Конституция республики беларусь как правовая основа идеологии белорусского государства

Обновлено: 28.06.2024

В формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства. Это дает основание определить Конституцию как основной закон государства. Данное название использовалось в предыдущих Конституциях нашей республики. В Конституции, принятой 15 марта 1994 г., и действующей в настоящий момент, определение Конституции как Основного закона содержится лишь в ее Преамбуле. Все современные конституции закрепляют два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Любая конституция обладает совокупностью юридических, политических и идеологических свойств.

Юридические свойстваконституции включают в себя:

1. Верховенство по отношению к другим нормативным актам. Данный принцип предполагает, что конституционные нормы обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всего национального права. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, по сравнению с Конституцией: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Политические свойстваконституции заключаются в том, что она фиксирует:

- предмет согласия различных социальных сил;

- результаты политической борьбы;

- состояние общественных отношений;

- программу развития государства и общества, являющуюся ориентиром для дальнейших действий государственных институтов.

Идеологические свойстваконституции выражаются в том, что она содержит:

- определенный тип мировоззрения;

- социально-политическую доктрину, характерную для общества и государства в данный период.

Понятие и характерные черты конституционного строя

В Республике Беларусь

Строй – это система построения чего-либо. Конституционный строй представляет собой способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах:

формальном – структура государственных и негосударственных институтов, их компетенция и принципы взаимодействия, а также положения Конституции, определяющие это устройство;

содержательном – реальное функционирование государства и общества.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан.

Республика – форма правления, способ организации власти

В Беларуси

Конституция определяет форму правления нашего государства – республика– такая форма государственного устройства, при которой источником власти является народ; высшие институты власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма территориально-государственного устройства определяется как унитарная – единое, централизованное государство, административные единицы которого не обладают политической самостоятельностью.

В ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, создаются равные условия для развития всех форм собственности, предоставляются и гарантируются права и свободы гражданам.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает обязательный учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Правовое государство. Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. Правовое государство– это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.Право – это система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.

Признаки правового государства:

1. Суверенитет народа, т. е. народ является единственным источником государственной власти.

2. Верховенство закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества.

3. Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе закона.

4. Принцип разделения властей: государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.

5. Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости.

В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.

Свобода совести в Беларуси закрепляется рядом статей Конституции (ст. 4, 5, 12, 16, 31).

Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2). Суверенитет государства – это то важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой другой государственной власти, кроме той, которая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т. е. не должно быть двоевластия. Верховенство государственной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок. Независимость государственной власти означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

С принципом государственного суверенитета непосредственно связан принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее: 1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избрания главы государства; 2) путем проведения референдумов; 3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения; 4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и другими способами. Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т. д.

Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного.

Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах.

Конституция–основной закон государства, закрепляющий организацию политической власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом, гражданами. Кон-я–совокупность актов, обладающих высшей юридической силой.Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Основные свойства конституции Республики Беларусь:

1. Юридические свойства – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с обществом и гражданином.

2. Политические свойства - воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

3. Идеологические свойства – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируются политические и социальные компромиссы политической борьбы между различными силами общества. Она содержит ориентиры развития государства и общества, нормы и цели определяющие направление движения всех участников политического процесса. Конституции является идеологическим документом. В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Любая Конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества. Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В Конституции подчеркивается, что идеология политических партий, религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан. В Конституции формируются фундаментальные ценности, являющиеся достижениями человеческой мысли – правовое демократическое социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, особую заботу о ветеранах войны и труда и прочее.

26. Определение идеологии ее основные свойства.

Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без идеологии. Идеология (idea – идея) ввел и развил француз Д.Траси. В его понимании идеология – есть теория идей, их происхождение, взаимодействие и переход от одной к другой.Идеология за историю своего развития вызывала неоднозначное к себе отношение. Резкой критике подвергли Маркс и Энгельс современную идеологию за ее уход от реальной жизни и за ее бессилие в политической жизни. Ленин придал идеологии позитивный смысл, марксизм он назвал идеологией трудящихся масс и требовал применить ее на практике. Идеология использует данные и выводы науки. Однако может использовать их по своему усмотрению, преследуя свои собственные цели. Значительный вклад в развитие идеологии внес Манхейм. Он пытается создать концепцию отражения действительности, воспринимает марксово положение о зависимости сознания и бытия. Вместе с тем он считал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их интересами, т.е. следует вывод – любая идеология представляет собой взгляды класса заинтересованного в сохранении своего статуса, т.е. она защищает существующий порядок. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят взгляды обездоленных слоев. Идеология - как форма выражения интересов противостоящих социальных групп. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а так же содержатся цели и программы социальной деятельности, направленные на изменение или закрепление данных общественных интересов. Представление об идеологии возникло еще в древние времена. В дальнейшем оно сложилось в форму систематизированных, логически связанных идей и представлений, образцы - либерализм, консерватизм. С момента появления идеологии существуют различные представления о ее роли, однако несомненно, что идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом. С ее помощью вырабатываются цели, направляется социальная энергия людей.Функции идеологии: мобилизирующая, целеполагающая, интегрирующая. Следовательно, идеология является таким социальным инструментом, без которого не может функционировать нормальное государство.

Как форма сознания идеология сложна. Она, по сути, не обладает собственной системой понятий. Она использует понятия всех наук.

Любая идеология представляет собой совокупность философских, экономических, правовых и др. идей, носителями которых являются социальные группы, общности, отдельные индивиды. Внешними формами выражения идеологии выступают социально-политические доктрины, учения и концепции. Особенности идеологии как формы сознания – тесная связь ее содержания с интересами определенных групп и общностей, поэтому выделяют виды: 1)рабовладельческая; 2)буржуазная; 3)пролетарская. И с другой стороны: 1)государственная; 2)партийная; 3)политическая

Каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества, на самом деле, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе социальных идей и ценностей.

Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - основа государственной идеологии, главный закон государства, который закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношение с обществом и индивидуумами.

Основные свойства конституции Республики Беларусь:

1. Юридические свойства – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с обществом и гражданином.

2. Политические свойства - воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

3. Идеологические свойства – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Конституционные основы общественно-политического строя Беларуси

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года. 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года была изменена редакция отдельных статей Конституции по вопросам, на которые было указано выше. В своих основных положениях этот документ остался неизменным. Конституция содержит разделы, в которых излагаются основы конституционного строя, функционирования различных ветвей власти, контрольных органов, финансово-кредитной системы, а также порядок изменения Конституции. Основной закон Республики Беларусь содержит ценности и принципы, образующие основу общественно-политической жизни в белорусском государстве. Основными ценностями конституционного строя Республики Беларусь являются:

· национально-государственные ценности независимости, единства территории, государственных символов, ценность национально-культурного наследия, природного богатства Беларуси, ценность самого конституционного строя и др.;

· гуманистические ценности человека и личности в отношении общества и государства, прав и свобод человека, ценность семьи и др.

Основными принципами конституционного строя Республики Беларусь являются:

o во внешнеполитической сфере – суверенитет, нерушимость границ, приоритет принципов международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, мирное урегулирование конфликтов, защита и покровительство граждан Беларуси и др.

o во внутренней, социально-политической сфере – демократия, взаимная ответственность государства и гражданина, верховенство права, разделение властей, многообразие форм собственности и др.

Право и права человека. Основные направления развития правовой системы Беларуси

В праве как цивилизационном феномене следует различать (в иерархическом порядке):

1) естественное право – моральное право человека, происходящее из его природы и требующее признание его достоинства;

2) позитивное право – формы социально-политического бытия права – объективное право (юридический институт запретов, позитивных обязываний и дозволений) и субъективное право (т.е. юридические права отдельного человека).

Естественное право образуют неотчуждаемые необходимые черты и возможности каждого человека в силу того, что он родился таковым и является личностью. Естественное право нужно понимать как присущие человеку возможности созидания своего личностного достоинства в условиях общественной жизни, что наделяет его соответствующей мерой свободы и обязанностями. Естественное право человека – это его моральное право, и оно является основанием для юридического демократического права. Если юридическое право с необходимостью зафиксировано в нормативных актах, то в отношении естественного права такой безусловной необходимости нет, поскольку оно – прежде всего, неписаный и непреложный закон, непосредственно следующий из природы человеческого существа, т.е. моральный закон. Традиционно к основным правам человека принадлежат право на жизнь, свободу, стремление к счастью, безопасность личности, защиту собственности и др.

Естественное право может быть обосновано по-разному. Хотя в вопросах обоснования права не может быть единства, возможно согласие по поводу практических принципов жизни людей, что подтверждает деятельность ООН и соответствующий документ – Всеобщая декларация прав человека – принятый в 1948 году. В узкополитическом смысле, поэтому, решающим является консенсус относительно естественных прав человека.

Правовая система Беларуси относится к семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Беларуси, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли и институты.

Таким образом, в своем социально-политическом воплощении право выступает как система законов, которая имеет следующий иерархический порядок:

· международные договоры РБ;

· законы, декреты и указы;

· акты министерств и государственных комитетов;

· решения местных органов власти.

Основными направлениями развития правовой системы Беларуси являются:

1) Признание центрального положения права как регулятора в обществе с точки зрения его общезначимости; речь ни в коем случае не идет о том, чтобы юридически регламентировать все социальные отношения (например, межличностные), а о том, чтобы соблюдать принцип верховенства права, когда перед законом все равны.

2) Дальнейшая выработка и концентрация в правовой системе оптимальных юридических средств и механизмов. Законы трудно не только хорошо сформулировать, но и правильно применить. Право должно чутко реагировать на изменения в общественной жизни. Так, например, если в обществе появились негосударственные средства массовой информации, то должен существовать закон, регламентирующий их статус, деятельность и т.п. В праве должны быть закреплены наиболее приемлемые для регуляции отношений механизмы и процедуры. Кроме того, в интерпретации и применении законов большую роль играют сложившиеся традиции и обычаи. Когда юридически ответственные лица принимают решения, они должны руководствоваться только законом, но для этого сам закон должен быть совершенным.

3) Признание приоритета прав человека, означающее, что основой права является естественное, т.е. моральное право.

4) Правовая конвергенция (схождение различных правовых систем), которая необходима в условиях возрастания значимости международного права. Для оптимизации взаимодействия с субъектами международного сообщества правовая система Беларуси должна развиваться в одном направлении с другими правовыми системами.

ФИО Дата Итого

ФИО Дата Итого

[1] См.: Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах, т.2. – М.1974. – С.465,524.

[2] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. – С.25.

[3] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. – М., 1979. – Т.3. – С.547–548.

По определению, идеология- это система идей, взглядов (политических, нравственных, философских , религиозных, эстетических), выраженная в различных формах общественного сознания, оценивающая отношения людей к действительности.Идеология активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему, выражает интересы и формирует цели определенных классов и в целом государства. Она оказывает активное влияние на все стороны жизни и все слои общества.

Работа содержит 1 файл

Конституция РБ.docx

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства

Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства

Выполнила: студентка гр.105419

По определению, идеология- это система идей, взглядов (политических, нравственных, философских , религиозных, эстетических), выраженная в различных формах общественного сознания, оценивающая отношения людей к действительности. Идеология активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему, выражает интересы и формирует цели определенных классов и в целом государства. Она оказывает активное влияние на все стороны жизни и все слои общества.

Понятие Конституции.

Конституция является ядром правовой системы государства, остальные акты проистекают из Конституции.

В ней невозможно полностью раскрыть содержание того или иного права. В соответствии с этим, в развитие конституционных норм принимаются законы, указы, постановления, другие акты.

Важнейшие свойства Конституции.

Юридические свойства.

Конституция-основа законодательства государства, закрепляющая организация государственной власти и определяющая ее взаимоотношения с обществом и гражданином.

В конституции определяется иерархия юридических актов, т.е. их соподчиненность. Она обладает верховенством и по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

По юридической силе (степени важности) юридические акты можно расположить в следующей последовательности:

2. Конституционные законы (например, закон о толковании конституции)

3. Международные договоры Республики Беларусь

4. Законы, декреты и указы (соотношение между ними зависит от конституционных полномочий президента и парламента).

5. Постановления правительства

6. Акты министерств и государственных комитетов

7. Решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

Политические свойства.

Конституция воплощает а себе политический компромисс между интересами различный партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, ценностей, необходимых для развития общества и государства в определенном направлении.

Идеологические свойства

Конституция - юридическая основа государственной идеологии, мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определенном направлении.

Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов. [3, Cт.51]

Способы принятия Конституции

В мировой практике известны следующие способы принятия конституции:

• Народом – путем референдума. Таким образом были приняты в последующие годы конституции в России, Эстонии, Румынии, Казахстане и в других странах.

Из всех способов принятия конституции, самым демократичным является референдум.

Именно поэтому, в Конституции этой теме отведена целая глава 2.

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции могут быть изменены только путем референдума.

Основной закон 1994года. Структура Конституции Республики Беларусь.

Действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., — это пятая в истории развития страны Конституция Беларуси, а по существу -- первая Конституция нового, суверенного государства. По своей приверженности общечеловеческим ценностям, концептуальным основам, закрепляемым правовым институтам она соответствует современным стандартам демократических конституций и вписывается в общие тенденции конституционного развития большинства демократических государств.

Принятие новой редакции Конституции в 1996 г. также подвело своеобразный “правовой итог” политическому кризису того времени, что свидетельствует об осознании места и роли Конституции в политической и правовой жизни общества, о потенциале Конституции в качестве реально действующего юридического документа, и, что еще важнее, о признании этого потенциала и этих возможностей.

Конституция Республики Беларусь имеет преамбулу, основную часть, заключительные и переходные положения. В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. Основная часть состоит из восьми разделов.

В первом раскрываются основы конституционного строя.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В третьем разделе фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Четвертый раздел посвящен статусу государственных органов, изложенные с учетом принципа разделения властей.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – прокуратуры и комитета государственного контроля.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

В VIII разделе решаются вопросы действия конституции и порядка ее изменения.

В ІХ разделе Конституции помещаются заключительные и переходные положения.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд. Вынесенные им заключения является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежат.

В новой Конституции нашли отражение не только политические и социально-экономические перемены, но и предусмотрена программа совершенствования демократии, гарантии прав и свобод.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Правовое государство. Сущность и признаки

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.

По своей сущности Республика Беларусь - правовое государство. в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).

В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимости суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

Каковы отличительные признаки правового государства?

1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.

Статья 7 гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке, противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его нарушать.

Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека в соответствии с международными конвенциями .Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

Многонациональный народ Республики Беларусь, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность Беларуси и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание своей Родины, сознавая себя частью мирового сообщества, принял Конституцию Республики Беларусь.

Именно этот Основной Закон государства регулирует все стороны его жизнедеятельности, определяет политические, экономические, социальные и другие основы государственности. И от того, насколько мы знаем этот Основной Закон государства, насколько следуем ему в своей повседневной деятельности, зависит наше будущее, будущее нашей страны, будущее наших потомков. Быть гражданином своей страны — значит любить свою страну, а чтобы ее любить - надо ее знать. Это обязательный элемент в жизни каждого человека, когда освоение политико-правовых отношений человека с государством вызывает гражданскую зрелость, ответственность и потребность в деятельности во благо страны, во благо своего народа.

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название - Основной Закон.

Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:

  • провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должны стремиться общество и государство.

Конституция отличается от других правовых актов.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания или референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 году), а также Конституции Италии (1947 год), Индии (1948 год), Болгарии и Румынии (1991 год); а вторым (референдумом) - во Франции (1958 год), Испании (1978 год), Российской Федерации (1993 год), Армении (1995 год).

Во многих странах конституция принимается парламентом (Украина - 1996 год, Молдова - 1994 год, Узбекистан - 1992 год, Грузия, Польша, Нидерланды, Вьетнам, Мозамбик и др.).

В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме.

Конституция - Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные конституции) либо особый (писаные конституции) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, государством и обществом - с другой.

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

  • Юридическая - Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.
  • Политическая - Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.
  • Экономическая - Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).
  • Социальная - Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств - юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В силу того что Конституция Республики Беларусь прежде всего юридический документ, рассмотрим сначала юридические свойства.

Юридические свойства Конституции:

  • Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
  • Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз.
  • Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.
  • Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.
  • Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.
  • Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений.
  • Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Политические свойства Конституции:

  • Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, ее взаимоотношения с различными силами общества - партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.
  • Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством ее норм создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее.
  • Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Идеологические свойства Конституции.

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.

Конституция - это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Но эти идеологические свойства, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялись в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития.

Вместе с тем Конституция Республики Беларусь, как и конституции стран зрелой демократии, содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в Конституции формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.

Характеристика основ конституционного строя

Под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

Подчинение государства праву (причем не формально провозглашенному, а реально воплощенному).

Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.).

Разделение властей, наличие противовесов как важнейшее сдерживающее начало против отхода власти к авторитаризму и тирании.

Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшее условие проявления свободы и автономии личности.

Политический плюрализм, то есть многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских.

Наличие гражданского общества, то есть системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов. То есть институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, в содержательном аспекте конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты. Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны.

Основы конституционного строя - это наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

В силу этого положения первого раздела Конституции Республики Беларусь обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление и состоят в следующем:

1. Человек, его права и свободы как высшая ценность

Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.

В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Следует обратить внимание на то, что свой образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую приобрести ему профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство обязано лишь создать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе воспользоваться (но не обязательно) конкретный человек. Если он по объективным причинам (возраст, пол, индивидуальность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ должно будет стремиться сгладить эти проблемы.

Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция Республики Беларусь позволяет (статья 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями демократического государства.

2. Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь - демократическое государство.

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечиваются:

  • народовластие;
  • политический плюрализм (многообразие политических институтов, мнений и др.);
  • принцип разделения властей; местное самоуправление.

Статья 4 Конституции Республики Беларусь определяет, что идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. В этой связи абсолютно несостоятельными представляются попытки определенных политических партий навязывать свои политические идеи и взгляды гражданам страны.

Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах (статья 5).

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, религиозной, национальной вражды.

3. Правовое государство

Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой - устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. При этом добавим, что в правовом государстве обеспечиваются свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми.

В юридической литературе называют различные признаки правового государства, но неизменно среди них присутствуют:

а) признание прав и свобод человека;

б) верховенство (господство) права;

в) разделение властей.

В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются как высшая ценность. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (статьи 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Конституция Республики Беларусь соответствует требованиям обеспечения прав и свобод человека, отраженным в таких международных документах, как международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, а также региональный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства. Права и свободы человека являются ограничителями и противовесами государственной власти.

Но приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.

Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами. Связанность государства правом означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства с учетом их иерархии.

Отличительным признаком правового государства является разделение властей. В статье 6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

4. Социальное государство

В литературе отмечаются следующие признаки социального государства:

1. Оно ответственно за существование общества.

2. В нем индивид несет ответственность перед иными лицами и перед обществом в целом.

3. Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть 2 статьи 21).

Достойное развитие личности возможно, безусловно, тогда, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для этого должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, социальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей среды и т.д.

Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Читайте также: