Какой федеральный закон обязывает граждан рф к изучению основных приемов оказания первой помощи

Обновлено: 02.07.2024

Ежегодно в лечебно-профилактических учреждениях регистрируется большое количество пострадавших в результате травм и других несчастных случаев. Смерть от несчастных случаев, травм и отравлений занимает второе место (17,0%) в структуре причин общей смертности населения нашей страны, сохраняя лидирующие позиции на протяжении нескольких десятилетий.

Однако смертность по перечисленным причинам можно предотвратить. Снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, в том числе детского, зависит от оказания первой помощи, а также уровня ее организации.

Первая помощь – это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых немедицинским работником на месте происшествия при несчастном случае, для спасения жизни пострадавшего и предупреждения осложнений. Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход. Поэтому такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

Цель первой помощи – поддержание жизни и сохранение здоровья пострадавшего от несчастного случая или внезапно возникшего заболевания до момента начала оказания ему квалифицированной медицинской помощи. Своевременное оказание первой помощи снижает тяжесть последствий травмы, риск инвалидности, сроки восстановительного периода после травмы.

Быстрое оказание первой помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, имеет огромное значение и зачастую является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего.

Тем не менее на практике первая помощь, по данным Минздрава России, оказывается менее чем в 2% случаев, хотя требуется около 65% пострадавших в связи с нарушением дыхания и кровообращения, внезапной остановкой сердца, получением ожогов, переломов и т. д. Причем во многих случаях от оказания или неоказания первой помощи напрямую зависит, выживет пострадавший или нет. Так, проведенные Минздравом России исследования показывают, что 25% пострадавших в ДТП и умерших до приезда скорой помощи граждан (в прошлом году количество таких погибших составило 12 тыс. человек) могли бы выжить в случае своевременного применения неотложных мер в рамках оказания первой помощи. Все это указывает на то, что значение первой помощи в снижении смертности от травм и неотложных состояний часто недооценивается. Несмотря на то, что во многих локальных инструкциях по охране труда немедицинских служб есть пункты, имеющие отношение к оказанию первой помощи пострадавшим, часто на практике никаких действий не предпринимается. Персонал немедицинских учреждений недостаточно обучен правилам оказания первой помощи, и как следствие, ограничивается вызовом бригады скорой медицинской помощи.

В этой статье проанализировано, чем первая помощь отличается от других видов помощи, кто должен оказывать первую помощь, как организовать обучение сотрудников и обустроить пост первой помощи в медицинской организации. Мы обсудим причины, по которым не используются заложенные в законодательстве возможности по оказанию первой помощи, возможные варианты их устранения и перспективы совершенствования правового регулирования в этой области.

1. Чем первая помощь отличается от других видов помощи

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела верхних дыхательных путей;
  • травмы различных областей тела;
  • отравления;
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

Использование методов лечения и манипуляций, не входящих в указанный перечень, будет трактоваться как выход за пределы первой помощи. А применение минимальных медицинских знаний и специальных умений будет рассмотрено как оказание медицинской помощи, прибегать к которой вне медицинских организаций в соответствии с ч. 3 статьи 32 ФЗ № 323 имеют право исключительно только сотрудники выездных бригад скорой помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Как было указано выше в настоящее время перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по ее оказанию едины для всех: и для тех, кто вправе, и для тех, кто обязан это делать, и не содержат никаких исключений для медицинских работников. Однако, можно прийти к выводу, что предусмотренных мероприятий недостаточно. В том числе и в случаях, когда быстрое получение медицинской помощи невозможно – первая помощь, напомним, к медицинской не относится, и одной из предпринимаемых в рамках ее оказания необходимых мер является вызов скорой помощи.

Речь идет, в частности, о пострадавших, находящихся в удаленных местностях, на борту самолетов или водных судов, работниках опасных производств, получивших повреждения в случае, к примеру, химической аварии. Причем включение в бригады спасателей или пожарных медработников, что практиковало ранее МЧС России, не решает проблемы, поскольку применение как минимум необходимых лекарственных препаратов: обезболивающих или антидотов – возможно только в рамках медицинской помощи, а она может оказываться исключительно в медицинских организациях или по месту вызова бригады скорой помощи и в транспортном средстве при медицинской эвакуации.

Таким образом действующее законодательство о первой помощи не дает возможности медицинскому работнику вне своего рабочего места оказать сколько-нибудь эффективную помощь больному. Поскольку даже в случаях, подпадающих под критерии состояний, при которых оказывается первая помощь, медицинские работники не имеют права использовать весь имеющийся в их распоряжении арсенал специальных медицинских знаний и умений.

Налицо парадоксальная в своей абсурдности ситуация: когда человек, нуждающийся в помощи врача по жизненно важным показаниям, не может рассчитывать на его профессиональные умения, а врач должен беспокоиться не о спасении человеческой жизни, а о способах избегания юридической ответственности за свои благие намерения.

Представляется, что указанные противоречия должны быть устранены путем разделения первой помощи на два вида:

  • базовую, которую по-прежнему вправе будут оказывать все граждане при наличии необходимых навыков и субъекты, для которых отраслевым законодательством предусмотрена обязанность по оказанию первой помощи;
  • специализированную, оказываемую медицинскими работниками.

Разумеется, необходимо будет утвердить перечень мероприятий, оказываемых в рамках данных видов помощи. Принципиальными же, являются два момента: возможность применения, как минимум, обезболивающих и антидотов и проведения ингаляции кислорода с помощью специальных устройств. В том числе необходимо установить порядок оказания первой помощи, определяющий, какими субъектами при каких условиях выполняются конкретные мероприятия и последовательность этих мероприятий.

Кстати, для тех категорий лиц, которые оказывают первую помощь в особых условиях, порядок ее оказания установлен ведомственными актами. Например, Минобороны России определен свой собственный перечень мероприятий по оказанию первой помощи в ходе военных действий, вооруженных конфликтов, антитеррористических операций – как правило, в таких условиях речь идет об осуществлении само- и взаимопомощи обученными этому участниками таких действий, и в их аптечках есть в том числе обезболивающие, антидоты, антибактериальные препараты. Однако по факту применение лекарств в рамках первой помощи противоречит действующему законодательству.

Кто должен оказывать первую помощь

Действующее законодательство предусматривает как право на оказание первой помощи – водителями транспортных средств и иными лицами, владеющими необходимыми навыками, так и обязанность ее оказания определенными категориями граждан, имеющими специальную подготовку (ст. 31 ФЗ № 323). Причем перечень таких лиц довольно обширный. К ним относятся:

Учитывая то, что медицинские работники, без сомнения, имеют соответствующую подготовку и обладают необходимыми навыками, можно прийти к выводу, что оказание первой помощи является не только их правом, но и обязанностью. Например, по профстандарту младшего медперсонала в обязанности санитара и младшей медсестры входит сердечно-легочная реанимация до передачи пострадавшего бригаде скорой помощи (приказ Минтруда от 12.01.2016 № 2н).

Обсуждая тему правового регулирования оказания первой помощи, нельзя не поднять один из самых острых вопросов. Обязан ли медработник оказывать помощь вне рабочего места, во внерабочее время и вне пределов медорганизации? Существует несколько мнений на этот счет.

1) Так, например, кандидат медицинских наук Иван Печерей считает, что в настоящее время нет норм, которые обязывают медработников, в том числе пенсионеров с медобразованием, оказывать первую помощь за пределами клиники и вне рабочего времени. Свою точку зрения он аргументирует тем, что в ч. 1 ст. 31 ФЗ № 323 про медработников нет ни слова — закон не устанавливает для них обязанность оказывать первую помощь. Нет и специального правила. Таким образом, главный вывод: оказание первой помощи — право, но не обязанность медработника.

На наш взгляд данная позиция ошибочная и даже вредная . Она не гарантирует, что медработнику, который не оказал первую помощь, не предъявят обвинение по статьям 124 или 125 УК. То, что в перечне части 1 статьи 31 Закона № 323-ФЗ нет медработников, не упущение или недоработка законодателя. Их компетенция по оказанию медпомощи охватывает и первую помощь. Сложно представить себе врача, который бы не мог ее оказать. Целью статьи было выделить специальный контингент служащих, которые обязаны оказывать первую помощь в силу прямого предписания закона, а не своих служебных обязанностей. Не стоит смешивать полномочия этих специалистов и врачей в одной статье только для того, чтобы формализовать право.

Излишне комментировать несостоятельность доводов И. Печерея относительно отсутствия ответственности врачей за нарушение клятвы врача, так как впоследствии он сам признал, что врач не застрахован от обвинений в незаконном бездействии при неоказании помощи больному или при оставлении в опасности по статьям 124 и 125 УК.

2) Альтернативное мнение: оказать первую помощь — гражданский долг и моральная обязанность медработника.

Основные опасения против активного участия врачей в оказании первой помощи вызывает риск неблагоприятных последствий, которые могут повлечь гражданско-правовую или уголовную ответственность за вред здоровью. Однако врач и в клинике несет ответственность за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни, здоровью при оказании медпомощи (ч. 2 ст. 98 ФЗ № 323).

В подтверждение вышесказанного можно привести судебное дело. Предприниматель-стоматолог принял пациентку в праздничный день. Она жаловалась на боль и отек верхней челюсти, которые продолжались в течение трех суток. Рентген провести было невозможно, медработник принял решение удалить корень зуба. Росздравнадзор выявил нарушение — лицензии на этот вид деятельности у предпринимателя не было. Суды сделали правильный вывод — убедительных доказательств, что опасность здоровью пациента могла быть устранена иными средствами и причиненный вред стал более значительным, чем предотвращенный, нет. А неустранимые сомнения в виновности лица всегда толкуются в его пользу (согласно статье 15 КоАП). Признаков правонарушения в действиях медработника суд не нашел (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.10.2014 по делу № А19-1697/2014).

Судебная практика подтверждают возможность привлечения к ответственности за нарушение клятвы врача.

Формально вне рабочего времени и места нельзя говорить о медработнике, речь об обычном гражданине, который имеет право оказывать только первую помощь в объеме, предусмотренном законодательством (приказ Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н). Медицинскую помощь, исходя из определения статьи 32 ФЗ № 323 оказывает медорганизация, а не отдельный врач. В судебной практике есть случаи, когда врача, который вне рабочего времени осуществил в клинике оперативное вмешательство, рассматривали как обычное физическое лицо. Суд исходил из того, что стороной по делу не доказан факт оказания медпомощи.

Так, пациентка обратилась к больнице с иском о компенсации морального вреда из-за ненадлежащего оказания медпомощи. У нее развились осложнения после операции в травмпункте больницы. В ходе разбирательства суд установил, что врач оказал первичную помощь истцу во внерабочее время по личной инициативе. Во взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание медуслуг истцу отказали (решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 06.12.2018 по делу № 2–4206/2018~М-3562/18).

Клятва врача содержит обязанность быть всегда готовым оказать медпомощь, а первую помощь оказывают лица, способные это сделать. Конечно, прямого наказания за нарушение клятвы врача нет в ст. 71 ФЗ № 323, содержащей непосредственно текст этой клятвы.

Однако суды апеллировали к обязательности соблюдения статьи 71 ФЗ № 323 более чем в 70 делах. Например, в постановлении Уссурийского районного суда Приморского края от 22.03.2019 по делу № 1–408/2019, в решении Кировского районного суда города Уфы от 02.04.2019 по делу № 2–2758/2019~М-1872/2019, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу № А19-1697/2014. Мотивировка решения суда содержала указание на обязательность нормы, содержащей Клятву врача. Поэтому есть можно говорить о том, что по ответственность за неоказание первой помощи медицинским работником прямо предусмотрена Уголовным кодексом РФ (хотя, на практике пока что большинство случаев привлечения к ответственности по статье 124 УК РФ связаны с привлечением к ответственности медработников во время исполнения ними обязанностей в медорганизации).

Получение согласия на оказание первой помощи

По аналогии можно рассмотреть институт получения согласия пострадавшего на оказание ему первой помощи, которое презюмируется в том случае, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. Указанная норма является общепризнанной в сложившейся зарубежной практике, где каждый алгоритм оказания первой помощи начинается с получения согласия пострадавшего. Однако действующее российское законодательство не содержит указания на необходимость получения такого согласия.

В связи с чем возникает вопрос о том, может ли в подобных случаях применяться ст. 20 ФЗ № 323 и какие юридические последствия могут возникнуть в случае, если пострадавший отказывается от помощи.

При этом необходимо принимать во внимание специфику условий оказания первой помощи, которые заключаются в экстремальности ситуации и требуют немедленных действий, зачастую выполняющихся без должной диагностики и широкого выбора лечебных методов. Больные могут находиться в крайне тяжелом состоянии, иногда им сразу же требуется проведение реанимационных мероприятий. Исходя из этого очевидно, что процедура получения согласия на оказание первой помощи не может быть документирована. Кроме того, отмечается возможная трудность или полное отсутствие контакта с больным из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог. В силу наличия особых, экстренных ситуаций информированное добровольное согласие становится в большинстве случаев формальностью, не позволяющей в полной мере соблюсти права человека на автономию, на свободу и на неприкосновенность. А отсутствие такого согласия в купе с отказом пострадавшего от помощи может впоследствии привести к уголовной ответственности по ст. 124, 125 УК РФ.

Для устранения данной проблемы необходимо установить особый порядок оформления информированного добровольного согласия при оказании первой помощи. В связи с этим лицо, оказывающее первую помощь, должно оценивать адекватность состояния пострадавшего, дающего отказ от получения первой помощи, и в случае трудности или отсутствия контакта презюмировать согласие на оказание первой помощи.

Следует отметить, что ст. 983 ГК РФ допускает действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, против его воли. Необходимо подчеркнуть, что оказание первой помощи против воли пострадавшего допускается только для спасения жизни, то есть тогда, когда пострадавший находится в крайне тяжелом состоянии. В иных случаях получение согласия пострадавшего, на наш взгляд, является обязательным для предотвращения негативных юридических последствий в отношении субъектов, осуществляющих оказание первой помощи и должно быть нормативно урегулировано.

Для этого стоило бы дополнить ст. 20 ФЗ № 323 нормой, закрепляющей, что необходимым предварительным условием для оказания первой помощи является получение информированного добровольного согласия на оказание первой помощи в устной форме. А при наличии угрозы жизни пострадавшего первая помощь может быть оказана без получения такого согласия.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 мая 2019 года N 16-2/И/2-4677

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение п.13 Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019-2023 годы направляет разработанное главным внештатным специалистом по первой помощи Минздрава России учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь для учета при обучении вожатых организаций отдыха детей и их оздоровления навыкам оказания первой помощи.

Дополнительно сообщаем, что указанное пособие письмом от 28.05.2019 N 16-2/482 направлено в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь

В учебном пособии на основании отечественных и зарубежных исследований изложены современные рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью. Пособие предназначено как для использования в качестве основного источника литературы в ходе прохождения учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, так и для самостоятельного изучения и повторения теоретических основ оказания первой помощи.

Издание рекомендовано Координационным советом по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" учебного пособия для использования в образовательных учреждениях (регистрационный номер рецензии 578 ЭКУ от 18 октября 2018 г.).

Сведения об авторах:

Дежурный Леонид Игоревич, доктор медицинских наук, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России, главный научный сотрудник ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, член Межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации.

Шойгу Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, директор ФКУ "Центр экстренной психологической помощи МЧС России", член Межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации.

Гуменюк Сергей Андреевич, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по первой помощи Департамента здравоохранения города Москвы, заместитель директора по медицинской части ГБУЗ "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы".

Неудахин Геннадий Владимирович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России.

Закурдаева Алина Юрьевна, кандидат юридических наук, юрисконсульт ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России.

Колодкин Андрей Андреевич, главный внештатный специалист по первой помощи министерства здравоохранения Краснодарского края, преподаватель кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский университет" Минздрава России, инструктор курсов BLS provider, BLS instructor и ALS provider Европейского и Национального Советов по реанимации.

Куров Олег Львович, директор АНО ДПО "Межрегиональная школа первой помощи".

Кичанова Любовь Юрьевна, инструктор первой помощи I категории АНО ДПО "Межрегиональная школа первой помощи".

Закурдаева Анна Юрьевна, научный сотрудник Автономной некоммерческой научно-исследовательской организации "Экстренная медицина".

Эмке Алиса Александровна, старший преподаватель рисунка ФГБОУ ВО "Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова при Российской академии художеств", член Московского союза художников и Союза художников России.

Сведения о рецензентах:

Багненко Сергей Федорович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава России, ректор ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова" Минздрава России.

Гончаров Сергей Федорович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России, директор ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России.

Бояринцев Валерий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи, неотложной и экстремальной медицины ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации.

Список сокращений

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Введение

Вашему вниманию представлено учебное пособие по оказанию первой помощи. Оно предназначено как для применения в ходе учебного курса, так и для самостоятельного изучения и повторения теоретических основ оказания первой помощи. В первом случае обучающийся получает пособие в начале курса и использует его как учебный конспект. При этом у обучающегося отсутствует необходимость постоянного записывания теоретической информации (он может ограничиваться краткими пометками, либо не делать их вообще), что позволяет ему сосредоточиться на визуальной информации и практических действиях. Это повышает качество подготовки и позволяет преподавателю более эффективно использовать время, отведенное на курс.

Во втором случае обучающийся может использовать пособие через некоторое время после прохождения курса подготовки по первой помощи для того, чтобы повторить какие-либо теоретические пункты. Это может увеличивать выживаемость теоретических знаний и поддерживать готовность обучающегося к оказанию первой помощи более продолжительное время после окончания обучения.

В организованных коллективах, представители которых проходят курс обучения по первой помощи, возможна предварительная рассылка этого пособия за некоторое время (за несколько дней) до начала курса. При этом обучающиеся могут самостоятельно изучить теоретические основы оказания первой помощи. Это может позволить преподавателю сэкономить время на теоретические лекции в ходе курса, тем самым либо сократив время всего курса, либо увеличив продолжительность практических занятий. Тем самым достигается большая эффективность обучения первой помощи.

По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует примерной программе обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь и содержит исчерпывающую информацию о первой помощи, определенную действующим законодательством. Для разъяснения техники выполнения мероприятий первой помощи пособие иллюстрировано понятными и однозначными изображениями. Структура пособия позволяет легко и быстро находить необходимую информацию. Таким образом, учебное пособие является удобным и полезным инструментом, используемым для качественной подготовки по первой помощи.

Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

Организация оказания первой помощи в Российской Федерации

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).

2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.

3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).


Участники оказания первой помощи (рисунок 1) могут иметь различную подготовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказывать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.

В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия - обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.

Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.

Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи.

В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.

Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.

Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

2. Согласно ч.4 ст.31 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны; спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований; военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии; работники ведомственной охраны, частные охранники, должностные лица таможенных органов; военнослужащие органов федеральной службы безопасности, судебные приставы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники и другие лица.

Также обязанность ". принять меры для оказания первой помощи. " возникает у водителей, причастных к ДТП (п.2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации). В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч.4 ст.31 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", водитель вправе добровольно оказать первую помощь.

В связи с высокой степенью потенциального риска получения травмы на производстве, ст.228 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя при несчастном случае на производстве "немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию". Для организации оказания первой помощи при несчастном случае на производстве силами работников на работодателя возложена обязанность организовывать обучение первой помощи для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу (ст.ст.212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность "проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве" (ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Применительно к педагогическим работникам вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации дополняются положением ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогических работников).

4. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Принятие мер к оказанию первой помощи относится к обязанностям водителя в связи с ДТП, за невыполнение которых водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч.1 ст.12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В том случае, если гражданин заведомо оставил пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии без возможности получения помощи, он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.125 "Оставление в опасности" Уголовного кодекса Российской Федерации).

5. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на выживание. Уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст.39 "Крайняя необходимость" Уголовного кодекса Российской Федерации; ст.2.7 "Крайняя необходимость" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Аналогичная норма имеется и в Гражданском кодексе Российской Федерации ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), ст.1067 "Причинение вреда в состоянии крайней необходимости". Трактовка этой статьи не исключает возможности возмещения причиненного вреда, однако ". Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред". В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

6. В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п.2 ч.1 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; п."к" ч.1 ст.61 Уголовного кодекса Российской Федерации). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП в соответствии со ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.

Понятие "первая помощь"

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также - в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Виды медицинской помощи

В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий от 24 декабря 2019 г. № 1822-ПП жителям Москвы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная
доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.

2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

4. Паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная
первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, паллиативная
специализированная медицинская помощь.

5. Медицинская реабилитация.

Выделяют следующие виды медицинской помощи:

1. Первичная медико-санитарная помощь , её еще называют (амбулаторная) - является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Оказывается бесплатно в плановой и неотложной формах в поликлиниках и в условиях дневного стационара, женских консультациях, кожно-венерологических диспансерах (кроме венерических заболеваний), стоматологических поликлиниках, травматологических пунктах включая:

- посещения участковых врачей, в том числе на дому,

- консультации врачей-специалистов и диагностические исследования,

- диспансеризацию и профилактическую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь делится на:

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;

Первичную врачебная медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичную специализированную медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощи.

Показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом (в необходимых случаях – врачебным консилиумом, врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными стандартами и порядками оказания медицинской помощи).

2. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Оказывается бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными
экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания
данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации.

При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, в части оказания указанного вида медицинской помощи.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

3. Специализированная (стационарная) медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Предельный срок ожидания плановой госпитализации – не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).

При оказании медицинской помощи пациенту в стационаре предоставляются лекарственные препараты, включенные в Формулярный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с базовой и территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2019).

К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. С дополнительной информацией для жителей города Москвы об организации и порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи можно ознакомиться здесь. ( распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы от 16.10.2013 N 1153-р).

4. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

5. Медицинская реабилитация как необходимый этап лечения оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

Условия оказания медицинской помощи

В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:

Вне медицинской организации, в том числе в специализированном
транспортном средстве и во временных быстровозводимых конструкциях:

- по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

- по месту проведения профилактических прививок населению в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения заболеваемости населения гриппом;

- по месту проведения определяемых Департаментом здравоохранения города Москвы мероприятий (включая отдельные диагностические исследования) в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения таких мероприятий.

- Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.

- В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

- Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формы оказания медицинской помощи

Формами оказания медицинской помощи являются:

Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

Плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная и неотложная медицинская помощь

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Предложение оплатить гарантированную государством в качестве бесплатной медицинскую помощь, предоставляемую на условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является нарушением Ваших прав.

Обращаясь в медицинскую организацию, каждый становится пациентом. В этой связи действующее законодательство предоставляет Вам права и налагает ряд обязанностей. Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи.

Права граждан в области охраны здоровья

Право на выбор врача и выбор медицинской организации:

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации. Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья:

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Право на получение консультаций врачей-специалистов:

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Право на отказ от медицинского вмешательства:

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях:

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям:

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну:

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинском помощи:

Если вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей был причинен вред здоровью пациента или наступила смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в полном объеме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе компенсировать моральный вред. Согласно Федеральному закону и иным нормативным правовым актам отрасль здравоохранения в целом, лицензирование медицинской деятельности и система правоотношений по охране здоровья граждан построены таким образом, что в случае врачебной ошибки персонала ответственность несет медицинская организация, оказавшая некачественную медицинскую услугу. Это в определенной степени повышает шансы потерпевшего на реальное возмещение вреда.

Право на допуск адвоката или законного представителя для защиты прав:

Пациент, ослабленный человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что его законные интересы будут защищены. Одной из таких гарантий является предоставленное Федеральным законом право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя, которые имеют право свободного доступа к пациенту в период стационарного лечения. Одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему стационарной помощи в течение всего периода лечения, а при совместном нахождении с ребенком в возрасте до четырех лет (при наличии медицинских показаний — с ребенком старше данного возраста) представляются спальное место и питание. Указанное право может быть ограничено лечащим врачом, например, при карантине в отделении или пребывании пациента в отделении реанимации. В таком случае представителю пациента для получения интересующей его информации необходимо обратиться к лечащему врачу, который обязан в определенные часы принимать посетителей, и во взаимодействии с ним решать вопросы обеспечения прав доверителя или ребенка. Если действия в интересах пациента обоснованы и правомерны, все должностные лица медицинской организации обязаны отреагировать на Ваше обращение и принять меры по защите прав и интересов представляемого Вами пациента.

Право на допуск священнослужителя и на предоставление условий для отправления религиозных обрядов:

В процессе лечения и ухода пациенту особенно важна поддержка семьи, родственников и друзей, а также духовная поддержка. Исходя из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, Федеральный закон устанавливает единственное ограничение к отправлению в условиях стационара религиозных обрядов — когда такие действия нарушают внутренний распорядок, то есть препятствуют нормальному функционированию учреждения.

Федеральным законом установлено требование соблюдения медицинскими работниками этических и моральных норм. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей врача. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда.

В случае нарушения прав сам пациент или его представитель вправе обратиться жалобой к непосредственному руководителю виновного медицинского работника или иному должностному лицу медицинской организации, в которой ему оказывается медицинская помощь, в органы управления здравоохранением.

Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию — защищать Ваши законные интересы это ее обязанность.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:

  • представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  • выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

Нормативные документы

Права граждан в области охраны здоровья

Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:

Право граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации.

Право граждан на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования:

Право граждан на выбор врача:

Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи:

Читайте также: