Гельманов а г гонтарь с а как установить участие лица в правонарушении

Обновлено: 28.06.2024

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М.,2001.

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.- М., 2001.

Гельманов А.Г., Гонтарь С.А. Как установить участие лица в правонарушении? – М.,1999.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1999.

3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001.

4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2002.

Введение.

Борьба с любыми отклонениями от требований общечеловеческой морали, законов – основополагающая задача правоохранительных органов, общественных организаций и граждан.

Успех воспитательно-профилактической работы в значительной степени обуславливается изучением практическими работниками органов внутренних дел индивидуальных особенностей личности, возможностью прогнозирования его будущего поведения, структурой, мотивацией антиобщественных групп, распределением в них ролей, а также возможного психологического воздействия на них.

Нужно ли анализировать преступное поведение? Безусловно, являясь предпосылкой профилактической деятельности, прогнозирование придает профилактической работе активно-поисковый характер, и предполагает комплексное, системное изучение преступного поведения в целях наиболее эффективного исправления и перевоспитания.

Рассмотрению особенностей личности преступника и правонарушителя, причин криминализации личности и посвящается данная лекция.

Вопрос 1. Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Кардинальным вопросом для юридической психологии является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя /преступника/ и законопослушного человека. Сравнительное психологическое и социологическое исследование личности преступников и законопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об особенностях личности преступника.

Личность преступника и преступная личность – это далеко не одно и тоже. В соответствии с теорией преступной личности Чезаре Ломброво причиной преступности являются врожденные анатомо-физиологические аномалии и психические аномалии правонарушителя. Однако понятие преступной личности, якобы изначально предрасположенной к преступному поведению, отрицается. Безусловно, существуют качества, способствующие формированию преступного поведения, но они – лишь часть причин криминализации личности.

Когда мы говорим о личности преступника, то имеем в виду, что речь идет о личности человека, нарушившего уголовно-правовой запрет или предписание. Преступник от правопослушного гражданина отличается тем, что реализует определенное нравственно-психологические качества в уголовно-наказуемом поступке. Не существует таких личностных свойств, которые присущи только преступникам. Известно, что множество глубоко эгоистичных людей никогда не совершают преступления, а, с другой стороны, бывает, что альтруисты оказываются на скамье подсудимых.

Однако нельзя отвергнуть и ту точку зрения, что имеются и существенные различия между психологией преступника и психологией других членов общества, не совершающих преступления.

В обществе эти различия неизбежно выливаются в противоречия между элементами эгоцентрической психологией, неуважением социальных требований и норм, свойственных отдельным членам общества и сознательным отношением к своим правам и обязанностям и другим чертам, характерным для законопослушной личности.

В личности сливается биологическая и социальная сущность человека как биосоциального существа. Поэтому для характеристики личности правонарушителя необходимо учитывать и биологически обусловленные личностные качества: темперамент, задатки, органические патологии и прочее. В структуре личности они принимают участие в детерминации поступков, вполне осознанных и социальных. Тип нервной системы, болезненные отклонения в психике не могут не оказывать влияние на формирование характера, а, следовательно, на поступки. А в отдельных ситуациях, когда регулирующая роль сознания ослаблена доминирующими мотивами становятся состояние и свойство личности, которые относятся к разряду структурно или генетически низших.

К дефектам психологического и интеллектуального развития также относятся:

- различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах /в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний/;

- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции /чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др./;

- явления физического инфантилизма /вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д./либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

Определенного внимания заслуживает проблема криминогенной роли психических аномалий, так как зависимость противоправного поведения от этого нельзя не признать, ибо сравнительно высок процент дебилов и психопатов среди правонарушителей.

Благоприятствуют совершению преступления и формированию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигофрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.

В подсознании хранится масса неиспользуемой информации, забытых впечатлений и переживаний. Время от времени они включаются в процесс мотивации поступков, в том числе и преступных. Сознание же не знает, когда от него уходят и когда возвращаются вытесненные представления, влечения и мысли. Этот момент следует учитывать следователям, которые стремятся выявить мотивы преступлений в ходе допроса обвиняемых. Это еще раз подчеркивает необходимость изучение прошлого лица, его биографии, а также использования помощи психологов и психиатров.

Подводя итого изложенного можно утверждать, что в обобщенном смысле личность преступника – это совокупность типичных социально-демографических и психологических черт, присущих людям, совершившим преступления.

Основным компонентом структуры личности является направленность. Направленность возникает на основе потребностей, которые являются с точки зрения отечественной психологии источником активности личности. Человеческие потребности находятся на разных ценностных уровнях – от мировоззренческих до физиологических. Если поведение определяется в первую очередь потребительскими мотивами, то появляется опасность возникновения и закрепления индивидуалистической направленности, лежащей в основе большинства преступлений. Стремление к удовлетворению примитивных потребностей, в свою очередь, в какой-то мере обусловлено природными задатками, т.е. формирование направленности происходит на природной основе.

Направленность личности многих преступников характеризуется преобладанием в ней взглядов, идей, интересов и наклонностей, противоречащих морали общества и господствующему правосознанию. Такую направленность называют обычно антиобщественной.

Однако нельзя умолять роли в направленности многих правонарушителей и неосознанных побуждений, к которым относятся установки и влечения, т.е. в первом случае ранее сформировавшийся , но неосознаваемой личностью готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, и во втором – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность.

Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

- ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

- большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

Знание потребностей и ценностных ориентаций той или иной личности дает ключ к пониманию устойчивых мотивов преступного поведения, ибо потребности в определенной степени характеризуют и социальную позицию личности, ее убеждения и стремления. Извращенные потребности формируются в личные недостатки и пороки и являются причиной создания предпосылок (формируют побуждения) к совершению преступления.

Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям приводит к формированию установки на их нарушение.

Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М.,2001.

3. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.- М., 2001.

Гельманов А.Г., Гонтарь С.А. Как установить участие лица в правонарушении? – М.,1999.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1999.

3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001.

4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2002.

Введение.

Борьба с любыми отклонениями от требований общечеловеческой морали, законов – основополагающая задача правоохранительных органов, общественных организаций и граждан.

Успех воспитательно-профилактической работы в значительной степени обуславливается изучением практическими работниками органов внутренних дел индивидуальных особенностей личности, возможностью прогнозирования его будущего поведения, структурой, мотивацией антиобщественных групп, распределением в них ролей, а также возможного психологического воздействия на них.

Нужно ли анализировать преступное поведение? Безусловно, являясь предпосылкой профилактической деятельности, прогнозирование придает профилактической работе активно-поисковый характер, и предполагает комплексное, системное изучение преступного поведения в целях наиболее эффективного исправления и перевоспитания.

Рассмотрению особенностей личности преступника и правонарушителя, причин криминализации личности и посвящается данная лекция.

Вопрос 1. Понятие личности преступника и ее психологические особенности

Кардинальным вопросом для юридической психологии является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя /преступника/ и законопослушного человека. Сравнительное психологическое и социологическое исследование личности преступников и законопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об особенностях личности преступника.

Личность преступника и преступная личность – это далеко не одно и тоже. В соответствии с теорией преступной личности Чезаре Ломброво причиной преступности являются врожденные анатомо-физиологические аномалии и психические аномалии правонарушителя. Однако понятие преступной личности, якобы изначально предрасположенной к преступному поведению, отрицается. Безусловно, существуют качества, способствующие формированию преступного поведения, но они – лишь часть причин криминализации личности.

Когда мы говорим о личности преступника, то имеем в виду, что речь идет о личности человека, нарушившего уголовно-правовой запрет или предписание. Преступник от правопослушного гражданина отличается тем, что реализует определенное нравственно-психологические качества в уголовно-наказуемом поступке. Не существует таких личностных свойств, которые присущи только преступникам. Известно, что множество глубоко эгоистичных людей никогда не совершают преступления, а, с другой стороны, бывает, что альтруисты оказываются на скамье подсудимых.

Однако нельзя отвергнуть и ту точку зрения, что имеются и существенные различия между психологией преступника и психологией других членов общества, не совершающих преступления.

В обществе эти различия неизбежно выливаются в противоречия между элементами эгоцентрической психологией, неуважением социальных требований и норм, свойственных отдельным членам общества и сознательным отношением к своим правам и обязанностям и другим чертам, характерным для законопослушной личности.

В личности сливается биологическая и социальная сущность человека как биосоциального существа. Поэтому для характеристики личности правонарушителя необходимо учитывать и биологически обусловленные личностные качества: темперамент, задатки, органические патологии и прочее. В структуре личности они принимают участие в детерминации поступков, вполне осознанных и социальных. Тип нервной системы, болезненные отклонения в психике не могут не оказывать влияние на формирование характера, а, следовательно, на поступки. А в отдельных ситуациях, когда регулирующая роль сознания ослаблена доминирующими мотивами становятся состояние и свойство личности, которые относятся к разряду структурно или генетически низших.

К дефектам психологического и интеллектуального развития также относятся:

- различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах /в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний/;

- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции /чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др./;

- явления физического инфантилизма /вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д./либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

Определенного внимания заслуживает проблема криминогенной роли психических аномалий, так как зависимость противоправного поведения от этого нельзя не признать, ибо сравнительно высок процент дебилов и психопатов среди правонарушителей.

Благоприятствуют совершению преступления и формированию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигофрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.

В подсознании хранится масса неиспользуемой информации, забытых впечатлений и переживаний. Время от времени они включаются в процесс мотивации поступков, в том числе и преступных. Сознание же не знает, когда от него уходят и когда возвращаются вытесненные представления, влечения и мысли. Этот момент следует учитывать следователям, которые стремятся выявить мотивы преступлений в ходе допроса обвиняемых. Это еще раз подчеркивает необходимость изучение прошлого лица, его биографии, а также использования помощи психологов и психиатров.

Подводя итого изложенного можно утверждать, что в обобщенном смысле личность преступника – это совокупность типичных социально-демографических и психологических черт, присущих людям, совершившим преступления.

Основным компонентом структуры личности является направленность. Направленность возникает на основе потребностей, которые являются с точки зрения отечественной психологии источником активности личности. Человеческие потребности находятся на разных ценностных уровнях – от мировоззренческих до физиологических. Если поведение определяется в первую очередь потребительскими мотивами, то появляется опасность возникновения и закрепления индивидуалистической направленности, лежащей в основе большинства преступлений. Стремление к удовлетворению примитивных потребностей, в свою очередь, в какой-то мере обусловлено природными задатками, т.е. формирование направленности происходит на природной основе.

Направленность личности многих преступников характеризуется преобладанием в ней взглядов, идей, интересов и наклонностей, противоречащих морали общества и господствующему правосознанию. Такую направленность называют обычно антиобщественной.

Однако нельзя умолять роли в направленности многих правонарушителей и неосознанных побуждений, к которым относятся установки и влечения, т.е. в первом случае ранее сформировавшийся , но неосознаваемой личностью готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, и во втором – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность.

Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

- ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

- большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

Знание потребностей и ценностных ориентаций той или иной личности дает ключ к пониманию устойчивых мотивов преступного поведения, ибо потребности в определенной степени характеризуют и социальную позицию личности, ее убеждения и стремления. Извращенные потребности формируются в личные недостатки и пороки и являются причиной создания предпосылок (формируют побуждения) к совершению преступления.

Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям приводит к формированию установки на их нарушение.

Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Марат Еникеев Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: краткое содержание, описание и аннотация

В учебнике в соответствии с учебной программой раскрываются основные понятия общей, правовой, криминальной и судебной психологии. В отличие от других подобных изданий в нем подробно изложены общепсихологические основы юридической психологии, раскрываются психологические особенности преступников различных категорий, психология познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных ситуациях; подробно рассматриваются проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного судопроизводства. В учебник впервые введена глава о психологии гражданского судопроизводства. Для студентов, преподавателей юридических вузов, работников правоохранительной системы, а также тех, кто интересуется проблемами общей и прикладной психологии.

Марат Еникеев: другие книги автора

Кто написал Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Марат Еникеев: Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Наталья Антонова: Психология управления: учебное пособие

Психология управления: учебное пособие

Павел Шишкоедов: Общая психология

Общая психология

Елена Кузьмина: Психология свободы: теория и практика

Психология свободы: теория и практика

Людмила Столяренко: Основы психологии

Основы психологии

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Hogarth R. M. Judgment and choice: The psychology of decision. Chichester. N. Y., 1987.

Homey K. Neurosis and human growth. N. Y., 1950.

Hubel D. H., Wiesel T. N. Receptive fields of single neurons in the cat's visual cortex // Journal of Physiology. 1959. Vol. 148. P. 574—591.

Hughes E. С Tarde's Psychologie Economique. An unknown classic by a forgotten sociologist // American Journal of Sociology. 1961. No. 66. P. 553-559.

Hull С L. A functional interpretation of the conditioned reflex // Psychological Review. 1929. No. 36. P. 498—511.

Jevons W. S. The theory of political economy. L.; N. Y., 1871. Kahneman D., Tversky A. (1979) Prospect theory: An analysis of decision making under risk // Econometrica. 1979. No. 47. P. 263—291.

Kardos L. Az alati emlekezet. Budapest, 1988.

Katona G. Essays on behavioral economics. Ann Arbor. MI, 1980. Katona G. Psychological analysis of economic behavior. N. Y., 1951. Katona G. Psychological economics. N. Y., 1975.

Katona G. The mass consumption society. N. Y., 1964.

Kaufman L., Rock I. The moon illusion // Scientific American. 1962. Vol. 207. P. 120-130.

Kline P. Personality, measurement and theory. L., 1983.

Koriat A., Lichtenstein S., Fischhoff B. Reasons for confidence // Journal of Koehler W. Gestalt psychology: An introduction to the new concepts in modern psychology. N. Y., 1947.

Experimental psychology: Human learning and memory. 1980. No. 6. C. 107—118.

Krug S. E. Interpreting 16 PF profile pattern. Champagne, 111.: IP AT. Krug S. E., Johns E. F. A large-scale cross-validation of second-order personality structure defined by 16 PF // Psychological Reports. 1986. Vol. 59. P. 683-693.

Kuhl J. Motivational and functional helplessness: The moderating effect of state versus action orientation // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. No. 40. P. 155-170.

Lambert J.-Fr. Systemes nerveux et activites mintales // Cours de Psychologie: Structures et activites. P., 1995. Vol. 5. P. 237—395.

Longer E. J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. No. 32. P. 31 1-328.

Lea S. E. G. etal. The individual in the economy: A textbook of economic psychology/ S. E. G. Lea, R. M. Tarpy, P. Webley. Cambrige, 1987.

Leeper R. W. A study of a neglected portion of the field of learning: The development of sensory organization // Journal of Genetic Psychology. 1935. Vol. 46. С 41-75.

Lewis A., Webley P., Furnham A. The new economic mind: The social psychology of economic behaviour. Harvester, 1995.

Lichtenstein S., Fischhoff В., Phillips L. D. Calibration of probabilities: The state of art // Jungermann H., Zeeuw G. Decision making and change in human affairs. Dordrecht, 1977.

Lieury A. Memoire // Cours de psychologic Processus et applications. P., 1995. Vol. 6. P. 181-208.

Likert R. The human organization: Its management and value. N. Y., 1967.

Likert R. New patterns of management. N. Y., 1961.

Likert R. The human organization. N. Y., 1967.

Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. NJ, 1990.

Литература по юридической психологии

Абрахамсен Д. Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967.

Андреев Н. В. Тренинги по переговорной деятельности. М., 1997.

Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.

Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

Березин Ф. Б., Мирошниченков М. П., Рожинец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

Бехтерев В. М. Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности. СПб., 1912.

Бехтерев Ю. Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928.

Богатырева Е. Н. Психология обмана. СПб., 1998.

Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1977.

Брусиловский А. Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.

Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991; СПб., 2000.

Васьковский Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. Для начинающих юристов. М., 1973.

Владимиров Л. В. Психологические исследования в уголовном суде. М., 1901.

Гельманов А. Т., Гонтарь С. А. Как установить участие лица в правонарушении. М., 1999.

Гернет М. Н. Избр. произв. М., 1974.

Гернет М. Н. Криминальная психология. М., 1923.

Гернет М. Н. Очерки тюремной психологии. М., 1930.

Главные деятели и предшественники судебной реформы. СПб., 1904.

Глазырин Ф. В. Изучение личности обвиняемого в тактике следственных действий. Свердловск, 1973.

Глазырин Ф. В. Конспект лекций по судебной психологии. Свердловск, 1978.

Глазырин Ф. В., Шиханцов Г. Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977.

Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985.

Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.

Гранат Н. Л. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973.

Гульдан В. В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей. Криминальная мотивация. М., 1986.

Гуров А. И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.

Дановский С. Л., Петухов Е. В., Хохряков Г. Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М., 1982.

Likert R. New patterns of management. N. Y., 1961.

Likert R. The human organization. N. Y., 1967.

Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. NJ, 1990.

Литература по юридической психологии

Абрахамсен Д. Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967.

Андреев Н. В. Тренинги по переговорной деятельности. М., 1997.

Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.

Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

Березин Ф. Б., Мирошниченков М. П., Рожинец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

Бехтерев В. М. Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности. СПб., 1912.

Бехтерев Ю. Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928.

Богатырева Е. Н. Психология обмана. СПб., 1998.

Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1977.

Брусиловский А. Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.

Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991; СПб., 2000.

Васьковский Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. Для начинающих юристов. М., 1973.

Владимиров Л. В. Психологические исследования в уголовном суде. М., 1901.

Гельманов А. Т., Гонтарь С. А. Как установить участие лица в правонарушении. М., 1999.

Гернет М. Н. Избр. произв. М., 1974.

Гернет М. Н. Криминальная психология. М., 1923.

Гернет М. Н. Очерки тюремной психологии. М., 1930.

Главные деятели и предшественники судебной реформы. СПб., 1904.

Глазырин Ф. В. Изучение личности обвиняемого в тактике следственных действий. Свердловск, 1973.

Глазырин Ф. В. Конспект лекций по судебной психологии. Свердловск, 1978.

Глазырин Ф. В., Шиханцов Г. Г. Практикум по судебной психологии. Минск, 1977.

Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985.

Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.

Гранат Н. Л. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973.

Гульдан В. В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей. Криминальная мотивация. М., 1986.

Гуров А. И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.

Дановский С. Л., Петухов Е. В., Хохряков Г. Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М., 1982.

Дебольский М. Г. Становление и развитие психологической службы в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. М., 1994. № 3—4.

Джонстон П. Психология наказания и исправления. Лондон, 1970.

Долгова А. И. Криминологические проблемы взаимодействия социальной среды и личности: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1980.

Допреступное поведение и механизм совершения преступления при нарушениях психики пограничного характера. Проблемы изучения личности правонарушителя. М., 1984.

Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. СПб., 1894.

Дулов А. И. О преподавании судебной психологии // Правоведение. 1965. № 2.

Дулов А. И. Судебная психология. Минск, 1975.

Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза: Методическое руководство. Калуга; М., 1997.

Еникеев М. И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 2. № 3.

Еникеев М. И. Общая и юридическая психология: Учебник для вузов: В 2 ч. М., 1996.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996.

Еникеев М. И. Основы судебной психологии: В 2 ч. М., 1982.

Еникеев М. И. Практикум по юридической психологии. М.: Норма, 2001.

Еникеев М. И. Психология общения следователя с обвиняемым, подозреваемым и свидетелями: Современные проблемы расследования и предупреждения преступлений. М., 1987.

Еникеев М. И. Психология преступления и следственно-поисковой деятельности // Теория криминалистики и методика расследования преступлений. М., 1990.

Еникеев М. И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости // Советское государство и право. 1989. № 12.

Еникеев М. И. Структура и система категорий юридической психологии: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1996.

Еникеев М. И. Судебная психология: В 2 ч. М., 1975.

Еникеев М. И. Энциклопедия юридической психологии. М., 2001.

Еникеев М. И. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Норма, 1999, 2003.

Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. М., 1997.

Читайте также: