Контрактное право как институт выполняет функцию
Обновлено: 28.06.2024
Правило Институт Гарант Формальные правила Неформальные правила Институциональная среда Институциональное соглашение Иерархия правил Надконституционные правила Конституционные правила Экономические правила Контракты
2.1. ПРАВИЛА И ИНСТИТУТЫ
Ограниченно рациональный индивид, как показано в предыдущей главе, стремится экономно использовать имеющиеся у него в наличии ресурсы для достижения своих целей. Это относится, в частности, и к такой его деятельности, как принятие решений. Для этого он широко использует эвристики или сохраняющиеся в памяти готовые модели (шаблоны) рационального действия:
Если находишься в ситуации С, действуй способом А(С).
Независимо оттого, как появился такой шаблон, — выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, получен в процессе обучения, перенят путем наблюдения за действиями других индивидов, — его применение происходит по вполне стандартной схеме:
• подбор шаблона для такой ситуации;
• действие способом, соответствующим шаблону.
Если человек решает, какое действие осуществить, используя такую схему, то он экономит усилия (ресурсы, время).
ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ
В рамках экономических систем институты выполняют как минимум две различных функции: координационную и распределительную.
Однако для того, чтобы получить перечисленные выгоды, все адресаты должны знать содержание правила для исключения ситуаций, В которых одни агенты действуют по правилу, а другие — с его нарушением. Кроме того, получение названных выгод требует не просто знания адресатами правила, но и его исполнения. Так, автомобилисты не просто должны знать о том, что на нерегулируемом пешеходном переходе они должны пропускать пешеходов, но и на практике следовать этому правилу.
Вопрос о том, выполнять требования правила или не выполнять, решается каждым агентом индивидуально, исходя из сопоставления собственных выгод и издержек от следования правилу и от его нарушения. Поэтому, в зависимости от таких факторов, как разные структуры предпочтений, разные склонности к избеганию риска и разные интеллектуально-вычислительные способности, в схожих ситуациях индивиды будут принимать несовпадающие решения относительно того, следовать правилу либо нарушить его. Очевидно, чем большая доля адресатов правила будет нарушать его, тем ниже совокупный координационный эффект этого правила и наоборот. В ситуации, когда все адресаты гарантированно исполняют правило, его координационный эффект максимален. Но для того чтобы было выполнено условие такой максимальности, с высокой эффективностью должен действовать гарант правила, что, очевидно, предполагает расходование ресурсов.
Распределительнаяфункция институтов имеет двоякое проявление. Во-первых, некоторые из существующих в экономике правил непосредственно предписывают те или иные перераспределительные действия. Примером могут служить нормы налогообложения или таможенные правила, определяющие, какие объемы финансовых средств хозяйствующих субъектов должны быть уплачены в виде налогов и сборов.
Охарактеризованные типы распределительных последствий любого института относятся к статической ситуации. В случае же изменений институтов или введения новых правил распределительные последствия становятся еще разнообразнее. Во-первых, возникают издержки изучения новых правил, т.е. часть ресурсов перераспределяется на эту цель. Во-вторых, возникают издержки переключения па новые виды деятельности, включая издержки изучения новых возможностей. В-третьих, могут возникнуть издержки упущенной выгоды, — вследствие отказа от ранее использовавшихся возможностей. В-четвертых, напротив, может измениться структура выгод, а сами выгоды возрасти, если изменение правил открывает новые способы использования ресурсов, и т.д. Таким образом, распределительные последствия любого правила и его изменения весьма разнообразны и неоднозначны, однако факт их наличия неоспорим, и требует обязательного учета при анализе институтов и их изменений 1 .
Важная составная часть распределительных последствий функционирования институтов — перемещение издержек и выгод от одних экономических агентов к другим. В рамках статического рассмотрения такое перемещение происходит при нарушении правила: издержки адресата, связанные с утратой полезности из-за наложения санкций, становятся выгодами гаранта. В рамках динамического рассмотрения изменение правила может повлечь за собой существенное сокращение возможностей для одних адресатов, при их одновременном расширении для других, или же неравномерное сокращение для всех, и т.п. Тем самым, для всякого институционального изменения, независимо от его непосредственных целей, появляются группы теряющих и группы выигрывающих агентов, что обусловливает их негативное либо позитивное отношение к институциональному изменению. Ведь даже при общей положительной сумме выигрышей и проигрышей, если потери одной из групп не компенсируются тем или иным способом, само изменение не становится Парето-улучшением, поскольку ухудшает чье-то положение, создавая стимулы к сопротивлению нововведению со стороны теряющих групп. Это означает, что практически с каждым институтом связаны экономические интересы различных групп индивидов: одни заинтересованы в том, чтобы он продолжал функционировать, поскольку получают от этого выгоды, другие — в том, чтобы он изменился, поскольку его функционирование приносит им издержки.
Об институциональных изменениях см. подробнее главу 13.
И даже если совокупные издержки выше, чем совокупные выгоды, т.е. институт препятствует росту благосостояния общества, он вполне может продолжать существовать, — если выгоды, получаемые некоторой группой, настолько велики, что позволяют ей блокировать действия теряющих агентов, направленные на изменение института 1 .
Как координационная, так и распределительная функции институтов во многом являются следствиями его ограничительного характера: любое правило ограничивает множество допустимых направлений использования ресурсов (вариантов решений, линий поведения и т.п.), сокращая тем самым потенциал оптимизации эффективности.
Означает ли это, что институты, выступая как ограничители, не полезны для развития экономики? Нет, не означает, поскольку сужение множества возможностей снижает неопределенность. Ограничения полезны до тех пор, пока выгоды от снижения неопределенности превышают потери от уменьшения разнообразия вариантов использования ресурсов. Как только разность указанных выгод и издержек становится отрицательной, институты действительно становятся тормозом экономического роста и развития.
Кроме двух названных функций институтов, — координационной и распределительной — в литературе можно встретить упоминания об их информационной и мотивационной функциях.
В связи с первой иногда говорят, что институты информируют адресатов (и других индивидов) относительно будущих возможных (или обязательных) действий и, следовательно, относительно будущих ситуаций. Действительно, если индивиды знают правила, входящие в тот или иной институт, они и информированы об их содержании, — это простая тавтология. Однако известно, что существуют и такие институты, содержание которых тщательно скрывается ото всех, кроме узкого круга лиц, непосредственно в них включенных: это различные секретные международные договоры, тайные сговоры между фирмами относительно раздела рынков, и т.п. Поэтому нельзя считать, что функция информирования является универсальной для всех институтов, подобно, скажем, координационной функции. Если же связывать эту функцию со знанием правила, входящего в институт, для того, чтобы следовать ему, то она становится триви-
Под мотивационной функцией института понимается не только то, что он мотивирует адресатов следовать ему, но и ситуации, когда институт мотивирует индивида к действиям, которые непосред-ственно этим институтом не предполагались. Это могут быть забастовки, вызванные принятием нового закона, митинги, организация коллективных действий в поддержку или против такого института, либо вообще связанные с действиями, на которые этот институт оказал только косвенное влияние. Такой эффект, безусловно, суще-ствует и является обратным к ограничительному: отсекаются определенные направления использования ресурсов и, соответственно, появляются мотивы действий индивидов к использованию разрешенных и по перераспределению неразрешенных ресурсов, например посредством изменения существующих правил.
Координационная и распределительная функции институтов формируют основные каналы влияния институтов на экономические процессы. Именно через их посредство институты воздействуют, как мы увидим далее, на эффективность использования ресурсов в экономике.
КОНТРАКТЫ
Контракт — это соглашение, добровольно заключаемое его сторонами и координирующее их действия путем определения взаимных прав, обязательств и механизмов их соблюдения.
Контрактами являются взаимные и согласованные обещания (или обязательства) индивидов сделать нечто в обмен на соответствующие действия других индивидов в рамках разработанного совместно правила. Поскольку такие обещания взаимовыгодны, это означает, что исполнение контракта обеспечивает в экономике Парето-улуч-шение: стороны контракта увеличивают свою полезность, а положение остальных участников экономики не ухудшается 1 .
Если, разумеется, исполнение контракта не порождает отрицательные внешние эффекты для других индивидов, см. подробнее в главе 5.
Множество контрактов можно классифицировать по разным основаниям. Для дальнейшего изложения материала нам важны три основных классификации: 1) эксплицитные и имплицитные контракты; 2) полные и неполные контракты; 3) классические, неоклассические и отношенческие контракты. Рассмотрим их более подробно.
Эксплицитный(явный) контракт— это взаимные обязательства (или обещания) сторон друг другу, определяющие их будущие действия в течение периода исполнения договоренности. Выработка таких взаимных обещаний предполагает переговоры между будущими сторонами (адресатами правила), в ходе которых и происходит согласование будущих действий по их содержанию и срокам.
Вопрос о том, при каких условиях контракты можно защищать от нарушений путем обращения в суд, в юридической теории был решен на основе так называемой классической (или основанной на сделке, bargain) теории контрактов, созданной американскими юристами в конце XIX в. В соответствии с ней для того чтобы результат неких договоренностей мог считаться полноценным, судебно защищаемым контрактом, переговоры должны пройти как минимум три стадии:
1) оферты, т.е. выдвижения одной стороной предложения об обмене;
2) акцепта, т.е. принятия оферты второй стороной;
3) принятия акцепта.
Следовательно, существенными моментами эксплицитного кон-тракта как определенного правила, отличающими его от других типов правил, являются:
• сознательность и целенаправленность выработки данного правила его адресатами (сторонами контракта); другие правила могут формироваться без предварительного их обдумывания или проектирования, методом проб и ошибок;
• добровольность, взаимовыгодность участия в контракте его сторон; другие виды правил могут иметь резко асимметричный характер в плане распределения издержек и выгод;
• ограниченность действия данного правила только его адресатами — сторонами контракта; другие типы правил, например, вводимые государством законы, распространяются не только на законодателей, но и на других граждан страны;
Контракт, как план будущих действий, может характеризовать последние с разной степенью точности и полноты.
Заключение полного контракта предполагает, что в нем могут быть зафиксированы все значимые параметры соглашения. При наступлении всех возможных событий в контракте должно быть в явном виде определено, каким образом должны вести себя стороны в том или ином случае, какие издержки нести и какие выгоды получать.
Понятие идеальной полноты может быть заменено понятием функциональной полноты, означающей возможность достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Если в результате достраивания возможно точно определить намерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным. Для этого необходимо, чтобы неконтрактуемые параметры были верифицируемы для третьей стороны, призванной разрешать спорные Вопросы.
Для контрактов, опосредующих обмены, американским юристом Яном Макнейлом было предложено их деление на классические, неоклассические и отношенческие 1 , впоследствии глубоко и творчески развитое Оливером Уильямсоном 2 .
Классические контракты являются полными и полностью специ-фицируют характеристики предмета обмена и условия его осуще-ствления. Поскольку индивиды, вступающие в обмены, являются ограниченно рациональными, такую определенность можно обеспечить лишь на чрезвычайно краткосрочный период времени, в течение которого какие-либо существенные изменения маловероятны. Поэтому классические контракты характерны для рынков уже имеющейся в наличии продукции. Механизмы принуждения таких контрактов к исполнению разнообразны, начиная с угрозы разрыва контракта, вплоть до решения конфликта через суд.
Неоклассические контракты,в отличие от классических, реализуются в условиях большей неопределенности, и поэтому включают в себя характеристики вариантов условий их реализации, прописанных в той мере детально, в какой это позволяет ограниченная рациональность сторон. Типичная сфера применения неоклассических контрактов — сфера производства и строительства, где процесс исполнения контракта имеет определенную, часто значительную временную протяженность, так что условия и у продавца, и у покупателя могут измениться. Механизмы принуждения таких контрактов к исполнению также разнообразны, включая и меры по внутреннему улаживанию конфликтов, и судебные процедуры. Стороны контракта также могут обратиться к внешнему арбитру, хорошо понимающему специфику сферы деятельности и способному восстановить намерения контрагентов. Например, члены Российской гильдии риелторов согласно своему Уставу могут обращаться в специализированные комиссии для решения возникших конфликтов.
ВЫВОДЫ
• Правило — это способ экономии ресурсов ограниченно рационального индивида в процессе принятия решений.
• Правило имеет пять компонентов: ситуация применения, адресат, предписываемое действие, санкция за неисполнение, гарант.
• Правила могут иметь внутренний механизм принуждения. Это привычки или индивидуальные правила. Социальные правила — институты—имеют внешний механизм принуждения.• Если принуждение к исполнению правила осуществляется специализированным гарантом, то
это формальный институт. Если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, то
это неформальный институт.
■ Институты выполняют две основных функции: координационную и распределительную.
• Правила образуют содержательную и экономическую иерархию. Выше всего в иерархии находятся надконстигуционные правила, затем идут конституционные, далее—экономические. Эти институты составляют институциональную среду. Экономические правила определяют и ограничивают содержание контрактов, являющихся институциональными соглашениями.
• Контракты—это соглашения, добровольно заключаемые сторонами и координирующие их действия путем определения взаимных прав, обязательств и механизмов их соблюдения. По способу заключения контракты бывают эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные). По способу принуждения к исполнению: классическими, неоклассическими, отношенческими.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как связаны ограниченность информации и возникновение привычек?
2. Всегда ли образцы поведения способствуют максимизации полезности? 3. Всякое ли правило является институтом?
4. Всегда ли наличие регулярности в поведении означает существование соответствующего института?
5. Верно ли, что любой институт создает распределительный эффект?
6. Чем формальные правила отличаются от неформальных?
7. Какова логика действия механизма принуждения правила к исполнению?
8. Что включается в состав институциональной среды?
9. Что представляют собой институциональные соглашения?
10. Чем отличаются эксплицитные и имплицитные контракты?
Глава 2 ИНСТИТУТЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Правило Институт Гарант Формальные правила Неформальные правила Институциональная среда Институциональное соглашение Иерархия правил Надконституционные правила Конституционные правила Экономические правила Контракты
2.1. ПРАВИЛА И ИНСТИТУТЫ
Ограниченно рациональный индивид, как показано в предыдущей главе, стремится экономно использовать имеющиеся у него в наличии ресурсы для достижения своих целей. Это относится, в частности, и к такой его деятельности, как принятие решений. Для этого он широко использует эвристики или сохраняющиеся в памяти готовые модели (шаблоны) рационального действия:
если находишься в ситуации С, действуй способом А(С).
Независимо оттого, как появился такой шаблон, — выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, получен в процессе обучения, перенят путем наблюдения за действиями других индивидов, — его применение происходит по вполне стандартной схеме:
• подбор шаблона для такой ситуации;
• действие способом, соответствующим шаблону.
Если человек решает, какое действие осуществить, используя такую схему, то он экономит усилия (ресурсы, время).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Теория институтов и институциональной эволюции — одно из наиболее популярных направлений исследований в современной экономической науке.
В последнее десятилетие термин институт стал одним из самых употребительных: им оперируют и ученые, и журналисты, и обыватели.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность института…………………………………………4
2. Функции институтов…………………………………………………….8
2.1. Координация………………………………………………………… . 9
2.2. Кооперация……………………………………………………………..10
2.3. Распределение издержек и выгод……………………………………..10
2.4. Рамочное регулирование………………………………………………13
2.5.Обеспечение предсказуемости и стабильности……………………. 13
2.6. Обеспечение свободы и безопасности………………………………..13
2.7. Минимизация затрат на обеспечение сделок………………………. 14
2.8. Передача знаний………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………. 18
Работа содержит 1 файл
реферат инст. эконом.docx
По типу правил, лежащих в основе деятельности конкретных институтов, можно выделить три главных функции институтов:
-функции распределения издержек и выгод.
2.1. Координация.
Институты, которые призваны решать координационные проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Если один из субъектов знает, как должно вести себя при определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки.
Типичный пример – правила дорожного движения: водитель, не знающий их, при пересечении его пути с главной дорогой может попытаться проехать, не пропустив поперечно идущий транспорт, что, в свою очередь, может привести к столкновению автомобилей. Что касается системы принуждения, то она этим институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т.е. это институты самоподдерживающиеся.
2.2. Кооперация.
Конечно, реальные институты достаточно часто направлены на решение проблем координации и кооперации в совокупности. Скажем, во многих ситуациях правила дорожного движения не только помогают разъехаться на узкой дороге, но и ограничивают скорость на отдельных участках дороги. Пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, – контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность так, чтобы избежать социально неэффективных результатов. В данном случае без принуждения не обойтись.
2.3.Распределение издержек и выгод.
Обеспечив принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений, институт тем самым закрепляет неравенство (или равенство) между ними. Заметим, что лишь в редких случаях участникам отношений безразлично, какое именно равновесие установится в координационной игре. Обычно их предпочтения различны.
Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов. Например, установление сложных правил выдачи лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности может существенно сократить приток в нее начинающих предпринимателей, снизить уровень конкурентности соответствующего рынка, повысить цены на торгуемое на нем благо и в конечном счете перераспределить денежные средства покупателей.
Среди институтов, которые решают проблемы дележа и распределения, особый интерес представляют аукционы (торги). Обычно они проводятся по четким, заранее оговоренным правилам, обязательным для всех участников, являя тем самым редкий пример взаимодействий в рамках намеренно создаваемых правил. От этого, в конечном счете, зависит эффективность аукционов.
Некоторые институты ставят одних игроков в более выгодное положение по сравнению с другими. В силу этого в обществе возникает группа, которая стремится такой институт сохранить, и группа, которая стремится его реформировать. Кто победит в этой борьбе, определяется не только и не столько эффективностью данного института, сколько переговорной силой противоборствующих сторон.
Например, обсуждавшиеся зимой 2001–2002 гг. изменения правил русского языка могли, в случае их принятия, принести серьезный экономический ущерб, породив значительные дополнительные издержки у практически всех экономических агентов, отвлекая их ресурсы на изучение новых правил, перепечатку сводов законов, официальных бланков, текстов инструкций и т.п., обрекая выпускников средних школ на переучивание выученных правил, отвлекая их внимание от других предметов, требуя перепечатки всех учебников, изданий классиков литературы, а существовавший в СССР запрет на предпринимательскую деятельность, с одной стороны, перераспределял предпринимательскую инициативу в теневую составляющую экономики, с другой стороны, переключал ее в сферу управленческой деятельности, существенно видоизменив всю структуру предпочтений на рынке труда.
К функциям, характеризующим деятельность институциональной среды можно отнести: рамочное регулирование; обеспечение предсказуемости и стабильности; обеспечение свободы и безопасности; минимизацию затрат на обеспечение сделок; переду знаний.
2.4. Рамочное регулирование.
Как отмечалось ранее, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений. Это позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации. Координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.
2.5. Обеспечение предсказуемости и стабильности.
Институты выполняют важнейшую задачу – обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Действительно, если правила строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.
2.6. Обеспечение свободы и безопасности.
Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение.
2.7. Минимизация затрат на обеспечение сделок.
В интересах участников экономических отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Кроме того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками.
Характерным примером является институт бумажных денег, который полностью основан на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной ценности, и граждане пользуются ими до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено. А при его утрате (как, скажем, это произошло в России в начале 1990-х гг.) граждане переходят на неденежные отношения – отношения бартера. Такие отношения связаны с большими издержками, ибо приходится долго искать нужного партнера. Но если в деньги никто не верит, бартер неизбежен.
Другой пример – институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга и контроля за его деятельностью.
2.8.Передача знаний.
Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам.
Пример формального обучения правилам – институт высшего образования, чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ТПУ и т.п.).
Пример неформального обучения правилам – институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе). Институты наследуются либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого организации (например, вуза), либо непосредственно в процессе деятельности (например, фирмы).
Различные авторы делают акцент на отдельных признаках или на тех отдельных формах, в которым данные признаки доступны нашему наблюдению (существуют в действительности).
Институт представляет собой общественный феномен, источник происхождения, содержание и результат действия которого - социальное взаимодействие между людьми или общественный характер хозяйственной деятельности.
Институты это определенный общественный механизм, представляющий собой определенную совокупность действий одних людей, направленные на поведение других, принуждающие последних к определенному типу поведению и имеющие своим результатом определенную устойчивую социальную структуру или организацию.
Содержание этого механизма воздействия на поведение включает в себя, в качестве своих общих элементов, во-первых, правило, как желаемую нормативную модель поведения и, во-вторых, механизм контроля за выполнением и соблюдений указанного правила.
В зависимости от источников происхождения, а также формы представления и существования можно выделить типы правил и механизмов принуждения к их соблюдению.
Институты реализуются в поведении. Институты действуют, когда имеет место некое поведение, подчиненное (в той или иной мере) заданным правилам, устойчивое и прогнозируемое.
Только принимая во внимание реальное поведение и меру подчинения установленным правилам возможно оценить действующие в обществе институты.
Таким образом, если мы хотим понять и объяснить институты, необходимо показать, каким образом они возникают из социального взаимодействия.
Список используемой литературы
1. Аузан А.А. Институциональная экономика Учебник / А.А.Аузан - М.: Инфра-М. 2006. – 415 с.
2. Вольчик В.В.Курс лекций по институциональной экономике Ростов / В.В.Вольчик. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. – 80 с.
3. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты / Я.И.Кузьминов, К.А.Бендукидзе, М.М.Юдкевич. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 442 с.
Читайте также:
- Банкомат изъял карту что делать альфа банк
- Инфраструктура как сервис платформа как сервис программное обеспечение как сервис
- Забыл расписаться в апелляционной жалобе что делать
- Почему россия по обеспечению жильем и его качеству отстает от многих стран мира
- Как объяснить ребенку что воровство это плохо