумать, стоит ли выделять из основного уголовного дела в отдельное производство розыск и арест доходов, полученных преступным путём. Благодаря этому поиск таких денег будет вестись даже в случае, если основное дело отправят в суд или прекратят по нереабилитирующим основаниям.

Пропаганда борьбы с коррупцией

Довольно объёмный блок поручений и рекомендаций касается просвещения граждан об антикоррупционных стандартах и формирования нетерпимого отношения к взяткам.

Так, до 1 апреля следующего года Правительство должно провести всероссийский семинар для федеральных и региональных СМИ по поводу социальной антикоррупционной рекламы и других информационных кампаний на эту тему. Минпросвещению поручено провести всероссийский конкурс среди школьников на лучшую работу о борьбе с коррупцией. По этой же теме должны состояться международные и всероссийские студенческие мероприятия, а также научно-практическая конференция для педагогов.


А Федеральному казначейству поручили провести Всероссийский антикоррупционный форум финансово-экономических органов.

Против мзды выступят профессионалы и общественники

От Общественной палаты президент ждёт предложений о мерах стимулирования граждан к участию в борьбе с коррупцией и привлечения волонтёрских организаций к системной работе в этой сфере. Также Общественной палате РФ следует изучить, полезно ли включить в список приоритетных направлений общественно полезных услуг ещё одно — о противодействии коррупции.


Минцифры предписано создавать и развивать сайты, с помощью которых россияне могут вести общественный контроль нормотворческой работы органов власти.


Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован в понедельник на сайте Кремля.

Руководителям федеральных органов власти поручено обеспечить реализацию мероприятий плана и до 1 октября внести соответствующие изменения в свои ведомственные планы противодействия коррупции. Аналогичным образом должны быть актуализированы региональные и иные антикоррупционные программы.

Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции поручено ежегодно рассматривать доклад своей рабочей группы о реализации мероприятий национального плана.

О доходах чиновников

Правительство России должно к 15 октября представить предложения о совершенствовании отчета чиновников о своих доходах и расходах, следует из документа.

Президент России поручил Генеральной прокуратуре ежегодно до 1 мая докладывать о выявлении и расследовании случаев подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных сделок.

Об общественном контроле

Путин поручил Минцифры и Минтруду расширить информированность граждан об общественном контроле с использованием интернет-ресурсов.

Доклад о результатах исполнения этого подпункта необходимо представить до 1 октября 2024 года.

Путин также поручил Минфину и Минтруду подготовить рекомендации по выявлению коррупционных рисков при предоставлении субсидий.

О банковской тайне

Генпрокуратуре и ЦБ РФ поручено до ноября подготовить предложения для получения прокурорами доступа к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Президент также предложил Генпрокуратуре проработать вопрос о введении ограничений для людей с непогашенной судимостью на занятие руководящих должностей в государственных унитарных предприятиях и государственных муниципальных учреждениях.

О расходах финансовых уполномоченных

Глава государства поручил администрации президента совместно с Банком России доработать проект закона о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных в сфере финансовых услуг, а также лиц, претендующих на эту должность.

Доработанный проект федерального закона до 20 ноября 2021 года должен быть представлен президенту для внесения в Госдуму.

О лекциях

Путин ожидает от Ассоциации юристов России организации регулярных лекций по теме борьбы с коррупцией и популяризации антикоррупционных стандартов в интернете.

Кроме того, Путин поручил Министерству просвещения продолжить разработку образовательных стандартов, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупции.

Об антикоррупционном форуме

Путин поручил Федеральному казначейству России организовать проведение Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов.

Отмечается, что доклад о результатах исполнения данного пункта необходимо представить до 15 августа 2023 года.

О статистике уголовных дел

Число приговоров за коррупционные преступления в России в 2020 году достигло минимального значения за последние восемь лет.

По данным судебной статистики, в прошлом году в России осудили 6,9 тыс. человек по делам, в которых коррупция являлась основной статьей по приговору. Это самый низкий показатель с 2012 года — тогда приговоры вынесли более 6 тыс. коррупционерам.

Однако средний размер взятки продолжает расти. Количество осужденных за взятку в 1 млн рублей и более за восемь лет увеличилось в 12 раз — с 76 до 944 человек. Число тех, кого осудили за взятку в размере от 150 тыс. до 1 млн рублей, за тот же период выросло с 203 до 1,4 тыс. человек. А количество осужденных за минимальную взятку — до 1 тыс. рублей — уменьшилось с 1,8 тыс. до 1,1 тыс. человек.

В прошлом году доля осужденных по делам коррупционной направленности, получивших в качестве основного наказания условный срок, составила 32,7%. В 2012 году такое наказание получили около 25% приговоренных. Около 15% осужденных получили реальное лишение свободы — 1 тыс. из 6,9 тыс. человек.

Также в 2020 году сумма назначенных штрафов за коррупцию уменьшилась в два с лишним раза по сравнению с предыдущим годом. В 2020-м суммарный штраф в качестве основного наказания по ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) достиг 624,3 млн рублей. Еще 1,042 млрд рублей составили штрафы по тем же статьям в качестве дополнительного наказания.

На днях Владимир Путин утвердил новый план борьбы с коррупцией на 2021-2024 гг.


Поможет ли новый план борьбы с коррупцией на 2021-2024 гг., утвержденный на днях Владимиром Путиным, победить эту болезнь в России, обсуждаем с главой фонда ИНДЕМ, который как раз и занимается изучением способов борьбы с коррупцией, Георгием Сатаровым.

– На мой взгляд, в этом 30-страничном документе (плюс 6 страниц Указа) – ни слова о противодействии коррупции. То есть этот план не имеет никакого отношения к борьбе с ней. И цель документа вовсе не в этом.

Там 16 глав, в них куча всяких подпунктов… Но все они похожие. И по сути все состоит из трех пунктов. Первый – проанализировать практику. Второй – разработать предложения. И третий – представить доклад к такому-то числу. Каждый пункт в плане заканчивается датой. Так вот, все эти числа – до лета 2024-го.

Надо понимать, что три года, на которые план рассчитан, никакой борьбы с коррупцией не будет. А будет изучение практики, разработка рекомендаций и т.д., и т.д. По большому счету, из 16 пунктов плана лишь один – по поводу совершенных преступлений. А все остальное – именно про практику и созданию рекомендаций.

– Это очень узко. Напомню: в нашем законодательстве есть куча стандартов антикоррупционного поведения, предусмотрены наказания за его нарушение… Но разве есть какая-то практика по этому поводу? Административная, судебная? Ничего этого нет. В плане – огромное количество самых разнообразных тем. Например, о конфликте интересов. Кто сможет вспомнить хоть какую-то судебную практику по этому поводу?

Значит, для того, чтобы проанализировать практику, нужно собрать случаи разных безобразий и нарушений стандартов антикоррупционного поведения. С указанием конкретных лиц, дат, должностей, фактов самих нарушений… Собрать их поручается различным органам, всем уровням и ветвям власти. То есть все, как пчелки будут тащить собранное в один улей – администрацию президента.

А это значит, что к лету 2024-го там скопится огромное количество компромата.

– Зачем это нужно администрации президента? Скорей уж прокурорам и следователям…

Нужны несколько сильных пороков, и собранный материал прекрасно для этого годится: все ведь будут подвешены на таких мелких рыболовных крючках. Все припомнят, в тюрьму не посадят, просто уволят с запретом на 2-3-5 лет занимать какие-либо должности. Вегетариански и весьма эффективно, поскольку касается всех.

– И ничего не нужно расследовать?

– А зачем? Все уже будет собрано. Уже будут документы: вот такого-то числа он нарушил законодательство о конфликте интересов, поскольку, к примеру, его жена открыла ларек на той улице, которую он патрулирует. Все, привет! Он должен был доложить о конфликте интересов, но не доложил…

– Вы какой-то очень уж мелкий пример привели. А например, если у прокурора теща имеет бизнес? Или папа судьи занимался бизнесом до того, как сына назначили судьей? Это конфликт интересов или нет?

– По этому поводу в плане есть специальные пункты. Вот это массовое доение всего на свете там учтено.

Но, конечно, в плане нет политической коррупции. Конечно, там нет судов, нет законодательной власти. А что, разве в этих сферах нет коррупции? Этого просто нет, это у нас все хорошее… Вообще, кроме неработающей экспертизы на коррупциогенность, там ничего не упомянуто.

И вот еще одно главное (кроме всех подвесить на крючок) – все будут активно заняты сбором компромата друг на друга. Хотя, может быть, на это время коррупция даже уменьшится: ведь у них просто времени не будет. Всем нужно вовремя будет сдавать кучу всяких вот этих анализов практики, рекомендаций и прочее. Большая творческая работа…

– Смотрите, тут написано, что правительству вместе с ЦБ надо будет рассмотреть в числе прочих вопросы о целесообразности наделения чиновников, ответственных за борьбу коррупции в регионах, правом направлять запросы в кредитные организации и налоговые органы. Может, в свете недавнего ареста за взятку и.о. главы службы по противодействию коррупции Северо-Западного Таможенного управления ФТС Максима Розсыпало это не так уж и плохо?

– Для того, чтобы прийти к любому выводу или заключению, они должны разобраться в следующем. Что такой-то чиновник, тогда-то и тогда-то был привлечен к ответственности за то-то и то-то, но в силу таких-то и таких-то обстоятельств эти сведения утекли туда-то и туда-то, что позволило…

То есть, одно какое-то событие может прицепить и некоего чиновника, который был замешан в коррупции, но потом открутился, и обнаружить компромат на того, кто способствовал тому, чтобы утекли сведения, и компромат на третьего, который и избавил их от этого антикоррупционного исследования… Короче, при анализе практики появится сразу три компромата по поводу одного-единственного примера. Вот в чем фишка.

– Так разве это плохо?

– Тут другое: неважно, каковы будут заключения – надо что-то отменить или, наоборот, усугубить, – а важно, что будет собрано огромное количество всякой полезной информации.

– То есть вы уверены, что мы никуда не продвинемся с этим планом?

– Нереально. Народ прав – рыба гниет с головы. И если в плане нет политической коррупции, то каков может быть успех у такой борьбы?

– Но ведь можно хотя бы чиновничью коррупцию снизить…

– Стоп. Во-первых, это никому не нужно. Потому что существует много замечательных вещей, например, вертикальная пересылка коррупционных доходов (с этого очень многие живут). Это нарушать нельзя.

Во-вторых, так не бывает: в одной широте победил, а в остальных местах – нет.

– Нет, поскольку у нас в стране существует долго и эффективно формирующаяся практика игнорирования закона. Чиновники игнорируют даже те законы, которые сами создают.

Есть вещи, которые решаются довольно просто. И связаны они с серьезно концентрированной политической волей. Но – хотя они и решаются просто, но не избавляют от болезни. Например, игнорирование законов может быть остановлено несколькими серьезными наказаниями – это легко.

Правда, для этого нужна концентрированная воля, которая демонстрирует: если кто-то подумал, что мы это в шутку объявили борьбу с коррупцией, то вы ошиблись. И тут же срабатывает наказание. И тогда такие вещи, как наплевательское отношение к закону заканчивается.

А дальше начинается более тяжелая и сложная работа по налаживанию нормального законодательства и т.д. Впрочем, дело не только в законах. Там много составляющих.

– При подготовке подобных планов власти привлекают фонд ИНДЕМ?

– Побойтесь бога! Последняя история про это случилась в 2010-м. Тогда, при Дмитрии Медведеве, был выпущен очередной план. Он был абсолютно бессмысленный, и я об этом написал. Ну, о том, что нельзя лечить болезнь, если ты не поставил диагноз. А коррупция – это социальная болезнь. А для того, чтобы поставить диагноз, надо провести диагностику. Я так и написал: а где у вас диагностика? Вы пытались ее провести? Так, из пальца высосали…

В результате мне в фонд ИНДЕМ из Минэкономики и предложили: давайте в следующем году проведем опрос по анализу бытовой коррупции с выборкой в 17,5 тыс человек в 70 регионах, чтобы можно было сравнивать. А потом проведем опрос по деловой коррупции.

Я согласился при одном условии – что эти результаты будут открытыми. Договорились. Ну, мы провели. А давать нам поручение делать опрос по деловой коррупции они побоялись.

– Почему?

– Фишка в том, что в относительных цифрах бытовая коррупция падает – граждане неохотно платят и т.д. А деловая – растет и растет. Поэтому бытовую нам разрешили опубликовать, а от изучения деловой отстранили. Кто-то что-то втайне сделал, и никто не знает, что там получилось.

– А у вас есть рецепт, как можно победить коррупцию в России?

– Так с чего же, по-вашему, надо бы начать борьбу с этим злом?

– Так, вроде весь план, который мы обсуждаем, и нацелен на это: изучить.

– Как бы не так. У вас последняя стадия менингита, а вы делаете диагностику на насморк. Но если всерьез обсуждать перечень необходимых мер – это отдельный разговор.

Читайте также: