Комиксы как объекты авторского права

Обновлено: 15.04.2024

Право собственности автора в комиксах - это договоренность, при которой создатель комиксов сохраняет полное право собственности на материал, независимо от того, опубликовано ли произведение самостоятельно или издано корпоративным издателем.

В некоторых областях публикации , например, в написании художественной литературы , собственность автора исторически была стандартом. В других областях, таких как комиксы, музыкальные записи или кинофильмы, право собственности на создателя традиционно было редкостью: работа по найму или покупка издателем материала была стандартной практикой. В этой статье прослеживаются меняющиеся стандарты индустрии комиксов.

Содержание

Происхождение

Самые успешные американские комиксы традиционно либо продавались своим издателям перед публикацией, либо производились по найму. Следовательно, права создателя долгое время были источником конфликта, восходящего к одному из пионеров американских комиксов Ричарду Ф. Оутко :

Подземный комикс

Названия, принадлежащие авторам, начали появляться во время подпольного движения комиксов в конце 1960-х ; эти темы были проиллюстрированы в создании Rip Off Press , United Cartoon Workers of America (UCWA) и Cartoonists Co-Op Press .

Rip Off Press была основана в 1969 году четырьмя мужчинами, двое из которых были карикатуристами Гилбертом Шелтоном и Джеком Джексоном , в качестве своего рода кооператива художников-карикатуристов , альтернативного издательскому центру растущих издательств Bay Area, таких как Print Mint , Apex Novelties и Company & Сыновья .

Cartoonists Co-Op Press была издательским предприятием карикатуристов Гриффита, Шпигельмана, Кима Дейча , Джерри Лейна, Джея Линча , Вилли Мерфи и Дайан Нумин в 1973–1974 годах . Как и Rip Off Press, он был основан как альтернатива существующим подпольным издателям, которые считались нечестными в своей бухгалтерской практике.

Атлас / Приморье

Недолговечное жанровое издательство Atlas / Seaboard Comics , работавшее с 1974–1975 годов, предлагало одни из самых высоких ставок в отрасли, плюс возвращение произведений искусства художникам и права авторов на оригинальные творения персонажей. Эти относительно роскошные условия привлекли таких знаменитостей, как Нил Адамс , Стив Дитко , Расс Хит , Джон Северин , Алекс Тот и Уолли Вуд , а также таких многообещающих талантов, как Говард Чайкин и Рич Баклер .

Уоррен Паблишинг и оригинальные произведения искусства

Вплоть до середины 1970-х годов большинство издателей комиксов хранили все оригинальные страницы, в некоторых случаях уничтожая их вместо безопасного хранения.

К 1974 году Джеймс Уоррен «S Уоррен Publishing начала меняться в отрасли работы по найму динамику, предлагая более высокие страницы-ставки , чем DC Comics или Marvel Comics , и позволяя художникам сохранить свои оригинальные произведения искусства, давая создателям возможность получить дополнительный доход продавая страницы коллекционерам. Тем не менее, Warren Publishing сохранила за собой все права авторов. Как однажды сказал Джеймс Уоррен художнику Берни Райтсону :

. . . У меня нет оригиналов, но я владею правами. Это значит все. Каждая печать возможна. Делайте с оригиналами что хотите - кладите их в шкаф, вешайте на стену, отдавайте, продавайте, но, если вы продаете свою работу, и парень, которому вы продаете ее, продаст ее следующему парень, и он продает его следующему парню, и он продает его следующему парню - на всем протяжении линии - и если 17-й парень, который его покупает, напечатает это где-то без моего разрешения, я собираюсь привлечь вас к ответственности.

К 1975 или 1976 году и DC, и Marvel также начали возвращать им оригинальные страницы художников.

Нил Адамс и Гильдия создателей комиксов

В 1970-е годы художник Нил Адамс был политически активным в отрасли и пытался объединить свое творческое сообщество. Адамс попытался сформировать гильдию Комиксы Creators с спорного совещании в мае 1978 года с участием Кэри Бейтс , Говард Чайкин , Крис Клермонт , Стив Дитко , Майкл Голден , Арчи Гудвин , Пола Levitz , Боб Маклеод , Фрэнк Миллер , Карл Поттс , Маршалл Роджерс , Джим Шутер , Уолт Саймонсон , Джим Старлин , Лен Вейн и Марв Вольфман . Усилию не удалось оторваться от земли.

Кроме того, Адамс, вместе с создателем Джокера Джерри Робинсоном , в частности и вокально помогли возглавить лоббистские усилия, в результате которых создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер получили просроченный кредит и некоторое финансовое вознаграждение от издателя Супермена DC Comics .

Смешанное наследие Marvel

В отличие от этого, в 1980 году Marvel создала антологию для взрослых читателей Epic Illustrated , предложив своим писателям и художникам права собственности и гонорары вместо стандартных в отрасли контрактов на аренду. Успех Epic Illustrated привел к созданию в 1982 году давней импринта Epic Comics , специализирующегося на названиях, принадлежащих авторам.

Однако примерно в тот же период легенда индустрии Джек Кирби , соавтор многих самых популярных персонажей Marvel, вступил в спор с компанией из-за исчезновения оригинальных страниц иллюстраций из некоторых из его самых известных и популярных произведений. (Кирби ушел из Marvel в 1979 году, рассердившись на то, что он считал жестоким обращением с ним со стороны компании.) Такие бестселлеры, как Алан Мур , Фрэнк Миллер и многие другие звезды стали активными защитниками Кирби. Нил Адамс также подал прошение о возврате его оригиналов Marvel, и пара выиграла свою битву в 1987 году, когда Marvel вернула оригинальные иллюстрации ему и Кирби, среди других. Это решение привело к появлению в современной индустрии стандартной практики возврата оригинальных произведений искусства художнику, который может получать дополнительный доход от продажи произведений искусства коллекционерам.

Самостоятельная публикация

Подъем независимых

Начиная с 1980-х годов, несколько новых издателей и издательств начали бизнес, предлагая авторам комиксов и художникам возможность опубликовать свои работы с сохранением авторских прав на персонажей и рассказы. Такие издатели, как Pacific Comics и Eclipse Comics, были активными сторонниками супергеройской собственности, принадлежащей создателям; их привлечение популярных создателей (таких как Кирби) на свои страницы помогло выдвинуть проблему на первый план и оказать давление на гигантов индустрии Marvel и DC. Альтернативные и независимые издатели Fantagraphics и Dark Horse Comics также вышли на рынок в этот период. Ресурсы, принадлежащие авторам, позволяли продолжать серию с несколькими издателями при необходимости; Например, Usagi Yojimbo была опубликована четырьмя последующими издательствами.

В середине-конце 80-х годов прошлого века право собственности на создателя стало популярной среди многих создателей комиксов, в том числе тех, кто работает в доминирующем жанре супергероев . Неоднократные столкновения создателей с DC Comics , First Comics и другими издателями вызвали широкую дискуссию по этой проблеме; а осенью 1988 года DC пересмотрела соглашения компании о работе по найму, чтобы предоставить больше полномочий отдельным авторам.

Британские комиксы и Алан Мур

Билль о правах создателя

Изменения в отрасли

В 1989 году DC создал издательство Piranha Press , в котором были представлены альтернативные названия, принадлежащие создателям . Piranha опубликовала скромную коллекцию оригинальных сериалов и графических романов, пока не прекратила свое существование в 1994 году.

В 1994 году Dark Horse Comics основали Legend Imprint отчасти для того, чтобы предоставить таким звездным создателям, как Фрэнк Миллер и Джон Бирн , возможность для проектов, принадлежащих авторам.

Плюсы и минусы владения создателем

Художник Марк Сильвестри, напротив, утверждал, что создатель может заработать больше денег по сравнению с работой с персонажами, принадлежащими компании, аргументируя это тем, что «если деньги входят в уравнение, и всем это нравится, то деньги получаются не от количества продаж. , он исходит из суммы, которую вы получаете от этих продаж ".

В законе (статья 1259 Гражданского кодекса) указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Даже если в нем нет новизны, уникальности или оригинальности результата интеллектуальной деятельности, это не говорит о том, что объект не является объектом авторского права. Не играет также роли, является ли, например, автор профессиональным фотографом или нет, снимает на профессиональную технику или на мобильный телефон. Все это не имеет никакого значения при признании фотографий объектом авторского права. С момента создания фотографии человек, сделавший снимок, считается автором произведения.

Сразу оговоримся, что мы будем говорить преимущественно о фотографиях, но видео, аудио и даже географические карты тоже являются объектами авторских прав. Правила их использования и порядок защиты по большей части одинаковы для любых объектов. С полным списком можно ознакомиться здесь (ст. 1259 ГК), но помните, что он не исчерпывающий.

Нет, не нужно. Человек признается автором, если его творческим трудом создано произведение. И автором он считается по факту создания произведения. В законе сказано, что автором может быть только физическое лицо, а юридическое лицо может быть правообладателем.

Автору надо знать о презумпции авторства, которая гласит, что автором является тот, чье имя указано рядом с произведением в качестве автора, если кто-то не докажет иное. Если автор каждый раз при использовании своих фотографий ставит копирайт, то это поможет ему доказать, что именно он является автором.

Среди некоторых авторов популярна процедура депонирования произведений. Депонирование — это фиксация авторских прав на произведения. Это можно сделать в нотариате, в Российском авторском обществе и даже через онлайн-сервисы. В России работает система web-депозитария для сайтов: информация размещается в специальном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде.

Но депонирование фотографий не является стопроцентным доказательством авторства, а лишь фиксирует на определенный момент заявление человека о том, что он является автором какого-то произведения.

Любой автор должен знать, какие у него есть права. Это необходимо для того, чтобы грамотно их реализовывать и эффективно защищать в случае нарушения. Можно выделить три большие группы прав:

а) личные неимущественные права;
б) исключительное право на произведение;
в) иные права, в том числе право на вознаграждение за использование произведения.

Разберем подробнее, что относится к этим правам.

К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства (право признаваться автором произведения). Это право означает, что никто не может присвоить ваше авторство себе;
  • право автора на имя (право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени);
  • право на неприкосновенность (нельзя без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, добавлять в произведение иллюстрации, предисловия, послесловия, комментарии или пояснения);
  • право на обнародование (право сделать произведение общедоступным или дать на это согласие).

б) Исключительное право на произведение

Это право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом. Форм использования произведения всего 11 (в зависимости от категорий авторского права). В случае с фотографией это распространение, публикация, переработка и размещение в интернете. Передавая права на использование произведения, автор определяет объем такого использования, способы, сроки и другие условия. Например, если автор договорился с пользователем об использовании фотографий только на сайте, а потом увидел их еще в журнале, то это нарушает права автора.

Автор владеет исключительным правом на произведение в течение всей жизни и еще 70 лет после смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти. После того, как пройдут 70 лет после смерти автора, произведение переходит в общественное достояние. Это означает, что любой человек может его свободно использовать без получения согласия и выплаты вознаграждения. Но право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения должны соблюдаться в любом случае. После смерти автора право разрешать использование произведений может перейти к его наследникам.

в) Иные права, в том числе право на вознаграждение за использование произведения

Автору произведения также принадлежат право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Разберем подробнее право на вознаграждение за служебное произведение.

Авторские права на произведения науки, литературы или искусства принадлежат автору, если он создал их, выполняя свои трудовые обязанности. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если в трудовом договоре нет никаких исключений.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использовать это произведение, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Но если это произошло, то автор имеет право на вознаграждение.

Право на вознаграждение за произведение, созданное автором на работе, неотчуждаемо и не переходит по наследству, но права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Здравствуйте, юрклубовцы!
в книге Сергеева "Интеллектуальная собственность.." комиксы автор отнес к произведениям изобразительного искусства, очевидно опираясь на строчку в 4 части ГК (или предвидя ее, я уж не знаю)) п.1 ст.1259.
Но появилось другое мнение (некоторые считают, что это составное произведение). Что вы думаете на этот счет?

не знаю, какие комиксы видел Сергеев, но это вполне себе составное произведение.
во многих текст играет если не первую, то равную с изображением роль.

ладно с Сергеевым, а что же с законом делать?? Если признаем комикс составным произведением, правомочия автора останутся теми же? право следования тоже?

Оригинал произведения изобразительного искусства - это то чего автор сам нарисовал. А тиражированная книжка - это экземпляры, при их продаже никакого права следования нет, хоть они изобразительные, хоть литературные, хоть составные.
Закон комиксы прямо относит к произведениям изобразительного искусства, другое мнение (которое по мне так верное), к сожалению, ничем не подкреплено.

продолжая тему комикс - составное произведение,

могу отметить, что факт того, что в комиксе наличествует иные произведения кроме самих картинок, на лицо. И если текст может и не иметь особого значения для самого произведения, но вот сюжет имеет самое наиважнейшее. Поскольку права авторов гарантируются конституцией (статья 44 конституции), то статья ГК, относящая комиксы к изобразительным произведениям, представляется противоречащей констиуции так, как фактически право автора сюжета (да и текста, еще составителя комикса - верстальщика) прям угнетается . возникает ощущение, что законодатель не признает авторское право вышеуказанных лиц на комикс .

Поскольку права авторов гарантируются конституцией (статья 44 конституции), то статья ГК, относящая комиксы к изобразительным произведениям, представляется противоречащей констиуции так, как фактически право автора сюжета (да и текста, еще составителя комикса - верстальщика) прям угнетается . возникает ощущение, что законодатель не признает авторское право вышеуказанных лиц на комикс .

Просто блестящее незнание предмета обсуждения
Скажу более – законодатель не только не признает, но и прямо исключает сюжет из охраняемых элементов авторского права, а верстальщиков – из субъектов авторских прав.
Сюжет и редакторская (верстальная) правка авторским правом не охраняются и за всю историю существования авторских прав никогда не охранялись. Это к слову о Конституции…
Почитайте п.5 ст.1259 ГК РФ (сюжет лит.произведения является его идеей) и абз.2 п.1 ст.1228 ГК РФ (по части лиц, оказавших техническое содействие автору).

Наташа Иванова
В целом, что касается темы обсуждения, то ни один из участников не ответил правильно!
Исходная ошибочная посылка:

Foma
не знаю, какие комиксы видел Сергеев, но это вполне себе составное произведение.

в книге Сергеева "Интеллектуальная собственность.." комиксы автор отнес к произведениям изобразительного искусства, очевидно опираясь на строчку в 4 части ГК (или предвидя ее, я уж не знаю)) п.1 ст.1259.

А Вы ст. 7 Закона РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" читать не пробовали?

Foma

не знаю, какие комиксы видел Сергеев, но это вполне себе составное произведение.

ладно с Сергеевым, а что же с законом делать?? Если признаем комикс составным произведением, правомочия автора останутся теми же? право следования тоже?

Закон комиксы прямо относит к произведениям изобразительного искусства, другое мнение (которое по мне так верное), к сожалению, ничем не подкреплено.

А прочитать в законе какие произведения являются составными сложно? Могу подсказать где (под большим секретом) - ст. 11 ЗоАП и ст. 1260 ГК4.

Авторские права Owlturd, Комиксы, Авторские права, Перевод, Inkhaven, Длиннопост

1. Никаких глупых срачей. Переводчик может ошибиться. Скажите, где он ошибся и как надо перевести лучше. Не надо материть или угрожать человеку за ошибку. Это приведет к пермабану.

2. Порой вы можете увидеть ссылку на взятый комикс или ватермарку. Чаще всего это делают те люди, которые рисуют и переводят комиксы постоянно и хотят отметить свою работу. Не ругайтесь, пожалуйста. Напоминаем, что за ложный вызов модератора полагается наказание.

3. По возможности добавляйте ссылки на достоверный источник перевода и на оригинал комикса.

Надо зарегистрировать фразу "авторские права", и как только они начнут вопить об авторских правах, автоматом станут должны за авторские права!

И нет, я не заплатил за это никому.

Поскольку сие не аффторское право, а патентное.

Вспомнился комикс Romantically Apocalypse, где в доядерном мире права на ВСЁ перекупила корпорация G.

Тогда уж патентовать пробел. Посмотрите сколько людей им пользуется.

Слышал, даже некоторые гены запатентованы

Скоро-скоро автор перейдёт на ч/б рисовку, немного упростит контуры, добавит ещё чуть-чуть тлена и мы снова увидим старого доброго mr.Freeman'а)

Посылка

Посылка Owlturd, Комиксы, Shencomix, Длиннопост

Полночь

Полночь Owlturd, Комиксы, Длиннопост, Крипота

Проект семь пятниц на неделе 269. День косплея!

Проект семь пятниц на неделе 269. День косплея! Проект Семь пятниц на неделе, Комиксы, Пятница, Косплей, Авторские права

Шакал

Шакал Owlturd, Комиксы, Длиннопост

Растения

Растения Owlturd, Комиксы, Длиннопост


Танкам всегда больше всех достаётся

Танкам всегда больше всех достаётся Shencomix, Комиксы, Юмор, Owlturd


Завтрак

Завтрак Завтрак, Еда, Длиннопост, Комиксы, Owlturd

Завтрак Завтрак, Еда, Длиннопост, Комиксы, Owlturd

Завтрак Завтрак, Еда, Длиннопост, Комиксы, Owlturd

Завтрак Завтрак, Еда, Длиннопост, Комиксы, Owlturd


Пьяный интровертик

Пьяный интровертик Юмор, Комиксы, Польский язык, Интроверт, Экстраверт, Алкоголь, Owlturd

Интроверт + алкоголь = экстраверт

Интроверт + алкоголь = пьяный интроверт

"Экстраверт" и "интроверт" так мило звучат на польском))

Выбор очевиден

Выбор очевиден Owlturd, IT юмор, Комиксы, День, Ночь

Мило Owlturd, Комиксы, Кровь из глаз

Было, но без перевода


Память о родных

Память о родных Комиксы, Owlturd, Адольф Гитлер, Сатана, Дьявол, Длиннопост, Повтор

Память о родных Комиксы, Owlturd, Адольф Гитлер, Сатана, Дьявол, Длиннопост, Повтор


LINA

*Прометей - алгоритм ВКонтакте, выбирающий сообщества с оригинальным контентом, и продвигающий их 7 дней в рекомендациях.

З.Ы. У меня с этим сообществом вышел интересный разговор, скрины в комментариях.


Сова - эффективный менеджер. Сезон 2. Юмор на свободную тему или Clockwise Software и нарушение авторских прав.

Выражаю благодарность участнику Пикабу @Snark1876, за предоставленный скриншот, который используется в третьем кадре этого выпуска!

Сова - эффективный менеджер. Сезон 2. Юмор на свободную тему или Clockwise Software и нарушение авторских прав. Сова - эффективный менеджер, Xander Toons, Комиксы, Юмор, Работа, Clockwise, Длиннопост, Авторские права

В четверг, 7 февраля 2019 года, я получил скриншот из мобильного приложения facebook.

На скриншоте (полный скриншот прикреплен внизу под текстом) мы видим рекламу вакансии project manager с прямой ссылкой на сайт украинской компании Clockwise Software с незаконным, не разрешенным мною использованием персонажей моего комикса в коммерческих целях.

Прежде, чем продолжить, я хочу ЖИРНО выделить следующее:

Я искренне благодарен каждому, кто создает фан-арт с Совой и другими персонажами моего комикса. Мне, как создателю Совы, очень приятно и, не стану скрывать, я горжусь, что у Совы есть так много неравнодушных к комиксу о ней участников сообщества!

Я всем разрешаю и поддерживаю использование моего комикса в НЕкоммерческих целях.

Очень надеюсь, что мы с Вами и дальше продолжим взаимно радовать друг друга и всех остальных контентом с Совой.

Огромное вам спасибо за ваше личное время, которое вы выделяете для Совы!

Продолжаем о Clockwise:

В тот же день, в четверг, утром я связался с украинской компанией Clockwise Software, расположенной на Украине в городе Днепр, предоставил им скриншот.

На данный момент Clockwise Software не опровергли незаконного использования в коммерческих целях персонажей моего комикса.

То есть украинская Clockwise Software не отрицает нарушения моего авторского права.

Пожалуйста, если вам попадется любая реклама с изображением Совы или других персонажей комикса, прошу вас по возможности сообщить об этом мне.

У людей, которые без разрешения использовали Сову в коммерческих целях и что-либо заработали, я не собираюсь отнимать деньги.

Меня волнует только репутация Совы и моего комикса в целом!

Получить от меня лично разрешение на коммерческое использование комикса "Сова - эффективный менеджер" необходимо не для того, чтобы меня обогатить, НО для того, чтобы

исключить появление Совы и других персонажей в некачественных и порочащих образ комикса формах.

Тем самым я прошу вашей посильной помощи в сохранении и защите репутации комикса "Сова - эффективный менеджер".

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Неизменность данных на сайте n’RIS гарантируется технологией блокчейн. Объекту интеллектуальной собственности присваивается уникальный идентификатор

Читайте также: