Когда шестой римский царь включил плебеев в состав городской общины они получили право

Обновлено: 02.07.2024

Во внутренней истории Римского государства одним из важных является процесс формирования рабовладельческого общества, в основу которого легла борьба между патрициями и плебеями.

В основу этого процесса легло прежде всего неравное экономическое положение этих двух сословий. Патриции к этому времени уже не участвуют в процессе производства. Причиной этому послужило то, что уже на стадии разложения родового строя среди патрициев наметилась экономическая дифференциация, многие патриции потеряли землю и вынуждены были стать клиентами у более богатых сородичей. Такие отношения клиентелы скрывали реальную эксплуатацию соплеменников, создавая внешние признаки большой патриархальной семьи с защитой патроном младших ее членов - клиентов. Надо отметить, что в эту же большую патриархальную семью входили и рабы, которые уже были в ранний период римской истории.

Таким образом, патриции не участвовали в производстве благодаря эксплуатации клиентов и рабов. Плебеи же занимались трудом и жили за счет доходов от своего труда, т. е. существование плебеев предполагало прежде всего существование за счет собственного труда. Однако, эти классовые различия между патрициями и плебеями были очень тесно связаны с сословными различиями и во многом ими и объяснялись. Плебеи были совершенно бесправны, хотя лично и свободны, они не могли претендовать на получение общественных земель, появляющихся в результате новых завоеваний; они так же не могли участвовать в управлении государством, в отличие от патрициев, которые этим правом пользовались. Тем самым классовые различия оказались закрепленными правовыми установлениями, неполноправием плебеев.

Такое неравное положение класса - сословий патрициев и плебеев не могло не выявиться в классовый антагонизм между ними. Усилению претензий плебеев способствовало и усилившееся и в их среде имущественная дифференциация. Требование плебеев было двуединым, которое выражало и классовые, и сословные противоречия: средства производства и равные права12.

Борьба патрициев и плебеев продолжалась с конца VI века и почти до конца IV века до н. э., принимая при этом иногда и острые формы. Эта борьба вызывала в середине VI века до н. э. проведение реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, который ввел новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Так называемая Сервиева конституция означала уничтожение примитивной патрицианской civitas и создания патрицианского - плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство13. Однако формально включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопрос о средствах производства, и прежде всего оземле. На основании этого можно сделать вывод, что суть борьбы патрициев и плебеев заключалась, или другими словами сводилась к борьбе мелкой земельной собственности с крупной14. В царский период и во времена ранней республики патриции владели крупными земельными участками из ager publicus, а большинство плебеев имело лишь приусадебные участки, или вовсе были без земли.

Таким образом, в результате реформ плебеи были включены в состав гражданской общины, а значит и в вооруженные силы государства. Все это дало в их руки своеобразную форму борьбы за свои права в виде сецессии (secessio), т. е. ухода плебеев из Рима, обычно на Авентинский холм или Священную гору. При удалении плебеев, составляющих основную массу войска, Рим тем самым оставался почти открытым для врагов.

Наиболее подробные сведения о борьбе патрициев и плебеев, а так же о проведении реформ Сервия Туллия содержатся в трудах античных авторов: Дионисия Галикорнасского, Тита Ливия, Цицерона, Пления Старшего, Теллия и Феста15.

Согласно сведениям античной традиции, сецессий нащитывается пять: в 494, 449, 445, 342 и 287 годах до н. э. Кроме общественной земли плебеи требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков и уравновешивания с патрициями в политических правах16.

После первой сецессии плебеи получили право избирать своих магистров, т. е. народных трибунов в трибутных комициях (согласно традиции 471 года до н. э.). Обязанность и права народных трибунов состояли в том, чтобы защитить плебеев от произвола патрицианских магистратов. На этом заканчивается первый этап борьбы, охвативший период от реформ Сервия Туллия до установления народного трибуната.

Дальнейшая борьба плебеев сосредоточилась на доступе их к использованию ager publicus наравне с патрициями19. Плебеи требовали раздела общественного поля. Тит Ливий сообщает, что в качестве инициатора аграрного законопроекта выступил консул (486 год до н. э.) Спурий Кассий, который предложил раздать плебеям половину только что отнятых у герников двух третьих земли. К этому он хотел присоединить часть уже имеющейся ager publicus20. Патриции, противясь этому требованию, в большинстве случаев выдают общественную землю за свою частную21. С помощью второго консула Прокула Вергиния законопроект Кассия был отклонен, а его автор обвинен в стремлении к захвату царской власти и казнен. В 478 году до н. э. плебеи вновь выступают с требованием закона о разделе общественных земель. Их представителем и защитником на этот раз становится народный трибун Понтифиций, который после отказа сената поставил законопроект на утверждение народным собранием22. Но сенат и патриции вновь сумели отклонить требования плебеев. В ответ на это в 460 году до н. э. вспыхнуло новое восстание плебеев под руководством Аппия Тедрония из сабинов. В нем приняло участие около 4 500 человек, которые захватили капитолий, а Аппий Тедроний заявил, что он хочет снять тяжелое ядро рабства23.

Последний третий этап борьбы начинается с 80-х годов IV века до н. э., когда в результате жестокого экономического кризиса и роста задолженности, причиной которого стал набег галлов около 390 года до н. э., вновь обострилась борьба между патрициями и плебеями27. Был посажен в тюрьму Марк Манлий Капитолийский, первый патриций действовавший в интересах плебеев. Как сообщает Ливий, плебеи заставили сенат издать постановление об освобождении Манлия, который после освобождения стал еще активнее призывать простой народ на борьбу против патрициев. Но вскоре Манлий был обвинен в стремлении к царской власти и по приговору суда он был сброшен с Тарпейской скалы (384 год до н. э.) 28.

В 378 году до н. э. для постройки каменной стены вокруг Рима был введен новый налог, следствием чего стало увеличение долгов плебейского населения и новое обострение социального конфликта29. Для решения данного конфликта, народными трибунами Лицинием и Секстием были предложены следующие законопроекты (рогации) в пользу плебеев: это ограничение земельных наделов патрициев, об освобождении должников - плебеев от уплаты процентов кредиторам, о праве избирать одного высшего магистра - консула из плебеев. Борьба за принятие этих законопроектов длилась около 10 лет, и только в 367 году до н. э. сопротивление знати было сломлено и все три закона приняты. Первым плебеейским консулом в 366 году до н. э. стал Секстий30. Воспользовавшись новым законом, богатая верхушка плебса получила возможность приобрести в собственность часть ager publicus, в то время как основная масса плебеев оставалась бедной, располагая лишь небольшим наделом. С этого времени плебеи все реже выступают единой силой, богатая плебейская верхушка все более тяготеет к патрициям и путем браков вступает в связь с ними. Начинает формироваться единый класс эксплуататоров, в то время как бедные плебеи нередко попадают в долговую кабалу31.

Недовольство основной массы плебеев вылилось в 342 году до н. э. в крупное восстание. Основным требованием восставших было отмена долговой кабалы. Но долговая кабала, не смотря на ее официальное отменение, как общественный институт осталась. В 326 году до н. э. вспыхнуло вновь восстание плебеев против долговой кабалы. Как сообщат Ливий, закабаленные были освобождены и запрещено на будущее время брать должником в кабалу32.

Последним годом борьбы между патрициями и плебеями принято считать 287 год до н. э., когда диктатор из плебеев, Гортензий вторично провел закон, по которому решения плебесцитов (постановления принятые плебеями на собраниях по трибам) - закон для всех граждан, в том числе патрициев. Таким образом с конца III века до н. э. верхушка плебса получила доступ ко всем магистратурам.

В результате борьбы патрициев и плебеев изменился и социальный состав римского общества. В ходе этой борьбы оформилась социальная структура римского общества как общества рабовладельческого. Богатые и средние слои патрициев и плебеев составили класс рабовладельцев, а бедные слои патрициев и плебеев - класс плебса. Внутри класса рабовладельцев мы видим оформившиеся в результате борьбы патрициев и плебеев сословия нобилитета и всадников. Плебс представлял из себя класс - сословие мелких собственников - производителей (земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы). Плебс делился на сельский и городской. Сельский плебс по сравнению с городским был более однородным, хотя и среди него были люди с значительными земельными участками, а так же ростовщики, закабалившие бедноту. В состав городского плебса входили богатые торговцы и владельцы крупных ремесленных мастерских, мелкие ремесленники и торговцы, наемные работники и люмпен пролетарии, жившие на подачки государства и патронов33.

Так, борьба патрициев и плебеев сыграла роль движущей силы в процессе формирования социальной структуры римского общества. В процессе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя и рабовладельческие отношения получили более благоприятные условия для своего развития. Удовлетворение основных требований плебеев способствовало консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство постепенно затухает. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило классовую и социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами - сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие - нобилити, состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистры. Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и ремеслами, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс - это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы. Нобилитии и всадничество стали господствующим классом земле- и рабовладельцев, который противостоял классу свободных мелких собственников - плебсу. Однако противоречие между плебсом и нобилитетом не носили антогонистического характера, как между патрициями и плебеями до этого. Оба класса (нобилити и плебс) объединяли некоторые общие интересы, поскольку и те и другие противостояли формирующемуся классу рабов, который превращается уже к этому времени в основной производящий класс.

Неравенство между рабовладельцами и рабами определяло характер производственных отношений в Риме. Вместе с тем в Риме до начала III в. до н.э. социальные конфликты развивались преимущественно в форме борьбы патрициев и плебеев. Эта борьба развернулась вокруг жизненно важных вопросов – аграрного (и вытекающего из него долгового вопроса) и вопроса о политических правах.

Содержание

Введение 3
1. Социальная структура республиканского Рима 5
2. Этапы борьбы плебеев с патрициями 11
3. Результаты борьбы плебеев с патрициями 21
Заключение 23
Список источников и литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольна работа - Борьба плебеев с патрициями.doc

Неравенство между рабовладельцами и рабами определяло характер производственных отношений в Риме. Вместе с тем в Риме до начала III в. до н.э. социальные конфликты развивались преимущественно в форме борьбы патрициев и плебеев. Эта борьба развернулась вокруг жизненно важных вопросов – аграрного (и вытекающего из него долгового вопроса) и вопроса о политических правах.

На первом месте по степени значимости, конечно, стоял вопрос о политических правах. Но и разногласия между патрициями и плебеями по поводу аграрного вопроса были не менее острыми, что объясняется его актуальностью в земледельческой Лации. Аграрный вопрос осложнялся тем, что у патрициев и плебеев были совершенно различные формы землепользования.

Актуальность наше исследования состоит в том, что анализ причин, этапов и результатов борьбы между плебеями и патрициями позволяет глубже понять особенности сложившегося политического устройства римского государства.

Цель работы – изучить особенности борьбы плебеев с патрициями.

Задачи работы следующие:

1. Охарактеризовать социальную структуру раннего Рима, выявить причины противостояния плебеев и патрициев.

2. Проследить основные этапы борьбы плебеев с патрициями.

3. Определить основные результаты борьбы плебеев с патрициями, их историческое значение.

В качестве источниковой базой нами использовались выдержки из работ римских и греческих авторов, правовые документы римского периода.

1. Социальная структура республиканского Рима

Согласно преданию, все население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию (объединение нескольких патрицианских родов), а каждые 10 курий – в трибу (племя). Таким образом, было всего 3 трибы, каждая из которых представляла собой особое племя. Эти 300 родов составляли римский народ, к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род – членом курии и трибы.

Римский род был патриархальным, состоящим из больших отцовских семей. Полного имущественного равенства среди них уже не существовало. Об этом свидетельствует наличие клиентелы.

Б. Нибур, основатель критического направления, считал, что первоначальное население Рима, объединенное в гентильную организацию из трех триб и 30 курий дало начало патрициату, чужаки же, не включенные в эту организацию, переселенные Анком Марцием в Рим, стали называться плебеями.

В середине XIX в. первой в России по проблеме происхождения плебеев и патрициев стала работа Д. Крюкова, автор которой исходил из положений, разработанных Нибуром. Однако основным различием между патрициями и плебеями считал религиозное. Он считал патрициев латинами, с примесью сабинов, а плебеев – этрусками, с примесью латинов.

Д. Азаревич в своей работе, в отличии от Крюкова, подошел к решению проблемы с государственно-правовой точки зрения. По его мнению, древний Рим представлял собой единый нераздельный народ. В царский период не было обособления патрициев от народа. Они обособились вскоре после образования республики.

Начиная с 1970-х гг. усиливается тенденция к восприятию новых гипотез, выдвинутых современной западной наукой.

Ф.М. Нечай исходил из единства римского populus’а, в рамках которого разделение на патрициев и плебеев происходило в силу социально-экономических факторов. Е.М. Штаерман также считает, что в древности существовал единый народ граждан, который не делился на патрициев и плебеев. С началом имущественной дифференциации стали выделяться отдельные рода, особенно те, которые входили в сенат, занимали должности в жреческих коллегиях и т.д. Так конституировалась знать, противостоящая массе не принадлежащего к ней населения.

По мнению Л.Л. Кофанова , populus – это римский народ в совокупности, а plebs – это populus за исключением либо сенаторов, либо patres, либо патрицианских родов.

В целом, придерживаясь концепции Нибура, И.Л. Маяк нашла ряд новых аргументов в ее пользу, развила и довела до логического конца с учетом нового источникового материала и историографии. Она разделяет момент возникновения плебса от фазы его дальнейшего пополнения. И.Л. Маяк склонна рассматривать первоначальный populus, как патрициев, и считает, что плебеи не входили в состав populus. Не входили они и в состав патрицианских родов, а соответственно и в курию, почему не имели и доступа к управлению. Одной из целей борьбы плебеев было вхождение в состав populus, чего они постепенно добились 2 .

Таким образом, мы видим, что до сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения – плебеев. Источники о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы, единого мнения в исторической науке не сложилось. Вероятно, первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные) либо насильственно переселенные в Рим, а также представители покоренных племен, лично свободные люди, имевшие право владеть землей и обязанности нести военную службу.

Первоначально плебеи не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами. Но затем, перемешавшись с незнатными родами самого римского народа и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно, на урезанных правах включались в родовую организацию.

Около VIII в. до н.э. в Риме установилась частная собственность на землю и скот. Вместе с ней возникли предпосылки для образования имущественного неравенства среди римских граждан. Шестой римский царь Сервий Туллий осуществил реформу, в результате которой законодательным путем были зафиксированы происшедшие изменения в социально-экономическом развитии Рима.

Происходят изменения в среде патрициев: при родоплеменном строе патриции – это те семьи, из которых выбирались старейшины родов. С образованием общественного строя, основой которого была частная собственность на средства производства, патриции – это господствующее сословие, в руках которого концентрировалась земля, скот, рабы, а также политическая власть.

Сервий Туллий ввел новое устройство римской общины – на основе территориально-имущественного принципа. Римская городская территория теперь поделилась на 4 трибы. К трибам приписывалось все гражданское население – как патрицианское, так и плебейское, – владевшее в данном округе землей. Таким образом, плебеи и патриции были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Кроме того, Сервий Туллий разделил все мужское население Рима – патрициев и плебеев – на 5 классов, принадлежность к которым определялось имущественным цензом. Беднейшие слои населения – неимущие не входили ни в один из классов.

Деление на пять классов было проведено не только с целью определения воинских повинностей, но и для участия в выборных собраниях. При этом каждому имущественному разряду, как голосующей группе, независимо от количества в ней гражданского населения, было определено столько центурий (а так как центурия имела один голос, то и голосов), чтобы сумма голосов всех пяти имущественных разрядов не превышала количества голосов патрициев, т.к. граждан первого имущественного разряда. Отсутствие прямого избирательного права и введение принципа группового избирательного права в соответствии с имущественным положением членов группы стало той основой структуры комиций, или механики голосования в комициях, на которой покоилось политическое господство патрициев в республиканском Риме 4 .

Количественный состав одной центурии каждого имущественного разряда (класса) в центуриатных комициях точно отражает социальную структуру Рима в период образования государства и показывает форму установления политического господства патрициев путем определения меры политических прав граждан различных классов в зависимости от их богатства.

Политическое бесправие плебеев шестого класса тесно переплеталось с экономическим гнетом, ложившимся на их плечи. Население Рима, отнесенное к шестому классу, было почти безземельное.

Плебс как таковой не был объектом эксплуатации как класс, он эксплуатировался потому, что лично обеднел, попал в кабалу, был вынужден стать колоном или прекаристом и т.д. Среди плебеев были как состоятельные люди, стремившиеся в первую очередь к уравнению в правах и доступу к магистратурам, так и люди бедные, для которых главным было наделение землей и отмена долгового рабства.

Таким образом, сословно-классовая структура римского общества и противоречия, связанные с делением Рима на патрициев и плебеев, определяли характер римского государства с момента возникновения в VI в. до н.э. вплоть до законов Лициния и Секстия, по которым плебеи получили доступ к занятию консульской должности и по которым был установлен максимум земельного владения для патрициев, и Петелия об отмене долгового рабства для римских граждан.

2. Этапы борьбы плебеев с патрициями

При Сервии Туллии и Тарквинии Гордом Рим становится единым городом с символом его единства – Капитолийским холмом и с заменой деления по куриям на деление по трибам. При них развивалось ремесло и торговля, внутренняя и внешняя. Все это благоприятно сказывалось на положении плебса, сумевшего в большей мере сплотиться. Несколько оттеснены были знатные роды – носители раздробленности. Когда с изгнанием Тарквиния началась вековая борьба плебеев и патрициев, плебеи имели преимущество: народу как целому в пределах всего города, а не в пределах только общины, принадлежала законодательная власть. Важным условием победы плебеев было их участие в военной организации. При почти непрерывных войнах отказ плебеев идти в поход всегда вынуждал патрициев соглашаться на уступки 6 .

Началом борьбы плебеев с патрициями условно считается момент изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого, пытавшегося упрочить царскую власть. В результате он был провозглашен тираном и изгнан патрициями из Рима. Установившаяся в Риме республика явилась формой диктатуры патрициев.

Отметим, что к этому времени сложилась следующая система владения землей: основная масса земли считалась принадлежавшей всей патрицианской общине. Это было так называемое общественное поле. Собственностью граждан, передаваемой по наследству, была земля в 2 югера, по сути приусадебный участок.

Процесс оформления государства в Древнем Риме сопровождался ожесточенной социальной борьбой, основными участниками которой были плебеи и патриции. Изгнанием последнего римского царя, Тарквиния Гордого, узурпировавшего власть после убийства Сервия Туллия, принято завершать царский период римской истории. В конце VI в. до н. э. ему на смену приходит республиканская форма правления. Юридически законодательная власть принадлежала центуриатным комициям, в которых решающую роль играли патриции, располагавшие устойчивым большинством голосов. Огромное значение имел сенат, состоявший из бывших магистратов, который утверждал решения, принятые в комициях. Только патриции могли стать сенаторами. Во главе исполнительной власти в это время были консулы, обладавшие высшей гражданской и военной властью. Консульские должности, также как и иные низшие магистратуры, замещались исключительно патрициями.

Таким образом, патриции продолжали играть ведущую роль как в экономической, так и в политической жизни. В соответствии с этим и формулировались требования плебеев. Прежде всего – это допуск к общественной земле. Дело в том, что патриции и плебеи владели землей на совершенно разных основаниях. Если плебеи имели в собственности лишь небольшие земельные участки, то патриции, кроме своего личного надела, могли пользоваться землей из общественного фонда.

Даже после реформ Сервия Туллия, образовав с патрициями единую общину граждан, получив право службы в римском войске и участия в центуриатных комициях, плебеи остались вне патрицианской родовой организации. Поэтому право допуска к общественной земле они так и не получили. В условиях малоземелья росла их задолженность. Многие плебеи вообще лишились своей земли. Над некоторыми из них нависла угроза долгового рабства.

С другой стороны, формально получив возможность участия в политической жизни Рима, плебеи не имели права занимать государственные должности и, соответственно, попасть в число сенаторов. Таким образом, требования плебеев сводились к допуску к фонду общественных земель, равноправию с патрициями в политической жизни, а также к отмене долговой кабалы, ограничению долгового процента и т. п.

Несколько позже консул Спурий Кассий предложил первый проект аграрной реформы, в котором предусматривалась возможность для плебеев раздела земель, захваченных во время войн. Патрициям удалось провалить этот закон. Однако в 456 г. до н. э. народному трибуну Ицилию удается провести через комиции закон о разделе земли между бедняками на ограниченной территории близ Рима.

Следующей победой плебеев было принятие писаных законов в 450 г. до н. э. (т. н. Законы XII таблиц), для чего была организована специальная комиссия децемвиров (десяти мужей) с чрезвычайными полномочиями. Принятие Законов XII таблиц резко ограничило произвол патрициев в судебной области.

На следующий год консулы Валерий и Гораций провели решение о том, что постановления плебейских собраний, проводимых по территориальным трибам, приобретали силу закона, минуя их утверждение сенатом. В 445 г. до н. э. народный трибун Канулей добился разрешения браков между плебеями и патрициями. В ответ на его попытку предоставить право плебеям избирать из своей среды одного или двух консулов, было принято компромиссное решение. С 444 г. до н. э. плебеи получили возможность избирать трибунов с консульской властью.

Хотя в ходе этого этапа борьбы плебеи получили ряд значительных уступок со стороны патрициев, аграрный вопрос по-прежнему не был решен. Общественные земли, чьи размеры значительно выросли за счет захватов Римом территорий соседних народов, по-прежнему оставались в ведении только патрициев.

Аграрный и долговой вопросы попытались решить народные трибуны Лициний и Секстий. В 367 г. до н. э. был принят закон, согласно которому устанавливался максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (1 югер – 0,25 га). Этим ограничивалось право патрициев на оккупацию общественных земель и ставился предел их экономическому засилью. Облегчалось и положение должников: уплаченные проценты теперь засчитывались в счет долга, а оставшуюся сумму позволялось вносить равными частями в течение трех лет. Наконец, один консул должен был избираться из плебеев. Это был значительный успех плебейских масс в борьбе за свои экономические, политические и социальные права.

Однако борьба этим не завершилась. В 326 г. до н. э. в Риме законом Петелия-Папирия было запрещено долговое рабство. Отныне должник гарантировал кредитору долг только своим имуществом, но не личностью. При этом согласно закону все римляне, оказавшиеся в долговом рабстве, получили свободу. Новый удар по интересам патрицианской знати был нанесен цензором Аппием Клавдием, который даровал звание сенаторов сыновьям некоторых вольноотпущенников. Этим был создан некоторый противовес патрицианской аристократии. Аппий Клавдий провел еще одно важное мероприятие: граждане, лишившиеся земли, получили возможность вхождения в сельские трибы, в то время как ранее они приписывались только к городским. Тем самым происходило уравнивание денежного и земельного ценза, а вольноотпущенники и городские плебеи, не имевшие земли, равномерно распределялись по всем трибам.

В 300 г. до н. э. плебеям было разрешено войти в состав жреческих коллегий. А в 287 г. до н. э. законом Гортензия был возобновлен нарушавшийся ранее порядок, введенный еще в 449 г. до н. э. Валерием и Горацием, по которому решения трибутных комиций имели силу закона и в одобрении сената не нуждались. Принятием закона Гортензия борьба плебеев и патрициев завершается.

Каковы ее итоги? Основные требования плебеев были удовлетворены: исчезло долговое рабство, временно утратил остроту аграрный вопрос, юридически уравнялись права плебеев и патрициев. Изменилась социальная структура римского общества – патрицианская аристократия слилась с плебейской знатью. В результате этого образовалось новое привилегированное сословие, получившее название нобилитета.

Вместе с нобилитетом усилились торгово-ремесленные слои в Риме, в которые входили представители богатых, но не знатных плебейских родов. Эта категория обеспеченных плебеев была приписана к 18 всадническим центуриям и потому носила название всадников.

Население Рима в царский период составляли патриции, плебеи, клиенты и рабы.

I. Патрúции (лат. patres, patricies / patrīties “[потомки] отцов–основателей” [корень -патр- “отец”]; от лат. pater “отец, родоначальник, основатель, устроитель”) - потомки первопоселенцев (лат. patres “отцов”), которые были включены в состав Римской общины целыми трибами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, патриции получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы. Патриции занимались управлением и организацией производства.

2. У патрициев было право jus occupationis [юс оккупациòнис] (лат. occupatio - право оккупации; от лат. occupāre [оккупàрэ] “занимать, захватывать” – способ приобретения права собственности путём захвата бесхозной вещи. Первый, захвативший эту вещь, становился собственником вещи. В данном случае, первый расчистивший и обработавший ничейный земельный участок – становился его собственником.

В древнем Риме в конце VIII – начале I веков до н.э. все зем- ли были землями общины и делились на две категории: 1) наделы, распределённые в частную собственность между общинниками (лат. ager); 2) земли общины, ещё не разделённые на наделы между общинниками – ager publicus [áгер пýбликус] (общинные земли, “общественные”, “публичные”). Собственником этой земли считалась община. На это указывает и сам термин publicus “общественная”, “публичная”. Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту присоединённую землю, был принят в 111 году до н.э. Патриции могли увеличивать количество своих земель. При этом они сами не обрабатывали эту участки. Там работали их клиенты и рабы.

3. Патриции имели jus suffragii [юс суффрàгии] - политические права, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum [юс хонорàрум] – букв. “право чести”; от лат. honores –“почетная должность”, так как избрание на должность в общине считалось честью).

4. Патриции имели право jus commercii [юс коммèрции] – гражданская правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Патриции имели право jus connubii (юс конýбии) - право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали римское гражданство. Однако до 445 года до принятия закона Канулéя патриции не могли вступать в браки с плебеями.

6. Патриции имели право jus militiae (юс милитае) - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Однако в ополчении патриции строились по куриям - отдельно от плебеев.

Вывод: 1) Определим наличие статуса свободы (лат. status libertatis “состояние свободы”) [стáтус либертáтис]. Свободный, с точки зрения права – это субъект права. Несвободный (раб), с точки зрения права – это объект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные, в свою очередь, делятся на две категории – свободнорожденные (лат. ingenuus) и вольноотпущенники (лат. liberti или libertini). Чтобы быть субъектом права – нужно иметь правосубъектность. Патриции имеют права и несут обязанности – значит, обладают правоспособностью. Патриции, достигнув определённого возраста, могли своими действиями приобретать права и нести обязанности – следовательно, были дееспособны. Частичная дееспособность наступала в возрасте c 7 до 14 лет (для юношей) и до 12 лет (для девушек), после чего они становились совершеннолетними и могли вступать в брак. Однако до 25 лет юноши и девушки находились на попечении (лат. cura [кỳра]) – их действия одобрялись попечителем (лат. curator [курàтор]). Патриции могли заключать сделки (были сделкоспособными) и несли самостоятельно юридическую ответственность (были деликтоспособными). Патриции имели все элементы правосубъектности. Следовательно, патриции были правосубъектны, т.е. они субъекты права – значит, патриции свободны (имели статус свободы).

2) Определим наличие статуса гражданства (лат. status civitatis “состояние гражданства”). Этот статус связан с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо иметь право собственности на землю. Патриции были собственниками земли.

Таким образом, патриции – свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем ли мы считать, что патриции – это все граждане? Нет, потому что патриции имели много земли (было право jus occupationis), но производительным трудом не занимались. Их землю обрабатывали клиенты и рабы. Они занимались управлением. Следовательно, патриции - это общинная знать.

II. Плебеи (лат. plēbes/ plebs) - позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, плебеи, как патриции, получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Рэкс, как высшее должностное лицо общины, выдавал плебеям наделы из общинного фонда земель. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Речь идёт не только о приусадебных участках, но и о пахотных землях. Если в семье имелось 10 мужчин, то семья была собственником 5 гектоаров. Это не только земля под домом.

2. У плебеев не было право jus occupationis – они не могли расчищать и присоединять земли из категории ager publicus. Поэтому земли у них было немного. Плебеи страдали из-за малоземелья и очень хотели получить право jus occupationis. Землю плебеи обрабатывали своим трудом. Чтобы компенсировать нехватку земель, они также занимались ремеслом и торговлей.

3. Плебеи в период правления первых пяти рэксов (конец VIII - середина VI веков до н.э.) не имели право jus suffragii – политические права, включая право jus honorarum - занимать должности и управлять.

До реформ Сервия Туллия до середины VI в. до н.э. в Риме был только один вид народного собрания (лат. comitia [комùциа]) - куриатные комиции (лат. comitia curiāta [комùциа куриàта]) – собрания по куриям. Так как в народном собрании было много участников, для экономии времени, а голосовали сначала по куриям, а потом считали голоса каждой курии – так принималось решение. Хотя, ещё со времён Ромула, простой народ созывали по сигналу трубача - и плебеи могли присутствовать на собрании. Однако плебеи в курии не входили, так как плебеи включались в состав Римской общины не трибами, а индивидуально или небольшими группами - то они находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях не участвовали. Тем самым решения в народном собрании по куриям принимались патрициями, а не плебеями.

4. Плебеи имели право jus commercii - гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Плебеи имели право jus connubii – право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не могли вступать в браки с патрициями.

6. Плебеи имели право jus militiae - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Так как в ополчении патриции строились по куриям – плебеи, не входившие в курии, стоились отдельно от патрициев.

7. Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они платили налоги (лат. tributum [трибỳтум]).

Вывод: Определяем правовой статус плебеев. Статус свободы (лат. status libertatis): Свободный - субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Они могли своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли заключать сделки (были сделкоспособны) и несли самостоятельную юридическую ответственность (были деликтоспособны). У плебеев были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, плебеи - субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы).

Есть или нет у плебеев статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как плебеи имели право собственности на землю, то они являлись членами общины – а, следовательно, имели статус гражданства. Значит, плебеи относились к сословию полноправных свободных. Плебеи - рядовые общинники, так как земли у них было немного, и они сами обрабатывали землю. Как и везде рядовые общинники, плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Когда в середине VI века до н.э. шестой римский рэкс - Сервий Туллий перед проведением реформ приказал составить списки граждан, то в них были записаны и патриции, и плебеи - всего 80 тысяч граждан. Таким образом, для Сервия Туллия плебеи были гражданами ещё до проведения реформ.

По цензовой (от лат. census “оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества”), или как её ещё называют - центуриатной (от лат. centuria “сотня”; отряд воинов в 100 человек) реформе, Сервий Туллий ввёл сотенное деление граждан. В сотни входили и патриции, и плебеи – все граждане. Сервий Туллий поделил всех граждан на пять имущественных разрядов. Те граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли группу пролетариев (лат. Prōlētārius [пролетàриус] “имеющие только своих детей”; от лат. proles [прòлес] “потомки”) – они ценза не имели, были вне разрядов.

Граждане, которые вошли в пять разрядов, сформировали сотни. Причём большинство сотен имел первый разряд - 98 сотен из 195. Первый разряд (те, кто имел один полный надел – 40 югеров, то есть 10 гектаров) – это не богачи, а зажиточные граждане. На основе сотенного деления Сервий Туллий создал второй вид собрания – центуриатные комиции народное собрание по сотням. Они действовали параллельно с куриатными комициями, которые оставались собранием патрициев. Аналогично с куриатными комициями, в центуриатных комициях голосовали сначала по сотням, а потом считали голоса, начиная с сотен первого разряда.

В результате, плебеи получили право jus suffragii - политические права, но без права jus honorarum - права занимать должности и управлять; должности по-прежнему продолжали занимать по знатности. Кроме того, было реформировано право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Теперь в ополчении патриции и плебеи строились вместе с патрициями по сотням.

III. Клиенты (лат. clientes; от лат. cliēns – букв. “послушный”, т.е. “зависимый, подчинённый”; лицо, находящееся в зависимости от патрона и пользующееся его покровительством) – категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства.

Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона. В связи с этим, некоторые авторы говорят, что, в результате получения фамилии, клиенты принимались в род и становились членами семьи патрона. Однако, для того чтобы стать членом семьи, следовало пройти процедуру усыновления - чего с клиентами не делали. Поэтому, в данном случае, между патроном и клиентом не возникали родственные отношения. Здесь существовали квазиродственные отношения (“как бы родственные, похожие на родственные”; от лат. quasi “как бы, похожий”), то есть отношения покровительства. Фамилию патрона давали, чтобы знать, чьи они клиенты. Если клиент что-нибудь натворит, да, ещё к тому же, сбежит, то будет ясно, кому нужно предъявлять претензии – претензии предъявлялись патрону.

2. У клиентов не было право jus occupationis.

3. Клиенты не имели jus suffragii – политических прав, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum).

4. Клиенты не имели право jus commercii – у них не было гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица) – сделки клиенты заключали при посредстве своего патрона (если клиент кого-нибудь пытался обмануть при сделке, то претензии предъявляли его патрону, который выступал гарантом сделки); б) не имели права от своего имени выступать в суде (не могли самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем – клиенты действовали в суде через своего патрона).

5. Клиенты не имели права jus connubii – не могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.

6. Клиенты не имели право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.

Вывод: есть или нет у клиентов статус свободы (лат. status libertatis)? Свободный – субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Клиенты имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Могли своими действиями (при посредстве патрона) приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли (при посредстве патрона) заключать сделки (были сделкоспособны) и (при посредстве патрона) несли юридическую ответственность (были деликтоспособны). У клиентов были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, клиенты – субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы). Есть или нет у клиентов статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как клиенты не имели права собственности на землю, то они не были членами общины – а, следовательно, у них не было статуса гражданства. Клиенты свободны, но не обладают полнотой прав граждан. Значит, они формировали сословие неполноправных свободных. В отличие от плебеев, клиенты, не будучи гражданами, понимали, что они не могут иметь прав граждан – поэтому никогда не боролись за эти права.

В 242 году до н.э., помимо должности городского претора (лат. praetor urbanus [пр`этор урбàнус]), была создана должность прèтора перегрùнов (лат. praetor peregrinus [пр`этор перегрùнус]). Эти прèторы перегрùнов должны были заниматься делами лиц без гражданства, выполняя функции, которые ранее лежали на патроне. Поэтому необходимость в институте патроната-клиентелы в III веке до н.э. исчезает. Вместо старого термина “клиенты” для обозначения чужаков, то есть лиц без гражданства, стал использоваться термин “перегрùны”.

IV. Рабы (лат. servi, ед.ч. servus) – в отношении рабов некоторые авторы говорят, что рабов берегли, нормально содержали, поэтому тогда было так называемое “патриархальное рабство”, под которым понимали положение рабов “как младших членов семьи”. Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу. Чтобы освободить раба из-под власти хозяина, надо совершить манумиссию (лат. manumissio [манумùссио] – досл. “убирание руки”). В этом случае, человек становится свободным. После этого уже вольноотпущенника надо усыновить. Но ничего подобного с рабами не было совершено. Поэтому они оставались рабами и никакими младшими членами семьи не становились. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят (так как портить дорогую вещь, стоимостью 400-600 денариев, не целесообразно), то от этого его статус объекта права не меняется; субъектом права он не становится. Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба. Поэтому особого (“патриархального”) рабства не было – было просто рабство.

Читайте также: