Кто из отечественных педагогов обосновал цель обучения как обеспечение саморазвития личности

Обновлено: 16.06.2024

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Содержание работы

1. Введение
2. Саморазвитие будущих педагогов
3. Профессионализм и саморазвитие личности педагога
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Профессионализм личности педагога. Саморазвитие личности педагога. Губанов А.В..rtf

Министерство сельского хозяйства РФ

Выполнил: студент И-I-5

Проверил: ст. преподаватель

2. Саморазвитие будущих педагогов

3. Профессионализм и саморазвитие личности педагога

5. Список использованной литературы

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие. Для обучающегося важно осознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального; навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом. В этой связи встает проблема совершенствования теоретической и практической подготовки социальных педагогов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни в обществе. Профессиональное саморазвитие педагогов предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений. Анализ программных документов, определяющих содержание профессиональной подготовки будущего социального педагога, свидетельствует о том, что в них не только отсутствует четко выраженная направленность на профессиональное саморазвитие, но и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального саморазвития студента в течение всего периода обучения в вузе. Проблема профессионального саморазвития педагогов не была предметом специального исследования, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенный опыт для более глубокого ее изучения.

2. Саморазвитие будущих педагогов

Современный педагогический процесс - явление многогранное, отражающее сложности и противоречия социальной и культурной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами.

Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства как профессионального, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности как субъекта деятельности, можно выделить значение профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития [2; 308].

Личностный результат профессионального развития человека, несомненно, шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта -- знаний, умений, навыков. Известно, что эффект изменения отношений отличается от целей и результатов труда. Он обнаруживается в динамике образа "я", самооценок, личностных целей, осознаваемых трудностей, в изменении средств мышления и способов деятельности.

Изучение собственно личностного содержания профессионального развития личности необходимо для разработки специальных психологических технологий управления профессионально-значимым саморазвитием специалистов.

Для человека профессия -- это источник существования и средство личностной самореализации. Характеризуя виды профессиональной компетентности, А. К. Маркова [4; 103] раскрывает индивидуальную компетентность, выделяя такую сторону труда, как целостное профессиональное саморазвитие, содержательными характеристиками которого являются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей, интериальность, самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни и др.

В условиях утверждения нового типа социально-культурного наследования и пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональное обучение в высшей школе [4; 105] актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию, самосовершенствование и саморазвитие студентов.

Цели обучения в вузе все чаще интерпретируются как формирование у студентов умения самостоятельно "добывать" профессиональные знания, овладевать "способами деятельности через усвоение обобщенных характеристик усваиваемого материала", обобщенными представлениями о познавательной деятельности как целостной системе. Педагогика высшей школы в последнее время акцентирует внимание на разработке средств интенсификации профессионального развития человека в условиях, "имитирующих" его будущую профессиональную деятельность (А.А.Вербицкий, Г.Н.Ильина и др.) - Однако "представление о саморазвитии как необходимом условии формирования профессионально значимых личностных качеств", обеспечивающих "динамическую адаптацию профессионала к изменяющимся требованиям социальной среды и деятельности, остается довольно общим" [5; 172].

Значимость саморазвития личности определяется ее регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности. В его сферу включается также отношение к себе как к субъекту социальных отношений и как личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях. Известно, что человек, выбирающий профессию самостоятельно, на основе сформировавшейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстрее и легче адаптируется к условиям работы, испытывает удовлетворенность своей деятельностью. В этой связи проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы. Чаще всего проблема саморазвития включается в общий круг проблем саморегуляции личности (А.Г.Ковалев, И.Н.Семенов) или в круг вопросов самовоспитания (Л.И.Рувинский), исследована проблема готовности к профессиональному саморазвитию студентов технического вуза (Г.Н.Ильина). Однако в целом эффективная система профессионального саморазвития студента остается делом будущего педагогики высшей школы.

Личностное саморазвитие студента и связанное с ним саморазвитие педагога является важнейшим фактором, условием, средством и критерием гуманизации педагогического процесса образовательного учреждения. В педагогическом вузе особую роль инструмента профессионального образования играет все то, что создает духовно-нравственную атмосферу вуза: характер взаимоотношений в студенческой среде, стиль педагогического общения и взаимодействия в обучении, в совместной научно-исследовательской и иной творческой деятельности, неформальное общение преподавателей со студентами. И если в вузе всеми его субъектами старательно удерживается духовность всех этих отношений, то это и выступает определяющим фактором актуального личностно-профессионального саморазвития и студентов, и преподавателей.

Активное личностное саморазвитие субъектов образовательного процесса выступает в этом случае критерием развитости педагогического вуза как образовательного учреждения.

Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.

Подготовка будущих педагогов к профессиональному саморазвитию осуществляется при создании определенных внешних и внутренних условий. Ведущим внешним условием выступает осуществление процесса подготовки к профессиональному саморазвитию на основе четко разработанной программы, включающей в себя целевой (профессиональное саморазвитие студентов, способствующее созданию индивидуального стиля профессиональной деятельности и являющееся средством самопознания и профессионального самосовершенствования), содержательный (формирование системы профессиональных знаний, лежащих в основе профессионального саморазвития будущих педагогов, и практических умений, необходимых для его осуществления), организационно-деятельностный (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию) и диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности студентов к профессиональному саморазвитию и отражать повышение данного уровня в результате применения авторской программы) компоненты. Внутренним условием выступает формирование готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию.

Критериями готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию являются: профессиональная направленность личности, способность к осуществлению профессионального саморазвития, развитость рефлексивных умений. Показателями готовности к профессиональному саморазвитию выступают: потребность в профессиональном саморазвитии; объем знаний и умений в области профессионального саморазвития; потребность в профессиональных знаниях, умениях и навыках; умения проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие; умение оценивать свои действия в процессе целенаправленного профессионального саморазвития; умение осуществлять корректировку профессионального саморазвития.

3. Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что было рассмотрено ранее (образование как ценность, как система, как процесс, как результат). Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма.

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице?

Ответы на эти вопросы волнуют многих молодых специалистов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногие из них задумываются, что начало карьеры любого специалиста закладывается еще в период обучения. И от того, насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его будущая успешность.

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер -- это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

В педагогической энциклопедии понятие "педагогическое мастерство" трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству -- удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, -- это навык самообразования. Особенно это важно для педагога -- как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится [3; 227].

Давайте разберемся, что же это такое -- самообразование?

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как "самообучение" (в узком смысле -- как самонаучение) и как "самосозидание" (в широком -- как "создание себя", "самостроительство"). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.

Каковы функции самообразования?

М. Князева [3; 59] выделяет несколько таких функций:

1) экстенсивная -- накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная -- определение себя в Культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная -- преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация "белых пятен" в своем образовании;

4) саморазвития -- совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая -- преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6) коммуникативная -- установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая -- сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое - профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами - это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего - призвание. Призванные преподаватели - высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление - креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Педагогика как наука

Объект и предмет педагогической науки

Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

Функции и задачи педагогики. Педагогическая система

Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция:

• изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

• выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

• проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

• разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

• внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

• анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

• разработка теоретико-методологических основ образования;

• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

• определение содержания образования в конкретных условиях;

• разработка образовательных стандартов;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

• изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Возникновение и развитие педагогики как науки

Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения

В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).

Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.

Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.

Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России

К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.

К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.

К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.

Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.

А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.

Связь педагогики с другими науками

Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.

Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.

Общее понятие педагогического исследования

Методология педагогики. Уровни методологических знаний

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.

Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.

Основными признаками методологической культуры являются:

• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

• овладение принципами диалектической логики;

• понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

Николь Золотухина

Какая из перечисленных характеристик не относится к народной педагогике?

А) Уважение старших Б) Трудовое воспитание

7. Как назывался сборник наставлений и поучений о воспитании детей в семье и нормах поведения XVI века?

8. Какая черта определяла деятельность петровской школы?

А) Всесословность Б) Профессиональная направленность

9. Какого факультета, в отличие от западных университетов, не было создано в Московском университете?

А) Философского Б) Юридического

А) Всесословность Б) Закрытый характер обучения

11. Как называлось основное педагогическое сочинение Екатерины II?

12. Чьи идеи лежали в основе педагогической системы И.И. Бецкого?

А) Античной педагогики Б) Педагогики эпохи Возрождения

13.Какая черта отсутствовала в образовании екатерининского времени?

А) Сословный характер образования

Б) Совмещение общего и специального образования в одних и тех же учебных заведениях

В) Закрытый характер учебных заведений

14. Какие учебные заведения не входили в систему народного образования согласно Устава 1804 г.?

А) Приходские училища Б) Женские училища
В) Уездные училища Г) Гимназии

15. Какой из принципов не являлся составной частью формулы графа С.С. Уварова, лежащей в основе николаевской системы образования?

А) Самодержавие Б) Народность

В) Сословность Г) Православие

16. С какой статьи берет начало общепедагогическая дискуссия 50-60-х гг. XIX века?

Николь Золотухина

А) Внесословное образование Б) Развитие и саморазвитие личности

18. Основоположник женского гимназического образования в России.

А) Н.А. Вышеградский Б) К.Д. Ушинский

19. Какой из перечисленных элементов не входил в систему внешкольного образования?

А) Земские школы Б) Воскресные школы

20. Основоположником какого из подходов в педагогике являлся К.Д. Ушинский?

21. Какая из названных идей не получила развития в педагогике К.Д. Ушинского?

А) Идея гармоничного развития личности Б) Идея трудового воспитания

22. Кто из указанных педагогов не являлся сторонником свободного воспитания?

А) Л.Н. Толстой Б) Д.И. Писарев

23. С чьим именем связана разработка и реализация идеи создания земской начальной школы в первые пореформенные десятилетия?

А) Л.Н. Толстой Б) Н.А. Корф

24. Какова была продолжительность обучения в школах Н.А. Корфа?

25. Кто из названных педагогов отстаивал национальный идеал в образовании?

А) В.Я. Стоюнин Б) Н.Ф. Бунаков

В) В.А. Евтушевский Г) И.И. Паульсон

26. Какие из учебных заведений второй половины XIX века не относились к начальным?

А) Церковно-приходские школы Б) Земские школы

27. Кто из педагогов представлял религиозное направление в начальном образовании?

А) С.А. Рачинский Б) Н.А. Корф

28. Кто из педагогов впервые ввел обучение на родном языке в начальных школах для коренных народов Российской империи?

А) Н.Ф. Левицкий Б) В.М. Бехтерев

1. Как назывались первые учебные заведения на Древнем Востоке?

А) Грамматические школы Б) Дома знаний

2. Основа спартанской системы воспитания

А) Изучение философии Б) Физическая подготовка

3.Где проходил последний этап обучения греческих юношей?

А) Мусические школы Б) Эфебий

4. Выпускники каких учебных заведений Древнего Рима предназначались для занятия руководящих военно-государственных должностей?

А) Школы риторов Б) Грамматической школы

5. Кто из античных философов первым выдвинул идею о природосообразности воспитания?

А) Аристотель Б) Платон

Николь Золотухина

Какое воспитание не рассматривал в своих трудах Аристотель?

А) Трудовое Б) Физическое

8.Чем отличалась средневековая школа Византии от школы раннефеодальной Европы?

А) Отсутствие телесных наказаний

Б) Отсутствие монополии церкви на образование

В) Религиозным характером образования

9. Какой язык использовался в городских школах средневековой Европы?

А) Греческий Б) Латинский

В) Родной язык Г) Арабский

10. Какого факультета не было в университетах средневековой Европы?

А) Филологического факультета Б) Юридического факультета

В) Богословского факультета Г) Медицинского факультета

А) Умение играть в шахматы Б) Умение плавать

В) Умение играть на музыкальных инструментах Г) Умение писать

12. Какой из перечисленных элементов не рассматривался педагогами эпохи Возрождения как атрибут общественно полезной личности?

А) Классическое образование Б) Физическое развитие

13. Кто из педагогов эпохи Возрождения впервые выдвинул идею трудового воспитания?

А) Х.Л. Вивес Б) Ф. Рабле

14.Как называлась школа, открытая В. де Фельтре ?

А) Дом знаний Б) Дом радости

В) Дом табличек Г) Дом Солнца

15. Кто выступил инициатором учреждения протестантских школ в Германии?

А) Томас Мюнцер Б) Мартин Лютер

Николь Золотухина

16. Какой из видов воспитания не рассматривался Я.А. Коменским в качестве основного?

А) Физическое воспитание Б) Нравственное воспитание

17. Какая школа предназначалась Я.А. Коменским для обучения детей от 12 до 18 лет?

А) Академия Б) Материнская школа

Какого метода обучения не существовало в дидактической системе Я.А. Коменского?
А) Метода наук Б) Метода языков

19. Где, по мнению Джона Локка нужно воспитывать ребенка?

А) Дома Б) В монастыре

Какую цель воспитания ставил Д. Локк?

А) Воспитание гражданина Б) Воспитание джентльмена
^
В) Воспитание патриота Г) Воспитание эрудита

Формирование какого качества не входило в воспитание джентльмена у Д. Локка?

А) Добродетель Б) Образованность

Какой из принципов воспитания обосновал Ж.-Ж. Руссо?

А) Культуросообразность Б) Природосообразность

В) Опора на положительное в личности Г) Целеустремленность

22. Сколько периодов в воспитании ребенка выделял Ж.-Ж. Руссо?

А) Два Б) Три В) Четыре Г) Пять

Кто из названных педагогов осветил проблему воспитания женщины?

А) Д. Дидро Б) Ж.А. Кондорсе В) Ж.-Ж. Руссо Г) К.А. Гельвеций

В чем состояло основное различие педагогики К.А. Гельвеция и Д. Дидро?

А) Во взглядах на значение природных задатков для развития людей

Б) В отношении к просвещению широких народных масс

В) В критике французской феодальной системы воспитания

Г) В отношении церковного влияния на школу

25. Какая теория является центром педагогической системы И.Г. Песталлоци?

А) Свободного воспитания Б) Элементарного образования

Основная задача воспитания у И.Г. Песталлоци.

А) Воспитать гармонически развитого человека

Б) Воспитать религиозно-нравственного человека

В) Воспитать гражданина

27. Кто являлся основоположником теории воспитывающего обучения?

А) Ф.А. Дистервег Б) Ф.В. Фребель

Какой вид обучения не входил в систему И.Ф. Гербарта

А) Описательное обучение Б) Аналитическое обучение

Кто из педагогов XIX века разработал научные основы развивающего обучения?

А) Р. Оуэн Б) Г. Спенсер

Какой элемент отсутствовал в системе непрерывного образования Р. Оуэна?

А) Дошкольные учреждения Б) Начальная школа

Николь Золотухина

Какое положение не нашло отражения в учении К. Маркса и Ф. Энгельса об образовании и воспитании?

А) Религиозно-нравственные основы воспитания

Б) Классовый характер воспитания в классовом обществе
Показать полностью.

В) Историческая обусловленность целей и задач воспитания

31. Представителями какого течения в педагогике были Э. Майман и Э. Торндайк?

32. Кто явился основоположником педологии?

А) Гренвил Стенли Холл Б) С. Френе

Какая из названных работ принадлежит А.С. Макаренко?

Какой из названных принципов воспитания был обоснован А.С. Макаренко?

Б) Воспитания в коллективе и через коллектив

В) Опоры на положительное в человеке

Г) Воспитания в процессе деятельности

Когда было принято Постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем начальном обучении?

А) 1918 год Б) 1920 год

В) 1941 год Г) 1930 год

Какой раздел не входил в комплексные программы для школ 1923 -1925 гг?

А) Искусство и культура Б) Природа и человек

В) Труд Г) Общество

Сколько классов насчитывала неполная средняя школа в 1930-е годы?

А) 6 классов Б) 7 классов
^
В) 8 классов Г) 9 классов

39. Какие способности, на взгляд С.Т. Шацкого требовали приоритетного развития у детей для выполнения общественно полезной работы?

А) Умственные Б) Физические

40. Какие из перечисленных учебных заведений функционировали до Великой Отечественной войны?
А) Школы рабочей молодежи Б) Школы сельской молодежи

41. Какие дисциплины не входили в программы ремесленных училищ и школ ФЗО в годы ВОВ?

А) Общеобразовательные Б) Общественные

42. Каким из названных образовательных учреждений руководил В.А. Сухомлинский?

А) Павлышевской средней школой Б) Яснополянской школой

Читайте также: