Кому по званию положена папаха

Обновлено: 02.07.2024

Ещё относительно недавно папаху принято было считать неотъемлемым аксессуаром гордых горцев. По этому поводу даже говорили, будто этот головной убор должен находиться на голове, пока она находится на плечах. Кавказцы вкладывают в данное понятие гораздо большее содержание, чем привычная шапка, даже сравнивают её с мудрым советчиком. Папаха кавказская имеет свою историю.

папаха кавказская

Кто носит папаху?

Теперь редко кто из представителей современной молодежи Кавказа появляется в обществе в папахе. А ведь ещё каких-то несколько десятков лет до этого кавказская папаха ассоциировалась с мужеством, достоинством и честью. Прийти с непокрытой головой на кавказскую свадьбу в качестве приглашенного – это расценивалось как оскорбительное отношение к гостям торжества.

Когда-то кавказскую папаху любили и уважали все – и стар, и млад. Нередко можно было обнаружить целый арсенал папах, как говорится, на все случаи жизни: например, одни – для повседневного ношения, другие – свадебный вариант, третьи – на случай траура. В итоге гардероб насчитывал не меньше десяти разных шапок. Выкройка кавказской папахи была у жены каждого настоящего горца.

Военный головной убор

Кроме джигитов, папаху носили также казаки. У военнослужащих русской армии папаха был одним из атрибутов военной формы некоторых родов войск. Она отличалась от той, которую носили кавказцы – низкая меховая шапка, внутри которой имелась подкладка из ткани. В 1913 году невысокая папаха кавказская стала головным убором во всей царской армии.

В советской армии папаху, согласно уставу, положено было носить только полковникам, генералам и маршалам.

Обычаи кавказского народа

Было бы наивным думать, что папаха кавказская в том виде, в котором её все привыкли видеть, не изменялась в течение веков. В действительности пик её развития и наибольшего распространения приходится на окончание 19-го – начало 20-го веков. До указанного периода головы кавказцев покрывали тканевые шапки. Вообще, различали несколько видов головных уборов, которые изготовляли из следующих материалов:

  • войлок;
  • ткань;
  • мех;
  • совмещение меха и ткани.

выкройка кавказской папахи

Шапки из меха постепенно начинают доминировать, приходя на смену остальным видам этого предмета одежды. Адыги, они же черкесы, до начала 19-го века ходили в шапках из войлока. Кроме того, распространенными были остроконечные башлыки из сукна. Турецкие тюрбаны тоже со временем видоизменились – теперь уже меховые шапки обматывались белыми узкими отрезками ткани.

Аксакалы трепетно относились к своим папахам, содержали почти в стерильных условиях, каждую из них специально укутывали чистой тканью.

Традиции, связанные с этим головным убором

Обычаи народов кавказского региона обязывали каждого мужчину знать, как правильно носить папаху, в каких случаях надевать ту или иную из них. Можно привести немало примеров взаимосвязи кавказской папахи и народных традиций:

  1. Проверка того, действительно ли девушка любит парня: надо было постараться закинуть свою папаху ей в окно. Способом выражения искренних чувств по отношению к представительнице прекрасного пола служили также кавказские танцы.
  2. Романтика заканчивалась тогда, когда кто-то кому-то сбивал папаху. Такой поступок принято считать оскорбительным, он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. Папаха кавказская уважалась, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
  3. Человек мог оставить где-нибудь по забывчивости свою шапку, но не дай Бог кто-то её тронет!
  4. Во время спора темпераментный кавказец снимал папаху со своей головы, и разгорячено бросал её возле себя на землю. Это могло означать только то, что мужчина убежден в своей правоте и готов ответить за свои слова!
  5. Чуть ли не единственный и очень действенный поступок, который способен остановить кровопролитное сражение горячих джигитов – это брошенный у их ног платок какой-нибудь красавицы.
  6. О чём бы ни просил мужчина, ничто не должно вынудить к тому, чтобы снять свою папаху. Исключительный случай – простить кровную месть.

кавказская папаха на кавказе больше чем головный убор

Кавказская папаха в наши дни

И в среде советской интеллигенции встречались представители кавказских народов, которые чтили традиции и обычаи своих отцов и дедов. Ярким примером может служить чеченец Махмуд Эсамбаев – народный артист СССР, знаменитый балетмейстер, хореограф и актер. Где бы он ни был, даже на приёмах у руководителей страны гордого кавказца видели в его папахе-короне. Существует не то быль, не то легенда, якобы Генеральный секретарь Л. И. Брежнев начинал заседание Верховного Совета СССР только лишь после того, как среди делегатов находил глазами папаху Махмуда.

папаха казачья папаха кавказская

Можно по-разному относиться к ношению кавказской папахи. Но, вне всяких сомнений, должна оставаться незыблемой следующая истина. Этот головной убор народов тесно связан с историей гордых кавказцев, традициями и обычаями дедов-прадедов, которые каждый современник должен свято чтить и уважать! Кавказская папаха на Кавказе - больше чем головный убор!

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка


Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Виды папах


Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка


Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком


Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Каракуль


Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи


После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.



И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка



Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Виды папах



Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка



Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком



Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

К аракуль



Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи



После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//

Что нужно знать о папахе

Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу.

Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Что нужно знать о папахе

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Что нужно знать о папахе

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

Что нужно знать о папахе

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Что нужно знать о папахе

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Что нужно знать о папахе

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Что нужно знать о папахе

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Что нужно знать о папахе

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зарашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Что нужно знать о папахе

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.

Что нужно знать о папахе

С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Папаха за уставом (1892г.)

Приказ по Военному Ведомству № 305 от 13 ноября 1892 г.

Папаха, кокарда и знак отличия для чинов казачьих войск, кроме Кавказских и Гвардейских.
1. Папаха. Для нижних чинов. Папаха состоит из колпака, с закругленной макушкой, и из пришитой к колпаку меховой тульи (опушки).

Колпак двойной: а) внутренняя его сторона, составляющая подкладку папахи, делается из черной крашенины, и б) наружная сторона строится из подкладочного холста. Каждая сторона колпака папахи составляется из 4-х, сшиваемых между собой, отрезков крашенины (холста), имеющих форму равнобедренного треугольника, с двумя выпуклыми сторонами, причем вершины треугольников приходятся на вершине колпака. Обе стороны колпака (внутренняя и наружная) сшиваются между собой по нижнему краю, причем колпак весь прокладывается ватой и часто простегивается. Верхушка колпака обшивается, с наружной стороны, цветным неворсованным сукном (см. ведомость) так, чтобы суконная обшивка заходила на ¾ – 1 вершка ниже верхнего края меховой тульи. По швам этой суконной обшивки у нижних чинов урядничьего звания нашивается, крестообразно, белевая тесьма шириной ¼ вершка.

Меховая тулья (опушка) папахи делается из черного бараньего меха. В казачьих войсках: Уральском, Амурском, Забайкальском и Уссурийском – меховая тулья папахи делается из черного бараньего меха сволосом такой длины, какой носят на месте.

Меховая тулья подбивается черной крашениной с ваточною прокладкой; к нижнему ее краю подшивается обшивка из черного неворосованного сукна, шириной 5/8 вершка, которая загибается: наружу на 1/16 вершка, и внутрь колпака на ½ вершка, образуя, таким образом, суконный канат, идущий по нижней окружности папахи. Верхний край меховой тульи не подшивается к колпаку. К суконной обшивке папахи подшивается подтулейник (изнутри) из черной бараньей или юфтовой кожи, шириной 1 1/8 вершка и длиной 13 ½ вершка. Подтулейник, по подшивке к папахе, загибается внутрь колпака и имеет ширину, в наружном загибе 7/8 – 15/16 вершка.

Размеры папахи . Папаха делается двух размеров: а)более высокая – для казачьих войск: Уральского, Амурского, Забайкальского и Уссурийского; и б) менее высокая – для остальных казачьих войск. Размеры эти, измеряя снаружи, в отделке следующие:

От вершины колпака до меховой тульи – 1 ¾ вершка;

Вышина (ширина) меховой тульи (опушки) – 4 вершка;

Вышина всей папахи – 5 ¾ вершка.

От вершины колпака до меховой тульи – 1 ½ вершка;

Вышина (ширина) меховой тульи (опушки) – 3 вершка;

Вышина всей папахи – 4 ½ вершка.

Меховая тулья, несколько суженной к верху формы, имеет нижнюю окружность, у пришива к колпаку, по размеру головы; верхняя же ее окружность имеет диаметр на ½ вершка меньший против диаметра нижней ее окружности.

На меховой тулье папахи, спереди, пригоняются: кокарда и знак отличия, кому таковой полагается.

Кокарда мельхиоровая, пригоняется на меховой тулье в равном расстоянии между верхним и нижним ее краями. Кокарда эта, согласно приказу по воен. Вед. 1881 г. № 313, делается эллиптической формы, длиной: по большому диаметру 21/32 вершка, а по малому диаметру ½ вершка. С лицевой стороны кокарды выштамповано 5 концентрических выпуклых ободков (шириной в ½ – ¾ миллиметра каждый), из которых один идет по наружному краю кокарды, а остальные разделяют ее на 4 концентрических пояса и 1 средний овал. Первый (наибольший) пояс, шириной 3/32 вершка, – блестящий, металлический; второй и четвертый пояс оранжевого цвета) и третий пояс (черного цвета) шириной каждый по 1/24 вершка; средний овал, черного цвета, большой диаметр его 3/16 – 7/32 вершка, а малый диаметр 1/16 вершка. Поверхность выпуклых ободков, ограничивающих пояса кокарды, блестящая металлическая, равно как и задняя поверхность кокарды.

На задней поверхности кокарды, в ее центре, припаяна, вдвое сложенная, медная пластинка, шириной 3/32 вершка и длиной (вдвое) 5/16 – 3/8 вершка, пластинка эта, образующая двойную лапку, имеет края, срезанные наискось для удобства пригонки к головному убору.

Сплав металла (мельхиора), из которого штампуется кокарда, должен быть следующий: 60 – 61 % меди, 23-25% цинка и 15% никеля; примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Вес 10 кокард полагается не менее 6 золотников.

Штамповка кокарды должна быть тщательная и правильная, по образцу. Раскраска поясов и среднего овала кокарды должна быть сделана тщательно прочной лаковой краской, не отстающей от металла, цвета красок – по образцу.

Знак отличия, кому полагается, пригоняется над кокардой, на равном расстоянии между верхним ее краем и верхним краем меховой тульи. Знак этот делается из желтой меди или мельхиора, по цвету присвоенного металлического прибора, и имеет вид ленты с подвернутыми вниз концами, выгнутой по дуге, радиус которой 1 25/32 вершка, концы ленты, с каждой стороны, вырезаны двумя зубцами; края ленты с зубцами, кругом, окаймлены выпуклым кантом, шириной в 1/32 вершка. Длина знака, по прямой линии, между концами верхних зубцов 2 22/32 вершка, а нижних 2 12/32 вершка, между углами зубцов 2 7/32 вершка, внизу между краями выгиба ленты 13/16 вершка длина по середине выгнутой части ленты, с кантом 1 19/32 вершка. Ширина ленты, с включением кантов, по середине 14/32 вершка, между зубцами 11/32 вершка; высота подъема ленты вверх, вследствие выгиба, по краям, как внизу так и вверху, 5/32 вершка. На среднем выгибе ленты помещаются выштампованные, не рельефом, а вдавленная, надпись отличия, с набивкой ее черной масленой краской, причем надписи на знаках должны быть сделаны согласно рисункам этих знаков, приложенным к приказам по военному ведомству по этому предмету, вполне ясными и отчетливыми буквами и цифрами с равным расположением буква одна от другой и от концов. Сплавы, из которых изготавливаются знаки отличия, должны быть следующие: латунь (желтая медь) из 63-66 % меди и 34 – 37 % цинка, и мельхиор из 60 – 61 % меди, 23 – 25 % цинка и 15 % никеля; примесь других металлов в этих сплавах допускается в количестве ½ процента. Вес десяти штук знаков должен быть: из латуни около 31 ½ золотника, а из мельхиора около 28 ¾ золотников. Знаки отличия пригоняются к папахам посредством припаиваемых к ним двух ушек или медных пластинчатых лапок.

Папаха. Для Генералов, Штаб и Обер-офицеров .

Такого же образца, как у нижних чинов, со следующими от них отличиями:

1) колпак и подкладка меховой тульи делаются из произвольной материи темного цвета;

2) на суконной верхушке нашивается галун: крестообразно по швам колпака и вокруг верхнего края меховой тульи. Галун этот полагается по цвету присвоенного металлического прибора: а) у Генералов- генеральский; б) у Штаб-офицеров – штаб-офицерский (гусарский) и в) у обер-офицеров – гладкий. Ширина полагается: а) 1 дюйм – для нашивки по нижнему краю суконной верхушки колпака, возле меховой опушки тульи; и б) 5/8 дюйма – для нашивки крестообразно, по швам колпака;

3) кокарда малая офицерская, посеребренная, эллиптической формы, длиной по большому диаметру 28/32 вершка и по малому диаметру ½ вершка. На лицевой стороне кокарды имеются: а)наружный рубчатый ободок, с рубчатыми краями; ширина ободка этого около 1/8 – 5/32 вершка; и б)внутри этого ободка 3 концентрических овальных пояса и 1 средний овал. 2 пояса: ближайший к наружному ободку шириной около 1/16 вершка и окружающий средний овал шириной 1/32 вершка – золоченые с гранью; пояс расположенный между золочеными поясами и имеющий ширину около 1/16 вершка черный эмалированный. Средний овал кокарды, длиной около 3/32 вершка и шириной около 1/16 вершка, тоже черный эмалированный. Знак отличия, кому полагается, одинакового образца, как для нижних чинов, посеребренный или позолоченный, по цвету металлического прибора.

Читайте также: