Когда стало очевидно необходимость разграничения двух наук географии и истории в

Обновлено: 30.06.2024

Через весь курс проходит методологический анализ проблемы взаимодействия природы и общества, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Имеет значение соотношение пространственного и исторического подходов в геогр. Важен вопрос о целостности геогр. науки — сопоставлении процессов ее интеграции и дифференциации, о ее связях и взаимоотношениях со смежными науками. Все эти виды связей и отношений менялись в процессе развития науки и должны быть исторически проанализированы и сопоставлены. В истории науки развитие идей идет неравномерно. В истории науки выделяются крупные гео научные школы.

Кроме истории науки сформировались еще две науки с близкими к ней названиями, немного связанные с историей гео: история гео открытий- показывает исторический процесс исследования земной поверхности: отд. континентов, океанов, морей, о-вон, историю непрерывного уточнения карты нашей планеты. Историч гео исследует географич особенности природы, населения, хоз-ва прошлых лет.

Эти три науки связаны друг с другом и перекрывают одна другую, особенно когда анализируются труды крупнейших путешественников, совершивших гео открытия и продвинувших вперед развитие гео науки (Гумбольдт, П.П. Семенов Т-Ш).

Геогр. открытия, совершаемые экспедициями и отдельн. путешественниками, позволили нашей науке накопить огр фактич мат-л, необходимый для дальнейших обобщений. Под гео открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области гео, открытие новых гео закономерностей. Соврем. история гео открытий сблизилась с историей географии (является методологической наукой). Она сближается с философией, логикой, матем и др теоретическими науками.

История гео открытий более всего отражает требования практики. Напр, в эпоху ВГО гео имела наибольшее практич. значение для общества. Затем она отступила на задний план. Теперь наступило время, когда потребности практики создали условия для сильного развития гео: познание МО, атмо, биосф и др.

2. Периодизация истории географической науки и формирования теоретических географических представлений.

Саушкин выделял 8 эпох в развитии географии:

1. Античная средиземноморская цивилизация

Эратосфен определил размеры земного шара. Для многих географов характерна целостность

Соответствует феодальному способу производства Объяснение догматов церкви.

3. Эпоха раннего капиталистического развития промышленности и торговли и быстрого роста науки и культуры ХУ — ХУI вв., получившая название . Возрождение (Ренессанс). С эпохой Возрождения связаны Великие географические открытия и начало развития естествознания. Это эпоха начала картопечатания, Коперника, Колумба, Магеллана, Великие географические открытия намного расширили научные географические представления, стимулировали развитие географической науки.

4. Эпоха сильного роста капиталистической мануфактурной промышленности и торговли

В эту Эпоху наука и культура в целом, и естествознание в особенности, развиваются очень разносторонне. Это эпоха Галилея, Ньютона, Ломоносова, Декарта, Бэкона. В это время, как правило, анализ преобладал над синтезом, ученые разделяли природу на части, классифицировали многочисленные факты. В это время был сделан крупный шаг по изучению географии России, по исследованию внутренних областей Северной и Южной Америки.

5. Эпоха развития крупной капиталистической промышленности в ХIХ в., колоссальных успехов науки и техники — эпоха лавровой машины, железных дорог, крупнотоннажного судоходства, каменноугольной металлургии.

б. Эпоха гигантской концентрации производства, капиталистических монополий, империализма, раздела и передела мира. Это период сильнейшего развития стальной промышленности (Томас), развития электротехники (Эдисон), химии (Менделеев), агрохимии (Либих), радиохимии (Кюри).

7. Эпоха от Великой Октябрьской социалистической революции до конца второй мировой войны (1917—1945). Эта эпоха характеризуется строительством социализма в СССР, индустриализацией и урбанизацией в СССР и в ряде других стран. для нее характерны большие успехи математики, создание теории относительности как основы теоретической физики, проникновение в структуру атомного ядра и развитие ядерной физики.

8. Современный период. Это эпоха научно-технической революции: создания космических кораблей, высадки людей на Луне, выпуска ряда поколений электронно-вычислительных машин. Исаченко выделял 7 основных периодов развития географических идей:

География в эпоху рабовладельческого строя

Эпоха великих географических открытий и начала нового времени

География нового времени (последи. треть 18 и к. 19 в.)

Зарождение современной географии (к 19 нач. 20 в.)

Современная география (с 1945 г.)

4 периода развития географии:

1. сер. 17 в. — зарождение единой географии как фактологической, описательной науки на теоретической основе, метафизического материализма и географического детерминизма.

2. сер. 19 в. — возникновение в рамках единой географии физико-географических и общественно- географических исследований на основе стихийного материализма и диалектики.

3. к. 19-нач. 20 в. — создание в рамках общей системы географических наук самостоятельных подсистем физической и экономической географии, в результате интенсивной дифференциации и интеграции научных исследований. Интенсивная идеологизация географии, как отражение противоречий соц-эк систем.

4. к. 20 в. — формирование единой мировой география, как сложной системы географических наук. Интенсивный процесс интеграции нац-х гео школ в следствие резкого обострения экономических, экологических и демографических проблем все более широкого понимания их глобального характера.

В данной статье описывается история географии.

Содержание

География Древнего Востока

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

География в античном мире



Эллинистический период

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умопорозительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушария.

Китай



В древних географических трактатах, которые сильно повлияли впоследствии на более поздних китайских географов и картографов, используется мифическая фигура Великого Юя, описывающего известные земли. Кроме этой личности, других элементов мифологии, легенд или фантазий в этих работах не встречается. [2] Хотя китайская картография во времена Геродота и Страбона была менее точна и системна, но начиная с III и до XIII века методика ведения географических документов стала более совершенной, нежели в Европе. [3]

Самые ранние из сохранившихся в настоящее время китайских карт датируются IV веком до н. э., то есть были сделаны в древнем царстве Цинь. [4] Первое известное употребление геометрической сетки и градуированной шкалы встречается в записях картографа Пэй Сю (224—271). [5] Начиная с I века нашей эры официальные китайские тексты содержали географические разделы, которые зачастую были огромными списками названий мест и административных делений, контролируемых правящей династией, описаний горных хребтов, речных систем, налогооблагаемой продукции и т. д. [6] Древний китайский историк Бань Гу (32-92) начал традицию создавать географические справочники, которая была популярной в периоды Южных и Северных Династий и династии Суй. Местные справочники содержали большой объём географической информации, хотя из создатели не были профессионалами. [7]

Средние века

Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.



Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям и достигнув Индии, писал природу и жизнь этой страны.

Эпоха Великих географических открытий



XVIII—XIX века

В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Дж. Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменение лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движение воздушных масс, о слоях земных и т. д.

Конец XIX — начало XX века



Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Литке, Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Кропоткин, Миклухо-Маклай, Воейков, Докучаев, Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

I. 1. ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Анаксимандр из Милета (около 610–547 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основоположников географии. Представитель милетской школы, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Анаксимандр создал первые солнечные часы. Автор одной из первых геоцентрических моделей космоса. В ней Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (ойкумена). Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Ему принадлежит попытка естественнонаучного объяснения происхождения суши и моря. Источником метеорологических явлений Анаксимандр считал Солнце. Ему принадлежит важная мысль об эволюции органической жизни на Земле, о приспособлении живых существ к окружающим условиям и о происхождении человека от животных другого вида. Анаксимандру приписывается изобретение гномона (одного из древнейших астрономических инструментов) и деление дня на 12 часов.


Анаксимен из Милета (585–около 528 до н. э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик и последователь Анаксимандра. Основной прием его научной аргументации – метод аналогий. Земля ему представлялась шарообразной, однако его космогонические и географические представления отличались от воззрений его предшественников. Анаксимен принимает за материальную основу мира аэр (воздух). Он считал, что при разряжении воздух становится огнем, а при сгущении – облаком, потом водой и, наконец, землей. Движение вечно и является причиной изменений. Земля и небесные светила, по его мнению, образовались в результате сгущения воздуха. По своей форме они являются плоскими дисками. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег.


Аристарх Самойский (310 до н. э.–230 до н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Аристарх впервые высказал гипотезу, что все планеты вращаются вокруг Солнца, причем Земля является одной из них, совершая оборот вокруг дневного светила за один год, вращаясь при этом вокруг оси с периодом в одни сутки (гелиоцентрическая система мира). Он определил продолжительность года в 365 дней + (1/4) дня. Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз, а также солнечных и лунных затмений. Его построения основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. В честь Аристарха назван лунный кратер и астероид.



Рис. 1. Карта мира Гекатея (VI в. до н. э.)




Гиппарх из Никен (около 180–125 до н. э.) – древнегреческий астроном, географ и математик. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны. Гиппарх внес существенный вклад в усовершенствование календаря. Он определил продолжительность тропического года 365+(1/4)-(1/300) дней. Он ввел в географию определение положения мест на земной поверхности по широтам и долготам, определил географические координаты ряда пунктов. Гиппарх впервые выдвинул мысль об обитаемости экваториальных широт. В честь Гиппарха названы лунный кратер и астероид.


Гиппократ из Коса (460–377 до н. э.) – древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Является родоначальником учения о зависимости человеческого общества от природных условий. При этом главными факторами Гиппократ считает температуру и влажность воздуха, а также качество воды (температуру и химический состав). Названные факторы связаны с целым рядом других природных условий – рельефом (высота местности, ее расчлененность, уклон, направление возвышенностей), положением местности по отношению к господствующим ветрам, растительностью, составом горных пород. Гиппократ подробно описал, как влияют те или иные климатические и гидрологические свойства местности на человеческий организм, какие они вызывают болезни.

Гиппократ сделал, по сути дела, региональный обзор медико-географических условий по известным странам. Он считал, что в практике врача наряду с учетом природных условий важен учет образа жизни людей. Поэтому в региональном обзоре он стремился выяснить зависимость от природных условий, физиологических и психических особенностей людей. Своими трудами Гиппократ заложил основы медицинской географии.


Демокрит много путешествовал. Более 5 лет прожил в Египте, поднимался вверх по Нилу до порогов. Он отмечал приоритет государства в общественном развитии. Демокрит первым из мыслителей античности обратил внимание на влияние окружающей среды на человека. Даже причину появления жизни, в том числе и человека, он связывал с влагой, водой и илом.



Парменид из Элеи (около 515–445 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ, научный основатель школы элейцев. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: а) помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем; б) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет; в) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует; г) у Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.



Рис. 2. Плавания Пифея, IV в. до н. э.



Фалес из Милета (ок. 625–ок. 547 до н. э.) – древнегреческий философ, путешественник, основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Первоосновой всех материальных вещей считал воду, и все природные явления и процессы он сводил к движению и качественным изменениям воды. Он считал: все сущее возникло из воды; все постоянно возникает из воды; все станет и все становится водой, но также и: все есть вода.

Согласно Фалесу, все состоит из воды: во-первых, начало всех животных; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. Фалес впервые естественнонаучным путем пытался объяснить разливы Нила и причины землетрясений. Он много путешествовал, побывал в Египте, познакомился с достижениями египтян в астрономии, математике, строительстве, с их философскими воззрениями. Фалес впервые предсказал солнечное затмение, которое, по современным вычислениям, пришлось на 28 мая 585 до н. э. В Милете, в одной из гаваней, Фалес установил дальномер – прибор, который позволял определять расстояние от берега до корабля, находящегося далеко в море.


Таким образом, Эратосфен соединил данные математики, физики, истории, естествознания, тем самым, положив начало географии как самостоятельной науки.

I. 1. ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Анаксимандр из Милета (около 610–547 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основоположников географии. Представитель милетской школы, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Анаксимандр создал первые солнечные часы. Автор одной из первых геоцентрических моделей космоса. В ней Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (ойкумена). Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Ему принадлежит попытка естественнонаучного объяснения происхождения суши и моря. Источником метеорологических явлений Анаксимандр считал Солнце. Ему принадлежит важная мысль об эволюции органической жизни на Земле, о приспособлении живых существ к окружающим условиям и о происхождении человека от животных другого вида. Анаксимандру приписывается изобретение гномона (одного из древнейших астрономических инструментов) и деление дня на 12 часов.


Анаксимен из Милета (585–около 528 до н. э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик и последователь Анаксимандра. Основной прием его научной аргументации – метод аналогий. Земля ему представлялась шарообразной, однако его космогонические и географические представления отличались от воззрений его предшественников. Анаксимен принимает за материальную основу мира аэр (воздух). Он считал, что при разряжении воздух становится огнем, а при сгущении – облаком, потом водой и, наконец, землей. Движение вечно и является причиной изменений. Земля и небесные светила, по его мнению, образовались в результате сгущения воздуха. По своей форме они являются плоскими дисками. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег.


Аристарх Самойский (310 до н. э.–230 до н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Аристарх впервые высказал гипотезу, что все планеты вращаются вокруг Солнца, причем Земля является одной из них, совершая оборот вокруг дневного светила за один год, вращаясь при этом вокруг оси с периодом в одни сутки (гелиоцентрическая система мира). Он определил продолжительность года в 365 дней + (1/4) дня. Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз, а также солнечных и лунных затмений. Его построения основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. В честь Аристарха назван лунный кратер и астероид.



Рис. 1. Карта мира Гекатея (VI в. до н. э.)




Гиппарх из Никен (около 180–125 до н. э.) – древнегреческий астроном, географ и математик. Улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, определил расстояние до Луны. Гиппарх внес существенный вклад в усовершенствование календаря. Он определил продолжительность тропического года 365+(1/4)-(1/300) дней. Он ввел в географию определение положения мест на земной поверхности по широтам и долготам, определил географические координаты ряда пунктов. Гиппарх впервые выдвинул мысль об обитаемости экваториальных широт. В честь Гиппарха названы лунный кратер и астероид.


Гиппократ из Коса (460–377 до н. э.) – древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Является родоначальником учения о зависимости человеческого общества от природных условий. При этом главными факторами Гиппократ считает температуру и влажность воздуха, а также качество воды (температуру и химический состав). Названные факторы связаны с целым рядом других природных условий – рельефом (высота местности, ее расчлененность, уклон, направление возвышенностей), положением местности по отношению к господствующим ветрам, растительностью, составом горных пород. Гиппократ подробно описал, как влияют те или иные климатические и гидрологические свойства местности на человеческий организм, какие они вызывают болезни.

Гиппократ сделал, по сути дела, региональный обзор медико-географических условий по известным странам. Он считал, что в практике врача наряду с учетом природных условий важен учет образа жизни людей. Поэтому в региональном обзоре он стремился выяснить зависимость от природных условий, физиологических и психических особенностей людей. Своими трудами Гиппократ заложил основы медицинской географии.


Демокрит много путешествовал. Более 5 лет прожил в Египте, поднимался вверх по Нилу до порогов. Он отмечал приоритет государства в общественном развитии. Демокрит первым из мыслителей античности обратил внимание на влияние окружающей среды на человека. Даже причину появления жизни, в том числе и человека, он связывал с влагой, водой и илом.



Парменид из Элеи (около 515–445 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ, научный основатель школы элейцев. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: а) помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем; б) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет; в) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует; г) у Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.



Рис. 2. Плавания Пифея, IV в. до н. э.



Фалес из Милета (ок. 625–ок. 547 до н. э.) – древнегреческий философ, путешественник, основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Первоосновой всех материальных вещей считал воду, и все природные явления и процессы он сводил к движению и качественным изменениям воды. Он считал: все сущее возникло из воды; все постоянно возникает из воды; все станет и все становится водой, но также и: все есть вода.

Согласно Фалесу, все состоит из воды: во-первых, начало всех животных; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. Фалес впервые естественнонаучным путем пытался объяснить разливы Нила и причины землетрясений. Он много путешествовал, побывал в Египте, познакомился с достижениями египтян в астрономии, математике, строительстве, с их философскими воззрениями. Фалес впервые предсказал солнечное затмение, которое, по современным вычислениям, пришлось на 28 мая 585 до н. э. В Милете, в одной из гаваней, Фалес установил дальномер – прибор, который позволял определять расстояние от берега до корабля, находящегося далеко в море.


Таким образом, Эратосфен соединил данные математики, физики, истории, естествознания, тем самым, положив начало географии как самостоятельной науки.

Читайте также: