Народ как субъект конституционно правовых отношений а и казанник

Обновлено: 30.06.2024

Неспособность современных государств к регулированию проникающих внутрь них глобальных процессов. Положение о правосубъектности народа. Понимание народа как совокупности всех жителей государства. Право граждан на участие в референдуме и выборах.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2015
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Народ и население как субъекты конституционно-правовых отношений

События последнего года в России, и особенно, на территории Украины заставляют бросить новый взгляд на такие, казалось бы, привычные и устойчивые понятия конституционного права как народ и население.

Нам с вами известно, что процессы глобализации, происходящие в современном мире выступают фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом, трансформирующим классические формы государства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию проникающих внутрь них глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета -- носят достаточно объективный характер (хотя есть и иная точка зрения говорящая о субъективном характере этого явления). Это ведет к всеобщей и латентной и открытой трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является возникновение нового вида суверенитета (ограниченного). В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции: одна - это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции власти в целом ряде государств; другая - это региональная децентрализация и автономизация, федерализация и конфедерализация современных государств, которые идут параллельно с передачей их суверенных прав на более высокий уровень - различным международным организациям и союзам или сопровождаются их добровольным ограничением в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав и союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй.

Подобные преамбулы и отдельные положения конституций характерны для всех государств, появившихся в результате демократических преобразований или демократических революций.

Представляется, что в государственно-правовых отношениях простая сумма чисел хороша только в избирательном праве. Особенно с признаками феодальных отношений (принадлежность людей кому-либо или чему-либо).

Между тем только гражданам в России предоставляются права, позволяющие осуществлять народовластие в полном объеме: право мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) и другие права.

Вместе с тем, не все жители РФ имеют российское гражданство. Гражданство приобретается и прекращается в особом, установленном законом, порядке, что представляет собой достаточно сложную процедуру. Есть мнение, что многие иностранные граждане (например, граждане стран бывшего СССР) и лица без гражданства, желающие приобрести российское гражданство, но не имеющие его, осознают свою принадлежность к российскому народу и в принципе не должны бы исключаться из этого сообщества (особенно в случае их длительного проживания на территории России). Но, согласно действующей Конституции РФ, права на участие в управлении государством эта категория жителей РФ не имеет и, следовательно, быть признанной субъектом народовластия не может.

Так и рождается мнение, что, поскольку, согласно Конституции РФ все права, позволяющие осуществлять народовластие, в Российской Федерации принадлежат лишь ее гражданам, то в рамках ст. 3 представляется более правильным понимать под народом совокупность граждан РФ.

Есть мнение, что такое сужение смысла исследуемой категории неправомерно. Сводя понятие народного суверенитета исключительно к дееспособности граждан, населяющих страну, приходишь к выводу, что суверенитет народа - это не его качественный признак, а лишь определенный объем прав. Суверенитет народа как верховенство власти неделим, является характерной чертой самой этой власти, а посему он не может быть сведен к простой сумме прав и обязанностей отдельных представителей этого народа. Власть народа в демократическом государстве, где провозглашен ее суверенитет, всегда является полной, в то время как объем прав отдельных граждан при этом может варьироваться в зависимости от различных факторов, определяющих их дееспособность (возраст, здоровье, наличие судимости и др.).

В условиях таких противоречивых а, порой, и взаимоисключающих мнений, представляется, что уместнее всего следует попытаться сделать компилятивное обобщение. Тем более, что отчасти, применительно к России на этот вопрос законодатель отчасти ответил ещё 22 года назад (См.: Преамбулу Конституции России).

Народ - это являющаяся источником и носителем наивысшей политической власти культурно-историческая общность граждан конкретного государства.

В системе местного самоуправления РФ население выступает основным субъектом местного самоуправления. Это вытекает из смысла ст. 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" усилил статус населения, определив его и основным субъектом ответственности за осуществление местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Несмотря на ведущую роль населения как субъекта местного самоуправления, до сих пор юридически четко не определен его конституционно-правового статус. Между тем ясность в определении конституционно-правовой статуса населения - ключевой вопрос понимания сущности местного самоуправления как института публичной власти.

Вместе с тем, население отдельных территорий государства, в условиях паралича центральной государственной власти или нежелания этой государственной власти защитить население от произвола отдельных политических или бандитских групп, перед лицом угрозы этнокультурного и физического геноцида, вправе объявить себя народом (например, Новороссии) и выступить новым субъектом не только правоотношений, но и субъектом исторического процесса.

государство гражданин народ правосубъектность

1. См, например.: Грачёв Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Автореф. дисс. на соиск. степ. д.ю.н. М., 2009. 44 С.

2. См. события на территории Украины в период от 02.2014 по н.в.

3. Конституция Российской Федерации. М. ЮАИТ. 2012. Преамбула.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. - С. 105.

5. Прокошин В.А., Кузнецов С.Ю., Пашин А.Л. Право и реальность власти народа: демократизация региональных отношений. Москва - Тула, 1999. - С. 31 - 32.

6. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. - С. 228.

7. Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное). - С. 122.

8. Савин В.И. Проблема становления и развития публичной власти в Российской Федерации и ее основные методологические аспекты // В сб.: Теоретические и практические вопросы становления и развития публичной власти / Под общ. ред. В.И. Савина. Орел, 2001. - С. 14.

10. Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С. 4.

11. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // РГ. - 1993. - № 237.

12. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3420.

13. Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4. - С. 4.

14. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 30.01.2007г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 6. - Ст. 681.

15. Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 138.

17. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

18. Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012г. № 1 ОД // Консультант Плюс

Подобные документы

Содержание конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и особенности его отражения в законодательстве государства. Формы реализации и их нормативное обоснование. Право граждан России на участие в местном референдуме.

контрольная работа [48,1 K], добавлен 26.01.2017

Понятие правового отношения в конституционном праве Российской Федерации, его основные субъекты (народ, гражданское общество, государство) и объекты (свобода, жизнь, власть). Определение абсолютной, конституционной и смешанной правосубъектности.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 27.01.2011

Теоретические взгляды ученых-конституционалистов о правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов конституционно-правовых отношений. Нормы законодательства Республики Беларусь, закрепляющие правовой статус указанных субъектов.

реферат [19,4 K], добавлен 19.08.2012

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права. Понятие конституционно-правовых отношений, их возникновение и классификация по содержанию и функциональному назначению. Характеристика и виды субъектов конституционно-правовых отношений.

курсовая работа [57,4 K], добавлен 01.06.2015

Теоретическое исследование конституционного права граждан на участие в делах государства: взгляды учёных; закрепление права в конституциях иностранных государств. Право граждан на участие в делах государства в России: проблемы реализации и пути решения.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 09.06.2011

Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации. Понятие конституционно-правовых отношений, их содержание и функции, специфика и субъекты. Народ как субъект конституционных правоотношений, его правовое поле и значение.

курсовая работа [29,3 K], добавлен 23.09.2011

Проблема соотношения народа, гражданского общества и власти, довлеющей над ними. Возникновение современного гражданского обществ. Признание народа носителем суверенитета и высшим источником власти. Гражданское общество как современная социальная система.

Читайте также: