В чем отличие миграции депортированных людей от беженцев

Обновлено: 28.03.2024

На данный момент, согласно сведениям официальных статистиков, в России проживает 20,000 беженцев и примерно 600,000 вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что, казалось бы, положение представителей обеих категорий людей одинаково с точки зрения закона, существует отличие беженца от вынужденного переселенца, и не одно. Из данной статьи вы узнаете, кого называют беженцем, кто такой вынужденный переселенец, в чем заключаются отличия между обоими статусами в плане гражданства, процедуры получения статуса, сроков его действия, предоставляемой помощи. Также выясним, в чем заключается сходство между беженцами и переселенцами.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД – бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу – но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.

Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов – с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:

  • беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;
  • вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.

Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – процедура получения статуса

Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:

Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться.

Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – срок действия статуса

Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:

Срок действия статуса беженца Срок действия статуса переселенца
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов

Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельство о рождении (для детей младше 14 лет);
  • свидетельство о смене акта гражданского состояния (о заключении, расторжении брака);
  • документы, свидетельствующие о родственных отношениях между членами семьи;
  • по 2 фотографии на каждого члена семьи.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – материальная помощь

Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).

Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами

Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:

  • вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
  • должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
  • имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
  • получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Официальный Минск объясняет мигрантский кризис тем, что Ирак (откуда прибыло большинство, находящихся сейчас на белорусской границе мигрантов) якобы был разгромлен в результате военной интервенции западных стран, и, соответственно, эта ближневосточная страна стала якобы одним из главных поставщиков беженцев.

Но в этом случае госСМИ в одну кучу смешивают войны в Ливии , Сирии , Ираке и Афганистане , хотя причины, сроки и последствия этих войн были совершенно разные. А также утверждается, что нынешний кризис на границе есть продолжение миграционного кризиса 2015—2016 годов, когда Европа приняла более миллиона беженцев и мигрантов из разрушенной войной Сирии .

В мире сейчас просто нет такого глобального миграционного кризиса, который был бы сравним с ситуацией в Сирии в 2015 году. Нет его и в Ираке .

Ситуация в этой стране в последние годы постепенно стабилизировалась, число беженцев и внутренних вынужденных переселенцев последовательно сокращалось. За последние годы миллионы иракцев, которые ранее были беженцами либо внутренними переселенцами, вернулись в свои дома.

Сегодняшний Ирак не просто перестал быть крупным поставщиком новых беженцев, но и превратился в страну, где нашло себе убежище около 300 тысяч граждан других стран (в первую очередь сирийцев).

Это вовсе не означает, что реальных беженцев, которые соответствовали бы этому понятию, на белорусско-польской границе нет. Конечно, там, кроме экономических мигрантов, которые хотят улучшить качество жизни, есть и реальные беженцы. Но в целом, согласно международному праву, иракские курды имеют мало шансов получить политическое убежище в Европе.

На основании этих документов и осуществляется защита беженцев. Закрепленные в них принципы попали во множество других международных, региональных и национальных законов.

Согласно этим базовым документам, беженцы — это люди, которые в силу обоснованных опасений могут стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений.

То есть это лица, которые спасались от вооруженного конфликта или преследования. В конце 2020 года их насчитывалось 34,3 миллиона во всем мире. Их положение настолько опасно и невыносимо, что они пересекают национальные границы в поисках безопасности и получают доступ к помощи государств, ООН и других организаций.

Таких людей признают беженцами именно потому, что им опасно возвращаться домой, и им нужен приют за границей. Это люди, для которых отказ в предоставлении убежища влечет потенциально смертельные последствия, в отличие от экономических мигрантов.

А мигранты решают переехать в другое государство не из-за непосредственной угрозы преследования или смерти, а для улучшения своих жизненных условий, поиска работы, получения образования, воссоединения семьи или по другим причинам.

В отличие от беженцев, которые не могут безопасно вернуться домой, мигранты не сталкиваются с такими препятствиями для возвращения.

Согласно рекомендациям Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, мигрант это человек, который добровольно покидает свою страну, чтобы переселиться в любую другую. Мотивы могут быть разные: семейные, экономические, жажда приключений, что угодно.

Если мигрант руководствуется исключительно экономическими мотивами, то он экономический мигрант и беженцем не является.

В некоторых случаях эти понятия, правда, могут накладываться. Например, если ухудшение экономического положения человека связано с его преследованием по политическим, религиозным, расовым и социальным мотивам.

Если какие-то дискриминационные меры подрывают благосостояние определенной этнической или религиозной группы, то такой человек может быть признан беженцем. Но если ему просто не нравится общая экономическая ситуация в государстве, и он живет в нищете — на основании только этого беженцем он не станет.

menu

В сегодняшнем глобализированном мире люди находятся в постоянном движении. Миграция размывает традиционные границы между культурами, этническими группами и языками, вносит свой вклад в многообразие, культурное и экономическое богатство. Многими миграция воспринимается также как вызов или даже угроза. Это – вызов для механизмов прав человека, которые призваны обеспечивать полное соблюдение прав человека для всех, в том числе и мигрантов, однако права человека мигрантов часто нарушаются.

Мы просим вернуть родину тем, кто был унижен.

По мнению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), беженцы и лица в поисках убежища составляют отдельную группу лиц, поскольку они покинули свои дома в результате серьезных угроз своей жизни и свободе. УВКБ ООН предупреждает о рисках размывания грани, которая отделяет беженцев от других групп мигрантов, переехавших из одной страны в другую по экономическим или социальным причинам для улучшения своей жизни, тогда как беженцы были вынуждены спасаться бегством для того, чтобы сохранить свою жизнь или свободу. 4

Как миграция затрагивает вашу страну? Является ли ваша страна страной назначения, происхождения или транзита для миграции?

Типы миграции

Узнай себя в нем или в ней – в тех, кто не ты и не я.

Формы миграции могут различаться в силу разных факторов, например, мотивов, юридического статуса лиц или продолжительности.
Некоторые общепринятые термины для категорий мигрантов:

  • Временные трудовые мигранты (известные также как гастарбайтеры)
  • Высококвалифицированные и бизнес-мигранты: специалисты, которые передвигаются в рамках международного рынка труда транснациональных корпораций и международных организаций
  • Нерегулярные (или не имеющие документов, не имеющие разрешения) мигранты: лица, которые въезжают в страну без необходимых документов и разрешений
  • Вынужденные мигранты: беженцы, лица в поисках убежища или лица, вынужденные передвигаться в результате внешних факторов, таких как вооруженные конфликты или экологические катастрофы
  • Члены семьи мигрантов: те, кто присоединяется к своим уже мигрировавшим родственникам
  • Возвращающиеся мигранты: лица, возвращающие в свои страны происхождения после определенного периода пребывания в другой стране.

Существует еще одна группа лиц, члены которой сталкиваются с аналогичными проблемами и нарушениями прав человека, хотя они могли и вообще не менять своего места жительства – это лица без гражданства. К этой группе принадлежат лица, которые не рассматриваются в качестве граждан ни одним государством; в силу этого они не могут воспользоваться правами, предоставляемыми только гражданам. Есть самые разные причины, по которым определенное лицо может стать лицом без гражданства, в том числе и распад таких стран, как Советский Союз или Югославия, или создание новых стран в результате деколонизации. По имеющимся оценкам, в мире насчитывается около 12 миллионов лиц без гражданства. УВКБ ООН получило полномочия от Генеральной Ассамблеи ООН предупреждать и сокращать безгражданство в мире, а также защищать права лиц без гражданства.

Миграция сегодня

  • Общее число международных мигрантов выросло с примерно 150 миллионов в 2000 году до 214 миллионов – в 2010, при этом 57% из них приходятся на страны с высоким уровнем дохода.
  • И хотя количество мигрантов в процентах по отношению к населению мира в период с 2000 по 2010 год оставалось стабильным, тем не менее, резко возросли объемы денежных средств, которые мигранты отсылают в свои страны. Официальные и неофициальные переводы денежных средств в развивающиеся страны может составлять в три раза больше, чем объем официальной помощи на развитие.
  • Доля беженцев среди мигрантов снизилась с 8,8% в 2000 году до 7,6% - в 2010.
  • Согласно оценкам, в 2008 году из-за экологических катастроф было перемещено около 36 миллионов человек.
  • В 2010 году в результате конфликтов и преследований в мире было насильственно перемещено 43,7 миллиона человек, что является самой большой цифрой более чем за 15 лет. Это включает 15,4 миллиона беженцев, 27,5 миллионов ВПЛ и более 837 500 лиц в поисках убежища.
  • В 2010 году 44% беженцев и 31% лиц в поисках убежища составляли дети в возрасте до 18 лет. В этом же году несопровождаемые или разделенные со своими родственниками дети обратились с 15 500 заявлениями о предоставлении убежища.

Миграция в Европе

По данным Всемирного доклада о миграции за 2010 год, подготовленного МОМ, Европа приняла 73 миллиона мигрантов, то есть одну треть таких мигрантов всего мира за 2010 год 11 . Больше всего мигрантов приходится на Российскую Федерацию как страну и происхождения, и назначения: в РФ родилось 12 миллионов человек, которые ныне проживают за границей, и 12 миллионов человек приехали в эту страну из-за рубежа 12 .

Среди мигрантов общее число беженцев на конец 2010 года составляло 1,6 миллиона человек. В Европе было получено 11 500 заявлений о предоставлении убежища от несопровождаемых или разделенных с родственниками детей, что составляет 74% таких заявлений, поданных в этом году, и 5 400 были признаны в качестве беженцев или им была предоставлена дополнительная форма защиты 13 . В 2010 году основными странами назначения для новых лиц в поисках убежища была Франция, затем сразу же идет Германия, а основным источником была Сербия (включая Косово) 14 . При этом Сербия имеет самое большое число перемещенных лиц в Европе – согласно данным УВКБ ООН, более 228 000 ВПЛ и 73 600 беженцев.

В Европе существует большое число внутренне перемещенных лиц, в том числе более 600 000 на Балканах и около 1,1 миллиона в Армении, Грузии и Российской Федерации 15 . Попрежнему вызывает озабоченность статус безгражданства, особенно в результате распада бывшего Советского Союза. Конкретное число лиц, не имеющих гражданства в Восточной Европе, неизвестно, но оно может составлять 120 000 человек 16 .

Сколько людей мигрируют из вашей страны ежегодно? Куда они уезжают? Почему?

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией без какого то ни было различия.
ВДПЧ

Миграция и права человека

Как и все люди, мигранты обладают правами человека. Положения документов в области прав человека охватывают всех, включая мигрантов. Однако зачастую существует большой разрыв между правами, которые международное право в области прав человека гарантирует для беженцев, лиц в поисках убежища, трудящихся мигрантов и иных аналогичных групп, и той реальностью, с которой они сталкиваются. Их права человека часто нарушаются, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность.

Их особая уязвимость проистекает от их статуса иностранца: они пересекли международные границы для того, чтобы въехать в другую страну, гражданами которой они не являются, и где они могут, как правило, оставаться, жить и работать легально только при конкретном согласии властей данной страны. Являясь чужаками в принимающем обществе, они могут не знать местный язык, законов или общественных обычаев, что ограничивает их возможность узнать о своих правах и их реализовать. Они могут подвергаться дискриминации на работе и в повседневной жизни, более того, сталкиваться с расизмом и ксенофобией, становиться жертвой преступлений на почве ненависти.

Мигранты, въезжающие в транзитную страну или страну назначения без необходимых документов (или позднее потерявшие свой юридический статус), могут попасть под стражу на длительный срок, если их арестуют власти, и подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, не имея при этом доступа к юридической помощи. Трудящиеся-мигранты без документов уязвимы также в отношении злоупотреблений и эксплуатации со стороны работодателей, агентов по вопросам миграции, коррумпированных бюрократов и преступных группировок. Женщины могут легко подвергнуться сексуальной эксплуатации. Лица, незаконно ввозящие мигрантов, и торговцы людьми также часто пользуются уязвимостью незаконных мигрантов.

Какие права человека мигрантов наиболее часто нарушаются в вашей стране?

Защита прав человека в отношении мигрантов: международные документы и механизмы

Существует ряд документов и механизмов, обеспечивающих права человека мигрантов, включая такие документы, которые посвящены конкретным группам мигрантов.

Право на убежище. Защита беженцев

Право на поиск убежища от преследований признается как право человека на основании Всеобщей декларации прав человека. Это право является основой Конвенции о статусе беженцев, принятой ООН в 1951 году 17 , которая со своим Протоколом 1967 года стала всеобщим стандартом в области права на убежище.

14-й Далай-лама
Гийом Аполлинер
Александр Грэм Белл
Джозеф Конрад
Альберт Эйнштейн
Анна Франк
Исмаил Кадаре
Генри Киссинджер
Аятолла Хомейни
Карл Маркс
Ригоберта Менчу
Жан Рено

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН создала Бюро Комиссара ООН по делам беженцев, цель которого – обеспечивать, чтобы все люди могли осуществлять свое право на поиск убежища. УВКБ ООН возглавляет и координирует международную деятельность по защите беженцев, а также осуществляет надзор за соблюдением данной Конвенции.

Есть группа, которая нуждается в особой защите – это дети, особенно несопровождаемые несовершеннолетние, поскольку они особо уязвимы в отношении нарушения их прав человека. УВКБ ООН опубликовало отдельные руководящие принципы для органов, занимающихся миграцией, в отношении того, как определять наилучшие интересы ребенка 18 . Комиссар Совета Европы по правам человека призвал правительства обеспечивать, чтобы в официальных процедурах учитывались мнения и интересы детей-беженцев 19.

По оценкам, в Африке 10 миллионов человек были вынуждены мигрировать в течение последних двух десятилетий из-за опустынивания или деградации окружающей среды.

Защита трудящихся-мигрантов

Специальный докладчик по правам человека мигрантов

Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятая в 1990 году, является наиболее всеобъемлющим международным договором в области миграции и прав человека. Однако по состоянию на август 2011 года ее ратифицировали лишь 44 государства, причем этого еще не сделала ни одна основная страна иммиграции. Что касается членов Совета Европы, то Конвенцию ратифицировали лишь Азербайджан, Албания, Босния и Герцеговина и Турция. Конвенция не создает новых прав для мигрантов, однако предусматривает равное обращение и условия труда по сравнению с гражданами соответствующего государства. В Конвенции заявляется, что все мигранты должны иметь доступ к минимальному уровню защиты. Она требует от государств принимать меры по предупреждению незаконного передвижения, а также найма иммигрантов, находящихся на незаконном положении, но в ней также подчеркивается, что основные права человека мигрантов без документов должны быть гарантированы.

Вопрос, который непосредственно касается миграции и прав человека – это торговля людьми. Поскольку возможности мигрировать законно у людей ограничены, они часто идут на риск и обращаются к посредникам, которые могут воспользоваться преимуществом своей ситуации и заставляют оплатить стоимость миграции тем, что мигрант берет на себя обязательство работать только на торговца людьми. Статья 4 Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) конкретно и категорически запрещает рабство и принудительный труд. Совет Европы принял Конвенцию о борьбе с торговлей людьми (она вступила в силу в 2008 году), которая содержит обязательство государств по предупреждению торговли людьми, преследованию торговцев людьми и защите жертв. Учитывая тайный характер такой торговли, никто не знает точно, сколько людей в мире стало жертвой торговли людьми, но согласно оценкам, это составляет от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов. В Европе более 140 000 жертв становятся добычей торговцев людьми в каждый данный момент, при этом многих заставляют заниматься проституцией 22 . Мигранты, ставшие жертвой торговли людьми, могут оказаться в ситуации, фактически означающей рабство, когда их паспорта конфискуют или их самих держат взаперти.

Защита лиц без гражданства

Статус лиц без гражданства регулируется Конвенцией ООН о статусе апатридов 23 , принятой в 1954 году, а также Конвенцией ООН о сокращении безгражданства24. УВКБ ООН, в полномочия которого входит и защита лиц без гражданства, работает по этой проблеме с правительствами, другими учреждениями ООН и гражданским обществом. 24

Миграционная политика ЕС

Аналогичная безвизовая система развивается в некоторых странах Содружества Независимых Государств (включая все постсоветские государства, за исключением балтийских государств и Грузии), и многие мигранты из Афганистана и других центрально-азиатских стран используют этот путь для приезда в Россию или Украину как в страны конечного назначения или как в транзитные страны на пути в ЕС.

Дублинский регламент Европейского союза

Дублинский регламент (который заменил ранее существовавшую Дублинскую конвенцию) определяет, какое государство-член ЕС несет ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища, которое было подано соответствующим лицом. На основании Регламента создается база данных отпечатков пальцев лиц в поисках убежища, которая называется EURODAC. Лица в поисках убежища должны подать заявление о предоставлении убежища в первой стране ЕС, в которую они прибывают, и там снимаются их отпечатки пальцев. Лица в поисках убежища могут быть возвращены в другое государство-член ЕС, если можно доказать, что они прибыли в ЕС (воздушным, морским или наземным путем) или же подали заявление об убежище в этом другом государстве. Территория, охватываемая Дублинским регламентом, была распространена на некоторые страны-нечлены ЕС, такие как Норвегия, Исландия и Швейцария. Такая система создает огромную нагрузку на ряд стран ЕС, которые в силу своего географического положения более вероятно могут стать страной первого въезда лиц в поисках убежища.

Визовые требования к гражданам, приезжающим не из Европы, стали весьма строгими, при этом перевозчиков строго наказывают за перевозку пассажиров без документов. То же самое происходит и в восточно-европейских странах. Весьма ограничительная политика, проводимая многими европейскими странами, может заставить иммигрантов обратиться к незаконным методам проникновения в Европу. Они часто становятся жертвой организованных торговцев людьми. Многие так и никогда не достигают Европы, а некоторые погибают по дороге туда.

Мигранты – это не преступники

Документы Совета Европы и механизмы, применимые к мигрантам

На основании ЕКПЧ, государства-члены Совета Европы гарантируют права, изложенные в Конвенции, не только своим собственным гражданам, но и каждому под их юрисдикцией.

Конвенция Совета Европы о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977) предусматривает рамки для обеспечения прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также содействует их социальному продвижению и благополучию. На протяжении многих лет Совет Европы выдвигал многочисленные рекомендации, связанные с гармонизацией национальных процедур в отношении убежища, подготовкой должностных лиц, осуществляющих процедуры убежища, задержанием лиц в поисках убежища, возвращением лиц в поисках убежища, которым было в нем отказано, а также обеспечением дополнительной и временной защиты.

В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) имеется Комитет по миграции, беженцам и народонаселению. Данный Комитет сосредоточил свою работу на анализе наиболее проблематичных сфер, связанных со своими полномочиями, в том числе, помимо прочего, положения несопровождаемых несовершеннолетних лиц, роли миграции в демографических процессах и защиты мигрантов и беженцев. В своем докладе за 2011 год Комитет выразил свою озабоченность в связи с отсутствием национального законодательства и руководящих принципов защиты детей, не имеющих документов, и призвал государства-члены осуществлять соответствующие законодательные меры и ликвидировать такие барьеры, как административные препятствия, дискриминацию или отсутствие информации, и обеспечивать полное соблюдение этих прав на практике.

Интеграция мигрантов в Европе

Андерс Беринг Брейвик, норвежский крайне правый экстремист, признался в том, что осуществил взрывы в правительственных зданиях в Осло, Норвегия, которые привели к восьми погибшим, а также устроил массовое убийство в молодежном лагере Рабочей партии на острове Утоя, где 22 июля 2011 года он убил, по крайней мере, 68 человек, в основном подростков. Брейвик заявил также о том, что он – христианский консерватор, выступающий против мультикультурализма.

Молодежь и миграция

"Intercultural education methods … should be introduced in schools in order to develop students' competences for intercultural dialogue."
Ragusa Declaration of the Euro-Arab Youth Conference on Youth, Migra-tion and Development 30

С одной стороны, молодые люди пользуются позитивными аспектами мобильности и участвуют в таких европейских программах, как Эразмус Мундус, Европейская волонтерская служба, регулируемая ЕС, Советом Европы и другими участниками, в том числе молодежными организациями. С другой стороны, молодые мигранты сталкиваются с множеством проблем. Согласно оценкам, в Европе находится около 12 миллионов молодых людей, которые родились и воспитывались в обществах, к которым не принадлежали их родители. И хотя эта молодежь росла в этих странах, многие молодые люди по-прежнему считаются иммигрантами.

В борьбе с нетерпимостью и за укрепление взаимного понимания важную роль играет межкультурный диалог. Образовательные программы, как в сфере формального, так и неформального образования, молодежные обмены и молодежная работа – это эффективные инструменты для развития межкультурных компетенций, повышения осознания вопросов миграции и воспитания отношения к этническому, религиозному, языковому и культурному многообразию как к источнику роста, а не как к проблеме.

18 декабря


Что такое правовой статус беженцев

На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Кто такие беженцы

Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.

Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации , фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.

Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.

Кто такие вынужденные переселенцы

При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.

Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца .

Отличия

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Процедура получения

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность , свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Выплаты

Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.

Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.

Отличие правового статуса беженцев от статуса вынужденных переселенцев

При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).

Общее у обеих категорий

Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.

  • Так, и беженцы, и вынужденные переселенцы в РФ являются лицами, которые вынуждены покинуть место проживания по не зависящим от них причинам.
  • Все они обязаны проходить процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
  • Для получения указанных статусов применяются практически идентичные основания, заключающиеся в угрозе жизни и преследовании по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.
  • Похожи основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса.
  • Практически идентичный объем прав предоставляется обеим категориям субъектов и в части социального обеспечения: всем им может быть предоставлено жилье для временного поселения, содействие в проезде и провозе багажа, получении питания, коммунальных и иных услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Трудоустройство беженцев

При трудоустройстве такое лицо вместо паспорта предъявляет удостоверение беженца . Что касается документов об образовании и квалификации, то они подлежат легализации, если такая легализация не отменена двусторонним международным договором.

Прочитайте подробнее об особенностях трудоустройства и самых популярных видов работ для беженцев .

Также при необходимости более подробного изучения порядка получения работы в России гражданами других стран рекомендуем узнать детальнее о трудоустройстве иностранцев в РФ .

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение этих двух категорий мигрантов отличны в условиях и сроках предоставления, перечне прав, получаемых мигрантом, а также причиной лишения статуса.

Удостоверение вынужденного переселенца

Беженцы — лица, покинувшие страну в результате преследования по тем или иным причинам и не желающие возвращаться на родину. Вынужденные переселенцы покидают один из регионов страны и перемещающиеся в другой из-за преследований или совершенного над ними насилия. Удостоверение вынужденного переселенца

Нормативная база

Также защита прав политических беженцев гарантируется ст. 63 Конституции РФ, действующей на основе Женевской конвенции ООН. Вопросы, касающиеся предоставления социального жилья данным группам мигрантов, регулируются ст. 108 ЖК РФ.

Основания для признания

По причинам предоставления эти понятия максимально близки: и беженцами, и вынужденными переселенцами признаются лица, покинувшие свои дома из-за угрозы жизни и здоровью по причинам расовой, этнической, политической принадлежности либо по мотивам религиозной или социальной вражды.

  • Техногенных катастроф;
  • Стихийных бедствий;
  • Военных действий и т. д.

Отличия беженцев от переселенцев

1 Заполнение бланка для участия в программе… 6 883

  • Вынужденный переселенец — это всегда гражданин РФ, беженец — всегда обладает гражданством иного государства либо является лицом без гражданства;
  • Вынужденный переселенец покидает один субъект федерации и переселяется в другой, беженец прибывает на территорию РФ из-за границы.

Права и обязанности мигрантов

  • Участвовать в выборах и референдумах;
  • Работать в качестве государственных и муниципальных служащих;
  • Получать субсидии на покупку жилья и претендовать на улучшение жилищных условий.
  • Получать стипендии во время обучения;
  • Претендовать на получение жилья;
  • Рассчитывать на безвозмездные субсидии на покупку или строительство жилых объектов.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Видео

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.

Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:

  1. Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
  2. Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.


Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты

Проблемы обеих категорий вынужденных мигрантов связаны с переездом и могут носить разнообразный характер. В первую очередь лиц беспокоят бюрократические препоны. Получение и подтверждение статуса требуют от мигранта многократного посещения государственных органов, сбора документов и готовности к временным затратам.

Почти каждый мигрант сталкивается с психологическими трудностями. Смена места жительства, а зачастую культурной и языковой среды, приводит к психологическому отчуждению переселенцев и беженцев, проблемам с адаптацией, интеграцией в новое общество, поиском работы и нового круга общения. Зачастую многие мигранты не справляются с психологическим давлением и возвращаются в регион или страну убытия.

Еще одна проблема носит бытовой характер. Обустройство быта на новом месте жительства требует больших финансовых затрат и личных усилий. Многим мигрантам требуются годы, чтобы создать сопоставимый с прежним местом проживания уровень достатка и бытовых условий.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Читайте также: