Забыл расписаться в апелляционной жалобе что делать

Обновлено: 30.06.2024

Опытные юристы согласятся с утверждением о том, что апелляционная инстанция нередко является чуть ли не единственным шансом на успех в деле. Поэтому очень важно при подготовке апелляционной жалобы не допустить тех ошибок, которые в итоге сделают вашу победу невозможной.

Как всегда, спешу сообщить вам о том, что перечень ошибок и досадных просчетов при написании апелляции является открытым. В статье рассказано лишь об основных из них на примере гражданского и арбитражного судопроизводства.

ОШИБКА №1. Трактат вместо жалобы.

Возможно, я сейчас многих сильно удивлю, но в силу своей загруженности вышестоящие суды наши жалобы читают "по диагонали". Что это значит? А то, что судьи их, скорее, просматривают. Во всяком случае, объемные трактаты на 10, 15, 20 и более листах.

Для того, чтобы сразу заинтересовать суд, я вам советую отказаться от апелляционных жалоб в стиле "Повести временных лет". Компактный, не содержащий "воды", изложенный деловым языком текст на 2-3 страницах сразу же расположит суд к тому, чтобы его прочесть от начала до конца.

Понимаю, некоторые сейчас возмутятся и начнут заверять меня в том, что это невозможно, поэтому отвечу им сразу - еще как возможно! Мне довелось видеть жалобу в Верховный Суд РФ на 3 (!) листах, и люди выиграли. Правда, они использовали хитрость - восьмой шрифт, но ведь сработало же!

ОШИБКА №2. "Повторение - мать учения".

Эта ошибка неразрывно связана с предыдущей. Сколько раз мне приходилось видеть апелляционные жалобы оппонентов, в которых на каждой странице тщательно и монотонно перечислялись доводы, ранее неоднократно изложенные в иске или в возражениях. И уж если это вижу я, с трудом "прорываясь" через бесконечные словесные дебри заявителя жалобы, то суд - тем более. И читать он это ни за что не будет.

Настоятельно рекомендую вам не заставлять вышестоящий суд тратить впустую свое время, пытаясь среди бесконечных повторов найти ваши рациональные, а главное - НОВЫЕ аргументы. Скорее всего, суд в этом случае до них так и не доберется. А в апелляционном определении он укажет, что все ваши доводы просто повторяют ранее изложенные и уже изученные судом первой инстанции.

ОШИБКА №3. Не ответить на вопрос "Что нарушил суд?"

Нередко в заседаниях апелляционного суда стороны вспоминают все свои первоначальные доводы и аргументы, словно они вновь находятся в суде первой инстанции и решение по их делу еще не принято. Сказать по правде, этим порой "грешат" даже опытные юристы. Их можно понять - они защищают клиента, пытаясь максимально использовать свой шанс в апелляции. И забывают при этом, что у суда данной инстанции совсем иные задачи.

А ведь апелляционная жалоба - это обжалование РЕШЕНИЯ, не вступившего в законную силу. Именно поэтому она никогда не должна быть "оторвана" от того судебного акта, который вы в ней оспариваете. Недаром в начале судебного заседания в апелляционной инстанции часто задают вопрос: "Что нарушил суд?"

П.1 ст.322 ГПК РФ предусматривает, что апелляционная жалоба должна содержать, в числе прочего, требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым оно считает решение суда неправильным. Также и п.2 ст.260 ГПК РФ определяет, что в апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым оно обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.

По этой причине советую вам сосредоточить всё своё внимание на том, чтобы ответить на вопрос, указанный выше. В противном случае в апелляционном определении будет написано, что ваша жалоба не содержит доводов относительно незаконности или необоснованности постановленного решения, а фактически лишь повторяет содержание вашего иска /возражений на него.

ОШИБКА №4. Пытаться оспорить правильность выводов суда первой инстанции.

Процессуальные кодексы содержат исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке (п.1 ст.330 ГПК РФ, п.1 ст.270 АПК РФ). В частности, к ним относятся:

  • неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
  • нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого основания как "неправильные выводы суда" в данном перечне нет. Да и не может быть, если вспомнить о том, что выводы, изложенные в решении - это результат оценки судом доказательств по своему внутреннему убеждению. Последнее является понятием скорее психологическим, поэтому доказать его "неправильность" с точки зрения права попросту невозможно.

Поэтому советую вам не пытаться в своей апелляционной жалобе поколебать выводы, изложенные в решении. Всё, чего вы таким образом добьетесь, вышестоящий суд выразит в следующей фразе: доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены или изменения судебного акта.

ОШИБКА №5. Не заявить ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.

Конечно, суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, но это, скорее, является исключением из правил. Поэтому законодательством указанное право сторон существенно ограничено.

Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Например, это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

В связи с изложенным настоятельно рекомендую вам изложить все указанные доводы в отдельном документе - ходатайстве о приобщении дополнительных доказательств. Это существенно сэкономит время суду, да и вам может пригодиться в следующих инстанциях.

ОШИБКА №6. Выражать дополнительные доводы в устной форме.

Нередко у заявителя апелляционной жалобы спустя какое-то время появляются дополнительные доводы. Возможно, я кого-то сейчас удивлю, но выражение их в устной форме противоречит нормам процессуального законодательства, поскольку с вашими новыми аргументами не знакомы ни суд, ни оппонент. И лишили их этой возможности именно вы.

В суде общей юрисдикции вы вправе заявить дополнительную апелляционную жалобу, а в арбитражном суде - дополнение к жалобе. Они не должны повторять доводы основной жалобы, а лишь дополнять ее.

При этом следует иметь в виду, что в арбитражном суде за последний год всё чаще стали обращать внимание на срок подачи дополнений к апелляционной жалобе. Это происходит не всегда, но в моей практике были случаи, когда суд апелляционной инстанции отказывал заявителю в принятии дополнений. При этом он указывал, что к ним применяется общий срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, но он уже истек. В итоге суд рассматривал апелляцию в её первоначальном виде.

Надеемся, эта статья была для вас полезной.

Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.

На эту статью меня "вдохновила" подача кассационной жалобы в Верховный суд по одному из своих дел.

Как известно, при обжаловании в рамках АПК, для подачи жалобы в любую инстанцию, всё что необходимо сделать - это просто нажать галочку напротив обжалуемого судебного акта в кадарбитре. Слава техническому прогрессу и Высшему Арбитражному Суду (светлая память).

Я никогда не ценил эти простые вещи, пока не потерял их, при необходимости подать жалобу в рамках ГПК, где альтернативы кадарбитру до сих пор не изобретено, поскольку свет прогресса ещё не достиг таких глубин мрака.

Давайте взглянем пока на норму пункта 4 статьи 390.5 ГПК РФ:

"4. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу".

При этом обратите внимание на слово "соответствующим". Эти простые пятнадцать букв значат, что если направленных по результатам инстанций актов не сохранилось (у моего клиента, разумеется, не сохранилось), то придётся совершить незабываемую поездку в три суда, чтобы в каждом заверить соответствующий акт.

Немного облегчает задачу то, что как мне подсказали в одном из судов - заверить все акты можно в канцелярии первой инстанции, где хранится дело, что конечно приятно, но всё равно не отменяет обязанности плестись за 600 вёрст.

На месте меня ждали незабываемые часы дискуссии с сотрудниками Черёмушкинского районного суда которые не понимали, каким образом они могут заверить акт вышестоящего суда, если они там не работают. Преодолев и это, я задался вопросом: "А в чём вообще смысл мне ездить и собирать эти акты?"

Суд всегда затребует материалы дела, в которых хранится решение всех инстанций. Я не знаю дел, где суд без материалов в слепую что-то бы выносил. Зачем обязывать стороны совершать эти изнурительные путешествия?

Вот пункт 4 статьи 322 ГПК РФ намного более гуманен и совсем не обязывает прилагать к апелляционной жалобе обжалуемое решение. Здесь видимо законодатель считал очевидным, что такой акт имеется в материалах дела, с которым апелляция непременно ознакомится, поскольку истребует дело.

АПК же в этом смысле тоже грешен и содержит это бесмысленное требование в пунктах 4 статей 260 и 277 и к апелляционной и к кассационной жалобе. Однако это, как я писал выше, нивелируется технологическими решениями кадарбитра.

Но если уж быть последовательным, то практический смысл всех трёх указанных норм мне абсолютно не очевиден (возможно им поделится кто-то из присутствующих). В отсутствие же такового, эта норма становится очередным бессмысленным формальным препятствованием к обжалованию, коих у нас хватает.

Правовые аспекты электронной коммерции

Правовые аспекты электронной коммерции

Гражданское право: основные проблемы

Гражданское право: основные проблемы

Комментарии (13)

1. Как все точно описано. Когда я начинаю искать какие-то недостатки в кадарбитре я вспоминаю про сайты судов общей юрисдикции.
Это же надо так ненавидеть людей.

Ну а акты требуют предполагаю потому, что в этом аналоговом правосудии судов общей юрисдикции "судья судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации изучает кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.".

И вот здесь "Суд всегда затребует материалы дела, в которых хранится решение всех инстанций." я сомневаюсь, что дела сотнями тысяч катаются в ВС РФ, чтобы там решили истребовать его или просто пнуть. Для этого как раз акты и прикладываются. Прочитал кто-то в ВС РФ и решил что делать. Если из приложенных актов сразу понятно, что оснований ля истребования дела нет, то и откажут сразу.

2. Пользуясь случаем хочу поделиться своим недоумением на предмет наличия такой стадии как "доклад дела" или "оглашение искового заявления". На отдельный пост это наверное не тянет, но тем не менее.
Для кого/чего это делается? Истец и так знает, что у него в иске. Истец направляет копии лицам, участвующим в деле. Т.е. у тех есть возможность ознакомиться. Суд, назначая дело, как минимум читает иск.
Зачем его оглашать после стадии ходатайств? Жаль нельзя посчитать сколько судочасов тратится на эту стадию.
Зачем в вышестоящих инстанциях "докладывается дело" если все и так в курсе по какому вопросы здесь собрались?


Вариант: Судья назначил заседание 1-2-3 мес. назад и "подзабыл" о чем речь, а члены коллегии и не знакомились с материалами до заседания

Ну да, логично же потратить для этого не только свое время, но и всех присутствующих.
С трудом представляю себе ситуацию если я "подзабуду" дело и попрошу его "доложить".
"Не успел", "не знакомились" как-то недостаточно для того, чтобы была эта стадия.

ВС как раз-таки не истребует дело "по умолчанию", а первоначально рассматривает жалобу по приложенным документам.

Мне доводилось подавать жалобу в ВС и я ее чудом подала - по счастливой случайности у меня оказались заверенные судебные акты всех инстанций. Чуть не заплакала от радости, когда поняла, что все в наличии

И это странно, ведь все мы понимаем, что качественно рассмотреть дело без документов невозможно в 99% случаев.

Именно! Об этом я и говорю - процесс сбора заверенных актов всех нижестоящих инстанций крайне трудозатратное дело и при этом такие трудности абсолютно лишены какой-либо рациональной причины.

Аналогичное правило еще и в ч. 5 ст. 320 КАС РФ (5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу). Единственная цель всех этих правил - усложнить доступ в ВС РФ. Другой цели нет. Если бы хотели упростить гражданам подачу кассационных жалоб в ВС РФ, сделали бы это давно - для этого достаточно в карточке дела в ГАС Правосудие выкладывать подписанную ЭЦП версию судебного акта. Пускай даже для этого потребуется получить доступ к материалам по делу (есть такая функция в ГАС Правосудие). Правда сейчас, получив доступ к материалам дела, увидите только те документы, которые сами подавали в электронном виде в суд. Документы, поданные также в суд второй стороной, вы не увидите - вот такое чудо это ГАС Правосудие. И ведь не поймут же судьи и секретари, что подписать ЭЦП и выложить пускай и только для участников дела суд. акт - это проще, чем рассматривать ворох заявлений о направлении заверенных копий решений, тратя при этом время, бумагу, расходы на услуги почты. Ведь это же так очевидно. Но нет, лучше будут вставлять палки в колеса участникам процесса. А указание СНИЛС при подаче электронных документов в суд+ИНН+паспортные данные - зачем им все это? В Мой арбитр, например, таких сведений не требуется. А место рождения для чего указывать? А дату выдачи паспорта? PS Недавно промелькнула на Право.ру новость, что в доработку ГАС Правосудие загонят еще много млн. руб., но если посмотреть назад на 3-4 года, то будет видно, что как ни дорабатывали эту систему, остается все тот же баян! Накипело уже.
PPS. Несколько раз в этом году сталкивался с тем, что судьи ведут аудиопротокол, записывая речь на свои телефоны. И это, к сожалению, означает, что с аудиопротоколами через ГАС Правосудие мы еще не скоро сможем ознакомиться.

Помню на заре ГАС Правосудия, чтобы подать документы в дело надо было сначала получить доступ к делу. И помню как судья в панике звонила и говорила мол что за дела такие мы не успеваем отсканировать все дело, чтобы предоставить доступ. Т.е. она думала, что надо как-то грузануть все дело, чтобы я в электронном виде мог с ним ознакомиться. Успокоил ее конечно.

А некоторые суды просто игнорят. Направишь им, а дальше как у Аллы Борисовны "а в ответ тишина".


Дружище Дэмиен Амадео
"При этом обратите внимание на слово "соответствующим".
Поправьте, если "соответствующим" это НЕ суд первой инстанции

Неоднократно приходилось подавать кассационные жалобы в ВС РФ. Не вижу в этом каких-то особенных и "изнурительных" усилий. Просто если человек ответственно относится к материалам собственного дела, он сохранит все полученные копии судебных актов по делу, заверенные соответствующими судами. И кататься "за 600 верст" не придется.

Теперь о сути обсуждаемого требования прилагать заверенные копии судебных актов по делу. Как верно тут отмечали коллеги, действительно, судья ВС РФ в "предварительном фильтре" рассматривает жалобу, как правило, без материалов дела, потому необходимы ему подлинные тексты обжалуемых судебных актов. Простым копиям, вероятно, государство не доверится, потому как людям в нашей стране власть не доверяет, что бы ни говорили.

Надо быть справедливым - автор органично и красиво, даже, я бы сказал, художественно описал ситуацию, но смущает в ней как раз не то, что описано, а другое - это отклонение России от общемирового стандарта построения судебных инстанций. Очевидно, что он подразумевает существование трех инстанций - первой, апелляции и кассации, при этом не требует, чтобы кассация была двухуровневой. Так вот, двухуровневая кассация в России (речь пока о ГПК) - это перестраховка от судебных ошибок, инертно сохраненная для того, чтобы вновь созданная прослойка кассационных судов не "наломала дров". И только перестраховка. Не верю в то, что ВС РФ задумывал сохранять вторую кассацию во имя защиты частных интересов простых людей. Надеюсь, что в будущем, если властный режим окончательно не убьет право в России, мы откажемся от второго уровня кассации, потому что это рудимент. Трех инстанций вполне достаточно, чтобы вынести нормальное, законное и обоснованное решение. Отказ от "второй кассации" заставит судей всех инстанций более ответственно подходить к разрешению дел, потому как беговая дистанция сократится. Не против надзора, пусть он останется, для обеспечения "единообразности судебной практики", хотя на сей счет у меня отдельный взгляд.

Закон предоставляет возможность подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по гражданскому делу, если оно еще не вступило в силу.
От того, насколько грамотно составлена жалоба, насколько аргументированы и убедительны ее доводы, зависит решение суда апелляционной инстанции, соответственно, и шансы изменить или отменить решение суда первой инстанции.

судебные инстанции

В случае апелляционного обжалования решение суда первой инстанции не вступает в силу, пока апелляционная инстанция не рассмотрит жалобу по существу (если, конечно, суд не вернет ее по формальным причинам, т.е. из-за не соблюдения всех "если", оговоренных законом).
В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" с 1 января 2012 года в судах общей юрисдикции введена процедура апелляционного рассмотрения гражданских дел.
Доступ в апелляцию открыт для сторон гражданского спора в течении 1 месяца.

Право на апелляционное обжалование имеет любое лицо, участвующее в деле, в том числе в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица. Апелляционная жалоба может быть подана на все решение полностью, либо на какую то его часть.

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы

1. Жалоба подается через суд, принявший решение. Апелляционная жалоба, поступившая непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежит направлению в суд, вынесший решение.
2. Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.

Срок апелляционного обжалования начинает течь со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда, и истекает в соответствующий день следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено судом 5 мая, срок апелляционного обжалования начнет течь 6 мая, истечет 6 июня в 24-00 часа. Подача апелляционной жалобы заключается в ее направлении по почте или передаче в канцелярию суда лично.

При пропуске срока на апелляционное обжалование по уважительным причинам заявитель вправе просить суд восстановить срок на подачу апелляционной жалобы. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы может быть составлено в виде отдельного документа или изложено в самой жалобе. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены такие обстоятельства, как несоблюдение судом установленного ст. 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного ст. 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок. С полным текстом Пленума ВС можно ознакомиться здесь.

Как избежать судебных уловок отклонения апелляционных жалоб?
Во-первых , чтобы подать апелляционную жалобу надо оплатить госпошлину, которая составит половину государственной пошлины при подаче иска неимущественного характера. В перечне прилагаемых документов к апелляционной жалобе и описи указать: " квитанция об уплате государственной пошлины ".
Во-вторых , подать в срок. В половине случаев судьи возвращают апелляционную жалобу определением по причине пропуска срока подачи и отсутствия заявления о восстановлении срока подачи апелляции.
В-третьих , выполнить требования Гражданско-процессуального кодекса по оформлению и содержанию апелляционной жалобы. Если апелляционная жалоба при подаче не соответствует по содержанию предъявляемым требованиям, суд оставляет ее без движения. В определении суда указываются недостатки жалобы, устанавливается срок для их исправления. При несогласии с доводами определения его можно обжаловать подачей частной жалобы в апелляционную инстанцию.
В-четвертых , приложить все необходимые для суда документы, указав их наименования и количество листов в приложении к жалобе.

Требования к содержанию апелляционных жалоб
1. В соответствии со ст.322 ГПК РФ апелляционная жалоба должна содержать:
1) наименование суда, в который подается жалоба;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
3) указание на решение суда, которое обжалуется;
4) требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.
2. В апелляционных жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.
4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
5. Апелляционные жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

О главном в апелляции
Апелляционная жалоба - это юридический процессуальный документ, который должен соответствовать требованиям закона. Профессиональная подготовка апелляционной жалобы - это половина успеха. Вторая половина - профессиональное изложение доводов жалобы в судебном разбирательстве.
Представляя апелляционную жалобу, заявитель обязан действовать в рамках предмета рассмотрения дела по первой инстанции. И здесь есть свои юридические нюансы, которые знают только опытные адвокаты. Поэтому лучше, когда в суде первой инстанции вас представляет такой адвокат, ведь апелляционная инстанция в гражданском деле - это по сути повторное рассмотрение всего дела, но по гражданскому процессуальному законодательству апелляционное рассмотрение дела осуществляется по тем доказательствам, которые уже есть в суде.
Например, если Вы опрашивали в суде свидетеля, то необходимо внимательно изучить протокол судебного заседания, чтобы показания Вашего свидетеля были правильно отражены, без выхолащивания нужного Вам смысла. Не заявив замечания на протокол, вы лишаетесь возможности дополнительных обоснований при обжаловании решения суда, и не сможете повторно опросить свидетеля в апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции. Апелляционным судом могут быть приняты и новые доказательства, но только в том случае, когда заявитель обоснует невозможность предъявления их в первую инстанцию по уважительным причинам, которые от заявителя не зависели.

Адвокаты нашей коллегии предоставляют разнообразные юридические услуги, относящиеся к рассмотрению гражданского дела в апелляционной инстанции; помогут Вам грамотно составить апелляционную жалобу и отстоять ваши права в судах высших инстанций. Кроме апелляционных, кассационных жалоб мы также составляем отзывы на них.

Какие решения принимает суд по апелляционной жалобе?
После принятия апелляционной жалобы суд первой инстанции направляет копии апелляционной жалобы и приложенных документов лицам, участвующим в деле. Суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить письменные возражения на апелляционную жалобу, устанавливает срок представления возражений. По истечении срока на апелляционное обжалование гражданское дело с апелляционной жалобой направляется в суд апелляционной инстанции.
В соответствии со ст.328 ГПК по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.


Как уточнить позицию в ходе рассмотрения дела в суде

Компания хочет подать в апелляцию или кассацию дополнительное обоснование позиции, которое поможет отменить решение суда. Как приобщать дополнения, непонятно, ведь АПК не устанавливает специальных правил для этого. В такой ситуации необходимо ориентироваться на мнение судов. В статье — три правила из практики, придерживайтесь их, чтобы суд принял дополнительные доводы.

Подавайте дополнения вовремя

Иногда после подачи жалобы в суд апелляционной или кассационной инстанции возникает необходимость представить дополнительные доводы в пользу отмены или изменения обжалуемого решения. Это актуально в ситуациях подачи коротких жалоб без обоснования, например, когда еще отсутствует мотивировочная часть либо когда заявитель не получал судебных извещений и не знаком с материалами дела.

Чтобы принять дополнения к жалобе, суд выяснит срок, когда компания их представила. АПК не устанавливает конкретный промежуток времени, в который нужно подать дополнения. Суды придерживаются правил, которые установлены для подачи апелляционных и кассационных жалоб.

Апелляционную жалобу подают в течение месяца после того, как арбитражный суд первой инстанции принял обжалуемое решение. Время, чтобы подать кассационную жалобу, — два месяца. Этот срок начинает течь со дня, когда обжалуемый судебный акт вступил в силу.

Компания могла пропустить сроки на подачу дополнений. В таком случае следует подготовиться к тому, чтобы обосновать причины, по которым представление дополнительных доводов в срок оказалось невозможным.

Заявителю, который пропустил срок без уважительной причины, суд может отказать в том, чтобы принять дополнения к жалобе. Пример: таможня подала ходатайство в суд кассационной инстанции о приобщении дополнений. Суд отказал, ведь заявитель пропустил срок: нижестоящая инстанция вынесла решение 17 января, а ходатайство таможня заявила лишь в апреле.

Суд также отметил, что госорган фактически заявил дополнительную жалобу с новыми доводами, пропустил момент ее подачи, но не обосновал уважительными причинами пропуск данного срока.

Дополнительным основанием для отказа будет тот факт, что заявитель представил дополнения непосредственно перед заседанием. Например, в одном деле общество хотело оспорить решение суда и подало дополнительные материалы к жалобе. Суд все равно отказал компании.

Во-первых, общество подало новые доказательства и привело аргументы, которых раньше не было, а так делать нельзя. Во-вторых, компания подала ходатайство приобщить к делу дополнения за 15 минут до заседания, поэтому суд не принял новые доводы.

Суды не всегда отказываются принимать дополнения, которые заявители подают за пределами периодов на обжалование. Например, суды склонны принимать дополнения, если у них возникают сомнения в позиции, в таком случае заседание откладывается или объявляется перерыв. Время между заседаниями судьям необходимо для того, что отдельно изучить новые представленные аргументы.

Апелляционные и кассационные суды редко разъясняют причины, по которым удовлетворяют ходатайства о приобщении дополнений. Из-за этого в судебной практике все же преобладают выводы о том, что недопустимо приобщать дополнения, которые заявитель представил позже установленных промежутков времени.

Встречаются и противоположные позиции, когда судьи принимали дополнительные доводы за пределами сроков, но при этом не мотивировали свои решения. Например, ВАС принял дополнительные доводы стороны, но даже не высказался по поводу того, что заявитель подал их с опозданием. Это говорит о том, что законно подавать дополнения, даже если заявитель упустил сроки.

Направляйте дополнения другой стороне спора

Рискованно не направлять дополнительные доводы оппонентам в споре, поскольку суды считают, что в таком случае компания нарушает процессуальный порядок, и отказываются принимать дополнения. Пример: компания обратилась в суд, чтобы взыскать с ответчика упущенную выгоду, и проиграла. При повторном рассмотрении дела она подала в суд дополнения к жалобе, но он их не принял. Причина отказа — компания не направила их ответчику, тем самым нарушила принципы состязательности арбитражного процесса.

Когда станете направлять дополнительные доводы второй стороне, сохраните доказательства, что вы это сделали. Например, если отправляете материалы в бумажном виде по почте, то не выбрасывайте квитанции об отправке. У второй стороны попросите, чтобы она отправила подтверждение о получении письма. Суд может не принять дополнения к жалобе, если компания не докажет, что направляла их другим участникам спора.

Иногда суд может принять дополнительные доводы к жалобе, даже если заявитель не направлял их второй стороне. Тогда судьи предоставят всем участникам дела время, чтобы ознакомиться с дополнениями и подготовить возражения на новые аргументы. Для этого суд по ходатайству стороны объявит перерыв или отложит рассмотрение жалобы на время.

Учитывайте характер доводов в дополнениях

Суды смотрят на характер новых доводов в жалобах, когда рассматривают заявленные дополнения к ним. Чтобы суд принял дополнения, аргументы в жалобах должны быть основаны на тех доказательствах, которые уже есть в материалах дела. Это связано с тем, что другая сторона ограничена в представлении новых доказательств на стадии апелляционного обжалования, а на стадии кассационного рассмотрения это вовсе недопустимо.

Дополнительные доводы компании, которые не основываются на материалах дела, суды не рассмотрят. В дополнениях к жалобе не предъявляйте новые требования, ведь апелляция или кассация их не оценивает.

Суд поддержит компанию, даже если она подаст позже срока правильные дополнения, которые основаны на имеющихся доказательствах. Пример: в одном деле общество представило дополнительные доводы к жалобе. Другая сторона просила не принимать во внимание дополнения, поскольку их представили с опозданием.

Судьи отклонили ходатайство и отметили: на стадии кассационного обжалования стороны вправе привести правовые обоснования доводов, которые основываются на материалах дела, не содержат новых требований и доказательств.

Читайте также: