Кому организация должна предоставлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности

Обновлено: 05.07.2024

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.

По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.

Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица (все виды аудиторских услуг).
  • Индивидуальные аудиторы —индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора (с отчетности за 2021 год — только инициативный аудит без выдачи аудиторского заключения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.

Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.

Виды и примеры аудиторских заключений

Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2021 или за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
  • модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме:

Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.

Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении".

Подпись и дата в аудиторском заключении

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

Аудиторское заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
  • индивидуальным аудитором.

С 01 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Теперь определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Аудиторское заключение: сроки предоставления, адресаты и процедура

Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год, проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2022 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2022 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2022 года.

Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2021 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2022 года?

Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, по отчетности за 2021 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 декабря 2022 года, а аудиторское заключение за 2022 год — не позднее 31 декабря 2023 года.

Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2021 и 2022 год.

Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.

Помимо стандартного обязательного аудита, направленного на подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяем налоги, правильность расчета налогооблагаемой базы и корректное заполнение деклараций.

Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения

Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:

  • налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу по инициативе органа статистики может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

Даже если был наложен штраф, аудиторское заключение все равно должно быть предоставлено (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):

  • от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.

Однако аудит – это не только проверка соблюдения требований законодательства и сокращение различных рисков. Это также и новые возможности, которые аудит может раскрыть перед организацией.

Образец аудиторского заключения

Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.

Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:

Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.

Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

В рамках аудиторской проверки аудиторы и налоговые эксперты проверят отчетность, покажут риски и найдут финансовые резервы

Обращаем внимание членов СРО ААС на необходимость соблюдения установленного законодательством порядка представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в ГИР БО.

С 01 января 2020 года все организации, ранее представлявшие свою отчетность в Росстат, за исключением организаций, бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также организаций государственного сектора, обязаны предоставлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, для формирования ГИР БО.

Состав годовой бухгалтерской отчетности, представляемой организациями в ГИР БО

Наименование

Коммерческие организации, кроме указанных в гр. 3

Коммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

Некоммерческие организации, кроме указанных в гр. 5

Некоммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

Отчет о финансовых результатах

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

в случае наличия важной информации

Отчет о движении денежных средств

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Пояснения в табличной и (или) текстовой форме

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, не вправе составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Организации должны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в формате файлов XML для отчетов и единого электронного файла PDF для пояснений в табличной и (или) текстовой форме не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (в 2020 году – не позднее 12 мая 2020 года). Отчетность предоставляется в электронном виде (малые предприятия в 2020 году могут предоставлять отчетность в бумажном виде). Направление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в налоговый орган означает исполнение организацией обязанности по ее представлению для формирования ГИР БО.

При представлении экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней должно быть представлено аудируемым лицом в налоговый орган по месту своего нахождения для формирования ГИР БО вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Содержание аудиторского заключения о годовой бухгалтерской отчетности определяется международными стандартами аудита. Аудиторское заключение включает текст формулировок, предусмотренных соответствующим МСА, к нему в обязательном порядке должна быть приложена отчетность, аудит которой проведен. Аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской отчетностью направляется в налоговый орган для формирования ГИР БО в формате единого электронного файла PDF.

Таким образом, организации предоставляют в налоговый орган для формирования ГИР БО свою годовую бухгалтерскую отчетность дважды: (1) в формате файлов XML для отчетов и файла PDF для пояснений в табличной и(или) текстовой форме и (2) в формате файла PDF для аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

В целях содействия аудируемым лицам в соблюдении ими требований по представлению аудиторского заключения для формирования ГИР БО аудиторам рекомендуется при выпуске аудиторского заключения на бумажном носителе направлять также аудируемому лицу единый электронный файл в формате PDF, содержащий скан аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

- непредставление приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,

- непредставление пояснений в табличной и (или) текстовой форме;

- применение упрощенной бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

- непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;

- представление аудиторского заключения без прилагаемой бухгалтерской отчетности.

Для соблюдения указанного положения Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Рекомендаций Минфина России аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год, аудиторам необходимо запланировать и провести, в том числе после выпуска аудиторского заключения, процедуры, в ходе которых будет проверяться:

- наличие в ГИР БО всех форм годовой бухгалтерской отчетности, включая пояснения в табличной и (или) текстовой форме;

- размещение в ГИР БО аудиторского заключения с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в виде единого файлав форматеPDF;

- соответствие аудиторского заключения, размещенного в ГИР БО, экземпляру аудиторского заключения, переданному аудитором аудируемому лицу;

- соответствие бухгалтерской отчетности, размещенной в ГИР БО, бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению.

В случае выявления оснований полагать, что размещенные в ГИР БО годовая бухгалтерская отчетность и/или аудиторское заключение о ней имеют искажения, в том числе пропуски, необходимо обратиться к руководству аудируемого лица с предложением принять меры для устранения данных искажений и указанием на то, что аудиторское заключение должно предоставляться в ГИР БО с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в формате единого электронного файла PDF. В случае непринятия руководством аудируемого лица надлежащих мер, аудитору следует обратиться, если уместно, к лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица.

Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе.

Позиция комитетов и комиссий СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме.

Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора

Государственные организации подразделяют на казенные, бюджетные, автономные. В зависимости от типа организации сдают определенные формы.

Бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения — это некоммерческие организации, которые оказывают услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и других. Из бюджета они получают субсидии, которые рассчитывают на основании нормативных затрат на определенный объем услуг. Главное отличие бюджетного от автономного учреждения — это меньшая финансовая самостоятельность и экономическая мобильность.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

Основной документ, регулирующий сдачу отчетности — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Бюджетные и автономные организации составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность (БФО):

  • ежемесячно — на первое число месяца, следующего за отчетным;
  • ежеквартально — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • за год — на 1 января года, который идет за отчетным.

В состав БФО входят:

Кроме этих форм, учреждения сдают дополнительную отчетность, если ее установил учредитель или финансовый орган (пункт 8 Инструкции № 33н).

Отчитывайтесь за госорганизации через интернет — в срок и без ошибок.

Представление отчетности

Отчитываются госорганизации учредителю либо по решению финансового органа — в этот финорган — в электронном виде, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок, когда организация обязана представить отчетность, устанавливает учредитель. Перед сдачей годовых отчетов обязательно проводят инвентаризацию.

Для представления БФО данные берут из главной книги (ОКУД 0504072) и других регистров бухучета, также используют плановые, аналитические, управленческие показатели, сформированные по периоду. В отчеты включают информацию по подразделениям, филиалам и представительствам.

В автономном учреждении годовую отчетность дополнительно утверждает наблюдательный совет.

После того, как учредитель принимает БФО, организации публикуют ее в интернете на своем сайте или другом ресурсе.

Отчетность в налоговый орган

Бюджетные и автономные организации сдаю годовую бухотчетность в налоговую инспекцию по месту нахождения.
Перечень форм указан в Письме Минфина от 28.03.2013 № 02-06-07/9937:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения;
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отчет о финансовых результатах деятельности;
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности;
  • сведения об остатках денежных средств.

В соответствие со статьей 18 Федерального закона № 402-ФЗ организации бюджетной сферы от представления обязательного экземпляра отчетности в виде электронного документа освобождаются.

Как и коммерческие компании, госучреждения отчитываются по налогу на имущество. Если у организации есть недвижимое имущество, они уплачивают налог и сдают декларацию не позднее 31 марта. Также они сдают расчет по страховым взносам, 6-НДФЛ, могут сдавать декларации по прибыли, НДС, УСН.

Казенные учреждения

Цель создания казенной организации — оказание государственных или муниципальных услуг. Финансирование производится на основании бюджетной сметы за счет средств федерального или местного бюджета.

Законодательно предусмотрена методологическая поддержка федеральных государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, подведомственных ФГО казенных учреждений. Постановление Правительства от 20.10.2014 № 1084 определяет нормативные затраты по планам закупок и обосновании бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета.

Казенные учреждения имеют право участвовать в коммерческой деятельности, если это предусмотрено учредительным документом, но все доходы от коммерции перечисляют в бюджет. Все имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и организации используют его на праве оперативного управления.

Казенные учреждения отчитываются о своей деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.

Настоящая инструкция обязывает организации представлять промежуточные отчеты (ежемесячно, поквартально нарастающим итогом) и годовые.

Из-за специфики состав годовой бюджетной отчетности отличается от той, которую представляют бюджетные и автономные учреждения:

  • баланс (ОКУД 0503130);
  • справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ОКУД 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ОКУД 0503125);
  • сведения о движении нефинансовых активов (ОКУД 0503168);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ОКУД 0503169);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ОКУД 0503173);
  • сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ОКУД 0503175);
  • сведения об исполнении бюджета (ОКУД 0503164);
  • пояснительная записка к Балансу (ОКУД 0503160).

Все отчеты перечислены в п. 11, 23, 49, 60, 68, 68.1, 146 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.

Порядок представления отчетности обозначен в пункте 10 Инструкции № 191н:

  • получатели бюджетных средств сдают отчетность распорядителю или главному распорядителю бюджетных средств (БС);
  • администраторы доходов бюджета — вышестоящему главному администратору;
  • администратор источника финансирования дефицита бюджета (ИФДБ) — вышестоящему главному администратору ИФДБ
  • распорядители БС, главные распорядители БС, главные администраторы дефицита бюджета и главные администраторы ИФДБ — финансовому органу соответствующего бюджета.

Нормативная база по отчетности государственных учреждений

Получите всё, что нужно для отчетности за госорганизацию: актуальные формы, уведомления о статусе отчетов, пояснения к отказам ФНС.

Отчетность государственных организаций, представляемая в органы статистики

Порядок проведения федеральных статистических наблюдений, представления отчетов установлен Законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статистического учета закреплены в постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

Государственные учреждения сдают отчетность в Росстат по формам органа статистики (ч. 4 ст. 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ) в электронном виде. Состав форм разный для организаций, это связано с видом деятельности, организационно-правовой формой, полномочиями. Для составления отчетов используют показатели и сведения, которые затем необходимы органам статистики для дальнейшего анализа.

Росстат ежегодно публикует табель и альбом действующих форм, календарь их представления. Данные можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ. Отчетность бывает срочная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая, сроки сдачи различны для каждой из форм.

Если государственное учреждение не представляет отчетность в срок, за это в соответствии с КоАП РФ предусмотрены штрафы.

Если организация обнаружила ошибку в ранее отправленных документах в Росстат либо получила уведомление от контролирующего органа, то она может подать корректировочные формы или объяснить причины внесения исправлений.

Федеральная служба государственной статистики РФ также обязана бесплатно информировать организации, если планирует провести статистическое наблюдение по конкретным формам отчетности.

Как государственным организациям отчитываться быстро и без ошибок

Обязательный экземпляр отчетности передается компанией по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Разработка формата обязательного экземпляра отчетности, а также порядка его представления возложена на ФНС России (п. 8 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Выполняя это требование законодательства, налоговики утвердили комментируемый приказ.

Требования к обязательному экземпляру отчетности

Условия, которым должен удовлетворять обязательный экземпляр отчетности, приведены в п. 4—6 Порядка. Так, формировать обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение в виде электронных документов нужно по формату, утверждаемому ФНС России. Этот формат установлен приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Обратите внимание, что согласно положениям п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2020 г.) обязательный экземпляр отчетности должен быть представлен не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. А аудиторское заключение может передаваться вместе с обязательным экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Из положений п. 5 и 7 Порядка следует, что подписание обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения производится усиленной квалифицированной электронной подписью. Направлять данные документы необходимо с обязательным применением сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.

Документооборот

Поскольку документооборот между компанией и налоговым органом происходит в зашифрованном виде, компания должна обеспечить не только шифрование при отправке, но и дешифрование при получении информации. Такое требование содержится в п. 7 Порядка.

В процессе электронного документооборота между компанией и налоговиками при направлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней используются следующие технологические электронные документы:

подтверждение даты отправки электронного документа;

квитанция о приеме;

уведомление об отказе в приеме;

извещение о получении электронного документа;

уведомление об уточнении (в случае выявления в представленном файле ошибок (противоречий, несоответствий));

извещение о вводе сведений (в случае если в информации, представленной в файле, не содержится ошибок (противоречий)).

В пункте 8 Порядка указано, что извещение о получении электронного документа формируется автоматически при получении подтверждения даты отправки электронного документа, квитанции о приеме и уведомления об отказе в приеме.

Если у налоговиков нет претензий к представленному экземпляру отчетности, документооборот происходит следующим образом. Налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее квалифицированной электронной подписью и направляет компании. Датой получения налоговым органом обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения к ней считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 10, 11 Порядка). Компания помимо квитанции о приеме получает также подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка). Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней считаются принятыми налоговым органом, если компанией получена квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа (п. 14 Порядка).

Отказ в приеме

Отказать в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней налоговики могут только в нескольких случаях. Их исчерпывающий перечень содержится в п. 9 Порядка. Так, отказ возможен при:

несоблюдении компанией утвержденного формата обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения к ней;

отсутствии усиленной квалифицированной электронной подписи или несоответствии данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным в обязательном экземпляре отчетности и аудиторском заключении о ней;

представлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

Если есть основания для отказа в приеме, документооборот происходит следующим образом. Налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет это уведомление компании (п. 12 Порядка). При получении уведомления об отказе в приеме компания должна устранить указанные в этом уведомлении ошибки. После их исправления она повторяет процедуру направления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней (п. 15 Порядка).

Особенности для малых предприятий

Подпунктом 1 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ установлено, что обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. может представляться субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа. В связи с этим в п. 2 Порядка указано, что субъекты малого предпринимательства имеют право представлять обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. и аудиторское заключение о ней на бумажном носителе. А в пунктах 16—18 Порядка приведены особенности такого представления.

Читайте также: