Кому принадлежат авторские права на произведения искусственного интеллекта

Обновлено: 30.06.2024

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений - от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

В законодательных актах обычно не приводятся полные перечни произведений, охватываемых авторским правом. Тем не менее, во всех странах к числу произведений, охраняемых авторским правом, как правило, относятся следующие:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографические постановки;
  • художественные произведения, такие как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Охрана авторских прав распространяется только на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на целый ряд объектов, таких как названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права, которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права, которые обеспечивают охрану неэкономических интересов авторов.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или не допускать определенные виды использования произведения, получать вознаграждение за использование результатов его труда (например, посредством коллективного управления). Обладатель экономических прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами общепризнанных неимущественных прав служат право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинство стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Просьба учитывать, что ВОИС не предлагает системы регистрации авторских прав и не имеет базы данных по авторским правам с механизмом поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документального оформления авторских прав приводится здесь.

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

Как защитить произведение

Если Вас интересуют государства, которые не являются участниками Бернской конвенции, то следует помнить, что законы об авторском праве носят территориальный характер. Это означает, что они действуют на территории стран, которыми они были приняты. Таким образом, если Вы желаете получить охрану произведения на международном уровне, Вам необходимо выяснить все юридические требования в тех странах, в которых Вы хотели бы пользоваться охраной, и убедиться в их выполнении.

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Международного реестра с функцией поиска произведений, охраняемых авторским правом, не существует.

Это объясняется тем, что охрана авторских прав, как правило, осуществляется автоматически и не связана с регистрацией. Однако в некоторых странах существуют добровольные реестры/депозитарии авторских прав, и в этих случаях регистрация произведений целесообразна, так как наличие регистрации может стать значительным преимуществом, например, при возникновении спора в отношении прав на произведение.

Хотя это не влияет на охрану авторского права, некоторые страны требуют депонирования образцов изданных печатных материалов. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС.

Прежде чем принимать какие-либо меры, Вы должны точно определить, действительно ли воспроизведение является нарушением Ваших авторских прав (см. ответ на вопрос об ограничениях и исключениях из авторских прав). Если Вы считаете, что Ваше право было нарушено, Вам следует попытаться определить, кто несет за это ответственность. Если решение проблемы неофициальным путем невозможно или неприемлемо, Вы можете обратиться за правовой защитой в судебную или иную инстанцию.

В качестве альтернативы, если воспроизведение без соответствующего разрешения приравнивается к уголовно наказуемому преступлению пиратства в сфере авторского права, можно обратиться с заявлением в органы полиции, прокуратуры или иной компетентный орган в соответствии с применимыми положениями местного законодательства.

В некоторых случаях применение альтернативных способов разрешения споров (таких как посредничество, арбитраж, заключение специалиста, независимая экспертиза и т.д.) может стать целесообразной альтернативой судебного разбирательства, так как может обеспечить более простое, быстрое и менее дорогостоящее урегулирование спора.

Если Вы состоите в организации коллективного управления (ОКУ), часто бывает достаточно обратиться в нее с просьбой принять соответствующие меры. Если Вы в такой организации не состоите, Вам придется самостоятельно защищать свои права. В таких случаях часто бывает целесообразно поручить ведение дела юристу.

Организации коллективного управления ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

Вы можете получить быстрый доступ к законодательству в области интеллектуальной собственности широкого круга стран и регионов, а также к договорам в области интеллектуальной собственности на веб-сайте WIPO Lex.

Информацию о национальном или региональном законодательстве также предоставляют на своих веб-сайтах многие национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности. Для получения более подробной информации см. список гиперссылок на национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности.

Использование произведений, созданных другими людьми

Первым владельцем авторского права, как правило, является первоначальный автор произведения. Однако из этого правила существуют некоторые исключения. Например, в некоторых странах имущественные права на произведение, охраняемое авторским правом, изначально принадлежат лицу/организации, на которые работает автор. В других странах имущественные права автоматически присваиваются или передаются работодателю. Для получения более подробной информации об интересующих Вас особенностях национального законодательства Вы можете обратиться в национальное ведомство интеллектуальной собственности.

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Вы можете иметь возможность использовать охраняемое произведение без получения разрешения в двух случаях:

При возникновении сомнений рекомендуется обращаться к поверенным в вопросах интеллектуальной собственности.

Поскольку большинство стран не применяет формальных требований к предоставлению охраны авторских прав, иногда бывает трудно установить, кто является владельцем права на произведение. Чтобы отыскать владельца прав на произведение в определенной стране, обычно требуется обратиться к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Данные организации могут вести базы данных, содержащие ценную информацию о владельцах произведений, охраняемых авторским правом.

Организация коллективного управления может также оказать Вам помощь в получении разрешения от владельца прав на произведение.

В некоторых случаях возможно использование произведений, которые не являются общественным достоянием, без получения разрешения от автора или владельца прав или оплаты роялти. Это возможно, если использование произведения подпадает под предусмотренные в национальном законодательстве ограничения и исключения. Примерами ограничений и исключений служат:

Правовые системы различаются между собой тем, что в одних приводятся четкие перечни ограничений и исключений из авторских прав

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Некоторые веб-сайты содержат общую лицензию, которая может освобождать от необходимости получения непосредственного разрешения на некоторые виды использования произведений. Такие лицензии могут предоставлять разрешения только на некоторые виды использования произведений, например в некоторых некоммерческих целях. На практике же, если речь идет, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, Вы можете использовать его только в том случае, если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • Вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Аналогичным образом, получение разрешения необходимо, если Ваше малое или среднее предприятие занимается публикацией охраняемых авторским правом произведений, фонограмм, эфирных передач или исполнений или предоставляет к ним доступ на своем веб-сайте.

Смежные права – это отдельный набор прав, которые аналогичны авторским правам и которыми наделяются отдельные лица или организации в целях облегчения доступа общественности к произведениям. По национальному законодательству бенефициарами смежных прав обычно являются исполнители, производители фонограмм и вещательные организации.

Этим термином могут также обозначаться права, предоставляемые лицам или организациям, производящим материалы, которые не подпадают под определение произведений согласно системам авторских прав некоторых стран, но которые содержат достаточный элемент творчества или при создании которых были задействованы достаточные технические и организационные навыки для того, чтобы они могли быть признаны подпадающими под права, аналогичные авторским правам.

Некоторыми законами четко установлено, что использование смежных прав не должно ограничивать охрану и каким-либо образом влиять на охрану, обеспечиваемую авторскими правами.

Дополнительные вопросы?

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос на этой или домашней странице "Авторское право", Вы можете адресовать его нам.

Оговорка: Приведенные на этой странице вопросы и ответы служат чисто информационным целям и не являются юридической справкой. Они могут не отражать официальной позиции ВОИС или ее государств-членов.

Вместе с тем проблема перестает быть теоретической. В ноябре 2019 года Патентный офис США запросил мнение общественности [2] по широкому кругу вопросов, касающихся возможного создания искусственным интеллектом самостоятельных объектов авторского или патентного права.

В Великобритании группа креативных ученых подала заявку на регистрацию патента в отношении нескольких изобретений, указав в качестве автора этих изобретений искусственный интеллект [3] .

А в начале 2020 года многие издания [4] написали, что суд в Китае признал тексты статей, сгенерированные искусственным интеллектом, объектами авторского права. Хотя на самом деле, насколько я понимаю, речь не идет о признании охраняемыми объектов, полностью созданных искусственным интеллектом – суд признал, что спорная статья создана командой новостного портала компании-истца, а искусственный интеллект выступил в качестве инструмента.

У меня тоже есть собственный взгляд на эту проблему — я считаю, что автором произведения или патентуемого объекта всегда является тот человек, чьей творческой деятельностью создано произведение или патентуемое решение, даже если при создании произведения или иного такого объекта использовался искусственный интеллект.

Несмотря на некоторые смелые утверждения разработчиков искусственного интеллекта и ажиотаж среди журналистов, на мой взгляд, современный искусственный интеллект все-таки не обладает истинной или мнимой самостоятельностью своей деятельности, в том числе той, которая стороннему наблюдателю кажется творческой. Сейчас искусственный интеллект – это программно-аппаратный комплекс, в котором реализованы достаточно сложные алгоритмы, основанные, в том числе, на технологиях обучения и самообучения. Однако поведение искусственного интеллекта в своей основе все равно закладывает человек – и именно человек определяет задачи, которые будет решать искусственный интеллект, границы его деятельности.

То есть, искусственный интеллект – это только лишь техническое средство, которое может использоваться для создания произведений и иных охраняемых объектов. Фактически при использовании искусственного интеллекта происходит опосредованное создание произведения, где искусственный интеллект — лишь усложненный элемент кисти в руках художника.

И несмотря на высокую сложность алгоритмов, используемых для реализации искусственного интеллекта, и разнообразие порождаемых ими объектов, к квалификации таких объектов следует применять тот же подход, что и к квалификации произведений, созданных с использованием любых иных технических средств – то есть, определить, существует ли изначальная творческая деятельность человека, направленная на создание объекта, который в конечном счете зафиксирован искусственным интеллектом.

Соответственно, для того чтобы определить, является ли созданный с помощью искусственного интеллекта объект охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, мы должны понять, создан ли этот объект именно творческой деятельностью человека – и, если да, то кого именно: разработчика искусственного интеллекта или его пользователя.

Если искусственный интеллект изначально направлен на создание определенных объектов, причем действия, определяющие то, какие объекты должны быть созданы в результате работы алгоритма, совершили авторы искусственного интеллекта как программы для ЭВМ, то автором созданных объектов являются авторы программы для ЭВМ. В некоторых случаях созданный таким искусственным интеллектом объект можно даже рассматривать как аудиовизуальное отображение, порождаемое программой для ЭВМ – то есть, как объект, не имеющий самостоятельного значения и являющийся частью программы.

В качестве примера объектов, созданных в результате творческой деятельности разработчиков искусственного интеллекта, можно рассмотреть серию портретов вымышленной французской семьи Белами, созданных искусственным интеллектом – один из таких портретов был продан в 2018 году на аукционе Christie’s [6] . Как следует из описания процесса создания искусственного интеллекта и в последующем серии портретов, разработчики (студия Obvious [7] ) самостоятельно определили жанр и стилистику создания объектов, установили необходимые параметры обучения искусственного интеллекта и корректировали эти параметры в процессе его работы для достижения нужного результата, осуществили выбор конкретных портретов среди всего множества созданных искусственным интеллектом. Совокупность указанных действий можно рассматривать как творческую деятельность, направленную именно на создание портретов, а не на создание искусственного интеллекта.


Рисунок 1 — Портрет Эдмонда Белами, который, собственно, и был продан на аукционе Christie'sза 432 000 $.

В случае же если искусственный интеллект создан разработчиками в форме пользовательского инструмента, предназначенного для использования другими лицами, то есть параметры создаваемых с помощью такого искусственного интеллекта объектов определяют не его разработчики, то автором таких объектов являются пользователи искусственного интеллекта как программы для ЭВМ.

Пример – нейронная сеть GauGAN [8] , созданная компаний NVidia. Эта нейронная сеть позволяет пользователю нарисовать простой эскиз или набросок и с помощью самообучающегося алгоритма превратить этот набросок в фотографически реалистичный пейзаж, основываясь на выбранных пользователем параметрах и стиле. Поскольку именно пользователь как рисует эскиз, так и определяет, с помощью каких параметров он должен быть преобразован, можно сделать вывод, что конечный объект несет в себе индивидуальность именно пользователя, а не разработчиков программы для ЭВМ.


Рисунок 2 — Нарисованный мною набросок в GauGAN (слева) и получившийся в итоге пейзаж (справа).

Конечно, может быть ситуация, когда искусственный интеллект генерирует абсолютно случайные объекты, вне каких-либо рамок, заданных разработчиком или пользователем. И тогда можно говорить, что созданные объекты не являются результатами интеллектуальной деятельности – так же, как не являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности рисунки, созданные морем на песке, фотографии, сделанные животными, и иные подобные объекты.

В равной степени может быть несправедливым признание объектов, созданных искусственным интеллектом, во всех случаях неохраняемыми или перешедшими в общественное достояние. В определенной степени такое решение может оказаться экономически нецелесообразным – разработчики и пользователи будут отказываться от использования искусственного интеллекта для создания своих работ, понимая, что созданные объекты автоматически лишаются правовой охраны.

Когда-нибудь, возможно, Скайнет захватит мир, лишит нас права на творчество и сам будет решать, кто является автором, а кто — нет. Или он просто обратится в Конституционный суд РФ с требованием признать неконституционными нормы ГК РФ, не позволяющие рассматривать его в качестве субъекта права и автора произведения.

Но пока все-таки следует рассматривать именно человека как автора произведения, даже если при его создании использовалась нейросеть. И, на мой взгляд, определять автора в таких ситуациях следует исходя из того, кто на самом деле предпринял творческие усилия к созданию произведения, закрепленного в своем итоговом виде с помощью искусственного интеллекта.

Анастасия Ивлеева не только известная телеведущая, но и популярный блогер. У нее 13 млн подписчиков в Инстаграм и успешное шоу на YouTube, которое регулярно смотрят миллионы человек / Instagram @_agentgirl_

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт. Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.

$432 500

Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.

Право на творчество в соцсетях

Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях. Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).

Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.

О чем спор

Нейросеть-модератор

Альтернатива защите авторских прав в соцсетях post factum – запрет на загрузку контента, нарушающего авторские права. Это возможно с помощью снятия цифровых отпечатков – характерных признаков файлов, идентифицирующих их копии, считает Янковский. Ряд сервисов используют цифровые отпечатки добровольно. Например, YouTube в ContentID.

Важен баланс интересов пользователей и платформ, считает директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе. Важно различать смежные права на создаваемую платформой базу данных (подразумевают запрет неавторизованного извлечения и последующего использования материалов из базы данных) и авторские права на пользовательский контент (такие права, как правило, принадлежат пользователю).

Творчество с искусственным интеллектом

Эксперты выделяют три категории объектов, которые только обсуждаются в контексте интеллектуальной собственности: творчество искусственного интеллекта, права на автоматически собранную информацию и на большие данные (big data).

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

Блокчейн для прав

Одно из решений для защиты прав на интеллектуальную собственность – цифровые сервисы фиксации данных на основе блокчейна, говорит Вадим Субботин, руководитель отдела разработки проекта MoviesChain by tvzavr (платформа, напрямую связывающая независимых кинематографистов со зрителями). Например, технология распределенного реестра дает доступ к актуальной информации об интеллектуальной собственности любому пользователю интернета без участия третьих лиц, это обеспечивает безопасность, прозрачность и доказуемость прав, объясняет он. Так, через личный кабинет блокчейн-платформы MoviesChain by tvzavr правообладатель может получить статистику о своем контенте в режиме реального времени. MoviesChain работает по принципу, заложенному в IPChain, объясняет Кричевский. Работающие на основе IPChain сервисы максимально расширили возможности для защиты интеллектуальной собственности, говорит он: задепонировать, защитить и вовлечь в экономический оборот любые объекты позволяет сервис n’RIS, а цифровое патентование осуществляет Online Patent.

Возможность использовать цифровые сервисы фиксации прав – большой шаг навстречу интеграции современных технологий в правовую среду и дополнительный инструмент для защиты интеллектуальных прав, говорит Костыра. Впрочем, отмечает она, такие сервисы пока нуждаются в популяризации.

Человек и искусственный интеллект

Процесс творчества у машины — результат работы алгоритмов и самообучения. Программа выдает уникальный продукт, используя тот же набор инструментов, что и люди: ноты для музыки, буквы для текста — но только в виде чисел и кода.

Программисты говорят, что искусственный интеллект пора наделить авторским правом. Чтобы это стало возможным, нужно внести поправки в законодательства стран, чего чиновники делать не спешат. В законах черным по белому прописано, что автором произведений науки или искусства признается лишь человек, никак не машина.

С другой стороны, неторопливость в этом вопросе понятна. Машину создал человек, именно он написал код, обозначил задачи, задал входные параметры. Нейросеть может выдать продукт на основе того, чему ее обучили, но рамки творчества для нее всегда устанавливает программист. Если специалист дает искусственному интеллекту задачу написать уникальный портрет или горный пейзаж, нейросеть сделает это, обучившись на конкретном виде изображений. У искусственного интеллекта нет главного — способности мыслить и изобретать, как человек. С этой точки зрения автором можно назвать человека-разработчика самой ИИ-системы.

А что если появится машина, которая будет работать по совсем другому принципу:

— у которой связь с человеком будет минимальной;

— которая будет самостоятельно устанавливать сложные зависимости между входными и выходными данными;

— использовать нечеткую логику; изучать научные достижения, а затем выдавать уникальные технические решения?

Можно ли такую систему считать автором?

Пермский стартап

В 2017 году в Пермь приехал Юрий Даниловский — кандидат технических наук и специалист по инновационному проектированию, чтобы прочитать курс по “Теории решения изобретательских задач” (ТРИЗ). ТРИЗ — это набор методов, позволяющих развивать творческое мышление, разрешать противоречия, используя логику, искать необычные идеи. Эти методы помогают ученым-изобретателям быстро решать творческие задачи из различных областей знаний.

Курс Даниловского посетила команда молодых программистов. После лекции у них появилась идея оцифровать ТРИЗ — “занести” в компьютер при помощи кода и алгоритмов.

Так появился пермский проект Awtor — система на базе нейронных сетей, которая отличается от других подобных систем. В своей работе она использует нечеткую логику и принцип морфологического анализа. Этот метод позволяет обрабатывать задачу, а затем создавать варианты всех теоретически возможных решений без участия человека. В результате пользователь получает уникальные технические решения. По сути, эта программа наделена качествами изобретателя и обладает способностями к творческому труду.


Фото: Автор идеи Александр Редекоп / Фото из личного архива Александра

Объясним схему работы на примере из реальной жизни. У инженера есть запрос: “как улучшить свойства электролита одного из изделий”. Человек вводит информацию в конкретное поле интерфейса, указывает “сферу деятельности” и, если есть, — “уточнение”. После чего машина создает решение. В нашем случае она объяснила, какие физические параметры нужно изменить, чтобы изделие работало во всех климатических зонах от -60 до +60 градусов по Цельсию. Далее инженер обрабатывает полученные данные, проводит испытания и получает готовый работоспособный продукт.


Фото: скриншот из презентации проекта

По словам Александра Редекопа, аналогов машины в таком виде, в каком она работает сейчас, в мире нет.

Попытка сделать ИИ автором в России

После нескольких удачных обращений к программе Awtor, команда разработчиков подумала, а почему бы все те решения, которые выдает искусственный интеллект, не запатентовать? Ведь их создает машина, которая отличается от других систем с ИИ, умеющая, по сути, выходить за заданные программистом рамки творчества.

В марте 2019 года одно из решений программы пермские разработчики оформили патентом и отправили в Роспатент, указав, что автор изобретения — искусственный интеллект Awtor.

В законодательстве Российской Федерации нет такого пункта, который бы разрешал искусственному интеллекту стать автором. Поэтому разработчикам из Перми пришел отказ.

Редекоп рассказывает, что сейчас этот проект находится у одного из депутатов. Чиновник покажет документ “в соответствующем комитете”, после чего возможен сдвиг.


Фото: скриншот документа с отказом

Техническим решением, которое разработчики хотели запатентовать, пользоваться на практике можно, но оно не защищено законом. Разработчики не спешат оформлять его авторство на человека, говорят, что хотят довести дело до конца, и первыми добиться того, чтобы искусственному интеллекту дали авторские права.

Машина-автор. Ситуация в мире

Не только в России предпринимают попытки изменить регистрацию патентов так, чтобы в качестве авторов можно было заявлять машины. В мае 2019 года ученые и юристы из Англии подали патентную заявку сразу в три страны: США, Великобританию и в одну из стран ЕС (куда именно, не уточняется). В качестве автора изобретения они указали искусственный интеллект Dabus AI, создавший контейнер для хранения еды с фрактальной структурой и лампу, которая визуализирует работу мозга.

По словам ученых, они подали заявки не ради пиара, а чтобы показать мировой общественности, что законодательство большинства стран не готово к изменениям, которые уже сегодня происходят в мире технологий. По мнению некоторых экспертов, сейчас английские изобретатели вряд ли смогут чего-либо добиться, ни одна из стран менять законодательство не будет.

Кто первый

Однажды за искусственным интеллектом все же закрепят авторство, отмечают специалисты. Это произойдет, когда во всем мире ИИ выйдет на новый уровень, когда людям станет очевидно, что появилась система, способная к творчеству так же, как и человек.

Вопрос стоит в том, какая страна первой признает, что машина достигла технического творчества уровня человека.

Александр Редекоп считает, что первенство в этой области по важности сопоставимо с первенством в космосе, борьба за которое шла в середине XX века.

ИИ-автор и человек

Исследователи пишут, что в ближайшее время вряд ли какая-либо страна решится признать за искусственным интеллектом авторство:

— сейчас ИИ находится на таком уровне, на котором его рассматривают лишь как инструмент, не способный к творческому труду. Специалисты в этом случае любят приводить пример с фотоаппаратом. Кажется, что фотоаппарат сделал снимок сам, хотя на деле именно человек навел объектив и нажал кнопку затвора;

— если на ИИ смогут оформлять авторство, он получит право, которое ранее принадлежало только человеку. Это может быть первым шагом к уравниванию прав человека и машины, что вызовет неоднозначную реакцию в обществе.

Пермский изобретатель Александр Редекоп уверен, что люди, напротив, только выиграют, если законодательно признают, что ИИ достиг уровня технического творчества человека.

Читайте нас в соцсетях: Twitter, Facebook, Telegram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В 2021 году все мы стали свидетелями взрывного роста интереса к криптовалютам, блокчейн-технологиям и индустрии в целом. Во многом это объясняется взлетом популярности невзаимозаменяемых токенов (NFT), и есть основания полагать, что предстоящий запуск NFT-маркетплейса Binance привлечет к NFT еще больше внимания.


Но что такое NFT? Почему эти токены завоевывают мир? Как осуществляются NFT-транзакции? Чем именно обмениваются покупатели и продавцы?

NFT – это разновидность криптографического токена, представляющая уникальный актив на базовом блокчейне. NFT могут представлять цифровые активы (например, CryptoKitties) или реальных активы (например, право собственности на имущество). Такого рода активы невозможно заменить аналогичными активами, они по-настоящему уникальны.

Ключ к пониманию NFT лежит в концепции взаимозаменяемости . Если обобщать, то взаимозаменяемость говорит о том, что индивидуальные характеристики актива взаимозаменимы и фактически неотличимы друг от друга.

Например, взаимозаменяемы деньги. Одна банкнота в 20 долларов обычно не отличается от другой банкноты в 20 долларов. Если вы одолжите кому-то купюру в 20 долларов, вам не нужно требовать у должника возврата той же самой купюры и ожидать этого от него – при условии, что должник все же вернет вам 20 долларов.

При этом живопись, как правило, невзаимозаменяема. Если вы одолжите своим друзьям картину, чтобы они могли украсить для вечеринки свой дом, вы будете ожидать, что они вам вернут именно вашу картину. Криптовалютные NFT-токены напоминают картины. Каждый токен уникален и отличается от остальных. Их индивидуальность подтверждается характерными особенностями, поэтому токены невзаимозаменяемы, как и другие объекты реального мира, например, скульптуры и баскетбольные карточки.

NFT в собственности. Чем же вы владеете в действительности?

Понятие авторского права и собственности на NFT

В соответствии с данным определением, художник, продающий картину, сохраняет оригинальные права на произведение искусства (если авторские права не продаются вместе с ней). Данные права позволяют художнику делать копии одной и той же картины (по образу и форме), вполне укладываясь в рамки закона о продаже копий оригинальной картины. С другой стороны, несмотря на то, что покупатели этих картин владеют ими физически, они не имеют права изготавливать и продавать копии, даже если покупателю принадлежит право перепродажи собственной копии картины.

Однако законы об авторском праве разрабатывались без учета NFT. И хотя общие концепции закона об авторском праве применимы к произведениям NFT-искусства, аспекты интеллектуальной собственности на NFT требуют учитывать гораздо больше факторов.

Поскольку NFT – явление пока еще новое, потребуется время, чтобы полностью понять, как защитить всех участников NFT-экономики, разработав законы и меры защиты в рамках правовых систем во всем мире. До тех же пор владельцы прав на NFT (и авторы, и покупатели), несомненно, будут сталкиваться с различными вызовами, а их новые цифровые активы все чаще начнут становиться поводом для настоящих судебных баталий за авторское право.

Таким образом, в ближайшем будущем будет важно, чтобы все участники NFT-пространства проводили достаточную экспертизу с целью защиты своих собственных интересов перед продажей и покупкой NFT. Но как это сделать?

Покупка и продажа NFT: знайте, что вы покупаете и продаете

Перед продажей произведения NFT-искусства авторы должны учитывать множество аспектов.Наиболее важным является понимание правил и условий, которые принимают авторы на различных NFT-маркетплейсах во время продажи собственных произведений.

Кроме того, авторы должны предоставить гарантии того, что право собственности на работу полностью закреплено за произведением искусства, а также дать неоспоримое подтверждение того, что все права и интеллектуальная собственность принадлежат исключительно автору.Помните, что, хотя покупатель приобретает оригинальное NFT-произведение, владение им не дает ему права делать и продавать копии купленой работы.

Авторы также должны быть осторожны и следить за тем, чтобы их работы не нарушали интеллектуальную собственность других лиц (например, чтобы использованные изображения в стиле Гарри Поттера не заставили однажды встретиться в зале суда с Джоан Роулинг).

Наконец, по возможности следует рассмотреть и меры патентной защиты. Поскольку для создания NFT используются цифровые технологии, в процессе зарождения новой формы цифрового искусства могут появиться новые приемы, подлежащие патентной защите.

Мысли о будущем

Несмотря на все вызовы и противоречия, которые сегодня связаны с NFT, одно можно сказать точно: эти токены здесь надолго. NFT станут важной составляющей нашего цифрового будущего и помогут открыть удивительные возможности в новых цифровых реалиях. Искушенные и удачливые участники NFT-экономики могут быть хорошо вознаграждены в будущем за те финансовые риски, с которыми сталкиваются сегодня. Однако, как принято говорить в мире криптовалюты, инвестируйте только то, что готовы потерять.

Иными словами, получайте максимум от развития новой экономики, но принимайте надлежащие меры для защиты своей работы и активов. Сфера интеллектуальной собственности на NFT еще только зарождается. Помните об этом и внимательно относитесь к рискам, связанным с NFT-транзакциями.

Читайте также: